Семья и её социальная сущность

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения. Кроме того, содержание понятий «семьи» и «брака» при некотором сходстве существенно различается: семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; брак – это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям.

Особенно велико экономическое значение семьи в области организации потребления и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.

Преобразование и укрепление брачно-семейных отношений в масштабе всего общества и создание прочной, дружной семьи в каждом отдельном случае требуют помимо желания ещё определённых знаний. Развитие семьи, как в социальном, так и в индивидуальном плане – это сложный и противоречивый процесс. Конечно, каждый человек обладает каким-то индивидуальным опытом жизни в семье, но этот не всегда совпадает с социальным опытом и данными науки, а главное – его обычно недостаёт как раз тогда, когда он особенно нужен: при вступлении в брак и в первые годы жизни молодой семьи.

Разумеется, речь идёт не о выработке каких-то правил поведения человека в браке и семье, не о мелочной опеке над личной жизнью людей, а о том, чтобы возможно полнее исследовать современные брачно-семейные отношения, закономерности и перспективы их развития.

4 стр., 1719 слов

Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку

... брак и семью (с точки зрения распределения основных ролей и функций, власти и ответственности), во взглядах современной казахстанской студенческой молодежи выявлены две основные тенденции, влияющие на их социально-психологическую готовность к браку. ...

Брак и семья выступают для каждого человека и в качестве социальной, и в качестве индивидуальной необходимости. Значит, чем больше они изучаются и в чем большей мере результаты их изучения становятся достоянием масс, тем полнее и прочнее обеспечивается свобода людей в одной из самых важных для них сфер жизни. В свою очередь степень свободы в принятии решения прямо и непосредственно определяет как степень ответственности за него, так и величину тех усилий, которые будут направлены на его реализацию.

Таким образом, научное исследование семьи, распространение социологических знаний о семье имеют не только познавательное, но и огромное нравственно-воспитательное значение, служат одним из средств формирования личности и общественных отношений.

Семья — это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. Семья оказывает самое большое влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи одновременно сказываются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически всеобъемлющий характер, ибо оно не сводится только к внушению, а включает в себя все формы воздействия на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Иными словами, развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи трудно переоценить.

Общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Она требует внимания и помощи со стороны государства в выполнении социальных функций, воспитании детей, в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий.

Все выше сказанное свидетельствует об актуальности избранной для курсовой работы темы.

Цель курсовой работы:

Раскрытие темы «Семья и её социальная сущность» заключается в наиболее детальном рассмотрении её важнейших отличительных особенностях и черт, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.

Задачи работы:

1 . описать историческое развитие семьи

2 . рассмотреть семью как социальный институт и малую социальную группу; выполнение семьей ряда функций и удовлетворяющую такие потребности общества как продолжение человеческого рода и преемственность поколений

3 .рассмотреть семью как общность, удовлетворяющую основные потребности индивидов – членов общества

Методологическая база работы

В курсовой работе использовались работы следующих авторов:

Антонов А.И., Медков М.В.

В этой книге основное внимание уделено семье как институту – тем специфическим функциям по рождению, содержанию и воспитанию детей, которые обеспечивают обществу восполнение поколений и их социализацию в конкретных исторических условиях. Точнее говоря, социетальный анализ сфокусирован на роли семейных структур в продуцировании социальных изменений и на влиянии этих изменений на осуществлении институциональных функций семьи. А также рассматривается микросоциологический анализ семьи, который призван раскрыть, как достигается воспитание членов общества в миллионах отдельных семей, спаянных не долгом перед обществом, а удовлетворением многообразных индивидуальных потребностей посредством семейного образа жизни.

6 стр., 2779 слов

Роль и функции семьи в современной жизни

... семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек; профессионализм -- родители перекладывают заботы по ... воспитательной роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально ... на семью экономического базиса общества и всего социального бытия в значительной ...

Ян Щепаньский

В одном из разделов этой книги автор даёт общую характеристику семьи. А также рассматривает две наиболее важные функции семьи, которая она выполняет в рамках более широкого общества и которая обуславливает ее социальную сущность. Семья — это группа, поддерживающая биологическую непрерывность общества и заключающая передачу культурного наследия более широких общностей в его главных чертах. Немаловажное значение уделяет структуре семьи и её внутренней организации, факторах и фазах развития.

Гидденс Энтони.

В специальных разделах этой фундаментальной работы автор делает акцент на том, что изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. Он чётко разграничивает два этих понятия, рассматривает некоторые их различия, показывает, как они могут помочь в изучении особенностей семейной жизни и брачных отношений, форм брака и развода в современном западном обществе

В курсовой работе использовались эти работы, т.к. на мой взгляд, именно эти авторы сумели наиболее четко раскрыть социальную сущность семьи, которая заключается в подробном рассмотрении её функций.

Структура работы

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В ведении представлены аргументы, подтверждающие актуальность темы. В первой главе описано развитие и изменение структуры семьи на протяжении истории. Во второй главе представлены определения «семьи» согласно Харчеву, Медкову и Яну Щепаньскому на основе их работ. В третьей главе семья рассмотрена как социальный институт и малая социальная группа, представлена структура семьи, её значение в современном обществе, описаны её функции. В заключении подтверждается то, что именно семья является основой всех социальных институтов, и когда мы говорим о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

Глава 1. Историческое развитие семьи

Семья – один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена её «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений.

В своём историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельные социальные институты и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

Согласно исследованиям ученых многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Они и сегодня встречаются у “братьев наших меньших”. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи “гаремного типа”. Праобщина наших далёких предков состояла из нескольких неустойчивых гаремных объединений. И эти гаремы время от времени перегруппировывались. Это случалось либо тогда, когда умирал глава, либо когда он в драке уступал главенство новому главе.

13 стр., 6013 слов

Удовлетворенность браком в семьях в контексте восприятия супругами друг друга

... и зарубежных исследований в области семейной психологии. Объектом исследования выступают супружеские пары. Предметом исследования является удовлетворенность браком в семьях в контексте восприятия супругами ... семьи. Крепкие, устойчивые молодые семьи закладывают основу российского общества. Каждая шестая семья в России - молодая. На долю молодых семей ... стажем супружеской жизни в обследованных разными ...

Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. В таких семьях запрещались брачные отношения внутри рода. И в дальнейшем из этой формы матриархата развился дуально-родовой групповой брак, в котором все члены одного рода имели право, и должны были вступать в брак с любыми членами второго “братского” рода: женщины первого — с мужчинами второго рода, мужчины первого — с женщинами второго и наоборот.

К концу эпохи ранне-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его “парность” была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь “дополнительных” жён и мужей. Общество же относилось терпимо как к добрачным, так и к внебрачным половым связям. К тому же, муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом и не имели общей собственности, а дети принадлежали только матери и её роду.

На смену матриархату пришёл патриархат. И непрочные парно-брачные отношения были вытеснены патриархальной семьёй, в которой супругов прочно соединяло ведение общего хозяйства. Вместе с тем возросшая роль мужчины (добытчика и главы) привела к тому, что уже не муж переселялся к жене, а жена жила у мужа.

Установление патриархата сопровождалось постепенным ухудшением семейного и общественного положения женщины. Если поначалу брачный выкуп до некоторой степени ещё напоминал традиционные подарки родне невесты, то в дальнейшем, размеры выкупа увеличились. И на женщину стали смотреть как на обычный предмет купли-продажи. Поэтому замужняя женщина должна была беспрекословно повиноваться купившей её семье: своему мужу, “старшему” и “старшей”. А если женщина хотела вернуться в родительский дом, её родственники должны были вернуть выкуп. Из-за этого развод стал для женщины практически невозможен, что не давало ей шанса вырваться из кабалы. При патриархате имущество переходило от отца к сыну, а для этого нужна была твёрдая уверенность в отцовстве, что и породило новые нормы брачной морали. Супружеская неверность жены наказывалась не только отсылкой домой или членовредительством, но даже смертью, в то время как муж продолжал пользоваться прежней сексуальной свободой. Состоятельные же люди могли позволить себе иметь наложниц. Что привело к появлению узаконенного многожёнства.

В феодальном обществе моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, желающий жениться, стремился приобрести вместе с женой и имущество, чтобы улучшить материальное положение своей семьи и усилить её влиятельность. Брак превратился в средство умножения состояния и заключался как обычное деловое соглашение – прообраз брачного контракта. В буржуазном обществе, как, впрочем, и в феодальном, характерным для семей господствующего класса было то, что зачастую оба супруга имели любовников. Материальное положение позволяло супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте “покупать” себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль прощала “ошибки” мужа, но сурово осуждала неверность жены. Правда, почти вековая борьба за равноправие полов привела к тому, что в настоящее время супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и чаще всего, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

5 стр., 2166 слов

Психология семьи и брака

... рождение и воспитание детей. Стратегия брака - всячески укреплять общий подход к образу жизни, но не вторгаться в область индивидуального творчества. Порядок в семье устанавливается как бы сам ... становится творчеством. Духовный брак - это брак соавторов. Романтический брак. Это брак вне времени и пространства, он всегда вступал, вступает, и будет вступать в конфликт с обществом, в конфликт с ...

Христианство — одна из религий, приспособленных к частнособственническим отношениям — не очень способствовало равноправию супругов. Ещё евангелисты Пётр и Павел в своём учении утверждали господство мужчин. А католические проповедники средневековья — Фома Аквинский, например — изображали женщину неполноценной и созданной лишь для похоти и вожделения. Только с распространением культа девы Марии церковь стала идеализировать женщину, да и то лишь как кающуюся грешницу и страдалицу — до равноправия было ещё очень далеко.

В недрах капиталистического общества зарождались новые семейные отношения — пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны).

Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.

Все изменения формы семьи и внутрисемейных взаимоотношений, приводящие к частным трагедиям, были отражены в литературе: от древних эпосов и мифов до современной драматургии и кино. Семейной теме посвящено большинство литературных сюжетов, которые в развлекательной форме предостерегают людей от ошибок, помогая им найти истинные ценности в жизни, главная из которых — семья.

Социалистическая семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей – это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье. А “усреднённая” забота государства о супругах и их детях, а также отсутствие здоровой конкуренции (борьбы за существование) частично погасили интерес супругов к семье и даже “размыли” смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.

Впрочем, доступно счастье и в развитых капиталистических странах, где люди среднего достатка, к которым относятся мелкие собственники, служащие и рабочие, имеют возможность вступать в равноправный брак по любви, воспитывать детей и жить в согласии и гармонии. Правда, проблем и там хватает, ведь до сих пор мало кто осознаёт истинное место супружества в жизни экономически независимых людей. Да и либерализация современного общества и уменьшение давления общественной морали на семью подготовили почву для создания альтернативных семей, что уводит людей от поисков счастья в семье обычного типа. Однако мы не отрицаем уместности создания иных форм семьи, существующих в наше время. Кому-то нужны и такие семьи, но большинство людей живут в обычных, традиционных семьях, основанных на равноправном браке двоих разнополых супругов, на взаимной любви, уважении, доверии и желании воспитать общих детей.

6 стр., 2664 слов

Реферат семья ячейка общества философия

... этом – немой свидетель. Приведу определение семьи из энциклопедического словаря : «Основанная на браке и кровном ... волнуют ваши отношения. То же самое и с ребенком. У меня, например, не повернется язык называть семьей то «общество», где муж с женой постоянно выясняют отношения, а ребенок при ...

Таким образом, основными этапами исторического развития семьи и брака являются:

первобытная орда

групповая семья

парная семья

патриархальная семья

моногамная семья

Семья как социальный институт исторически возникла на основе парного брака на определенной стадии формирования общества. На первых порах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком и семейной жизнью. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Глава 2. Понятие «семьи»

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.

Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соединить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как социальной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной деятельности или о семейном поведении, можно получить удовлетворительные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свойства семьи, брака и родства.

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее российскому социологу А.Г. Харчеву.

5 стр., 2283 слов

Зарубежный опыт социальной защиты семьи и детей

... семьи. Американская система социальной защиты имеет четко выраженные два направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Программы социального страхования обладают высоким статусом социальной ... Схожую с системой социального страхования компенсационную функцию выполняет федерально-штатная ... воспитывающие детей. Помощь семье носит комплексный характер. Такая семья, кроме ...

Главной идеей в книге А.Г. Харчева «Брак и семья в СССР» (1964) является то, что он среди социальных функций подчёркивает необходимость различать такие, которые связаны с самой её сущностью и спецификой и которые никакой другой социальный институт в данных конкретных исторических условиях выполнять не может, и такие, к выполнению которых семья лишь «приспособлена» наряду с другими социальными организациями. К первым относится собственно сама жизнедеятельность семьи, выполнение ее членами супружеских, родительских и других определяемых их семейным статусом ролей, ко вторым – такие функции, как создание и накопление собственности, представительство в экономических и юридических отношениях с государством и т.д.

Исходя из этого, Харчев А.Г. определял семью как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В этой работе он стремился подчеркнуть следующие важнейшие моменты: социально-историческую обусловленность семейных отношений и семейной организации; наличие в семье наряду с общими для всех социальных явлений черт и качеств ряда специфических особенностей (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность), то, что существование семьи и её специфическая социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с одной из двух важнейших форм производства и воспроизводства непосредственной жизни.

По оценке известного польского социолога Яна Щепаньского, жизнь семьи, фазы её развития, её структура и изменения во внутренней жизни зависят от изменений в развитии цивилизации, более широких общностей и глобального общества. Промышленная революция, согласно Щепаньскому, повлекла за собой ряд процессов, которые путём эмансипации женщин, доступа женщин к образованию и к профессиональному труду изменили их роль в семье, привели к ограничению многих функций, прежде всего экономических, и т.д. Развитие индустриального общества, изменение в демографической структуре, преобразования, происходящие в общественных классах, социальные и политические революции всегда вызывают определённые изменения в жизни семьи. Однако настойчиво повторяющиеся на протяжении последних 150 лет теории о повсеместном и принципиальном кризисе семьи, утверждающие, что в современной промышленной цивилизации семья перестаёт выполнять свои социальные функции, что она становится разлагающимся институтом, в упадке, — словом, различные катастрофические теории разложения семьи фактами не подтверждаются. Семья изменяет структуру и функции, приспосабливается к изменившемуся глобальному обществу. Эти изменения вызывают различные явления, неизвестные прежде. Однако число заключённых браков не падает ни в одной стране. Внутренние силы семьи достаточно могучи, чтобы какое-либо внешнее давление могло «уничтожить» её как институт.

8 стр., 3754 слов

Влияние воспитания в семье на самооценку ребенка

... набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, поцелуи, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания ... самооценку. Помимо действий важны слова. То, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребенка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать "путеводителем по жизни" ...

Согласно российским социологам А.И.Антонову и М.В.Медкову («Социология семьи», 1996) социальная сущность семьи заключается в выполнении ею функции воспроизводства. Воспроизводство населения характеризуется рождением индивидов, количественным замещением носителей статусов и ролей. Воспроизводство населения создаёт демографическую среду общества, тогда как социальные процессы, относящиеся к формированию и функционированию личностей, не просто поддерживают существующие структуры и институт, но и изменяют их. Эти изменения социума в свою очередь влияют на демографические процессы. То же самое относится и к семейным процессам социализации и содержания детей.

Таким образом, Антонов и Медков подчёркивают, что семья занимает ключевое положение среды социальных институтов по своей экзистенциальной сущности – по поддержанию существования членов семьи и по рождению – социализации детей. Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично соединяет существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом.

Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая их этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить её функции. С точки зрения содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются:

  • гетеросексуальная связь
  • система родственных отношений
  • обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности
  • осуществление определённой экономической деятельности.

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественно половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путём рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, её структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на её биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа , имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

5 стр., 2486 слов

Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)

... эту развивающую функцию, должны быть соблюдены определенные условия: 1) сформированность взаимоотношений детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями ...

«родители-дети»

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства — родства позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в её строгой форме. Факт одного или двух или названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине «повзросления» и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти её членов, из-за разводов и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших ещё семьями. Например, семьи молодожёнов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие «родительством» (отцовством, материнством), и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестёр.

Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов(2).

С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасмена и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен «альтернативным формам» семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству.

Глава 3.Социальное значение семьи и ее функции, Структура и функции семьи

Жизнь семьи и ее социальные функции многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и т.д.

Структура семьи

Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

формы брака

Моногамия, Полигамия, Групповой брак

экзогамией

По мере развития общества брак из преимущественно экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении её устойчивости и прочности.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, кода женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны, это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости увеличению числа разводов.

функциях семьи

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, культурного наследия, социального контроля, эмоционально-психологического стабилизатора и т.д.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это – самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей.

В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов.

Основными факторами, обусловливающими сокращение величины семьи, являются: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т.д.

Функция культурного наследия, Функция социального контроля,, Функция эмоционально-психологического стабилизатора

воспитательная функция

Воспитание ребёнка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребёнка. Возможность воспитательного воздействия на ребёнка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших го младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребёнку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требование родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определённого образа жизни и деятельности ребёнка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее средство влияния на воспитание ребёнка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для его собственного поведения.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция

Экономическая и хозяйственно бытовая функция 1

Досуговая функция

рекреативная функция

Функция духовного общения

социально-статусную функцию

сексуальной функции

Наличие указанных функций позволяет понять, что семья – это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и само место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия их существования.

Защитная функция, Функция социализации, Генеративная функция

В последнее десятилетие в Беларуси и России наблюдается снижение темпов роста численности населения, рост смертности, сокращение продолжительности жизни. В Республике Саха (Якутия) в целом общую демографическую ситуацию вполне можно рассматривать как более благоприятную по сравнению с другими российскими регионами.

На сегодняшний день существует установка на бездетность. И эта тенденция распространяется среди супругов детородного возраста, что связано, с одной стороны, с растущими экономическими трудностями, превращением ребенка “в предмет социальной роскоши”, а с другой – некоторой духовно-моральной деградацией, которая поразила современное общество, в системе ценностей которого часто – не люди, а престижные вещи, машины, породистая собака и т.д.

На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, и уровень развития здравоохранения в стране.

Гедонистическая функция , которую принято считать функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т.д. Сегодня среди грамотных людей в демократических обществах обще признано, что не удовлетворение сексуальных потребностей приводит к тяжелым переживаниям личности, к серьёзными психосоматическими расстройствам. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. «Двойная мораль» не возбраняет внебрачные контакты у мужчин, но осуждает их у женщин. Разведенные женщины оказываются в более трудном положении, чем разведенные мужчины.

В то же время поверхностное отношение к физической близости, относительно большая, чем раньше, легкость таких связей, как правило, не делают людей счастливее. Нерегулярные отношения со случайными партнерами не только лишают физическую любовь ее психологического богатства и глубины, не только оставляют ощущение тревоги и обмана, но влекут печальные криминальные или медицинские последствия.

Коммуникативная функция

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приоритетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной является биологическая (репродуктивная) функция, тогда как для пожилой пары важнее — эмоциональная.

В своём единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма многообразны.

Экономические:

  • прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды);
  • низкий уровень заработной платы или её невыплата;
  • безработица;
  • семьи пенсионеров (последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности).

Асоциальные

  • алкоголизм семьи или одного из её членов;
  • наркомания;
  • проституция.

Психологически-этические:

  • жестокость;
  • агрессивность;
  • грубость;
  • конфликтность;
  • ревность;
  • супружеская неверность;
  • эгоизм;
  • неуравновешенность характеров.

Медицинские

  • хронические инфекционные (например, туберкулёз) и венерические заболевания;
  • психические и сексуальные отклонения.

Таким образом, мы рассмотрели основные функции современной семьи и определили социальное значение семьи, которое вытекает из выполняемых ею функций.

Заключение

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей?

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Таким образом, мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyiy-status-semi/

1. Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи». М., 1996

2. Гидденс Энтони. «Социология». М., 1999

3. Грицанов А.А. «Энциклопедия по социологии». Мн., 2002

4. Елсуков А.Н. «Социология». Мн., 2000

5. Павлёнок П.Д. «Социология». М., 2002

6. Харчев А.Г. «Брак и семья в СССР». М., 1979

7. Ян Щепаньский. «Элементарные понятия социологии». М., 1969