Творчество и политические идеи Сократа

Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений. Одними из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории политических и правовых учений и философии является Сократ и Платон. Сократ — великий античный мудрец, — стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Его творчество волнует умы людей уже не одно тысячелетие. Интерес к его творчеству не только не ослабевает, но даже усиливается в наше время, потому что мнение и взгляды столь великого человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересны сами по себе.

Сократ не отрицает существующего: он признает значение общественной жизни и государства, требует участия в государственной деятельности; он требует исполнения обязанностей по отношению к отеческим богам; он проповедует справедливость как исполнение законов отечества и т.д.

Сократ — представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.

Роль Платона в истории настолько значительна, что исследованию и изучению его творчества посвящаются научные работы и по сей день. В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о нём, то непомерно его восхваляя, то недооценивая в каком-либо отношении. Что же привлекает людей двадцать первого века, наших современников, в деятельности этого философа Древней Греции?

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) является родоначальником такого направления, как философия объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях, — Сократа, его учителя. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, называемых «сократическими» диалогами. Собственно платоновское учение об идеях устройства общества и идеального государства появляется в более поздних диалогах.

12 стр., 5560 слов

Сократ и Платон о человеке и обществе

... линии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых ...

Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

Проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящены диалоги Платона «Государство» и «Законы», в которых наиболее ярко проявляются его воззрения по политико-правовым вопросам. Многие положения, представленные в них остаются актуальными и современными и в наши дни.

Беседа Сократа, изображенная Платоном в первой книге «Государство», посвящена понятию о «справедливости». Теория выдвинутая Платоном состоит в том, что следует признать безусловный, всеобщий божественный разум и между ним и разумом человеческим не должно быть разногласий. Божественный мировой закон лежит в основе государства и человеческих законов, которые, однако, могут отклоняться от своего назначения в силу людского несовершенства.

Объект исследования: политические идеи мыслителей Древней Греции – Сократа и Платона.

Предмет исследования: политико-правовые доктрины Сократа и Платона.

Цель исследования: изучить политико-правовые взгляды мыслителей Древней Греции – Сократа и Платона.

Задачи исследования:

  • ознакомиться с биографией Сократа;
  • раскрыть теоретические позиции Сократа;
  • выявить политические и этические идеи Сократа;
  • исследовать личность и творчество Платона;
  • раскрыть политические взгляды Платона;
  • рассмотреть государство и право у Платона.

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области. В процессе исследования применялись теоретические методы.

Теоретико — источниковую базу исследования составляют труды исследователей: А.А. Акмалова, В.М. Капицын, В.Ф. Асмус, С.А. Дробышевский, В.С. Нерсесянц, М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин, Р.Т. Мухаев и т.д.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (основной части), заключение и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА

1.1. Краткая биография Сократа

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469—399 до н. э.) — одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества.

Великий древнегреческий мыслитель Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры. Отец Сократа, Софроникс, был каменотесом и вероятно, зажиточным человеком. Об этом свидетельствует тот факт, что спустя сорок лет его сын отправляется на войну как тяжеловооруженный воин (гоплит).

7 стр., 3417 слов

Учение Сократа, Платона, Аристотеля

... значение имеют личность философа, его характер и мироощущение. Цель данной работы: Сократ, Платон и Аристотель - вершина греческой философии. 1. Философский смысл учений Сократа Сократ - (ок. 470/469-399 до н.э.), ... жизни - к воплощению идеи блага на земле. Тем не менее, попытка Платона применить его же идеалистические воззрения в политической и общественной сферах жизнедеятельности привела ...

Мать Сократа, Фенарета, была повитухой. Сын-философ сравнивает ее искусство с философским методом майевтики – Сократ, как и мать, принимает роды, но не у жен, а у мужей, и роды души, а не тела1.

Обучает Сократа Анаксагор из Клазомен, друг семьи, один из самых знаменитых в то время философов, обучавший также Перикла.

Примерно 440 год до нашей эры – в Афинах эпидемия чумы. Перикл приглашает в город жрицу храма Аполлона Диотиму из Мантинеи для свершения церемонии очищения столицы Эллады. Сократ также присутствует при церемонии. Диотима посвящает его в мистерии Эроса. Подробно об этом написано у Платона в диалоге «Пир».

433 год до нашей эры – начало Пелопонесской войны (воюют Афины и Спарта, позже в конфликт втягиваются все греческие государства).

Сократ уходит на войну.

432 год до нашей эры – Сократ участвует в битве при Потидеи, где геройски спасает жизнь своему другу Алкивиаду.

422 год до нашей эры – Сократ участвует в битве при Амфиполе. Афиняне проигрывают эту битву, и им приходится отступать. По легенде, воин Сократ уходил назад, обратившись лицом к врагу.

О своем призвании быть философом Сократ узнает уже в зрелом возрасте от Дельфийского оракула. Один из друзей Сократа спросил: «Кто из эллинов самый мудрый?», на что оракул ответил: «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, а мудрее всех Сократ». Сократ ответил на это: «Я знаю лишь, что ничего не знаю».

Сократ не оставил после себя никаких письменных работ. Он не записывает свои мысли, поскольку считает, что единственная сфера существования мудрости – живой диалог. О философских взглядах Сократа известно лишь благодаря его ученикам, в первую очередь Платону и Ксенофонту. Последние прославляют своего учителя уже после смерти. Сократ упоминается в комедиях Аристофана – эти упоминания были прижизненными, пародийными и саркастическими.

Уже пожилым человеком Сократ (возможно, второй раз в жизни) вступает в брак с Ксантиппой, женщиной, до сих пор известной благодаря своему сварливому характеру. Несмотря на это, в браке рождается трое детей.

406 – 405 годы до нашей эры – Сократ, до этого старавшийся не принимать участия в политической жизни Афин, становится членом афинского Совета пятисот. Судят полководцев, одержавших победу в битве у Аргинусских островов. Здесь Сократ отличается тем, что сначала с группой единомышленников, а потом и один, выступает против несправедливо вынесенного смертного приговора2.

404 год до нашей эры – Сократ снова проявляет свою нетерпимость к произволу властей и несправедливости. Он отказывается подчиниться приказу Тридцати тиранов, только что пришедших к власти в Афинах, арестовать невиновного человека, которого правители посчитали своим врагом. Согласно собственным философским суждениям, Сократ безбоязненно критиковал всех властителей, кто был сторонником насилия и несправедливости.

399 год – суд Афин выносит Сократу смертный приговор. Его обвиняют в том, что он «придумывает новых богов» (Сократ считал, что существует лишь единый бог) и «развращает молодежь» ( передает собственные суждения ученикам). Сократ не признает своей вины. По закону в течение 30 дней после вынесения приговора он должен находиться в тюрьме. Ученики пытаются вызволить его оттуда, готовят побег. Сократ отказывается бежать. По истечении положенного срока он выпивает чашу с ядом цикуты и тут же умирает в окружении своих учеников.

4 стр., 1884 слов

Взгляды Сократа на право и государство

... Сократа, в частности сама классификация различных форм правления, противопоставление царя тирану, учет роли закона при характеристике форм правления, оказали заметное влияние на последующие учения о формах государства. ... афинской демократии приписывали все внешние и внутренние неудачи именно демократическому устройству полиса, правлению демоса. Позиция Сократа была иной. В основе постигших Афины ...

Таким образом, Великий древнегреческий мыслитель Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры. Принципиальным критиком софистов был Сократ — это одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества.

1.2. Теоретические позиции Сократа

Отвергая нравственный и гносеологический релятивизм и субъективизм ряда софистов, их апелляции к освобожденной от этических начал силе, Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий и дефиниций. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в названной области. Как и софисты, Сократ различал естественное право и закон полиса, но в отличие от них он считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришел к выводу о тождестве разумного, справедливого и законного3.

Сократ был принципиальным сторонником законности. Положение Сократа о совпадении законного и справедливого и восхваление законности имели в виду скорее разумное, желательное состояние дел, нежели реально существовавшее. Правильные представления о законном и справедливом, добродетелях и благе можно составить лишь на основе знаний, а подлинное знание предмета есть понятие о нем, мысль. Различные взгляды на нравственность, право и политику, а также государственно-правовую практику (и не только демократическую, но также олигархическую, тираническую, аристократическую) Сократ критикует как ошибочные отступления от истинных (т. е.своих теоретико-понятийных) представлений.

Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практически существовавшим в его времена политическим порядкам. Это, однако, не означает, что у Сократа не было определенных социально-политических симпатий или антипатий. Так, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары. Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Если, говорил Сократ, невозможно исполнять «установления предков», то по крайней мере следует подражать «тем, которые в настоящее время считаются первыми», т. е. Спарте. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.

Править должны знающие — таково, по существу, требование, которое по смыслу сократовского учения относится ко всем политическим формам: «Цари и правители не те, которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править». Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал Сократ тиранию.

4 стр., 1647 слов

Аристотель о формах политического правления

... по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия). Политика и государство Сущность политики Аристотель ... критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Наиболее совершенной формой правления он считает политию». Идеалом Аристотеля является ...

В плане практической политики сократовский идеал означал правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, а в плане теоретическом — попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Последовательно придерживаясь своих представлений о справедливости, законности и разумном правлении, Сократ неоднократно сталкивался с властями (и при демократии, и при правлении тридцати тиранов), которые, естественно, стремились пресечь его влиятельную оппозицию и довольно популярную критику. Но ему все же пришлось испить свою чашу яда. В 399 г. до н. э. видные деятели вернувшейся к власти демократии выдвинули против семидесятилетнего Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остался верен своим принципам — не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость — и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.