Финансы социальной сферы и особенности их организации в России

В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. В научной литературе и нормативных актах существует значительное количество трактовок сущности социальной политики. В одном случае ее рассматривают лишь как государственную поддержку социально уязвимых групп населения. В другом — отождествляют с социальной защитой и социальным обеспечением населения.

Однако, на наш взгляд, указанные интерпретации искусственно сужают сферу социальной политики, так как приводят на практике к свертыванию социальных функций и социальной ответственности государства, что в свою очередь создает проблемы в реализации социальной политики как одной из приоритетных, стратегически важных направлений развития страны. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1].

В социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.[3,19]

Таким образом, социальная политика — это система мер (действий, мероприятий), осуществляемая ее субъектами (органами государственного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политическими структурами), направленная на формирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества, повышения уровня и качества их жизни. Актуальность данной курсовой работы. Современная ситуация в российском обществе во многом характеризуется значительным снижением уровня социальных гарантий, отсутствием национальной идеи и социально-политической идентичности, напряженностью в отношениях между различными социальными слоями, девальвацией многих нравственных ценностей и кризисными явлениями в экономике и политике. Без утверждения ценности человека как одной из самых важных ценностей дальнейшее движение по пути демократических преобразований общества просто невозможно. Поиск путей к более последовательному, глубинному демократизму и гуманизму определяется именно указанными социальными ориентирами.

4 стр., 1520 слов

Современные тенденции социального развития общества

... о параметрах, определяющих современные тенденции социального развития общества. Далее разберемся с самими тенденциями, представленными в нескольких сферах (рынок труда, миграция, профессиональное образование, сокращение неравенства и преодоление бедности, политика охраны здоровья). В каждом из ...

Цель данной курсовой работы: рассмотреть особенности организации социальной сферы в РФ и ее финансирование.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи:

  • определить сущность социальной политики;
  • выявить задачи и функции социальной политики;
  • рассмотреть аспекты формирования и развития социальной политики ;
  • определить методы государственного регулирования доходов
  • проанализировать способы финансирования отраслей социальной сферы, таких как здравоохранение, образование, культура, спорт и т.д.

Объектом исследования является система государственных расходов на социальную сферу России. Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную сферу. Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения работ отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодических изданий по исследуемым вопросам.

Данная курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

Глава 1. Социальная политика в России и источники финансирования

1.1 Сущность, субъекты и объекты социальной политики

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика — это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны [10].

Социальная политика — это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа. Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм финансирования и контроля, т. е. четкая система постоянного получения обратной связи.

В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат следующие принципы:

1. Обоснованность, т. е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами. Наиболее распространенная ошибка — разрабатываемая социальная политика не «просчитывается» по необходимым ресурсам. Поэтому документ, содержащий ее изложение, может очаровать обилием замыслов, но с практической точки зрения предстанет как вариант «чрезмерного оптимизма и больших желаний».

2. Реалистичность, т. е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.

После разработки социальной политики включается механизм ее реализации. Практика показывает, что в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:

1. Конкретизация социальной политики в механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования.

2. Результативность, т. е. социальная политика должна обеспечивать достижение результатов спустя определенный период времени.

4 стр., 1804 слов

Политика и этика Аристотеля

... «Политика», «Афинская полития» и «Этика». Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, ... По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от ...

Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых — необоснованность и нереалистичность.

Субъекты социальной политики осуществляют деятельность по ее формированию и реализации по отношению к определенному объекту.

К субъектам социальной политики относятся представители и институты гражданского общества, реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные граждане и социальные группы, так и органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, общественные организации и другие структуры, оказывающие влияние на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Центральное место среди всех субъектов принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную и правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

финансирование социальный политика

Хотя государство — центральный субъект социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий [3].

Социальная деятельность остальных субъектов социальной политики (политических и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций, и т.д.), осуществляется в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции, и имеет большое значение в решении проблем отдельных категорий населения. Это объясняется тем, что такие субъекты в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и поэтому способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества.

В гражданском обществе социальная политика многосубъектна. Взаимодействие различного рода субъектов повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость.

Объектом социальной политики в целом выступает общество, которое по своей структуре и составу весьма неоднородно. Это обусловливает необходимость дифференциации объектов социальной политики, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Так, например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие социальные и демографические характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, должна проводиться адресная социальная политика (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), в первую очередь, слабо защищенных слоев населения.

14 стр., 6702 слов

Аристотель о политике

... выражение в работе «Политика», а также в «Афинской политики», «Этике» и других сочинениях. Политика (греч. РплйфйкЬ) -- трактат Аристотеля о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, ... этикой, этосом тогда понимали весь свод традиций, правил, которые регулировали жизнь общества и делали возможным его сохранение, ставя на первый план общие интересы. ...

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с Конституцией и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, распределяемые через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Средства бюджета и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

1.2 Задачи и функции социальной политики

Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В ее основе лежит гармонизация общественных отношений, обеспечение расширенного воспроизводства населения, политической стабильности, гражданского согласия.

Основная цель социальной политики — создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Однако, наряду ней существует система целей, отражающая желательные результаты общественных перемен для конкретных субъектов социальной политики. Из этого проистекает ее содержание и механизмы реализации.

Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить

  • социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
  • поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
  • развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);
  • формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;
  • создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Социальная политика выполняет ряд функций [12,34]:

1. Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.

2. Обеспечение политическую устойчивость власти.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальных групп.

Задачи и функции социальной политики категории соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах определяется ее социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи социальной политики имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции социальной политики представляют собой средство реализации, выполнения ее задач.

1.3 Аспекты формирования и развития социальной политики в России

Социальная политика в России имеет много особенностей, которые сложились ещё в советский период развития нашей страны. Сравнительно высокая доля государственного регулирования и государственного финансирования системы социальной защиты, сравнительно низкая доля финансовых средств частных благотворителей в этой системе, низкий уровень публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие — все это во многом оказало влияние на становление российской модели социальной политики [17].

Немаловажное значение на ее формирование также оказали и такие факторы, как: климатические условия, географическое положение, экономическая специализация регионов, социокультурные особенности национальных образований, мегаполисов, крупных и мелких городов, села, этническое разнообразие и др.

Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. В ее состав входит 83 субъекта, имеющих различный административный статус, уровень социально-экономического развития, территориальные, культурные различия и т.д., что делает Россию асимметричной федерацией. Такая асимметрия делает достаточно проблематичным ведение единой государственной социальной политики, существование общих социальных стандартов, выполнение государством единого набора социальных функций[13,55].

Несмотря на такие яркие различия, государство едино, а значит, предполагает выделение сущностных свойств на всем своем пространстве и на всех уровнях власти.

На федеральном уровне задается стратегия и разрабатываются основные направления социальной политики, создаются условия для ее осуществления на всех остальных уровнях: формируется нормативная база, регулирующая вопросы функционирования и развития социальной сферы, разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, вырабатывается стратегия финансирования социальной сферы. Одна из задач общегосударственной социальной политики — формирование единого социального пространства, целью которого является сглаживание межрегиональных различий.

Поскольку развитие социальной сферы носит ярко выраженный территориальный характер, при проведении социальной политики неизбежна относительная региональная самостоятельность. В постсоветский период влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало незначительным, тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории в соответствии с законодательством субъекта федерации, которое должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что обще региональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта внутри региона.

Муниципальный уровень также играет важнейшую роль в осуществлении социальной политики, поскольку в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач местного сообщества. Органы местного самоуправления являются наиболее оперативными субъектами социальной политики. Только на этом уровне можно изучить условия жизнедеятельности общества, что дает возможность наиболее полно учитывать потребности индивидов, оказывать адресную помощь. На муниципальном уровне в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений.

Таким образом, социальная политика на федеральном уровне носит в большей мере рамочный, нормативно-задающий характер. Реальная, конкретная социальная политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», как правило, на региональном и муниципальном уровнях. Именно здесь она находит свое окончательное воплощение.

Развитию социальной политики посвящена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Стабилизация государственных институтов, становление рыночной экономики обеспечило возможность государству перейти к долгосрочному планированию социально-экономической сферы на качественно ином методологическом уровне.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года включает в себя:

  • основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
  • стратегию достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
  • формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
  • цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
  • цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
  • параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Стратегической целью Концепции является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

В сфере развития человеческого потенциала Концепция предполагает реализацию следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодежная политика; развитие пенсионной системы; экологическая безопасность экономики и экология человека.

Концепция является первым документом такого уровня и масштаба в нашей стране. Реализация положений Концепции позволит России в 2015 — 2020 годах войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы

Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу.

В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства. 4. Основные методы регулирования доходов в России.

Государственное регулирование доходов заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная часть доходов переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потребления товаров и услуг. Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума. Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции.

Именно такая ситуация характерна для российской экономики периода рыночных реформ. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспеченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности. Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, представим в таблице:

Таблица 2.1. методы государственного финансового регулирования денежных доходов населения

Прямые — административные меры

Косвенные — экономические меры

1) Трансфертные платежи

1) НДС, акцизы, таможенные пошлины

2) Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ и т.д.)

2) Налоговые льготы

3) Административное регулирование цен

3) Государственный контроль цен

4) Индексация и компенсация доходов

4) Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды

5) Социальные программы

5) Благотворительные фонды

2.1 Прямые методы государственного регулирования доходов

Рассмотрим прямые методы государственного регулирования доходов подробнее.

— Социальные трансферты — представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями населению, главным образом на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относят пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам. Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности. Трансферты в форме социальных гарантий включают систему социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости.

При этом реализуется принцип распределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Трансферты в форме социальных льгот представляют собой социальные гарантии отдельным категориям населения и носят универсальный характер. Трансферты, осуществляемые через систему социального страхования, призваны защитить население от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, производственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смерти кормильца. В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения — ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д. Наиболее обширная часть социальных трансфертов в РФ пенсии, пособия, стипендии. Пенсия — это форма регулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормильца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формируется в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в федеральном законе о пенсиях.

— Социальные гарантии представляют собой механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

  • оплаты труда;
  • пенсионного обеспечения;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • социального обслуживания;
  • жилищно-коммунального обслуживания.

Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании» и др.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

  • минимальный размер оплаты труда;
  • единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).

В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

  • Административное регулирование цен — представляет собой, контроль над ценами, который осуществляется специальными государственными органами исходя из конкретной экономической и социальной ситуации.

Административное регулирование цен реализуется в т. ч. через систему государственных предприятий, прежде всего в отраслях, относящихся к так называемым естественным монополиям и социальной инфраструктуре.

В отличие от административного контроля над ценами и в особенности от установления фиксированных цен экономические инструменты ценовой политики не нарушают, а дополняют действие рыночного механизма путем воздействия па соотношение спроса и предложения. К прямым экономическим регуляторам относятся субсидии и дотации, кредитные и налоговые льготы, надбавки к ценам. Они регулируют цены, воздействуя на индивидуальные издержки и прибыли, объем производства, инвестиций и сбыта.

  • Индексация и компенсация доходов.

Индексация денежных доходов населения предусматривает полную или частичную компенсацию потерь доходов населения, связанных с ростом цен и тарифов на потребительские товары и услуги, и предоставляет собой автоматически действующий механизм корректировки величины текущих денежных доходов населения.

Компенсация денежных доходов населения предусматривает получение денежной суммы, выплачиваемой в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов и т.п. по решению суда, либо в иных предусмотренных законом случаях.

— Социальные программы представляет собой программу, нацеленную на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д.[20]

Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

  • формулирование проблемы и способов ее решения,
  • анализ внешней среды,
  • составление проекта программы,
  • внедрение (принятие мер программы),
  • получение результатов,
  • сопоставление цель-результат.

Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий.

Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях — по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи.

2 Косвенные методы государственного регулирования доходов

Рассмотрим косвенные методы государственного регулирования доходов:

Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).

Появился данный налог во Франции в 50-е годы . У нас введен в 1991 году и заменил собой налог с продаж(оборота).

Недостатком налога с оборота было то, что, являясь косвенным, он взимался с ограниченного круга товаров не первой жизненной потребности и походил на систему акцизов, облагаемая база — разница между розничной ценой и ценой реализации изготовителя. Отсюда неравные условия налогообложения — налогообложение автомобиля суммой в 2-3 раза больше его себестоимости.

НДС же по фиксированным ставкам облагает всю продукцию, отсюда равномерное поступление средств в бюджет. Сумма оплачиваемого НДС определяется как разница между НДС, начисленным на реализованную продукцию (работы, услуги) и суммой НДС, начисленной на приобретенные материальные ценности. Плательщики налога на добавленную стоимость — только юридические лица; 20 % — основная ставка НДС (для ряда продовольственных и детских товаров — 10%).

Не облагаются НДС: внутризаводской оборот, экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартплата, стоимость приватизированного имущества, операции по страхованию, кредитованию, депозитам и текущим счетам, операции с ценными бумагами, услуги в сфере образования, культуры, искусства, платные медицинские услуги, лекарства.

Акциз — это один из видов косвенных налогов, распространяющийся на предметы массового потребления (спички, табак, спиртные напитки, сахар, соль и другие товары) и услуги (транспортные, коммунальные).

Акциз включается в цену товара или в тариф оказания услуги. Сейчас акцизы установлены на: винно-водочные изделия, табачные изделия, ювелирные, меховые, ковровые изделия, рыбные деликатесы, фарфор, хрусталь, легковые автомобили, бензин, нефть, газ. Ставки акцизов — от 5% до 90%от продажной стоимости, они могут также устанавливаться в абсолютных размерах на натуральную единицу (напр. в рублях на 1 л продукции).

Таможенная пошлина — это денежный сбор, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении последними границы страны.

Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.

Налоговая льгота — полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Все налоговые льготы можно разделить на следующие группы:

ü личные и для юридических лиц

ü общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков

ü общеэкономические и социальные налоговые льготы

Любой из приведённых выше типов льгот несёт одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов, а для лиц, которым она предоставлена, — шанс заработать лишних денег. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки для бизнеса, в основном во время кризисов [19].

Социальные налоги — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд занятости населения. Общее между этими платежами то, что они рассчитываются на единой базе. Для работодателей основой для расчета налога является сумма начисленной заработной платы, для работников — сумма заработка, для предпринимателей — доход (работники и предприниматели являются плательщиками взносов только в Пенсионный фонд РФ).

Благотворительные фонды представляют собой фонды, ведущие благотворительную деятельность. Фонды ведут различные социально ориентированные программы или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в его уставных документах. Фонды могут изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

  • получение благотворительных пожертвований от организаций и частных лиц;
  • получать гранты и целевое финансирование из других благотворительных фондов;
  • вести коммерческую деятельность;
  • инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;
  • вести другую не противоречащую законодательству финансовую деятельность [18].

Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы

1 Здравоохранение

Здравоохранение — система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранением на основе программно-целевых методов планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования. В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества мед. помощи; развитие высокоспециализированных видов мед. помощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания.

Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения. Ниже приведен перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно:

v Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

v Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

v Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

v Медицинская помощь, оказываемая в дневных стационарах всех типов. За счет средств бюджетов всех уровней финансируется также:

  • v Дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ;
  • льготное лекарственное обеспечение и протезирование отдельных категорий граждан;
  • v Медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станциями переливания крови, санитарной авиацией и т.п.;
  • v Мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;
  • v Научные исследования;
  • v Медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.;
  • v Страхование неработающих граждан.

В целом показатели структуры и динамики источников финансирования отрасли характеризуют действительный уровень социальной защиты населения в области здравоохранения.

Финансовые источники в системе здравоохранения:

Глава финансирование отраслей социальной сферы 1

3.2 Образование

Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Образование — процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование — необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности.

Основной путь получения образования — обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином установленных государством образовательных уровней, которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам РФ Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе — бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом «Образование» и включают в себя расходы на:

  • дошкольное образование;
  • общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • переподготовку и повышение квалификаций;
  • высшее профессиональное образование.

Конституция РФ установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете. Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция. За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования. Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта. Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ.

3 Работа с детьми и молодежью

Наряду с образовательной деятельностью органы местного самоуправления организуют и осуществляют и другие мероприятия по работе с детьми и молодежью. Мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления муниципального района, должны иметь межпоселенческий характер. Основные полномочия в данной сфере регулируются программными документами и отраслевым законодательством, направленными на реализацию прежде всего Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон определяет основные меры по защите прав ребенка в сфере образования и воспитания, обеспечению его прав на охрану здоровья, на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, защите прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей, защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная на 2007-2010 годы постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172, является продолжением одноименной программы. Ее осуществление в 2003-2006 годы позволило, в частности, снизить младенческую смертность на 21,8%, а материнскую — на 27%. Отличие новой Программы состоит в ее ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами. Предполагается использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности. Мероприятия Программы направлены на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422.

Кроме того, отдельные направления работы с детьми и молодежью определяются подзаконными актами федеральных и региональных органов государственной власти, имеющими, как правило, рекомендательный характер. Типичным в этом плане можно назвать, например, Постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. № 148 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008-2010 годах», которым рекомендуется органам местного самоуправления в пределах своей компетенции с участием профсоюзных и иных общественных объединений:

  • разрабатывать целевые программы организации отдыха и оздоровления детей, предусмотрев в них мероприятия по развитию материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей;
  • сохранять и развивать инфраструктуру детского отдыха и оздоровления, шире использовать базу санаторно-курортных, лечебно-профилактических организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, профсоюзов и иных организаций для отдыха и оздоровления детей;
  • уделять особое внимание организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по созданию в период школьных каникул для детей в возрасте от 14 до 17 лет (включительно) специализированных лагерей, проведению целевых смен, расширению возможностей для их временной занятости;
  • создавать условия для обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, предупреждения детского травматизма, безопасности дорожного движения в период школьных каникул, особое внимание уделяя организации полноценного питания детей, соблюдению требований противопожарной безопасности в организациях отдыха и оздоровления детей, санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления детей;
  • предусматривать для организованных групп детей льготное культурно-экскурсионное и транспортное обслуживание, а также использование спортивных учреждений;
  • обеспечивать установленные меры безопасности при организации перевозок детей к местам отдыха и обратно с учетом дальности перевозок и времени суток, а также в период пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления;
  • осуществлять без взимания платы приемку организаций отдыха и оздоровления детей, проведение профилактических осмотров персонала, направляемого для работы в указанных организациях, и медицинских осмотров несовершеннолетних при оформлении временной занятости в летний период;
  • осуществлять мониторинг отдыха и оздоровления детей, в том числе эффективности деятельности организаций отдыха и оздоровления детей различных форм собственности.

3.4 Культура, спорт, досуг

Важная роль отводится финансированию в сферу культуры, в том числе организации досуга. Закрепленные Федеральным законом № 131-ФЗ вопросы местного значения конкретизируются в отраслевых законах. Это прежде всего Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в ст. 40 которого установлены полномочия органов местного самоуправления в области культуры для каждого типа муниципального образования.

Для поселения — это:

  • а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
  • б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

— в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории России. Это право обеспечивается как созданием сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, так и многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

  • а) стать пользователями библиотек по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет — документов, удостоверяющих личность их законных представителей;
  • б) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;
  • в) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
  • г) бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов;
  • д) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;
  • е) пользоваться другими видами услуг в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

Вопросы сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия достаточно подробно регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К объектам культурного наследия местного значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования и находящиеся в собственности муниципального образования. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

Соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.

В случае заключения договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, которое оформляется в отношении объектов культурного наследия местного значения местной администрацией муниципального образования. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

К вопросам местного значения Федеральным законом № 131-ФЗ отнесено также создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. Кроме того, вопросом местного значения поселения и городского округа является участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов. Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» определяет народный художественный промысел как одну из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемую на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе осуществлять полномочия в сфере культуры также по вопросам, которые не отнесены к вопросам местного значения. Это:

а) создание музеев — некоммерческих учреждений культуры, созданных для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» создание музеев должно преследовать следующие цели:

  • хранение музейных предметов и музейных коллекций;
  • выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
  • изучение музейных предметов и музейных коллекций;
  • публикацию музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности;

— б) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий. В настоящее время в России функционируют 695 национально-культурных автономий. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в самом общем виде устанавливает в ст. 21 право на культурно-национальную автономию всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности.

Более подробно данные вопросы регулируются Федеральным законом от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», который определяет национально-культурную автономию как форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной и федеральной. Это общественное объединение, которое создается в организационно-правовой форме общественной организации. Национально-культурная автономия имеет право:

  • получать поддержку со стороны органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;
  • участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями

Право на национально-культурную автономию осуществляется в соответствии с принципом законности и его осуществление не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей;

— в) оказание содействия национально-культурному развитию народов России и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений. В соответствии со ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» народы и иные этнические общности имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Важную роль в этом наряду с национально-культурной автономией, о которой речь шла выше, могут также играть национальные культурные центры, национальные общества и землячества. Они вправе разрабатывать и представлять в соответствующие органы власти предложения о сохранении и развитии национальной культуры, а также самостоятельно проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия. Они содействуют организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев, а также создают национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывают библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, региональные и иные ассоциации.

Реализация деятельности таких организаций при их поддержке органами местного самоуправления может помочь решить также проблемы, сохраняющиеся в межнациональных отношениях. В России проживают представители более 160 народов, полиэтничны все субъекты РФ. Довольно часто и состав населения муниципальных образований имеет полиэтнический <http://www.kamchatka.gov.ru/print.php?cont=contimp&menu=8&oiv_id=854> характер.

Помощь в реализации мероприятий в данной сфере может оказать Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. Она учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Важным направлением деятельности в решении проблем межнациональных отношений является мониторинг состояния данных отношений. Органы местного самоуправления оказывают содействие в соответствие с Инструкцией о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действиях, направленных на ликвидацию их последствий, утвержденной Приказом Министра регионального развития РФ от 29 июня 2007 г. № 57. Инструкция определяет наряду с другими действиями также примерный порядок действий в ходе конфликтных ситуаций и ликвидации их последствий, реализуемый в целях проведения мониторинга состояния конфликтности в межнациональных отношениях.

Органы местного самоуправления имеют также возможность осуществлять конструктивное сотрудничество с подразделениями при администрациях субъектов РФ, отвечающих за взаимодействие с религиозными объединениями и национальными организациями.

Специфика расходов на физическую культуру и спорт.

Специфика услуг отрасли «физическая культура и спорт» обусловлена выполняемыми различными социально-экономическими функциями — воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной. В зависимости от характера услуг их можно сгруппировать по видам или направлениям.

Первая группа включает в себя предоставление услуг государственной значимости. В нее входят спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов для сборных команд страны; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов; услуги физического воспитания в системе государственного образования; услуги лечебной физкультуры в системе государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения.

Ко второй группе относится добровольно-общественный сектор, в котором предоставляются спортивные услуги ограниченного доступа. К числу добровольно-общественных некоммерческих организаций относятся спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и другие организации, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе.

Третья группа представляет собой предприятия и организации смешанных форм собственности. В нем наряду с коммерческими могут предоставляться социально значимые услуги физической культуры и спорта.

Основу четвертой группы составляет частный капитал. Товары и услуги здесь производятся и реализуются на коммерческой основе. В состав этой группы включаются организации профессионального спорта, спортивно-зрелищные предприятия, индивидуальная предпринимательская деятельность спортсменов и тренеров.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности органов финансирования физической культуры и спорта определяют Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 567.

Государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:

  • § Финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;
  • § Содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

— § Создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.

Далее в Законе говорится, что для достижения высших спортивных результатов и создания для этого благоприятных условий государство будет:

  • § Увеличивать количество спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укреплять их материально-техническую базу;
  • § Строить новые и модернизировать существующие базы и центры подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебные задания, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
  • § Выделять ассигнования на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
  • § Стимулировать деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
  • § Поощрять меценатство и благотворительность.

Законодательство предусматривает обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите. Органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов должны способствовать интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций, организовывать проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с их участием, создавать детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки, их филиалы, отделения и структурные подразделения в образовательных учреждениях.

Необходимо также обратить внимание на то, что ч. 3 ст. 30 данного закона предусматривается создание органами местного самоуправления условий для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в этой области.

Всего расходы

8 846 973 525,7

1 087 435 934,5

Образование

386 356 314,2

Культура, кинематография, средства массовой информации

107 340 168,1

Здравоохранение, физическая культура и спорт

325 059 408,5

Социальная политика

328 751 096,0

Межбюджетные трансферты

3 725 402 026,1

В заключении отметим, что недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта со стороны, как государства, так и населения снижает качество жизни, уровень здоровья и работоспособности граждан. Совместно с органами образования, здравоохранения и средствами массовой информации предстоит сформировать у населения потребность в здоровом образе жизни. Однако укрепление физического и духовного здоровья нации возможно лишь при осуществлении всесторонней государственной поддержки отрасли, включая развитие спорта высших достижений и массовой физической культуры.

Распределение ассигнований федерального бюджета РФ на 2010г. по разделам

Разделы бюджета

Ассигнования (тыс. руб.)

Всего расходы

8 846 973 525,7

3.5 Индексация денежных доходов населения

Индексации согласно Законодательству подлежат такие денежные доходы населения:

  • государственные пенсии;
  • различные виды социальной помощи (семьям с детьми, по безработице и др.)

Индексация — это установленный законодательством Украины механизм повышения денежных доходов граждан, который дает возможность частично полностью возместить им повышение цен на потребительские товары и услуги.

Расчет индекса потребительских цен осуществляют органы государственной статистики.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в рублях на территории России, если они не носят разовый характер (пенсии, социальная помощь, заработная плата, стипендии и др.).

Индексации не подлежат денежные доходы от собственности:

  • доходы от ценных бумаг (кроме государственных);
  • доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества;
  • доходы от ведения фермерского и подсобного хозяйства;
  • доходы от предпринимательской деятельности.

Индексации подлежат денежные доходы в пределах трехкратной величины стоимости границы малообеспеченности.

Доход в пределах величины стоимости предела малообеспеченности индексируется полностью.

Если доход превышает величину стоимости границы малообеспеченности, то его часть в пределах удвоенной его величины индексируется в размере 80%. Следующая часть дохода в пределах тройной величины границы малообеспеченности индексируется в размере 70%.

Часть денежного дохода, которая превышает троекратную величину границы малообеспеченности, индексации не подлежит.

Для индексации денежных доходов населения используется индекс, который характеризует повышение цен и тарифов на товары и услуги, которые входят в состав минимального потребительского бюджета.

Индекс потребительских цен вычисляется нарастающим итогом с начала года на основании статистических наблюдений органами государственной статистики с изменением цен.

предприятия, объединения и организации, которые находятся на хозяйственном расчете, повышают размеры оплаты труда в связи с индексацией за счет и в пределах хозрасчетного дохода.

организации и учреждения, которые финансируются за счет бюджетов различного уровня, повышают размеры оплаты труда за счет средств соответственных бюджетов;

  • общественные объединения повышают размеры оплаты труда за счет собственных средств;
  • пенсии, социальная помощь, пособие по безработице индексируются за счет средств Пенсионного фонда, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Фонда обязательного государственного страхования на случай безработицы.

стипендии индексируются за счет соответственных бюджетов.

Законом об индексации устанавливается, что при уровне инфляции 6% перечисленные выше доходы должны индексироваться.

Заключение

Эффективность реализации социальной политики любого уровня — федерального, регионального, корпоративного во многом зависят от экономики, бюджетного ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.

Социальная политика требует значительных финансовых средств на само запуск и развитие, они в то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т. д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.

Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласованного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть особенности организации социальной сферы в РФ и ее финансирование — достигнута. Решены поставленные задачи: рассмотрена сущность социальной политики; проанализированы задачи и функции социальной политики; особенности ее развития; определены методы государственного регулирования доходов; проанализированы пути финансирования отраслей социальной сферы.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnyie-finansyi/

1. Конституция РФ. — М., 2009

— Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

— Аверин А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 415с.

— Агабегян А.О модернизации социальной системы России / А.Агабегян // Экономическая политика. — 2010. — № 2. — С. 5-19.

— Алексеева В.М. Экономический анализ медицинской деятельности / В.М. Алексеева, Н.Г. Шамшурина // Здравоохранение. — 2010. — № 2. — С. 161-170.

— Васильев Ю. Проект федерального бюджета: разносторонний взгляд / Ю. Васильев // Бюджет. — 2009. — № 11. — С. 12-13.

— Горшенина О. Социальные приоритеты сохранены / О. Горшенина // Бюджет. — 2009. — № 2. — С. 8-9.

— Иоанна Громыко «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения и образования в условиях финансового кризиса»// Корпоративный юрист, 2009, №5 (май)

— Перхов В.И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью / В.И. Перхов // Здравоохранение. — 2010. — № 2. — С. 29.

— Сигова С.В. Типология субъектов Российской Федерации по критерию финансирования образования / С.В. Сигова, В.А. Гуртов // Регионология. — 2009. — № 2. — С. 173-181.

— Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова — СПб.: Лидер, 2005. — 349с.

— Социальная политика / Под общ.ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во «Экзамен», 2008. — 456с.

— Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. — 618с .

— Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.-М.: «Проспект», 2001.- 496с.

— Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики: Учебное пособие. — М.: АТ и СО, 2008. — 432с.

— Экономика социальной сферы : учеб. пособие / В.А. Лазарев [и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. — 226 с

17. Римский В.Л. Особенности российской социальной политики // Интернет-конференция «Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/275162.html

— http://ru.wikipedia.org/wiki/Благотворительность#.D0.91.D

— http://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговая_льгота

— http://ru.wikipedia.org/wiki/Оценка_социальной_политики

Приложение

Таблица 1. Численность детей — инвалидов, получающих социальные пенсии

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего число детей-инвалидов до 18 лет, получающих социальные пенсии, тыс. человек

26,9

28,7

29,6

31,7

32,2

31,0

31,9

Средний размер назначенных социальных пенсий (с учетом компенсационных выплат), руб.

1073,1

1230,5

1358,6

1965,1

2134,5

3221,1

3355,3

Таблица 2. Распределение ассигнований федерального бюджета РФ на 2010г. по разделам

Разделы бюджета

Ассигнования (тыс. руб.)

Всего расходы

8 846 973 525,7

Общегосударственные вопросы

1 087 435 934,5

Образование

386 356 314,2

Культура, кинематография, средства массовой информации

107 340 168,1

Здравоохранение, физическая культура и спорт

325 059 408,5

Социальная политика

328 751 096,0

Межбюджетные трансферты

3 725 402 026,1