Социальное прогнозирование — это специальное исследование возможных вариантов развития социальных объектов. Социальным объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта.
Социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке. События, произошедшие в жизни общества, решения принятые главами государств, влекут за собой определенные последствия. На сегодняшний день управленческие решения принимаются под влиянием существующих социально-экономических проблем в обществе. Прогнозы позволяют влиять на социальные процессы, повышать эффективность принимаемых решений, и избегать нежелательных для общества последствий. Сегодня прогнозирование — это неотъемлемая часть управленческой деятельности.
Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта, об альтернативных путях его развития с течением времени, о действии на объект всевозможных внешних и внутренних факторов.
К основным методам социального прогнозирования можно отнести логические методы, математические методы и методы моделирования, а так же экспертные методы; Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: истории, математики, философии, социологии, и т.
Цель курсовой работы: изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации;
1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования
Социальное прогнозирование — это процесс разработки социальных прогнозов, основанный на научных методах познания социальных и экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов социальной прогностики. Социальное прогнозирование — научная экономическая дисциплина, имеющая своим объектом процесс воспроизводства человеческого капитала, а предметом — познание возможных состояний функционирующих социальных объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки социальных прогнозов.
Научно-техническое прогнозирование
... по философии науки и методологии научного исследования и т.п. В качестве иллюстративного материала в данном реферате избраны сборник научно-нормативных терминов "Прогностика" 1990 года, статьи "Прогнозирование" и ... развития которых достаточно известны. Соответственно возможны три основных класса методов прогнозирования в социальной сфере (используемых как взаимодополняющие): 1) опрос населения/эксп
Социальное прогнозирование есть процесс разработки социальных прогнозов, основанный на научных методах познания социальных и экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов социальной прогностики.
Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является социальное прогнозирование — научная экономическая дисциплина, имеющая своим объектом процесс воспроизводства человеческого капитала, а предметом — познание возможных состояний функционирующих социальных объектов в будущем, исследование закономерностей и способов разработки социальных прогнозов.
Прогнозирование, в том числе социальное, соотносится с более широким понятием — предвидения как опережающего отображения действительности, основанного на познании законов природы, общества и мышления.
К основным методам прогнозирования относятся:
- статистические методы;
- экспертные оценки (метод Делфи);
- моделирование.
1.1 Предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования. Факторы и принципы социального прогнозирования
Зарождение социальной прогностики произошло в 20-30-е годы XX века, когда стала очевидна многозначность общественного развития: созревал новый этап научно-технического прогресса, возникло социалистическое государство, предложившее новые альтернативы будущего, стал пробуждаться третий мир с его колоссальными людскими резервами и социальными проблемами.
Это осознание новой реальности подготовило почву для возникновения прогностики как науки. В условиях глобальных войн и локальных военных конфликтов, экономических и политических потрясений, которыми была насыщена вся мировая история ХХ века, обращение к социальному прогнозированию носило преимущественно чрезвычайный характер. Научная потребность в прогнозировании была сформулирована американским ученым Н. Винером в виде основ кибернетики в 40-е гг. ХХ столетия. В конце 50-х и в 60-х годов прокатилась волна бума прогнозов научно-технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. Такая ситуация привела к интенсивной разработке вопросов методологии и методики прогнозирования (Г. Тейл, Б. де Жувенель, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак).
Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, появившихся в конце 40-х годов (Дж. Бернал, Н. Винер).
В этот период разрабатывалась концепция научно-технической революции, был открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов при управлении социальными процессами. В 1968г, когда все мировое сообщество было обеспокоено непрекращающимися угрозами начала третьей мировой войны, видным общественным деятелем и промышленником А. Печчеи был основан «Римский клуб» — международная организация ученых, политиков и предпринимателей, цель которого заключалась в привлечении внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития.
За 90-е годы XX столетия в общественном сознании произошел большой скачок, который характеризуется глубоким осознанием того, что именно социальные цели объединяют людей в рамках государства, что главное богатство — человеческий потенциал.
По мнению ученых, прогрессирует то общество, в котором постоянно увеличивается как численность, так и продолжительность жизни людей, растет материальный доход на каждого жителя, развивается социальная и культурная сфера.
Программы и прогнозы социально-экономического развития страны ...
... и прогнозы социально –экономического развития страны как основу бюджетного планирования. Задачами работы являются: дать понятие планирования и прогнозирования социально –экономического развития страны; рассмотреть особенности, показатели и методы социально –экономических прогнозов; описать показатели методы и виды программ социально –экономического развития. 1. ...
Основные функции социального прогнозирования сводятся к следующему:
- системное и систематическое изучение социально-экономических объектов (в т.ч. исследование динамики, структуры состояний;
- типологии социально-экономических объектов);
- выявление и анализ общих и частных закономерностей и тенденций развития социально-экономических объектов (в т.ч. построение теории функционирования и развития;
- построение интегральных индикаторов качества или эффективности функционирования социально-экономической системы;
- выявление явных и латентных факторов развития и т.д.);
- оценка действия выявленных тенденций в будущем (исследование и моделирование генезиса явлений);
- предвидение новых социально-экономических ситуаций, проблем, требующих решения;
- выявление возможных альтернатив развития в будущем, а также соответствующая экономическая оценка временных, материальных и финансовых ресурсов по их достижению;
- разработка систем мониторинга результативности функционирования систем социально-экономического прогнозирования;
- накопление информации о достоверности разрабатываемых прогнозов, с целью их оптимизации.
На современном этапе развития прогностики Найбороденко Н. М. выделяет несколько методологических принципов, на основе которых проводится анализ объекта прогноза и разрабатывается собственно прогноз.
- принцип системности;
- принцип историзма;
- принцип согласованности;
- принцип вариантности;
- принцип верифицируемости;
- принцип рентабельности;
- принцип непрерывности;
— Принцип системности подразумевает под собой восприятие общества, как сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.
С помощью принципа социальной детерминации и развития в прогнозировании учитываются многообразные связи и зависимости в общественной жизни (в рамках системного подхода).
Современный детерминизм предполагает наличие множества разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений.
В методологическом аспекте социального прогнозирования важное значение в имеет принцип согласованности — согласование нормативных и поисковых подходов и соответственно прогнозов;
— Принцип вариантности в прогнозировании ориентирует разработчиков научных прогнозов на их варианты. С помощью различных вариантов того, или иного прогноза решается проблема выбора наиболее оптимального, желательного, или предпочтительного варианта развития — общества, сферы, социальной группы.
Принцип верифицируемости (от «верификация») прогнозирования указывает на обязательную процедуру проверки разработанных прогнозов на точность, надежность, достоверность, их обоснованность. Для этой цели существует целая группа методов, которая будет рассмотрена ниже.
Принцип рентабельности прогнозирования тесно связан с достоверностью, ибо только надежный прогноз может быть экономически эффективным. Имеется в виду, что затраты на разработку прогноза, а это весьма дорогостоящее исследование, должны окупиться и не только, но и принести прибыль, доход заказчику при его использовании, или положительный эффект в любом другом случае.
Стратегия антикризисного развития социально– экономических систем
... формирования стратегии развития социально–экономических систем в условиях кризиса. Предмет исследования: методологическое, информационное, организационно–экономическое обеспечение стратегии антикризисного развития социально–экономических систем. Научная новизна диссертационного исследования заключается в концептуальном обосновании перехода от антикризисного управления к антикризисному развитию и ...
Принцип непрерывности прогнозирования (особенно в кризисных условиях) требует корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования. А это возможно при функционировании постоянно действующих прогнозирующих систем в научно-исследовательских центрах с целью отслеживания ситуации и соответственно уточнения прогноза. Только в этом случае можно рассчитывать на достоверный прогноз.
1.2 Социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства
Прогнозирование предшествует принятию решения, оно является очень важной, наукоёмкой частью работы, но крайне необходимой в процессе выработки эффективного управленческого решения. На основе прогнозов разрабатываются социальных программы развития РФ и регионов.
Социально — экономические прогнозы являются важнейшим составным элементом системы планирования и управления. Используя многочисленные методы социального прогнозирования можно предвидеть варианты и модели развития социально-экономического состояния общества, можно определить, как то, или иное, управленческое решение повлияет на общество. Зная желаемый результат объекта управления, с помощью прогнозирования можно выявить наиболее эффективный комплекс действий, необходимых для достижения результата. Результаты прогнозирования социального развития используются при принятии органами власти конкретных решений в области социальной и экономической политики государств.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики:
1) предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации Общества;
2) предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;
3) своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования. Выделяют три основные функции стратегического планирования в рыночной экономике. Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства. В-третьих, выработка механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.
Цели и содержание системы государственных прогнозов, общий порядок разработки указанных прогнозов и программ в РФ регламентированы федеральным закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а так же его дополнениями.
Социальное прогнозирование осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне. На государственном уровне социальные и социально-экономические прогнозы имеет более общий характер, это прогнозы развития страны в целом, а на муниципальном уровне разрабатываются конкретные прогнозы развития муниципального образования. Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России в рамках их программ социально-экономического развития.
Анализ социально-экономической ситуации региона, конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность, стратегические цели и задачи развития, приоритетные направления развития, механизмы реализации, ресурсное обеспечение — все это содержится в документах стратегического планирования.
Для территориальных образований стратегическое развитие заключается в предвидении возможных изменений внутренней и внешней среды объекта планирования (территории), адаптации к ним процесса его развития.
Использование инструментария стратегического планирования как специфического управленческого ресурса позволяет обосновать такие территориальные цели и механизмы их достижения, реализация которых дает возможность обеспечить устойчивое комплексное социально-экономическое развитие территорий в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
2. Современное состояние социального прогнозирования в РФ
Реализуемые с 2006 г. приоритетные национальные проекты направлены на модернизацию и повышение эффективности отраслей социального комплекса, прежде всего здравоохранения и образования. Большое внимание уделено повышению уровня жизни населения и улучшению демографической ситуации.
На сегодняшний день целью социального прогнозирования является выявление положительных тенденций в проблемных областях социальной сферы и определение круга действий для достижения этих положительных тенденций.
Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование социальных услуг, обеспечивающих воспроизводство и повышение качества человеческого потенциала, охватывает четыре взаимосвязанных вида деятельности (социальных услуг):
- здравоохранение и медицинское обслуживание населения;
- социальное обеспечение различных категорий населения, требующих заботы общества и государственной поддержки;
- образование во всех его формах;
- культура, отдых и туризм.
2.1 Система социальных прогнозов и программ в РФ
В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Прогнозы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. В ежегодном послании президента РФ содержится раздел, посвященный прогнозу на среднесрочную перспективу, где формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации. Исходя из положений, содержащихся в ежегодном послании президента.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
- оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
- концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
- макроэкономическая политика;
- институциональные преобразования;
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика.
Функция разработки прогнозов возложена на Правительство РФ. Территориальные программы разрабатываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Федерации.
Помимо, Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» основанием для их разработки служат Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
2.2 Влияние социальных прогнозов на развитие современного общества
Целевые прогнозы и программы так же являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. К таким проблемам так же относятся проблемы в сфере социально развития.
К программам в сфере социально-экономического развития можно отнести такие федеральные целевые программы, как:
«Жилище» на 2002-2010 годы
«Социальное развитие села до 2012 года»
«Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»
«Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года»
«Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012 — 2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе-июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России.
Таблица 1 Основные показатели развития экономики в 2010 — 2014 гг. (прирост/снижение в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели |
2010 отчет |
2011 оценка |
Прогноз (вариант 2) |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Средняя цена за нефть Urals , долл. США/баррель |
78.2 |
108 |
100 |
97 |
101 |
|
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % |
8.8 |
6.5-7.0 |
5-6 |
4.5-5.5 |
4-5 |
|
ВВП |
4.0 |
4.1 |
3.7 |
4.0 |
4.6 |
|
Промышленное производство |
8.2 |
4.8 |
3.4 |
3.9 |
4.2 |
|
Производство продукции промышленного хозяйства |
-11.9 |
13.7 |
1.4 |
2.2 |
2.4 |
|
Инвестиции в основной капитал |
6.0 |
6.0 |
7.8 |
7.1 |
7.2 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
4.2 |
1.5 |
5.0 |
4.8 |
5.3 |
|
Реальная заработная плата |
5.2 |
3.6 |
5.1 |
5.8 |
6.3 |
|
Оборот розничной торговли |
6.3 |
5.3 |
5.5 |
5.3 |
5.5 |
|
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
400.4 |
527.5 |
533.1 |
535.9 |
565.3 |
|
Импорт товаров, млрд. долл. США |
248.7 |
340.0 |
397.4 |
444.6 |
486.1 |
|
В 2011 году продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 года ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Быстро улучшается ситуация на рынке труда, относительно неплохую динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в прошлом году превысила предкризисный уровень. Несмотря на значительное увеличение социальных выплат и возросшую инфляцию, в целом продолжается рост заработной платы, растет занятость по большинству секторов, уровень безработицы приблизился к предкризисным значениям. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным, а также производство инвестиционных товаров (машиностроение, строительные материалы).
После ускорения экономического развития в IV квартале 2010 г., когда рост ВВП составил 4,5%, в первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась — до 4,1% в I квартале и 3,4% во II квартале. В основном это связано с падением инвестиционного спроса, сопровождавшимся масштабным оттоком капитала, несмотря на резкое улучшение конъюнктуры на внешних рынках. Наблюдалось и некоторое замедление потребительского спроса на фоне снижения реальных доходов населения и усиления инфляции.
Рассмотрим влияние социальных прогнозов и программ на развитие современного общества на примере Московской области. Устойчивое социально-экономическое развитие региона базируется на «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2028 года» и «Программе социально-экономического развития Московской области до 2015 года».
Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2028 года определяет долгосрочные цели и ориентиры развития территории и обеспечивает преемственность в их достижении при постановке и реализации среднесрочных целей и задач.
Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, в выработке способов решений наиболее острых и важных проблем и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения в долгосрочной перспективе.
В Стратегии сформулирована миссия Московской области:
«Московская область — стратегический регион России с современной конкурентоспособной экономикой, функционирующей на базе высокой инновационной активности, в котором созданы идеальные условия для бизнеса, регион — комфортный для проживания, гостеприимный для туристов и открытый для инвестора».
Программой определена главная цель развития области:
«Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества».
Комплексное управление реализацией Программы будет обеспечено путем осуществления плана практических мероприятий и мониторинга плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области.
Результаты социальных прогнозов и программ могут быть выражены следующим образом:
- Сравнение показателей отечественных и зарубежных достижений в данной исследуемой области.
- Показатели эффективности социальной защиты, поддержки населения.
- Ожидаемые показатели.
- Варианты распределения ресурсов, их видов, адресность.
- Оценка социальных последствий мер, предпринимаемых правительством, ассоциациями, административными организациями и т.д.
- Оценка эффективности вкладываемых средств и других финансовых мер.
- Оценка возможности применения данных методов в других регионах и сферах социальной практики.
- Возможные финансовые ресурсы на решение локальных социальных проблем.
Можно сделать вывод, о том, что состояние социальной сферы Московской области по итогам 2010 года улучшилось, по сравнению с данными на конец 2009 года. Прослеживаются небольшие, но ощутимые положительные тенденции. Увеличился уровень жизни населения, повысилась средняя заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. Уровень регистрируемой безработицы по области снизился по сравнению с предыдущим периодом.
3. Основные проблемы и направления развития социального прогнозирования
Отсутствие документа федерального значения, вводящего общие положения в части социально-экономического планирования, снижает мотивацию управленцев муниципального уровня формировать документы, определяющие стратегические направления развития муниципалитета. Отсутствие документа целеполагания затрудняет эффективное территориальное и бюджетное планирование; на практике между этими видами планирования зачастую возникают противоречия, нарушается последовательность процедур. С позиции же процесса управления определение целей и постановка задач должны быть осуществлены ранее, нежели планирование ресурсов. Мониторинг практики муниципального управления показывает, что в процессе планирования возникает много ведомственных рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования. В большей степени это результат недостаточной практики или пренебрежения принципами целевого управления. Многими до сих пор ставится под сомнение сама необходимость стратегического планирования, хотя факты усиления конкуренции в вопросах территориального развития очевидны.
3.1 Проблемы развития социального прогнозирования в современных условиях и пути их решения
А что мы имеем в других видах планирования? Схемы территориального планирования федерального уровня не существует, как не существует и документа, определяющего направления региональной политики.
Анализ существующей ситуации в России показывает, что система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.
В ней определены не только компоненты, но и методики расчета многочисленных видов межбюджетных трансфертов. Тем не менее требуется совершенствование применения целевых программ в качестве инструмента планирования бюджетных расходов.
Необходима активизация деятельности в сфере территориального планирования. Процедуры разработки документов территориального планирования весьма затратные, наиболее подготовленными выглядят муниципалитеты, входящие в состав субъектов Российской Федерации, предусмотревших субсидии из региональных бюджетов муниципальным образованиям на формирование документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Единая бюджетная система России во многом упрощает бюджетное планирование по сравнению с другими видами планирования, так как в бюджетом и налоговом законодательстве определены нормы и механизмы взаимодействия в формате межбюджетных отношений.
«Слабым звеном» по сравнению с системами федерального и регионального уровней выглядят муниципальные системы планирования. Опыт правоприменительной практики современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением являются те муниципалитеты, которые в порядке конкурсного отбора Министерства финансов РФ были включены в программу реформирования «общественных финансов» и сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли системному управлению первостепенное внимание.
В результате следует сделать несколько выводов:
1. Координация между видами планирования внутри систем и взаимодействие между ними затруднены отсутствием сформированных систем или их несовершенством с позиции требований современного менеджмента и законодательных норм.
2. Результативное применение механизмов координации и взаимодействия зависит от установления порядка принятия документов планирования и соблюдения норм принятых документов в процессе планирования.
3. Необходимы активная позиция управленцев высшего звена по отношению к вопросу системности планирования и достаточный уровень профессионализма специалистов, формирующих документы планирования.
3.2 Прогнозные расчеты показателей социального прогнозирования
социальное прогнозирование человеческий российский
Индекс развития человеческого потенциала.
Первый этап в расчете ИРЧП состоит в том, чтобы создать подиндексы для каждого измерения. Чтобы преобразовать показатели в индексы со шкалой от 0 до 1. необходимо установить минимальные и максимальные значения (или целевые ориентиры).
Поскольку для агрегирования используется среднее геометрическое, максимальное значение не влияет на сравнение (в процентах) между любыми двумя странами или периодами времени. Максимальные значения присваиваются фактически наблюдаемым высшим значениям страновых индикаторов во временном ряду, т. е. за период 1980-2010 гг. На сравнение будут влиять минимальные значения, поэтому используются величины, надлежащим образом задуманные как прожиточный минимум или «естественный» нуль. Таким образом, прогресс измеряется по сравнению с минимальными уровнями, которые необходимы обществу для выживания в течение определенного времени. Установлены следующие минимальные значения: для ожидаемой продолжительности жизни при рождении — 20 лет, для обеих переменных в сфере образования — 0 лет и для ВНД на душу населения — 163 долл. США. Минимальное значение ожидаемой продолжительности жизни основано на долговременных исторических данных, заимствованных из работ Maddison (2010) и Riley (2005).
Представление о минимальном уровне образования оправдано тем, что общества могут существовать без формального образования. Базовый уровень дохода, необходимый для выживания и состовляющий 163 долл. США,- это наименьшее значение, достигнутое какой-либо страной по имеющимся историческим данным.
Таблица 3 Целевые ориентиры для индекса развития человеческого потенциала
Измерение |
Наблюдаемое максимальное значение |
Минимальное значение |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
83,2 |
20,0 |
|
Средняя продолжительность обучения |
13,2 |
0 |
|
Ожидаемая продолжительность обучения |
20,6 |
0 |
|
Сводный индекс образования |
0,951 |
0 |
|
Доход на душу населения (по паритету покупательной способности — ППС — в долл. США) |
108 211 |
163 |
|
После определения минимальных и максимальных значений подиндексы рассчитываются следующим образом:
Для сферы образования уравнение 1 применяется к обоим субкомпонентам, в результате чего рассчитывается их среднее геометрическое, после чего уравнение 1 используется вторично. Это эквивалентно применению уравнения 1 непосредственно к среднему геометрическому этих двух субкомпонентов. Для расчета индекса дохода используются натуральные логарифмы от минимального и максимального значений.
Агрегирование подиндексов для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее геометрическое трех индексов измерений:
Расчет ИРЧП 2010 для Российской Федерации:
Таблица 4 Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения РФ
Индикатор |
Значение |
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (кол-во лет) |
67,2 |
|
Средняя продолжительность обучения |
8,8 |
|
Ожидаемая продолжительность обучения |
14,1 |
|
ВНД на душу населения (ППС, в долларах США) |
15258 |
|
Индекс ожидаемой продолжительности жизни =
Индекс средней продолжительности обучения = 0,667;
Индекс ожидаемой продолжительности обучения =
Индекс образования =
Индекс дохода =
Индекс развития человеческого потенциала =.
За весь период исследования показатель ИРЧП РФ (данные за 1990-2010 гг.) в среднем рос на 0,19 % в год и смог достичь уровня 1990 г. только в 2005 г. Наибольшими темпами индекс рос во второй пятилетке двухтысячных годов, когда темпы его роста приблизились к темпам прироста наиболее быстро развивающихся стран (за период с 2005-2010 гг. индекс РФ переместился на три строки вверх, а среднегодовой прирост 2000-2010 гг. — 0,82 %).
С показателем ИРЧП равным 0,719 Российская Федерация в Докладе о развитие человека 2010 заняла 65 место, войдя в группу стран с высоким уровнем развития ИРЧП, и находится между Албанией сверху и Казахстаном снизу. В лидирующую пятерку по уровню развития ИРЧП попали: Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США, Ирландия с показателями равными соответственно: 0,938; 0,937; 0,907; 0,902; 0,895.
Безработица.
Определить нагрузку безработного трудоспособного населения на занятое население можно с помощью коэффициента безработицы. Рассчитаем коэффициент безработицы.
где — среднегодовая численность безработных;
- среднегодовая численность экономически активного населения.
Учет безработных ведется по методологии Международной организации труда (МОТ).
Таблица 5 Социально-экономические показатели по России
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
безработные Среднегод.числ. (тыс. чел.) |
4999 |
4246 |
5289 |
6162 |
|
Трудоспособное население (тыс. чел.) |
66792 |
67174 |
68019 |
68474 |
|
Рассчитаем коэффициенты коэффициент безработицы за период с 2006 по 2009;
— С помощью графика прослеживается тенденция увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население. Можно предположить, что одной из причин увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население является демографическое старение и сокращение численности населения (90,2 млн. чел. В 2006 по сравнению с 88,4 млн. чел), однако на фоне сокращения численности населения наблюдается тенденция увеличения среднегодовой численности безработных. Другой причиной увеличения нагрузки безработного трудоспособного населения на занятое население в период 2008-2009 гг. может быть экономический кризис, пик которого пришелся на этот период.
Можно сделать вывод, о том, что в следующих прогнозных периодах необходимо уделять большее внимание решению демографических проблем.
Заключение
Социальное прогнозирование имеет большое значение в современном обществе. Почти все политические решения сегодня основываются на прогнозах. Зная желаемый результат объекта управления, с помощью прогнозирования можно выявить наиболее эффективный комплекс действий, необходимых для достижения результата. С помощью социальных прогнозов разрабатываются наиболее эффективные варианты решения социальных проблем.
Социальное прогнозирование основано на научных методах познания социальных и экономических явлений. Основными методами социального прогнозирования являются: статистические методы; методы экспертных оценок (метод Делфи); логические методы и моделирование.
Зарождение социальной прогностики произошло в 20-30-е годы XX века, когда стала очевидна многозначность общественного развития. Основателями прогнозирования можно считать таких ученых, как Н. Винер, Г. Тейл, Б. де Жувенел, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. В Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. Социальное прогнозирование осуществляется как на государственном, так и на муниципальном уровне.
На сегодняшний день исследования практики муниципального управления показывают, что в процессе планирования возникает много ведомственных рассогласований, особенно на стадии бюджетного планирования.
Опыт современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением являются те муниципалитеты, которые сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли системному управлению первостепенное внимание. Для обеспечения более высокого уровня жизни и осуществления более эффективной социальной политики необходимо уделять большее внимание разработке системы планирования на муниципальном уровне.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/rol-sotsialnogo-prognozirovaniya-v-upravlenii/
1. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
2. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002