Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Научная проблема.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Гипотеза исследования.
Цель исследования.
Задачи исследования:
- раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
- разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
- определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
- провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
- разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
База исследования.
Структура работы.
1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие о воображении
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Теоретические основы изучения воображения детей с задержкой психического ...
... развития воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и влияние игр, обеспечивающих активизацию рассматриваемой психической функции у данной группы детей приобретает особую актуальность. Цель исследования – выявить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста с ... А.В.Петровский считает, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся ...
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С.Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
Воображение и психотерапевтическая практика
... активности, или осознанности. Глава II «Воображение в психотерапевтической практике» Использование воображения в психотерапевтической практике – «новость, старая как мир». В 1918 году русский психолог А.П. Нечаева разработал методику вызывания образов воображения различными стимулами , которая во ...
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е.И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.).
Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.
Значение воображения в творческой деятельности
... пассивным воображением. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения ...
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.(1)
1.3. Механизм творческого воображения
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.(2)
1.4. Особенности воображения у детей
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
- юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
- зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния изобразительной деятельности на развитие воображения. В эксперименте участвовали дети подготовительной группы в количестве 15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень развития воображения испытуемых. С это целью использовалась методика Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Констатирующий эксперимент
Тест креативности.
Экспериментальный материал.
Рис. 1
Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем, дорисовывание может проводиться как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Анализ результатов
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех трех случаях.
2 группа – оригинальные изображения в двух случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Таблица № 1
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. К.Ю. |
– |
– |
– |
4 |
2. Л.И. |
– |
– |
– |
4 |
3. М.К. |
– |
+ |
– |
3 |
4. С.Д. |
– |
– |
– |
4 |
5. Л.С. |
– |
+ |
+ |
2 |
6. П.И. |
– |
– |
– |
4 |
7. Г.В. |
– |
+ |
– |
3 |
8. С.О. |
– |
– |
– |
4 |
9. К.С. |
– |
– |
– |
4 |
10. Ф.И. |
– |
– |
– |
4 |
11. М.Д. |
– |
– |
– |
4 |
12. С.А. |
+ |
– |
– |
3 |
13. П.Д. |
– |
– |
– |
4 |
14. К.В. |
– |
+ |
– |
3 |
15. З.С. |
– |
– |
– |
4 |
Общее количество оригинальных изображений: 7
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. К.Ю. |
колесо |
портфель |
дом |
2. Л.И. |
колобок |
телевизор |
елка |
3. М.К. |
подсолнух |
подъемн. Кран. |
Косынка |
4. С.Д. |
будильник |
телевизор |
человек |
5. Л.С. |
Шарик |
машина лег. |
Колокольчик |
6. П.И. |
будильник |
дом |
конверт |
7. Г.В. |
Мяч |
телевизор |
пилотка |
8. С.О. |
солнце |
змей |
елка |
9. К.С. |
Шар |
дом |
пирамидка |
10. Ф.И.. 11. М.Д. 12. С.А. 13. П.Д. 14. К.В. |
гриб ромашка человек солнце Яблоко |
окно часы дом телевизор телевизор на тумб. |
дом человек елка дом Елка |
15. З.С. |
Солнце |
картофель |
дом |
Вывод
Круг – солнце, шарик;
- Квадрат – телевизор, портфель, дом;
- Треугольник – елка, дом, человек.
Констатирующий эксперимент.
Рис. 2
2.2. Формирующий эксперимент
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
Таблица № 3
Ф. и. ребенка |
Названия картин |
Количество названий |
1. К.Ю. |
Лес, жаркий день |
2 |
2. Л.И. |
Полка, пляж |
2 |
3. М.К. |
Бумага цветная |
1 |
4. С.Д. |
Торт, разные конфеты |
2 |
5. Л.С. |
Водопад, летний день |
2 |
6. П.И. |
Разноцветные ленты |
1 |
7. Г.В. |
Лес, жаркий день, пляж |
3 |
8. С.О. |
Канавы, пасмурный день |
2 |
9. К.С. |
Луна, ночь, ракета в небе |
3 |
10. Ф.И. |
Самолет в небе |
1 |
11. М.Д. |
Парк, листопад, осень |
3 |
12. С.А. |
Поле цветов |
1 |
13. П.Д. |
Трактор в поле |
1 |
14. К.В. |
Лес, занавес, овраг, закат |
4 |
15. З.С. |
Разноцветные мелки |
1 |
Всего: |
29 |
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек – по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель
Оборудование
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Таблица № 4
И. Ф. ребенка |
Количество названий |
|
1. Юля К. |
Фонтан, башня |
2 |
2. Илюша Л. |
Букет, дерево, мороженное |
3 |
3. Кристина М. |
Цветок, жук |
2 |
4. Дима С. |
Барышня |
1 |
5. Сережа Л. |
Бабочка, салют |
2 |
6. Ира П. |
Птица, рыба |
2 |
7 Влад Г. |
Божья коровка, жук |
3 |
8. Оля С. |
Заяц, медведь |
2 |
9. Слава К. |
Филин, лягушка |
2 |
10. Илюша Ф. |
Куст |
1 |
11. Данил М. |
Факел |
1 |
12. Алена С. |
Ракета, голубь |
2 |
13. Дима П. 14. Вадик К. 15. Саша З. |
Паук Павлин Перо, цыпленок, корабль, самолет |
1 1 4 |
Всего |
28 |
Саша З. – 4 названия.
Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.
Уровни развития.
Высокий |
Средний |
Низкий |
20% |
47% |
33% |
Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Таблица № 5
Уровни развития
Уровни |
Количество детей |
% |
Высокий |
4 |
27% |
Средний |
9 |
60% |
Низкий |
2 |
13% |
2.3. Контрольный эксперимент
Цель
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Таблица № 6
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
треугольник |
Группа |
1. К. Юля |
+ |
– |
+ |
2 |
2. Л. Илюша |
– |
– |
+ |
3 |
3. М. Кристина |
+ |
– |
– |
3 |
4. С. Дима |
– |
+ |
– |
3 |
5. Л. Сережа |
+ |
– |
+ |
2 |
6. П. Ира |
– |
+ |
– |
3 |
7. Г. Влад |
– |
– |
+ |
3 |
8. С. Оля |
+ |
+ |
– |
2 |
9. К. Слава |
+ |
– |
+ |
2 |
10. Ф. Илюша |
+ |
– |
– |
3 |
11. М. Данил |
+ |
+ |
+ |
1 |
12. С. Алена |
+ |
+ |
+ |
1 |
13. П. Дима |
+ |
– |
+ |
2 |
14. К. Вадик |
– |
+ |
– |
3 |
15. З. Саша |
+ |
– |
– |
3 |
Таблица № 7
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. К.Ю. |
Утенок |
Книга |
Ваза с цветами |
2. Л.И. |
Новог. игрушка |
Портфель |
Треугольник |
3. М.К. |
Самовар |
Окно |
Гиря |
4. С.Д. |
Бабушка |
Скворечник |
Гриб |
5. Л. С. |
Часы |
Сумка |
Зонт |
6. П.И. |
Петух |
Кастрюля |
Колпак |
7. Г.В. |
Царевна |
Торт |
Флажок |
8. С.О. |
Снеговик |
Телевизор |
Стрела |
9. К.С. |
Аквариум |
Картина |
Компас |
10. Ф.И. |
Чайник |
Клетка с попуг. |
Ракета |
11. М.Д. |
Ежик |
Робот |
Карандаш |
12. С.А. |
Барабан |
Машина |
Пчела |
13. П.Д. |
Цветок |
Стол с вазой |
Конфета |
14. К.В. |
Телефон |
Дом |
Дом |
15. З.С. |
Звезда |
Салфетка |
Буратино |
Оригинальных изображений 24.
Вывод
Контрольный эксперимент
Рис. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, Брунер Д.С., Боровик О.В., Веккер Л.М., Выгодский Л.С., Выгодский Л.С., Дьяченко О.М., Дьяченко О.М., Кириллова А.И., Игнатьев Е.И., Коршунова Л.С., Кириллова Г. Д., Карандашов Ю.Н., Коршунова Л.С., Пружинин Б.И, Лейтес Н.С., Натадзе Р.Г.
Немов Р.С.