«Школа для родителей всегда выступает
в качестве новой формы власти над их ребёнком.
А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,
причём наиболее незащищённой частью»
А.И. Луньков.
Как показывают современные исследования, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, многие дети оказываются неготовыми к образовательной деятельности в школе. Основными социальными институтами воспитания, способными решить данную проблему, должны стать семья и дошкольное образовательное учреждение. Важность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей определяется значимостью семейного воспитания в процессе развития ребенка. Положения о роли современной семьи в воспитании личности старшего дошкольника нашли свое отражение в трудах Л.Н. Конягиной [15], О.В. Лобза [18], А., Леонтьевой [17] и др. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является этапом начальной социализации ребенка. В этот период он приобретает все необходимые навыки, и умения для начала образовательной деятельности в школе. Эффективность подготовки к школе, напрямую зависит и от отношения семьи и дошкольного учреждения.[11]
Теоретические аспекты исследования проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей представлены в работах Е.П. Арнаутовой [2], Л.И.Божович [6], Т.И.Бабаевой [3], Т.А. Березиной [4], Н.И. Гуткиной [12], М.В.Крухлехт [16], Т.А. Марковой [10], и других.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе детского сада практически не возможно. Методы эффективного взаимодействия детского сада с семьей раскрыты в работах таких авторов как Е.П.Арнаутова [2], Н.Ф.Виноградова [13], Г.Н.Година [13], Т.А.Маркова [13], Л.В.Загик [13].
Характеристика взаимодействия ДОУ с семьей как единого пространства представлена в работах Т.Н.Дороновой [14], Е.В.Соловьевой [14], А.Е.Жичкиной [14].
Финансирование дошкольных образовательных учреждений
... всех воспитанников. Основными задачами дошкольного учреждения в России являются: На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания ... групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: ...
Признание авторитета семейного воспитания требует более отрытого взаимодействия детского сада с семьей, выраженного в сотрудничестве и доверительности. Подобное объединение усилий педагогов и родителей обеспечивает ребенку планомерное всестороннее развитие и повышает уровень готовности к его образовательной деятельности в школе. Необходимость дальнейшего изучения проблемы эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей при подготовке ребенка к школе определила актуальность темы исследования.
Проблема исследования: поиск эффективных путей решения проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей при подготовке детей подготовительной к школе группы.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования: содержание работы по педагогической помощи родителям в подготовке детей к школе.
Цель исследования: определить содержание работы педагога по педагогической помощи родителям в подготовке детей к школе.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
2. Изучить особенности взаимодействия детского сада и семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
3. Определить и реализовать, содержание работы по педагогической помощи родителям в подготовке детей к школе.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы: I этап посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования. II этап был нацелен на разработку диагностической методики. III этап предусматривал проведение экспериментального исследования. IV этап включал описание содержания работы, формулировку выводов по исследованию.
Методологической базой исследования являются: анализ психолого- педагогической литературы, методы обобщения, выборки, идентификации, систематизации, описательный метод. ; эмпирические методы исследования — изучение и анализ программ по педагогической помощи родителям при подготовке детей к школе, статистической обработки данных.
Работа по педагогической помощи родителям в подготовке детей к школе, проводилась на базе МБДОУ № 71 г. Пензы «Веселые ребята».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей»
... Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы: Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных ...
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СЕМЬЕ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
-
-
Подготовка дошкольника к учебе в семье
-
Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного развития ребёнка и его подготовку к учебному труду.
Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.
Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.[17]
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Пифагор и пифагорейская школа
... состоит в том, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать. пифагорейский школа философия античный Очень скоро религиозно-нравственная направленность школы вступила в противоречие с господствующей греческой демократией и ее ... из трех элементов, сплавленных вместе (тело, дух и душа); вся вселенная делится на три концентрических сферы (мир природный, мир человеческий, мир божественный). Триада или ...
Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.
Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.[20]
-
-
Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению
-
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
«Детей воспитывают родители. А родителей?»
... и стремления сделать ребёнка личностью. Необходимо обратиться за помощью к педагогу-психологу. Советы родителям. Никогда не жалейте ребёнка, что он не такой как все. Дарите ребёнку свою любовь и ... придётся тебе. Итоги теста: Я, заметила, что когда спрашиваешь у родителей: «Любите ли вы своих детей?» - отрицательного ответа никогда не получаешь. Тогда почему же некоторые уже ...
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.
Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:
1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.[10]
Современные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
... понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; ознакомиться с формами устройств детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; выявить наиболее ценные для сегодняшнего времени формы работы с детьми-сиротами; рассмотреть и охарактеризовать гражданско-правовые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся ...
Современные психологи считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.
Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться, как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.
Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.
Языковая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи
... проблемы готовности ребенка с речевой патологией к школьному обучению определила выбор темы курсовой работы «Языковая готовность к школе детей с ОНР ». Цель работы:, Объект исследования, Предмет исследования:, В работе ... На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Гуление - важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой ...
Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются, не используют полученные знания и умения в практической деятельности.
Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.[8]
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
-
-
Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника
-
Как отмечают Б. Г. Ананьев, Б. И. Безлюдная, Р. С. Буре и другие исследователи, взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием для создания единой системы воспитания, направленной на оптимальное личностное развитие каждого ребенка и подготовку его к школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе рассматривается взаимодействие педагогов и учащихся; как категория, отражающая процессы взаимовлияния объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого; вид внешнего или внутреннего отношения, связи; форма взаимного изменения; взаимная связь структурных уровней материи, способность ее существования, материальное единство мира. ( Б.З.Вульфов, В.Д.Семенов, А.М.Прохоров, Н.Ф.Радионова, А.Г.Хрипкова, Н.Б.Коваль и др.)
Бига Алассан рассматривает взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе как форму совместной деятельности воспитателя и родителей, основанную на их взаимопонимании по вопросам содержания, форм осуществления подготовки современного ребенка к школе и взаимной потребности добиться высоких результатов готовности его к школьному обучению.[5]
Т.И. Бабаева характеризует взаимодействие детского сада с семьей при подготовке ребенка к школе как умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества. В ходе совместной деятельности для воспитателей и родителей важно не только обменяться информацией, но и организовать сотрудничество, поэтапно определить шаги согласованных действий, с учетом индивидуальных проблем становления готовности ребенка к школе. [3]
Готовность к школе детей дошкольного возраста с нарушением речи
... для родителей, так и для педагогов по подготовке детей к школе с нарушениями речи. Цель: изучить проблему готовности к школе детей дошкольного возраста с нарушением речи. Задачи: 1. Дать характеристику понятия «готовность к школе», раскрыть критерии готовности к школе. 2. ...
Необходимость взаимодействия детского сада и семьи в подготовке дошкольников к школе осознается современными воспитателями, как очевидная истина. Тем не менее, научные основы эффективного взаимодействия ДОУ и семьи как субъектов осуществления процесса подготовки детей к школе остаются во многом не изученными.
Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи с учетом современных задач воспитания и подготовке ребенка к школе составляет серьезную проблему, требующую решения в теории и практике в настоящее время. Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости. Раскрыть потенциал взаимодействия детского сада и семьи в решении проблемы подготовки детей к школьному обучению – задача, требующая обоснованного решения.
Решение данной проблемы связано с необходимостью рассмотрения научных подходов к взаимодействию как педагогической категории, а так же анализа существующей практики сотрудничества детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Новая стратегия взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей вырастает на качественно новых ценностях гуманистической парадигмы образования. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями.
Проблема педагогического взаимодействия в настоящее время активно изучается. Некоторые психологи считают, что взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – допиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией и общественной деятельности. Взаимодействие всегда разворачивается в виде согласований деятельности субъектов по достижению общих целей и результатов при решении значимых для них проблем.
Успех взаимодействия между субъектами определяется готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер позиции субъектов взаимодействия во много определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта. [21]
В современной системе дошкольного образования имеет место 2 вида взаимодействия с семьей:
— поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе;
- конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.
Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог–ребенок–родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные, созидательные отношения с партнерами.
Готовность к школе ребенка-аутиста
... психического развития. Но для того, чтобы ребенок мог успешно обучаться, он должен быть готов к школьному обучению. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки. ...
Открытию семьи в процессе общения способствует выход педагога на личный контакт с родителями и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действенному.
Выражая соучастие семье в вопросах воспитания ребенка, нужно научиться слышать собеседника и научиться задавать вопросы, а не высказывать категоричные суждения открытого оценочного типа. Проявляя соучастие, педагог всегда должен быть готов прийти на помощь семье, но прежде эту помощь необходимо предложить.
Взаимодействие дошкольных образовательных учреждения с родителями основано на структурно- функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного.[9]
Т.А. Березина отмечает, что осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:
— готовности педагогов к взаимодействию с родителями;
— настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
— определение значимых для педагогов и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;
— разработки этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
— создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
При взаимодействие с родителями, следует учитывать, что современные родители дошкольников испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Социально-психологические проблемы усугубляются личностными трудностями современных родителей – усталостью, психическим и физическим переутомлением, возникающим чувства одиночества, отсутствием взаимопонимания и пр. Эти проблемы приводят к тому, что многие родители чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряют интерес к особенностям их развития, неохотно идут на контакт с педагогами.
Основной задачей педагогического коллектива при взаимодействии с родителями должно быть создание условий для делового, личностно – ориентированного общения на основе общего интересного дела, объединяющего взрослых и детей. Соответственно с решением данной задачи, с учетом типов семей и проблем воспитания, выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, совместные праздники, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и др.[4]
За последние годы учеными и практиками разработано много интересных форм работы с родителями. Следует подчеркнуть, что взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планируется, потом происходит параллельное и взаимопроникающее его осуществление в детском саду и семье. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли или не произошли у ребенка по тем или иным причинам, становятся основой проектирования очередного шага согласованной индивидуальной работы.
-
-
Содержание работы воспитателя по педагогической помощи
-
родителям в подготовке детей к школе
Перспективный план работы на год с родителями по подготовке детей к школе.
1. Родительское собрание: «Особенности воспитательно — образовательного процесса детей 6 – 7 лет»
2. Памятка: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»
1. Информирование родителей об особенностях воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ.
2. Ознакомить родителей с социально-нормативными возрастными характеристиками достижений ребенка.
Октябрь
1.Консультация: «Готовность ребёнка к школе».
2. Семинар — практикум: «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка при подготовке к школе».
1. Формирование системы знаний у родителей, будущих первоклассников о содержании и структуре готовности к школе.
2. Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.
Ноябрь
1. Коллективная беседа: «Как подготовить ребёнка к школьному обучению».
2. Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»
1. Формировать у родителей представления о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребёнка к школе и направлениях подготовки к школьному обучению.
2. Изучение опыта родителей по подготовке ребенка к школе в условиях семьи.
Декабрь
1. Консультация «Подготовка руки дошкольника к письму».
2. Практикум – семинар:
1. Формирование системы знаний у родителей о методах и приемах подготовки дошкольников к обучению письму в семье.
2. Познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помочь ребенку подготовится к школе.
Январь
1. Совместное мероприятие с участием детей и родителей
2. Коллективная беседа: «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу?»
1. Демонстрация родителям достижений и/или трудностей детей в усвоении образовательной программы.
2. Ознакомление родителей с содержанием знаний и критериями готовности детей к школьному обучению
Февраль
1. Коллективная беседа: « Режим будущего первоклассника»
2. «Родительская почта» — тетрадь отзывов и предложений.
1. Выявление волнующих вопросов у родителей по данной теме.
2. Налаживание динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада и семьи.
Март
1. Памятка: «Физическая готовность к школе или здоровье будущего первоклассника».
2. Деловая игра: «На пороге школьной жизни»
1. Формирование знаний у родителей по проблеме физической готовности к школе.
2. Оказание воспитателями и учителями начальных классов информационной помощи родителям, в адаптации будущих первоклассников в школе.
Апрель
1. Консультация: «Словесные игры, их роль в подготовке детей к школе»
2. Открытое интегрированное занятие «Мы – будущие первоклассники».
1. Оказание консультативной помощи родителям в овладении основными приёмами развития словотворчества, способствующими совершенствованию связной речи.
2. Демонстрация родителям достижений и/или трудностей детей в усвоении образовательной программы.
Май
1.Родительское собрание:
« А ваш ребенок готов к школе?»
2. Консультация: «Время выбирать школу».
1. Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе.
2. Оказание консультативной помощи родителям в выборе школы с учетом особенностей ребенка и пожеланий членов семьи.
Примеры содержания работы по педагогической помощи родителям.
-
Консультация для родителей на тему: «Готовность ребенка к школе»
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.
Готовность ребенка определяется его:
— физическим развитием
— психическим развитием
— состоянием здоровья
— умственным развитием
— личностным развитием.
Выделяют разные виды готовности ребенка к школе.
-
Психологическая готовность.
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перерастает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.д.
Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы, успешен в школе.
-
Физическая готовность.
На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
-
Эмоционально-волевая готовность .
Нравственно-волевые качества будущего первоклассника: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Именно от них зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх.
Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье.
-
Интеллектуальная готовность.
Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) — читать ребенку книги.
Готовность к школе предполагает и определенный уровень умственного развития. Ребенку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил стихотворение или сказку. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь в пределах пяти. Это относится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выходящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше – один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблюдайте за явлением природы.
-
Социальная готовность.
Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.
-
Мотивационная готовность к школе.
У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться» [20]
-
Консультация для родителей на тему: «Словесные игры, их роль в подготовке детей к школе»
Подготовка к школе — результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка. Чтобы ребенок хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность.
Занимательные игры со словами помогают раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, нужно варьировать таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, — смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.
Играть с ребенком можно и нужно везде., В ванной комнате
Это поможет вашему ребёнку научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объёма, тренировать действия рук, пальцев, исследовать и определять характеристику предметов, делать наблюдения.
Предложите ребёнку поэкспериментировать с предметами , которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. Спросите: Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет если набрать в неё воды? Сколько нужно набрать воды, чтобы она утонула? Если ты прижмёшь её ко дну, а потом отпустишь, что будет.
Это поможет ребёнку делать открытия и смелее экспериментировать с предметами; понимать, что такое объём, понимать временную последовательность( что сначала, что потом), причины и следствия.
На кухне: Если вы разбираете сумку с покупками спросите: Назови что я купила? Что самое мягкое? Самое лёгкое? Что завёрнутое в бумагу? Чего много, чего мало? Что пахнет? Что пачкается? Какие продукты нужно убрать в холодильник? Какое слово самое вкусное? Самое холодное? Самое сладкое? Самое горькое? Самое полезное?
Это научит ребёнка ориентироваться в названиях продуктов; понимать что такое объём, вес, размер, цена, тренироваться в различении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов.
Если вы месите тесто и печёте пироги задаёте вопрос: Из чего получилось тесто? Сколько я положила яиц? Что я сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто?
Это способствует пониманию действий, предстоящих изменений: яйцо бьётся, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Ребёнок учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объёме, сравнивать, находить аналогии, развивать пальцы, силу рук.
Если вы вместе накрываете на стол, раскладываете еду, попросите ребенка посчитать, сколько человек нужно накормить? Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальём суп в мелкую тарелку? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата. Как на столе поставить вазу с цветами, чтобы она не мешала.
Ребёнок научится считать, соотносить количество предметов и человек, понимать свойства предметов и правильно их использовать, логически мыслить, рассуждать, понимать соотношение часть-целое, находить рациональные способы деления.
В магазине:
Это поможет ребёнку понять основы рациональности, научиться обсуждать проблему с другими, высказываться, обосновывая свою точку зрения, понимать значимость похода в магазин, понимать значимость и последствия действий, соотносить вес и объём.
Выбирая покупки, спросите: Как ты думаешь, почему хлеб продаётся в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обёртки? Почему конфеты такие дорогие?
Ребёнок учится понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, искать аргументы.
Упаковывая покупки: Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первым? Сколько хлеба? Что больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжёлое?
Ребёнок научится соотносить свойства продуктов, закрепит навыки количественного и порядкового счёта, будет тренировать память, сравнивать, различать запахи, узнавать свойства и качества продуктов.
Несёте покупки домой, спросите: Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется дедушка? А чему Мурка?
Ребёнок учится заботиться о других; понимать причинно-следственные связи.
Идёте в гости
Такая беседа поможет понять ребёнку ,что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к своему выбору, осознавать и планировать свои поступки.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
-
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе: «особенности воспитательно – образовательного процесса детей 6 – 7 лет»
Предварительная работа.
-
Диагностика детей психологом детского сада
-
Анкетирование родителей «Скоро в школу»
-
Памятку для родителей «Условия успешного обучения в школе»
-
Подготовить инвентарь для проведения практикума: ручки, карандаши, образцы заданий.
-
Пригласить психолога.
Ход собрания., Воспитатель 1, Воспитатель 2, Презентация: « Ваш ребенок готов к школе?», Воспитатель 2
Выше среднего – 14-17 баллов
Средний уровень – 11-13 баллов
Низкий уровень – 0-10 баллов.
Это поможет вам понять, над чем надо поработать и вам и нам в детском саду. Что делать, какие упражнения использовать, чтобы подготовить ребенка к школе?
Консультация – игра, Практикум. «Упражнения для развития руки ребенка»
«Условия успешного обучения в школе»
«Условия успешного обучения в школе»
-
Организовать уголок школьника.
-
Следить, чтобы уроки готовились в установленное время в хорошо проветриваемом помещении.
-
Перед началом работы (домашних заданий) выключить радио, телевизор, не мешать детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
-
Ежедневно проверять уроки и сообщать учителю о возникших затруднениях при выполнении домашних заданий.
Обсуждение памятки. С чем согласны, с чем не согласны родители. Дополнения…
Воспитатель 1., Решение родительского собрания:
1. Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе ежедневно, ответственные: родители, сотрудники детского сада.
2. Ежедневно проводить дома с детьми развивающие игры, направленные на развитие психологических процессов, ответственные родители.
3. Родителям внимательнее относиться к своим детям (стараться больше уделять общению с ними, пребыванию на свежем воздухе, выполнять рекомендации воспитателей по подготовке ребенка к школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа проводилась с целью выявить эффективные условия взаимодействия педагогов и родителей при подготовке ребенка к школе.
Все поставленные задачи были решены. Была проанализирована научная психолого- педагогическая литература, рассмотрены различные точки зрения на проблему взаимодействия педагогов и родителей при подготовке ребенка к школе. Теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
— готовность к школе определяется как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной и личностной сферы старшего дошкольника, что позволяет ему успешно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности и социальной позиции учащегося.
— подготовка старших дошкольников к школе это процесс, направленный на развитие следующих компонентов готовности: интеллектуального, позволяющего ребенку усваивать учебный материал, социально-психологического, направленного на формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей; физического, предполагающего развитие учет функциональных возможностей ребенка и состояние его здоровья, а также личностного, направленного на формирование отношения ребенка к школе и его самосознания.
— семья и ДОУ – это партнеры, которые обладают общей целью и задачами, строящие свою деятельность по формированию готовности старших дошкольников на основе взаимопонимания и открытого диалога. Реализуя общие цели, педагоги и родители в значительной степени повышают уровень готовности детей к школе, что в свою очередь блокирует различные проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие личности ребенка, его мотивации, сознания и прочее.
— прогрессивная стратегия взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей вырастает на качественно новых ценностях гуманистической парадигмы образования. Современный педагог воплощает идеи личностно-ориентированной педагогики не только в подходе к детям, но и во взаимодействии с родителями.
Несмотря на обширную теоретическую базу исследований, вопросы взаимодействия детского сада и семьи в подготовке старших дошкольников к школьному обучению изучены еще недостаточно и требуют дальнейшего исследования с учетом современной ситуации семейного воспитания и задач совместного решения проблемы подготовки к школе.
Таким образом, взаимодействие разворачивается как совместная деятельность субъектов в форме сотрудничества, параллельного действия, взаимного дополнения и координации. Такое взаимодействие приводит к преодолению неподготовленности ребенка к школе. Проведенная работа показала, что условием эффективного взаимодействия педагогов и родителей в подготовке детей к школе выступает педагогическое просвещение педагогов и родителей, использование новых форм взаимодействия.
Результаты промежуточной диагностики апробированной педагогической работы по совершенствованию системы взаимодействия ДОУ и семьи в период подготовки старших дошкольников к школе, дали возможность считать, что выдвинутая гипотеза — верна, поставленные задачи были решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/rol-semi-v-podgotovke-detey-k-shkole/
1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. –– СПб.: Питер, 2005. – 303с.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
3. Бабаева Т. И. Готовность ребенка к школе как педагогическая проблема / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.
4. Березина Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи как условие реализации программы «Детство» / Педагогика детства: Петербургская научная школа / Ред. доктор пед. наук, профессор М.В. Крулехт, канд. пед. наук, профессор Т.И. Бабаева, канд. пед. наук, профессор З.А. Михайлова, доктор пед. наук, профессор А.Г. Гогоберидзе.- СПб., 2005.
5. Бига Букари Алассан Взаимодействие детского сада и семьи как фактор совершенствования подготовки детей 5-6 лет к школе. Дисс.канд. пед. наук. СПб.: 1993.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 199
7. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к школе.// Учеб.пособие. – М.: Академический проект, 2003.
8. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса”. М, 1975.
9. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989.
10. Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики/ под ред. Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1979.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4, ч. 2. Проблема возраста
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.:Педагогика, 1984.
13. Детский сад и семья / Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В.Загик и др.; Под ред. Т.А.Марковой. – М., 1986.
14. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., ЖичкинаА. Е. и др. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2001.
15. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999.
16. Крулехт М.В. Педагогическая технология сотрудничества детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка // Автореферат// Материалы кафедры Дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. Герцена
17. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001.
18. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000.
19. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М., 1983.
20. Луньков А.И. “Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома”. М, 1995.
21. Мухина В. «Возрастная психология». М, 1998.
22.»Мир детства. Дошкольник». М. 1987.
23.Островская Л. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М, 1990.
24. Усова А. «Обучение в детском саду». М, 1970.
25. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2008.