«Тестопластика как метод развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ»

Содержание скрыть

Быстрое развитие науки, рост объема новой информации требуют от современной школы подготовки активных, самостоятельных людей, которые имеют высокие творческие способности, умеют самостоятельно, критически и творчески мыслить; находить пути решения проблемы; совершенствовать развитие личной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Творчество — это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребенка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома. « В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а так же приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла» [9].

Очень важной ступенью в становлении творческой личности современного ученика является развитие способностей, которые позднее преобразуются в творчество.

Индивидуальность ребёнка, неповторимость его взглядов, интересов, силы интеллекта проявляется в уровне творческих способностей.

В курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на занятиях тестопластикой кружка «Флористика и прикладной декор» учреждения дополнительного образования «Донецкий Республиканский эколого-натуралистический центр» (УДО «ДонРЭНЦ»)

Стремление к творчеству характерно для начальной школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям. Но начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Творчество детей необходимо развивать в целостном процессе всего обучения в младшей школе, где дополнительное образование направлено на создание благоприятных условия для всестороннего развития ребенка, с учетом его способностей, интересов; формирование лидерского потенциала, личности и личностных качеств, творческого мышления. УДО реализует образовательную деятельность по разным направленностям: Изо – деятельность, игра на гитаре, пианино, эколога – биологический кружок, лепка из глины , тестопластика и т.д.

38 стр., 18587 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и ...

Актуальность данной

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Цель исследования

Объект исследования

Предмет исследования

задачи :

1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.

4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.

5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития младших школьников.

6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.

7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.

Методы исследования использовались

1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;

3. Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.

Практическая значимость

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1. Сущность понятия творческих способностей

Детское творчество

Проблема развития творческих способностей школьников многогранна. И в современных условиях растет потребность общества в самостоятельной творческой личности.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких авторов, как

С.А. Сухомлинский, Я.М Коменский, Н.И. Пирогов, Л.С. Выгодский, Л.Н. Коган, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, Б. Г. Ананьев, Я. А. Пономар ѐ в, О. К. Тихомиров, М. А. Холодная и другие [1-2, 5, 10-11, 13, 15].

24 стр., 11619 слов

Особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе ...

... эстетического воспитания младших школьников посредством творчества? Объект исследования - творческая деятельность младших школьников, направленная на их эстетическое воспитание. Предмет исследования - теоретические и практические основы использования средств творчества в процессе эстетического воспитания младших школьников. Гипотеза исследования - предположение о том, что эстетическое воспитание ...

Сначала творческие способности отождествлялись с интуицией, затем прямое отождествление было с интеллектом. От отождествления с интеллектом перешло к противопоставлению. Было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию — это “особая точка» индивидуальных свойств, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели низкие творческие способности.

Исследователи отмечают, что развитие детского творчества в ручном труде не может строиться только на подражательной основе без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом на другой создавать художественные образы вне контекста конструируемого предмета.

В современном обществе, особенно в наше непростое время военных действий в ДНР ни что так не ценится, как креативность, творческий подход к любому делу. Успешный человек должен обладать и коммуникативными навыками. И именно творческая деятельность, помогает воспитывать эти качества в ребёнке. Поддержание интереса к творческой деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте.

1.2. Влияние тестопластики на развитие творческих способностей младших школьников

Младший школьный возраст

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

Существует множество формулировок для обозначения понятия творчества, вот некоторые из них [1-4, 13-15]:

· Маккелар: творчество – это сплав восприятий, осуществленный новым способом

· Кюби: способность находить новые связи

· Роджерс: возникновение новых отношений

· Меррей: появление новых сочинений

· Ласкуэль: предрасположение совершать и узнавать новшества

· Жерар: деятельность ума, приводящую к новым прозрениям

· Тейлор: трансформация опыта в новую организацию

Мы решили придерживаться определения, которое объединяет вышесказанные и сформулировано в философском словаре творчество – это « деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца» [14] .

Творческие способности

Творческая деятельность

Детское творчество 1

ГЛАВА II ТЕСТОПЛАСТИКА КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 стр., 4603 слов

Лепка из пластилина как вид продуктивной деятельности дошкольника

... сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения. 2. Лепка из пластилина как вид продуктивной деятельности В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ... речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка: 1. ...

2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития младших школьников

Каждый учитель для своих учеников «протаптывает» творческую «тропинку», чтобы она для них впоследствии стала «дорогой». Ведь именно творческая деятельность зарождает стремление разобраться в мире вещей и противостоять негативным явлениям социума и массовой культуры, учит принимать самостоятельные решения и делать свой выбор. Вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детск ой руке, тем умнее ребенок». Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

В процессе работы с тестом создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно – прикладного искусства:

— Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

  • Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизирует работу обеих рук;

— Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

  • Развивает творческие способности ребенка.

Характерной же чертой лепки является создание выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой – то мере способностью передавать в лепке присущие предметам свойства: форму, строение и т.д. Красота и выразительность зависят от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Но не только интерес к содержанию лепки побуждает детей выполнять ее лучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности

15 стр., 7097 слов

Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна

... менопауза. Синдром Дауна у женщин накладывает существенный отпечаток на беременность, развитие плода и роды. Беременность может закончиться преждевременными родами или выкидышем. Вместе с тем велика вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна ... 10 до 15%[15; 10]. Сопутствующие диагнозы, затрудняющие адаптацию и обучение 1. Проблемы с зубами. Зубы обычно прорезаются позже. Иногда одного или более ...

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Также фигурки дарили на свадьбу вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто — «Хлебосол». Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими реками, пользуется большим спросом. Их соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки…

Тестопластика выполняет следующие функции:

Коррекционно-развивающую

Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

Коммуникативную, Релаксационную — преобразование, Воспитательную

Тесто имеет ряд преимуществ:

  • Материал экологически безвредный, не аллергенный.
  • Удивительно пластичный материал.
  • Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.
  • Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Таким образом, лепка является эффективным средством развития многих сторон индивидуальности ребёнка. Занятия лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о других её преимуществах.

Коммуникативную 1

2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста

При работе с тестом фантазии нет предела! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия. Эта возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. В процессе лепки у ребят развиваются трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке, уметь пользоваться станком с поворотным кругом и т.д. В качестве примера можно привести наш небольшой опыт ознакомления с искусством лепки на занятиях творческого объединения УДО ДонРЭНЦ «Флористика и прикладной декор». В учреждении обучение проходит на основе рабочей программы, по группам до трех лет обучения. Дети первого года обучения, в основном, создают простые фигурки – цветочки, сердечки и т.д. Дети второго и третьего года обучения – лепят более сложные изделия: статуэтки, амулеты и изображения животных и т.д. Опрос детей на занятиях о том: «Нравиться ли им лепка? Чему они научились и что узнали нового? Демонстрировали ли они свои поделки на выставках?» И т.д. Дети отвечали честно и с воодушевлением о своей работе. На занятиях дети продемонстрировали нам увлеченность процессом, свое мастерство и свои изделия.

28 стр., 13919 слов

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

... на развитие мелкой моторики. Мы хотели бы остановится, на таком средстве работы с дошкольниками как бумагопластика. Было замечено, что образовательная деятельность с использованием бумагопластики имеет большое воспитательное воздействие на ребенка. Данная деятельность воспитывает в детях ...

Такое занятие требует от детей полной сосредоточенности и внимания, аккуратности, владения умением видеть результат своего труда, а разнообразные формы, простая композиция придает выразительность лепке и вызывает у детей элементарные эстетические эмоции. Поэтому, обучая детей, педагог каждый раз должен опираться на выразительные особенности художественного материала, приобщать детей к различным видам изобразительной деятельности.

Что же необходимо для работы с ним?

технологии лепки из солёного теста

Техника работы с соленым тестом несложная

теста

тесто

Тесто

тесто в банке или пакете

солёное тесто

тесто

тесто

теста

Раскрашивание

солёного теста

теста

Классический рецепт

(2 чашки)

(1 чашка)

(200мл)

Тесто для утончённой обработки

Мука – 200 г

Соль – 200 г

Крахмал – 100 г

Вода – 150 мл

Тесто для объёмных изделий, и более длительного хранения:

(2 чашки)

(1 чашка)

(100мл)

Клей ПВА – 100 г (100мл)

работе с солёным тестом

*баночка с водой;

теста;

* фольга

* стеки

* зубочистки

* кондитерские формочки

* мука пшеничная

«Экстра»

* к рахмал

* краски – гуашь, акрил, акварель, масляные, пищевые

* скалка

* баночка с водой

солёного теста

  • Первый способ. Сушка воздушная.

тесто

  • Второй способ. Сушка в духовке.

работы

  • Третий способ. Комбинирование двух предыдущих.

естественным путём

Лакирование

солёного теста

Особенности лепки

теста

работы

На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.

На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций

Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций 1

ГЛАВА II I . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучив исследования философов, психологов и педагогов, мы решили выявить возможности лепки из соленого теста как метода развития детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в УДО «ДонРЭНЦ» на базе МОУ «Многопрофильный лицей №1 города Донецка» в одной из групп кружка «Флористика и прикладной декор».

Количественный состав — 18 человек:, Работа проходила в 3 этапа:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент;, З. Контрольный эксперимент.

3.1. Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента:

На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. проанализировать формирование творчества детей во время обучения в рамках школьного процесса;

2. беседа с детьми о лепке дома (создание условий для лепки);

3. проведение занятия по лепке на тему «Подкова на счастье» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей.

Анализ условий формирования творчества детей посредствам лепки показал, что такие занятия в школе проходят лишь в рамках некоторых тем занятий уроков труда, при этом сами занятия проводятся лишь 1 раз в неделю. Стоит заметить, что материалом для лепки используется только пластилин.

В ходе наблюдения, за деятельностью учителя 1-го класса на занятии труда отмечалось:

  • расположение столов на занятии было последовательно, друг за другом, что снижает

  • отсутствие эмоционального настроя, возможно, потому, что урок поставлен последним занятием в пятницу и многие ребята думали больше о выходных, чем о занятиях;

  • использование иллюстраций;

  • объяснение

  • однообразный материал для лепки;

  • советы, вопросы, замечания и похвала учителя;

  • рассматривание и анализ детских работ.

Беседа с детьми о лепке дома показала, что в основном все дети имеют дома только пластилин. Занимаются лепкой очень редко. Исключение составили лишь несколько детей, у которых дома имеется разнообразный материал для лепки, специальные дощечки, стеки, дополнительный материал для декорирования поделок, занимаются лепкой совместно со взрослым (мамой, сестрой, бабушкой).

Эти дети проявляли больший интерес в ходе беседы. На занятии присутствовало 18 детей.

Занятие на тему «Подкова на счастье» (лепка предметная приложение №1).

Цель занятия: выявить на сколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.

Критерии

В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой [6-8].

Полный набор критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей.

Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продукта деятельности.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

2. Передача формы:

  • форма передана точно:

  • есть незначительные искажения;

  • искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

  • части расположены верно;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорции предмета переданы не верно.

4. Передача пропорций предмета в изделии:

  • пропорции предмета соблюдаются;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорции предмета переданы не верно.

5. Композиция.

В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:

а) расположение фигур:

  • по всей доске;

  • не продумана, носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:

  • соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорциональность разных предметов передана не верно.

6. Передача движения:

  • движение передано достаточно четко;

  • движение передано неопределенно, неумело;

  • изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (лепка из окрашенного теста)

В этом критерии выделяются две группы показателей: первая — «а» — характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая — «б» — творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;

  • есть отступление от реальной окраски;

  • цвет предметов передан не верно;

Анализ процесса деятельности.

1. Характер лепки.

В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер лепки:

  • по частям

  • из целого куска

  • комбинированным способам

б) технические приемы

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;

  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком, созданного им изображения:

  • адекватна;

  • неадекватна (завышенная, заниженная);

  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;

  • к процессу деятельности;

  • к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

  • выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;

  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.

4. Творчество:

  • самостоятельность замысла;

  • оригинальность изображения;

  • стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) — 3 балла, второй — 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

  • форма передана точно — 3 балла;

  • есть незначительные искажения — 2 балла;

  • искажения значительные, форма не удалась — 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 45 баллов, низшее — 15 баллов, промежуточное число может быть разным:

оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.

После проведенного занятия на тему «

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) — 3 балла, второй — 2 балла, третий — 1 балл.

Например, критерий «передача формы»:

  • форма передана точно — 3 балла;

  • есть незначительные искажения — 2 балла;

  • искажения значительные, форма не удалась — 1 балл.

В соответствии с критериями определились уровни творчества детей:

1. высокий уровень;

2. средний уровень;

3. низкий уровень.

В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества, Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей

3.2. Формирующий эксперимент

Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творчества.

Для проведения формирующего эксперимента группа была поделена на подгруппы, На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:

  • создание необычной, новой обстановки

  • создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);

  • детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;

  • новые проблемные ситуации;

  • неповторяющиеся задания;

  • учет возможностей и интересов каждого ребенка;

Цель:

Задачи:

— предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;

— составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;

— включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.

Формирующий эксперимент проходил в четыре этапа

Тема занятий

Программное содержание

Методы и приемы проведения

Этап №1 «Дары осени»

  • Учить детей создавать объемные композиции из соленого теста

  • Использовать приемы

раскатывания, сплющивания,

оттягивания краев

•развивать композиционные умения

•Учить достигать наилучшего результата

  • Беседа «Времена года»

  • Сообщение детям занятия

  • Игровой прием

  • Мотивация детей к

самостоятельной работе

  • Совместный анализ и просмотр детских изделий

  • Композиция из готовых работ.

Этап № 2 «Братья наши меньшие»

  • Учить создавать объемные поделки из соленого теста

  • Развивать эстетическое восприятие формы

  • Учить передавать форму

  • Лепить полые формы

  • Наносить рельефный узор на поверхность предмета

  • Повышать сенсорную чувствительность

  • Развивать воображение, общую умелость

  • Беседа ко дню защиты животных «Братья наши меньшие»

  • Распределение работы между детьми

  • Объяснение и показ лепки

  • Создание атмосферы

творчества

  • Учить пользоваться стекой

(наносить рисунок)

  • Анализ детских работ

  • Использование изделий для украшения группы

Этап № 3 Панно

«Осень золотая»

  • Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка

  • Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием

  • Поддерживать интерес к поиску способов лепки

  • Повышать сенсор. чувствительность

  • Общую ручную умелость

  • Мелкую моторику рук

  • Художественное слово

  • Рассматривание деревьев по бул. Пушкина возле школы МОУ МПЛ №1 г. Донецка

  • Беседа

  • Рассказы детей

  • Создание творческой атмосферы

  • Сообщение детям темы занятия

  • Показ и объяснение выполнение работы

  • Мотивация детей к самостоятельной работе

  • Помощь, подсказка

  • Совместный анализ детских

работ

Этап №4 тема на выбор «Что хотим сделать сегодня: брелочки на рюкзак или новогодняя игрушка?»

  • Продолжать освоение рельефной лепки

  • Создавать уплощенные фигурки

  • Украшать изделия

  • Ориентировать на поиск

гармоничных сочетаний разных форм

  • Развивать комбинаторские

способности

  • Совершенствовать умение

оформлять поделки

  • Учить работать по замыслу

  • активизировать приемы декорирования лепных образов.

  • Художественное слово

  • Предварительная работа

  • Сообщение темы занятий

•Показ и объяснение

выполнение работы

  • Помощь и подсказки

  • Создание благоприятных

условий для творчества детей

  • Создание сюжета из

вылепленных изделий

  • Анализ детских работ,

совместный просмотр.

  • Использование выполненных работ в игровой деятельности

Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки. У пяти детей из восьми выразительный образ в лепке, т.е. эти дети более склоны к творчеству.

3.3. Контрольный эксперимент

Цель:

Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети

Тема занятия:

  • Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки;

  • Учить планировать свою работу;

  • Развивать воображение, чувство формы, пропорций.

Критерии оценивания детских работ по лепке:

  • 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.

  • 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.

  • 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу. Результаты представлены в приложении 2.

В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т.е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.

Критерии оценивания детских работ по лепке  1 Критерии оценивания детских работ по лепке  2

3.4. Апробация результатов

Результаты исследования были представлены во время доклада «

Результаты исследования были представлены во время доклада  1

Результаты исследования были представлены во время доклада  2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лепка из соленого теста на занятиях «Флористика и прикладной декор» УДО ДонРЭНЦ позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, холодный фарфор).

Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей младшего школьного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-cherez-testoplastiku/

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1998.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М. — 2002. — 320с.

3. Булгакова, И. В. Нестандартные уроки русского языка. 5–7 классы. – Ростов н/Д. : Феникс, 2002.

4. Бурдейный М.А. Искусство лепки. – М.: Профиздат, 2009. – 104 с.

5. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004

6. Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». — М., 2005.

7. Комарова, Т. С. Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе : критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества / Т. С. Комарова // Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – Ярославль, 2006. – С. 76-90.

8. Комарова, Т. С. Условия и методика развития детского творчества / Т. С. Комарова. − Москва : Alma mater, 1994. − 32 с.

9. Науменко О.М., Творчествоведение на современном этапе // Известия Сочинского государственного университета, 2013. – № 1 – c. 23.

10. Одаренные дети: Пер с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – С. 169 –200; 235 – 254.

11. Орлова Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1999. 22 с.

12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса – М.: Академия, 1996.

13. Развитие творческих способностей учителя и учащихся в процессе языкового и литературного образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. Т. В. Соловьевой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 220 с.

14. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1.

15. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности – М.: МПСИ, 1997. – 224 с.