Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Актуальность проблемы исследования.

Дети с задержкой психического развития — одна из самых из наиболее многочисленных групп детей с отклоняющимся развитием. Несмотря на то, что дети с задержкой психического развития относятся к категории школьников с пограничной формой дизонтогенеза, процесс их обучения и воспитания имеет ряд трудностей. Наиболее часто задержка психического развития обнаруживается перед поступлением в школу или в процессе образования в школе, когда сенситивный период коррекционно-развивающего образования обучения уже упущен. Учитель начальных классов, ориентирующийся в структуре дефекта детей с задержкой психического развития, особенностях их обучения, способности прогнозировать и предупреждать трудности их обучения и воспитания, являющихся более подготовленных к работе с этими детьми и к организации педагогической деятельности. Выше сказанное диктует необходимость изучения учителем специфических особенностей учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, что позволяет говорить об актуальности нашего исследования и сформулировать следующую тему исследования.

Цель исследования: изучить память младших школьников с задержкой психического развития., Объект исследования: процесс памяти детей с задержкой психического развития., Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.

Задачи исследования.

1)Изучить научно – методологическую литературу по проблеме исследования.

2)Подобрать и провести методы и методики исследования памяти у детей с ЗПР.

3)Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

4)Обобщить полученные данные и сформулировать выводы.

Методы исследования:

1)Эмпирические методы (диагностические методики).

2)Методы качественного и количественного анализа.

Курсовая работа состоит их двух глав, введения, списка литературы и приложения, объем – страниц., ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Г. Эббингауз стоял на позициях ассоцианизма, память он понимал, как образование ассоциаций, а в рамки этой теории не вписывались многочисленные факты и проявления, например, болезненной памяти. Работа А. Бергсона «Материя и память» стала первой реакцией на ассоцианистический подход, а описанная автором «память духа» представилась как крупная научная проблема. П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские учёные П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Другую группу работ составили фундаментальные исследования закономерностей непроизвольного запоминания, которые проводили такие как П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

24 стр., 11691 слов

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста

... на его эмоциональное развитие. Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста. Предмет: особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве. Цель: выявить особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве. Задачи: рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы в раннем детстве; ...

1.1 характеристика памяти

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться.

Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.

Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть (С.Л. Рубинштейн).

4 стр., 1689 слов

Память. Виды и процессы памяти

... памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, объединяя все познавательные процессы в ... То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ по продолжительности ...

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание – это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).

Самосохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.).

Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется. Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.

Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний,. добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.

Сложная деятельность запоминания, включающая организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т.д. на основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

Виды памяти., По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти:

* мгновенная (сенсорная);

  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная;
  • генетическая;

Мгновенной или сенсорной называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию. Как только механизм восприятия прекратился, информация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью сознательно или как-то контролировать связанные с ней процессы человек не в состоянии.

Кратковременная (рабочая) память – это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание.

Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30с. Она является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач. Во-первых, он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных потребностей. Во-вторых, он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25-30 секунд. Если это так, то за указанное время человек успевает перевести соответствующую информацию в оперативную память. В-третьих, этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно будет перевести в долговременную память. Кратковременная память человека имеет определенную количественную характеристику – объем кратковременной памяти. Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека равен величине 7±2 единицы (букв, слов или цифр).

5 стр., 2041 слов

Факторы определяющие развитие памяти у человека реферат по психологии

... с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему. Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти у человека ... определяя собой всю деятельность запоминания. Запоминание начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти. Кратковременная память ...

Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц служит чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов . Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения .