Жизнь человека, еще начиная с самых давних времен, протекала в обществе. В узком смысле общество определяется, как некая группа людей, которые объединились между собой для выполнения совместным образом какой-то деятельности. Также целью объединения данной группы людей являлось и общение между собой, так как человек — существо социальное, которому необходимо взаимодействие с другими людьми. В широком смысле общество представляет собой часть материального мира, которое обособилось от природы, но тесно с ней связано. В таком понимании общество состоит из индивидуумов, у которых есть воля и сознание, на основании которых они взаимодействуют с другими личностями в обществе. Особое место исследованиям категории общества принадлежит науке философии. Общество, согласно философским представлениям, представляет собой динамически развивающуюся систему, которая может изменяться, но сохранять свою сущность и качественную определенность. Таким образом, всем вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Социальный организм: роли, лидеры и группы».
Объектом курсового исследования, Предметом курсового исследования
целью курсовой работы
- Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи : управление конфликт социальный общество
- В первой главе планируется осуществить исследование теоретических представлений об обществе, как о социальном организме.
- 1) рассмотреть учения об обществе в античности.
- 2) изучить понятие общества в Средние века и Новое время.
- 3) исследовать развитие научных представлений об обществе на современном этапе.
- Во второй главе необходимо провести анализ личности в социальном организме на примере предприятия ООО Батик.
- 1) дать анализ социальной роли руководителя ООО Батик.
- 2) исследовать выявление лидера на ООО Батик
- 3) изучить уровень развития социальной группы на примере ООО Батик.
- В третьей главе планируется предложить перспективы совершенствования социального организма на примере ООО Батик.
- 1) оценить конформизм, как способ совершенствования социальной группы.
- 2) исследовать повышение эффективности управления конфликтами в социальной группе ООО Батик.
Теоретическую основу
В ходе курсового исследования использовались следующие методы: анализа и синтеза, а также индукция, когда были построены обобщающие выводы на основе изученных элементов.
Малая социальная группа и ее характеристика
... социального организма, безотносительно к частным характеристикам конкретного эмпирического объекта и его отнесенности к тому или иному типу (классу) групп. За более чем столетнюю историю изучения малых групп ... непосредственно зависят результаты деятельности коллектива. Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами ...
Прикладная значимость
структуру
Глава 1. Теоретическая часть. Исследование теоретических представлений об обществе, как о социальном организме
1.1 Учения об обществе в античности
Понятие общества волновало умы еще древних мыслителей. Это продиктовано тем, что необходимость учения об обществе, как о социальном организме, давало возможность понять сущность формации общества в виде государства. Именно учения об обществе, начиная с античных времен, являлись руководством к действию правящих властей.
Первые учения об обществе появились еще в древнем мире.
Рассмотрим первую группу античных представлений об обществе — мифологические представления. Отчетливо прослеживаются две идеи:
1) идея творения — мир и общество, в частности, есть результат творения некоей третьей силы;
2) идея развития — мир и общество постепенно структурируются из хаоса в определенный порядок.
Жизнь людей рассматривается, как часть всеобщего порядка, то есть космоса. Понятие «космос», как устройство общества, впервые было введено античным философом Гераклитом. Человек и природа выступают, как единое целое. Человек является частью космоса, частью Вселенной, находится в единстве с природой. Человек не господин Вселенной, а лишь ее часть. Поэтому он должен придерживаться в своем поведении космического порядка.
Античные представления о космосе и его связи с обществом определили структуру общества древнего мира.
1. Мир богов 1. Богатые (правители)
2. Мир людей 2. Средние (военачальники)
3. Мир злых духов 3. Бедные (крестьяне, рабы)
Рассмотрим древневосточные представления об обществе, которые нашли свое отражение в философии Древнего Востока.
Проблема единства человека с природой является неотъемлемой и движущей силы развития представлений об обществе в древневосточных течениях религий: конфуцианство, буддизм, индуизм.
Конфуций (551- 479) отождествлял общество с государством. По мнению мыслителя, правильное государственное устройство — это такое сообщество, в котором высшее положение занимает обожествляемый император, а управляют «благородные мужья».
Благородными же мужьями считались люди, сочетающие в себе уникальные качества: мудрость, милосердие, терпение, тягу к знаниям, организованность, ответственность, уважение к традициям. Благородный муж — это благородный человек, то есть человек «золотой середины». В своем поведении благородный человек поступает только по «золотому принципу нравственности», который гласит так: «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» [2, с. 366]. Благородство — качество, не передающееся по наследству, а приобретаемое воспитанием.
Государство понималось Конфуцием как одна большая семья, в которой правитель — это «сын Неба», «отец и мать рода», а подданные — его сыновья[2, с. 371].
Порядок в таком государстве должен поддерживаться не принуждением, а мудрой системой законов и строгими моральными нормами.
Рассмотрим древнегреческие представления об обществе в учениях философов и мыслителей того времени.
А.Н. Радищев: Человек как часть природы
... Радищева. В многоплановой научной системе Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Общее у человека ... труде "О человеке…" Радищев стремится дать естественнонаучное обоснование идеи бессмертности человеческой ... Радищева на историю есть весьма существенные элементы диалектики. Все явления природы и развития человеческого общества ...
Платон и Аристотель были первыми мыслителями, которые фундаментальным образом рассмотрели вопросы общественного и государственного устройства.
Общество они определяют как форму совместного поселения людей. Возникает оно потому, что сообща людям легче удовлетворять свои физиологические потребности и обеспечивать безопасность. Цель государства — обеспечить внешнюю безопасность и внутренний порядок.
В своем основном труде «Государство» Платон выделяет 7 типов государственного устройства.
Первая группа — это идеальное государство. В идеальном государстве существует и идеальное общество, структура которого по Платону такова:
- философы, у которых преобладает разумная часть души. Они призваны управлять в идеальном государстве.
- воины, у которых преобладает эмоциональная часть души. Они призваны воевать и защищать государство от врагов.
- крестьяне и ремесленники, у которых преобладает вожделеющая часть души.
Они призваны создавать материальные блага, трудиться для обеспечения материального благополучия государства. [7, с. 104]
Примечательно, что Платон исключает частную собственность, так как именно она развращает нравы высшей прослойки общества.
Вторая группа — это правильное государство, которое представлено в форме монархии и аристократии.
Третья группа — это неправильное государство, которое характеризуется тиранией, олигархией, тимократией и демократией.
- тирания является самым худшим проявлением неправильного государства, когда власть сосредоточена в одних руках, и он ее использует исключительно в собственных интересах.
- олигархия проявляется в том, что власть сосредоточена в обществе нескольких немногочисленных, но могущественных знатных родов. Платон называл олигархию вырождением аристократии.
- тимократия означает власть военных, честолюбивых в корыстных интересах.
- демократия — народное представительство по Платону также являлось худшим проявлением идеального государства.
Важные выводы Платона о функционировании общества следующие:
- в обществе существует разделение труда, которое влияет на общественную жизнь;
- вследствие разделения труда человек зависит от общества;
- воспитание, религия, состояние нравственности значительно влияют на жизнедеятельность общества;
- предвосхитил учение о социальных конфликтах.
Аристотель в своем труде «Политика», считал, что в общество должно регулироваться государственной властью, посредством решения следующих задач:
- не допускать чрезмерной концентрации политической власти одним человеком;
- не допускать чрезмерного накопления имущества в одних руках, опорой государства он считал средние слои;
- держать в повиновении рабов. [1, с. 380]
Согласно Аристотелю, полития — это наилучший тип государственного управления, потому что позволяет:
- ограничивать интересы богатых;
- привлекать к участию в управлении бедные слои общества;
- средний класс, став руководящей силой, способен разрешить противоречие между чрезмерным богатством и крайней бедностью.
Аристотель в своей философии также выделял и исключительно социальные связи между индивидами, которые равны друг другу и свободны. Речь идет, например, о дружбе и взаимоподдержке. Для Аристотеля приоритетом всегда выступали индивидуальные интересы личности, что он отмечает в своем труде «Этика»: «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя».
Учение Платона о государстве и обществе
... тексты произведений Платона и книги других авторов, изучавших деятельность и мировоззрения философа, выделить и исследовать основные положения его учения о государстве и обществе, выявить влияние взглядов Платона на современную политическую науку и философию. 1. Учение Платона об обществе и государстве Платон - основатель ...
Отличие учения Аристотеля от учения Платона об обществе в том, что Аристотель рассматривает общество, как совокупность самостоятельных в относительном выражении индивидов. А Платон рассматривает общество, как целостный, неделимый организм.
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
— понятие общества волновало умы еще древних мыслителей. Это продиктовано тем, что необходимость учения об обществе, как о социальном организме, давало возможность понять сущность формации общества в виде государства. Именно учения об обществе, начиная с античных времен, являлись руководством к действию правящих властей.
— первые учения об обществе были основаны на теории единства человека и природы. Человек, является частью космоса, частью Вселенной, находится в единстве с природой. Человек не господин Вселенной, а лишь ее часть. Поэтому он должен придерживаться в своем поведении космического порядка
- идея единства человека и природы прослеживается и в учениях об обществе древневосточных философов. Общество понималось Конфуцием как одна большая семья, порядок в котором поддерживается мудрой системой законов и строгими моральными нормами.
— новый виток развития представлений об обществе получило в учениях древнегреческих философов. Платон рассматривает общество, как целостный, неделимый организм. Отличие учения Аристотеля от учения Платона об обществе в том, что Аристотель рассматривает общество, как совокупность самостоятельных в относительном выражении индивидов.
1.2 Понятие общества в Средние века и Новое время
В Средние века продолжается осмысления понятия общества и роли человека в нем.
Одним из видных мыслителей Средневековья является Аврелий Августин. Воспитанный в духе таких философских направлений, как скептицизм и неоплатонизм, постепенно, Августин становится христианином. За заслуги перед католической церковью, получил прозвище Блаженный, то есть достойный божьей благодати.
Его учение об обществе основано на том, что в обществе царит неравенство. На вершине есть Бог, который создал общество, а земная иерархия — это отражение иерархии небесной, монархом которой является Бог.
Социальная доктрина мыслителя полностью подчинена божественным представлениям о мироздании. То есть человек и Бог едины в борьбе двух «градов»: «града земного» и «града божьего». «Град земной» — это люди греховные, злые, алчные, которые в своем эгоизме позабыли о духовности. «Град божий» является лучшей частью человечества, которое смогло победить в себе пороки и свои религиозным поведением заслужили прощение у Бога. [11]
Значительное место в исследованиях сути общества занимает работы Фомы Аквинского.
Центром интересов Фомы Аквинского были духовные и социальные проблемы. В своих учениях он помещает человека в общество и государство. [10, с. 105]
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... вернёмся к развитию психики человека. Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не ... обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей ...
Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Аквинский решительно выступает против социального равенства, сословные различия он считает вечными. Согласно ему, покорность низших слоев перед господами является наивысшей добродетелью. Отсюда вытекает, что лучшая форма организации общества и государства — это монархия. Король — это отражение власти Бога на земле. Задача монарха — сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Целью и смыслом жизни является достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не монарх, а церковь. Поэтому роль Папы Римского (наместника бога на земле) выше, чем государства. [10, с. 115]
Новое время характеризуется развитием товарного производства, складывается новая экономическая жизнь. Появляется потребность в новой идеологии, которая не считает накопление богатства грехом.
В христианстве начинает складываться новое направление — протестантизм.
Новый взгляд на окружающий мир нашел свое отражение и в представлениях об обществе, его развитии и существовании. В эпоху Просвещения появляется множество различных социальных концепций, которые противоречили друг другу. Однако примечательно, что понятие общества и государства стали объяснять, не исходя из религиозных убеждений, а из естественных законов развития человека и природы.
Представителем того времени стал Никколо Макиавелли, который обозначил свои взгляды в трактате «Государь». [4, с. 252]
Согласно Макиавелли, правитель нового типа должен быть лишен моральных качеств, должен быть жестоким, хитрым и беспощадным. По сути, это деспотизм, который бесконтрольно использует свою власть. Позже в политике и политической философии возник специальный термин — макиавеллизм, означающий бесконтрольное использование власти, не подчиненной никаким моральным критериям.
Кардинальные экономические и социально-политические перемены, происшедшие в XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы, обусловили появление новых идей об обществе и его развитии. Основоположниками новых идей об обществе были английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк, французский философ Ж.-Ж.Руссо.
Рассмотрим и проанализируем их.
1) Теория общественного договора, объясняющая происхождение государства.
Томас Гоббс в своих трудах «О гражданине», «Основы естественного права и политики» определяет общество, как человеческое создание, а не божественное. А государство возникло естественным образом из того уклада жизни, который ранее существовал у людей. Государство возникло у людей, живущих разобщено и вынужденных воевать в отчаянной борьбе за выживание. В таком виде естественное состояние общества не было устойчивым, поэтому люди перешли к состоянию гражданского общества, признаком которого и явилось государство. [9, с. 105]
Государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора, в котором они отказались от прав, ведущих к «войне всех против всех». Граждане добровольно ограничили свою личную свободу, получив взамен надежную государственную защиту в лице правительства, армии, суда, полиции. Из трех форм государственного устройства — демократии, аристократии, монархии — Гоббс отдавал предпочтение последней, видя в ней наиболее полное воплощение своей модели государства.
Право, его роль в жизни общества и государства
... общества, всех лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства. Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством. ...
2) «Естественные права» людей — право на жизнь, личную свободу и частную собственность граждан.
Джон Локк в своем труде «Два трактата об управлении» выдвигает идею о том, что государство должно, прежде всего, охранять естественные права личности. [3, с. 263]
3) Идея разделения властей.
Впервые появляется идея о необходимости разделения властей с целью обеспечения прав личности наилучшим образом. Речь идет о разделении властей на законодательную (парламент), исполнительную (судебная и военная власти) и федеративную (министры и король) власть. Каждая из властей должна контролировать и ограничивать в случае необходимости действия другой ветви власти, не давая развитию произвола и деспотизма.
4) Модель развития общества и справедливого общественного устройства.
Жан-Жак Руссо, великий французский просветитель, развитие общества представлял следующим образом:
- Догосударственное «естественное состояние» людей было лишено конфликтов и противоречий; это было «счастливое детство человечества» — люди были свободны и равны.
— Развитие производства приводит к возникновению в обществе частной собственности и имущественного неравенства. Как следствие этого появляется государство и политическое неравенство. Кульминация политического развития — деспотическое государство, в котором все бесправны перед лицом деспота и тирана.
— Рано или поздно, бесправное большинство свергнет власть деспота, устранит неравенство, установит гражданский мир и приведет к необходимости заключить справедливый «общественный договор». В этом договоре будут гарантированы гражданские свободы, право собственности, принятие законов (в том числе и о высшем руководстве) общим собранием граждан.
Руссо свято верил в возможность изменить человека к лучшему, надеялся на человеческий разум и гармонизацию общества. [8, с. 263]
Таким образом, в заключении раздела можно сделать следующие выводы:
- были рассмотрены учения об обществе в Средние века и Новое время.
— в Средние века основные мысли об обществе вытекали из теологии. Социальная доктрина Аврелия Августина полностью подчинена божественным представлениям о мироздании. То есть человек и Бог едины в борьбе двух «градов»: «града земного» и «града божьего». Фома Аквинский решительно выступает против социального равенства, сословные различия он считает вечными. Согласно ему, покорность низших слоев перед господами является наивысшей добродетелью. Отсюда вытекает, что лучшая форма организации общества и государства — это монархия.
— Новое время характеризуется развитием товарного производства, складывается новая экономическая жизнь. Появляется потребность в новой идеологии, которая не считает накопление богатства грехом. Согласно Макиавелли, правитель нового типа должен быть лишен моральных качеств, должен быть жестоким, хитрым и беспощадным. По сути, это деспотизм, который бесконтрольно использует свою власть.
— Томас Гоббс определяет общество, как человеческое создание, а не божественное. А государство возникло естественным образом из того уклада жизни, который ранее существовал у людей. Люди добровольно ограничили свою свободу, взамен получив государственную защиту. Джон Локк выдвигает идею о том, что государство должно, прежде всего, охранять естественные права личности.
— Жан Жак Руссо утверждал, что угнетенное большинство свергнет деспота, установит гражданское равенство. Великий философ свято верил в возможность изменить человека к лучшему, надеялся на человеческий разум и гармонизацию общества.
1.3 Развитие научных представлений об обществе на современном этапе
Достижения в области естественных наук в 19 веке способствовали развитию углубленных знаний об обществе, появлению новых направлений в обществознании, которые продолжали развиваться и сохранять свое значение и в 20 веке.
В 19 веке формируется наука об обществе — социология. Основоположником такого формирования стал мыслитель О. Конт. Согласно его учениям, общество представляет собой прогрессивно развивающийся организм. Именно такое представление об обществе стало фундаментом для дальнейшего развития не только социологии, но и других общественных наук.
Созданная в середине 19 века марксистская теория общественного развития, объясняющая все феномены общества экономическими процессами и внутренними противоречиями жизни общества. Данная теория и на сегодняшний день остается одна из самых влиятельных направлений социальной мысли. [5]
Во второй половине 20 века И. Пригожиным формируется наука синергетика — наука о наиболее общих закономерностях развития и самоорганизации сложных систем. Общество как раз и являлось данной сложно системой. Тем самым на новом витке развития науки происходит как бы возвращение к представлениям древних о едином «космосе».
20 век был насыщен событиями. Две мировые войны, создание ядерного оружия, распад мира на социализм и капитализм требовало нового подхода к представлению об обществе и путях его дальнейшего развития.
Одним из центральных вопросов, который занимал и занимает философов, социологов, политологов, можно сформулировать так: что лежит в основе изменений общественной жизни, преобразования в каких сферах оказывают решающее значение на сдвиги в других областях?
В 20 веке получает распространение направление технократизм. В его основу положена идея, что развитие общества определяет техника и производственные технологии. Дж. Гэлбрейт, представитель данного направления, считает двигателем развития общества — развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами).
Такой процесс, по его мнению, происходит и при капитализме, и при социализме, которое в будущем позволит создать смешанное общество.
Однако исторические реалии вновь подтверждают тот факт, что в основе развития общества лежит не только технический прогресс, а и духовное развитие, уровень духовной культуры.
М. Вебер ввел в науку понятие «ценность». Его учения основаны на следующих тезисах. Что является добром и злом, красивым или безобразным, полезным и бесполезным, определяется интересом конкретной исторической эпохи. При изменении исторической действительности изменяются и ценности общества. Макс Вебер прослеживал связь между потребностями общества и господствующими в нем ценностями. [6, с. 205]
Русский социолог Питирим Сорокин считал, что существуют три основных ценности:
- Ценность познания — Истина,
- Ценность эстетического удовлетворения — Красота,
- Ценность морали — Добро. [22, с. 321]
Все эти ценности присутствуют в любом обществе, однако в конкретную историческую эпоху на первый план выходит какая-то одна из них. Переход от одной ценности к другой в обществе называется культурным сдвигом. Именно культурный сдвиг и порождает глобальный кризис во всех сферах жизни человека: экономической, культурной и политической. Общество будущего, по мнению Сорокина, будет основано на всех трех ценностях, которые соединяться в одну глобальную ценность — Пользу.
Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующему выводу:
- было исследовано развитие научных представлений об обществе на современном этапе.
— в 19 веке формируется наука об обществе — социология. Основоположником такого формирования стал мыслитель О. Конт. Согласно его учениям, общество представляет собой прогрессивно развивающийся организм. Именно такое представление об обществе стало фундаментом для дальнейшего развития не только социологии, но и других общественных наук.
— в 20 веке получает распространение направление технократизм. В его основу положена идея, что развитие общества определяет техника и производственные технологии. Однако история вновь доказывает, что в основе развития общества лежит не только технический прогресс, а и духовное развитие, уровень духовной культуры. М. Вебер ввел в науку понятие «ценность».
- русский социолог Сорокин утверждает, что общество основано на трех ценностях: истина, красота и добро.
В первой главе данной курсовой работы были исследованы теоретические представления об обществе, как о социальном организме.
— понятие общества волновало умы еще древних мыслителей. Это продиктовано тем, что необходимость учения об обществе, как о социальном организме, давало возможность понять сущность формации общества в виде государства. Именно учения об обществе, начиная с античных времен, являлись руководством к действию правящих властей.
— первые учения об обществе были основаны на теории единства человека и природы. Человек, является частью космоса, частью Вселенной, находится в единстве с природой. Человек не господин Вселенной, а лишь ее часть. Поэтому он должен придерживаться в своем поведении космического порядка
- идея единства человека и природы прослеживается и в учениях об обществе древневосточных философов. Общество понималось Конфуцием как одна большая семья, порядок в котором поддерживается мудрой системой законов и строгими моральными нормами.
— новый виток развития представлений об обществе получило в учениях древнегреческих философов. Платон рассматривает общество, как целостный, неделимый организм. Отличие учения Аристотеля от учения Платона об обществе в том, что Аристотель рассматривает общество, как совокупность самостоятельных в относительном выражении индивидов.
- были рассмотрены учения об обществе в Средние века и Новое время.
— в Средние века основные мысли об обществе вытекали из теологии. Социальная доктрина Аврелия Августина полностью подчинена божественным представлениям о мироздании. То есть человек и Бог едины в борьбе двух «градов»: «града земного» и «града божьего». Фома Аквинский решительно выступает против социального равенства, сословные различия он считает вечными. Согласно ему, покорность низших слоев перед господами является наивысшей добродетелью. Отсюда вытекает, что лучшая форма организации общества и государства — это монархия.
— Новое время характеризуется развитием товарного производства, складывается новая экономическая жизнь. Появляется потребность в новой идеологии, которая не считает накопление богатства грехом. Согласно Макиавелли, правитель нового типа должен быть лишен моральных качеств, должен быть жестоким, хитрым и беспощадным. По сути, это деспотизм, который бесконтрольно использует свою власть.
— Томас Гоббс определяет общество, как человеческое создание, а не божественное. А государство возникло естественным образом из того уклада жизни, который ранее существовал у людей. Люди добровольно ограничили свою свободу, взамен получив государственную защиту. Джон Локк выдвигает идею о том, что государство должно, прежде всего, охранять естественные права личности.
- Жан Жак Руссо утверждал, что угнетенное большинство свергнет деспота, установит гражданское равенство. Великий философ свято верил в возможность изменить человека к лучшему, надеялся на человеческий разум и гармонизацию общества.
- было исследовано развитие научных представлений об обществе на современном этапе.
— в 19 веке формируется наука об обществе — социология. Основоположником такого формирования стал мыслитель О. Конт. Согласно его учениям, общество представляет собой прогрессивно развивающийся организм. Именно такое представление об обществе стало фундаментом для дальнейшего развития не только социологии, но и других общественных наук.
— в 20 веке получает распространение направление технократизм. В его основу положена идея, что развитие общества определяет техника и производственные технологии. Однако история вновь доказывает, что в основе развития общества лежит не только технический прогресс, а и духовное развитие, уровень духовной культуры. М. Вебер ввел в науку понятие «ценность».
- русский социолог Сорокин утверждает, что общество основано на трех ценностях: истина, красота и добро.
Глава 2. Аналитическая часть. Анализ личности в социальном организме на примере предприятия ООО Батик
2.1 Анализ социальной роли руководителя на предприятии ООО Батик
Социальная роль — это те определённые действия, которые должен совершать индивид или группа в соответствии с тем или иным социальным статусом.
Наличие у каждого субъекта общества социальной роли необходимо, так как они дают возможность взаимодействовать с большим количеством людей без получения всеобъемлющей информации о данном человеке. Когда человек видит перед собой врача или полицейского, то у него возникают определенные ожидания в отношении него. Это значительно упрощает и облегчает жизнь, способствует установлению порядка.
Каждый человек может одновременно играть несколько видов социальных ролей. Например, мужчина в семье играет социальную роль заботливого мужа и хорошего отца, в мужской компании — социальную роль друга, на работе — строгого начальника. Чем больше у человека возможностей играть социальные роли, тем богаче и разнообразнее его жизнь. А если у человека ограниченное количество социальных ролей или же одна, то речь идет о психологической патологии для данного человека, в первую очередь, характерна сильная изоляция от общества.
Рассмотренный тезис лежит в основе теории социальных ролей, предложенных Мертоном. [15, с. 52]
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:
1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности.
2. Способ получения: предписанные и завоеванные.
3. Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть — размыта.
4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная.
5. Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная роль состоит:
1. Ролевого ожидания.
2. Исполнения этой роли.
Выделяют такие роли руководителя, как наставник, фасилитатор, продюсер, директор, координатор, контролер, новатор, посредник.
На предприятии ООО Батик руководитель играет роль фасилитатора. Он старается воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживаeт межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, участия в решении проблем коллектива.
Преимущества такого подхода — способность улаживать конфликты, организовывать общую работу привлекать людей к участию в принятии решений.
Недостатки такого подхода — слишком много непродуктивных групповых решений, много совещаний.
Однако в процессе взаимодействия социальных ролей личностей может возникнуть ролевой конфликт. Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, когда индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, в которой личность не в состоянии выполнить свою социальную роль и требования, от нее ожидаемые.
Рассмотрим пример.
В канун новогодних праздников начальнику отдела прогнозирования было поручено спланировать объем продаж в эти дни, чтобы иметь ввиду количество необходимых закупок. Задание руководителя было выполнено. Однако после прохождения праздников на складах осталась масса товаров, которые таки и не были реализованы вопреки установленным прогнозам. Руководитель организации стал искать ответственное лицо за произошедшее.
Конфликт налицо: виноват начальник отдела прогнозирования, который неправильно спрогнозировал объем продаж или виноват начальник отдела маркетинга, который не смог должным образом осуществить предпраздничные продажи.
Руководитель организации мог применить тактику игнорирования конфликта, в надежде, что участники конфликта решат его между собой. Однако руководитель организации принял решение найти компромисс в решении данного конфликта.
Найденное решение данного конфликта состояло в следующем. На остатки товара на складах организации была снижена цена. Прибыль организации в торговой наценке состояла уже не 20%, а 15%. Снижение цены привлекло к себе не только розничных покупателей, но и оптовых покупателей. Таким образом, снижение цены позволило избавиться от затоваривания на складе за неделю. Конечно, организация недополучила 5% от всей суммы проданных остатков товара. Однако такой подход позволил избежать еще больших убытков в будущем.
Что касается виновных и ответственных лиц, то руководитель организации принял решение о лишении премии и начальника отдела прогнозирования, и начальника отдела маркетинга. Причина такого решения основывалась на том, что начальник по прогнозированию и начальник отдела маркетинга должны были взаимодействовать между собой еще до составления прогноза.
Таким образом, в данном случае конфликт решился с активным участием руководителя организации. Был найден компромисс, и конфликт был решен.
В заключении раздела можно прийти к следующим выводам:
- социальная роль — это такие действия индивида или группы, которые он совершает в силу своего социального статуса.
- в процессе взаимодействия социальных ролей личностей может возникнуть ролевой конфликт. Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, в которой личность не в состоянии выполнить свою социальную роль и требования, от нее ожидаемые.
- была проанализирована социальная роль руководителя на примере предприятия ООО Батик.
2.2 Выявление лидера на предприятии ООО Батик
Лидерство представляет собой доминирование одних членов группы над другими. Лидер оказывает существенное влияние на развитие того социального организма, в котором он проявил себя.
Выявление лидера в коммерческом отделе предприятия ООО Батик позволит применение так называемой социометрической техники, разработанной Дж. Морено. Данная социометрическая техника используется для диагностики межличностных отношений с целью их анализа и, в случае необходимости, их улучшения.
Рассмотрим, каким образом на предприятии осуществляется общая схема действий при социометрическом исследовании по технике Дж. Морено. Основным недостатком данной методики является отсутствие анонимности. Вследствие этого необходимость открыто заявить о своих антипатиях и симпатиях к другим членам может вызвать недовольство и неискренность со стороны участников опроса, и даже вызвать отказ от опроса.
Поэтому исследование специалистом экспериментатором будет проводиться устно. Вопросы заносятся в специальные социометрические карточки, на которых все сотрудники обязаны ответить. В социометрическую карточку заносятся два типа вопросов по два вопроса в каждом. Следует отметить, что на каждого сотрудника заводится отдельная социометрическая карточка, которая заполняется экспериментатором в ходе проведения устного опроса.
Социометрическая карточка состояла из следующих вопросов. Все вопросы условно разбиты на две группы. Первая группа касается симпатий и антипатий касательно работы, вторая группа касается симпатий и антипатий касательно проведения досуга или свободного времени.
Таблица 1
Социометрическая карточка для устного опроса при исследовании социально — психологического климата в трудовом коллективе организации ООО Батик
№ |
Вид |
Вопросы и критерии |
Выбор участника эксперимента |
|
1 |
Работа |
А) Кого бы Вы хотели видеть своим начальником? |
+3+2+1 |
|
2 |
Б) Кого бы Вы не хотели видеть своим начальником? |
-3-2-1 |
||
3 |
Свободное время и досуг |
А) Кого бы вы хотели пригласить в поездку на море? |
+3+2+1 |
|
4 |
Б) Кого бы вы не хотели пригласить в поездку на море? |
-3-2-1 |
||
Для того, чтобы опрос был более точным и сводился к минимуму случайный выбор, необходимо вводить социометрическое ограничение. Определение различных выборов и их числа проводится при помощи специальной таблицы.
Таблица 2
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп |
Социометрическое ограничение d |
Вероятность случайного выбора P(A) |
|
5-7 |
1 |
0,20-0,14 |
|
8-11 |
2 |
0,25-0,18 |
|
12-16 |
3 |
0,23-0,19 |
|
17-21 |
4 |
0,22-0,19 |
|
22-26 |
5 |
0,22-0,19 |
|
27-31 |
6 |
0,22-0,19 |
|
Социометрическое ограничение зависит от того, какой численности группа сотрудников, участвующих в эксперименте. В эксперименте, который проводится в анализируемой нами организации ООО Батик, участвуют 10 сотрудников, поэтому социометрическое ограничение для данной группы составит 2. Проведя данное исследование и предоставив возможность каждому сотруднику ответить на вопросы в социометрической карточке, обобщим данные, полученные в ходе исследования. Обработку результатов исследования также представим в виде таблицы.
Таблица 3
Обработка результатов социометрического исследования социально — психологического климата в трудовом коллективе организации
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
+1 |
+2 |
+3 |
-1 |
|||||||
2 |
+1 |
+3 |
+2 |
||||||||
3 |
-1 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||
4 |
+2 |
+1 |
+3 |
||||||||
5 |
+2 |
+1 |
+3 |
-3 |
-2 |
||||||
6 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+3 |
|||||||||
8 |
+1 |
+3 |
+2 |
||||||||
9 |
+2 |
+1 |
+3 |
-1 |
|||||||
10 |
+2 |
+1 |
+3 |
-1 |
|||||||
Выбор |
4 |
9 |
4 |
13 |
12 |
0 |
0 |
3 |
2 |
-4 |
|
Таким образом, была построена простейшая социометрическая матрица. Для более сжатого отображения информации с целью ее более широкого охвата, данные в таблицы были зашифрованы в виде цифр. Поэтому ниже представим расшифровку фамилий сотрудников, которые в таблице отображены под определенными номерами.
1 — Иванченко
2 — Петренко
3 — Михайлов
4 — Давыдова
5 — Алексова
6 — Филиппенков
7 — Муромский
8 — Ковалев
9 — Бегунова
10 — Молчанова
Как было сказано выше, результаты выборов сотрудников организации заполняются в социометрическую матрицу согласно указанным условным обозначениям. Следует отметить, что в социометрической матрице результаты по разным критериям заполняются в отдельности по деловым и личным характеристикам.
По вертикали и по горизонтали отмечаются номера, которые соответствуют определенной фамилии из всех членов группы, расшифровка которых представлена ниже социометрической матрицы. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый сотрудник, участвующий в эксперименте, в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого каждый сотрудник, участвующий в эксперименте, не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Для того, чтобы определенным образом интерпретировать полученные результаты исследования социально — психологического климата в организации, необходимо подсчитать алгебраическим образом сумму по вертикали каждым членом группы выборов (сумма выборов).
Следует отметить, что ответы со знаком + — это свидетельство положительного выбора, а ответы со знаком — свидетельство отрицательного выбора.
Проанализировав данные, составим своеобразный рейтинг симпатий сотрудников организации.
Давыдова — 13 баллов
Алексова — 12 баллов
Петренко — 9 баллов
Иванченко и Михайлов — по 4 балла
Ковалев — 3 балла
Бегунова — 2 балла
Филиппенков и Муромский по 0 баллов
Молчанова получила -4 балла.
Анализ суммы выбора в социометрической матрице дает достаточно наглядную картину межличностных взаимоотношений в группе сотрудников организации. Наибольшей популярностью пользуется сотрудница Давыдова, которая в общем опросе набрала 13 баллов. Если вернуться к социометрической матрице, то в счет данного сотрудника никто не сделал отрицательный выбор. Это говорит о том, что в коллективе у данного сотрудника достаточно хорошая ситуация, основанная на реальном уважении со стороны сотрудников и коллег. Однако у Давыдовой есть конкурент в части завоевания доверия у потребителей. Это сотрудник Алексова, которая набрала 12 баллов. Если вернуться к социометрической матрице, то в счет данного сотрудника также никто не сделал отрицательный выбор. Это говорит о том, что в коллективе и у данного сотрудника достаточно хорошая ситуация, основанная на реальном уважении со стороны сотрудников и коллег.
Петренко набрал лишь 9 баллов, что свидетельствует о неравнозначных мнениях коллег. Сотруднику Давыдовой Петренко очень импонирует, а вот Молчанова не хотела бы с ним ни работать, ни проводить свободное время.
Иванченко, Михайлов, Королева и Бегунова не пользуются сильным влиянием в коллективе, так как набрали всего лишь по 2-4 балла.
Сотрудником, с которым никто из коллектива не испытывает особого желания поддерживать межличностные отношения и общение, является сотрудник Молчанова. Она набрала -4 балла.
Таким образом, изучив социально — психологический климат в организации ООО Батик посредством построения социометрической матрицы, придем к выводу, что в организации двое сотрудников борются за звание неформального лидера. Это сотрудницы Давыдова и Алексова. Следует отметить, что они не являются официальными руководителями в подразделениях организации и в целом по организации. Они обычные рядовые сотрудники, которые, однако, отличаются различными познаниями в различных сферах жизни общества, а также притягательной харизмой. Руководству организации необходимо проанализировать данный феномен образования в организации неформального лидера и превратить его в свои союзники. Только так можно нейтрализовать отрицательное влияние неформального лидера.
В заключении раздела можно отметить следующее:
- лидерство представляет собой доминирование одних членов группы над другими. Лидер оказывает существенное влияние на развитие того социального организма, в котором он проявил себя.
- был выявлен лидер на предприятии ООО Батик при помощи социометрической матрицы.
2.3 Определение уровня развития социальной группы предприятия ООО Батик при помощи теста Пульсар
Следующим этапом анализа является проведение теста ПУЛЬСАР. Данный тест позволяет оценить социально — психологический уровень развития группы на основе анализа ее социально-психологических состояний и для прогнозирования успешности ее деятельности. Для проведения данного тестирования ПУЛЬСАР необходимо представить сотрудникам, которые участвуют в эксперименте вопросник. Он состоит из 4 состояний группы, каждая из которых подразделяется на 4 содержательных характеристики коллектива. В бланке ответов участникам эксперимента предлагается поставить балл от 1 до 12, который, по их мнению, соответствует развитию данного состояния в коллективе организации.
Состояние 1. Подготовленность к деятельности.
А) Все члены коллектива глубокие профессионалы в своей области. Они успешно реализуют на практике свои профессиональные качества и достижения. Это способствует тому, что у каждого сотрудника высокий профессиональный авторитет. Это ведет к росту показателей эффективности работы коллектива.
Б) Большинство членов коллектива имеют высокую профессиональную подготовку. Однако они и дальше стремятся развиваться и повышать уровень своего профессионального развития и мастерства.
В) В коллективе есть неквалифицированные работники, которые обладают, однако, высоким самомнением. Это наносит ущерб профессиональной репутации коллектива.
Г) Большинство членов коллектива — это непрофессиональные дилетанты, которые не могут выполнить элементарные задания. Не могут квалифицированно выполнить свои должностные обязанности.
Таблица 4
Структура ответов по данному состоянию коллектива сотрудников организации
Информация |
Ответ А |
Ответ Б |
Ответ В |
Ответ Г |
|
варианты |
12 11 10 |
9 8 7 |
6 5 4 |
3 2 1 |
|
ответы |
0 |
2 |
6 |
2 |
|
Состояние 2. Направленность
А) Коллектив объединен общей целью деятельности. В коллективе сильны традиции, нормы поведения, которые основываются на взаимном уважении и соблюдении нравственных ценностей.
Б) Перед коллективом стоит общая задача. Каждый сотрудник удовлетворять свои интересы в ходе решения общей коллективной задачи. В коллективе действуют взаимовыгодные нормы поведения.
В) Каждый член коллектива руководствуется только своими целями, которые не зависят и не имеют ничего общего с общей целью организации.
Г) Коллектив существует лишь формально. Цели организации входят в противоречие с индивидуальными, часто эгоистическими целями членов коллектива.
Таблица 5
Структура ответов по данному состоянию коллектива сотрудников организации
Информация |
Ответ А |
Ответ Б |
Ответ В |
Ответ Г |
|
варианты |
12 11 10 |
9 8 7 |
6 5 4 |
3 2 1 |
|
ответы |
0 |
1 |
8 |
1 |
|
Состояние 3. Организованность.
А) Коллектив способен самостоятельно организовывать как работу, так и досуг. Отношения строятся на принципах взаимной помощи, доброжелательности и сотрудничества.
Б) Коллектив пытается самостоятельно организовать свою работу, но это получается не всегда эффективно.
В) При попытках организовать что — либо в коллективе возникает много суеты, спросов и даже конфликтов.
Г) В коллективе преобладает соперничество, агрессия, подавление личности. Поэтому ни о какой-то эффективной организации труда и досуга не может быть и речи.
Таблица 6
Структура ответов по данному состоянию коллектива сотрудников организации
Информация |
Ответ А |
Ответ Б |
Ответ В |
Ответ Г |
|
варианты |
12 11 10 |
9 8 7 |
6 5 4 |
3 2 1 |
|
ответы |
0 |
4 |
5 |
1 |
|
Состояние 4. Активность.
А) Все члены коллектива организации люди энергичные и активные, самоотверженные и заинтересованные в эффективной работе на идейном уровне. Они отзывчивы на просьбы, которые касаются улучшения работы организации, помогают друг другу.
Б) Большинство членов коллектива энергичные, и заинтересованы в эффективной работе организации в целом.
В) Большинство членов коллектива пассивны, и не желают участвовать в общей работе организации.
Г) Коллектив думает только о собственных интересах, поэтому организовать собственное дело практически невозможно.
Таблица 7
Структура ответов по данному состоянию коллектива сотрудников организации
Информация |
Ответ А |
Ответ Б |
Ответ В |
Ответ Г |
|
варианты |
12 11 10 |
9 8 7 |
6 5 4 |
3 2 1 |
|
ответы |
0 |
1 |
8 |
1 |
|
Средняя оценка состояния коллектива составляет 5-6 баллов. Это говорит о том, что группа недостаточно зрелая и развитая.
Таким образом, в заключении можно отметить следующее:
— было проведено практическое исследование социально-психологического климата в организации на основе теста Пульсар. Было выяснено, что коллектив организации достаточно конфликтный, не всегда способен справиться с поставленными задачами, а также эффективно их выполнить.
Во второй главе данной курсовой работы был проведен анализ личности в социальном организме.
- социальная роль — это такие действия индивида или группы, которые он совершает в силу своего социального статуса.
- в процессе взаимодействия социальных ролей личностей может возникнуть ролевой конфликт. Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, в которой личность не в состоянии выполнить свою социальную роль и требования, от нее ожидаемые.
- была проанализирована социальная роль руководителя на примере предприятия ООО Батик.
- лидерство представляет собой доминирование одних членов группы над другими. Лидер оказывает существенное влияние на развитие того социального организма, в котором он проявил себя.
- был выявлен лидер на предприятии ООО Батик при помощи социометрической матрицы.
— было проведено практическое исследование социально-психологического климата в организации на основе теста Пульсар. Было выяснено, что коллектив организации достаточно конфликтный, не всегда способен справиться с поставленными задачами, а также эффективно их выполнить.
Глава 3. Практическая часть. Перспективы совершенствования социального организма на примере предприятия ООО Батик
3.1 Конформизм, как способ совершенствования социальной группы
Конформизм является мощным способом развития и совершенствования социальной группы, при условии, что все члены коллектива без возражений принимают данный метод. Конформизм представляет собой безоговорочное принятие членами коллектива существующего порядка вещей, господствующих в группе мнений, приспособление к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий. Также важнейшим условием развития группы при конформизме является наличие у лидера правильных моральных ценностей, его благие намерения. В противном случае группа пойдет по пути деструктивного развития.
В результате конформизма формируется групповое единомыслие. Данное единомыслие основано на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление и поддержке общего мнения с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную точку зрения, каждый полагает, что все думают одинаково.
Для развития коллектива конформизм имеет положительные стороны:
- обеспечивает выживаемость в критические моменты, облегчает организацию совместной деятельности людей,
— избавляет от раздумий, как себя вести, придавая поведению стандартность в обычных ситуациях и предсказуемость в нестандартных, облегчает интеграцию индивида в коллективе Латфуллин, Г.Р. Теория организации: Учебник для бакалавров — Люберцы: Юрайт, 2016. — С. 265..
Конформизм обеспечивает сплоченность коллектива.
Конформизм придает коллективу во многом свое «лицо», поскольку все его члены строго придерживаются совместно выработанной системы общих ценностей и норм, которая создается на основе ассимиляции и приспособления того, что привносит в «общую копилку» каждый.
Нормами поведения в такой социальной группе являются неписаные правила и требования к поведению. Данные нормы поведения создают групповое давление, которое реализует контроль за поведением каждого индивида в группе.
Удачная комбинация конформизма и незначительного расхождения во взглядах членов социальной группы дают возможность группе развиваться с прогрессирующей эффективностью, постоянно наращивая собственный опыт и потенциал, что по сути есть явление положительное.
Примером может послужить опыт московского предприятия «Информтехника», основной деятельностью которой являлось создание отечественных профессиональных информационных технологий.
Но внезапно руководитель фирмы Андрей Колесников внезапно обнаружил, что внутри коллектива фирмы все чаще происходят конфликты. Стало понятно, что необходимо перестраивать структуру фирмы и вырабатывать адекватную идеологию.
Андрей Колесников принял решение организовать своеобразную команду идеологов-начальников, на которых бы ориентировался весь персонал. И это ему удалось. Набрав управленческую команду из настоящих фанатиков своего дела, он добился того, что в настоящее время любой сотрудник фирмы, выполняющий даже самую рутинную работу, гордится компанией, в которой он работает.