Психологическое сопровождение леворуких детей

В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества — сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обуславливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обучения.

По оценкам А.В. Семенович (1991), 70% детей, испытывающих трудности в школьном обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соответствуют разные варианты психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении детей. Трудности в обучении правополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречается чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.

В США и Великобритании давно отказались от переучивания детей-левшей. Там выросло уже несколько поколений леворуких людей, лишенных дискриминации по признаку рукости.

В России положение левшей стало изменяться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.

Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

5 стр., 2006 слов

Методы обучения и воспитания детей со сложным дефектом

... из них становится в старости слепоглухими. Методы обучения и воспитания детей со сложным дефектом Коррекционно-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития ориентирована на ... Дети школьного возраста, имеющие различные отклонения в развитии, обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях I—VIII видов. Специальных учреждений для детей с комплексными нарушениями развития ...

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Леворукий ребенок

левша психический соматический обучение

Феномен леворукости привлекает внимание разных специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, физиологов. Не может не волновать эта проблема и родителей леворуких детей.

У них возникает множество вопросов, связанных с особенностями их малышей. Почему ребенок чрезмерно подвижен, неусидчив, упрям? Почему он, плохо ориентируется, постоянно теряется? Почему неохотно рисует и пишет? Почему вдруг начинает читать слова с середины или с конца, причем в противоположном направлении? Почему не умеет вести себя в гостях и общественных местах: всюду «сует свой нос», открывая шкафы, выдвигая ящички? Почему наш ребенок не такой, как другие дети? Разве мы мало уделяем ему внимания, плохо воспитываем? Что нам делать, чтобы он исправился? Как подготовить его к обучению? А может быть, не надо отдавать его в школу вместе с одногодками, а дать ему возможность подрасти, повзрослеть, окрепнуть, стать серьезнее, отправив на годок попозже?

Ответы на все эти вопросы дает знание особенностей леворуких детей, ведь необычное поведение — не результат плохого воспитания, а проявление особенностей их центральной нервной системы.

Беспокойство и гиперактивность почти всегда «выдают» будущего левшу уже в раннем возрасте, до трех лет, когда выбор ведущей руки у ребенка еще не состоялся. Для маленького левши характерен особый тип поведения: он не может усидеть на маминых руках, попав в новое помещение, он начинает тщательно обследовать все вокруг, рассматривая содержимое шкафчиков, коробочек и т.д. Это объясняется тем, что у преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации, они в первую очередь реагируют на внешний вид предмета (его форму и цвет), для них недостаточно его словесное описание.

Именно преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняется и некоторое их отставание в усвоении программы в детском саду и необходимость многократного повторения требований, просьб, поручений, инструкций. Так что тревоги родителей по поводу недостаточной готовности их леворукого ребенка к школьному обучению чаще всего обоснованы. Действительно, левше требуется специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде.

В последнее время в популярной литературе наблюдается тенденция к сглаживанию проблем леворуких детей. Это усыпляет бдительность родителей, отвлекает их от своевременного решения ряда серьезных вопросов, тогда как их малыш на самом деле нуждается в особом подходе.

В зависимости от причины возникновения леворукости всех левшей можно разделить на четыре группы: генетические, патологические, переученные (с левой руки на правую) и имеющие вынужденную леворукость (вследствие повреждения или утраты правой руки).

38 стр., 18676 слов

Исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе

... главе нашей работы мы рассмотрим мнение ученых о том, как и почему возникает леворукость, каковы особенности развития психических процессов леворуких детей и с какими психологическими проблемами сталкиваются леворукие дети в ...

Исследование леворуких детей, имеющих трудности в обучении чтению и письму, показало, что в основном это дети с патологическим происхождением леворукости. Генетически они являются правшами, но из-за различных поражений левого или обоих полушарий, возникающих в дородовом периоде или во время родов, они становятся леворукими и используют для письма и других мануальных действий левую руку. Специалисты часто отмечают у них нарушения право-левой ориентации в пространстве и в схеме собственного тела, нарушения зрительного восприятия. Именно этих детей категорически нельзя переучивать на правую руку. Ведь правая рука связана с деятельностью противоположного левого (пораженного) полушария, функционирование которого не только было нарушено на ранних этапах, но и не формировалось должным образом в течение всего дошкольного периода развития ребенка.

Изучая сведения о развитии такого ребенка, в его медицинской карте обычно можно найти записи о наличии у матери патологии беременности и родов. Этим детям в возрасте до одного года достаточно часто ставится такой диагноз, как перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая обычно скоро снимается, но, как правило, в более позднем возрасте его заменяет другой — минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Любой из перечисленных факторов может быть причиной не только леворукости, но и нарушений нервно-психического, речевого развития ребенка, а в дальнейшем — трудностей обучения. Сама леворукость к данным нарушениям приводить не может.

Родителям ребенка, предпочитающего левую руку при выполнении всех или большинства моторных действий, следует установить степень леворукости (выраженная, слабая или амбидекстрия — равномерное владение правой и левой рукой).

Надо также определить ведущую руку. Для этого проводится специальный тест, состоящий из 20 проб. Все пробы теста делятся на две группы. Первую группу проб составляют действия, которые практически всегда находятся под контролем родителей. (Ведь любая мама обращает внимание на то, в какой руке ее ребенок держит ложку, карандаш, ручку, ножницы.) Эти пробы получили название «основных». Во вторую группу проб вошли действия, на выполнение которых родители почти никогда не обращают внимания. Им не приходит в голову контролировать, какой рукой ребенок поднимает пуговицу с пола, стряхивает крошки со стола, машет на прощание рукой, разматывает нитки, раздает лото и т.д. Это «неосновные» пробы.

При обучении они, как правило, не имеют проблем и без особых трудностей могут быть переучены с левой руки на правую. После переучивания бывшие леворукие могут показывать блестящие результаты не только по письму, но и по другим предметам. Такая перестройка, возможная благодаря здоровому мозгу этих детей, но крайне нежелательна. Сегодня мы знаем наверняка, что переученная леворукость — ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья.

Родители должны быть готовы к тому, что их имеющий патологическую леворукость ребенок будет испытывать те или иные трудности. Лучше предложите ему вместо переписывания целого текста вставить в слова на изучаемое правило пропущенные буквы, дописать окончания, дополнить предложения недостающими словами.

Не следует настаивать на том, чтобы ребенок во время письма наклонял тетрадь вправо. (Известно, что 86% леворуких детей предпочитают, чтобы тетрадь лежала ровно, без наклона.)

14 стр., 6528 слов

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению

... это итог всего предшествующего психического развития ребёнка, результат всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду. Качества, необходимые для успешного обучения, возникают не сразу. Они формируются ... успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной не успешности. Глава I. Психологические особенности детей 6-7 лет 1.1 Основные симптомы кризиса семи ...

Опыт работы с леворукими детьми, имеющими трудности в обучении, показывает, что для лучшего усвоения материала им необходимы дополнительные зрительные опоры. Так, при заучивании правописания словарных слов успешно используется специальная методика зрительного запоминания слов-образов. Ребенок легко усваивает, например, что в слове «корзина» пишется «о», если ему дать карточку с изображением корзины, ободок которой нарисован в виде этой буквы красным цветом. Повторение правописания сводится к перекладыванию карточек. Многие учителя разрешают леворуким детям пользоваться ими в классе. Карточки с выученными словами постепенно откладываются; остаются карточки со словами, в которых ученик еще допускает ошибки. Использование таких карточек со словами-образами во много раз эффективнее, чем многократные попытки заучить написание слов.

Такой же зрительной опорой при обучении счету может служить и линейка. Особенно она необходима первокласснику-левше, когда он учится считать в пределах первых двух десятков. По линейке он быстрее усвоит увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, т.к. будет иметь возможность контролировать перемещение по числовому ряду (уменьшить — влево, увеличить — вправо).

Это очень важно, поскольку леворукие дети часто не только пишут буквы и числа зеркально (при умножении 6 на 6 у него в ответе будет 63, а не 36), но меняют направление счетных операций (в примере (5 +1) + 9 у него может получиться ответ «3», а не «15», потому что он считает, читая пример справа налево, и при этом вычитает, а не складывает.

Частой проблемой леворуких младших школьников является неуверенность в себе. Поэтому многие из них не любят отвечать у доски. Зная правильный ответ, предпочитают не поднимать руку, опасаясь неудач, ошибок. Зная эту особенность левшей, постоянно давайте своему малышу установку на успешность: вселяйте в него уверенность, что он сможет хорошо учиться, что он не хуже других, что вы его любите таким, какой он есть. Демонстрируйте свою заинтересованность в его успехах. Ребенок должен постоянно ощущать вашу поддержку, т.к. левши очень эмоционально переживают отношение к себе.

Находите возможность ежедневно выслушивать ребенка о его школьных делах, проверяйте, как он выполнил домашнее задание. Он всегда должен идти в школу с уверенностью, что готов к урокам.

Дело в том, что почти все педагоги работают по хорошо отработанной ими модели обучения праворуких, в которой преимущественно используются вербальные методы (объяснение, рассказ, беседа), почти весь учебный материал дается в устно-речевом плане. Эти словесные методы малоэффективны в обучении левшей. Поэтому они нуждаются в индивидуальном подходе, в особом внимании, в особой помощи как учителя, так и родителей.

Если ребенок нуждается в помощи при выполнении домашних заданий, родителям следует посоветоваться с учителем, как лучше эту помощь организовать. Взрослые должны знать, что большинство леворуких и переученных на правую руку с трудом переносят нормальную учебную нагрузку. Это объясняется чрезмерной степенью их сосредоточенности при выполнении письменных заданий. Письмо вызывает у них более сильное по сравнению с остальными учащимися нервное и физическое напряжение. Они гораздо медленнее выполняют письменные задания. Их ни в коем случае нельзя торопить, спешка приведет к большому количеству ошибок. Нельзя их перегружать избыточным количеством упражнений тренировочного характера, переписыванием текстов и т.д.

13 стр., 6212 слов

Наличие страхов у леворуких детей

... (А.П.Чуприков, С.Е.Казакова). Работа Андреевой А.В. (Особенности эмоциональной сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста») посвящена рассмотрению и изучению особенностей в психоэмоциональной сфере левшей дошкольного возраста ... инструменты); конструирование механизмов на производстве с учетом потребностей правшей. И леворукие, и праворукие - не однородные группы. По признаку ведущей руки ...

Как найти общий язык с левшой

Воспитывать левшу можно только личным примером. Только ваша любовь, терпение, понимание и сочувствие помогут ребенку по-настоящему «встать на ноги», почувствовать свою причастность к делам этого мира, перестать быть «белой вороной».

Главным источником информации о самих себе, как и о других, для ребенка служат взрослые. Если они говорят: «Ты хороший умный мальчик», или «Ты хорошая красивая девочка», дети именно так и воспринимают себя. Если их критикуют и ругают, дети видят совсем другой образ, и у них формируется сценарий неудачника. У родителей нередко складывается такое ощущение, что дети изначально знают многое о себе и окружающих, о своем настоящем «Я», и всеми силами сопротивляются искажению своего образа и своей судьбы. Неудивительно поэтому, что в подростковом возрасте многие левши становятся колючими, взрывоопасными и очень неудобными в общении, особенно для взрослых. Чем больше их старались подогнать под некий принятый в обществе стандарт, усреднить, тем сильнее будет их бунт, подчас доходящий до жестокости.

Лучше не пытаться оказывать давление на маленьких левшей. Да, ваш родительский авторитет силен, вы можете настоять на своем, но принесет ли это пользу ребенку? Нередко единственным результатом родительского давления становится то, что ребенок только еще больше замыкается в себе, с трудом идет на контакт с другими детьми и взрослыми, не похожими на него. В подобных случаях врачи могут поставить диагноз «аутизм», никакого отношения не имеющий к ребенку. Убедившись, что их не понимают, они сужают круг общения, ограничивают его так, чтобы в нем оставались исключительно те, кого они понимают, и, что еще более важно, те, кто в большинстве случаев способен понять их. Итог может быть довольно грустным, так как в этом круге иногда остаются всего один-два человека. Если ребенку повезло с родителями — это его папа и мама.

Хотите понять своего ребенка? Попросите его поделиться своими мечтами… и кошмарами. Расскажет или нет вам ребенок о своих тайнах — зависит от степени доверия или недоверия его к вам. Это зависит и от характера ребенка. Если он предпочитает жить «в мире идей», то его далеко не всегда можно «разговорить». Но если это удастся, то вы услышите то, о чем никогда не забудете. Возможно, вся ваша жизнь изменится.

Научные исследования доказали, что кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и винить себя в неудачах. А именно такими и являются ваши несравненные левши. Они считают себя ответственными за все в мире, а возможно, и за его пределами. Им снятся инопланетяне и звездные войны, космические путешествия и крушения миров. Такие дети с трудом засыпают и могут просыпаться среди ночи с криками ужаса или со слезами горя. Чтобы помочь им, вам придется сначала понять, что именно их тревожит и не дает спать. Важно не отмахиваться от их фантазий. Если ваш маленький левша видит монстра, то для него этот монстр реально существует, сколько бы вы ни убеждали его в том, что монстров нет в принципе, поскольку их быть не может. Вы добьетесь только того, что в вашем присутствии монстры будут «исчезать» или «прятаться» с тем, чтобы появиться снова, как только вы переступите порог детской и закроете за собой дверь.

11 стр., 5385 слов

Если ребенок левша

... менее многочисленный, но не менее славный и очень необычный клан левшей. Так что, если ваш ребенок родился левшой, считайте, что вам повезло! С того самого момента, как ... В общем-то, ничего особенного. Просто ваш ребенок, судя по всему, левша. Мы живем в счастливые для левшей времена. Если бы ваш ребенок родился в 60-е годы теперь уже ...

Лучше всего работать с детскими страхами, пока ребенок еще не посещает школу. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. В более старшем возрасте страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, как в пироге из слоеного теста, и становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где «тесто», а где «начинка», где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.

Страхи, в которых виновато чрезмерно развитое и богатое, порой «необузданное» воображение ребенка, можно снять с помощью того же самого воображения, которое этот страх и породило. И в этом вам поможет сам ребенок. Первое, что нужно сделать, если ребенок говорит вам о том, что чего-то или кого-то боится, — это отреагировать так, чтобы ребенок увидел, что вы относитесь к его страху как к совершенно естественному явлению. Ни в коем случае не насмехайтесь, не иронизируйте, тем более, не стыдите ребенка. Это только заставит его «уйти в себя» и перестать рассказывать о том, что его так сильно волнует. В результате ребенок либо заполучит нервный срыв, либо и того хуже — невроз, и пойдет «со страхом по жизни». Если учесть, что страхи «размножаются» с большей скоростью, чем кролики и даже тараканы, то ребенок, который в детстве всего лишь боялся темноты, годам к тридцати будет бояться проявить инициативу, бояться своего непосредственного начальства и по инерции всех чиновников заодно. Он может начать бояться подхватить какую-нибудь жуткую инфекцию, или оставить дома включенный газ или воду, или не запереть дверь — в общем, у него будет тысяча и один страх, которые просто заблокируют нормальное развитие личности. И ничего этого не случилось бы, если бы в детстве ребенка вы слушали и помогли.

У левшей, людей преимущественно правополушарных, более развито образное мышление и, следовательно, воображение. Они населяют мир такими существами, на придумывание которых у нас просто не хватает фантазии.

Для детей, особенно наделенных воображением, все в мире живое. Живые травы и деревья, машины и самолеты, земля и вода.

Лучшее место в мире для маленького левши

Левши, как люди преимущественно правополушарные, не страдают недостатком воображения. Скорее, их родители могут жаловаться на избыток воображения и фантазий у своих непонятных детей.

Что же такое воображение? Это способность комбинировать элементы реальности самым неожиданным образом, отказываясь от традиций и аналогий. Неслучайно левополушарные люди, тяготеющие к формальной логике и аналогиям, очень трудно воспринимают новое и поневоле становятся консерваторами.

Развитое воображение позволяет понимать и принимать близко к сердцу и «преданья старины глубокой», и совершенно новые явления. Дети-левши изначально настроены на восприятие нового, незнакомого, невиданного и неслыханного, того, для чего в нашем мире еще не придуманы единицы измерения, что выходит за рамки привычного понимания. Поэтому экстрасенсорные или паранормальные способности — вовсе не редкость у этих детей.

7 стр., 3476 слов

«Обучение детей чтению методом М.Монтессори» материал по развитию речи

... [2, стр.256-257]. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению. Приведу классификацию материалов для чтения. Эти материалы делятся на четыре группы. На ... т.д. Глава III Классификация материалов для обучения чтению. «Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных ...

Кружок изобразительного искусства — лучшее место в мире для вашего маленького левши. Там открывается полный простор для творчества, для полета фантазии. Он наконец-то получит свободу самому определять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Когда мы смотрим на картину художника, мы не оцениваем ее с точки зрения «правильно — неправильно», иначе даже теоретически не могли бы существовать такие направления в искусстве, как импрессионизм и, тем более, кубизм.

Вообще, если собрать вместе рисунки левшей разного возраста, получится изумительное зрелище, дающее богатый материал для выставки, как с художественной, так и с психологической (и парапсихологической) точки зрения.

Эти удивительные левши любят использовать фиолетовые, синие и голубые тона для раскрашивания самых неожиданных предметов.

Издавна леворукие считались людьми необычными, и часто слово «левша» было синонимом таланта, а то и гениальности. Стоит вспомнить рассказ Н. Лескова про левшу, подковавшего блоху. Современные левши нередко уже в ранние годы всерьез размышляют над философскими вопросами и нередко обладают паранормальными способностями, с чем трудно смириться родителям, воспитанным в материалистическом духе.

Необычная «терапия» для необычных детей.

Увы, вам придется смириться с тем, что на долю левши выпадет больше стрессов и переживаний как положительных, так и отрицательных. И пока ваш ребенок еще мал, он будет нуждаться в вашей помощи, чтобы достичь равновесия. Что же делать, если малыш разнервничался и никак не может успокоиться?

Соберите коллекцию самых разнообразных кристаллов и дайте ребенку посмотреть на них в не лучшую минуту его жизни. Существует теория, по которой многие болезни, как физические, так и психические, обусловлены нарушением цветовой гармонии, смешением цветов или отсутствием, а возможно, просто недостатком какого-либо цвета. Следовательно, восстановить нарушенное равновесие организма можно восполнением недостающего цвета либо очищением его от примесей.

Как показывает практика, ребенок обычно выбирает один-два кристалла, сосредотачивается на них и успокаивается. Многое будет зависеть от цвета кристалла. Выбор ребенка подскажет вам, какие проблемы его могут волновать в настоящий момент.

Все цвета спектра делятся на теплые, холодные и нейтральные. Тепло несут красный, желтый и оранжевый цвета; холод — голубой, синий и фиолетовый. Границей между холодом и теплом, подобно нулевой отметке на термометре, располагается зеленый цвет. Белый, так же, как и черный, синтезируют в себе все цвета.

Леворукий ребенок в школе

Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Леворукость — очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно — пространственных заданий.

7 стр., 3028 слов

Сохранение и укрепление здоровья детей в педагогическом процессе.о материал

... «культура здоровья детей» и «здоровьесберегающая компетентность ребёнка ?» Валеологическая культура дошкольника – это осознанное отношение ребёнка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. ...

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда наносили вред здоровью детей. (неврозы и невротические состояния).

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению. Таким образом, вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

  • Сниженная способность зрительно — двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений;
  • с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам»., Слабость внимания, трудности переключения и концентрации., Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.

Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

  • зрительно — моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно — образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.

Постановка техники письма у левшей специфична. Для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, т.к. при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому руку следует ставить так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

8 стр., 3933 слов

Стоматиты у детей. Организация сестринского процесса

... Рассмотреть и изучить деятельность медицинской сестры при проведении сестринского процесса у детей с острым герпетическим стоматитом. Задачи исследования: 1. Изучить теоретический материал. 2. Проанализировать ... хронические заболевания ЖКТ Признаки стоматита у детей (афтозного) - обострения афтозного стоматита чаще встречаются весной и осенью. Чаще всего афтозный стоматит можно увидеть в передних ...

Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретится у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Как преодолевать трудности

Рассмотрим некоторые из типичных трудностей, когда ребенок должен достичь совершенно определенных школьных умений. Хотелось бы сразу заметить, что обычно проблемы возникают не потому, что у ребенка есть незрелость каких-то структур, а потому, что у родителей и учителей есть определенные амбиции в отношении ребенка. От него требуется не готовность к школе (которая по силам практически любому здоровому ребенку), а готовность к школе, выбранной родителями, часто с требованиями, не соответствующими уровню развития ребенка (например, требование читать при поступлении в первый класс со скоростью 80 слов в минуту).

Письмо — это процесс, в котором задействованы области мозга, отвечающие за слуховой, зрительный и моторный образ слов, а также области, отвечающие за его смысл.

Трудности при обучении письму могут быть спровоцированы переучиванием леворуких детей. Во время одного из экспериментов с помощью современного метода позитронно-эмиссионной томографии оценивали мозговую активность во время письма правой рукой у взрослых правшей и переученных левшей. Движения рук в группах не различались, не было отличий и в характере активности области коры, отвечающей за движения правой руки. Однако при письме у праворуких активировалась левая половина мозга, а у леворуких — обе его половины.

С момента переучивания обследуемых прошли десятилетия, но активация правого полушария при письме так и не исчезла. Предполагается, что при переучивании происходит подавление активности движений левой руки. Следовательно, у переученных детей, а затем и взрослых (на протяжении всей жизни!) при письме одновременно активируются левое полушарие, которое контролирует движения правой руки, и правое полушарие, которое заставляет левую руку мысленно проделывать те же движения, что и правая. Этот процесс требует двойного напряжения от взрослого и, конечно, чрезмерных усилий от ребенка. Не зря многие из таких детей испытывают стресс, сопровождающийся невротическим поведением.

Изложенные ранее данные свидетельствуют о том, что проблемы в освоении письма будут испытывать, кроме переученных леворуких, еще и те дети, у которых ведущее ухо или ведущий глаз противоположны ведущей руке. В этом случае мозговой контроль за структурами, участвующими в деятельности, будет требовать обмена информацией между полушариями через недостаточно зрелое мозолистое тело. Именно в момент этого обмена и возникают сложности при обучении. Учитель должен осознавать, что подстегивание этого процесса или эмоциональное требование от ребенка писать лучше могут привести лишь к замедлению освоения письма и возникновению стойкой неприязни к тому, что плохо получается. Но эту ситуацию учитель может использовать для того, чтобы научить преодолевать трудности.

Ребенок, которому легко дается любая новая деятельность, — исключительное явление. Так или иначе, но все дети неуспешны в чем-либо. Но это не является поводом для того, чтобы их не учить. Напротив, преодолевая трудности, ребенок обучается добиваться результата, все более и более верит в себя, повышает самооценку. Педагог начального класса разрабатывает индивидуальный маршрут для такого ребенка в освоении письма, в котором более медленное прохождение каждого этапа сопровождается поощрением за каждый маленький шажок в улучшении нового навыка.

Людей с дислексией (имеющих проблемы с чтением) в мире около 20%. Но в Японии их в десять раз меньше. Это объясняют тем, что японцы используют два вида письма: кана, основанное на слогах, и кандзи — иероглифическое письмо. Они связанны с разными полушариями (кана — с левым, кандзи — с правым).

Это означает, что любой ребенок вне зависимости от индивидуальной асимметрии может быть успешным в одном из видов чтения. Кроме того, обучение, направленное на стимуляцию каждого полушария, способствует и взаимодействию между ними, что облегчает процесс освоения чтения.

Особенностью чтения людей с левым профилем является то, что они могут читать текст с конца вперед, а слово — задом наперед слогами (например, слово «мыло» читают как «ло-мы»).

При этом инверсия слогов не мешает им понимать смысл текста. Читая про себя, многие из них именно так и делают. Но когда они читают вслух, эти два типа чтения — привычный для нас и привычный для них — начинают конкурировать, что приводит к резкому замедлению процесса чтения. Именно поэтому желательно не предлагать таким детям регулярную проверку скорости чтения. Если же этого нельзя избежать в силу требований министерства, то можно проверять их скорость чтения не на уроке, а в более спокойной обстановке, когда ребенок остается один на один с учителем. И здесь нужно помнить, что любая эмоция только ухудшит процесс чтения. При тренировке же чтения таким детям лучше предлагать тексты, где нет сложной фабулы, но есть один яркий образ. При появлении нескольких образов ребенок легко утрачивает нить повествования.

Чтобы поддержать усилия учителей, стоит сказать, что результаты, полученные при обследовании детей с преобладанием левых признаков в профиле, зависели не только от их физиологических особенностей, но и от социоэкономического статуса родителей: чем он выше, тем лучше читает ребенок. Следовательно, чем больше работают с ребенком, тем большего эффекта достигают.

Легко заметить, что некоторым детям чтение дается с трудом, но они с удовольствием слушают очень сложные тексты, недоступные большинству других детей, успешных в самостоятельном освоении чтения. В этом случае рекомендуется разделить процесс чтения на два подпроцесса: получение знаний и собирание букв в осмысленный текст. Первый берут на себя взрослые, которые будут читать сложные книги до тех пор, пока развитие мозга не достигнет уровня, при котором чтение станет легким для ребенка (это может быть и в 12, и даже в 15 лет).

Совместное семейное чтение будет полезно для ребенка еще и потому, что многие левши весьма эмоциональны, и, прижавшись к родному существу, они чувствуют себя более комфортно и уверенно. А реакция взрослого на содержание, его комментарии научат маленького человека не только понимать текст, но и анализировать разнообразные жизненные ситуации. Недаром в XIX веке семейное чтение было признаком образованной семьи и рассматривалось в качестве важнейшего воспитательного момента. Возможно, в случае такого решения детской проблемы не только будут сняты трудности у ребенка, но и решатся многие другие конфликтные ситуации в семье.

Но и ребенок не освобождается от работы над чтением. Ему необходимо ежедневно тренироваться на упрощенных текстах, например на чтении детских стихов. Узкая полоска текста легче воспринимается, чем широкая, растянутая на всю страницу. Перелистывая страницу за страницей, ребенок начинает верить, что он может освоить это сложное занятие. А любовь к литературе, воспитанная семейным чтением, подвигнет его на преодоление трудностей.

Есть мнение, что дислексия — весьма распространенный процесс. Только люди, которым трудно читать, не говорят об этом, они утверждают, что книжки неинтересные. Это называется психологической защитой — процессом, при котором человек защищает себя от представлений о себе как о не справившемся с какой-то проблемой. Возможно, если бы таких людей более бережно обучали чтению, они преодолели бы сложности, обусловленные особенностями развития их мозга, и с большим интересом читали бы и во взрослом периоде своей жизни.

Как понять: ваш ребенок правша или левша?

Чтобы ответить на этот вопрос, предложите малышу следующие упражнения, и понаблюдайте, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:

  • сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;
  • любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;
  • не торопить ребенка.

Для определения преобладающей руки у ребенка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  • Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  • Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  • Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  • Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  • Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  • Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.
  • Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. Какой рукой он будет это делать?
  • Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.).

Ведущая — та рука, которой ребенок держит ножницы.

  • Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он — леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

Заключение

При встрече с леворуким ребенком стоит вспомнить, что у такого ребенка с большой вероятностью есть леворукий же родитель. Более того, если его заинтересовать решением проблем ребенка, то он вспомнит, какие трудности испытывал в детстве сам и как смог их преодолеть. И тогда он сможет рассказать об этом своему ребенку, поможет ему преодолеть препятствия и сам научится понимать сына или дочь.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. С этой позиции задача взрослого — не обучать ребенка тому, что умеет он сам единственным доступным ему методом, а совместно с ребенком заново осваивать мир, возможно, несколько измененным вариантом действий. Этот подход отличается от первого тем, что рутинное мероприятие — передача знаний с помощью известного стереотипа — превращается в удивительный процесс приспособления к иному видению окружающего, иному ощущению, повторному вступлению в этот мир. Это процесс взаимного обогащения: ребенок получает опыт взрослого, еще недоступный ему самому, а взрослый вновь смотрит на мир взглядом ребенка, еще не ограниченным шорами общества.

Этот процесс взаимного уважения не имеет никакого отношения к безответственному попустительству, когда ребенку разрешается все, поскольку он — уникальная личность. Задача учителя заключается в том, чтобы, максимально проявляя свои индивидуальные качества, ребенок не ограничивал ими ни права, ни возможности проявления уникальных качеств других детей и взрослых.

С этой позиции стоит поощрять леворукого ребенка относиться к письму как к рисованию. Пусть он срисовывает слова удобным способом, достигая максимальной точности. Можно позволять ему писать медленнее, но аккуратнее, чуть дольше, чем другим детям. При этом с ребенка не снимается ответственность за качество письма, умение правильно и грамотно писать, добиваться этого путем упражнений. Но и праворукий ребенок нуждается в поддержке при рисовании. И тогда любовь в обоих этих случаях будет проявляться в настойчивом поощрении качественного освоения навыка действий выбранной ребенком рукой.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskie-osobennosti-levorukih-detey/

1. Айрапетян В., Чуприков А. Как быть левшой? //Семья и школа. 1986. №11.

  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М., 1994.
  • Безруких М., Ефимова С.

, Круглов Б. Почему учиться трудно? — М., 1995.

  • Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург, 1998.
  • Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.

Левши. — М., 1994.

6. Дружинана В.Н. Психология ХХI века- Учебник для вузов.- М.: ПЕРСЭ,

7. Макарьев И. Если Ваш ребенок- левша. Спб.: Лань, 1995.

  • Томас Й.Вейс Как помочь ребенку ? М., 1992.
  • Хорсанд Д.В.

Если ребенок левша…маленькие подсказки для родителей

М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006

  • Федякина Е.А. Леворукий ребенок: обучение и воспитание