Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений — прародителей, родителей и детей.
Проблему детской психотерапии рассматривали Басин Ф.В., Буянов М.И., Вольперт И.Е., Захаров А. И., Иогихес М.И., Липгарт Н.К., Личко А.Е., Певзнер М.С., Рожков В.С.
Цель исследования: выявить особенности развития детей с заболеванием неврозом., Объект исследования: методы психотерапевтического воздействия., Предмет исследования: детская психотерапия.
Гипотеза: если правильно организовать работу с детьми с неврозами, то можно привести ребенка к норме.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу;
- Рассмотреть различные подходы обследования детей с неврозами;
- Ознакомится с путями коррекции неврозов.
Глава 1. Детская психотерапия как вид психотерапии, Психотерапия
На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определения понятия «психотерапия». Но благодаря усилиям Европейской
Логотерапия как направление психотерапии
... жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Логотерапия ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и ... путём наполнения его смыслом. 1. ПОНЯТИЕ ЛОГОТЕРАПИИ, ЕЁ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ Логотерапия — одно из направлений психотерапии, основанное на предположении, что развитие личности обусловлено ...
- Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
- Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
- Гарантированным является разнообразием терапевтических методов;
- Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
- Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.
Виды психотерапии.
Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального
Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-
Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.
Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка
Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитания детей
... в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать, но семья – не единственный, но наиболее важный участник сложного процесса воспитания детей. Здесь он проводит большую ... роль семьи в воспитании детей как главный социальный институт формирования личности; изучить стиль родительского поведения и воспитания детей; рассмотреть влияние семейного микроклимата на воспитание ребенка. Глава 1 . Семья ...
Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и
Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дизадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.
1.2 История психотерапии
История психотерапии продолжается тысячелетия, согласно мнению одних исследователей, и длится всего одно — два столетия, по мнению других. Такое противоречие во взглядах объясняется тем, что в истории психотерапии существует два периода: донаучный и научный.
Донаучный период в истории психотерапии, который не признают многие учёные, берёт своё начало в глубокой древности. Во время этого периода для лечения психических болезней применялись различные тайные ритуалы и магические практики. С древних времён люди, которым требовалась психотерапия, обращались к шаманам, колдунам, знахарям, жрецам, монахам, священникам.
Методы лечения душевнобольных в различное время несколько изменялись: в период античности их пытались излечить дружескими беседами, регулярными прогулками, физическими и речевыми упражнениями, во времена средневековья подобных больных сжигали на кострах, заковывали в цепи и сажали в тюрьмы. Только благодаря Великой французской революции и врачу Филиппу Пинолю в конце 18 века психически больных людей переместили из тюрем в больницы.
Научный период в истории психотерапии характеризуется возникновением и развитием различных психотерапевтических школ и направлений. Основу научной психотерапии составляют первые попытки излечения психически нездоровых людей с помощью внушения: «животного магнетизма» Месмера, гипноза, применяемого Брэдом, Льебо, Шарко, Бернгеймом, В.М. Бехтеревым и другими врачами. Термин «психотерапия» впервые ввёл в 1782 году английский врач Тьюк.
История развития помощи детям с нарушением интеллекта в России
... Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков" (1926) регламентировало учебно- ... будущего специалиста. Полагаю, необходимым знать историю развития помощи детям с нарушениями интеллекта, чтобы: ... были «пугалом для здоровых». В период царствования Екатерины II разрабатывается ряд ... аномальных детей и конкретизировали общие подходы к организации обучения и воспитания детей с ...
Первой школой в истории научной психотерапии стал психоанализ австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Согласно психоанализу, разработанному в начале 20 века, причиной психических болезней являлось подавление человеком под воздействием морали и общественных норм его основных инстинктов, сексуального влечения и стремления к разрушению. Фрейд утверждал, что эти отвергаемые обществом и сознанием самого человека инстинкты и влечения ещё в глубоком детстве вытесняются в бессознательное и впоследствии становятся причиной психических заболеваний. Психоанализ ставил своей целью тщательный анализ детства пациента, благодаря которому тому удавалось вспомнить негативный опыт, заставивший его подавить и вытеснить своё либидо (сексуальную энергию) либо агрессию. Последователями З. Фрейда стали австрийский психиатр Альфред Адлер, швейцарский психиатр Карл Густав Юнг и ряд других, создавшие на основе психоанализа свои собственные школы и внёсшие свой вклад в историю психотерапии.