Социальная инфраструктура современного российского города

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует более глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.

Научно-технический и социальный прогресс значительно актуализирует необходимость комплексного решения социально-экономических проблем. Резко усиливается взаимовлияние экономических и социально-политических процессов. В полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В значительной мере возрастает необходимость учета человеческого фактора во всех сферах общественной жизни. Вот почему вопросы социального развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов — все это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М., 1980. С. 213-214.

Цель работы — исследовать состояние социальной инфраструктуры современного российского города, проследить перспективы развития сельского хозяйства на примере Владимирской области Меленковсого района.

Объект исследования — социальная инфраструктуры современного российского города.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть генезис понятия «инфраструктура».

2. Исследование проблем инфраструктуры.

3. Рассмотреть состав и структура социальной инфраструктуры.

4. Изучить развитие социальной инфраструктуры.

5.Проанализировать состояние и развитие агропромышленного комплекса на примере Владимирской области.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социальной инфраструктуры

1.1 Генезис понятия «инфрастуктура»

Вопросы взаимосвязи и взаимовлияния экономических и социальных факторов всегда были предметом пристального внимания. Видное место среди них занимают проблемы развития такого общественного явления как «инфраструктура». Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению процесса функционирования инфраструктуры, необходимо уточнить само понятие «инфраструктура».

5 стр., 2174 слов

Развитие социально-трудовых отношений в современной России

... становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда. Развитие социально-трудовых отношений в ...

Появление новых понятий в истории научной мысли не является неким заранее заданным результатом. «…Понятия выступают как логические средства систематизации результатов взаимодействия объекта и субъекта познания (материально-практических и теоретических взаимосвязей), являясь, в конечном счете, отражением и представлением сущности вещей и процессов материального мира». Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., 1975. С. 256-258.

Формирование любого понятия, в том числе понятие «инфраструктура», связано с развитием общественной практики и науки, с ее более глубоким проникновением в закономерности общественного развития.

Так, условия эффективной организации производства стали предметом специального научного анализа в конце XIX — начале XX в. Различные обоснования роли условий эффективного функционирования производства были осуществлены немецкими экономистами, разрабатывавшими проблемы рационального размещения производительных сил. Однако на том этапе изучение в основном свелось к накоплению эмпирических наблюдений и составлению отдельных практических рецептов размещения промышленных предприятий.

Одновременно с первыми научными разработками условий экономического развития был осуществлен анализ материальных условий деятельности человека не только в сфере производства, но и в других сферах общественной жизни.

Длительное время (практически в течение всей первой половины XX в.) представления об общих условиях эффективного развития материального производства и социальной жизни развивались параллельно. Соответственно этому появлялись, с одной стороны, идеи относительно условий развития промышленного, сельскохозяйственного производства, строительства, связанные прежде всего с обоснованием принципов функционирования таких отраслей, как транспорт и связь. В результате в 50-х годах вышли специальные работы (Р. Нурксе, П. Розенштейна-Родана, А. Хиршмана, А. Янгсона и др.), авторы которых предприняли попытку обосновать роль и значение инфраструктуры для эффективного функционирования производства. С другой стороны, в работах демографов, социологов, архитекторов содержался анализ и обобщение практики создания материальных условий не только для трудовой, но и для других форм деятельности людей.

Следует отметить, что к моменту появления самого термина «инфраструктура» произошло сближение этих двух линий, результатом чего явилось представление об инфраструктуре как о едином комплексе соответствующих условий. Сам термин «инфраструктура» появился в экономической литературе в конце 40 — x годов. Он заимствован из военного лексикона, где обозначает комплекс сооружений, объектов, обеспечивающих действия вооруженных сил.

Уже в 50-х годах американский экономист Розеиштейн-Родан объяснял инфраструктуру как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

В российской научной литературе на роль таких элементов производительных сил, как транспорт, связь, создающих общие условия функционирования производства, впервые обратили внимание ученые-экономисты С.Г. Струмилин, Г.М. Кржижановский, В.В. Куйбышев, И.Г. Александров.

24 стр., 11543 слов

«Совершенствование государственного управления по созданию условий ...

... пути повышения эффективности деятельности государственных органов управления Ульяновской области в сфере физической культуры и спорта и разрабатываются мероприятия по совершенствованию государственного управления по созданию условий для развития физической ... на экономику всего государства и общественной жизни. Спорт, культура физического воспитания – это не только здоровье нации, но и укрепление ...

1.2 Исследование проблем инфраструктуры

Рассмотрению некоторых проблем инфраструктуры посвятили свои исследования и географы, начиная с Н.Н. Колосовского, который в работе «Теория экономического районирования» обосновал территориальную организацию производительных сил и высказал ряд интересных предложений о комплексе условий, обеспечивающих эффективное развитие общественного производства. Определенный вклад в разработку проблем инфраструктуры внесли урбанисты и архитекторы своими разработками генеральных планов развития городов и районных планировок. В их трудах была освещена роль условий жизни в системах расселения, показано их влияние на повседневную деятельность людей.

Развитие инфраструктуры исследовалось в работах ученых, изучающих проблемы размещения производительных сил, территориального планирования и непроизводственной сферы: А.Н. Алымова, М.К. Бандмана, Д.В. Белорусова, В.А. Жампна, В.П. Красовского, А.И. Кочерги, И.И. Панфилова, В.А. Сенникова, М.В. Солодкова и др.

Однако и до сих пор в литературе нет единого мнения по вопросам о сущности инфраструктуры, ее функциях, роли и месте в жизни общества.

Первые российские исследователи, которые выделили инфраструктуру в качестве самостоятельного объекта исследования, прежде всего обратили внимание на то, что она предназначена обеспечивать условия эффективного развития материального производства. Так, только к производственным задачам сводил задачи инфраструктуры С.А. Хейнман, имея в виду под ней «комплекс отраслей, обслуживающих материальное производство».

Следует сказать, что на этом этапе разработки научной теории инфраструктуры изучаемое явление мыслилось еще как некая нерасчлененная внутри целостность. Лишь несколько позже А.Е. Пробст определил инфраструктуру как базу для дальнейшего хозяйственного освоения территории, для развития всех отраслей хозяйства.

Постепенно и среди других ученых получила большое распространение трактовка инфраструктуры не только как условий развития и функционирования материального производства, но и как условий эффективного решения важных социальных задач развития общества. Так, Л. Абалкин, Г. Григорян, В. Мотылев рассматривают инфраструктуру в качестве совокупности «обслуживающих отраслей общего пользования (энергетика, транспорт, связь, научные учреждения, общее и профессиональное образование)». С.А. Дебабов определил инфраструктуру как «сочетание созданных на территории региона хозяйственных объектов (основных фондов) и проводимых инженерно-технических мероприятий для обеспечения материального производства и нормальных условий проживания населения. Рассматривая проблемы развития инфраструктуры, некоторые исследователи подчеркивали необходимость создания «условий для обеспечения тех или иных видов общественной деятельности на определенной территории».

Таким образом, этот небольшой перечень мнений показывает, что постепенно складывается более или менее единая точка зрения на смысл понятия «инфраструктура», под которым теперь, как правило, имеют в виду условия эффективного развития не только материального производства, но и других сфер общественной жизни. Вначале было обращено внимание на тот факт, что многие элементы инфраструктуры — транспорт, дороги, линии энергоснабжения — выполняют определенные социальные функции. Когда же значительно выросла материально-техническая база образования, культуры, здравоохранения, быта и т. д., т. е. всего того, что, не имея непосредственной связи с материальным производством, нацелено на создание благоприятных условий для решения задач всестороннего и гармоничного развития личности, было признано необходимым выделить и специально исследовать также и эту часть инфраструктуры, которая несколько позже получила название социальной.Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. М., 1984. С. 42-45.

6 стр., 2649 слов

Социальная инфраструктура региона: сущность, особенности функционирования ...

... -технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в т. ч. в отрасли социальной инфраструктуры. Развитие и эффективное ...

Однако проблемы социальной инфраструктуры все еще не стали предметом особого рассмотрения. Практически до сих пор в научной литературе нет самостоятельных монографических исследований, целиком посвященных ее развитию. В связи с этим стало необходимо уточнить понимание сущности инфраструктуры ибо, как справедливо пишет Ю.И. Соколов, отсутствие «приемлемых определений инфраструктуры, ее состава, классификации элементов, обоснования типов развития» серьезно влияет на развитие экономики страны.

Глава 2. Состояние и развитие социальной инфраструктуры

2.1 Состав и структура социальной инфраструктуры

В настоящее время усилилось внимание науки и практики к проблемам развития инфраструктуры. Общие и специфические проблемы ее развития нашли отражение в трудах российских и зарубежных социологов и экономистов, были предметом обсуждения на многочисленных конференциях как внутри страны, так и за рубежом

во-первых

Несмотря на усиление внимания к проблемам инфраструктуры, ее конкретное содержание остается расплывчатым и спорным, среди ученых нет еще единства взглядов на место и роль инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, группирование ее отраслей, до конца не уточнены границы между инфраструктурой и основным производством, между различными ее группами, слабо исследованы также проблемы совершенствования экономического механизма хозяйствования в этой важной сфере приложения общественного труда.

Рассмотрим наиболее распространенные взгляды, как на сущность самой инфраструктуры, так и классификацию ее отраслей.

инфраструктурой

Анализируя различные точки зрения, изложенные как в справочной, так и научной литературе можно сказать, что учеными выделяются производственная (обслуживающее производство), социальная (создающая условия для жизнедеятельности населения), институциональная (подсистема управления экономикой региона) и экологическая инфраструктуры. Иногда, рассматривая инфраструктуру как единую подсистему общественного воспроизводства, подразделяют ее на производственную и непроизводственную, а некоторые авторы к инфраструктуре относят также ряд вспомогательных и дополнительных отраслей производства.

Анализ многочисленных определений сущности инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что она является материальным условием для размещения и функционирования всего общественного производства и нормальной жизнедеятельности населения. Однако такое определение, будучи правильным в своей основе, в то же время недостаточно для полной характеристики инфраструктуры как сферы экономики. Во-первых, из многих определений трудно установить, какой круг отраслей, единых по своему функциональному назначению, включает инфраструктура; во-вторых, отнесение к инфраструктуре вспомогательных и дополнительных отраслей производства затрудняет разграничение основного производства и инфраструктуры, так как из этих определений трудно понять, что подразумевается под вспомогательными и дополнительными отраслями; в-третьих, отсутствие разграничения понятий «социальная инфраструктура», «сфера услуг», «сфера обслуживания населения», «непроизводственная сфера» не дает также возможности точного определения сущности социальной инфраструктуры, круга отраслей, включаемых в ее сферу.

9 стр., 4437 слов

Теории модернизации и общественное развитие

... развитие. Общественный уклад характеризуется жёсткой сословной иерархией, особенно это развито в странах Востока. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Согласно теории модернизации, ... общества является промышленное производство, это и обусловливает быстрое развитие науки и техники. Городское население в современном обществе преобладает ...

Следовательно, при определении самой инфраструктуры и ее видов, классификации се отраслей мы должны, видимо, исходить из определенных принципов, совокупность которых позволила бы ту или иную отрасль, подотрасль общественного производства или даже вид деятельности отнести к инфраструктуре. Прежде всего, речь идет о функциональном назначении инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, какие функции выполняет та или иная отрасль или подотрасль в системе производство — распределение — обмен — потребление. Далее мы должны исходить из того, что круг отраслей и видов деятельности, а также объектов, включаемых в состав инфраструктуры, характеризуется определенной гибкостью. Как отмечает В.П. Красовский, границы инфраструктуры зависят от ранга рассматриваемых производственных и социальных проблем, очередных задач, выдвигаемых в том или ином периоде, от масштаба уже созданного ранее потенциала, комплексов.

инфраструктура

Поэтому при исследовании инфраструктуры представляется более правильным горизонтальный и вертикальный принципы подхода к ее определению. Горизонтальный подход будет означать укрупненную группировку отраслей инфраструктуры по сферам деятельности, где раскрывается их функциональное назначение: производственная, социальная, институциональная и экологическая инфраструктуры. Вертикальный подход раскрывает экономическое содержание инфраструктуры внутри определенной сферы экономики на различных уровнях ее функционирования. Например, инфраструктура сферы материального производства, отрасли производства, предприятия и т. д.

Некоторые экономисты отождествляют социальную инфраструктуру и непроизводственную сферу как сферу производства услуг и духовных благ. Эти понятия однопорядковые, но не идентичные по своему содержанию и целевому назначению. Следовательно, ни сравнивать, ни тем более противопоставлять их нельзя.

Возникновение инфраструктуры как материального условия функционирования производства и жизнедеятельности населения связано с развитием общественного разделения труда и углубления на этой основе специализации и кооперирования производства. В этом процессе углубляется взаимосвязь и зависимость между основным производством и обслуживающими его отраслями, видами деятельности. Это естественный исторический процесс развития общественного производства. Так, с развитием крупной машинной индустрии появляются новые источники энергии, ее носители, массовое производство требует организации иных форм его материального обеспечения, перемещения продукции, что делает объективно необходимым развитие транспорта, связи и т.д.

8 стр., 3916 слов

Тенденции развития социальной инфраструктуры

... социальной инфраструктуры. В решении этой задачи участвовали специалисты разных научных направлений - демографы, экономисты, экономгеографы, социологи и архитекторы, стремившиеся в своем поиске ответить на насущные вопросы общественного развития. ... между занятыми на производстве и жителями составит 1:3,5. В соответствии с этим и формировалась социальная инфраструктура. Бум образования, начавшийся ...

Углубление общественного разделения труда, рост населения и усложнение его потребностей рождают новую сферу приложении труда, т.е. сферу услуг, которая, как мы увидим ниже, постепенно превращается в систему жизнеобеспечения человека.

Следовательно, возникновение инфраструктуры тесно связано с материальным производством, развитие которого рождает новые виды производства, обслуживающих и интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением.

Отрасли, входящие в инфраструктуру, принимают непосредственное или опосредованное участие в общественном воспроизводстве, выступают условием создания валового внутреннего продукта. В некоторых ее отраслях продолжается процесс материального производства, а живой труд, затрачиваемый здесь, увеличивает стоимость валового внутреннего продукта, хотя и не изменяет материально-вещественную форму потребительной стоимости. Наиболее общая функция инфраструктуры в системе общественного воспроизводства, по мнению В.П. Kpacoвского, выражается преимущественно в производственных и непроизводственных услугах, в обеспечении перемещения и хранения материальной продукции. Региональное развитие и географическая среда. М., 1971. С. 213-215.

Анализ и обобщение существующей социально-экономической литературы, посвященной инфраструктуре позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой совокупность отраслей и подотраслей народного хозяйства, а также производств и видов деятельности, оказывающих производственные услуги материальному производству, обеспечивающих экономический оборот в народном хозяйстве, производящих услуги и духовные блага для населения, создающих условия для охраны и воспроизводства окружающей природной среды. Для более полного анализа инфраструктуры, характеристики ее функций в системе общественного воспроизводства и определения круга отраслей подразделим ее на следующие самостоятельные виды (группы).

Производственная инфраструктура

Существуют внешние и общие условия производства, и между ними имеются определенные различия. Внешние условия производства представляют собой совокупность природно-климатических, географических и других условий, которые оказывают главным образом косвенное влияние на развитие производства. Степень их влияния зависит от уровня развития орудий производства: чем выше уровень технической вооруженности труда, тем слабее влияние внешних условий на развитие материального производства, хотя окончательно они не исчезают никогда.

Общие условия производства возникают как результат длительного периода развития производительных сил, а возникнув, усложняют и совершенствуют воспроизводственный процесс. «Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, — писал К. Маркс, -обусловливает переворот в других сферах… Но именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта».

29 стр., 14218 слов

Социально-экономическое развитие Брюховецкого района

... Брюховецкого района. Цель работы состоит в изучении социально-экономического развития Брюховецкого района. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: оценка природных и социально-экономических ... земельных угодий на территории района определяет перспективы развития Брюховецкого района как района с высоким уровнем производства и переработки продукции сельского хозяйства. Рельеф ...

Общие условия современного производства, включают:

  • транспорт всех видов, обслуживающий производство;
  • средства связи, обслуживающие производство;
  • материально-техническое снабжение;
  • заготовку и сбыт сельскохозяйственной продукции:
  • объекты электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.).Краснопольский Х.Б.

Инфраструктура в системе регионального народохозяйственного комплекса, М., 1980. С. 78-79.

Следует подчеркнуть, что такая классификация производственной инфраструктуры носит укрупненный характер. Содержание понятия инфраструктуры как общего условия производства связано с ее межотраслевым назначением. Приведенные отрасли и элементы отраслей выступают инфраструктурой материального производства в целом. Наряду с этим каждая из них может выступать инфраструктурой любой отрасли материального производства или видов производств.

В экономической литературе существует также иная трактовка классификации производственной инфраструктуры в регионе: промышленных узлов; сельская; капитального строительства; магистральных видов транспорта. Здесь мы видим, что между отраслями и элементами производственной инфраструктуры существует тесная связь, отражающая уровень специализации и кооперирования производства и проявляющаяся в региональном воспроизводственном процессе.

Социальная инфраструктура, Институциональная инфраструктура

Данная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом, и в этом смысле она является определенным субъектом управления общественным производством. Другая часть обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской системы).

Управленческие отношения в обеих подгруппах носят базисный характер, так как представляют из себя элементы производственных отношений, складывающихся в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Следует, однако, отметить, что такое разделение названной инфраструктуры условное, так как в каждой из подгрупп присутствуют элементы других. Они проявляются прежде всего в управленческих отношениях, когда, скажем, управленческим учреждениям приходится заниматься вопросами производства и, наоборот, когда субъект управления сферой материального производства проникает по тем или иным проблемам в сферу управления.

Экологическая инфраструктура

2.2 Развитие социальной инфраструктуры

В настоящее время начал осуществляться резкий поворот на противозатратной основе к перестройке всего общественного производства. Так, на последних конференциях, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, поставлена задача: «Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду». Шарипов А.Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. — Новосибирск, 1990. С. 245-246.

Однако представляется, что затраты на развитие экологической инфраструктуры будут расти и впредь, так как воздействие человека на природу вызывает совершенно неожиданные последствия. По характеру затрат и срокам их окупаемости экологическую инфраструктуру можно разделить на две подгруппы. В первую входят затраты общества на воспроизводство природных ресурсов (например, лесопосадки, общее благоустройство земельных площадей, мест извлечения природных богатств и др.), окупаемость которых предвидится в далекой перспективе. Другая подгруппа — это технологические элементы современного производственного процесса, которые непосредственно входят в затраты общества на создание валового внутреннего продукта (различные очистные сооружения, водоотстойники крупных металлургических производств, дымо — и пылеуловители и т.п.).

Инфраструктура в целом оказывает большое влияние на экономическое развитие страны, но она специфична для каждого способа производства и ее отрасли развиваются под влиянием требований экономических законов той или иной формации.

В результате дальнейшего углубления процесса разделения труда, роста масштабов производства и расширения вывоза капитала внутри мирового сообщества развивается инфраструктура, обслуживающая производство, обращение, производящая услуги и другие блага. Известно, например, что растущие потребности производства и населения вызывают развитие городов, железных и шоссейных дорог, портов, причалов, аэродромов, предприятий и учреждений торговли, здравоохранения, просвещения, культуры, зон массового отдыха населения, различных увеселительных заведений и т.п.

Особенно усиливается взаимосвязь и взаимное влияние между основным производством и инфраструктурой, без нее резко снижается эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства. Не преувеличивая, можно сказать, что инфраструктура стала основным элементом воспроизводственного процесса. Однако на предприятиях и в учреждениях инфраструктуры капитал оборачивается медленнее, прибыль может быть меньше. Поэтому частные предприниматели не всегда заинтересованы вкладывать капитал в их развитие.

Это противоречие более или менее удовлетворительно разрешается в условиях господства государственного монополистического аппарата, когда значительная часть затрат на развитие инфраструктуры перекладывается на государственный бюджет. А это в свою очередь, становится условием перехода отдельных отраслей инфраструктуры в государственную собственность. Сказанное относится главным образом к крупным средствам сообщения, почтам, телеграфу, железным дорогам.

В современных условиях инфраструктура превратилась в огромное поле вложения капитала и труда. Развивая инфраструктуру, государства стараются использовать ее в качестве антициклического фактора и разрешить за ее счет противоречия, порожденные современной экономикой, но главное — инфраструктура превратилась в огромную сферу бизнеса, важнейшую черту цивилизованности страны, в поле эффективного приложении капитала.

В настоящее время капитальные вложения на развитие инфраструктурного комплекса России составляют примерно 30 %, однако по общему уровню ее развития мы значительно отстаем от других развитых стран мира. Достаточно сказать, что удельный вес отраслей услуг в общей численности занятых за 1950 — 2000 гг. увеличился в 2,3 раза и в 2000г. составил 65,6% См. Социально-экономическое положение России (январь-февраль 2001 года).

М., Госкомстат России, март 2001. Главной причиной серьезного отставания инфраструктурного комплекса явилась совершенно несостоятельная концепция остаточного принципа к ее развитию. Возьмем производственную инфраструктуру. Многие десятилетия к ней относились как к сфере обслуживания материального производства, т.е. как к служанке производственного комплекса, а не как к составной части воспроизводственного процесса. Мы должны отказаться от подхода к оценке инфраструктуры только как к сфере обслуживания. В процессе производства она все больше интегрирует с хозяйственным комплексом и становится важным фактором его интенсификации и повышения эффективности, т. е. сам воспроизводственный процесс становится уже невозможным без высокоразвитой инфраструктуры, как не возможен сам процесс производства, скажем, без орудий и предметов труда. Инфраструктура выступает как бы «нервно-клеточной» системой единого рыночного хозяйственного механизма. Она связывает в единое целое все отрасли экономики, экономические районы, области, регионы страны.

Новая концепция развития инфраструктурного комплекса должна отражать не только возрастание его роли как условия воспроизводства, но и как прямого и непосредственного фактора создания национального дохода общества. Наряду с прямым участием инфраструктура также опосредованно способствует увеличению национального дохода через повышение профессионального уровня рабочей силы, укрепления ее здоровья, создание условий для гармонического развития личности. Известно, что чем выше квалификация рабочей силы, тем больше она создает новой стоимости.

Таким образом, новая концепция развития производственной инфраструктуры предполагает рассмотрение ее как составной части воспроизводственного процесса. В связи с этим возникает вопрос о нецелесообразности выделения в отдельную сферу экологической инфраструктуры. Ориентир общественного производства на ресурсосбережение предполагает, что природоохранные мероприятия, ресурсосбережение в целом должны быть заложены в самом технологическом процессе. Так, например, облагораживание земельных участков после геологоразведочных работ, добычи природных ископаемых должно быть предусмотрено в затратах на развитие данного производства, а в самой сфере материального производства должен быть взят решительный курс на безотходную технологию, ликвидацию выбросов отходов производства в атмосферу. Все это, разумеется, не исключает прямые затраты общества на охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

По мере углубления анализа инфраструктуры становится все более очевидным, что элементы инфраструктуры не прямо «выходят» на человека. Ученые постепенно утверждаются в мысли, что нормальное функционирование в процессе производства важнейшей производительной силы — человека — также требует создания определенных объектов инфраструктуры. Было обращено внимание на то, что со временем все решительнее набирает силу социальный аспект развития традиционных элементов производственной инфраструктуры (транспорт, средства связи и т. п.): приспособление их для удовлетворения различных потребностей человека. Многие исследователи вплотную подошли к изучению таких элементов инфраструктуры, как предприятия общественного питания, бытового обслуживания и т. д., которые непосредственного отношения к сфере производства не имеют, а создают наиболее благоприятные условия для социального развития человека. Жилье, питание, здравоохранение, образование, туризм и т. д. во все большей мере рассматриваются как неотъемлемая часть предпосылок для обеспечения нормальных условий жизни людей, для всестороннего и гармоничного развития личности. Сфера услуг: новая концепция развития. М., 1990. С. 156-157.

По мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, как скажем, орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс. Такой средой жизнеобеспечения становится сфера производства и потребления различных видов услуг и духовных благ.

В экономической литературе для анализа сферы услуг широко используется термин «непроизводственная сфера». Часто применяются термины «сфера услуг», «сфера обслуживания», а в последние годы сферу производства и потребления услуг и духовных благ называют «социальной сферой». Под социальной инфраструктурой понимается «совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, искусства, кредитования и государственного страхования), деятельность которых, направлена на удовлетворение потребностей общества, т.к. создает условия для оптимизации деятельности, прежде всего, самого человека. Также, при рассмотрении социальной инфраструктуры необходимо учитывать, что она обеспечивает условия жизнедеятельности всего населения страны в целом. Это следует иметь в виду при строительстве новых городов, новых объектов промышленного освоения.

Глава 3. Анализ и прогноз состояния агропромышленного комплекса Владимирской области

Прогнозирование — разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких — либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением.

Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.

Планирование народного хозяйства возможно при наличии: политических, экономических, организационных предпосылок.

При планировании с/х производства используются как натуральные, так и стоимостные показатели; также утверждаемые и расчетные показатели.

Для обоснованных расчетов плана государственных закупок составляются балансы валовой продукции сельскохозяйственного производства. Балансовые расчеты продукции растениеводства составляются на с/х год, а продукции животноводства — на календарный год. В приходной части баланса растениеводства определяется производство валовой продукции. В расходной части балансов отражаются распределение продукции — государственные закупки, сверхплановые закупки, расход в с/х производстве, переработка в хозяйствах. Общая потребность состоит в государственных нуждах и внутрипроизводственных потребностях.

После определения расчетов потребностей в продукции растениеводства и животноводства производится обоснование соответствующих отраслей. Основой для расчетов является план закупок.

Основной показатель, определяющие масштабы и темпы развития растениеводства — это валовой сбор продукции, который планируется в натуральных показателях по каждой культуре. Чтобы установить объем валового сбора, необходимо определить урожайность и размеры посевных площадей по культурам. Повышение урожайности — это главный источник повышения валового сбора продукции растениеводства. Урожайность каждой культуры планируется на основе глубокого изучения отчетных материалов предприятий, районов, областей и т.д. Ввиду сильных колебаний урожайности по годам за базу принимаются средние многолетние (за 5 лет) данные урожайности. Анализируются изменения урожайности и причины, определяют темпы роста урожайности, уровень агротехники за предшествующие 5 лет.

В 2000г. Администрация Владимирской области разработала «Пояснительную записку к параметрам прогноза социально — экономического развития Владимирской области на период до 2002 года».

Что касается агропромышленного комплекса, то в ней говорится:

В связи с высокой инерционностью сельскохозяйственного производства, низким уровнем инвестиций в его развитие, ухудшением материально-технической базы и финансового состояния сельхозтоваропроизводителей, тенденция спада производства сельскохозяйственной продукции в среднесрочной перспективе, вероятнее всего, сохранится и не достигнет среднегодового уровня переходного периода (1991-1999 годы).

Прогноз развития сельскохозяйственного производства основывается на некоторых устойчивых закономерностях, проявившихся в течение указанного периода.

Создана новая аграрная структура, основанная на многообразии форм собственности и форм хозяйствования (акционерные общества и товарищества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственные и муниципальные предприятия).

Значительная часть сельского населения занята в личном подсобном хозяйстве, а горожан — в садоводческих и овощеводческих кооперативах.

За указанное время изменилось распределение сельхозугодий по типам землепользователей: если в 1990 году на долю сельхозпредприятий приходилось 95,1% всех сельхозугодий, приусадебных хозяйств — 2,7%, то в 1998 году соответственно 70% и 5,3%, а в фермерских хозяйствах — 2,8%, «то в 2006г. эти показатели составили — 90%, 30% и 1,5% соответственно». Такой мощный структурный сдвиг за относительно короткий отрезок времени явился результатом разнонаправленных тенденций изменения производства. Так за 1996-1999 гг. среднегодовая валовая продукция по сравнению с соответствующими показателями 1991-1995 гг. в сельхозпредприятиях уменьшилась на 41%, в хозяйствах населения возросла на 5%.

Реорганизация колхозов и совхозов, их дробление привели к изменениям в технологии производства, разрушению накопленного производственного потенциала, дополнительным издержкам. Но и в этих условиях крупные сельхозпредприятия показали преимущества перед фермерскими хозяйствами: в среднем за 1991-1998 годы валовая продукция в сопоставимых ценах 1995 года на 100 га сельхозугодий составила по сельхозпредприятиям 138 млн. рублей, а в фермерских хозяйствах 40 млн. рублей; эти же показатели за 1999 год составят (по оценке) 104 млн. рублей и 46 млн. рублей.

За период 1995-1998 гг. произошла переориентация производства с преимущественно животноводческого на растениеводческое направление, что привело к сокращению удельного веса продукции с 72% в 1990 г. до 41% в 1998 г.

На последниее 2-3 года указанные тенденции структурных изменений сельскохозяйственного производства сохранятся . Послекризисная ситуация в сельском хозяйстве, сложившаяся в 1998 году, имела некоторые положительные стороны: сокращение импорта продовольствия, рост внутренних цен на продукты питания создали возможность для расширения отечественного производства и рынка сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее, экстремальные погодные условия 1999 года еще больше увеличили спад производства.

За годы реформирования частично сформировалась инфраструктура рынка сельскохозяйственной продукции, начала действовать система льготного кредитования и лизингового обеспечения товаропроизводителей.

Эти факторы должны способствовать постепенному улучшению ситуации в сельском хозяйстве к 2003 году. Однако пока сохраняются и отрицательные последствия финансового кризиса 1998 года: ухудшение условий кредитования сельского хозяйства и снижение потребительского спроса на продукты питания вследствие сокращения реальных доходов населения.

С учетом действия указанных факторов в 2001-2002 гг. рост производства продукции сельского хозяйства против 1999 года составит 10-14%.

Главная задача указанного периода — сохранение крупного производства, перенесение решения задач с приватизации и изменения форм хозяйствования на улучшение экономических условий хозяйствования, обеспечение доступа сельхозпроизводителей к финансовым, материально-техническим и кредитным ресурсам.

Существенную роль в аграрном секторе занимает индивидуальное хозяйство, которое представлено личными подсобными хозяйствами, коллективным садоводством и огородничеством. Поэтому одним из приоритетных направлений аграрной политики должна быть поддержка ЛПХ, садоводческих и огородных хозяйств.

Таков прогноз был во Владимирской области на 2002 год. В см. Приложение 1 представлены основные показатели для разработки этого прогноза.

Рассмотрим социально — экономическое положение Владимирской области на 1 ноября 2006г. по отношению к 2005г. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.

Таблица 1.

Основные показатели аграрного сектора экономики области

На 1 ноября

01.11. 2006

в % к01.11. 2005

2006

2005

Растениеводство

Уборка урожая сельскохозяйственных

культур в хозяйствах всех категорий

Зерновые и зернобобовые культуры

Намолочено зерна в первоначально- оприходованном весе, тыс. центнеров

1884,6

1975,5

95,4

Урожайность, ц с 1 га

23,5

20,9

112,4

Картофель

Накопано, тыс. центнеров

5687,0

5323,4

106,8

Урожайность, ц с 1 га

138

127

108,7

Овощи

Собрано, тыс. центнеров

1801,2

1731,4

104,0

Урожайность, ц с 1 га

163

156

104,4

Животноводство

Поголовье скота, тыс. голов

крупный рогатый скот

148,9

153,6

96,9

сельхозорганизации

128,4

130,7

98,2

хозяйства населения

19,1

21,8

87,7

фермерские хозяйства

1,4

1,1

121,5

в том числе коровы

67,0

69,1

97,0

сельхозорганизации

54,7

54,9

99,6

хозяйства населения

11,7

13,6

86,0

фермерские хозяйства

0,6

0,6

105,2

свиньи

113,5

107,2

105,9

сельхозорганизации

98,5

91,0

108,3

хозяйства населения

14,2

15,6

91,3

фермерские хозяйства

0,8

0,6

136,5

овцы и козы

31,0

35,3

87,9

сельхозорганизации

0,5

0,5

100,9

хозяйства населения

29,2

33,3

87,7

фермерские хозяйства

1,3

1,5

87,8

Январь-октябрь

01.11. 2006

в % к01.11. 2005

2006

2005

Производство мяса (реализовано скота и птицы на убой в живой массе), тыс. тонн

42,2

43,3

97,5

сельхозорганизации

34,9

34,8

100,3

хозяйства населения

7,2

8,4

85,8

фермерские хозяйства

0,132

0,121

109,1

Валовой надой молока, тыс. тонн

273,5

257,2

106,3

сельхозорганизации

228,6

203,3

112,4

хозяйства населения

43,0

52,0

82,7

фермерские хозяйства

1,939

1,900

102,1

Производство куриных яиц, млн. штук

427,8

435,0

98,4

сельхозорганизации

338,8

344,2

98,4

хозяйства населения

88,8

90,5

98,1

фермерские хозяйства

0,190

0,264

72,0

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области, завершилась уборка урожая сельскохозяйственных культур и анализируя данные Таблицы 1 в хозяйствах всех категорий, по расчетам, намолочено 1884,6 тыс. центнеров в первоначально — оприходованном весе (95,4% к уровню 2005 года), или 23,5 центнера с гектара; накопано 5687 тыс. центнеров картофеля (116,4%), или 138 центнеров с гектара; собрано 1801,2 тыс. центнеров овощей открытого грунта (105,1%), или 163 центнера с гектара.

Следует отметить, что, несмотря на неблагоприятные условия сельхозтоваропроизводителям удалось увеличить урожайность зерновых культур и картофеля с одного гектара соответственно на 12,9% и 21,6%.

За девять месяцев 2005г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года зерновые ресурсы уменьшились на 0,6%, доля ввоза, включая импорт, составила 32,8%.

Под урожай 2007 года сельхозорганизациями области посеяно озимых на зерно и зеленый корм на площади 17,6 тыс. га (83% к уровню 2005 года), вспахано 56,4 тыс. га зяби (76,4%).

Поголовье крупного рогатого скота на 1 ноября 2006г. в хозяйствах всех категорий, по расчетным данным (включая подсобные хозяйства, не состоящие на самостоятельном балансе) насчитывало 148,9 тыс. голов (на 3,1% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров — 67,0 тыс. (на 3% меньше), свиней — 113,5 тыс. (на 5,9% больше), овец и коз — 31,0 тыс. голов (на 12,1% меньше).

Улучшился ряд качественных показателей животноводства. Продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных организациях повысилась на 8,3%, яйценоскость — на 1,1%, приплод поросят на 100 свиноматок — на 20,5%.

В январе-октябре 2006г. в хозяйствах всех категорий (включая подсобные хозяйства, не состоящие на самостоятельном балансе) произведено мяса (реализовано на убой в живом весе) 42,2 тыс. тонн, молока — 273,5 тыс. тонн (106,3% к аналогичному периоду 2005 года), яиц — 427,8 млн. штук (98,4%).

В сельскохозяйственных организациях производство молока возросло на 12,4%, мяса — 0,3%, яиц уменьшилось на 1,6%.

Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях увеличились против января-октября 2005 года на 13,2% и составили 4147 кг.

Что касается прогнозируемых данных и работы законодательного собрания Владимирской области, то:

Депутаты законодательного собрания Владимирской области 27.12.05 утвердили комплексную программу «Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2006 — 2010 годы». На ее выполнение потребуется порядка 12,5 млрд. руб., предлагается увеличить объемы финансирования областной комплексной программы на 847436,0 тыс. руб. или на 6,7%, в том числе за счет средств областного бюджета — на 751736,0 тыс. руб., внебюджетных источников — на 96,0 тыс. руб. Для стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, с целью расширения доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам будет осуществляться за счет средств Федерального бюджета в размере 95%, областного бюджета — 5%.

Указанные бюджетные средства, по оценке Счетной палаты Владимирской области, должны позволить в полном объеме обеспечить субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» при условии выполнения программных мероприятий в запланированных объемах. При этом, в целях обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств необходимо внесение изменений и дополнений в действующий Порядок финансового обеспечения мероприятий по поддержке агропромышленного комплекса Владимирской области, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 28.03.2006 № 228, в части установления механизма финансирования мероприятий по приобретению топлива Счетные палаты России :: .

Программа должна создать условия для насыщения областного продовольственного рынка доступными и качественными продуктами питания, она будет содействовать устойчивому развитию сельских территорий, обеспечению занятости, повышению доходов селян, техническому перевооружению сельхозпредприятий. Молинформ http:// www.d2d.ru/DIR00/120863.htm#ftn11

Как сообщают в региональных новостях www.regnum.ru , то на 2006 год на развитие АПК во Владимирской области уже дополнительно выделили 150 млн. рублей. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» осуществляется во Владимирской области по двум направлениям: ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. На реализацию этих целей в 2006 году дополнительно направлено 110 млн. рублей. Кроме того, как в текущем, так и в 2007-м году будет продолжена реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Это потребует дополнительного увеличения расходов на субсидирование процентных ставок по привлекаемым селянами кредитам. С этой целью в 2006 году выделилось 2,6 млн. рублей, а в будущем — уже 20 миллионов Законодательное собрание Владимирской обл. . Помимо этого, увеличивается государственная поддержка агропромышленного комплекса и по другим направлениям. Из федерального бюджета было выделены средства в сумме 17,3 млн. рублей на приобретение дизельного топлива для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.

Общий объем финансового обеспечения Программы на 2006 год увеличился в целом на 152,2 млн. рублей (на 82,2%).

Соответствующие изменения депутаты заксобрания внесли в закон «Об областном бюджете на 2006 год» и комплексную программу «Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2006-2010 годы». Ожидается, что при выполнении программных мероприятий в запланированных объемах к 2010 г. урожайность зерновых и картофеля увеличится на 10% к уровню 2005 г., валовое производство молока составит 320 тыс. т, мяса — 60 тыс. т. в год.