В настоящее время в России увеличивается рождаемость детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обеспечить адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию способна специальная коррекционно-развивающая среда. Современное образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание такой среды.
В связи с этим неизмеримо возрастает роль семьи, имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ведь в ее основе положены личные, человеческие отношения. Семья может и должна стать активным субъектом коррекционно-образовательного процесса системы образования. Поэтому семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует особого психолого-педагогического сопровождения.
Зачастую такое сопровождение заключается в проведении консультаций психолога или педагога по вопросам его обучения, воспитания и развития. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается через призму проблем самого ребенка. Из внимания упускается очень серьезный аспект — эмоциональное состояние родителей и его влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, тема психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями актуальна для современной педагогики и психологии инклюзивного образования.
Объект исследования, Предмет исследования
Цель исследования — выявление особенностей психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В соответствии с целью были выявлены следующие задачи :
1. Охарактеризовать взгляды ученых на проблему воспитания детей с ограниченными возможностями.
2. Выявить особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать практические особенности последствий эмоционального стресса у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Определить методы психологического сопровождения родителей, испытывающих эмоциональный стресс.
ГЛАВА 1. Теоретические особенности сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями
1.1 Взгляды ученых на проблему воспитания детей с ограниченными возможностями
У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные научные работники: Граборов А.И., Шлегер Л.К., Корнилов К.Н.. Активным инициатором специального образования в РФ был Кащенко В.П., который в 1908 г. открыл в Москве «Школу-санаторий для дефективных детей». Его труд «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была переиздана в 1994 г. и до сих пор является востребованной среди педагогов, дефектологов и родителей.
Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми
... подчинится. В результате, у детей остаются лишь воспоминания об истериках родителей, а не о проведенных счастливых детских годах в совместных играх и беседах. Уважение и все другие высшие проявления у человека проявляются ...
Становление государственной концепции специального образования в РФ возникло после 1917 г. Дети с отклонениями в формировании были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в изоляции от среды нормально развивающихся ровесников, семьи, церкви, социальных благотворительных инициатив. Сложилась концепция «закрытых» специализированных образовательных учреждений интернатного вида [8,c.61].
Острой проблемой является организация ранней диагностики и устранения отклонений в формировании. Именно ранний и дошкольный этапы являются стадиями наиболее активного психического формирования. В данные этапы происходит развитие мозга, закладывается главный объем условных связей, что служит фундаментом для последующего формирования высших психических функций и персоны в целом.
В ходе формирования ребенка функциональные системы взаимовлияют друг на друга. В особенности данное влияние выражено в раннем возрасте. Так, на первом году жизни психическое формирование ребенка непосредственно сопряжено с формированием его сенсорных и моторных функций. Следовательно, эмоционально-положительное взаимодействие ребенка с мамой составляет основу развития абсолютно всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности, эмоциональной сферы, мышления и сознания.
Специальные исследования выявили, что негативные результаты обучения ребят грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не из-за отсутствия материального ухода, а являются результатом недостаточности эмоциональных контактов и совместной работы малыша со взрослым, а кроме того недостаточной сенсорной и социальной стимуляции малыша в подобных учреждениях.
Одной из наиболее значимых для специальной педагогики является концепция Выготского Л.С. о ведущей роли обучения в формировании. Большое значение для теории и практики специального образования имеют его идеи о системном строении каждого дефекта и о присутствии компенсаторных возможностей при разных отклонениях в формировании, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) с целью развития персоны аномального ребенка, о соотношении интеллекта и аффекта, о формировании мышления и речи [3,c.97].
В специальной психологии и педагогике семья как объект изучения изучена весьма мало. Интерес в основном уделяется научному исследованию семей, имеющих ребят с наиболее тяжелыми аномалиями формирования, а именно со средней и тяжелой степенью интеллектуальной отсталости, инвалидностью, вследствие детского церебрального паралича (ДЦП).
Рассмотрен психологический микроклимат семей, изобретены коррекционные мероприятия, назначенные с целью реализации определенной поддержки семьям. В нынешнее время известны серьезные работы Левченко И.Ю., Галанов А.С., Козлова С.А., освещающие проблемы подобных ребят и их отца с матерью.
«Успешная коррекционная деятельность с ребенком неосуществима без определенного специального образования отца с матерью. Вся деятельность учреждения должна быть ориентирована на то, чтобы родители из бездейственных наблюдателей стали интенсивными соучастниками обучения и преподавания собственных детей» — полагает Галанов А.С. [6, c.72].
Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...
... особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов ...
Левченко И.Ю. настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с мамой следует осуществлять одновременно с обучением её конкретным способам коррекционной работы. [11,c. 281].
Козлова С.А. также рассматривает работу с семьями, имеющими ребят с отклонениями в формировании. Она создала методику психолого-педагогической поддержки родителям, в которой акцентируется два направления работы: педагогическое (влияние средствами педагогики); психологическое (корректировка родительских установок, которая представлена индивидуальной и групповой формами).
Козлова С.А. высказывает мнение, что «достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия мамы больного малыша в его образовательно-воспитательском процессе» [7,c.129].
В научной литературе уделяется внимание семьям, имеющим аутичных ребят, рассматриваются ключевые проблемы обучения, описываются методы обучения отца с матерью способам коррекционной работы с аутичным ребенком. Лукина Л.И. оценивает основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным чадом дошкольного возраста: трудности организации ребенка, обусловленные его быстрой истощаемостью; трудности привлечения внимания; недостаток постоянной реакции на обращение; особенности речевого и моторного формирования; невыраженность подражания; отсутствие либо слабость эмоциональной привязанности [10,c.67]. ограниченная возможность здоровье психическое
Столяренко Л.Д. предлагает определенные способы взаимодействия отца с матерью с аутичным ребенком: семейное чтение, совместное рисование, создание семейных ритуалов. Он советует отцу с матерью первоочередные направления коррекционной работы [23,c.267].
В научной литературе широко показана работа с родителями, воспитывающими «проблемных» ребят раннего и дошкольного возраста (Маркова А.К., Морозова Е.И., Волковская Т.Н.).
Так, Маркова А.К. рассматривает формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей малыша раннего возраста с нарушениями психофизического формирования. Она предлагает последующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; формирование «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их чадом; подгрупповые занятия [13,c.71].
Волковская Т.Н. считает индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование наиболее результативными формами работы с семьями.
Групповые формы работы представлены у Волковской Т.Н. семинарами-практикумами, что способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а кроме того нужными практическими навыками. Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается с поддержкой профессионала определенному набору специальных методичных приемов, требуемых для проведения занятий с чадом в бытовых условиях [2,c.62].
Екжанова Е.А. рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой психического формирования. «Не нужно пренебрегать таким широко известным типом взаимодействия, как ежемесячные родительские собрания. Результативность их выполнения непосредственно находится в зависимости от уровня их подготовки, а кроме того от значимости и актуальности предлагаемой для обсуждения темы» — пишет Екжанова Е.А. Существенную помощь родителям оказывают персональные консультации. Отлично зарекомендовали себя, по мнению Екжановой Е.А., такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, консультации, психологические тренинги [1, c.68].
Воспитание ребенка дошкольного возраста в семье
... и ребенка. Объект исследования – ребенок дошкольного возраста. Предмет исследования – воспитание ребенка дошкольного возраста в семье. Гипотеза: проблема семейного воспитания как наиболее важный компонент в развитии и формировании детей дошкольного возраста. ... отстаивает во всех перипетиях жизни. В своих работах В.С. Мухина отмечает, когда малыш появляется на свет, родителям хочется, чтобы он ...
Семья — это родной дом, где ребенок живет, играет, обучается познавать мир и людей. Будущее ребенка во многом находится в зависимости от умелого, чуткого подхода к нему, а в этом роль родных неоценима. Ребенка воспитывает все, что его окружает. Общественные взаимоотношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, постоянно являются воспитательными [4, c.45].
В случае если у ребенка не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, чувственном контакте, и он испытывает состояние внутреннего беспокойства, в таком случае все это тормозит формирование персоны ребенка. На формирование органов чувств и моторики ребенка направлено сенсомоторное воспитание ребенка. Отслеживание перемещения ярких предметов ведет к появлению у ребенка положительных эмоций — первой улыбки, первых голосовых реакций.
При этом ребенка необходимо радовать, обогащать световыми впечатлениями, демонстрируя ему игрушки разного цвета, подвешивая их над кроваткой. Уже в конце первого года жизни ребенка необходимо знакомить с формой, размером и расцветкой объектов, учить его простым предметным действиям. Для психического формирования малыша важное значение имеет связь развития действий с предметами и речи [11,c.166].
В нынешнее время фактически отсутствуют работы, раскрывающие задачи и характерные черты деятельности родителей в отношении ребят с комплексными нарушениями формирования. Это можно объяснить тем, что ребята предоставленной категории, как правило, сразу попадали в особые учреждения и роль отца с матерью в определенной степени «угасала». Тем не менее современная обстановка значительно меняется. Некоторые родители обращаются к экспертам с первых же дней выявления патологий. Многие стремятся определять ребят в учреждения, которые находятся поблизости от дома, так чтобы ребята имели возможность большую часть времени находиться дома, в кругу семьи. Однако где бы ребенок ни пребывал — в специальном учреждении либо в семье, отец с матерью обязаны прилагать усилия стать соучастниками целостной системы коррекционной работы.
Без особых затруднений у ребенка формируются многочисленные качества персоны в семье, где царит доброжелательность, любовь и признание, все члены семьи могут помочь друг другу. В этом случае проще усваивается навык нравственного поведения и первичного социального общения. Таким образом, формирование ребенка обязано брать свое начало с воспитания, самовоспитания и самообразования родителей. Они обязаны понимать, не только как ухаживать за чадом, однако и каким способом развивать психику малыша и формировать его как индивидуальность.
Итак, формирование ребенка с ограниченными возможностями требует наличия специализированных знаний, перестройки при потребности межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и применения тактики воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, обстоятельств жизни. Однако, необходимо понять, что готовых рецептов обучения на все случаи жизни не может быть. Отец с матерью обязаны сами постичь закономерности формирования собственного малыша и сопоставлять с ними собственные действия. Результативность коррекционной работы с ребятами, имеющими нарушения в формировании, в целом находится в зависимости от согласованных и взаимосвязанных действий отца с матерью и абсолютно всех соучастников коррекционно-интегративного педагогического процесса. От уровня педагогической компетентности отца с матерью во многом находится в зависимости успешность социальной интеграции в общество ребенка с ограниченными возможностями.
Взаимоотношение детей и родителей
... с матерью, что препятствует развитию познавательной активности и исследовательского поведения ребенка. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми ... социальное поведение». Вызванное младенцем поведение матери в наибольшей степени подходит возможностям восприятия им окружающего мира. Длительность ...
1.2 Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Необходимо отметить, что семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с психически и соматически больным ребенком), не обязательно попадает в разряд «проблемных семей», не способных разумно разрешать проблемы формирования. Тем не менее, появление больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает обычное функционирование семьи и в окончательном результате приводит к изменению ее структуры.
Выделим ключевые характеристики такого рода семьи, по мнению Никишиной И.В. Больше всего данная трансформация выражается в распаде брачной подсистемы, если папа, не выдержав нервно-психической и физической нагрузки, появляющейся в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи. Тем не менее, болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего домашнюю систему, потому как супруги не «позволяют» себе выяснять брачные взаимоотношения и предъявлять друг другу жалобы как мужу и жене в присутствии больного ребенка.
Семья с больным чадом превращается в проблемную и в том случае, когда болезнь становится одним единственным стабилизатором, удерживающим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание остаться навсегда больным. Накопившееся, но тщательно утаиваемое эмоциональное раздражение отца с матерью может приобретать спонтанные формы проявления: скандалы «на пустом месте», подавленность, нахождение утешения одним из родителей в пристрастии разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п.
Семья с больным чадом может рассматриваться равно как проблемная при нарушениях взаимоотношений между здоровым и больным ребенком, вызванных рядом ограничений жизнедеятельности и эмоциональным непринятием дефекта [15,c.88].
Например, ребенок, имеющий, брата либо сестру инвалида, неминуемо встречается с последующими трудностями, которые представлены на рисунке 1.2.
Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от взаимоотношения родителей к ребенку, имеющего дефект эмоционального либо соматического характера. Тип отношения к дефекту во многом усиливает либо, наоборот, ослабляет компенсаторные возможности ребенка, успешность его адаптации и формирования.
Традиционно акцентируются несколько видов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения [21,c.104].
Роль семьи в формировании здоровья детей
... помощь в сохранении и укреплении здоровья детей. К основным причинам рискованного поведения родителей можно отнести: недостаток знаний неправильные установки: отсутствие навыков, недостаток опыта: социокультурные проблемы: 6. Характеристики, влияющие на здоровье детей в семье, Биологические ...
Принятие ребенка и его дефекта.
Родитель принимает дефект собственного малыша, объективно его воспринимает, правильно дает оценку и выражает настоящую преданность ребенку собственные Родители не испытывают чувства вины либо антипатии к ребенку. Основным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве ситуации вера в силы и возможности ребенка дает отцу с матерью душевную силу и поддержку. Такого рода тип поведения гарантирует наиболее успешную адаптацию ребенка во внешней среде.
Реакция отрицания.
Отрицается, что у ребенка существует недостаток, что ребенок аномальный, что его недостаток оказывает влияние на эмоциональное состояние родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка говорят о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка растят в атмосфере честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У самого малыша, вероятнее всего, могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, что приводит к усилению негативных тенденций его состояния. У родителей наступают разочарование и отвержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки.
Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они оберегают ребенка от абсолютно всех угроз. Мама проявляет чрезмерную любовь, родители стремятся все сделать для ребенка и за него, следовательно, он способен длительное время, а порой всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная неопытность. Ребенок лишается способности совершенствовать сохранные психические процессы и компенсировать дефект, что усложняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.
Скрытое отречение.
Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка отца с матерью возмещается педантичным формальным выполнением функциональных родительских прямых обязанностей. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самомнение, деформирует формирование эмоциональной сферы личности.
Открытое отречение, отвержение ребенка.
Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает собственные враждебные чувства к нему. Оправдание агрессии, рационализация враждебных чувств и преодоление чувства вины за их проявление у родителей реализуется по типу психологической защиты. Общество, врачи, учителя объявляются виноватыми в абсолютно всех бедах. В случае остроконфликтных отношений с прародителями или разрушенных супружеских отношений «ответственной» за дефект может объявляться «дурная наследственность» со стороны отвергаемого супруга. Родитель чужой виной обосновывает собственную враждебность и испытывает от этого облегчение.
Следует заметить, что возникновение в семье больного постоянно меняет сложившуюся структуру взаимоотношений.
Семья не является чем-то статичным, с ходом времени она изменяется. Для описания изменений, происходящих с семьей в течении всего времени ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». В первую очередь это понятие используется для описания свойственных для семьи важнейших событий, а промежуток между событиями именуется стадией либо фазой.
Кризис семьи, как социологическая проблема
... возникать споры, конфликты и кризисы. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение ... глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти ...
Проживание событийного ряда жизненного цикла в семьях с ребенком с ОВЗ имеет собственную специфику. Речь идет о том, что эмоциональная жизнь семей, в которых появляется ребенок с отклонениями в формировании, по сравнению с обычной семьей, характеризуется переживанием ряда особых этапов (фаз) [18,c.250]:
Первая фаза — «ток» характеризуется состоянием потерянности и шока. Отец с матерью никак не в состоянии принять случившееся. Возникшее чувство вины и своей неполноценности, шоковое состояние трансформируются в негативизм и непризнание поставленного диагноза.
Вторая фаза — «отрицание». Во второй фазе отрицание дефекта выполняет защитную функцию, нацеленную на сохранение определенного уровня надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, который способен разрушить имеющийся ранее жизненный план. Это неосознаваемое стремление освободиться от эмоциональной подавленности и тревоги. Последним проявлением данной фазы является несогласие родителей от обследования ребенка и выполнения каких-либо коррекционных мероприятий. Данная фаза «негативизм — отрицание» недолговременна по длительности, и по мере того, как начинается принятие диагноза и осознание его смысла, отец с матерью входят в третью фазу.
Третья фаза — «хроническая печаль». Третья фаза характеризуется депрессионными состояниями, сопряженными с осознанием реальной ситуации. Данная стадия приобрела название «хроническая печаль». Данный синдром является итогом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием неимения у него положительных перемен, несоциализируемости ребенка в связи с его психическим и физическим дефектом.
Четвертая фаза — «зрелая адаптация». Наступление данной фазы означает начало общественно-эмоциональной адаптации абсолютно всех членов семьи, когда отец с матерью в состоянии реалистично оценить жизненную ситуацию, готовы начать руководствоваться интересами самого ребенка, регулировать адекватные эмоциональные контакты с профессионалами. Показателями адаптации являются следующие признаки: снижение переживания печали; повышение заинтересованности к окружающему миру; возникновение готовности интенсивного решения проблемы с ориентацией в перспективе.
Таким образом, для нейтрализации психологических проблем семьям, имеющим ребенка с отклонениями в формировании, нужна особая поддержка, что даст возможность оптимизировать проблемы индивидуального и межличностного характера, появляющиеся в семье. Основной целью является модификация самосознания родителя, а собственно: развитие у него позитивного восприятия персоны ребенка с нарушениями формирования. Подобная точка зрения даст возможность родителю приобрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание, нацелит отца с матерью на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе гарантирует оптимальную социальную адаптацию ребенка.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
2.1 Стрессогенные факторы в семье, воспитывающих детей ОВЗ
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Родители испытывают чувство вины, стыда, снижение самооценки, ощущение незаслуженности происходящего с их ребенком. На этом фоне часто возникает чувство собственной неполноценности, беспомощности, теряется стрессоустойчивость, возникают различные негативные состояния. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к психосоматическим расстройствам, росту проблем.
Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи
... в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться в детях». В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку ... неаддитивности, т.е. не является суммой входящих в нее индивидов. 4. Каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы, и сам находится под их влиянием. 5. ...
Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция». Часто после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда).
Нередко подобные реакции становятся результатом некорректного отношения окружающих (знакомых и незнакомых) к ребенку и членам его семьи.
Часть матерей после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить ее. Уход женщины с любимой работы не только лишает ее заработка, но и изменяет ее социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи.
Все это является мощным стрессогенным фактором для членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребенка [28].
Проблема построения ясной жизненной перспективы. Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья — предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределенной жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нем надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребенка от семьи, им предстоят отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом здоровье. Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях. Семье в целом и каждому ее члену нужно приспособиться к ситуации неопределенного будущего, для чего необходимо открыто общаться, обсуждать свои проблемы и в некоторых случаях поступаться своими интересами.
У родителей может возникать ощущение, что взросление ребенка таит в себе опасность. В результате может развиться неосознанное стремление к удержанию ребенка как можно дольше в детском состоянии, к появлению сверхконтролирующего поведения по отношению к ребенку, к отсутствию принятия его взросления.
Большинство родителей детей с ОВЗ начинают беспокоиться о будущем ребенка, как только понимают, что с ребенком что-то не так. Однако в период младенчества и детства родители развивают рационалистические объяснения, которые позволяют им смотреть в будущее с надеждой, или просто стараются об этом не думать. Вплоть до достижения детьми среднего подросткового возраста большинство родителей детей с ОВЗ принимают идеологию жизни «одним днем» [28].
Взаимодействие родителей с агрессивными детьми
... на практике, определило актуальность настоящего исследования: «Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми». В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы пути обучения родителей и коррекции агрессивного ... же время именно взаимодействие с родителями, готовыми понять и принять ребенка, дает ему возможность почувствовать внимание к своему ...
Проблема, касающаяся недостатка знаний и навыков, касающихся решения проблем взаимодействия с ребенком. Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающихся детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребенком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.
Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чем-то отказать ребенку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребенку. Все это ведет к формированию патологических черт характера у ребенка [27].
Проблемы супружеских взаимоотношений, возникающие из-за недостатка необходимых знаний и навыков. Также в семьях, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ, часто возникают проблемы в отношениях между другими членами семьи (родителями больного ребенка и старшим поколением (дедушками, бабушками), братьями и сестрами).
Одна из наиболее распространенных проблем в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья — разногласия между супругами. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является развод.
Отношения в семье могут ухудшаться не только между супругами. Они могут изменяться между матерью ребенка и ее родителями или родителями ее мужа. Особое внимание, уделяемое родителями ребенку с нарушениями, вызывает гнев и досаду у его братьев и сестер. Все это приводит к повышению уровня стресса у всех членов семьи, включая ребенка.
Постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребенка. Как правило, родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают тяжелый стресс, который способен значительно снизить уровень энергии индивида, привести к снижению когнитивных способностей, постоянным неудачам, разрывам личных отношений, снижению иммунитета и различным заболеваниям.
Для смягчения стресса родителям важно знать особенности своего состояния, способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, которые они смогут найти с помощью группы поддержки [26].
Проблемы взаимодействия со специалистами, оказывающими помощь семье и ребенку. Часто во взаимодействии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и специалистами (педагогами, социальными работниками, врачами и др.) возникают трудности взаимопонимания. Специалистам нередко кажется, что родители неправильно обращаются с детьми и хотят только материальной поддержки, родители ощущают, что специалисты не понимают или недооценивают их сложности. Трудности взаимодействия с людьми, переживающими хронический стресс, и стремление специалистов защититься от тяжелых переживаний приводят к оценочному подходу к клиентам. Родители в таких случаях могут переживать обиду и утрачивать доверие к специалистам.
Проблема недостатка навыков ненасильственного взаимодействия с ребенком. Высокий уровень стресса у родителей, трудности взаимодействия с особым ребенком, ощущение полной власти над ним нередко приводят к высокому риску физического насилия по отношению к ребенку. Наказания кажутся родителям чем-то несущественным по отношению к тому, сколько сил вложено в ребенка.
Неумение предоставлять самостоятельность подросшему ребенку. Полный контроль над жизнью ребенка с особыми потребностями, привычка выполнять за него все функции приводит к тому, что потенциальные возможности детей не реализуются, собственная жизнь ребенка, его желания и потребности игнорируются, а зачастую и полностью отрицаются.
Проблема недостатка правовых знаний, касающихся как детей, так и родителей, которая приводит к тому, что родители не в состоянии отстоять свои права и права ребенка.
Проблема недостатка медицинских знаний, касающихся нарушений ребенка. Часто родители не знают, к какому врачу лучше обратиться, какую и где медицинскую помощь ребенок может получить.
И.Ю. Левченко и В.В. Ткачева описывают уровни качественных изменений жизни в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ [26].
Качественные изменения жизни в семьях с детьми с ОВЗ проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.
Психологический уровень
Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь, матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются:
- сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;
- система отношений членов семьи с окружающим социумом;
- особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.
Среди причин данных деформаций выделяют следующие:
- психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;
- наличие комплекса расстройств, характеризующих то или иное нарушение развития, степень их выраженности;
- отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Социальный уровень
Изменения жизни на социальном уровне проявляются в ограничении членами семьи общения со знакомыми и родственниками, ухудшении отношений между супругами, а также между другими членами семьи.
Есть семьи, в которых воспитывается еще один или два здоровых ребенка. В таких семьях имеется больше благоприятных возможностей для нормализации психологического состояния родителей по сравнению с объективными возможностями родителей, воспитывающих единственного ребенка с ОВЗ.
Часть родителей вынуждены менять место работы в связи с необходимостью ухода за больным ребенком, что изменяет их социальный статус, снижает возможности карьерного роста [26].
Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители схожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов.
Такая задача часто по силам лишь специалисту, и в некоторых странах подобные полномочия возлагаются на плечи специалиста-координатора. В его обязанности входит:
- детальное знакомство с особенностями развития малыша, возможностями и ресурсами семьи, потребностями ребенка и родителей;
- обеспечение взаимодействия служб, в помощи которых нуждаются семья и ребенок;
- вызов специалистов на дом и организация необходимых консультаций;
- помощь родителям в овладении необходимыми навыками ухода за ребенком;
- представление интересов ребенка и семьи в различных государственных и общественных организациях, учреждениях, фондах.
К сожалению, в наших условиях эти функции ложатся в основном на плечи родителей. Именно родители, зная не только специфику заболевания ребенка, но и его настроение, привычки, предпочтения, особенности поведения, могут вовремя заметить, помощь каких специалистов и когда может понадобиться. Таким образом, сознательное участие семьи в процессе его социальной, педагогической и медицинской реабилитации — важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья [27].
Поэтому в настоящее время особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.
2.2 Система психологического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, испытывающих эмоциональный стресс
Главной целью помощи родителям является выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка и формирование стрессоустойчивого эмоционального состояния родителей.
Наиболее эффективная деятельность, направленная на преодоление психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ (чувство вины, стыда, страхи, ощущение одиночества и бессмысленности жизни), и на получение поддержки от других семей осуществляется в рамках групповой работы с родителями под руководством психолога.
Система работы с родителями включает следующие этапы.
Первый этап — Подготовительный.
На этом этапе происходит первое знакомство родителей со специалистом, который в дальнейшем будет проводить коррекционные мероприятия. Выясняются представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции).
Проводится исследование потребности родителей в психологическом сопровождении путем анкетирования, формирование мотивации для работы. На этом этапе в рамках тренинга для родителей можно использовать следующие приемы [26]:
1. «Ожидания и опасения»
Участникам предлагается сформулировать свои ожидания от участия в группе поддержки и опасения, которые они должны записать. Далее каждый участник озвучивает их для группы, а ведущий фиксирует все ожидания и опасения на доске. В итоге получается обобщенный список ожиданий и опасений участников. Среди ожиданий участников чаще всего встречаются запросы на получение навыков конструктивного общения с ребенком, помощь в принятии непростой ситуации жизни с ребенком с ОВЗ, помощь в налаживании взаимодействия с обществом, обучение в управлении такими чувствами как гнев, злость, раздражение, тревога, уныние.
2. «Выработка правил»
Участникам предлагается разбиться по парам и подумать над тем, какие правила могли бы регулировать работу группы. Далее все правила, выработанные участниками, записываются на доске и в совместном обсуждении корректируются, принимаются или нет. В качестве примера таких правил, могут быть:
- правило «стоп»: участник в любой момент может отказаться от активности в группе;
- правило безоценочного отношения (недопустимость неконструктивной критики, оценка действий и поведения, а не личности);
- правило активного участия: только при условии включения в групповую активность возможно удовлетворение потребностей участников;
- правило конфиденциальности: все, что происходит в группе, не может обсуждаться за ее пределами;
- Это упражнение также помогает прояснить отношение участников к предстоящему процессу, повысить мотивацию на участие. Работа в парах помогает участникам лучше познакомиться и снимает эмоциональные барьеры.
3. «Негативные чувства»
Участникам дается следующая инструкция: «В жизни есть место не только светлым, радостным чувствам, но и чувствам не очень приятным. Эти негативные чувства, в отличие от приятных, положительных, требуют внутренней работы, которая может помочь человеку снизить их интенсивность. Подумайте несколько минут над тем, какие негативные чувства в отношениях со своим ребенком чаще всего вам приходится испытывать в повседневной жизни, и над которыми вы хотели бы поработать в группе. Запишите их». Далее на доске фиксируются чувства, которые перечисляют родители. Затем в совместном обсуждении выбирается чувство, с которым родители хотели бы поработать в первую очередь.
4. «Рассказ о себе»
Работа в парах: в течение 5 минут каждый рассказывает о себе своему партнеру, который внимательно слушает и запоминает. Участникам дается задание: представить своего собеседника группе от первого лица. Группа может задать представляющему 3 вопроса. Представляемый выслушивает представление и затем сообщает о совпадениях и расхождениях. Упражнение способствует более глубокому знакомству участников, снятию эмоциональных барьеров, более глубокому прояснению имеющихся проблем.
Второй этап — Диагностический.
Главной целью исследования является диагностика особенностей эмоционального состояния участников группы и детско-родительских отношений в семье для определения основного фокуса работы. Важно понять, что происходит с родителями в процессе общения с собственным ребенком и близкими. Исследование потребностей, которые не удовлетворяются в процессе общения с ними.
На данном этапе родителям важно осознать и научиться дифференцировать свои чувства, понять, кто именно из их окружения их вызывает.
психодиагностические методики:
- цветовой тест отношений М. Люшера;
- проективный рисунок «Я и мой ребенок»;
- тест для измерения родительского напряжения The Caregiver Strain Questionnaire;
- тест для определения родительского отношения ОРО А.Я.
Варга, В.В. Столина;
- тест для изучения родительских установок PARI Е.С. Шефера, Р.К. Белла.
Возможно использование специально разработанных анкет. Результаты диагностики должны обсуждаться с родителями в процессе индивидуального психологического консультирования.
Третий этап — Психокоррекционная работас родителями.
Данный этап включает в себя следующие направления:
- предоставление родителям знаний о возрастных особенностях детей, об особенностях конкретных нарушений развития, о способах установления конструктивных отношений с ребенком и другими членами семьи, другой информации по запросу участников группы;
- нормализация эмоционального состояния родителей;
- отработка переживаний, связанных с рождением больного ребенка: чувства вины, стыда, агрессии;
- коррекция иррациональных ожиданий от ребенка;
- обучение навыкам ненасильственной коммуникации и взаимодействия с ребенком в конфликтных ситуациях;
- формирование навыков, позволяющих конструктивно решать проблемы во взаимоотношениях с другими членами семьи, представителями более широкого социума. Разрешение проблем во взаимодействии с медицинским (педагогическим и др.) персоналом;
- построение перспективы на будущее, снижение тревоги за дальнейшую жизнь ребенка;
- нахождение дополнительных ресурсов помощи для ребенка и семьи;
- преодоление изоляции детей и родителей от социума;
- разрешение трудных ситуаций в конкретных случаях;
- На данном этапе могут быть использованы различные психотехники, такие как «Способы поведения в конфликтной ситуации», «Принятие чувств», «Я-высказывания», «Поощрение и наказание» [Приложение 1].
Также в рамках тренинга можно использовать следующие психотехнические упражнения:
1. «Мой гнев».
Работа в парах. Участникам дается задание: обсудить с партнером следующие вопросы (вопросы записываются на доске):
- В каких ситуациях вы испытываете гнев?
- Что этому предшествует? В каком окружении это происходит?
- На кого вы гневаетесь чаще всего? Если на ребенка, то за что?
- Что с вами происходит после этого?
Далее участники обсуждают особенности своего гнева в групповом режиме.
2. «Гнев в виде животного»
На фоне расслабления участникам дается следующая инструкция: «Представьте свой гнев в виде животного. Рассмотрите его внимательно, попробуйте рассмотреть все детали. Где это животное находится, что его окружает. Представьте себя на этой картинке. Где вы находитесь по отношению к животному? Есть ли еще в этой картинке кто-то, кроме вас? Кто это (рассмотрите).
Где он находится по отношению к животному? Как они взаимодействуют? Посмотрите, какие у вашего животного размеры, повадки. На кого похоже ваше животное? Нарисуйте то, что вы увидели».
Когда все участники закончат рисование, проводится групповое обсуждение задания. Участники по очереди представляют свои рисунки группе и рассказывают о своем опыте, полученном при выполнении задания. В обсуждении часто выясняется, что гнев участников часто бывает направлен не только на ребенка, но и на других людей из их окружения, и чаще всего перед ними встает проблема выражения своего гнева по адресу. Далее ведущий предлагает следующий вопрос для обсуждения: «Что мешает вам выражать свой гнев по адресу?».
Данное упражнение помогает участникам прояснить для себя, кто (или что) является истинной причиной их гнева, особенности своего поведения и реагирования в ситуации, когда возникает чувство гнева. Участники имеют возможность осознать барьеры, которые мешают им выражать гнев по адресу.
3. «Выражение гнева»
Ведущий ставит в центр круга пустой стул и кладет на него подушку. Предлагает одному из участников проделать работу по выражению своего гнева. Инструкция участнику: «Попробуйте выразить свой гнев словами, действиями, жестами». По мере выполнения задания ведущий может дополнять задание: «Что сейчас с вами происходит? Опишите свои чувства. А теперь, когда вы выразили свой гнев, скажите своему объекту, что же на самом деле вы от него хотели». После данного упражнения обязательно групповое обсуждение. Ведущий обращается к группе: «Вы сейчас присутствовали при том, как участник выражал свой гнев. Что с вами происходило в это время? Возможно, у вас «всплыли» какие-то свои переживания. Опишите их». Данное упражнение помогает участникам свободно выразить свой гнев, перевести в область сознания подавленные чувства.
4. «Гнев в виде природного явления»
На фоне расслабления участникам дается инструкция представить свой гнев в виде природного явления и нарисовать его. Показывая рисунок группе, каждый участник рассказывает о том, что нарисовано, дает голос своему природному явлению, выражает движением свое состояние.
Часто участники могут представлять свой гнев в виде вулкана, или ливня, или урагана. Ведущий может задать участникам следующие вопросы: