Всё, что связано с общением людей, их взаимопониманием, все проблемы и конфликты между личностями, это старо как мир, но и актуально одновременно. И чем дальше человек развивается в социуме, чем больше ускоряется темп жизни, тем больше на нашу жизнь начинает влиять способность быстрого «нахождения языка» друг с другом. Данная проблема изучается многими социально-гуманитарными науками. Анализируя и находя точки соприкосновения в межличностном общении, а так же возможности достижения в нем как можно большего взаимопонимания, можно понять и объяснить многие как социальные проблемы развития общества, так и проблемы семьи в целом и отдельной личности в частности. Межличностное общение неотъемлемо в жизни человека и присутствует в ней ежедневно, а подчас и ежеминутно, и поэтому играет большую роль во всех сферах его жизнедеятельности. И от того, как люди понимают друг друга, зависит и качество межличностного общения.
У понятия «общение» много трактовок. Одна из них: «Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности». Иными словами, общение людей представляет собой такой обмен имеющейся информацией между ее участниками, который с одной стороны можно охарактеризовать в качестве коммуникативной стороны общения. А с другой, второй стороны, взаимодействие общающихся — это некий обмен в процессе речи между ними не только словами общения, но и действиями, другими словами, поступками. Наконец, третьей стороной общения в данном случае выступает восприятие общающимися друг друга.
Таким образом, единый процесс общения можно представить как соединение трех важных составляющих:
1. коммуникативная (то есть передача информации);
2. интерактивная (то есть взаимодействие)
3. перцептивная (взаимовосприятие).
При рассмотрении этих трех составляющих как единого целого общение выступает одним из способов организации совместной деятельности людей и их взаимоотношений.
Кроме того, важнейшую роль в понимании людьми друг друга играют такие важные понятия, как интуиция и эмпатия.
Интуиция — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
Эмпатия — способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.
Общение как восприятие людьми друг друга
... назван перцептивной стороной общения. Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был ...
В данной курсовой работе целью исследования является выявление роли интуиции и эмпатии в понимании других людей.
Конкретизирована данная цель в следующих задачах:
- выявление роли интуиции в общении;
- характеристика понятия «эмпатия» как феномена общения;
- анализ значения понимания в общении.
Объект исследования в данной курсовой работе — процесс понимания других людей.
Предметом исследования здесь является наличие проявления интуиции и эмпатии в понимании других людей.
Сама же структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, глоссарий и список использованной литературы.
1 . Роль интуиции в общении
Общение, интуиция, эмпатия, понимание.
На житейском уровне интуицию можно охарактеризовать как некую проницательность, как чутьё или тонкое понимание, а так же проникновение в самую суть чего-либо. В науке «психология» понятие интуиции изучается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.
Явление самой интуиции можно объяснить с нескольких разных позиций.
Так, например, интуиция — это способность прямого, непосредственного восприятия истинного без предшествующих логических умозаключений и без всяких доказательств.
Так же интуицию можно трактовать, как некое непреложное постижение разумом истинного, которое не выведено логическим анализом из прочих истин и не воспринимаемо через органы чувств.
Однако, при наличии различных трактовок понимания интуиции общим остаётся наличие связи интуиции с теми формами психической деятельности, которые человек не осознает. Конечно тут следует отметить, что при этом специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. При интуитивном понимании задействуются все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция») .
Внутренне логика интуиции схожа по составу с алгоритмическим сознательным мышлением. Точно так же все формы интуитивной чувственности сохраняют структурное сходство (но в сокращенном виде) с формами сознания. Поэтому можно сказать, что интуиция — это специфическая человеческая способность, производная от человеческого же сознания. В этом коренное отличие интуиции от неосознаваемой психической деятельности животных, от присущего им «звериного чутья», имеющего природу на уровне инстинкта. Тут следует отметить, что чутье животных не поднимается до уровня сознания, но вместе с тем сознание человека «опускается» на подсознательный уровень «чутья». Почему и для чего так происходит?
В результате длительных исследований было выявлено, что благодаря так называемым «сокращению», «сжатию», «свертыванию» психических процессов высвобождается колоссальный выигрыш во времени. Расчеты показывают, что на бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в 10 000 000 раз больший объем информации, чем на сознательном уровне. Также было выявлено, что при интуитивном процессе у человека происходит весьма значительная экономия энергии. При этом было многократно замечено, что интуитивный акт происходит столь быстро и «легко», что можно говорить о его избыточном энергетическом потенциале.
Влияние уровня тревожности на успешность деятельности
... исследования. Целью исследования стало изучение влияния уровня тревожности на успешность деятельности. Объектом работы является тревожность и успешность деятельности. Предмет исследования – вопрос влияния тревожности на успешность деятельности. Гипотеза. Основываясь на выдвинутой нами гипотезой и определенной целью работы мы поставили перед собой следующие ...
Вместе с тем заслуживает внимание и то обстоятельство, что интуитивное понимание среди людей зачастую присуще одаренным от природы, но еще недостаточно эрудированным людям. Это может свидетельствовать о том, что процесс интуиции может проходить при совершенной неполноте предварительного сознательного анализа.
Часто при анализе интуитивной природы отмечается, что когда результат работы интуиции, чем бы это ни было (образом, идеей или волевым импульсом), «созрел», когда человек ощущает состояние, напоминающее предродовое. Так, знаменитому создателю периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделееву приписываются такие слова: «Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу». Но приходит время, и наступает тот необходимый момент — внезапный, случайный, незапрограммированный, когда «созревший» результат мгновенно переходит порог сознания. В науке эту «вспышку» сознания называют по-разному — «наитием», «озарением», «инсайтом».
На сегодняшний день можно выделить как минимум 3 уровня развития интуиции.
1 уровень — это когда на определенный заданный себе вопрос человек может получить ответ в виде некоторого определенного образа, звука, чувства, ощущения — и именно его потом он впоследствии должен интерпретировать уже логически. Иными словами на этом этапе человек использует свой ум. Однако вышеуказанный метод не всегда безопасен, поскольку границы между интуицией и иллюзией весьма тонки. Поэтому на этом уровне подходить к использованию интуиции надо крайне осторожно. Необходимо сначала научиться отделять правду ото лжи, смочь отличать шестое чувство от мнимых желаний и фантазий. Здесь надо сказать, что развить в себе способность получать информацию на этом уровне — относительно легко. При этом основной проблемой будет её правильная интерпретация.
2 уровень — это спонтанно правильные действия. Иными словами, это когда при возникновении определенной ситуации, человек не задумываясь спонтанно совершает какое-либо действие. При этом лицо, совершившее это действие, не может сразу сказать, правильное это действие или нет. Однако, по прошествии какого-то времени, он понимает, что именно это совершенное им действие в тот момент было единственно правильным. На данном уровне развития интуиции самым коротким путём её проявления будет являться использование боли. То есть, при получении человеком наказания за каждую ошибку у него будет очень быстро формироваться рефлекс мгновенно ухода от неверного решения.
3 уровень — это когда личность получает информацию и при этом каждой клеточкой своего организма знает, что она верна. То есть, человек на данном уровне развития интуиции входит в такое состояние сознания, когда точно знает, какой вариант правильный. Ему не надо поступившую информацию, каким либо образом интерпретировать, поскольку она конечна. Иными словами, на этом уровне информация и уверенность в её достоверности приходят одновременно.
Психология интуиции
... решение. Нередко интуиция оказывается спасительницей для работников «скоростных профессий». Таким образом, в жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, ... инициативы у человека, утрате им чувства собственного достоинства. Поэтому сейчас необходимо изменить устаревшие ... Проблема интуиции - стыковая проблема, ставшая предметом изучения таких наук, как философия, психология, ...
Хотя «озарение» и нельзя у себя произвольно вызвать, однако же, на опыте были выявлены такие условия, которые способствовали приближению преодоления порога сознания. Можно рассмотреть несколько таких способствующих условий.
1. Уточнение, фиксация и повторение необходимых условий той задачи, которую необходимо решить. Необходимо сконцентрировать на них все свое внимание. Иными словами, надо «закрепить рамки», в которых мысль будет в дальнейшем двигаться. Таким образом, увеличивается «подпороговая» вероятность необходимого результата. Как звуковой раскат в снежных горах, может вызывает за собой внезапно и неожиданно мощную снеговую лавину, так и одна какая-нибудь «счастливая» случайность может послужить необходимым шагом к внезапному озарению. Здесь необходимо терпение, умение ждать, поскольку за это время происходит на самом деле работа бессознательного процесса, когда накопленная полученная информация «переваривается». В этот момент бездеятельности время на самом деле работает на будущее, на интуитивное озарение. Поэтому нелишним и полезным будет помедитировать, сконцентрировать все свое внимание на поставленной задаче для того, чтобы не отвлекаться на «побочные» факторы.
2. Отсутствие предубеждений, навязанных мнений, предрассудков и других нажитых стереотипов, которые мешали бы двигаться в нужном направлении — это следующее необходимое условие для преодоления порога сознания. Поэтому следует для взгляда со стороны, чтобы получить в дальнейшем принципиально новое решение, пригласить не матерого профессионала с его устоявшимся мнением, а свободного от предубеждений и навязанных чужих мыслей новичка.
3. Ещё одним из условий преодоления порога сознания является переключение время от времени на иную, желательно отличную от выполняемой деятельности работу. Ведь пока мозг временно отдыхает от постоянной нагрузки решаемой задачи, порог сознания может настолько снизиться, что потом, когда человек вернётся к своей нерешенной проблеме, выход из затруднительного положения будет настолько очевиден, что решение тут же возникнет само собой.
4. Так же необходимо свести к минимуму наличие факторов, которые отвлекают от самого процесса работы над дилеммой. Чем больше человек будет отвлекаться, тем чаще он будет возвращаться в одну и ту же точку поиска решения задачи, поскольку мозг не будет расслабляться, а наоборот, цепляясь за «потерянную мысль» уставать от «хождения по кругу». Порог принятия решения тем самым повышается, а, следовательно, увеличивается число факторов, препятствующих появлению решения.
5. Должно происходить уменьшение энергетических затрат. Этого можно добиться путем устранения всех лишних, необязательных факторов, которые не помогают искомому решению. «Ядро» поставленной задачи должно быть выражено в наиболее экономной, компактной и наглядной форме (четкий почерк, размещение на меньшем пространстве, хорошее освещение, удобная поза и т.п.).
Так, Станиславский подчеркивал, что для того, чтобы «выманить» вдохновение, нужны приемы, иногда до смешного простые и рутинные.
Теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека ...
... ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции 1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности» Я-концепция – это совокупность установок человека ... тысячелетия психология оказалась в ситуации, содержание которой красноречиво раскрывают призывы «возвращения человеком собственного тела», его «открытия» ...
Подводя итоги, можно сказать, что интуиция отталкивается от некой подсказки, в виде которой нередко выступает конкретный объект, который обладает многими признаками того решения, поиск которого ведется. Когда же решение уже «созрело», то зачастую случайная подсказка может сыграть роль последнего толчка, вызывающего разряд, взрыв, озарение.
В итоге одни признаки образа, можно сказать, тянут за собой другие признаки, и в результате имеющийся образ постепенно, но независимо «обрастает» новыми замечательными признаками и деталями. Бывает так, что за считанные секунды витающий в облаках замысел становится законченным конкретным решением. Тут следует уточнить, что неосознаваемый скачок от идеи, понятия к образу и от образа к понятию является существенной чертой акта интуиции.
Так же природа интуиции личности отчетливо просматривается в следующем ее проявлении, таком как эмпатия, иными словами «вчувствование», вживание, перевоплощение. При этих актах интуиции «Я» человеческой личности неосознанно приравнивает (идентифицирует) себя к другой личности, к «Я» другого человека. Именно в этом и заключается основное положение, которое занимает интуиция для понимания иного человека.
Однако, поскольку личность индивидуума предполагает не только напряжение мозга (что есть физиология) и души (что есть психология), но и напряженную работу духа, то можно со всей серьезностью говорить о том, что одновременно с чувственной и интеллектуальной интуицией, существует и духовная интуиция. И именно не поддающееся сознанию постижение, переживание, понимание духовного (мировоззренческого) родства одной личностью другой, как раз и будет составлять основное положение в актах эмпатии.
Так же еще одно значение понятия интуиции в общении и понимании других людей представляет собой возможность принятия интуитивного поведенческого решения, которое необходимо человеку в той или иной конкретной ситуации общения.
В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.
Тут можно говорить о том, что интуиция несет положительную динамику в преодоление субъективной неопределенности когда личности следует принять решение, что позволяет приходить к наиболее точным и эффективным выводам и суждениям как например о будущих событиях, которые заведомо выступают в качестве информационной основы выбора субъекта.
Общепсихологический анализ проблемы принятия решения приводит к необходимости рассматривать порождение интуитивных предвосхищений, опора на которые опосредствует выбор, с одной стороны, в аспекте процессуальной регуляции выбора, а с другой — в аспекте когнитивных и мотивационно-личностных особенностей субъекта, которые включаются в регуляцию прогнозирования, определяя его течение, свойства и результаты.
Обращение к понятию образа мира при принятии верного интуитивного решения позволяет раскрыть встречное движение от самого субъекта к нужному объекту, с которого, собственно говоря, и начинается построение образа ситуации принятия решения, что позволяет понять, как объективная неопределенность ситуации выбора может превратиться в субъективную неопределенность для того человека, который принимает решение.
Православное учение о человеке
... философию учения о человеке на разных этапах развития философии; рассмотреть типы учений о человеке; - Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются учения о человеке в античной философии, средневековой, философии эпохи Возрождения, в Новое время, в ...
Объективная, заданная неопределенность ситуации выбора, связанная с неизвестностью его критериев, благодаря непрерывному активному генерированию человеком познавательных гипотез превращается в субъективную неопределенность, принятую субъектом и преодолеваемую его усилием. Процесс порождения предвосхищений можно рассматривать как процесс, который разворачивается человеком как бы навстречу ситуации и фокусирует интеллектуальные и личностные компоненты регуляции выбора.
В ситуации, когда общение имеет неопределённый характер, интуиция может трактоваться как некое знание: то есть она возникает в неопределенной ситуации, субъективно воспринимается как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Наличие этого знания может и осознается, однако процесс его возникновения не воспринимается как нечто новое, зарождающееся в человеке, а причины получения или доказательства правильности интуитивного знания выражают оценочное суждение путем логического рассуждения.
Если анализировать модель принятия решения в ситуации неопределенности, то на сегодняшний день она включает в себя пять составляющих.
1. Образ мира. Это первая из выделяемых составляющих процессуального уровня модели. Благодаря тому, что субъект непрерывно и активно воспроизводит разумом и интуицией познавательные гипотезы, он преобразует объективную неопределенность ситуации в субъективную неопределенность человека, принимающего решение.
2. В качестве второго блока процессуального уровня модели рассматривается субъективная неопределенность, то есть неопределенность, зависящая от самого субъекта.
3. Третьим блоком является прогностический процесс. Данная составляющая возникает в качестве реакции в ответ на возникновение субъективной неопределенности человека и направлена она на снижение первоначального уровня субъективной неопределенности. В ходе прогностического процесса порождаются интуитивные предвосхищения индивида, которые в конечном итоге и аккумулируются в вербальный прогноз.
4. Прогноз, как суждение о вероятных будущих событиях, рассматривается в качестве четвертого блока процессуального уровня модели.
5. Пятым заключительным блоком выступает предрешение, служащее информационной основой для дальнейшего выбора из альтернатив.
Предполагается, что каждый из компонентов интуитивного прогностического процесса протекает быстро, неосознанно, без усилий и не поддается сознательному контролю, приводя человека к принципиальному отсутствию возможности объяснить основания осознаваемого интуитивного предвосхищения, логически обосновать, верифицировать правильность сформулированных прогнозов.
Выделяются следующие механизмы процесса принятия интуитивного решения:
а) неосознанное выделение значимых для субъекта элементов, как в контексте прошлого опыта, так и в контексте уникальной ситуации;
б) неосознанное выделение значимых для субъекта связей и отношений между элементами ситуации, без выделения этих элементов;
Психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях
... не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций1. Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории. Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных ...
в) неосознанный вывод о скрытых элементах ситуации (осуществляется на основе выделенных значимых элементов и существенных взаимосвязей);
г) неосознанный синтез элементов ситуации и взаимосвязей между ними.
2. Эмпатия как феномен общения
В настоящее время в науке «Психология» понятие «эмпатия» обычно объясняют в основном как способность воспринимать мир переживаний постороннего человека, или еще как возможность индивида примерить на себя эмоциональную жизнь другого человека, разделить гамму его чувств и переживаний.
Изначально понятие «эмпатия» было введено в психологию Э. Титченером чтобы обозначить внутреннюю активность, итогом которой является интуитивное понимание ситуации другого человека.
Если брать современные определения эмпатии, то среди них можно выделить следующие:
- знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;
- переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;
— активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли) ;
— огорчение в ответ на страдания другого человека; ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого.
Самым популярным в психологии межличностных отношений и психологии личности понимания является понятие эмпатии, которое предложил Даймонд: «Эмпатия — воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу» .
Наши психологи, Л.И. Божович, Т.П. Гаврилова, при изучении эмпатии предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости — заражения, сопереживания — к сложным социально обусловленным формам — сочувствию» . В дальнейшем ими было установлено, что в процессе развития эмпатии основной составляющей действительно является непосредственное «заражение» субъекта тем переживанием, которое имеет место быть и у объекта эмпатии. В последующем, при дальнейшем развитии эмпатических переживаний индивида, у последнего начинает преобладать другое чувство, которое обуславливается особенностями именно его личности, которыми оно и опосредствуется. Так, например, чувство сострадания. Причем если в первоначальной форме эмоциональная отзывчивость связана с необходимостью собственного благополучия, то в дальнейшем эта отзывчивость проявляется уже связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования психологов Л.И. Божович и Т.П. Гавриловой подвели этих авторов к заключению о том, что для того, чтобы родилось сочувствие необходимо «накопить» достаточный опыт взаимообщения с людьми и в определенной степени развиться в своем психическом ощущении. Другими словами, человек должен суметь встать на место другого человека, понять истоки его переживаний и отнестись к ним как к человек эмпатирующий должен дорасти до определенного уровня своего нравственного развития.
Т. Липпс изучал эмпатическое восприятие в ходе развития и взросления своих собственных отношений как базу для отражения мира вещей, ставя при этом акцент на выделении внутренней связи и единства в субъект-объектных отношениях. В концепции Т. Липпса процесс межличностного познания основывается на механизмах проекции психологических свойств субъекта на воспринимаемую реальность, а познание «жизненных проявлений» других людей является своеобразной формой умственной активности. Поскольку такой уровень знаний невозможно приобрести на основе только чувственного восприятия, необходимо внутреннее переживание воспринимаемого содержания.
Эмпатия реферат список литературы
... уровне (Мехребиэн и Эпстейн, 1972), способность разделять и облегчать переживания других людей (Л. Мерфи, 1973; Ленроу, 1965). Отражая наиболее распространенное толкование эмпатии, Шибутани (1969) определяет эмпатию как понимание ... в искусстве, литературе и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его ...
Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, другие — эмоциональный и когнитивный процесс.
В настоящее время существуют две основные мысли в психологии, которые объясняют явление эмпатии. Исходя из этого, они указывают на два основных механизма этого понятия:
1. Если верить первому подходу, то эмпатию порождает «примерка на себя» эмоционального состояния другого человека, или, так сказать, исходя из аналогии.
Например, человек может сам следить за собственными поступками и внутренне связывать их со своими душевными состояниями, переживаниями, желаниями, чувствами, оценками и так далее. То есть, мы формулируем заранее свое поведение, и при этом наделяем его определенным смыслом.
Исходя из вышеизложенного, мы собираем свой образ исходя из собственных наблюдений и интерпретаций. Таким образом, при общении с другими людьми и при наблюдении за их поведением в наше распоряжение приходит уже сформированный образ «Я».
В последствии мы уже пользуемся испытанными и понятными интерпретациями, которые помогали нам понять собственное поведение, и исходя из которых мы уже делаем попытки понимать внутренний мир других людей. Такие выводы мы делаем исходя из похожести нашего собственного поведения и поведения окружающих.
Стоит только заметить, что если бы эмпатию можно было объяснить только вышеуказанным образом, то вряд ли бы один человек смог понять внутреннее состояние другого. Скорее всего, мы не смогли бы иметь представление о чувствах, которые нам до этого не встречались, мыслях, о которых мы никогда бы не задумывались, и т.д.
Кроме того, вызывает сомнение предположение, что на подобные поступки бывает одна и та же внутренняя эмоциональная реакция. Хотя и есть такое высказывание: «Чего не испытал, того никогда не поймешь», однако данный довод сомнительно называть верным и единственно правильным. Такая версия, что внутренние состояния различных людей имеют место быть одинаковыми при однородных действиях, настолько неправильна, что если брать её за основу в общении, то между людьми, наоборот, будет ещё одним барьером больше.
2. При рассмотрении другого подхода к эмпатии, выходит, что она формируется на возможности человеческого воображения, которое может помочь прочувствовать жизненную ситуацию другого человека и те роли, которые он исполняет.
Так, за пример в данном случае можно взять формирование и дальнейшее развитие внутреннего образа у ребенка. Изначально, общаясь с рождения с матерью, он в дальнейшем уже неосознанно начинает копировать её поведение, реакцию на определенные действия, голос, мимику… То есть, в своем воображении ребенок пытается поставить себя на место другого человека, чтобы посмотреть на себя его глазами.
Конечно, у каждого из нас есть свой багаж определенных опробованных или представляемых себе образов, масок, которые мы надеваем на себя в зависимости от той или иной ситуации. И тут понятно, что тот или иной человек наденет «свою» маску при схожести возникшей ситуации, поскольку у каждого свое представление о собственном поведении и вряд ли найдутся похожие исполняемые роли. Эти свои маски мы все носим при себе и достаем при каждом случае свою, нужную маску. Но для того, чтобы понять другого человека надо надеть его маску, что бы проникнуть в его сознание, в его чувственный мир, понять реакцию на ту или иную ситуацию. Вся проблема тут возникает из того, что мы обращаемся к уже готовым образам, поскольку можно лишь подобрать свою, похожую на чужую, маску.
Если подбор окажется удачным, и наша маска будет похожа на маску другого человека, то мы можем и в самом деле почувствовать внутренний мир другого человека, его переживания и эмоции. Возникает чувство уверенности, что происходящее с другим человеком действительно тебе близко и понятно. Но как же на самом деле такое предположение неверно. Никогда невозможно до конца проникнуть в другого человека, хотя бы потому, что изначально мы рождены разными, и у всех у нас свои мысли и чувства.
Исследователи говорят о различных формах эмпатии: сопереживание и сочувствие (Л.И.Божович, Т.П.Гаврилова, Т.Е.Конникова, А.П.Сопиков, И.М.Юсупов, О.И.Цветкова и др.); эмоциональная эмпатия — когнитивная эмпатия — оценочная эмпатия (Р.Б.Карамуратова); сопереживание — сочувствие — содействие (Л.П.Стрелкова, Л.П.Выговская); когнитивная, эмоциональная и поведенческая (Н.Н.Обозов).
Так, у Н.Н.Обозова эмпатия рассматривается в виде определенного процесса (механизма) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Согласно данному исследователю у эмпатии имеется три уровня.
Первый уровень, то есть когнитивная эмпатия, представляет собой основу иерархической структурно-динамической модели. Проявляется данная эмпатия в качестве понимания психического состояния одним человеком другого человека, но без изменения своего состояния.
На втором уровне эмпатия предполагает определенную эмоциональную эмпатию, но не только в виде понимания состояния другого человека, но при этом и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. В первом варианте имеется связь человека и его простейших сопереживаний, в основании чего имеется нужда в своем собственном благополучии. А во втором варианте рассматривается уже переходная форма от эмпатии эмоций к эмпатии действий, где основой является сочувствие как необходимость в благополучии другого человека.
Высшей формой эмпатии является третий уровень, который включает в себя и когнитивную и эмоциональную и поведенческую составляющую. Данная форма полностью отождествляет одного человека другому и является наиболее правильной.
Одной из основных форм проявления эмпатии является симпатия, и это доказывают результаты экспериментальных исследований как в России, так и за рубежом. Симпатия является следствием определенных биосоциальных особенностей общающихся людей.
В том случае, когда у общающихся людей отсутствует схожесть в чувствах, то можно говорить о равнодушии и безучастности друг к другу, иными словами — индифферентности чувств. Если же в процессе общения у людей замечается не только непонимание, но и противоречие во взглядах и ощущениях, то это за собой влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии друг к другу.
Исследования показали, что наиболее сходны между собой чаще всего такие межличностные отношения, которые не только подобны, но и дополняют друг друга. Так, например, чаще люди, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов и др. неосознанно, хотя иногда и вполне взвешенно, выбирают именно таких партнеров, которые могут удовлетворить взаимные потребности. И на основе этого между людьми уже могут развиваться позитивные меж-персональные отношения.
Наличие симпатий может сделать более интенсивным переход в общении индивидов от одной стадии межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять межперсональные отношения. Однако тут надо уточнить, что симпатия, как и антипатия, может быть как однонаправленной (без взаимности) так и разнонаправленной (с взаимностью).
Эмпатия, как механизм формирования межличностных отношений, способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. Благодаря механизму эмпатии в среде общения людей становится возможным как эмоциональное, так и деловое импонирование.
В зависимости от форм эмпатии возникает и чувствительность человека к своему и чужому миру. При развитии эмпатийности, как свойства личности, развивается как эмоциональная отзывчивость, так и способность предугадывать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т.П.Гавриловой и Н.Н. Обозова. Те индивиды, у которых высокй уровень эмпатии, более заинтересованы в других людях, душевно они более пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Те же, кто имеет низкий уровень эмпатийности, имеют затруднения при установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.
Таким образом, роль эмпатии в понимании других людей заключается в возможности сопереживания, сочувствия другому человеку.
3. Понимание в общении
Всякое взаимодействие предполагает взаимопонимание и взаимоуважение. Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. С. Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем», то есть расшифровываем значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». От точности «прочтения» внешних особенностей и вычисления особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность понимания другого человека.
То, как мы понимаем друг друга, следует рассматривать наряду с такими определениями, как истолкование, объяснение, интерпретация, но, однако вместе с тем нельзя эти понятия приравнивать друг к другу. Понимание определяется как вид ценностно-познавательной духовной деятельности, определяющий смыслы и значения. То есть понимание завсегда присутствует в определенной ситуации. Здесь необходимы историчность, реконструкция и интеграция, умение держать во внимании общее и частное, идти к пониманию смысла отдельного из целого.
Понимание следует рассматривать и как результат различных толкований и объяснений, в которых приходит «преобразование мертвых следов смыслов в живой смысл». Однако, если рассматривать с другой стороны, то различные толкования и объяснения являются лишь моментами, объясняющими сторону самого процесса понимания.
В зависимости от того, какой уровень понимания в межличностном общении достиг человек, можно структурировать само общение:
а) эмоциональный уровень понимания;
- б) рассудочный уровень понимания;
- в) рассудочно-эмоциональный уровень понимания;
- г) рациональный уровень понимания.
Процесс понимания проходит ряд этапов: непонимание, предпонимание, и, наконец, окончательное достижение понимания, результат понимания, что обозначает определенную меру принятия позиций общающихся личностей.
Понимание тесно связано с социальной перцепцией, под которой подразумевают процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Перцептивная сторона общения (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:
- познание себя в процессе общения;
- познание и понимание собеседника;
- прогнозирование поведения партнера по общению.
Можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностного восприятия (перцепции) относится следующее:
1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия);
2) познание самого себя (рефлексия);
3) формирование эмоционального отношения к человеку (аттракция) .
Идентификация — способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия — иное, похожее по содержанию на идентификацию, явление, определяемое как «вчувствование», умение распознавать эмоции окружающих, откликнуться на них. Тут подразумевается не осмысленность трудностей иного человека, а устремление его понять эмоционально и своим поведением отозваться на его переживания. Что совсем не является поддержкой и одобрением поведения того, которому сочувствуешь. Да, человека надо понимать и принимать, но это не мешает сохранять свою собственную линию поведения.
Рефлексия — знание и понимание того, как человек, с которым идет общение, во время этого общения может понять меня самого. Иным словами, это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других.
Аттракция — это и протекание становления привлекательным какого-либо субъекта для наблюдателя, и итог самого процесса, иными словами некоторое качество отношения.
Видение человека, с которым общаешься — это регулятор дальнейшего с ним поведения, который нужен для правильного и эффективного построения дальнейшего общения. Чтобы оценить дальнейшее развитие общения существует два главных источника информации:
— то, как человек одет, его внешний вид, в том числе и такие важные мелочи, как очки, прическа, награды, драгоценности, а в некоторых случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
- манера поведения человека.
В той информации, которая поступает нам от того человека, с которым мы общаемся, самыми главными для нас будет то, что укажет нам на его неискренность, «двойную игру», нечестность. Конечно, подтверждением таких его намерений будут в последующем его поступки или его заявление о намерении их совершить. Но об отрицательных эмоциях, которые сопутствуют такому поведению субъекта общения можно догадаться по присутствию у него неадекватности. Эффективность решения задачи обнаружения неискренности повышается тогда, когда для ее выполнения применяется техника выявления неискренности партнера, которая являет собой набор некоторых приемов, которые позволяют найти рассогласование вербального и невербального поведения партнера по общению, использование им «жестов лжи», стратегий конструирования информации, переживание эмоционального дискомфорта, допущение логических ошибок в вербальных сообщениях. Ниже будут рассмотрены основные приемы обнаружения неискренности партнера по общению.
1. Одним из основных способов выявления неискренности является наблюдение за схемой движения зрачков человека в процессе переработки им информации. Человек по-разному перерабатывает знакомую и незнакомую (конструируемую, воображаемую, сочиняемую) информацию, и это различие отражается в схеме движения зрачков глаз. Выявлены так называемые «глазные сигналы доступа», позволяющие установить, какой характер носит информация, перерабатываемая человеком в данный момент.
Дефокусированный и неподвижный взгляд идентифицирует визуальный доступ к информации.
У левшей обычно проявляется все на оборот, то есть смена левой позиции на правую. Иногда и у правши могут наблюдаться такие же изменения. интуиция эмпатия общение рефлексия
2. Неконгруэнтность обнаруживается прежде всего путем выявления и фиксации различных «микросюжетов», имеющих место в функционировании вегетативной нервной системы в стрессовой ситуации (ложь практически всегда сопровождается переживанием более или менее заметного стресса).
Это могут быть едва заметные микродвижения (подергивания, дрожание, видимое напряжение и др.) мимической мускулатуры лица, учащенное моргание и дыхание, покраснение или побледнение кожных покровов, сокращение зрачков, нарушение симметричности мимики, глотательные движения, (свидетельствующие о сухости во рту), повышенное потоотделение и др.
3. Ложь выявляется методом анализа жестов неискренности и самоизоляции. «Жесты неискренности» характеризуются стремлением человека спрятать от визуального контроля окружающих кисти рук и прикрыть рот. То есть жесты по типу «руки в карманах», «руки, спрятанные за спиной», «частичное или полное прикрывание ладонью рта» чаще всего свидетельствуют о стремлении обеспечить усиленный контроль за своей речью и жестами, боязни «проговориться», «проявиться».
«Закрытые жесты» отличаются разнообразными перекрещиваниями рук и ног человека. Перекрещивание рук может быть полным и частичным, осуществляться на уровне груди, живота, за спиной. Такие жесты отражают желание выставить своеобразную защиту от текущей ситуации общения и могут свидетельствовать об утрате интереса к общению, об ощущении дискомфорта, о нарастании неприятных ощущений. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции.
Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи (иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко этот жест сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой.
4. На психологическую неготовность партнера общаться в полной мере открыто и искренне указывают также его стремление избегать прямого контакта глазами, неоднократное отведение глаз в сторону, взгляды искоса, отсутствие морщинок вокруг глаз при улыбке.
5. Важную информацию о степени искренности партнера дает наблюдение за симметричностью его мимических и выразительных жестовых движений. Доказано, что негативные эмоции чаще всего проявляются внешне несимметрично. Это дало основание специалистам сформулировать своеобразный закон эмоциональной асимметрии, названный «правилом левой стороны». Правило левой стороны гласит: «То, что человек стремится показать партнеру по общению, отражается на правой стороне его лица и тела, а то, что он реально испытывает — на левой» . В основе этого феномена лежит функциональная асимметрия мозга. Правое полушарие коры головного мозга, управляющее негативными переживаниями человека, отвечает за движение левой части тела, а левое полушарие, курирующее речь, мышление, управляет правой половиной тела. Поэтому человек должен особенно тщательно фиксировать проявление эмоций на левой стороне лица, отслеживать нервозные движения левой рукой и ногой.
6. О негативных переживаниях человека могут свидетельствовать металлический тембр голоса партнера по общению, «рваный» ритм его речи, повышение голоса, стремление максимально удалиться от собеседника.
Однако, несмотря на множество сигналов, позволяющих выявлять волнение, беспокойство, неуверенность человека и на этой основе подозревать его в неискренности, эти проявления порой столь незначительны и маловыразительны, что не дают возможность сформировать абсолютно точное представление о деловом партнере. Некоторые микродвижения мимической мускулатуры, микрожесты, изменения окраски кожных покровов могут быть обнаружены только с помощью замедленной съемки или при тщательном открытом наблюдении.
Такие сигналы, естественно, фиксируются на подсознательном уровне каждым человеком, но лишь немногие обладают способностью сознательно обнаруживать и понимать их.
Здесь важно избежать ошибки некритического использования рекомендованных приемов и способов. Прежде всего, следует соблюдать ряд правил, которым должно быть подчинено восприятие другого человека:
1. Не принимать реакции мимики на внешние физические раздражители за проявление внутренних психологических состояний. Одно и то же мышечное движение может иметь разные причины и значение (например, прищуривание глаз на яркий свет, дрожание от холода и др.).
2. Не делать выводов на основании одной детали (жеста, позы), а рассматривать различные проявления человеческого тела только в системе. Не принимать проявления, сформированные привычкой (например, держать руки скрещенными на груди, сидеть положив ногу на ногу и др.), за показатель состояния человека в данной ситуации.
3. Не путать последствия физических недостатков человека с внешними проявлениями его психических состояний. Например, отворачивание лица может быть обусловлено желанием человека лучше слышать речь собеседника здоровым ухом, а не его высокомерием, неискренностью; прищуривание может объясняться близорукостью, а не презрением; оставленное без ответа приветствие или обращение — слабым зрением, слухом, а не безразличием и т. д.
Таким образом, построение точного образа партнера по общению имеет важное значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется посредством специальных механизмов. Сознательное овладение и рациональное использование этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, психические установки, побуждения, намерения, состояния, возможные схемы поведения.
В ходе работы была проанализировано значение интуиции и эмпатии при понимании людьми друг друга.
В науке «психология» интуицию рассматривают в качестве особого вида знания, специфической способности, механизма творческой деятельности. Выявлено основных 3 уровня развития интуиции: 1 уровень — при котором на свой вопрос человеку дается ответ в качестве некого образа, звука, чувства, ощущения —которое он в дальнейшем должен преобразовать для своего понятия путем логики; 2 уровень — спонтанные, но при этом верные действия; 3 уровень — получение личностью информации, которая заведомо по ощущениям и предчувствиям (внутреннему пониманию) верная.
Большое значение интуиции при понимании людей друг друга в наличии возможности принять интуитивное поведенческое решение, которое необходимо в определенной ситуации при общении.
Так же еще одним значением интуиции при общении людей друг с другом является её проявление в возникновении эмпатии, «вчувствования», вживания, перевоплощения. При возникновении этих интуитивных актов «Я» субъекта общения неосознанно сравнивает себя «Я» объекта общения.
Понятие эмпатии обычно рассматривают или в виде способности к пониманию мира переживания иных людей, или в виде способности приобщиться к эмоциям в жизни другого человека, разделить его волнения.
Эмпатия в процессе своего развития может проходить нескольких ступеней: 1) когнитивная эмпатия, которая проявляется как понимание психического состояния другого человека без изменения своего состояния; 2) эмоциональная эмпатия — это и принятие внутреннего состояния другого человека, и сопереживание и сочувствие ему; 3) высшая форма, которая включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Именно она наиболее полно показывает межличностную идентификацию, являющуюся и мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), и действенной. На данной ступени развития эмпатии выказываются настоящие поведенческие акты в оказании помощи и поддержки тому лицу, с которым происходит общение (также такое поведение являет собой помогающий стиль).
Эмпатия в виде механизма становления отношений при общении людей помогает при их развитии и стабилизации, а так же разрешает оказание поддержки партнера в трудных, порой экстремальных условиях, при особенной нужде в ней.
Различное взаимодействие предусматривает наличие взаимоуважения и взаимопонимания. Понимание определяется как вид ценностно-познавательной духовной деятельности, определяющий смыслы и значения. Понимание всегда осуществляется в определенной ситуации.
Процесс понимания проходит ряд этапов: непонимание, предпонимание, и, наконец, окончательное достижение понимания, результат понимания, что обозначает определенную меру принятия позиций общающихся личностей.
Понимание тесно связано с социальной перцепцией, под которой подразумевают процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Перцептивная сторона общения (восприятие, познание и взаимопонимание) включает: познание себя в процессе общения; познание и понимание собеседника (эмпатия); прогнозирование поведения партнера по общению (интуиция).
Существует техника выявления неконгруэнтности партнера, которая представляет собой совокупность приемов, позволяющих обнаружить рассогласование вербального и невербального поведения партнера по общению, использование им «жестов лжи», стратегий конструирования информации, переживание эмоционального дискомфорта, допущение логических ошибок в вербальных сообщениях.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
|
1 |
Интуиция |
чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте |
|
2 |
Эмпатия |
способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние |
|
3 |
Когнитивная эмпатия |
понимание психического состояния другого человека без изменения своего состояния |
|
4 |
Эмоциональная эмпатия |
не только понимание состояния другого человека, но и сопереживание и сочувствие ему |
|
5 |
Понимание |
вид ценностно-познавательной духовной деятельности, определяющий смыслы и значения |
|
6 |
Социальная перцепция |
процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности |
|
7 |
Идентификация |
способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению |
|
8 |
Рефлексия |
знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого |
|
9 |
Аттракция |
процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя |
|
10 |
Конгруэнтность |
согласованность переживания, сознавания и сообщения о нем другим (поведенческие проявления) |
|
1. Абрамова, Т. Интуиция и сновидения: путь к успеху / Т. Абрамова // Будь здоров. — 2009. — № 4. — С. 58-65.
2. Абрамова, Т. Интуиция и сновидения: путеводная нить / Т. Абрамова // Будь здоров. — 2011. — № 11. — С. 52-58.февраля 2008 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2011. — 263 с.
4. Богат, Е. М. Понимание / Е. М. Богат. — М., 2009. — 359 с.
5. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. — М.: МГУ, 1995. — 199 с.
6. Бодалев, А. А. Общение как предмет междисциплинарного изучения / А. А. Бодалев // Психологический журнал. — 2009. — № 2. — С. 129-133.Финансы и статистика , 2006.
7. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Академия, 2011. — 224 с.
8. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: исторический обзор и современное состояние проблемы / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 2010. — №2. — С. 147-156.
9. Гримак, Л. П. Общение с собой: начала психологии активности / Л. П. Гримак. — М., 2011. — 320с.
10. Дерябо, С. Д. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. — СПб.: Питер, 1996. — 192 с.
11. Добрович, А. Б. Общение: наука и искусство / А. Б. Добрович. — М.: Знание, 1980. — 375 с.
12. Душкина, М. Р. Психология влияния / М. Р. Душкина. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с
13. Журавлев, А. Л. Социальная психология / А. П. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. — М.: Форум: Инфра-М, 2010. — 314 с.
14. Захарова, Л. Н. Понимать друг друга… / Л. Н. Захарова. — М.: Моск. рабочий, 1987. — 175с.
15. Каплунович, И. Я. Понимание: диагностика и формирование / И.Я. Каплунович // Педагогика. — 2010. — №9. — С. 42-52.
16. Коханов, Е. Ф. Общение как взаимодействие социальных субъектов: к основам социальной психологии / Е.Ф. Коханов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2011. — № 5. — С. 45-50.
17. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. … канд. псих. наук. — Н. Новгород, 1999. — 137с.
18. Лабунская, В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. — Ростов н/Д.: Феникс, 1986. — 135 с.
19. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 365с.