Если ребенок левша

Человек есть два человека — один

бодрствует во тьме, другой спит при свете.

Джебран Халиль Джебран

Чем отличаются левши от правшей? Ну и вопрос, скажете вы. Ответ на него знает и ребенок: левши предпочитают все делать не правой рукой, как все обычные люди, а левой. На то они и левши.

Ученых такое объяснение не вполне удовлетворяет. Почему отдельным представителям биологического вида «хомо сапиенс» удобнее действовать левой рукой? Оказывается, у левшей ведущим является правое полушарие мозга, а у правшей — левое. Стопроцентных левшей не так уж и много, гораздо больше тех людей, кто в одних видах деятельности пользуется преимущественно правой рукой, тогда как в других — левой. Таких людей ученые относят к «смешанному типу», и их довольно много. Например, они пишут правой рукой (возможно, в результате переучивания), но режут хлеб и колбасу левой. Моя соседка по квартире с детства не может держать вилку в правой руке. А иголку при шитье держит в правой. На вопрос: «Почему?» — отвечает: «Мне так удобнее». А почему удобнее, сама не знает. Попробуем разобраться.

Можете устроить себе проверку на лево- или правополушарность. Представьте себе, пожалуйста, дом. Если в вашем представлении всплыло нечто неясное и размытое, имеющее при этом стены, крышу, дверь и окно, то вы — совершенно нормальный правша. Если же вы представили себе совершенно конкретный дом — например, ваш домик в деревне, дачу вашего соседа или пятиэтажку, в которой расположена ваша квартира, то вы, несомненно, левша, и у вас включилось отнюдь не левое, а правое полушарие.

И еще один нетрадиционный вариант проверки. Ответьте на вопрос: «Что будет, когда растает лед?» Если вы ответили, что будет вода, вы, несомненно, правша. Ответы типа «оттепель» или «весна» означают, что вы входите в менее многочисленный, но не менее славный и очень необычный клан левшей. Так что, если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло!

С того самого момента, как малыш появился на свет, вы не устаете наблюдать за своим маленьким чудом. Ребенок — настоящее чудо! Как бы мы ни готовились к его рождению, какие бы книги ни читали, на каких бы родительских курсах ни учились, — все равно все для нас впервые, многое удивляет, а иногда и путает. Стечением времени мы привыкаем к малышу точно так же, как он привыкает к нам, и жизнь, казалось бы, снова входит в свою обычную колею. И вдруг вы начинаете замечать, что некоторые проблемы, которые, если верить книгам и рассказам знакомых, должны возникать по мере взросления детей, вас минуют. Однако вместо них появляются такие проблемы, которых избежали другие. Например, ваш ребенок при попытке дотронуться до вас или взять понравившуюся игрушку тянется не правой, а левой рукой. Но это еще только «цветочки». Чем старше ребенок, тем больше сложностей. Малыш требует, чтобы его поняли, или, по крайней мере, начали бы с ним считаться.

13 стр., 6339 слов

Психологические проблемы леворуких детей в школе

... одного левши. Картина оказывается перевернутой лишь у части леворуких детей: в правое полушарие у них перенесены речевые центры (и оно, соответственно, будет доминирующим.) Доминантное правое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки ...

«Что, собственно, происходит? — с изумлением думаете вы. — Почему у нас в семье все не так, как у других?» В общем-то, ничего особенного. Просто ваш ребенок, судя по всему, левша. Мы живем в счастливые для левшей времена. Если бы ваш ребенок родился в 60-е годы теперь уже прошлого столетия, и он, и вы намучились бы. Леворукость, как и любое другое «отклонение от среднестатистической нормы», считалось ярко выраженной аномалией. За малыша взялись бы еще в детском саду, не говоря уже о школе. Ему ни за что не удалось бы убедить взрослых, что гораздо удобнее и естественнее держать вилку во время еды и ручку при письме именно левой рукой, а никак не правой. Увы, ему пришлось бы затрачивать 50% усилий на переучивание, и это не смогло бы не сказаться на его общей успеваемости. Взрослые тогда еще обладали непререкаемым авторитетом. Если они полагали, что писать левой рукой — явление ненормальное и даже неприличное, дети покорно (или не очень) переучивались. Один из не до конца переученных левшей, который к тому же плохо видел правым глазом, в день сдачи норм ГТО по стрельбе забыл дома очки. Он пытался убедить инструктора, чтобы тот разрешил ему приложить ружье к левому плечу и целиться левым глазом. Инструктор резко пресек эту «неправильность» и пошел к стенду собирать гильзы. Ему сказочно повезло: он наклонился в тот момент, когда пулька просвистела совсем рядом с его головой. Конечно, крику и ругани хватило на полчаса. А в чем был виноват несчастный левша? Не видел он на расстоянии 50-ти метров без помощи честно зажмуренного левого глаза ни мишени, ни инструктора! Но переучивание и ярлык «отклонен от нормы» — еще не самое страшное, что могло случиться с левшой. В средние века левшей не переучивали, но относились к ним крайне подозрительно, а при удобном случае могли и на костре сжечь. Так что ваши проблемы с детьми-левшами в наши дни можно считать «детскими».

Кто спорит с жизнью, тем она далась.

Низами

Левое полушарие головного мозга отвечает за сознание и конкретное мышление. Сюда же относятся логика и математические вычисления. Но это еще не все. Левое полушарие ответственно также за речь, чтение и письмо, а еще — за нашу двигательную сферу.

Людям с преимуществом левого полушария несложно выучить наизусть целую поэму, не то, что длинное стихотворение. У них хорошие способности к языкам, поскольку они прекрасно запоминают слова и легко осваивают логику построения предложений. Трудности могут возникнуть с такими языками, как японский, китайский или любой другой язык, использующий на письме не буквы, а иероглифы, обозначающие слоги или целые слова. Если при черепно-мозговой травме страдает левое полушарие, могут проявиться нарушения речи: смазанность, ошибки в названиях предметов, многократное повторение одного и того же, заикание и запинание.

6 стр., 2523 слов

Неврологические синдромы поражения коры больших полушарий

... локализации функций в коре полушарий большого мозга (И. П. Павлов). Различают следующие поля коры головного мозга: первичные - проекционные поля (чувствительные и двигательные), отвечающие за элементарные акты; это ... и эта информация передается в моторную зону коры. Локализация функций и синдромы поражения Лобная доля. Первичные проекционные поля: - прецентральная извилина- моторная зона. При ...

«Правши» лучше воспринимают ритмическую музыку. Их ассоциации довольно конкретны, поскольку им вообще нелегко дается обобщение понятий. Развитое левое полушарие облегчает выполнение стереотипных движений. Благодаря этому «правшам» несложно работать на конвейере, вообще выполнять однотипные задания и операции.

Левое полушарие можно сравнить с персональным компьютером, который контролирует и анализирует все происходящие изменения, как в организме, так и в окружающей его среде. Но сознаются не все изменения, а лишь те, которые можно выделить с помощью логики. К левому полушарию относится наша «внутренняя речь», умение «думать словами».

У оптимистов преобладает левое полушарие. Они любят логические умозаключения, умеют отбросить все, что «не ложится в строку», и уверенно смотрят в будущее.

Философы и исследователи феноменов точных наук — левополушарные люди. Им интереснее не наблюдать мир вокруг себя, а делать выводы из этих наблюдений, анализировать происходящее, логически осмыслять и принимать решения.

И, наконец, левое полушарие отвечает еще и за то, что принято называть силой воли.

Правое полушарие головного мозга управляет подсознанием и абстрактным мышлением, ориентировкой в пространстве и сферой чувств. Оно отвечает за образную память, восприятие музыки, интонации и ритма, выразительность звучания. Экспериментальным путем установлено, что если слушать музыку левым ухом, через наушник, мелодия узнается быстрее. Правополушарные люди лучше понимают классическую музыку с ее тонкостями и нюансами. Они выдают высокий уровень ассоциаций. Им нетрудно абстрагироваться от конкретики и обобщать. Те, у кого больше активизировано правое полушарие, дольше сохраняют в памяти самые различные впечатления от увиденного и услышанного.

Левое полушарие отвечает за речь, оно «мыслит» с помощью слов. Правое полушарие «мыслит» образами, оно считывает информацию, заключенную не в словах, но в интонациях, мимике и жестах. Правополушарному человеку важно не столько то, что сказано, сколько то, как сказано.

Марина пришла на прием к детскому психологу с тревогой по поводу поведения своего четырехлетнего сына: по ее мнению, мальчик неадекватно реагирует на общение. На приеме как раз и произошла демонстрация такой «неадекватной» реакции. Марина несколько раз подзывала Артема к себе, поскольку мы попросили ее об этом, но он увлекся конструктором и никак не мог от него оторваться, а потому в ответ на первые две просьбы просил «еще минуточку» поиграть. На третий раз Марина, сжав губы и сузив глаза, процедила, не повышая тона, но «металлическим» голосом: «Артем, оставь немедленно конструктор и подойди ко мне». Артем тут же скуксился от обиды и решительно заявил: «Не кричи на меня!» Конечно, мать говорила ровным голосом, но ее мимика и жесты именно «кричали», и ребенок это услышал. Как призналась потом Марина, она ушла от нас одновременно и успокоенная, и обеспокоенная. Она поняла, что с ее мальчиком все в порядке, просто он явно правополушарный (кстати, и ложку-вилку, и карандаш Артем с детства берет левой рукой), и уверенность в «нормальности» сына не могла ее не обрадовать. Зато теперь ее беспокоит другое: как общаться с ребенком, тонко чувствующим интонацию, как научиться владеть собой.

13 стр., 6224 слов

Физиологические основы психики и здоровья человека

... однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразование сигналов, совершающееся в ... подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; ...

Левое полушарие помогает нам прочесть книгу и понять ее. Правое полушарие, будучи достаточно развитым и натренированным, дает возможность «читать между строк» и «слышать между слов». Это оно заставляет нас перечитывать вновь и вновь давно знакомые произведения, поскольку каждый раз мы наталкиваемся на какие -то открытия, на то, что осталось незамеченным при предыдущем прочтении или просмотре.

Давайте устроим еще одну проверку на право- и левополушарность. Прочитайте балладу А. М. Горького «О маленькой фее и молодом чабане». Читая, постарайтесь найти и кратко сформулировать основной смысл произведения в виде резюме.

В лесу над рекой жила фея,

В реке она ночью купалась

И раз, позабыв осторожность,

В рыбацкие сети попалась.

Смотрели рыбаки, дивились…

Любимый товарищ их, Марко,

Взял на руки нежную фею

И стал целовать ее жарко.

А фея, как гибкая ветка,

В могучих руках извивалась

Да в Марковы очи смотрела

И тихо над чем-то смеялась.

День целый они целовались,

А чуть только ночь наступила, —

Пропала красавица фея,

А с нею и Маркова сила.

Дни Марко все рыскал по лесу,

А ночи сидел над Дунаем

И спрашивал волны: «Где фея?»

А волны смеются: «Не знаем!»

Повесился Марко на горькой,

Трусливо дрожащей осине…

И други его схоронили

Над синим Дунаем в теснине.

Ночами к нему на могилу

Та фея сидеть приходила…

Сидит и над чем-то смеется…

Ведь вот как веселье любила!

Купается фея в Дунае,

Как раньше, до Марко, купалась…

А Марко уж нету! От Марко

Лишь песня вот эта осталась!

А теперь проверьте себя.

1. «В памяти людей остаются только те, кто каким-то образом выделился, сделал что-то необычное» — вы задействовали левое полушарие.

2. «В мире существуют непонятные и неподвластные человеку силы», — вы «читали» правым полушарием и обратили внимание на подтекст.

3. «Часто мы мним себя хозяевами положения, не являясь таковыми на самом деле», — такой вариант получается, если вы, согласившись с резюме № 1, не успокоились и перечитали легенду. Во время чтения вы «затормозили» на строке, где фея «тихо чему-то смеялась». Все это означает, что вы относитесь к смешанному типу, то есть способны включать по своему желанию оба полушария.

Если левое полушарие отвечает за логику, то благодаря правому полушарию становятся возможны интуитивные прозрения и открытия. Таблица Менделеева «приснилась» ученому во сне, когда левое полушарие, ответственное за работу сознания, было временно «отключено». Интуиция и озарение — методы работы правого полушария. Поэтому правополушарными являются многие творческие люди — артисты, поэты, художники и музыканты. Правополушарные люди просто обожают все разглядывать и любоваться самыми незначительными вещами.

Моя дочь в возрасте трех лет просто сводила нас всех с ума. Мы спешили куда-нибудь, а она застывала на каждом шагу: «Мама, смотри, листочек», «Ой, мама, собачка какая!» и т. д. Ее приводило в восторг все, ей все нужно было рассмотреть. Оторвать ее от созерцания было примерно тем же, что «из болота тащить бегемота», в общем, работа нелегкая, тем более, что девочка страшно обижалась и закатывала истерику. Так что мы предпочли выходить как минимум на полчаса раньше, чтобы наш «глазастик», как мы ее называли, мог в свое удовольствие рассматривать мир.

10 стр., 4962 слов

Социальная концепция русской православной церкви

... представляется необходимым дать анализ и доктрины «коммунистического христианства», и «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Объективное рассмотрение эволюции социальной концепции Русской православной церкви во второй половине XX века предполагает обращение к ее истокам. Подобный ...

Если ваш ребенок может полчаса разглядывать травинку, не прерывайте такой процесс созерцания. Это не повышенная вредность и не каприз, но порыв души. Как знать, возможно, у вас подрастает будущий Леонардо. Если не знаете, как помочь ребенку, просто не мешайте.

Правое полушарие имеет сто глаз вместо двух, оно способно одновременно видеть многое, улавливать связи между предметами и событиями. Это им, «правополушарникам», принадлежит изречение о том, что в мире нет ничего случайного. Правополушарные люди легко принимают новое, они не консерваторы по своей природе. И в этом великий парадокс, так как они, принимая новое, постоянно оглядываются назад, смотрят на утраченное и ушедшее и потому чаще всего глядят на мир с пессимизмом. Казалось бы, чем выше интеллект, чем больше талантов и способностей, тем объективнее должна быть и самооценка человека. Но нет, самооценка сильно зависит от эмоционального мира личности, и потому именно одаренные от природы люди чаще, чем посредственности, сомневаются в своих талантах, переживают периоды глубочайших депрессий.

Поскольку правое полушарие отвечает за сферу чувств, не стоит удивляться, что правополушарные люди, среди которых немало левшей, обладают теми способностями, которые сегодня принято называть феноменальными. Подсознание, за которое отвечает правое полушарие, ведает всеми теми психическими функциями, которые мы не в состоянии контролировать. Сюда можно отнести в первую очередь интуицию и сновидения. Телепатия и гипноз, равно как и феномены автоматического счета и абсолютной памяти, также относятся к работе подсознания и, соответственно, правого полушария.

многие левши имеют отношение к искусству и науке.

Новое становится старым, но через годы

и старое сменяется новым. Так было и будет всегда.

Рудаки

Дети — что мы о них знаем? То, что вырывается наружу, — это только рябь на поверхности бездонного и бескрайнего океана. Можем ли мы судить о глубине океана по ряби на его поверхности?

Совсем недавно, в 1993 году, появился новый термин — дети индиго . Сегодня это одна из самых обсуждаемых тем. Так называют не совсем обычных детей, проявляющих себя не так, как другие. О детях индиго говорят, что это люди будущего. У них изначально открыты те способности, которые мы называем экстрасенсорными, им дано гораздо больше, чем большинству из нас, и дано именно потому, что им предстоит жить в будущем и изменять это будущее. И таких детей становится все больше и больше.

Эти дети — особенные, и традиционные приемы воспитания к ним неприменимы.

Когда их учат чему-нибудь новому, они сначала пытаются понять, зачем им это нужно, и только после этого усваивают все намного быстрее. Вполне естественно, что им нелегко приходится в школе. Как правило, для этих детей не представляет труда выполнить обычный тест или задание, у них более высокая, по сравнению со сверстниками, самооценка (конечно, в том случае, если никто не занимается их «переучиванием», то есть не мешает быть собой).

38 стр., 18676 слов

Исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе

... нашей работы мы рассмотрим мнение ученых о том, как и почему возникает леворукость, каковы особенности развития психических процессов леворуких детей и с какими психологическими проблемами сталкиваются леворукие дети ... для них и поэтому более эффективные.[8, c.65] Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от ...

Существуют ли особые признаки, по которым можно отличить столь необыкновенных детей? Как ни удивительно, одним из таких признаков является то, что они отдают предпочтение левой руке. Но, естественно, леворукость не означает обязательную принадлежность ребенка к этой группе.

Воспитание детей индиго, среди которых много левшей, — это не воспитание детей, но воспитание личностей. Не удивляйтесь, если ребенок заявит вам: «Я сам знаю, что мне нужно, и не нуждаюсь в том, чтобы мной управляли». Не нужно делать для них ничего особенного. Просто уважайте в своих детях личность, будьте им другом и предоставляйте право выбора. И любите их!

Они по природе своей — первопроходцы и первооткрыватели. Им нужна радость от учебы и новые открытия. Они хотят быть заметными и особенными, хотят быть услышанными. Они очень хотят делать что-то хорошее. Поэтому никому из находящихся рядом с ними не гарантирован покой.

Они постоянно ощущают свою необычность на фоне других детей и взрослых, чувствуют себя «белыми воронами». А разве это легко?

Им нужно не так уж и много — чтобы мы помогли им найти свой путь в жизни и обрести целостность, обуздать собственную силу.

Очевидна склонность детей индиго к миротворчеству. В них ярко проявлено творческое начало и столь же ярко выражено отсутствие агрессивности. Они хотят приносить пользу людям и мечтают о мире без боли и страданий, в котором всем было бы хорошо и все были бы счастливы.

На вопрос: «Кем ты хочешь быть?» — один четырехлетний малыш ответил: «Я хочу быть просто человеком. Хорошим человеком». В семь лет он сказал: «Когда я вырасту, я построю дом для бомжей, чтобы им не пришлось больше жить на улице».

Этих детей нельзя заставить делать что-то, используя угрозы и наказания. С ними можно и нужно говорить «на равных», начиная с самого первого дня, со дня их рождения.

Все задатки человека проявляются уже в раннем детстве, уже тогда становится ясен его облик — настоящий и будущий. Но надо быть очень внимательными, чтобы увидеть это и понять, и необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы не навязывать ребенку свой вариант сценария жизни, но принять его сценарий. Для этого требуются незаурядное мужество и самообладание.

Доказательство того, что дети индиго действительно не совсем обычные и принадлежат будущему, а также обладают непостижимыми для сознания обычного человека способностями, — рассказ Евгении.

«Когда Асе было четыре года, мы как-то в воскресный день достали из шкафа бабушкин альбом и стали рассматривать фотографии наших родственников. Ася с интересом разглядывала их, переспрашивала, повторяла имена людей, которых никогда не видела, в том числе и из других городов. Вдруг из альбома выпала фотография начала века. Мы сказали: «Ася, это мамина бабушка Нюра, твоя прабабушка, а это ее папа и мама, твои прапрабабушка и твой прапрадедушка». Ася обрадовалась, погладила фотографию и спросила, где они сейчас. Мы ответили, что они много лет назад умерли, не пережили блокаду Ленинграда. И тут наша обычно спокойная дочь ужасно рассердилась и сказала: «Неправда! Баба Лимпада и деда Сеня не умерли! Они к нам приходили, когда я болела. Бабушка дала мне водички, а дед меня смешил!» Сказать, что мы были в шоке, значит, ничего не сказать. Ведь Ася никогда не слышала ни от кого имен своих прапрародственников, но назвала их совершенно правильно, хотя и по-детски. Их действительно звали Олимпиада и Семен. Ася недавно переболела гриппом с высокой температурой, и в течение нескольких тяжелых для нас и для нее часов была в забытьи. Если бы у нее был бред, то она увидела бы монстров или фей, но никак не прадеда и прабабушку. Выходит, рассказы переживших клиническую смерть вроде тех, что описаны в книге Моуди «Жизнь после смерти», где вновь умерших встречают их близкие, давно переселившиеся в мир иной, — правда? И нашей дочери дано это знать с самых ранних лет? Сейчас Асе пять, и она больше не упоминает о каких-то сверхъестественных событиях, но мы никак не можем забыть тот случай, так мы были изумлены».

9 стр., 4401 слов

Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...

... «Комплекс оживления» - начало психической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития. Отнять у ребенка улыбку - отнять у него радость жизни. Многие малыши уже в 2 ... месяца - это один из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. На рубеж ...

В детях индиго буквально с пеленок живет осознание своей индивидуальности и стремление опираться в первую очередь на собственные силы. У них нет сомнений в том, что они могут достичь всего, чего пожелают. Они предпочитают работать самостоятельно, знают, чего хотят и как этого добиться. Они демонстрируют удивительную уверенность в себе, уравновешенность и напористость. Иногда они могут казаться замкнутыми и даже аутичными, но это лишь потому, что они остро ощущают свою необычность, свои отличия от других детей. По этой причине дети индиго предпочитают оставаться наедине с собой и одновременно они умудряются быть наедине с миром, так как реагируют на все, что происходит вокруг.

Не раз во время консультаций родители и воспитатели рассказывали мне истории, которые на первый взгляд кажутся фантастическими.

рядом друг с другом.

Согласно принятой на Тибете классификации цветов и человеческой ауры, цвет индиго символизирует глубокую веру в Бога. Дети индиго чувствительны к энергетике, видят и ощущают необычные вещи и очень интересуются Богом и жизнью ангелов. Это звучит странно для нас, кто вырос в атеистическом государстве, но наши-то дети родились в другое время! Они очень чувствительны к реалиям духовного мира. Их рассказы о Боге, ангелах и других сущностях не придуманы, поскольку они говорят о понятиях, очень далеких от мира комиксов и кинофильмов. Поэтому дети индиго прекрасно чувствуют себя в церкви, они живут напряженной духовной жизнью.

Эту историю рассказала Елена: «Когда Максиму было два года и восемь месяцев, он расспрашивал нас обо всем. Но самым частым вопросом было: «Что это?» Его интересовало абсолютно все. И мы отвечали ему, что это — школа, или магазин, или троллейбус, или киоск… Он удовольствовался такими ответами и больше обычно ни о чем не расспрашивал. Как-то мы проходили с ним мимо недавно построенной церкви. Вполне естественно, что Максим тут же указал на церковь и спросил: «Что это?» Я ответила не останавливаясь: «Церковь». И тут мой мальчик, с которым мы никогда в жизни (и никто в семье, а в детский сад он тогда еще не ходил) не говорили ни о церкви, ни о Боге, вдруг задал мне совершенно необычный вопрос: «Мама, а ты будешь меня в церковь водить?» Я чуть не онемела от изумления, но, конечно, пообещала, хотя сама хожу в церковь изредка. Теперь время от времени Максим вдруг сообщает мне, что хотел бы пойти в церковь. Мы ездим в разные церкви, и ему это нравится! Несколько раз он полностью отстоял службу, хотя обычно ему трудно бывает усидеть на месте даже в течение получаса. Чудеса, да и только!»

11 стр., 5138 слов

Особенности обучения леворуких детей

... деятельности леворуких детей, и могут привести к трудностям при овладении грамотой. Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволит организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению ... всего, приведет к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, связанных с функциональной специализацией правого и левого полушарий мозга. Ответственность за ...

Эти удивительные дети рисуют ангелов и церкви, моментально выучивают молитвы и читают их без напоминания родителей. Иногда кажется, что они уже знали тексты молитвы до того, как вы прочли их им в первый раз.

В одной семье растут удивительные близнецы, один из которых — левша, а второй предпочитает использовать в работе в основном правую руку. Нет никакого сомнения в том, что оба мальчика — яркие представители детей индиго. Сейчас Борису и Юрию по шесть лет, и вот что они рисуют (рис. 1).

Рис. 1. «Душа улетает»

(рис. 2).

Рис. 2. «Люди и ангелы»

Автор — Юрий: «У каждого человека есть свой Ангел, который помогает ему быть хорошим. Если мы с Борей деремся, наши Ангелы на небе плачут. Не только у людей есть Ангелы. Ангел есть и у каждой машины, и у каждого дома.

Когда человек приходит в церковь, Ангел помогает ему молиться, подсказывает ему главные слова» (рис. 3)

Рис. 3. «Ангел помогает молиться»

(рис. 4).

Рис. 4 «Ангел подсолнуха»

Дети индиго не переносят ложь, у них прямо-таки аллергия на ложь. Люди, у которых слово расходится с делом, им отвратительны. Особенно болезненно они воспринимают ложь или непоследовательность родителей.

Екатерина, воспитательница детского сада: «Ко мне в группу иногда попадают удивительные дети. Но особенно мне запомнился Антон, который в прошлом году поступил в школу. Однажды он был в плохом настроении, его с утра все раздражало. Он наговорил гадостей Олегу, с которым дружил, и тот его ударил. Как началась ссора, я не слышала, потому что находилась в подсобном помещении. Разумеется, я наказала Олега за драку. Антон минут десять бродил по группе, потом подошел ко мне и твердо сказал: «Извините, но это несправедливо!» Спрашиваю: «Антоша, что несправедливо?» — «Что только Олега наказали, несправедливо. Он меня ударил не просто так, а потому, что я ему говорил плохие слова. Накажите меня тоже. Пожалуйста»».

Да, нелегко жить бок о бок с маленьким человеком, который подчас оказывается мудрее нас, но что делать? Постараемся быть на высоте и помочь ребенку не только любить, но и уважать нас за наши достоинства.

Пройти мир и остаться несовершенным —

это то же, что выйти из бани невымытым.

А. Навои

Воспитание всегда предполагает, в первую очередь, воспитание родителем самого себя, а воспитание левши заставляет нас пройти «университеты самовоспитания».

— Проблемы у ребенка-левши могут возникнуть уже в детском саду, если он сидит за столом с «правшой». Если левша сидит справа, то дети непременно будут сталкиваться локтями всякий раз, как примутся писать, рисовать или вырезать, поскольку используют для этого разные руки. Так что приготовьтесь к тому, что вам придется предупреждать воспитателей и учителей о леворукости вашего чада и просить их учитывать это. Привыкайте к тому, о чем вы, вероятно, не задумывались: мир создан «правшами», и жить предстоит в этом неудобном — с бытовой, житейской точки зрения — мире.

12 стр., 5502 слов

Реферат дети индиго

... Можно выделить два способа идентификации детей Индиго: 1. Если ребенок Индиго признан "трудным", необходимо внимательное тестирование. Хотя не все Дети Индиго пройдут тест на одаренность по всем параметрам, большинство ... что классификация людей по цветовым группам выглядит странновато и интересна только тем, кто увлекается метафизикой, мы можем предложить книгу доктора философии Хартмана Тэйлора, ...

  • Большинству левшей, как составной части племени индиго, очень трудно приходится в школе, потому что они нуждаются в индивидуальном подходе, в нетрадиционных схемах обучения и нестандартной структуре урока.
  • У левшей есть одна интересная особенность: они очень часто пишут так называемым «зеркальным» письмом. Выглядит это примерно так:

ёёё24 (вместо «морковь»)

ёёё24 (вместо «яблоко»)

Поэтому целесообразно водить ребенка на подготовительные курсы при школе до поступления в первый класс, чтобы он потренировался писать печатные буквы, не «зеркаля» их. После года подготовки к школе во время обучения в первом классе проблема «зеркального» письма, как правило, довольно быстро снимается.

  • Дети-левши схватывают суть и передают ее несколькими фразами, а на рисунке — несколькими характерными штрихами.

(рис. 5).

Рис. 5

Воспитывать левшу, тем более индиго, можно только личным примером.

Главным источником информации о самих себе, как и о других, для ребенка служат взрослые. Если они говорят: «Ты хороший умный мальчик», или «Ты хорошая красивая девочка», дети именно так и воспринимают себя. Если их критикуют и ругают, дети видят совсем другой образ, и у них формируется сценарий неудачника. Исключением из этого правила являются левши и индиго, которые во многом формируют себя сами. У родителей нередко складывается такое ощущение, что дети изначально знают многое о себе и окружающих, о своем настоящем «Я», и всеми силами сопротивляются искажению своего образа и своей судьбы. Неудивительно поэтому, что в подростковом возрасте многие левши и дети индиго становятся колючими, взрывоопасными и очень неудобными в общении, особенно для взрослых. Чем больше их старались подогнать под некий принятый в обществе стандарт, усреднить, тем сильнее будет их бунт, подчас доходящий до жестокости.

Лучше не пытаться оказывать давление на маленьких левшей., Хотите понять своего ребенка? Попросите его поделиться своими мечтами… и кошмарами.

Научные исследования доказали, что кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и винить себя в неудачах. А именно такими и являются ваши несравненные левши. Они считают себя ответственными за все в мире, а возможно, и за его пределами. Им снятся инопланетяне и звездные войны, космические путешествия и крушения миров. Такие дети с трудом засыпают и могут просыпаться среди ночи с криками ужаса или со слезами горя. Чтобы помочь им, вам придется сначала понять, что именно их тревожит и не дает спать. Важно не отмахиваться от их фантазий. Если ваш маленький левша видит монстра, то для него этот монстр реально существует, сколько бы вы ни убеждали его в том, что монстров нет в принципе, поскольку их быть не может. Вы добьетесь только того, что в вашем присутствии монстры будут «исчезать» или «прятаться» с тем, чтобы появиться снова, как только вы переступите порог детской и закроете за собой дверь.

Лучше всего работать с детскими страхами, пока ребенок еще не посещает школу. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. В более старшем возрасте страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, как в пироге из слоеного теста, и становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где «тесто», а где «начинка», где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.

Страхи, в которых виновато чрезмерно развитое и богатое, порой «необузданное» воображение ребенка, можно снять с помощью того же самого воображения, которое этот страх и породило. И в этом вам поможет сам ребенок. Первое, что нужно сделать, если ребенок говорит вам о том, что чего-то или кого-то боится, — это отреагировать так, чтобы ребенок увидел, что вы относитесь к его страху как к совершенно естественному явлению. Ни в коем случае не насмехайтесь, не иронизируйте, тем более, не стыдите ребенка. Это только заставит его «уйти в себя» и перестать рассказывать о том, что его так сильно волнует. В результате ребенок либо заполучит нервный срыв, либо и того хуже — невроз, и пойдет «со страхом по жизни». Если учесть, что страхи «размножаются» с большей скоростью, чем кролики и даже тараканы, то ребенок, который в детстве всего лишь боялся темноты, годам к тридцати будет бояться проявить инициативу, бояться своего непосредственного начальства и по инерции всех чиновников заодно. Он может начать бояться подхватить какую-нибудь жуткую инфекцию, или оставить дома включенный газ или воду, или не запереть дверь — в общем, у него будет тысяча и один страх, которые просто заблокируют нормальное развитие личности. И ничего этого не случилось бы, если бы в детстве ребенка вы слушали и помогли.

Инга, мать семилетнего Никиты: «Когда Никитке было пять лет, мы переехали. В нашей новой квартире был длинный коридор, а в коридоре висело большое зеркало. Раньше Никита темноты не боялся, а тут началось просто светопреставление. Он отваживался ходить по коридору в одиночку только днем, да и то предпочитал бегать. А как только темнело, требовал, чтобы кто-нибудь сопровождал его в туалет, ванную или на кухню, поскольку туда можно было попасть только через коридор. Муж попытался посмеяться над страхами сына, да еще и попенял ему, какой он, дескать, мальчик, если по коридору ходить боится. Это только ухудшило ситуацию: Никита закатывал истерику, если мы отказывались идти с ним вместе по коридору, и несколько раз ночью обмочился. Я решила, что ситуация серьезная, и стала расспрашивать сына, что же его так путает. Никитка сказал, что в зеркале живет злобный монстр, который набросится на него и съест, как только подкараулит его одного в темноте. Я удивилась: «Никита, у нас же все время свет горит в коридоре! Какая темнота?» Оказалось, что это не важно. Утром и днем монстр был слабый, а к вечеру, и особенно к ночи, он набирал силу. Я весь вечер сопровождала Никиту в прогулках по коридору, а когда он лег в кровать и заснул, мы с мужем помудрили с зеркалом — сняли его со стены и повесили на боковую стенку шкафа так, что оно было рядом с входной дверью: и смотреться удобно, и коридор в нем не отражается. Результат превзошел все ожидания: Никита перестал бояться. Он объяснил мне, что монстр теперь всегда под яркой-яркой люстрой, да и места ему мало для того, чтобы выйти, так что теперь он сидит в своем зеркале, как в тюрьме, и никому не опасен и не страшен. Честно говоря, я так и не поняла эти тонкости из жизни и быта монстров, зато поняла другое: если отнестись к страху ребенка с уважением, то с ним можно справиться».

У левшей, людей преимущественно правополушарных, более развито образное мышление и, следовательно, воображение. Они населяют мир такими существами, на придумывание которых у нас просто не хватает фантазии.

Рис. 6.

(рис. 6).

Для детей, особенно наделенных воображением, все в мире живое. Живые травы и деревья, машины и самолеты, земля и вода.

На рисунке пятилетнего Глеба (рис. 7) плывет по волнам маленькая лодка. В воде плавают и резвятся рыбки (по крайней мере, одну из них мы видим), светит солнышко, ветер нагоняет легкую рябь на поверхность воды… Можно было бы назвать это произведение идиллическим пейзажем, если бы две огромные волны, изготовившиеся потопить суденышко, похожие на гигантские руки с растопыренными пальцами, не занимали половину картинки. «Между строк» на этом рисунке можно прочитать грустную историю Глеба и его мамы, которые вынуждены скитаться, постоянно переезжая с места на место, спасаясь от преследований бывшего мужа, отца Глеба, разрушившего брак своей патологической ревностью и жестоким обращением с женой и сыном.

Рис. 7

(рис. 8).

Рис. 8

Мы нередко думаем, что умнее и опытнее своих детей, как говорится, по определению, — еще бы, ведь мы умеем обходиться без «памперсов» и не проносим ложку мимо рта! При этом мы забываем о том, что ребенок с самой первой секунды существования — уникальная личность, единственная и неповторимая. Вот что написал Джебран Халиль Джебран (1883—1931), выдающийся философ и писатель, в своем произведении «Пророк» (глава «О детях»):

Ваши дети — не дети вам.

Они приходят благодаря вам, но не от вас,

и, хотя они с вами, они не принадлежат вам.

Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,

ибо у них есть свои мысли.

Вы можете дать пристанище их телам, но не их душам,

Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,

где вы не можете побывать даже в мечтах.

Вы можете стремиться походить на них,