В настоящее время безопасность дорожного движения — одно из направлений государственной политики, так как количество погибших в результате ДТП пока только растет. На протяжении предыдущего столетия высокую аварийность психологи обосновывали неудовлетворительными психофизиологическими показателями водителей.
Растет количество зарубежных исследований выявляющих причины агрессивности водителей на дорогах и касающихся таких параметров как процесс восприятия водителем транспортной ситуации, механизмы распределения его внимания в разных условиях, его отношение к другим участникам дорожного движения, специфика взаимодействия с правоохранительными органами, половозрастные и национальные особенности реагирования на различные внешние стимулы (рекламу, пешеходов, других водителей) [4].
Уже имеется научное подтверждение того, что причины высокой аварийности следует искать не только в неудовлетворительных психофизических показателях, а скорее, в состояниях, их формирующих. Сейчас уже не вызывает сомнений тот факт, что психическое состояние водителей, является основополагающим фактором безопасности на дорогах. Причем не отдельно взятые его компоненты, такие как концентрация внимания или утомление, а все составляющие психического состояния в их взаимосвязи и взаимодействии. Однако вопрос прогнозирования психических состояний водителей до сих пор остается открытым.
Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными социальные и социально — психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.
Таким образом, актуальность исследования продиктована необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению, потребностью в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения, а также разработке новых оперативных методов исследования и прогнозирования психических состояний водителей.
В этой курсовой работе предпринята попытка представить накопленные психологией знания, собрав работы разных авторов [1-17] касавшихся в своих публикациях тех или иных аспектов психологии состояний.
Ощущение и восприятие водителя
... объектов. 1.Ощущение и восприятие водителя Водитель должен своевременно воспринимать и правильно оценивать всю информацию, необходимую для безошибочного управления автомобилем. Эту информацию он получает с помощью психических процессов -- ощущения и восприятия. Ощущение Своевременность и точность ощущения зависят от ...
Цель работы, изучение особенностей психических состояний водителей трамвая.
Из цели следуют задачи:
- изучить теоретический материал относительно психологических особенностей психических состояний;
- исследовать состояния водителей в процессе труда (во время вождения) или после смены;
- проанализировать полученные данные, проанализировать их, сформулировать вывод.
Объект исследования — водители трамвая.
Предмет исследования — психические состояния водителей трамвая.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что психические состояния водителей являются одним из важных факторов, определяющих качество работы водителя на линии.
Методы и методология исследования: В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, психологической диагностики: Прохоров А.О., «Шкала нервно — психического напряжения» и методика диагностики и измерения психических состояний личности, диагностический опросник «Человек — машина».
Для проведения исследования использовались две группы испытуемых: экспериментальная (водители категории вождения с 1 классом) и контрольная (3 класс) группы по 15 человек в каждой.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых: Прохорова А.О., Куликовой Л.В., Левитова Н.Д., Сосновиковой Ю.Е и др.
1. Понятие « Психическое состояние» в отечественной психологии
1.1 Психологическая характеристика «Психических состояний»
Проблема психических состояний, впервые поставленная Левитовым Н.Д., в отечественной психологии, до настоящего времени является слабо изученной областью по сравнению с другими категориями психических явлений — процессами и свойствами. Причина такого положения заключена в самой природе такого психического явления как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психологическими свойствами, с другой.
Как писал в своей работе «Психология состояний» Прохоров А.О., «взаимодействие ситуации и смысловых структур приводит к формированию корреляционных образований (констелляций) из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих (объектов) ситуации. Корреляции (соотношение, взаимосвязь) влияют на переживания, поведение, психические функции, вегетативные реакции и другие характеристики субъекта, эти изменения актуализируются в виде психического состояния, которое , в свою очередь, объективируются через деятельность, общение и поведение субъекта, обеспечивая соответствие субъекта, обеспечивая соответствие субъекта ситуации жизнедеятельности. Корреляции изменяют индивида, это изменение представлено в психическом состоянии и проявляется в виде совокупных изменений психических процессов, переживаний, вегетативных реакций и пр., сохранению устойчивости психического состояния способствуют те корреляционные связи, которые, с одной стороны, соответствуют актуальной ситуации бытия, а с другой — смыслам жизнедеятельности субъекта [13].
Психологические характеристики водителя
... личности водителя. Это закономерно. Заботы, неприятности и обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Вот почему при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, ... психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. ...
Кроме того, Бехтель Э., и Бехтель А., со ссылкой на работы Иттельсона Л.Б., и Килпатрика У., отмечают, что «…мы видим не предмет, не явление, а свой прогноз, свою собственную, личностно обусловленную конструкцию, позволяющую предварять наши замыслы в действия» [1,с.212-216]. Таким образом, понимание семантики предварительных образов человека позволит нам более точно анализировать и прогнозировать поведение человека, понимать природу и причину его нормативной и ошибочной деятельности. Это положение может получить широкое прикладное значение во всех сферах, использующих методы диагностики и прогнозирования поведения человека: не только в направлении подбора и оценки персонала, но и в направлении обеспечения безопасной деятельности человека — оператора, что является очень актуальной темой в последние годы.
Если рассматривать деятельность водителя за управлением как деятельность оператора, становится понятной необходимость обеспечения безопасности его деятельности не только для него самого, но и для окружающих.
Этот вопрос на сегодняшний день разрабатывался во всех странах мира с высоким уровнем автомобилизации, и нигде уже не вызывает сомнений положение о том, что безаварийность управления автотранспортом зависит от определенных психофизиологических качеств водителя. Что касается психических состояний, то впервые свои суждения по этому поводу высказали Котик М.А., и Емельянов А.М., которые, говоря о природе ошибок в предметной деятельности человека — оператора (водителя), утверждают, что их причины, в первую очередь, кроются в « личностных и индивидуальных качествах, текущих психических и физических состояниях, психических процессах, протекающих в деятельности» [5 c.15-16]. То есть актуальные психические состояния водителя тесно связаны с предварительными образами, формирующимися в процессе обучения вождению, которые можно классифицировать как приобретенные предварительные образы — маркеры опасности, закрепляющиеся посредством формирования определенных эмоциональных состояний.
В процессе автоматизации навыков вождения, на основе закрепившихся эмоциональных состояний, связанных с ситуацией опасности, складываются предварительные визуальные образы, свойственные восприятию дорожной ситуации. В дальнейшем, при попадании в ту или иную дорожную ситуацию, в процессе ее визуального восприятия, в условиях, схожих с имеющимися предварительными образами, активизируется соответствующий комплекс психофизиологических реакций, в результате чего у водителя возникает определенное эмоциональное (психическое) состояние, что в свою очередь, трансформируется в соответствующие поведенческие акты.
Иными словами, мы можем говорить о том, что в основе поведения водителя лежат его актуальные психические состояния, выражающиеся в его психофизиологических реакциях, возникающих как ответ на совпадение предварительного образа (врожденного или приобретенного) и его воспринимаемого стимула.
Психические состояния, основной характеристикой которых являются целостность, многокомпонентность и многоуровневость, требуют для своего изучения методологии системного подхода. Методологические основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах Ганзена В.А.,[3] и д.р. Из этих работ следует, что общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем.
Основы методики регуляции эмоционального состояния человека
... также находится в тесной связи с эмоциональным состоянием человека. Общеизвестно изменение частоты дыхания под влиянием душевных состояний. Большое нервное напряжение тормозит процесс дыхания, делает его редким, ... угнетая их. Психические переживания отражаются на работе кишечника, вызывая запоры и поносы. Многим приходилось испытывать, как значительные эмоциональные напряжения вызывают приступ ...
Так, Левитов Н.Д., в качестве путей и методов изучения психических состояний предлагает в начале исследования установить, в каком психическом человек находится и имеется ли у него предполагаемое психическое состояние.
Об этом, по мнению автора, может дать информация, наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, а также экспрессия: мимика, пантомимика и пр. Очень важен для изучения психических состояний, по мнению автора, словесный отчет испытуемых, а также продуктов деятельности. Он также предлагает методики и опросники [приложение1,2].
Одним из методов изучения понимания психических состояний он считает художественную литературу, более того, он считает, что главным источником познания психических состояний, в связи со слабой разработанностью экспериментальных методов, являются литературно — художественные произведения [14], Сосновикова Ю.Е., выделяет три большие группы методов изучения психических состояний : теоретического исследования философских вопросов проблемы; получения медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров; психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты и др. Нет необходимости раскрывать содержание каждой группы методов, они общеизвестны. В то же время необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, то есть, одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний[13].
Анализ форм описания психических состояний, приведенный Ганзеном В.А., и Юрченко В.Н., позволил им выделить три основные формы: качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические), описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические).
По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческих сторон состояний.
Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений.
Обобщение и научный анализ всех данных проводится в терминологических описаниях. По мнению авторов, процедура системного анализа психических состояний направлена на выяснение компонентного состава, структуры, функции объекта исследования в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов [3,с.6-16].
Симуляция психических расстройств: причины, способы, методы диагностики
... деяние. Симуляция психических расстройств является актуальной проблемой судебной психиатрии, потому что диагностика психического состояния лица всегда представляет определенные сложности. Понятие и виды симуляции психических расстройств Психические болезни - это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности ...
Интересно мнение в вопросе диагностики психических состояний, изложенное Ильиным Е.П. Он считает, что выбор методик и показателей для диагностики психических состояний должен быть целенаправленным и определятся, исходя из структуры функциональной системы, формирующей согласно критерию полезного результата. Автор предполагает, что при разных состояниях формируются разные системы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительной мере специфика реагирования (состояние).
Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния, нужно знать их структурную модель. Такой подход устраняет необходимость использования при диагностике как можно большего числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4- 5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику [7].
Сложным вопросом в диагностике психических состояний является вопрос о соотношении объективных и субъективных методов. В некоторых работах субъективные характеристики рассматриваются как какой — то второсортный материал, менее пригодный для научного анализа по сравнению с так называемыми объективными методами, то есть регистрируемыми инструментами и приборами показателями.
С такой позицией нельзя согласиться полностью. Например, Зинченко В.П., подчеркивает, что тщательно собранный «субъективный материал» о том или ином психическом явлении представляет собой вполне полноценные данные, ни в коей мере не менее пригодные для углубленного анализа исследуемых явлений, чем объективные данные [3].
Можно сослаться также на мнение Леоновой А.Б., которая считает, что интроспективные данные содержат богатейший материал в разнообразных проявлениях состояний человека, так как, в них заложена потенциальная возможность получения целостной характеристики изучаемого состояния. Нисколько не сомневаясь и не отрицая значимость объективных методов исследования психических состояний, на наш взгляд, в диагностике психических состояний личности субъективные методики занимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что они обращены к сознанию и самосознанию субъекта, его внутреннему миру и рефлексии. Значимость самосознания и саморефлексии для диагностики состояния подтверждается обращенностью исследователей к «переживанию» как единице психических состояний [12].
Состояния монотонии, утомления, бодрствования стали предметом исследования психологов труда и инженерных психологов, спортивных психологов и специалистов в области эргономики, авиационной космической медицины.
Главным объектом этих исследований явился «человек — оператор» в особых, чаще всего экстремальных условиях деятельности (непрерывная деятельность без отдыха и сна, деятельность при дефиците времени и определенности, в условиях информационной перегрузки или сенсорной депривации и т.п.).
Следует назвать имена Пономаренко В.А., Бодрова В.А., Гримака Л.П., о необходимости учета ситуации в возникновении психических состояний пишет Ильин Е.П.,[7] и многих других отечественных исследователей, внесших огромный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояний. Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Левитова Н.Д., написанной в 1955году. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу — монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 году [11].
Внимание водителя
... И. И. Ползунова» Заочный факультет РЕФЕРАТ по дисциплине: "Транспортная психология" На тему: " Внимание водителей и безопасность дорожного движения " ... упускает из поля зрения обгоняемый автомобиль. В деятельности водителя при управлении автомобилем, особенно при дефиците времени, ... в каждом конкретном случае, в определенном их состоянии и последовательности. Организация внимания основывается на знании ...
Согласно определению Левитова Н.Д., психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времен, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Таким образом, и зарубежные и отечественные исследователи до двадцатого века не выделяли психические состояния в отдельную категорию. Однако были сделаны важные шаги к пониманию сущности психических состояний: о неразрывности связи между состоянием и переживающим его человеком, о связи психических состояний и психических процессов, внимание — это состояние, психическое состояние, психическое состояние — это сложное психическое образование, захватывающее на определенное время разные процессы душевной жизни.
Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды.
Наиболее распространенными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:
Оптимальное рабочее состояние — обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.(повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели)
Состояние напряженной трудовой деятельности — возникает при труде в экстремальных условиях (психическое напряжение, повышенная активность нервной системы)
Состояние профессиональной заинтересованности — играет важную роль в результативности труда (осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление как можно больше узнать информации о выполняемой работе)
А также монотония, утомление, стресс и п.т.
Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять фактов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять фактов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:
1) Мотивационно — побудительная (настроение и мотивация)
2) Эмоционально — оценочная
3) Активационно — энергетическая (уровень бодрствования).
Наиболее важной и осмысленной является мотивационно — побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести: интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении — оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение — угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности — с удовольствием потребности либо с утомлением.
Надежность водителя и безопасность движения
... на дороге. Неустойчивость к монотонии. Монотонией называют состояние водителя, возникающее при езде по относительно свободной ровной дороге или на ... мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска, принимаемую водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя ... Чем более завышена самооценка, тем больше рискованных действий может совершить водитель при управлении автомобилем. ...
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы:
- Типично положительные (стенические) состояния
- Типично отрицательные (астенические) состояния
- Специфические состояния.
Диагностика психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и психологическом.
Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу.
Исследование динамики содержания психических состояний, то есть то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами.
Одним из наиболее распространенных психодиагностических методов являются опросники. Часто используется методика, разработанная Спилбергом Ч.Д., и адаптированная Ханиным Ю.Л., с ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной. Последняя выступает в качестве психического состояния. Можно указать также опросник «Нервно — психического напряжения» Немчина Т.А.
Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета, означает мотив аффилиации (доброжелательность — враждебность), предпочтение зеленого — мотив самоутверждения ( доминирование — подчинение), предпочтение красного — поиск ощущений (возбуждение — скука), желтого — мотив конструктивного самовыражения (реактивность — заторможенность) и д.р.
Таким образом, психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
1.2 Психические состояния водителей, причины их возникновения
Работа людей, управляющих транспортными средствами очень ответственна. Водители трамваев, автомобилей, машинисты железнодорожных поездов и многие другие — все они, управляя транспортом, берут на себя серьезную ответственность за жизнь и здоровье людей не только тех, кого они перевозят, но и тех, которые могут пострадать от движения Т.С., если их водители неумело или неправильно действуют. Ниже приведем некоторые характеристики особенностей профессии водителя трамвая:
Характеристика труда: тип профессии — «человек-техника». Работа посменная, постоянная вибрация, напряженное внимание.
Профессионально важные качества: любовь к технике, хорошее зрение, цветовая чувствительность, точный глазомер, хорошая координация движений, уравновешенность, осторожность и внимательность.
Водитель трамвая должен знать: устройство, принцип действия и возможные неисправности трамвайных вагонов и их оборудования, правила дорожного движения, технической эксплуатации и пользования трамваями, инструкцию по экономии электроэнергии, особенности вождения трамваев в осенне — зимних условиях.
При управлении трамваем (автомобилем и п.т.) нервная система водителя испытывает повышенную нагрузку. Ее нормальная деятельность имеет большое значение для безопасности движения. Нарушение нормальной деятельности нервной системы водителя — ее возбуждение или притупление одинаково опасны. При чрезмерном возбуждении водитель может предпринять беспорядочно суетливые и неправильные действия, а при притуплении чувств несвоевременно отреагировать на опасность. Также одной из разновидностью опасного состояния является психическое притупление (засыпание).
Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности
... области, предметом исследования являются: психические процессы, возникающие деятельностью, которые влияют на безопасность различных психических состояний людей, связанные с безопасностью его деятельности. А также ... действия, как улучшается деятельность психики и развиваются психические личностные свойства. Ввиду того, что психика и сознание людей и есть отображение действительности объективной, ...
Некоторые физические недостатки водителя, например скованность движений рук или ног, неполноценное зрение, плохое самочувствие и т.д., могут послужить помехой в управлении, тем самым вызвать у водителя несвоевременные или неправильные действия и привести к тяжелым последствиям.
Поэтому к управлению различными транспортными машинами — допускаются лица только, здоровье которых удовлетворяет медицинским требованиям.
Следовательно делаем вывод:
Для того чтобы хорошо и надежно управлять транспортом, водитель должен обладать следующими качествами:
- достаточной остротой зрения в дневных условиях и при малой освещенности;
- способностью оценивать короткие интервалы времени;
- хорошее цветоразличие и глазомер;
- хорошее распределение и переключение внимания;
- точная и быстрая реакция в сложной обстановке;
- высокая эмоциональная устойчивость;
- отличное здоровье.
Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными показателями. Причинами снижения работоспособности водителей чаще всего являются утомление, употребление алкоголя, болезненное состояние, прием некоторых лекарств и курения.
Также на водителя влияют различные неблагоприятные факторы: шум и вибрация, холод зимой, жара и духота летом, неудовлетворительное состояние путей, дождь, туман и др. При таких условиях работа водителя становится одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.
Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личных качеств. Так же важную роль для водителей играет память она позволяет водителю представить развитие дорожной ситуации как результат своих действий и действий других участников движения. Двигательная память — нужна при формировании и автоматизации двигательных навыков. Ассоциативная память нужна для быстрого принятия решения. Различают также на долговременную и кратковременную память.
И, так в работе водителя выяснилось немало важных факторов, стоит несколько раз подумать прежде чем выбрать данную профессию, так как на первый взгляд, как многим может показаться, что это легкая работа.
2. Организация исследований
2.1 Описание и выборки процедуры исследования
В работах Мишурина В.М., и Романова А.Н., раскрывается сущность влияния психофизиологических и личностных качеств водителя на безопасность движения. Указывается, что психологическая устойчивость субъекта зависит от таких особенностей как: ощущение и восприятие, скорость и точность сенсомоторных реакций, внимание, мышление, память, эмоции, а также от таких качеств личности, как: темперамент и характер, морально — нравственные качества, об этом мы писали ранее.
Формы проявления агрессии у водителей дальнего следования с различным ...
... водитель ошибочно нажимает на педаль управления, подачей топлива, увеличивая тем самым скорость движения автомобиля). Необходимо отметить, что перечисленные причины могут являться, кроме того, следствием психического состояния водителя ... неприятности и обиды не оставляют водителя, когда он садиться за руль. Особенности темпераментов отражаются на работоспособности водителя. Так например, холерик ,для ...
Котик М.А., и Емельянов А.М., впервые употребляют термин психические состояния в исследовании профессиональной деятельности водителя. Раскрывая природу ошибок в предметной деятельности человека — оператора, они выделяют следующие аспекты этой проблемы: личностные и индивидуальные качества, текущее психическое и физическое состояние, психические процессы. Качествами, обеспечивающими успешность выполнения профессиональной деятельности водителя, традиционно считаются такие способности как: высокая концентрация внимания, развитая переключаемость внимания, большой объем внимания, хорошая зрительная и моторная память, хороший глазомер, находчивость, осторожность, уверенность, выносливость.
Качествами, препятствующими эффективному выполнению профессиональной деятельности, считается: невнимательность, рассеянность, эмоциональная неустойчивость, быстрая психическая утомляемость, злоупотребление спиртными напитками, агрессивность, склонность к риску.
Исследование было проведено на двух группах испытуемых:
Экспериментальная ( водители категории вождения с 1 классом) и контрольная (водители с 3 классом) группа. Обе эти группы составили работники одной организации. Общий объем выборки составляет 30 человек.
Экспериментальная группа -водители со стажем более 3 лет. Всего 15 человек, из них 10 женщин и 5 мужчин.
Контрольная группа — водители без стажа, из низ 10 женщин и 5 мужчин.
Форма проведения — групповая (бланковые методики)
2.2 Организация и методы исследования
Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудится, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет работа к личности работающего.
Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек — техника» — предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте. Она позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, определить усидчивость, внимание, чувство самосохранения, реакцию, выдержку, ответственность.
Методика диагностики и измерения психических состояний личности (Прохоров А.О.) «Шкала нервно — психического напряжения», разработанная в 1981 г., Немчиным Т.А. Под нервно — психическим напряжением автор понимает психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, которое сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха и включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.
психический водитель безопасность движение
3. Описание и обсуждение результатов исследования
Исследование Диагностический опросник «Человек — машина» — предназначен для первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов и зачитывается инструкция.
Инструкция: Предлагаемый Вам тест содержит 55 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе. Бланк ответов представляет собой шесть рядов цифр, означающих номера вопросов и пронумерованных от 1 до 55 в определенном порядке.
Методика диагностики и измерения психических состояний личности (Прохорова А.О.) «Шкала нервно — психического напряжения», опросник представляет собой перечень признаков нервно — психического напряжения, составленный по данным клинико — психологического наблюдения и раздельных на три степени выраженности: слабая, умеренная, чрезмерная.
Выводы и предложения
В ходе нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы.
Результаты опросника «Человек — машина» выявили высокий уровень интереса к технике, внимания, устойчивости к внешним раздражителям, чувство ответственности, чувство самосохранения и психической устойчивости. Низкие значения определены по следующим параметрам: реакция, склонность к однообразной работе и техническая грамотность.
По методике диагностики и измерения психических состояний личности «Шкала нервно — психического напряжения», выявлено, что диапазон слабого нервно — психического напряжения располагается у водителей без стажа, это работники возраст которых составляет отметку до 30 лет и чрезмерного у работников со стажем. Следовательно делаем вывод, что работники у которых возраст превышает отметку 45 лет, при выработке непрерывного стажа 15 лет, стоит ли продолжать работу водителя в таком напряженном ритме или идти в заслуженный отпуск.
Наше предположение состоит в том, чтобы чаще проводить подобные опросники, методики, тестирования и т.п., для того чтобы вовремя выявить начинающиеся отклонения и по возможности предпринять доступные меры по их устранению.
Заключение
Изучение психических состояний водителей является одной из основных проблем психологии. Исходя из опыта российских и зарубежных исследователей, уже имеется научное подтверждение того, что причины высокой аварийности следует искать не только в неудовлетворительных психофизиологических показателях, а скорее, в состояниях, их формирующих.
Утомление во время работы — это нормальный физиологический процесс. Нарушения, которые при этом возникают, обычно после ночного отдыха проходят, и работоспособность полностью восстанавливается. Однако, если человек в течение продолжительного времени выполняет тяжелую работу, да еще и ночью систематически не досыпает, то у него развивается состояние, которое называется переутомлением. При переутомлении ночной сон не снимает чувства усталости. Кроме того, возникает вялость, общая слабость и п.т. При появлении признаков переутомления нужно немедленно обратится к врачу.
Поэтому каждый раз при прохождении предрейсового мед.осмотра стоит рассказать о своем самочувствии, так как скрытие каких либо недомоганий в последствии может обернутся трагедией для пассажиров либо других участников движения.
Таким образом, психические состояния являются психологической картиной водителя, которые определяют их уровень, качество работы, интерес или усталость от нее, которые в сою очередь проявляются в особенностях психической активности.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihosomaticheskoe-sostoyanie-voditelya/
1. Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э., — Контекстуальное опознание. СПб.,2003
2. Вятких Б.А.,Дорфман Л.Я.,- О системном анализе психических состояний/новые исследования в психологии. М.2000 №1-2
3. Ганзен В.А., Юрченко В.Н., Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека /Психические состояния. Л.2001 вып.10
4. Ермолаев В.В.,- Социально — психологические детерминанты проявления агрессии водителями пассажирского транспорта на российских дорогах/ Социальная психология и общество. 2003
5. Емельянов А.М., Котик М.А., — Ошибки человека — оператора. 2000
6. Зинченко В.П., Проблема объективного метода в психологии.2001
7.Ильин Е.П., Теория функциональной системы и психофизические состояния/ Теория функциональной системы в физиологии и психологии. М.2003
8. Клебельсберг Д., Транспортаная психология\пер. с нем.под.ред. Мазуркевича В.Б.,2000
9. Куликова Л.В. — Психические состояния. Питер 2000г.512 с.
10. Котик М.А., -Психология и безопасность.изд.3-е.2003г.
11.Левитов Н.Д.,- О психических состояниях человека. М.2000
12. Леонова А.Б.,-Психодиагностика функциональных состояний человека. М.2000
13. Прохоров А.О.,Психические состояния и их функции. Казань.2005
14. Сосновикова Ю.Е.- Психические состояния человека, их классификация.Горький,2005
15. Суворова В.В., Психология стресса.2003
16. свойства психических состояний
Приложение