КУРСОВАЯ РАБОТА
«Психологический портрет собственной личности»
Темпера́мент(лат.temperamentum— надлежащее соотношение частей)— устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент—тип высшей нервной деятельностичеловека.
Хара́ктер(греч.χαρακτηρ— примета, отличительная черта, знак)— структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику— окружающая среда.
Личность— понятие, выработанное для отображениясоциальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо»— в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности
Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей. Такие попытки имеют большое практическое значение, поскольку, отнеся человека к определенному типу, мы можем предположить наличие у него черт, свойственных всей типологической группе, и на этом основании прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях.
С этой точки зрения одной из наиболее распространенных типологий является теория акцентуации личности. По К. Леонгарду акцентуации – это индивидуальные человеческие черты обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние . При большей выраженности этих черт они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. Высокие показатели по отдельным акцентуациям могут со временем уменьшаться (особенно у взрослых), а могут оставаться практически неизменными на всю жизнь. В целом акцентуации не столь устойчивы, как темперамент, и больше зависят не от особенностей высшей нервной деятельности (хотя и эта связь очень прочно сохраняется), а от особенностей воспитания, общего воздействия среды, микроклимата в семье, школе, социальном окружении и т.д. Распознание типа акцентуации (особенно у подростка) одна из самых важных задач. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации личности. Акцентуации черт характера могут играть глобальную роль в положительном развитии личности, если их во время распознать и направить в нужное русло.
Психология личности и деятельности
... со всеми присущими ему особенностями. Личность – это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную деятельность и отличающийся присущими только ему индивидуально– и социально-психологическими особенностями. Субъект. Человек всегда ...
Демонстративный тип.(
Таким образом, при проведении исследования акцентуированных черт появляется возможность проследить поведенческие черты, эмоциональные, ментальные, склонность делинквентному поведению.
В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и как таковые могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.
Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» . Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника «16 PF».
Обозначение фактора |
Название фактора по Кеттелу |
Качество, соответствующее высокой оценке по фактору |
Качество, соответствующее низкой оценке по фактору |
A |
Отзывчивость-отчужденность |
Добродушный, предприимчивый, сердечный |
Циничный, жестокий, безразличный |
B |
Интеллект |
Сообразительный, абстрактно мыслящий |
Глупый, конкретно мыслящий |
C |
Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость |
Зрелый, реалистичный, спокойный |
Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый |
E |
Доминантность-подчиненность |
Уверенный, конкурирующий, упрямый |
Застенчивый, скромный, покорный |
F |
Рассудительность-беспечность |
Серьезный, молчаливый |
Беззаботный, полный энтузиазма |
G |
Сознательность-безответственность |
Ответственный, моралистический, стоический |
Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный |
H |
Смелость-робость |
Предприимчивый, раскованный |
Неуверенный, замкнутый |
I |
Жесткость-мягкость |
Опирающийся на свои силы, независимый |
Цепляющийся за других, зависимый |
L |
Доверчивость-подозрительность |
Принимающий условия |
Упорный на грани глупости |
M |
Мечтательность-практичность |
Творческий, артистичный |
Консервативный, приземленный |
N |
Дипломатичность-прямолинейность |
Социально опытный, сообразительный |
Социально неуклюжий, непретенциозный |
O |
Склонность к опасениям – спокойствие |
Беспокойный, озабоченный |
Спокойный, самодовольный |
Q1 |
Радикализм-консерватизм |
Вольнодумно либеральный |
Уважающий традиционные идеи |
Q2 |
Самодостаточность-конформизм |
Предпочитающий собственные решения |
Беспрекословно следующий за другими |
Q3 |
Недисциплинированность-контролируемость |
Следующий собственным побуждениям |
Пунктуальный |
Q4 |
Расслабленность-напряженность |
Сдержанный, спокойный |
Переутомленный, возбужденный |
С философской точки зрения целостный подход — это особая исследовательская позиция, способ восприятия процессов и явлений, где познание целого невозможно без выявления составных частей и их взаимных связей, их характера, основы. Причём целостность — как система, совокупность объектов, — неизбежно обусловливает появление новых, интегральных качеств, не обязательно свойственных частям, образующим эту систему.
В основе целостного подхода лежит представление о; любом базовом свойстве личности как сложном системном образовании. Оно имеет развитую внутреннюю структуру, многочисленные внутренние и внешние связи между образующими элементами, включающую инструментально-стилевые и мотивационно-смысловые характеристики, фиксирующие силу, интенсивность и устойчивость проявления свойства. На основе базовых свойств личности развиваются другие, более частные ее свойства, в числе таких базовых свойств личности А.И.Крупнов (1985-1994) называет инициативность, любознательность, целеустремленность, организованность, настойчивость, трудолюбие, ответственность,общительность.
Психологический облик личности, характер еёпсиходинамическойактивности находится под значительным влиянием природных оснований, в частности, свойств темперамента. Эти свойства являются внешним проявлением высшей нервной деятельности, своеобразной «вершиной айсберга»; для темперамента характерна широта и тотальность проявления его свойств, которые фиксируют количественные, динамические показатели деятельности, вносят в неё неповторимое своеобразие и индивидуальность и в итоге участвуют в формировании индивидуального стиля деятельности личности. Устойчивость и постоянство свойств темперамента обусловлены прежде всего заметным участием в его происхождении природного, наследственного фактора, именно по этой причине они относительно стабильны и сохраняются на протяжении многих лет жизни. Несмотря на многочисленность характеристик темперамента большинство исследователей в качестве основных его свойств выделяют несколько показателей, среди которых основными являются направленность психической активности и эмоциональности.
Тест Айзенка
Предназначен для диагностики экстра- интроверсии и нейротизма, включает также вопросы, составляющих «шкалу лжи»
Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.
Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени вариабельности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.
Шкала экстра- интраверсии:
- потенциальный экстраверт
Шкала нейротизма:
- потенциально устойчивый
Шкала лжи:
ответы недостоверны
Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубокие.
Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка.
Тест Карла Леонгарда
Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Признаки индивида:
1) Целостность субъекта.
2) Наличие особенных свойств, отличающих индивида от других представителей этого вида. Каждый человек уже рождается индивидом. В процессе жизни особенные свойства его становятся фенотипом.
Индивиды различаются морфофизиологическими особенностями, темпераментом и характером.
Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.
Комплексные индивидуальные характеристики человека:
Типы личности по Личко |
Типы личности по Леонгарду |
Гипертимный |
Гипертимический |
Циклоидный |
Аффективно-лябильный |
Лабильный |
Аффективно-экзальтированный |
Лабильный |
Эмотивный |
Остено-негротический |
— |
Сензитивный |
Тревожный\боязливый |
Психостенический |
Педантичный |
Шизоидный |
Интравертированный |
Эпилептоидный |
Возбудимый |
Истероидный |
Демонстративный |
Неустойчивый |
Конформный |
Конформно-гипертимный |
Экстравертированный |
— |
Застревающий |
— |
Дистенический |
Типы личности по Леонгарду |
Результаты |
Гипертимность |
18 |
Застреваемость |
10 |
Эмотивность |
6 |
Педантичность |
0 |
Тревожность |
9 |
Циклоидность |
15 |
Демонстративность |
20 |
Возбудимость |
6 |
Дестимии |
12 |
Экзальтированность |
12 |
Тест предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.
Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы «акцентуированными».
Термин «акцентуация» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:
- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)
- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)
Результаты:
По результатам тестов можно судить о том, что имеется явная тенденция к демонстративности. Следовательно, повышенная склонность к вытеснению, т.е. человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. Они могут совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Непринужденность их поведения объясняется тем, что отъявленная ложь в момент общения становится истиной. Такой человек, полностью вжившийся в роль, не нуждается в том, чтобы судорожно приспосабливать свое поведение к неожиданно изменившейся ситуации. Он реагирует всей личностью в плане той роли, которую он в данный момент играет. Это вживание в роль может зайти настолько далеко, что он на время перестает принимать в расчет свою конечную цель.
Методика многофункционального
исследования личности по Р. Кетеллу
ЦЕЛЬ: Тест предназначен для измерения факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами.
F1 – тревожность (4,8)
F2 – интраверсия-экстроверсия (3,3)
F3 – чувствительность (7,7)
F4 – конформность (5,4)
Результаты:
Собранный, сообразительный; наблюдается абстрактность мышления. Высокие общие умственные способности; проницательный, быстро схватывающий; интеллектуально приспосабливается, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Интеллектуальные особенности.
(B, M, Q1) абстрактно мыслящий; практичный; консерватор
Эмоционально-волевые особенности.
(C, G, I, O, Q3, Q4) эмоционально стабильный; приспосабливающийся; жесткий; тревожный; чуть заавышенное самомнение; напряженный.
Коммуникативные свойства.
(A, H, F, E, N, L, Q2) замкнутый; застенчивый (робкий); рассудительный; застенчивый; самоуверенный; проницательный; доверчивый
Рисуночные тесты
Человек – описательная характеристика себя
Рисунок смещен к низу, что выдает неуравновешенность состояния.
Размер рисунка соответствует положению человека в обществе – среднее, удовлетворительное. Фигура сдвинута влево, что означает смещение в прошлое.
Ноги (стабильность, опора) прорисованы достаточно хорошо. На лице глаза скрыты очками, что являет собой признак страха, напряжения.
Соответствие полу и возрасту полное.
Противоположный пол – описательная характеристика противоположого пола
Усиленный нажимсвидетельствует о повышенном психомоторном тонусе,эмоциональной напряженности. Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Резко уменьшенный размер и размещение рисунка в углу – это признаки характерные для депрессивного состояния. Руки и ноги расставлены в стороны, что свидетельствует о экстравертности испытуемого.
Семья – описательная характеристика отношений с ближайшим окружением
Количество связей в семье соответствует количеству персонажей. Их четыре. Как таковых людей нет, но четко прослеживается наличие отца и матери, а также детей. Пол фигур легко различим. Отец занимает центральное положение, однако мать нарисована крупнее, что говорит о примерном равноправии в семье и разделении обязанностей. Связи в семье между поколениями не просматривается. Связь между отцом и матерью не достаточно крепкая, так как они стоят отдельно друг от друга.
Человек под дождем – описательная характеристика собственного поведения
Количество дождя умеренное, что означает наличие проблем. Человек ничем не закрывается от дождя, при этом улыбаясь – это означает, что он привык справляться со стрессовыми ситуациями. Однако опора отсутствует – ноги погружены в воду. Глаза опять скрыты очками, что показывает на страх.
Заключение
Испытуемый имеет сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы. У него повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, несущественный факт может сильно рассердить. Однако хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Даже его чувства, настроение, интересы и стремления из-за высокой пластичности очень изменчивы. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. Относительно быстрый темп речи, быстрота ума и находчивость. Легко переключается с одной работы на другую. Быстро усваивает и перестраивает навыки. Очень энергичный и работоспособный. На учёбе в школе часто «тянул руку» на уроке. Может долго работать, не утомляясь. Энергично берется за новое дело. Умеет приспосабливаться к трудностям и испытывать удовольствие от жизни. Достигает желаемого. В отличие от меланхолика, его чувствительность «грубовата», и некоторые вещи сангвиник попросту не замечает (например, слабые звуки, слабый свет, скрытые чувства).
Поэтому, видимо, он спокоен и даже беззаботен. На людей производит приятное впечатление. Имеет достаточно много прочных контактов с разными людьми. Такие люди нередко становятся лидерами. Потому что сангвиник — социально наиболее адаптивный тип.
Не требуется никакой особой тактики поведения. Его легко и дисциплинировать. Но, учитывая его довольно беспечный образ жизни, надо стараться загружать его различными делами, конечно, не забывая при этом соблюдать меру. Иначе он просто постарается ускользнуть из-под вашего внимания туда, где ему приятнее и спокойнее. Его непостоянство и поверхностность создают проблемы как другим, так и ему самому.
В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть:
С испытуемым —
- организовывать и дисциплинировать его, поощрять его трудолюбие, следить за его нагрузкой,
- воспитывать упорство в достижении поставленной цели, поддерживать его увлечения,
- контролировать его лидерские и организаторские способности и наклонности,
- развивать его деловые качества,
- поддерживая артистизм, пресекать кривляние.