Защита граждан Российской Федерации от социальных рисков

раскрыть актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрыть теоретическую и практическую части работы.

В первой главе рассматриваются понятие и виды социальных рисков.

Вторая глава посвящена рассмотрению страхование социальных рисков.

В третьей главе рассматриваются проблемы и перспективы развития

защиты от социальных рисков.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются

окончательные выводы по рассмотрению темы.

1.Понятие и виды социальных рисков

1.1Понятие и классификация социальных рисков

Социальный риск — это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

Социальные риски в преодолении которых участвует все общество, и большая часть членов общества подвержена им; для них характерна вероятность всеобщих потерь, затрагивающих элементы качества жизни людей и минимизируем при условии реализации социальной ответственности всех членов общества.

В современном российском обществе существуют следующие типы социального риска: безработица; маргинализация; вынужденные миграции; преступность; глубокое расслоение населения по уровню доходов; низкий уровень жизни населения; дезадаптация и низкий уровень адаптационного потенциала населения страны и др. Все эти риски активно воздействуют на социальное положение людей. Самсонкина Е.А., Муха В.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Новосибирск: СибАК, 2014

Социальные риски — это риски социального происхождения; вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве. Социально значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо (или нескольких) важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

10 стр., 4655 слов

Страхование социально-трудовых рисков

... каждого в формирование национального дохода. Социальное страхование обеспечивает управление социальными рисками общества на основе распределения средств, собранных для целей компенсации индивидуальных ущербов, между всеми нуждающимися членами общества. Размер индивидуальных страховых выплат ...

Риски нарушения нормального социального положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.).

Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества, и более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки. Понимая, что данное общественное устройство само из себя постоянно порождает социальные риски, общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков — социальную защиту. Делает это в решающей мере государство. Ни один из других субъектов социальной политики с подобной цело общественной задачей не справится.

Социальный риск -это вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также необходимости дополнительных расходов на лечение и социальных услугах. Объектом страховой защиты различных видов социального страхования является риск утраты заработной платы (доходов) у трудозанятого населения и риск нести дополнительные расходы, связанные с лечением. Необеспеченность вследствие болезни, инвалидности, безработицы, в силу которых работник не может участвовать в производственном процессе и таким образом лишается заработной платы, представляет для отдельного индивида явление случайное, а в целом для экономики явление постоянное и массовое. В силу данного обстоятельства социальные риски поддаются количественной оценке и прогнозу, как с позиции вероятности наступления рисковых ситуаций (численность больных, инвалидов, погибших, пенсионеров и т.д.), так и с позиции их стоимостных параметров (продолжительность заболеваний, средний возраст наступления инвалидности, установленный законом возраст выхода на пенсию и т.д.).

Социальными рисками признаться, возникающие по причинам общественного характера, защититься от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно. Они предопределены сложным комплексом объективных социально-экономических условий и практически не зависят от воли отдельного человека. Эта точка зрения по взаимоответственности людей за их жизнедеятельность в обществе и государстве порождает необходимость установления критериев нормального, приемлемого социального положения людей при наступлении тех или иных видов социальных рисков. И наоборот, существенное отклонение от нормального, вызванное одним из видов рисков, считается аномалией, требует защиты, обеспечения социальными гарантиями. В этой связи «социальный риск» и «социальные гарантии» это дихотомическая пара, в которой «социальный риск» -это отрицательная, а «социальные гарантии» -положительная величины.

Таким образом, «социальные риски» -это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утра ты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей — утратой источника дохода в случае потери кормильца. Поскольку социальные риски носят объективный характер, постольку механизм защиты от них должен иметь надежный характер, т.е. страхование от них должно быть обязательным (по закону) для охвата всех работающих, а бремя финансовой нагрузки должны солидарно нести основные социальные субъекты — работодатели и работники. При этом доля финансового участия социальных партнеров может быть разной, но каждая страна стремится найти оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности с учетом конкретных экономических, социальных условий, культурных и психологических традиций.

5 стр., 2058 слов

Факторы риска для медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении

... сетевой перегрузки, т.е. включать в одну розетку несколько электроприборов. Химические факторы риска В ЛПУ Химические факторы риска В ЛПУ для медицинской сестры заключаются в воздействии разных групп ... кожу -- его немедленно смывают; 4) одежду -- ее меняют. Биологические факторы риска в ЛПУ. К биологическим факторам, действующим на медицинскую сестру в ЛПУ, следует отнести опасность заражения ...

В зависимости от природы ответственности: субъективные — риски ответственности участников разработки и/или реализации программы; объективные — риски остановки (задержки) реализации программы, связанные с внешними факторами.

В зависимости от источника возникновения: природно-климатические (экологические); технические (отказы машин и оборудования, снижение качества их работы); производственные (нарушения технологии, остановки производства, задержка поставок сырья); экономические (рост издержек, повышение цен, инфляционные процессы); финансовые (кредитные, процентные, валютные); политические (изменение законодательства, приоритетов социального развития, смена политического лидера); инновационные (риски не достижения результатов, ожидаемых от внедрения новых разработок); страховые (риски, связанные с разницей национально-территориальных традиций, обычаев, менталитета).

В зависимости от места проявления: внешние (по отношению к социальной программе); внутренние (по отношению к социальной программе).

По виду производства: основные (связанные с достижением целей); вспомогательные (связанные с достижением задач).

По тяжести проявления: упущенная выгода (тяжесть риска наименьшая); потери (тяжесть риска средняя); ущерб (тяжесть риска наибольшая).

По форме воздействия: прямые (прямых убытков); косвенные (косвенных убытков).

По сложности: частные (вызываемые одним событием); системные (вызываемые цепочкой событий); совокупные (вызываемые несколькими цепочками событий).

По характеру причин: случайные; злоумышленные.

По регулярности: систематические; несистематические.

По степени предсказуемости: предсказуемые с высокой степенью вероятности; предсказуемые с низкой степенью вероятности; непредсказуемые.

По времени проявления: прошлые; настоящие; будущие.

По уровню проявления: слабые; умеренные; сильные.

По интенсивности проявления: быстрые; средние; медленные.

По степени контроля: полностью контролируемые; частично контролируемые; неконтролируемые.

По возможности страхования: страхуемые; не страхуемые.

Таким образом, разнообразие социальных ситуаций, их неопределенность и невозможность предсказать их со стопроцентной вероятностью, обусловливает многообразие видов социальных рисков.Управление социальными рисками] : учеб.пособие / Е.В. Агеева, Э.А. Беженцева. — Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. -106 с..

21 стр., 10114 слов

Особенности организации социального страхования в зарубежных странах

... исследования - социальное Предмет исследования - организация социального страхования в зарубежных Цель работы - изучить основы развития социального страхования, проанализировать рынок и выявить перспективы его развития. Социальное страхование - установленная, ... а также по возрасту. Если социальное страхование в советские времена, было незыблемым понятием, и работник был уверен, что ему оплатят ...

Классификация социальных рисков.

Для характеристики социального риска зачастую применяют различные критерии их классификации. Например, выделяют следующие виды социальных рисков

* по масштабу действия — универсальные и специальные;

  • по периоду действия — краткосрочные и долгосрочные;
  • с позиции объекта действия риска — по его проявлению к отдельным группам населения;
  • по сфере возникновения — природные, техногенные, экономические и общегражданские;
  • в зависимости от вероятности наступления и циклического характера человеческой жизни — плановые, прогнозируемые и непредвиденные.

Социальные риски могут быть классифицированы по степени опасности для отдельных социальных групп и слоев трудящихся. Если степень опасности низкая, то организационно-правовая форма носит добровольный характер, если высокая, то она, как правило, носит обязательный (по закону) характер. Между добровольным и обязательным страхованием имеется ряд переходных форм, обычно называемых факультативно-обязательными, или условно-обязательными.

По объектам социальной защиты социальные риски традиционно классифицируются по следующим видам: а) болезнь; б) несчастный случай на производстве; в) инвалидность; г) старость; д) беременность, материнство; е) смерть (страхование вдов и сирот, погребение); ж) безработица.

Социальные риски весьма многочисленны. Для каждого из них создать свою отдельную форму социальной защиты нереально. Для решения этой проблемы необходимо объединение социальных рисков в отдельные группы. В первую очередь выделяются риски, страхуемые в обязательном и добровольном порядке.

В обязательном порядке страхуются риски, носящие массовый характер. Это риски выпадения из производственного процесса по возрасту, состоянию здоровья, болезни и т.д. Подобным видам рисков подвержено либо все население, либо его большие группы, поэтому в данном случае страхование осуществляется на основе усредненных условий. Например, при назначении общеустановленной пенсии практически не учитываются особенности труда в тех или иных производствах, на тех или иных территориях. Размер выплачиваемых пособий ориентирован как бы на усредненного получателя. В рамках обязательного социального страхования в отдельную группу выделяется страхование профессиональных и территориальных рисков.

Профессиональные риски — это риски, обусловленные тяжелыми и опасными условиями труда (шахтеры, металлурги, химические производства и т. д.).

Особенность данных рисков в том, что они касаются не всех работников, а лишь отдельных категорий из них, работающих в неблагоприятных условиях. Поэтому их страхование производится с учетом характера и особенностей профессиональных рисков, например, риска преждевременной утраты трудоспособности и необходимости досрочного выхода на пенсию в сравнении с общеустановленным возрастом.Павлюченко В. Г. Социальное страхование. М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и К», 2007. С. 37-38.

В Российской Федерации на производстве ежегодно получают травмы около 350 тыс. человек, из них около 6 тыс. гибнет. Каждый год вновь регистрируются профессиональные заболевания у 10-12 тыс. человек. Количество лиц, получивших стойкую утрату профессиональной трудоспособности, а также утративших кормильца вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний, превышает 540 тыс. человек. Уровень производственного травматизма, особенно с летальным исходом, в Российской Федерации примерно в 3-3,5 раза выше, чем в Германии, США, Японии. Большое количество травм, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на российских предприятиях, наносящих вред жизни и здоровью работников, обусловливает необходимость организации эффективной страховой защиты.

13 стр., 6277 слов

Методы управления рисками

... Раскрыть сущность процесса управления рисками. 2. Проанализировать методы управления рисками. 3. Рассмотреть пути совершенствования технологии управления риском. Объект исследования - методы управления рисками. Предмет исследования - совокупность теоретических и методологических вопросов по изучению основных методов управления рисками. структуру Методологической ...

Особую группу рисков составляют территориальные риски. Они касаются всего населения, проживающего и работающего в неблагоприятных природно-климатических условиях (северные территории, высокогорные, засушливые районы и др.).

Их страхование осуществляется с учетом особенностей территориальных рисков. Это относится к возрасту выхода на пенсию, к трудовому стажу, размерам страховых выплат и т.п.

Социальные риски, страхуемые добровольно, отличаются локальным охватом отдельных групп населения. К такого рода рискам относятся риски, обусловленные особыми условиями работы на отдельных предприятиях, (например, алмазодобывающих и т.д.), заинтересованностью работодателя в сохранении квалифицированной рабочей силы и т.п. Примером страхования таких рисков является корпоративное страхование. Оно распространяется на работников (или работников и членов их семей) только данного предприятия (группы предприятий, являющихся членами данной корпорации).

Условия и порядок страхования таких рисков определяются финансовыми возможностями организаций.

Особую группу рисков, связанных с отдельным человеком, занимают риски частного страхования. Виды таких рисков, их характер определяются лицом, подлежащим страхованию и его платежеспособностью. Здесь возможны самые разные варианты — от страхования жизни до экзотического страхования от развода.

Социальный риск существовал в социалистическом обществе, противостоял директивно-плановому способу управления, но по своей природе и структуре был иным, в целом меньшим. Централизованно-плановая система стандартизировала, минимизировала, но сохраняла стабильные условия общественной жизнедеятельности, социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства, обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за экономический и социальные риски.

В нынешних условиях государство видит свою роль в сфере социальной защиты в оказании поддержки наиболее уязвимым слоям населения — инвалидам, детям, престарелым. Социальная защита, но тру дозанятому населению считается обязанностью прежде всего самих работников и работодателей, что достигается путем участия работников и работодателей в формировании специализированных финансовых ресурсов, передачи функций по распоряжению этими ресурсами в ведение полномочных представителей работников и работодателей, а также установлением прямой зависимости величины страховых выплат от размеров и периодов уплаты (объема) страховых взносов.

Мировой опыт свидетельствует: эффективная защита от конкретных видов социального риска достигается в рамках отдельных направлений социального страхования:

  • пенсионного страхования (по старости, инвалидности, потери кормильца);
  • медицинского страхования (оплата медицинской помощи, включая оплату временной нетрудоспособности);
  • страхования от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам погибших на производстве);
  • страхования в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство).

Такая группировка видов социального страхования объясняется различной природой социальных рисков, сходством удовлетворяемых потребностей застрахованных, а также спецификой правового регулирования.Источник: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: пособие по охране труда / под ред. В. И. Говоркова. 3-е изд. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2016. С. 5.

Общественно-правовые факторы подразделяют риски в зависимости от того, явились ли, например, болезнь, инвалидность или смерть следствием несчастного случая на производстве (или профессионального заболевания), или они были связаны с другими причинами общественного (техногенные аварии) или личного характера (например, травма в быту либо транспортное происшествие при поездке по личным делам), которые имеют свою правовую базу урегулирования. Каждый из этих (и других) случаев связан с природой риска и соответственно условиями и видами страхования.

Социальные риски определяются сложным сочетанием различных факторов жизни общества: социальной и экономической политикой государства, зрелостью гражданского общества и законодательной базы, развитостью трудовых отношений между работодателями и наемными работниками. При этом природа конкретных видов социальных рисков и формы социальной защиты от них зависят от комплекса факторов, влияющих на жизнедеятельность общества, индивида, политику, проводимую государством:

  • условий занятости, развитости рынка труда и демографической ситуации;
  • условий в сфере труда;
  • экономических условий организации общественной жизни;

— * условий и форм организации профилактики и компенсации утраты трудоспособности (гарантированные нормы социального обеспечения, пособий по болезни, компенсационных выплат и пенсий в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, пенсий по старости и инвалидности, формы организации медицинской помощи и реабилитационного обслуживания и т.д.).

Каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для различных категорий трудящихся, имеет разные формы защиты, обладает особенностями и спецификой. Например, риск безработицы связывают с деятельностью всех трех субъектов: работника, работодателя и государства. Определенная доля риска приходится на самого работника, так как он выбирает ту или иную профессию, приобретает определенную квалификацию, поэтому он должен нести ответственность за свою долю риска и материально участвовать в его минимизации и компенсации. Работодатель (предприниматель) рискует, когда организовывает производство и сбыт тех или иных товаров или услуг. Государство также несет свою долю социального риска, который возможен в связи с недостатками законодательной базы и проводимой социально-экономической политики. Застрахованные приобретают права самим фактом уплаты страховых взносов.

Содержание социального риска и степень вероятности его возникновения позволяют разработать систему упреждающих профилактических мер по минимизации риска, а также оценить требуемые виды и масштабы компенсационных мероприятий (объемы медицинских услуг, компенсационных выплат, замещающих собой утраченную заработную плату).

Социальный риск можно измерять, используя следующие показатели:

  • а) частоту наступления рисковой ситуации;
  • б) уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;
  • в) объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных лиц;
  • г) среднюю продолжительность рисковой ситуации — период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности.

При определении природы риска важна оценка физиологии утраты трудоспособности, качественные и количественные ее характеристики, т.е. определение видов и вероятности ущерба здоровью, тяжести последствий, их оценка, основанная на накопленных эмпирических данных. Например, если вредный фактор производственной среды вызывает профессиональное заболевание, нужно определить вероятность заболевания людей разного возраста и пола, продолжительность стажа работы (контакта с вредным веществом), а также длительность болезни и объективные показатели ее тяжести. Если опасный фактор приводит к гибели людей, следует установить частотность распределения количества погибших во времени и но категориям населения, определить число иждивенцев, приходящихся на стандартизируемую величину погибших (на 1 тыс. человек).

При наблюдении достаточно большого числа объектов, подверженных воздействию одного и того же риска за длительные промежутки времени, выявляются закономерности наступления случайных событий (заболеваемости, инвалидности и т.д.).

Результирующие показатели социального риска группируют по двум видам:

1) социальные — ущерб здоровью, утрата трудоспособности (временная и постоянная), смертность, численность иждивенцев погибших и т.д.;

2) экономические — затраты на компенсацию утраты доходов в связи с потерей трудоспособности и дополнительные расходы на лечение, реабилитацию.

Социальные показатели риска служат для оценки социальной незащищенности людей и вероятности (необратимости) наступления для них страховых ситуаций. Экономические показатели позволяют выявлять и рассчитывать требуемые объемы денежных средств по компенсации утраченного заработка или дополнительных непредвиденных расходов, связанных с лечением (реабилитацией или профессиональной переподготовкой).

В отношении социальных рисков обязательное социальное страхование как форма социальной защиты выражается в сохранении имеющегося (достигнутого) жизненного уровня застрахованных, и в этом проявляется функция воспроизводства рабочей силы для застрахованного.Сахарова З. П. Страхование. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. С. 192.

1.2Виды социальных рисков и управление ими

Перечень социальных рисков обширен и включает практически все стороны жизнедеятельности человека: утрату дохода в связи с наступлением преклонного возраста, связанную с заболеванием необходимость получения медицинской помощи, потерю трудоспособности, кормильца или работы, ухудшение здоровья вследствие воздействия вредных факторов, как связанных, так и не связанных с профессиональной деятельностью, риски производственного и бытового травматизма, ухудшения демографической ситуации, потребности в посторонней помощи в старости. К социальным рискам относятся риски алкоголизма, наркомании, самоубийств, отравлений, разводов в семьях, риски родителей в отношении ответственности за действия несовершеннолетних детей и другие.

Во всех случаях реализация социальных рисков ведет к ухудшению благосостояния граждан, невозможности или ограничению удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, к снижению качественных характеристик личности, базовая при рассмотрении вопросов социальной защиты населения, определяет основные виды социальных рисков: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей. В международном праве, в частности, в Руководящих принципах Международной организации труда (МОТ), перечень социальных рисков, защиту от которых необходимо осуществлять на государственном уровне.Статья 39 Конституции РФ

Все виды страховых рисков можно разделить на три группы:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Конкретные виды страховых рисков выглядят следующим образом:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Временная нетрудоспособность — невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени. Экспертиза временной нетрудоспособности работников осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. Удостоверяется больничным листком (в некоторых указанных в законодательстве случаях — справкой лечебно-профилактического учреждения.

3. Трудовое увечье — повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве. Факт Трудовое увечье учитывается при назначении пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности к пенсиям по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие Трудового увечья назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве, если несчастный случай, повлёкший за собой увечье, произошёл на территории предприятия или в ином месте выполнения работником его трудовых обязанностей.

4. Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлёкшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

5. Материнство.

6. Инвалидность — нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются др. виды социального обеспечения и обслуживания, гарантированные государством. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I группа — на 2 года, II и III — на 1 год), а лицам в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

7. Наступление старости.

8. Потеря кормильца.

9. Признание безработным.

10. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.Истомина Е.А., Федорова М.Ю. Управление социальными рисками: правовой анализ // Вопросы управления. 2014. № 5.

Управление социальными рисками

В современном риск-менеджменте базовой концепцией управления рисками является модель, состоящая из следующих этапов: анализ риска, выбор методов воздействия на риск при сравнении их эффективности, принятие решения, непосредственное управление рисками и контроля результатов. Основными методами управления рисками являются отказ от проведения рисковых мероприятий, снижение риска, передача риска и принятие риска. Страхование принадлежит к числу наиболее часто применяемых риск-инструментов метода передачи риска, по которому носитель риска или лицо, заинтересованное в защите носителя риска от последствий его наступления, передают ответственность по возмещению возможного ущерба сторонней специализированной организации (страховщику) за заранее обусловленную плату. В настоящее время страхование все больше сопряжено с выполнением еще одной функции — социальной, а именно уменьшением или компенсацией неблагоприятных последствий наступления риска для отдельного индивидуума, для социальной группы или для всего общества в целом.

Методы и инструменты управления социальными рисками.

1.Метод отказа от социального риска: например, исключение из перечня профессий особенно вредных производств с внедрением в производственный цикл автоматики и электроники, ужесточения трудового законодательства.

2.Метод снижения вероятности реализации социального риска: например, проведение предупредительных и контрольных мероприятий, развитие здравоохранения и социальных служб, льготное налогообложение некоторых категорий граждан.

3.Метод передачи ответственности за устранение последствий социального риска: обязательное, добровольное, (индивидуальное и корпоративное) социальное страхование, социальное обеспечение.

4.Метод сохранения или принятия последствий социального риска: прямое государственное финансирование и компенсация ущерба из бюджетов всех уровней, общественная и индивидуальная благотворительность, создание оптимальных условий жизнедеятельности социально незащищенным категориям населения и другие инструменты метода.https://studopedia.ru/10_399_metodi-i-instrumenti-upravleniya-sotsialnimi-riskami.html

Достижение пенсионного возраста

Пенсия по старости

Наступление инвалидности

Пенсия по инвалидности

Потеря кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца

Смерть гражданина

Пособие на погребение

Беременность и роды

Пособие по беременности и родам

Рождение ребенка

Пособие при рождении ребенка

Уход за ребенком до 1,5 лет

Пособие по уходу за ребенком

Безработица

Пособие по безработице

2. Страхование социальных рисков

2.1 Добровольное и обязательное социальное страхование

Добровольное страхование — страхование на основе добровольного согласия страхователя и страховщика заключить договор страхования.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и федеральными законами и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о сроке осуществления страховой выплаты, а также исчерпывающий перечень оснований отказа в страховой выплате и иные положения. При заключении договора добровольного страхования страховщик предлагает страхователю указать номер мобильного телефона и адрес электронной почты для направления страхователю в случаях, предусмотренных настоящим Законом, информации об исполнении обязательств по договору страхования.Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)(ст. 3)

Особенностью добровольного страхования является добрая воля физических или юридических лиц (страхователей), которые имеют желание застраховать свою жизнь, имущество или гражданскую ответственность и заключают договоры страхования, составной частью которых являются правила страхования. Правила страхования определяют общие условия и порядок осуществления страхования, они принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии:

1) с Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ»;

2) с гл. 48 ГК РФ, который регулирует отношения между страховщиком и страхователем, возникшие в результате оформления договора страхования.

Обязательное страхование проводится в силу специальных законов.

Осуществление обязательного страхования регламентировано также.

1) обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком;

2) обязательное страхование осуществляется за счет страхователя, за исключением обязательного страхования пассажиров, которое в предусмотренных законом случаях может осуществляться за их счет;

3) объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом.»Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018)

( ст. 936):

Обязанность страховать имущество может быть возложена на:

1. Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

2. Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.

3. В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество.

4. В случаях, когда обязанность страхования не вытекает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования имущества — на договоре с владельцем имущества или на учредительном документе юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле настоящей статьи и не влечет последствий, предусмотренных статьей 937 настоящего Кодекса.»Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) Статья 935.

Правила страхования содержат положения:

1) о субъектах страхования, объектах страхования;

2) о страховых случаях;

3) о страховых рисках;

4) о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов);

5) о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования;

6) о правах и об обязанностях сторон;

7) об определении размера убытков или ущерба;

8) о порядке определения страховой выплаты;

9) о случаях отказа в страховой выплате и т. д.

Особенностью обязательного страхования является вменение обязанности для физических или юридических лиц (страхователей) со стороны федеральных законов, которая состоит в обязательности заключения договора страхования. Особенность такого страхования состоит еще и в том, что вменить обязанность страхования имеют право только федеральные законы. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Однако на отношения по обязательному страхованию распространяется и действие Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» в части установления правовых основ регулирования страховых отношений.

Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:

1) субъекты страхования;

2) объекты, подлежащие страхованию;

3) перечень страховых случаев;

4) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;

5) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

6) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

7) срок действия договора страхования;

8) порядок определения размера страховой выплаты;

9) контроль за осуществлением страхования;

10) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;

11) иные положения.

В настоящее время в сфере обязательного страхования работают законы, предусматривающие:

1) обязательное страхование;

2) обязательное государственное страхование;

3) обязательное медицинское страхование;

4) обязательное экологическое страхование;

5) обязательное пенсионное страхование.

1. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).

2. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

3. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование)»Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) Статья 927. Добровольное и обязательное страхование

Договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным (кроме личного страхования).

Так как договор личного страхования является публичным договором, страховщик не имеет права отказать в его заключении заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Законным основанием для отказа в заключении договора личного страхования могут являться лишь те случаи, когда у страховщика нет лицензии на данный вид страхования или когда лимит ответственности по одному риску (соотношение между его собственными средствами и страховой суммой) не позволяет ему принять на себя обязательство по выплате требуемой страховой суммы. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

Статья 426. Публичный договор

2.2 Социальные внебюджетные фонды Российской Федерации

В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ;
  • Государственный фонд занятости населения РФ.

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т. д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет — второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50 % федерального бюджета.

Пенсионный фонд РФ был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

  • выплаты в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • выплаты пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах— уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

— участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.Кричевский Н.А. Социальное страхование. Учебник 2017

2.3 Система выплат по социальному страхованию

Государственное социальное страхование обеспечивает:

  • выплату социальных пособий;
  • оплату санаторно-курортного лечения;
  • частичное финансирование мероприятий по оздоровлению детей.

За счет средств ФСС осуществляется выплата семи видов пособий. Основным является пособие по временной нетрудоспособности, доля которого составляет из года в год около половины всего объема расходов фонда на социальные цели. При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения — выплата пособия за счет средств Фонда производится с третьего дня, в остальных случаях — с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже до 5 лет — 60% (предельная сумма — 20750 руб. в месяц), от 5 до 8 лет — 80% (предельная сумма — 27666 руб. в месяц), 8 и более лет — 100 % среднего заработка, (предельная сумма — 34583 руб. в месяц.) Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев — в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

Для определенных категорий застрахованных размер пособия не зависит от стажа и всегда составляет 100% (чернобыльцы, многодетные родители, лица, работающие в районах Крайнего Севера и некоторые другие).

Пособие по беременности и родам всегда выдается в размере 100% заработка (предельная сумма — 34583 руб. в месяц.) в течение декретного отпуска, который составляет 140 календарных дней (194 или 156 календарных дней для случаев многоплодной беременности или осложненных родов).

В размере дневного заработка оплачиваются и четыре выходных дня в месяц, предоставляемые родителям, воспитывающим Остальные пособия фиксированы, их размеры устанавливаются ежегодно федеральными законами.

Расходы на санаторно-курортное лечение включают оплату стоимости путевок, частичное финансирование профилакториев, санаториев, принадлежащих страхователям. Затраты на санаторно-курортное обслуживание покрываются в пределах определенного норматива, утверждаемого страхователям органами ФСС. Финансирование мероприятий по оздоровлению детей в основном сводится к частичной оплате за счет средств социального страхования путевок в детские оздоровительные лагеря, предоставлению дотаций по содержанию детских и юношеских спортивных школ, детских путевок на лечение.

Выплата пособий по социальному страхованию и оплата других предусмотренных нормативными документами ФСС расходов осуществляется через бухгалтерии страхователей. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, принципиально отличается от других страховых отраслей по условиям получения и расходования страховых взносов. Это единственная отрасль, средства которой находятся в распоряжении самих страхователей и застрахованных, правда, в ограниченных законодательством рамках. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в ФСС, представляют собой остаток средств от начисленных страховых взносов после осуществления страхователем выплаты пособий и оплаты других установленных законодательством расходов.

Выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ФСС на тех же условиях. Получателям страховых выплат, которые продолжают работать у своего страхователя (работодателя), положенные пособия и компенсации выплачиваются из суммы взносов, начисленных по данному виду страхования. Если работник увольняется с предприятия, где произошел страховой случай, или переходит на инвалидность, то все положенные ему страховые выплаты производятся непосредственно исполнительными органами ФСС.

Страховое обеспечение включает:

  • пособие по временной нетрудоспособности (100% среднего заработка)
  • единовременную страховую выплату по возмещению вреда (в процентах от 60-кратного МРОТ в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, на случай смерти — 100%);
  • ежемесячную страховую выплату (в процентах от среднемесячного заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности или в случае смерти — исходя из долей заработка, приходящихся на иждивенцев);
  • оплату дополнительных расходов на медицинскую и профессиональную реабилитацию (нормативы не установлены).

Выплаты по обязательному пенсионному страхованию Пенсионным законодательством РФ установлены следующие группы пенсий:

  • трудовые пенсии (финансируемые из средств страховых взносов);
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируемые из средств федерального бюджета);
  • пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел (федеральный бюджет).

Право на пенсию по государственному обеспечению имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, которая засчитывается в страховой стаж. В зависимости от основания для назначения выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости — достижение пенсионного возраста;
  • по инвалидности — назначение группы инвалидности;
  • по случаю потери кормильца — утрата дохода застрахованного лица иждивенцами семьи;

— Трудовая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.