«Социальная психология»

Курсовая работа

В демографии количественный и качественный состав населения принято изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорожденные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше. До настоящего времени считалось, что для органов здравоохранения и социальных служб в исследованиях состояния здоровья населения эта группа старых людей не имеет большого значения. К концу XX века демографическая ситуация в корне изменилась: возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России, напоминает уже не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп. Предполагается, что в 2018 г. средний возраст в момент смерти будет 85,6 года. Казалось бы, мечта человечества сбывается, “человек всегда жаждал жить века, а его фантазия в этом направлении была безудержной” (И. В. Давыдовский), если бы не отрицательные стороны старческого периода жизни. Для социальной же сферы главным является тот факт, что среди старых людей обнаруживается тенденция к медленно нарастающим болезненным патологическим процессам, принимающим хроническое течение и трудно поддающимся лечению.

Если принять во внимание, что с 40 — 45 лет уже происходит “накопление” болезней, то понятно, почему так много среди очень старых людей лиц, не способных даже к самому элементарному самообслуживанию. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. В теоретическом плане различение предметов двух наук — социологии и психологии, как правило, не вызывает затруднений. Упрощенно это различение выглядит следующим образом. Социология изучает жизнь общества, его функционирование, как в целом, так и его отдельных институтов, а также их взаимодействие на основе анализа социальных процессов, выражающихся в сознании и поведении (деятельности) людей. Исключением, разделяемым далеко не всеми представителями социологического сообщества, является расширение предмета социологии на жизнедеятельность животных и даже растений. Предметом психологии в самом общем виде являются закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. С момента конституирования психологии в качестве отдельной научной дисциплины, который нередко относят к концу XIX в., значительное внимание стало уделяться лабораторному исследованию отдельных психических процессов (памяти, мышления, ощущения, восприятия).

4 стр., 1556 слов

Права человека на социальное обеспечение гарантии реализации

... права человека на социальное обеспечение и процесс реализации права на социальное обеспечение в России. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: 1)Рассмотреть и изучить права человека на социальное обеспечение; 2) Проанализировать гарантии реализации права на социальное обеспечение и роль государства в социальном обеспечении. Объектом исследования являются права человека на ...

В то же время интенсифицировались процессы дифференциации психологии как науки, выделения внутри нее отдельных, относительно самостоятельных отраслей (общей психологии, занятой поиском основных закономерностей развития и функционирования психики; зоопсихологии — изучавшей психику животных; медицинской (патоклинической), ориентированной на исследование психических заболеваний и их коррекцию; возрастной психологии, занятой выявлением специфики психического развития на различных этапах онтогенеза человека и т.п.).

В этом ряду особое место заняла возникшая в середине первой половины XX в. социальная психология. Ее возникновение связывается с именем В. Вунда (1832—1920), первым обратившим внимание на социальные проблемы психологической жизни. Однако становление социальной психологии в России (как и психологии в целом) было непростым. Дискуссии о ее предмете велись в 1920— 1930-е гг. (Г.М. Андреева, 1997).

Определяя место социальной психологии среди других наук, представляется успешным использовать междисциплинарный подход, подразумевающий не размещение социальной психологии «внутри» какой-либо одной из ее основополагающих дисциплин, будь то психология или социология, а поиск ее места путем определения «пограничных, пересекающихся» предметных полей. Таким полем, имеющим «пограничный» статус, по отношению социологии и социальной психологии является изучение больших социальных групп. Однако такой подход следует признать лишь отчасти верным. Социально-психологическая, как и социологическая трактовка применима не только к большим социальным группам, но и к деятельности средств массовой информации, организациям и сфере управления, а также к науке, искусству, политике, семье и, наконец, личности.

Следует отметить, что межличностные отношения (на которых акцентирует свое внимание социальная психология) существуют «внутри каждого вида общественных отношений… в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов» (Г.М. Андреева, 1997. С. 72—73).

В таком случае теоретически различие в предмете социальной психологии и социологии представляется связанным не только и не столько со спецификой их проблемного поля, сколько с особенностями угла зрения на одни и те же социальные феномены.Социологии присущ своеобразный дедуктивный подход — от общего (социума, который является своеобразной «фигурой») — к частному (взаимодействию его членов, их непосредственным отношениям, отдельной личности как представителю больших социальных групп — этнических, профессиональных, политических, классовых и т.п.), т.е. к некому фону, обладающему значительным «зашумляющим» разнообразием. В конечном счете в личности и ее межличностных отношениях социолога интересует прежде всего проявление макросоциальных, индивидуальных закономерностей, процессов. Таким образом, социолог стремится к «объективации» субъективных, имеющих как рациональную, так и эмоциональную природу межличностных отношений.

4 стр., 1588 слов

Психологические барьеры при общении. Их устранение

... в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. 3. Психологические барьеры общения Причиной психологического барьера ... концепции рассмотрены ниже. 1. Основные подходы психологии в изучении общения Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт ...

  1. Коммуникативная сторона общения

Понятие коммуникация связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, — коммуникатор, человек, воспринимающий ее, — реципиент. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.

  1. Барьеры, возникающие в процессе общения

Это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. К ним относятся: 1)барьеры понимания или непонимания; 2)барьеры социально — культурных различий; 3)невербальные барьеры; 4)барьеры социально — культурных различий; 5)барьеры отношений; 6)плохое слушание (неумение слушать).

Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. а)первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).

b)предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка, c)эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями — информацию, поступающую последней. Барьер фонетического непонимания порождается таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существует также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия (эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость).

Мобильность и ригидность — качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам. По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека — совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание.

4 стр., 1663 слов

Проблемы общения в социальных сетях

... будут влиять на все поведение. Именно поэтому современный человек часто зарегистрирован в нескольких социальных сетях, в которых он удовлетворяет разные ... в отдельных нишах, в которых активно появляются тематические социальные сети. Последняя группа в классификации «тематических» сетей скрывает в себе огромное количество сообществ, каждое из которых основывается на тематическом контенте и общении. ...

  1. Перцептивная сторона общения

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцепция — процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную. Постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Механизм атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

  1. Социально-психологическое понятие групп.

Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д. По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

9 стр., 4139 слов

Отношение человека к природе в античности и средневековье

... экологического сознания (совокупность представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней) в данную ... единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте». (Богомолов В.С. - Античная философия стр.79). Аристотель понимал под природой: 1) материю; 2) ...

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного — просоциальные, негативного — асоциальные.На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе. Наконец притирка заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы — малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель.

Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Групповая сплоченность — процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер — в системе неформальных отношений, руководитель — в системе формальных отношений.

В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя Процесс принятия группового решения связан с проблемой лидерства и руководства, так как принятие решения — одна из важных функций руководителя. Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии.В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.Слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

13 стр., 6224 слов

Пути гармонизации отношений человека и природы

... сущности отношений человека и природы и их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. ... человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество". Общество и человек ... и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения ...

  1. Проблема личности в социальной психологии

Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. Конформность — это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения. Такая зависимость имеет разные степени выраженности — от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами. Целостное динамическое состояние объекта, состояние готовности к определенной активности. Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

6 стр., 2855 слов

Здоровье человека — социальная ценность

... факторов, влияющих на здоровье человека. Одним из важнейших факторов является социальный фактор (социальное благополучие, индивидуальные взгляды, социальные отношения, а также социальная полноценность человека и т.д.). Ценность социального здоровья человека рассматривают и как слагаемые, ...

  1. Содержание и механизмы социализации. Стадии и институты социализации

Социализация — процесс и результат социального развития человека. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. 1) механизм единства подражания, имитации, идентификации, 2) механизм полоролевой идентификации, 3) Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Негативизм — это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Определены и другие механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.

Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации — семья, школа, производственная группа.Принцип объективности. Данный принцип требует руководствоваться объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Принцип детерминизма . Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Принцип личностного подхода. Принцип системности. Принцип гуманности требует уважения к личности, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого достоинства субъекта. Принцип системности.

7 .Общественные и межличностные отношения

Между людьми в обществе складывается сложная система разнообразных отношений, которые в первом приближении можно разделить на общественные (социальные) и межличностные (психологические).

Разница между общественными и межличностными отношениями заключается в следующем.

1. Общественные отношения характеризуют общество в целом или же отношения между различными социальными группами людей, составляющими данное общество. Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми (индивидами, личностями).

21 стр., 10115 слов

«Методы и формы работы социального педагога»

... педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога ... социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для ... человека, обеспечивает ему полноту жизни и деятельности, постоянный творческий поиск. Каким образом решается эта задача? Все начинается с диагностики, с составления социальных ...

2. Общественные отношения носят объективный характер, в то время как межличностные отношения являются субъективными. Это означает, что общественные отношения мало связаны с эмоциями отдельных людей и существуют как бы относительно независимо от них, в то время как межличностные отношения всегда связаны с эмоциями, переживаемыми конкретными людьми. 3. Общественные отношения существуют относительно независимо от самих людей (люди «включаются» в эти отношения, существующие вне их), а межличностные отношения не существуют отдельно от реализующих их людей (они выражают внутренний мир человека, и их источник находится в самом человеке).

4. Общественные отношения описываются через понятие «социальная роль», а межличностные отношения характеризуются с помощью терминов «социальная установка» или «личное отношение». Социальных психологов в основном интересуют межличностные отношения, в то время как социологи изучают общественные (социальные) отношения. Используемые для характеристики общественных отношений понятия «социальная роль» и «статус» означают следующее. Социальная роль — это совокупность прав и обязанностей, форм поведения и социальных действий, предписываемых человеку {реализуемых человеком), занимающему в обществе определенное положение. К примеру, руководители всех уровней имеют права и обязанности, отличающиеся от прав и обязанностей их подчиненных. Люди разных профессий, занимающие в социальных организациях разнообразные должности, также располагают неодинаковыми обязанностями и правами. Все это относится к социальным ролям, которые существуют в обществе относительно независимо от исполняющих или принимающих их людей. В ролевом поведении, однако, есть не только обозначенный выше социологический, но и социально-психологический аспект. Он заключается в том, что психологически различные люди могут индивидуально своеобразно или по-разному исполнять одни и те же социальные роли. Однако при всевозможных индивидуальных вариациях исполнения социальных ролей существуют их социальные нормативы или инварианты, за пределы которых не должен выходить человек, выступающий в той или иной социальной роли. Эти инварианты, как правило, зафиксированы или отражены в документах, имеющих правовую основу. Понятие статус означает положение, занимаемое человеком в системе общественных или межличностных отношений. Чем выше по социальной лестнице (по занимаемому им в обществе положению) находится человек, тем выше его социальный статус. Чем выше авторитет и признание данного человека, тем выше его статус в системе межличностных отношений. Следовательно, понятие «социальный статус», как и термин «социальная роль», имеет как социологический, так и социально-психологический аспекты. Межличностные отношения, или отношения между отдельными людьми (личностями), делятся на следующие основные виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) руководства и подчинения;

5) первичные и вторичные.

Официальными называют взаимоотношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они регулируются документами (законами, положениями, постановлениями, уставами, приказами и т. п.), имеющими правовую основу и утвержденными официально. В отличие от них, неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей. Для них не существует правовой основы, общепринятых законов, твердо установленных социальных норм и т. п. Неофициальные (неформальные) — это взаимоотношения между людьми, которые не носят официального характера. Неофициальными иногда также называют взаимоотношения между людьми, складывающиеся помимо тех должностных, деловых отношений, в которые они вынуждены (обязаны) вступать друг с другом (в этом плане неофициальные взаимоотношения не являются обязательными).

4 стр., 1865 слов

Общественные отношения, составляющие предмет права социального обеспечения

... отношений, составляющих предмет права социального обеспечения; исследование вспомогательных процедурно-процессуальных отношений как предмета права социального обеспечения; выявление перспектив развития права социального обеспечения. Объектом исследования в работе выступает предмет права социального обеспечения. Предметом исследования в работе является право социального обеспечения. В данной работе ...

В официальные (формальные) взаимоотношения люди чаще всего вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу, и это объединяет официальные взаимоотношения с деловыми взаимоотношениями. Однако не все официальные отношения являются деловыми, равно как и не все деловые отношения выступают как официальные. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой людей (делом, которое их объединяет) или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой ими работы. Примерами деловых взаимоотношений могут быть служебные взаимоотношения, распределение обязанностей между людьми в группе (коллективе).

Характер деловых взаимоотношений людей напрямую не определяется эмоциями, которые люди испытывают в отношении друг друга, а больше зависит от распределения между ними ролей в совместной деятельности. Деловые взаимоотношения людей, в отличие отличных взаимоотношений, основаны на тех ролях, которые люди играют в совместной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них. Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются вне их совместной деятельности. Примерами личных взаимоотношений могут служить взаимные симпатии, антипатии, уважение, неуважение и т. п. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также их индивидуальные психологические особенности. Чувства людей, проявляемые в личных взаимоотношениях, могут быть положительными и отрицательными, включать в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие люди. Рациональные — это взаимоотношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которую вступающие в них люди могут принести или приносят друг другу. Эмоциональные отношения — это, напротив, отношения, основанные на субъективных оценках людей, на их личном, индивидуальном восприятии окружающих. Такие отношения, как правило, сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и далеко не всегда базируются на объективной информации о человеке. Рациональные взаимоотношения не всегда совпадают с эмоциональными и могут им не соответствовать. Так, например, один человек может испытывать по отношению к другому человеку приятные чувства, симпатии, но вместе с тем понимать, что от общения с ним никакой материальной или иной пользы для себя он не получит. И наоборот, человек может испытывать личную неприязнь к другому человеку, но тем не менее вступать с ним в рациональные, то есть основанные на расчете взаимоотношения, исходя из выгоды, которую он может получить от взаимодействия с ним. Отношения руководства (лидерства) и подчинения (следования за лидером) проявляются в следующем: это неравноправные отношения, в которых одни люди (лидеры или руководители) имеют больше прав, чем другие — следующие за ними или подчиненные им. Такие отношения иногда называют субординационными, а равноправные отношения — координационными. Субординационные — это соответственно отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должности в некоторой организации (группе, коллективе) или различное положение в обществе. Таковыми, например, являются взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Наряду с ними существуют равноправные, или паритетные (координационные), отношения. Их социально-психологическая основа заключается в том, что люди, вступающие в такие отношения, имеют одинаковые права, которые распределяются между ними на паритетной (равноправной) основе. Такие люди не подчинены друг другу и выступают по отношению друг к другу как самостоятельные, независимые личности. Первичные взаимоотношения — это основные, базовые, долгосрочные и устойчивые взаимоотношения людей, основанные на сильных, глубоких эмоциональных связях, существующих между этими людьми, на чувстве личной привязанности или преданности друг другу. Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике—в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, — и в динамике, то есть в процессе их изменения и развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их формирования и дальнейшего прогрессивного преобразования. Эти два подхода в конкретных социально-психологических исследованиях нередко взаимно дополняют друг друга. Межличностные отношения в социальных группах, где они в основном и складываются, со временем изменяются. Сначала, на начальном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно и устойчиво относиться друг к другу).

Затем эти отношения на некоторое время могут стать противоречивыми и даже конфликтными, а далее — при благоприятных условиях их развития — превратиться в коллективистические.

Заключение

Общение — самое широкое по своему объему и содержанию понятие. Оно включает в себя всевозможные контакты, возникающие между людьми, независимо от их содержания и формы. Закономерности поведения и деятельности людей в условиях социальных групп, т.е. в условиях их общения и взаимодействия, на сегодняшний день изучают многие науки, в том числе и социальная психология. Г. М. Андреева отмечает, что главная задача, стоящая перед социальной психологией, заключается в раскрытии конкретного механизма «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это важно для понимания результата воздействия социальных условий на общение и взаимодействие людей. Структура общественных отношений главным образом исследуется в социологической теории. Так, она раскрывает субординацию различных видов общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).

Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Социальная роль определяется как общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности. Однако социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может одобрять либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение (неодобрение) отличается у разных социальных групп. Важно, что одобряется или не одобряется определенный вид социальной деятельности, а не конкретное лицо. При этом мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. В жизни каждый человек выполняет сразу несколько социальных ролей: бухгалтер, отец, член профсоюза, игрок сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. К настоящему времени в социально-психологической литературе не существует четкой позиции относительно взглядов на определение места и природы межличностных отношений. Для социальных работников необходимо, прежде всего, понимание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения. В связи с этим первостепенной задачей на данном этапе является расширение подготовки специалистов по практической социальной работе с людьми.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-psihologiya-skachat-besplatno-kursovuyu-rabotu/

  1. А.А. Реан «Семья. Психология, психология, педагогика, социальная работа»; издательство: «АСТ»; 2010 г.; 574 стр.

  2. Б.Ю. Шапиро, М. В. Фирсов « Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики»; издательство: «Академия»; 2002 г.; 192стр.

  3. К. Ойстер « Социальная психология групп»; издательство: « Прайм – Еврознак»; 2004г.; 224стр.

  4. В.Г. Крысько « Социальная психология. Курс лекций»; издательство: « Вузовский учебник»; 2011 г.; 198стр.

  5. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

  6. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ действии. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.