Необходимость анализа сущности конфликтов в семье обусловлена значительными изменениями, которые испытывает современная российская семья под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе. Семья есть важнейший инструмент социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. Именно в семье формируются основы личности, ее ценностные установки и ориентации. Семья еще до недавнего времени являлась источником овладения человеком определенными навыками и умениями, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Однако функционирование семьи в обществе происходит не изолировано, а взаимосвязано с другими институтами. В связи с этим, трансформации, происходящие в обществе на макроуровне, без сомнения, влияют на его функционирование на микроуровне, включая семью.
В период трансформации невозможно выделить какие-либо стабильные комплексы, изменениям подвергаются все структуры и организации. Однако трансформация российского общества повлекла за собой не просто изменение содержания ряда институтов. Любое общество представляет собой непрерывный процесс возникновения и разрешения разного рода противоборств личностей и социальных групп. В связи с этим идея бесконфликтного общественного бытия, как это утверждалось еще недавно идеологами тоталитаризма, не может быть применена к описанию современной социальной ситуации в России. Поэтому в условиях перестройки общественных процессов и отношений в направлении их демократизации неизбежна и смена отношения к существу социальных конфликтов.
Это означает, во-первых, что необходимо признать существование социальных конфликтов (семейных в частности) в качестве естественного и повседневного явления общественной жизни, ее неотъемлемого атрибута.
Во-вторых, должна быть признана не только неустранимость конфликтности в обществе, но и подчеркнута именно конструктивная, позитивная роль конфликтов в общественном развитии. По существу, это требование составляет другую сторону преодоления тоталитаристской парадигмы «бесконфликтности», поскольку именно в рамках последней конфликту приписывается однозначно негативный смысл, когда он рассматривается в качестве отклонения от «нормы», за которую выдается единство интересов, целей и ценностей всех составляющих общество индивидов, групп, слоев.
Разумеется, не следует забывать, что конфликты могут иметь не только позитивное значение для развития как отдельного человека, семьи и всего общества, но и деструктивное. Однако общее положительное отношение к конфликтности в обществе ориентирует, с одной стороны, на то, что столкновения по тем или иным основаниям трактуются как естественные явления общественной жизни, а с другой, — на необходимость поиска таких общественных условий и форм, которые способны придать этим столкновениям максимально культурный, цивилизованный и гуманный характер.
Семья как социальная общность и сфера бытия человека
... явления с духовным вырождением. Давайте попытаемся разобраться, что такое семья и как она связана с развитием общества. Семья - это социальная общность, основанная на браке или кровном родстве, члены которой ... в результате разложения родового строя и появления частной собственности. Она возникает в связи с потребностью в сохранении, приумножении и передаче по наследству собственности. Вмешательство ...
В развитых демократических странах большинство социальных конфликтов разворачивается в стабильных общественных условиях, которые обеспечиваются функционированием официально признанных институциональных структур и хорошо отработанных процедур посреднической деятельности — от участия экспертно-аналитических групп до международного арбитража. Поэтому важно сформировать в массовом сознании и поведении такую конфликтологическую парадигму, которая бы обеспечивала реальное функционирование специализированных социальных институтов и процедур.
Современная отечественная ситуация характеризуется незавершением институционализации большинства социальных конфликтов, включая конфликты в семье, и затруднением использования процедур рационализации конфликтных ситуаций и посреднических усилий населением. В результате возникновение и развертывание конфликтных ситуаций в стране носит преимущественно стихийный характер. Это выражается прежде всего в том, что эмоции конфликтующих сторон, как правило, преобладают над разумом, препятствуя адекватному осмыслению существа конфликта его участниками, рациональному формулированию своих претензий и требований. В таких условиях конфликты с самого начала приобретают неуправляемый характер и по мере своего расширения и обострения несут противоборствующим сторонам разрушение, насилие, а в некоторых случаях и уничтожение. К таким эмоционально-деструктивным и до конца неинституционализированным конфликтам с достаточным основанием можно отнести семейные конфликты.
Не вызывает сомнений тот факт, что конфликты существуют почти во всех семьях. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, приводят данные, что в 80-85% семей есть конфликты. В оставшихся 15-20% фиксируется определенный уровень напряженности [1].
Однако необходимо обращать внимание на то значение, которое члены семьи придают конфликтам, т.е. на степень институционализации семейных конфликтов в обществе, что без сомнения влияет на возможности их профилактики, протекания и разрешения.
1. Семья: периоды развития и ее функции
Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.
Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения. В жизни каждой семьи, которая существует продолжительное время, есть периоды, когда в ней происходят важные изменения, способные вызвать конфликтные ситуации.
Сенситивные и критические периоды развития
... что неблагоприятно сказывается на развитии психики.» Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, ... знаний любого специалиста, работающего с детьми, - психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет ... семья, и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку ...
Назовем основные из них.
Первоначальный период — происходит адаптация супругов друг к другу. По статистике в течение первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков.
Второй период — появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних увлечений, накапливается усталость, могут проявляться противоположные представления по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей. Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты.
Третий период — появление новых членов семьи во взаимодействии — невест, зятьев, внуков, родителей другой стороны. Наступающие зрелый возраст и старость также создают свои проблемы.
Каждый из этих периодов характеризуется своими специфическими конфликтными ситуациями и конфликтами. На возникновение межличностных конфликтов в семье на любом отрезке ее развития могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в обществе, например, изменение моральных и культурных критериев, утверждение культа наживы и ориентация на удовлетворение чувственных потребностей (в противоположность интеллектуальным, требующим огромных затрат времени и внутренней энергии), отсутствие социальной защищенности семьи и др. [4]
Социология вычленяет несколько важнейших функций семьи:
репродуктивную (воспроизводство новых членов),
воспитательную (воспитание нового поколения),
хозяйственно-экономическую (формирование и расходование семейного бюджета),
рекреационную (проблема досуга и психической разгрузки).
Каждая семья может какую-то из функций считать наиболее важной. Противоречия могут возникнуть тогда, когда у мужа и жены расходятся мнения по проблеме — какой из функций отдать предпочтение и как ее выполнять. Например, жена желает иметь много детей, а муж не более одного, ссылаясь на недостаток времени на воспитание, желание «пожить самим» и др.
Причины конфликтов
В первый период, период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:
- межличностная несовместимость;
·претензии на лидерство;
·претензии на превосходство;
·разделение домашних дел;
·претензии на управление бюджетом;
·следование советам родственников и друзей;
·интимно-личная адаптация.
. Межличностная совместимость подразумевает взаимоприятие друг друга, основывающееся на сходстве ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, уровня развития личностей. Межличностная несовместимость дает о себе знать в том случае, когда по этим индивидуально-психологическим характеристикам у каждой стороны имеется свое, противоположное другой стороне мнение. Например, тип характера жены — сенсорный. Ее «природа» требует, чтобы все было детализовано, все вещи находились в понимаемом ею порядке. А тип характера ее мужа — интуитивный, да он к тому же еще интроверт. Его детали не беспокоят, он их не замечает по причине предпочтений своего характера. Войдя в комнату, он свои туфли может снять в самом неподходящем месте и оставить их там, не обращая внимания, стоят они или лежат на боку. Для него они свои функции выполнили. Жена — сенсорик, да к тому же экстраверт, потребует, чтобы туфли были поставлены «как положено», сопровождая свои требования «лекцией». Причиной возможного межличностного конфликта в данном случае будет непонимание женой того, что в отличие от нее, у мужа созданный им «беспорядок» не вызывает никаких эмоций. Точно так же будет все происходить, если предпочтения характеров окажутся противоположными. Муж и жена просто поменяются ролями. [16]
Совместимость в супружеских парах. Уровни совместимости и основные ...
... “совместимость – это когда муж и жена оба хотят быть главой семьи”. Но в данном определении потребности супругов совпадают. Вопрос, что же важнее в гармоничной супружеской жизни – ... Рассмотрим подробнее каждый из этих уровней супружеской совместимости, а так же проблемы, возникающие на каждом из уровней. Психофизический уровень совместимости “Выходит за рамки непосредственного сексуального контакта. ...
Для избежания подобных конфликтов необходимо знать особенности проявления характеров друг друга и вместе учиться управлять ими. Нелегко из двух сформировавшихся «Я» прийти к одному «мы». Однако терпеливое отношение к привычкам друг друга, совместная терпеливая работа над собой создадут условия для бесконфликтного взаимодействия в дальнейшей жизни.
. Лидерство в семье. Жена или муж (или оба) могут сформироваться до брака лидерами. Сохранение таких позиций в браке чревато постоянными конфликтами. Лидер может вести семью за собой удачно, а может подавлять инициативы другого, формируя у него внутреннее противостояние, чреватое открытыми или скрытыми конфликтами. Выходом из такой ситуации будут взаимное обсуждение проблемы и категорический отказ от претензий на лидерство, лояльное отношение к альтернативному мнению другого, совместное решение семейных вопросов.
. Превосходство. В начальном периоде семейной жизни нередки случаи, когда один из супругов стремится доказывать свое превосходство. Подобное поведение Э. Берн описывает в новелле «Дорогая». Муж при гостях дает нелестные характеристики жене и шутливо обращается к ней за подтверждением: «Да, дорогая?». Жена, при таком поведении мужа, оказывается в не очень приятной для нее ситуации, ее настроение испорчено.
Подобное поведение мужа (жены) по отношению к близкому человеку есть проявление невоспитанности. В нормальной семье муж и жена находятся в равном отношении друг к другу. Следовательно, чем раньше супруги откажутся от унижающих друг друга претензий на превосходство, тем благополучнее будет дальнейшее взаимодействие между ними. Следует искать хорошее друг в друге и подчеркивать его, в таких случаях обратная реакция будет всегда положительной.
. Домашние дела. Некоторые семейные пары делят домашнюю работу на женскую и мужскую. [2]Есть семьи, у которых эта проблема особых инцидентов не вызывает. Но для многих дележ домашних дел — вечная неразрешимая проблема и причина конфликтных ситуаций. Влияют на это типы личности и даже лень одного из супругов, или их обоих. На все случаи жизни договориться невозможно, всегда найдется в доме непредвиденный случай — «кому закрыть дверь?». Поэтому при помощи договоров межличностных конфликтов избежать нельзя.
Соперничество детей в семье
... приводит к конфликтам между детьми в семье. Родители могут неосознанно зажечь искру зависти в своих детях, а это приводит к различного рода ссорам. Таким образом, соперничество эгоистическое чувство, ... авторитетам, старший ребенок, в основном сын, пользовался определенными привилегиями в семье, уже только потому, что родился первым. Сейчас, мы живем в другом обществе, и в семье к первенцу ...
. Семейный бюджет. Проблемы между мужем и женой могут возникать в тех случаях, когда жена зарабатывает больше мужа, когда она ему об этом постоянно напоминает, стремясь унизить его мужское достоинство. Конфликтные ситуации могут возникать и тогда, когда одному из супругов кажется, что другой нерасчетливо тратит деньги, например, покупает вещи, без которых можно обойтись. При совместной жизни необходимо привыкать к мысли, что все семейные проблемы решаются вместе, не в ущерб друг другу, а во благо. Конфликтов будет меньше, если расходы будут всегда согласованы между супругами. В таких случаях каждому будут известны возможности бюджета, и каждый будет знать, что без его участия никаких серьезных расходов не будет предпринято. Следует иметь ввиду, что не всегда будет положительно воспринят дорогой подарок для другой стороны без предварительного обсуждения.
. Родственники и друзья. Каждая семья приобретает свой собственный жизненный опыт совместного взаимодействия, в процессе которого встречаются трудные ситуации. Преодолеть их самостоятельно мужу или жене не всегда под силу. В таких случаях, иногда прибегают к советам родственников, друзей, специальной литературы. Например, жене показалось, что муж стал меньше уделять ей внимания, неоправданно грубит. Она обращается за советом к родителям, подругам, убеждает их в том, что она делает все для мужа, а он оказывается ей неблагодарным. Если родственники или подруги окажутся опытными людьми, которые пережили сами нечто подобное, то быстрее всего предложат ей самой во всем разобраться, проанализировать свое поведение, нет ли у нее упущений.
. Интимно-личная адаптация требует от супругов достижения морально-психической и физиологической удовлетворенности друг другом в интимных отношениях. Если один из супругов начинает испытывать психические или физиологические неудобства от интимной близости, неудовлетворенность от ее результатов, проблему нельзя оставлять, чтобы она решалась сама собой. На неудовлетворительные результаты интимной близости могут влиять необоснованные страхи за свою половую «слабость», неудовлетворенность и т.д. Такое положение дел чревато конфликтами. Гармоничная половая жизнь супругов служит своего рода терапевтическим средством для выхода из различного рода психических стрессов. При появлении в этой сфере каких-либо неудобств, которые не удается преодолеть своими силами, необходимо обязательно обратиться к психиатру. Если эти проблемы не будут устранены в начале совместной жизни, они с неизбежностью дадут о себе знать позднее, в самых непредвиденных негативных проявлениях. Думается, что высший бал в интимно-личной адаптации могут поставить себе супруги в том случае, когда они расстаются на один день, а при встрече им кажется, что они не виделись неделю. А если не виделись неделю, то при встрече должно создаваться впечатление, что они не виделись целый год. Интимно-личные взаимодействия на такой высоте бывают между супругами тогда, когда каждый из них стремится сделать добро другому, заботится о нем, доверяет ему во всем. Конфликты в таких случаях очень редки, а когда возникают, то протекают всегда в конструктивной форме. [12]
Межпоколенные конфликты
... межпоколенных конфликтов Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представителями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). ... отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и ...
Второй период, вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно больше, возникают проблемы, которых ранее не было. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный. Ей необходим отдых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, неадекватно реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт может возникнуть по любому поводу.
В этих условиях муж обязан относиться к жене с большим вниманием, чем до рождения ребенка- Раздражение жены обязательно скажется на формировании характера ребенка. Более того, оно может оказать влияние на формирование его смысла жизни. Психолог Д.А. Леонтьев утверждает, что смысл жизни у каждого человека складывается очень рано.
Вторым фундаментальным психологическим фактом является то, что на бессознательном уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое целое, складывается у каждого человека уже к 3-5 годам…
Ребенок в семье растет, прибавляются проблемы воспитания, обучения, профессиональной ориентации и др., возникают новые причины для разногласий, которые могут способствовать появлению межличностных конфликтов между родителями и детьми. [4]
Распространенной болезнью молодых родителей являются попытки одного из них возглавить процесс «правильного воспитания» нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. Например, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начинает его успокаивать и говорит «Папа у нас плохой, он тебя обижает». Подобное поведение тяжело переживается мужем и может формировать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегда прав. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсутствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.
К конфликту могут привести различные мнения родителей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые методы, а другой — отвергать их. Выбор дополнительных занятий для ребенка (музыка, спорт, различные кружки) могут также послужить причиной конфликта. Отношение к отрицательным оценкам ребенка может вызвать острую конфликтную ситуацию. Например, мать станет укорять ребенка за то, что он получил отрицательную оценку. Отец сочтет, что это не повод для трагедии, скажет, что все в свое время получали отрицательные оценки. В такой ситуации мать может все свое недовольство оценкой. Выплеснуть на отца, сказать ему, что он вообще не занимается воспитанием детей. В подобных случаях не учитывается мнение противоположной стороны, что всегда провоцирует межличностный конфликт. [19]
Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии
... детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты психокоррекционной помощи. Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с ...
В наше время, когда нет гарантии безопасности нигде и никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их позднего возвращения домой. Особенно возрастает тревога родителей, когда проходит условленное время возвращения ребенка домой, а он не появился. Некоторые дети, находясь в это время в компании, о доме не желают и вспоминать, хотя знают, что конфликт с родителями неизбежен. Это эгоистичное поведение со стороны детей. Собственное удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу сверстников для них важнее, чем переживания и подлинные страдания о них самых близких людей. Какие бы ни были требования дисциплины родителями, их необходимо научиться выполнять, они направлены на безопасность детей и всей семьи.
В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становления, поэтому реакция подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись «социальные тормоза». «Я-концепция» у подростков не так нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в разных ситуациях.
Конфликты приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своем развитии далеко от подростков. Эту мысль подкрепляет концепция американского психолога Дж. Стивенса. Он выделяет семь стадий зрелости личности: грудной ребенок, младенец; делающий первые шаги малыш; подросток; юноша; взрослый человек; почетный старец; учитель. Стивенс считает, что каждый взрослый человек доходит до какой-то из перечисленных стадий и остается на ней навсегда в плане развития личности. На это не влияет ни уровень образования, ни занимаемая человеком социальная роль, ни его финансовая состоятельность.
Он подмечает еще одну интересную деталь в поведении людей. При определенных обстоятельствах человек может легко соскальзывать на какой-то момент на низшие ступени, которые он уже прошел. Такими обстоятельствами могут выступать конфликты между людьми. Эта мысль подтверждается и другими авторами. Так, О. Крегер и Дж.М. Тьюсон заметили, что поведение людей в конфликтах не всегда ими контролируется.
Однако ни один психологический тип не блещет в конфликтных ситуациях. Трудно сказать, почему, но конфликт способствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем. В третьем периоде, когда в семье появляются новые члены (невестки или зятья),может возникнуть много причин для межличностных конфликтов. Вариантов появления нового человека в семье может быть много, однако самым популярным является тот, когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возможны конфликты: мать — невестка, мать — сын, сын — жена. Эти конфликты с неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены. [8]
После вступления в брак молодых людей всем необходимо понять, что не только они, но и все родственники переходят в совершенно новое качество, не известное ранее никому из них — появился новый «родной» человек в семье. Все усилия родственников должны быть направлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все в новой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не на провоцирование межличностных конфликтов, а на их предупреждение.
Проблемы взаимоотношения поколений
Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается. Поиски взаимопонимания Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических ... воздействия на них. Связь и преемственность поколений Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи. Исторический экскурс в историю показывает, что ...
. Проблема управления характером
Проблема управления характером — одна из ключевых в системе воспитания и самовоспитания. В том, насколько личность успешно управляет своим характером и темпераментом, определяется ее развитие, ее движение от одной ступени к другой, к более высокому качественному уровню. Определенно высказывается по этой проблеме психолог Д. А. Леонтьеву. «Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать свои проявления».
При разрешении конфликтов между родителями и детьми это обстоятельство следует иметь в виду в первую очередь. Там, где у родителей очень высокий уровень развития личности, конфликты почти не возникают. А при возникновении недоразумений они, как правило, разрешаются собственными силами без постороннего участия. Семейные конфликты всегда необходимо рассматривать как сложное явление. Причин у любого межличностного конфликта в семье может быть несколько. Например, подросток не доверяет родителям, на любое замечание реагирует подчеркнуто резко, отказывается выполнять просьбы родителей. Причиной такого конфликтного поведения подростка могут быть прежде всего сами родители, которые часто не ладили между собой в присутствии ребенка, относились и относятся к нему сухо, жестоко, за малейшие провинности наказывают физически. Другой причиной могут быть советы сверстников открыто сопротивляться такому режиму. Причиной может быть также процесс становления личности подростка, отстаивания им своей самостоятельности. [3]
Семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрессов и депрессий. Поэтому конфликты лучше предупреждать.
4. Особенности развития конфликтов между поколениями
Во второй половине XX в. в западной социологии усилился научный интерес к конфликту между поколениями. Об этом конфликте дискутировали не только социологи, но и антропологи, философы, политологи, психологи и др. Идеологом теории конфликта поколений стал Г. Маркузе, который считал этот конфликт естественным законом, порожденным антропологической структурой человеческих потребностей и оказывающим революционное воздействие на общество.
Представители отдельных направлений западной науки рассматривали конфликт между поколениями как «универсальный», «вечный», всегда сохраняющий свою сущность и изменяющий лишь форму. Американский социолог О. Ранк утверждал, что социальный прогресс зиждется в основном на противоположности между двумя поколениями. Другой американский ученый Д.Н. Михаэль считал непонимание, существующее между поколениями, явлением, обусловленным исторически, присущим любому обществу.
Психология семьи и семейных отношений
... семью, партнера и детей. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. -- М.: Гардарики, 2005., 5-6 стр. Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. ...
Особый вклад в развитие теории «конфликта поколений» внес американский социолог и психолог Л. Фойер. Он утверждал, что конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории и является даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба.
Французский ученый Ж. Манд ель объяснял цель поколенческого конфликта в отказе от отцовских социокультурных норм и стандартов поведения. Основатель этологии К. Лоренц выводил «вражду между поколениями» из массового невроза в состоянии общества и рассматривал «войну поколений» как источник древнего инстинктивного эмоционального удовольствия, «разрядки» молодежи.
Со взглядами Д.Н. Михаэля, Л. Фойера, К. Лоренца и некоторых других теоретиков конфликта поколений трудно согласиться в том, что этот конфликт имеет столь радикальные формы выражения, как ненависть, вражда, борьба и т.п. Такие позиции близки к социал-дарвинистской трактовке социального конфликта, и в них игнорируется весьма плодотворная идея Г. Зиммеля о существовании латентных и более «мягких» форм конфликтов.
Несмотря на основательный теоретико-методологический анализ, концепции конфликта поколений не в полной мере применимы к объяснению конфликта в семье. Их главные идеи базируются в основном на примерах западного общества 1960-1970-х гг. Концепции сосредоточены на молодежной проблематике и не раскрывают позиции старших поколений в конфликте. Специфика и роль семьи в конфликте поколений его теоретиками всесторонне не изучалась. Конфликт, как следует из указанных теорий, имеет только явные и весьма радикальные формы проявления.[9]
Наряду с теориями конфликта поколений, подчеркивавшими его универсальность и всеобщность, выдвигались и другие концепции, в которых межпоколенческий конфликт не трактовался как универсальное явление в жизни общества. М. Мид в истории человечества различала три типа культуры и вытекающие из них системы межпоколенческих отношений: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. Для постфигуративных отношений характерна ориентация на традицию, опыт предков, стариков — живых носителей культуры. Новшества с трудом пробивают себе дорогу, взаимоотношения возрастных групп строго регламентированы. Ускорение технического и социального прогресса порождает кофигуративные отношения, когда в воспитании растет влияние сверстников, дети и взрослые все больше ориентируются на современность. В условиях префигуративных отношений преимущественной становится ориентация на будущее. Взрослые подчас вынуждены учиться у своих детей. Ломка традиций и стереотипов часто болезненна, оказывается причиной межпоколенческих конфликтов. [14]
По характеру взаимосвязи поколений и социальных структур Ш. Эйзенштадт сформулировал признаки двух типов обществ. Критерий возраста как принцип распределения ролей важнее в тех обществах, где базовые ценностные ориентации находятся в гармонии с возрастными стереотипами. В таких обществах главной единицей общественного разделения труда является семья. Возрастно-разнородные межпоколенческие отношения этих семей являются базовыми формами взаимодействия между людьми, а возрастно-однородные отношения имеют второстепенное значение. Это фамилистический тип общества, по Ш. Эйзенштадту. Возрастно-однородные группы возникают в тех обществах, где семейно-родственные ячейки не могут обеспечить или даже мешают достижению их членами полного социального статуса. Это универсалистский тип общества, в котором доминируют внутрипоколенческие отношения. К универсалистскому типу близко современное общество, в котором внутрипоколенческие внесемейные отношения часто доминируют над семейно-родственными межпоколенческими взаимодействиями.
На протяжении XX в. проблема конфликтов «отцов и детей» выходит в западном обществоведении на одно из первых мест. В социологической литературе трактовки межпоколенческих отношений образуют два полюса с различной степенью разработанности.
Упомянутые авторы теорий конфликта поколений считали, что большая разница между поколениями в современном обществе увеличивается и перерастает в отношения «вечного» конфликта. Другие авторы, вслед за Т. Парсонсом и Ш. Эйзенштадтом, напротив, считали представления о росте различий в межпоколенческих отношениях иллюзорными, а конфликт между ними — воображаемым. И. Ренуар и его последователи полагали, что в обществе преобладают отношения поколенческого единства, которые объясняются воздействием общих исторических, социальных и культурных факторов, психологическим сознанием и общей судьбой.
В дальнейшем анализ развития взаимодействия поколений отражал две точки зрения: 1) существует всеобщий, глобальный разрыв между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон и др.); 2) наблюдается маятниковый характер межпоколенческих отношений, периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (X. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер и др.).
Вместе с тем американские социологи впервые эмпирически исследовали две крайние позиции в анализе межпоколенческих отношений: существование «поколенческого разрыва» (generation дар) и межпоколенческого единства. Их исследование показало, что обе они несостоятельны, и межпоколенческие отношения являются отношениями селективной преемственности.[8]
Западные теории конфликта поколений анализировали Ю.В. Еремин, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, П.Н. Решетов и др. Их анализ отличался теоретической глубиной и методологической обстоятельностью. Однако внимание ученых было сосредоточено на критике зарубежных концепций конфликта поколений. Советские социологи считали, что конфликт между поколениями характерен для буржуазного общества, а в социалистическом обществе возможны лишь различия между поколениями. При этом особенности отечественной семьи, роль старших поколений изучались крайне мало. В результате конфликт в семье исследовался не в полном объеме. Это привело, в частности, к тому, что современные социологи часто вынуждены обращаться к западным теориям конфликта, которые не всегда и не во всем применимы к анализу российской семьи. В них не учитываются этнорелигиозные традиции взаимоотношений, семейные роли, ценности и нормы участников конфликта, их трансформации в современных условиях и т.д. Бесспорно, это усиливает потребность российских семьеведов в собственных концепциях конфликтов.
Изучение проблем поколений с позиций общих норм, ценностей и установок давало возможность представить судьбу конкретных поколений, переживших на личном опыте уникальные события, оказавших влияние на восприятие жизни, социальное взаимодействие; показать духовный мир и облик поколения. Данный методологический подход применялся в отечественной социологии А.И. Афанасьевой, В.И. Добрыниной, И.М. Ильинским, А.И. Ковалевой, Т.Н. Кухтевич, В.Ф. Левичевой, В.А. Луковым, В.Г. Харчевой, В.Ц. Худавердяном и др. В их работах доминирует традиция исследования субкультур отдельных поколений (чаще всего молодежи), связанная с ценностной и мировоззренческой дифференциациями, делинквентной субкультурой, а также с различиями поведения, досуга, жизненных планов и проч. Однако вне поля зрения оставался собственно межпоколенческий конфликт в семье. Поэтому вызывает интерес применение в последние годы качественного метода при реконструкции семейных жизненных стратегий, социального опыта поколений, изучении ожиданий родителей в отношении детей, межпоколенческой мобильности такими социологами, как В.Б. Голофаст, О.М. Здравомыслова, В.В. Семенова и др. [3]
В постсоветское время проблема конфликта поколений представлена в публикациях М.Б. Глотова, В.Т. Лисовского, В.И. Чупрова, которые полагают, что объективной основой конфликта служит нестабильность российского общества, а субъективной — утрата идейно-нравственных ориентиров, недостатки семейного и школьного воспитания, намеренное противопоставление поколений средствами массовой информации.
Представляют интерес проанализированные В.Ц. Худавердяном альтернативные движения, охватившие во второй половине XX в. значительную часть западной молодежи. Наряду с другими идеями они включали в себя поиски нового стиля поведения, новых форм семейных и межличностных отношений, основанных на принципах равенства, справедливости, солидарности, самореализации. Массовые «альтернативные» выступления ставили на повестку дня глобальные, общечеловеческие проблемы современности. Часть молодежи, убегая из семей в культовые группы, уповала в них на атмосферу доверительности, духовной близости, эмоциональной насыщенности, которой ей недоставало дома. Однако в сектах они становились объектами нечистоплотной манипуляции, а родителям крайне сложно было вернуть детей в семью.
В настоящее время в связи с постарением населения развитых стран, включая Россию, усиливается внимание ученых к социально-геронтологической проблематике семейных отношений (В.Д. Альперович, О.В. Краснова, Т.3. Козлова, Е.И. Холостова, P.C. Яцемирская и др.).
Сторонники одной из теорий старения — теории распределения материальных средств — приуменьшают значение устойчивых эмоциональных привязанностей и чувства долга между родителями и детьми в силу того, что различные возрастные группы в большей или меньшей мере обладают богатством, властью и престижем. С этих позиций людей пожилого возраста можно считать слоем, находящимся в относительно неблагоприятном положении ввиду уменьшения их дохода (выхода на пенсию).
С данным подходом тесно соприкасается точка зрения А.Г. Харчева о том, что взаимное отчуждение взрослых детей и родителей является следствием падения экономической ценности старшего поколения для общества и семьи и невозможности сохранения нравственных связей между поколениями в условиях ослабления их экономической заинтересованности друг в друге.
Представляется, что экономическое неравенство поколений как причина их конфликта в семье тесно связано с неравномерным обладанием людьми разных возрастов властью и престижем в обществе. Так, сторонники теории возрастной стратификации отмечают, что большинство старых людей не участвуют в системе власти, не обладают контролем ни над собой, ни над другими. После неизбежного увольнения они утрачивают престиж, который обычно ассоциируется с основной сферой занятий. [7]
Дискриминацию пожилых людей в обществе подчеркивает теория меньшинств, относящая их к меньшинствам с вытекающими отсюда более низким статусом, предубеждениями, которые испытывают на себе меньшинства, и т.д. Мы полагаем, что снижение статуса пожилых людей в обществе ведет к ухудшению их положения в семье, к обострению межпоколенческих отношений.
Тем не менее, не следует абсолютизировать утрату людьми преклонного возраста влияния в обществе как единственную предпосылку к конфликту между поколениями. Возрастной критерий всегда соотносился с авторитетом опыта, который помогал в борьбе за лидерство, власть. Однако в современной семье межпоколенческие отношения осложняются тем, что по мере обновления и усложнения знания ослабевает и снижается возрастной ценз для лидера. Молодежь оказывается более приспособленной к технологическим инновациям благодаря более «свежим», чем у старших поколений, знаниям, и в этом смысле отчасти подрывает положение старших, чей опыт не всегда оказывается нужным. По мнению ряда российских ученых, это является основой для неуважения к людям старшего поколения. Более того, накопленный ими опыт иногда начинает тормозить развитие нового знания. Сегодня конфликт «отцы и дети» трансформируется в противопоставление старого опыта и нового знания, а главное — положения в обществе.
В семье конфликт порождается также различными ценностями возрастных групп. Согласно теории субкультуры существует близость между людьми, принадлежащими к одной возрастной группе, а людей старших возрастов можно отнести к особой субкультуре, так как они исключены из взаимодействия с другими группами и обладают определенным чувством общности. Люди согласно этой теории разделяют окружающих на «своих» и «чужих», ценность имеет только «свой», поддержка «чужих» исключена или строго ограничена. Данная установка отражается и на взаимодействии в семье. [14]
Согласно социально-геронтологической теории разъединения, освобождения взаимное отдаление стареющей личности и других людей в той же социальной системе сопровождается разрушением социальных связей, утратой социальных ролей, уменьшением приверженности к материальным ценностям и «уходом в себя». «Уход» освобождает человека от привычного давления со стороны общества и позволяет более молодым и энергичным людям принять на себя ставшие вакантными роли и функции.
Молодые и зрелые члены общества согласно теории наименования и маргинальное™ считают лиц пожилого возраста бесполезными, утратившими прежние способности, чувство социальной и психологической независимости. Представляется, что подобные теории объясняют геронтофобные установки в обществе как способствующие обострению межпоколенческих противоречий в семье.
Негативное отношение к старым людям во многом связано с изменением характера труда в индустриальном обществе по сравнению с аграрным; с географическим разделением поколений, вызванным ростом крупных городов; с распространением нуклеарной семьи; с дестабилизацией социальной ситуации в России и т.п. Геронтосоциологические теории и подходы существенно дополняют и служат развитию концепций конфликта поколений в современном «стареющем» обществе, где отмечаются значительный рост числа пожилых людей и вызванные этим ростом новые проблемы во взаимоотношениях в семье. [19]
Современные социологические теории семьи включают ряд подходов. Традиционно сложились эволюционный, структурно-функциональный, интеракционистский, ситуационно-психологический, дивелопменталистский (основанный на жизненном цикле семьи) подходы к исследованию семейного взаимодействия. В последние десятилетия к ним добавились теории систем, обмена, конфликта, феноменологический подход, теория игр, радикально-критические теории феминизма и др. Многообразие подходов и концепций сводится в конечном итоге к двум основополагающим теориям, разрабатывавшимся еще в классической социологии: теории социальных структур и теории социальных изменений. Ряд концепций семьи относится к теории социального поведения. Особое место занимает школа альтернативной социологии, которая берет за исходный элемент и отправную точку анализа семью, а не индивида. Эта школа основывается на традиции Ф. Ле Пле, который поставил семью в центр интересов социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам.
В отечественной социологии А.Г. Харчев, М.С. Мацковский и др. развивали институциональный и групповой подходы к анализу семейных структур и процессов. Влияние внутригруппового взаимодействия членов семьи на характер и степень реализации ее функций на макроуровне предложили рассматривать в рамках системного подхода к семье как институту и группе М.С. Мацковский, А.И. Антонов, В.М. Медков и др. Они опирались на идеи Т. Парсонса, К. Дэвиса, Р. Хилла о совмещении макроанализа и микроанализа семьи, так как ее стабильность зависит одновременно и от внешних социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий.
А.Г. Харчевым был развит новый для отечественной социологии функциональный подход к семье. М.С. Мацковский продолжил эту традицию; дополнил методологию исследования семьи системным подходом; разработал классификацию понятий социологии семьи, в частности, выделив конфликт как тип взаимодействия в семье; обосновал продуктивность проективных методов в эмпирическом исследовании семьи.
Современное состояние семьи получает различные оценки отечественных и зарубежных ученых. Сторонники «парадигмы модернизации» (А.Г. Вишневский, СИ. Голод, A.A. Клецин, В.В. Солодников и др.) поддерживают идею перехода от семьи традиционной, патриархальной к семье современной, эгалитарной; сторонники «кризисной парадигмы» (АИ. Антонов, В.Н. Архангельский, В.А. Борисов, В.М. Медков, СВ. Дармодехин и др.) выступают за возрождение традиционной семьи; сторонники «минимизации последствий кризиса для семьи и общества» (В.В. Елизаров, О.И. Волжина, Г.И. Климантова, Е.М. Черняк и др.) делают акцент на социальной защите «слабых» социально-демографических групп населения путем выплат семейных пособий и других льгот. [20]
На Западе представители «осторожного оптимизма» (Л. Руссель, Н. Смелзер и др.) считают, что семья переживает не кризис как институт, а кризис его старых форм и период перехода к новым. Авторы международных документов ООН называют семью средой, призванной стать фундаментом для формирования и развития новых социальных ценностей.
Представляется, что более конструктивными для осмысления и регулирования конфликта в современной российской семье являются концепции семьи как фундамента для формирования и развития новых социальных ценностей, а также минимизации последствий кризиса для семьи и общества. При этом кризис семьи неправомерно считать всеобщим, поскольку он охватывает лишь часть развитых стран, включая Россию, но и в России — далеко не все типы семей, поскольку они весьма разнообразны по этноконфессиональным, региональным и другим особенностям. Вместе с тем именно кризисная парадигма наиболее последовательно объясняет конфликты в семье, связывая их с последствиями ее институционального кризиса.
Теория кризиса института семьи, следствием которого является распространение малодетности, прерывающей преемственность поколений, развивается А.И. Антоновым. Социолог глубоко исследует внутреннюю структуру семьи, обращаясь к микросоциологии семьи.
Концепция семейного конфликта А.И. Антонова заключается в том, что межинституциональные конфликты, ставящие институт семьи в подчиненное положение по отношению к государству и остальным институтам, неизбежно ведут к внутриинституциональным семейным конфликтам. Теряя свою социальную значимость, семья характеризуется сложностью поиска в ней согласия, сострадания и любви. Конфликтность семейных взаимоотношений супругов и поколений, по мнению А.И. Антонова, оказывается результатом драмы современного человека, обреченного на выискивание удобств одиночно-холостяцкого существования. [8]
Институциональный кризис семьи сопровождается кризисом семейных структур и ролей, конфликтами ролевых интеракций, ростом стрессогенности жизненного цикла семьи. Противоречивость представлений всех членов семьи о моделях семьи и брака, о родственных и тендерных ролях, о семейных взаимоотношениях мужа и жены, родителей и детей обнажает конфликтность ценностных ориентации отдельных членов семьи.
Вместе с тем семья, являясь социальным институтом и малой группой, состоит еще из отдельных личностей. Поэтому для полного теоретического описания семьи необходимы как общесоциологические теории и теории малых групп, так и теории личности. Плодотворным в этом смысле представляется подход С.И. Голода, предлагающего понимание личности как поля противоборства двух тенденций: стремления к автономии (отделению себя от других в силу усложнения внутреннего мира) и к интимности (принадлежности к группе).
В таком понимании личности просматривается амбивалентность потребности индивидов к общению и уединению, неудовлетворенность которой может привести к конфликту с другими членами малой группы.[8]
Особого внимания заслуживают выделенные С.И. Голодом три модели межпоколенческих отношений в семье. Их критерием он выбирает меру эмансипации детей от родителей, в частности, переход от монологического к диалогическому принципу отношений между поколениями.
Первая — «авторитарная». В ней сохранено доминирование старшего поколения: ребенок часто выступает средством самоутверждения одного из родителей (как правило, матери).
Последовательно проводимый детоцентризм (ориентация родителей на ребенка) может быть чреват межпоколенческим непониманием.
Вторая — «амбивалентная». На ребенка воздействует «отраженный свет» супружеских отношений. Явные или скрытые конфликты между мужем и женой неизбежно негативно воздействуют на их взаимоотношения с детьми, независимо от того, хотят этого супруги или нет.
Третья — «квазиавтономная». Эта модель является переходной от ярко выраженного детоцентризма (когда родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей) к новому типу семьи, в котором главное значение придается автономному развитию ребенка. С точки зрения СИ. Голода, в относительно небольшой части семей происходят радикальные изменения в межпоколенческих отношениях, уменьшается доля формальных контактов и возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождающиеся автономией детей от родителей. Взрослые дают своим детям возможность проявить самостоятельность и познакомиться с обширным кругом явлений.
Выделенные СИ. Голодом модели семьи плодотворны для анализа межпоколенческого конфликта, однако не носят исчерпывающего характера. Семьи могут быть типологизированы и по другим основаниям, не менее важным для конфликтных отношений: структура семьи (нуклеарная, многопоколенная; малодетная, многодетная; полная, неполная и т. д.); стадии жизненного цикла (молодая семья, стадия социализационного родительства, уход взрослых детей из семьи и т.д.); проблемы в семье (развод, инвалидность, девиантное поведение и др.).
[14]
Заслуживают также внимания предложенные зарубежными авторами модели семьи, в том числе «системная модель семьи» У.Р. Биверса. В основу его модели положены образцы семейного взаимодействия, наблюдаемые на различных уровнях функционирования семьи. На этой основе он выделяет три основных типа семьи, которые имеют несколько подтипов:
. «Здоровая» семья, которая может быть двух подтипов — с оптимальным или адекватным внутрисемейным взаимодействием, когда члены семьи демонстрируют навыки открытого общения и разрешения возникающих конфликтов, уважают выбор каждого и вместе с тем обладают потребностью в совместной жизни.
. «Промежуточная» семья, постоянно находящаяся в состоянии открытой или скрытой борьбы за власть, в результате которой либо некоторым членам семьи разрешается доминировать над остальными, либо вопрос о главенстве остается постоянно открытым. При достижении экстремальных значений центростремительное или центробежности семья становится дисфункциональной.
. «Крайне дисфункциональная» семья имеет два подтипа: центростремительная и центробежная. Обеим разновидностям этой семьи присущи серьезные проблемы в межличностных отношениях, разрешении конфликтов, проявлении агрессии, которым присущи антисоциальные формы. [9]
Представляется, что из приведенных типов семьи наибольшие предпосылки к конфликту имеют «промежуточная» и «крайне дисфункциональная» семьи.
Отдельные западные ученые (Р. Хилл, Р. Раппопорт и др.) в своих теориях семейного цикла, семейного стресса и кризиса трактуют конфликт в семье как явление, наиболее часто возникающее в переходные периоды ее социально-групповой динамики. [17]
Анализируя динамику социальной ценности семьи, О.И. Волжина подчеркивает новый ракурс изменений в сфере родительства. Развивается идея нового «компьютерного» поколения, воспитывать которое родители не могут в силу несовпадения культурных миров. Другой аспект связан с чрезмерной занятостью родителей и их неготовностью к воспитанию детей в семье. Утвердившаяся идеология «нового поколения» привела к новой трактовке проблемы «отцов и детей»: родители выражают свое нежелание диктовать детям нормы индивидуального поведения.
А.И. Ковалева, подчеркивая, что социализирующая роль семьи сегодня возрастает, отмечает, что компьютер, «входя» в школу и семью, становится источником межпоколенческих социокультурных различий, активно воздействуя на ценностно-нормативную сферу детей. Однако это не означает «пропасти» между ценностно-нормативными системами «отцов» и «детей». При этом дефекты в структуре семьи, образцы антиобщественного поведения родителей, семейные конфликты способны усилить ее криминогенный потенциал в силу высокой социально-психологической и правовой зависимости несовершеннолетних от семьи.
В число семейных аномалий не всегда следует включать конфликт «отцов и детей», который иногда является необходимым условием успешной социализации. Часто патологией в семье является глубокая редукция, упрощение и вырождение взаимоотношений. Причем подобная аномалия может развиваться внешне бесконфликтно. Отсутствие конфликта не является достаточным и надежным показателем семейного благополучия, так как внешняя бесконфликтность отношений в семье не исключает наличия скрытых противоречий. Избегание и подавление конфликтов часто свидетельствует о неустойчивости взаимодействия в группе, латентной напряженности и дезинтеграции. [11]
Таким образом, несмотря на различные подходы к изучению отношений в семье (позитивистский, структурно-функциональный, конфликтологический, интеракционистский, феноменологический и др.), теоретико-методологические основы семейной конфликтологии сформировались еще не полностью.
Заключение
При определении сущности трансформационных процессов, затронувших в последние десятилетия Россию, основное внимание уделяется социальным изменениям, которые коснулись социальной структуры общества, а также сущности и содержания основных политических, экономических институтов, включая институт семьи. Отмечается, главным образом, качественное преобразование существующих институтов и появление новых. Причем спецификой такого анализа выступает описание процессов изменения в рамках теории догоняющей модернизации. Однако обозначить эти изменения только с объективной точки зрения, т.е. в рамках концепции модернизма, не представляется возможным, так как помимо названных сфер, перемены произошли и в восприятии людьми социальной реальности, поддерживаемых ценностей, в восприятии индивидуальной и групповой идентичности, что возможно объяснить благодаря использованию субъективного подхода, а именно социологической теории постмодернизма.
Как уже отмечалось, субъектно-объектные позиции семьи не остались неизменными, они вписываются в определенный исторический контекст, который в современном обществе характеризуется особой динамичностью. Одной из форм взаимодействия, характерной для всех моделей семьи, является конфликт. Для анализа этого феномена, в качестве основных составляющих, рассматривается сущность семейного конфликта с точки зрения объектно-субъектных отношений, т.е. выделяются структура, объект и субъект конфликтного взаимодействия, условия, в которых находятся и действуют участники семейного конфликта, а именно условия микросреды (характер отношений в семье, ее материальное положение, т.д.) и макросреды (условия, влияющие на положение семьи).
Пересмотр семейных ценностей в сторону эгалитарности дает возможность по-другому взглянуть на способы взаимодействия в семье, что сказывается на изменении однозначно негативного отношения к возникающим в ней конфликтам и повышении степени их рационализации
Институционализация конфликта в семье влечет за собой замену непредсказуемого поведения членов семьи рациональным и регулируемым, создание определенной культуры взаимодействия сторон, не только препятствующей разрушительному воздействию конфликта на семью и каждого отдельного ее члена, но и помогающей конструктивно решать возникающие спорные вопросы. Другими словами, институционализация семейных конфликтов означает создание постоянных форм отношений, при которых взаимодействие сторон становится из спонтанного упорядоченным и способствует более успешному предупреждению, протеканию и завершению конфликта. Это требует появления не только формальных и неформальных норм и правил взаимодействия конфликтующих сторон, но и создания специальных структур как на государственном, так и на общественном уровне, позволяющих контролировать данные процессы. Институционализации семейного конфликта — достаточно сложный и длительный процесс, включающий в себя типизацию, легитимацию определенных действий и социальный контроль. В трансформирующемся российском обществе одновременно происходит формирование всех составляющих этого процесса. Так, типизация выражается в сохранении и закреплении в мышлении определенных повторяющихся образцов взаимодействия. Предполагается, что специфика легитимации семейных конфликтов заключается в том, что еще не до конца сформулированы объяснительные схемы относительно стандартов поведения членов семьи во время конфликтов в период формирования гражданского общества. Если раньше они затрагивали ценности патриархального и традиционного семейного образа жизни и передавались в поэтической форме (в виде сказок, пословиц, мудростей), то в современных условиях эти объяснительные схемы чаще всего не действуют.
Таким образом, с одной стороны, процесс институционализации семейных конфликтов в российском обществе не завершен. В ходе диссертационного исследования были выделены и проанализированы как объективные, так и субъективные составляющие процесса институционализации семейных конфликтов. В качестве объективных составляющих (уровень социальной структуры) необходимо создание специальных служб, способных оказывать членам семей разного рода помощь в случае необходимости (юридические, психологические консультации, ночлежки, и т.д.), и кроме того, формулировка и принятие действенных социальных программ и нормативных актов, способствующих полноценному функционированию семей. В качестве субъективных составляющих (уровень личности) должно сформироваться отношение к конфликту в семье как к «естественному», и, в связи с этим, культура обращения за помощью к специалистам. Пока протекание семейных конфликтов может быть причиной нарушения психического и физического здоровья ее членов и, в некоторых случаях, разрушения семьи. С другой стороны, процесс формирования постсовременного общества в России только набирает силу, а вместе с ним изменяются и мировоззренческие установки населения, что должно в свою очередь отразится на успешном завершении процесса институционализации семейного конфликта.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/semeynyie-konfliktyi-2/
1.Антонов А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: ИС РосАН, 2012. — С. 38-54.
2.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006. — 304 с.
.Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М.: Издательский Дом «Грааль», 2015. — 416 с.
.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2009. — 551 с.
.Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX — начала XX. Тексты. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 2006. — С. 455-491.
.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 2008. — 432с.
.Волкова А.Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов// Вестник психосоциальной и коррекционно-реадилитационной работы. 2014. — №4. — С. 17-21.
.Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 2014. — 704 с.
.Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семья. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. — СПб.: Филиал института социологии РАН, 2014. — 42 с.
.Голосенко И.А. Социология П. Сорокина. Самара: Социологический центр Социо, 2012. — 154 с.
.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2014. — 464 с.
.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 2012. — 79 с.
.Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на/Д.: Феникс, 2006. — 512 с.
.Карцева Л.B. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2013. — №7. — С. 92-100.
.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2014. — 408с.
.Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психология конфликта. СПб.: Питер, 2011. — С. 415-428.
.Социальные конфликты в современной России (проблемы анализа и урегулирования).
М.: УРСС, 2009 — 468 с.
.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: В связи с исследованием Льюиса Г. Моргана. — М.: Политиздат, 1990. — 382 с.
.Ярская-Смирнова Е.Р. Проблематизация семьи в социологии // Рубеж: Альманах социальных исследований. 2008. — №12. — С.71-87.