Актуальность проблемы исследования.
Дети с задержкой психического развития — одна из самых из наиболее многочисленных групп детей с отклоняющимся развитием. Несмотря на то, что дети с задержкой психического развития относятся к категории школьников с пограничной формой дизонтогенеза, процесс их обучения и воспитания имеет ряд трудностей. Наиболее часто задержка психического развития обнаруживается перед поступлением в школу или в процессе образования в школе, когда сенситивный период коррекционно-развивающего образования обучения уже упущен. Учитель начальных классов, ориентирующийся в структуре дефекта детей с задержкой психического развития, особенностях их обучения, способности прогнозировать и предупреждать трудности их обучения и воспитания, являющихся более подготовленных к работе с этими детьми и к организации педагогической деятельности. Выше сказанное диктует необходимость изучения учителем специфических особенностей учебно-познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, что позволяет говорить об актуальности нашего исследования и сформулировать следующую тему исследования.
Цель исследования: изучить память младших школьников с задержкой психического развития., Объект исследования: процесс памяти детей с задержкой психического развития., Предмет: психологические особенности памяти детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: предположительно, задержка психического развития оказывает негативное влияние на уровень развития памяти детей.
Задачи исследования.
1)Изучить научно – методологическую
2)Подобрать и провести методы и методики исследования памяти у детей с ЗПР.
3)Провести качественный и
4)Обобщить полученные данные и
Методы исследования:
1)Эмпирические методы (диагностические методики).
2)Методы качественного и
Курсовая работа состоит их двух глав, введения, списка литературы и приложения, объем – страниц., ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Г. Эббингауз стоял на
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста
... на его эмоциональное развитие. Объект исследования: эмоциональная сфера детей раннего возраста. Предмет: особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве. Цель: выявить особенности развития эмоциональной сферы в раннем детстве. Задачи: рассмотреть теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы в раннем детстве; ...
1.1 характеристика памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления
Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Общим для всех этих
Память. Виды и процессы памяти
... опыта . Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, объединяя все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, ...
Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание – это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.).
Самосохранение – это не
Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется. Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.
Запоминание является
Сложная деятельность
Виды памяти., По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти:
* мгновенная (сенсорная);
- кратковременная;
- оперативная;
- долговременная;
- генетическая;
Мгновенной или сенсорной называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью
Кратковременная (рабочая) память – это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание.
Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30с. Она является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач. Во-первых, он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных потребностей. Во-вторых, он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25-30 секунд. Если это так, то за указанное время человек успевает перевести соответствующую информацию в оперативную память. В-третьих, этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно будет перевести в долговременную память. Кратковременная память человека имеет определенную количественную характеристику – объем кратковременной памяти. Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека равен величине 7±2 единицы (букв, слов или цифр).
Факторы определяющие развитие памяти у человека реферат по психологии
... в работе с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему. Факторы, определяющие развитие и эффективность памяти у человека Запоминание. Запоминание - это процесс памяти, в результате которого ...
Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности. Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц служит чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов . Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. Функционирование оперативной памяти сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением, так как она требует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения .