Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье

Актуальность темы: в настоящие время проблема детско – родительских отношений как фактора психофизического благополучие детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранение здоровья нации.

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному — маленькому в «стране великанов» — не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. Родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту.

Целью нашей работы является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.

Задачи:

  1. рассмотреть понятие и сущность детско-родительских отношений.
  2. выявить особенности родительского отношения к единственному ребенку в семье;
  3. определить методики исследования психологических особенностей отношений к единственному ребенку в семье;

Предметом исследования является детского – родительские отношения.

53 стр., 26349 слов

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие ...

... детско-родительских отношений на психологическое развитие дошкольников среднего возраста. Во второй главе раскрывается психологическое обследование семей (родителей и детей) для выявления нарушений детско-родительских отношений, описывается психолого-диагностическая работа ... на характер родительского отношения в литературе практически нет. Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается ...

Объектом исследования является семья с единственным ребёнком ребенком.

Гипотезой исследования является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.

Практическая значимость работы заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку.

Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком.

Методы исследования: тест- опросник родителей, анкета для родителей, анкета для детей.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Детско — родительские отношения к единственному ребёнку в семье.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. В основе того или иного сложившегося стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.

Родительское отношение — это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [5, с.1].

Понятие «детско-родительские отношения» указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Детско-родительские отношения включают в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком [2].

Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает . В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности .

Специфика детско-родительских отношений заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой — это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения.

Сущность детско – родительских отношений заключается в том , что в семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она — главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. «Как известно, — пишут Смирнова Е.О. и Быкова М.В., психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития.

11 стр., 5390 слов

Отношение родителей и детей как психологическая проблема

... мире ребенка, стремящегося подражать ему и нуждающегося в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выдвигается как эрудит, как источник познания, а также партнер по обсуждению оснований и отношений в мире природы и техники; ...

Согласно З. Фрейду и А. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой — как первый законодатель и «контролер».

З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителем должен быть неизбежным для его социального благополучия.

Э. Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителем и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой — предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой .

Эрик Фромм, рассматривая родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: а) условность – безусловность; б) контролируемость — неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет).

Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. При этом Фромм отмечает, что «речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца» [4].

Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает детско- родительские отношения с точки зрения специфики общения. Автор отмечает также чрезвычайную значимость стиля общения с ребенком для развития его личности, удовлетворение насущных жизненных потребностей ребенка сильно зависит от стиля родительского общения, которое может быть как здоровым, так вредоносным [6].

Американский психолог Г. Рон Нортон определяет родительское отношение как комплексную задачу, требующую чувствительности и рефлексивности к своему поведению с ребенком и готовность его изменят в случаи необходимости . Согласно А.Я. Варга, «родительское отношение — это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» [5].

Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско- родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так для родителя. Во — вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. В — третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку .

5 стр., 2060 слов

Категории человеческого бытия: любовь, смерть, власть, игра, труд

... любовь есть в жизни каждого человека. Любовь наполняет человеческое бытие определенным смыслом, вдохновляет художников и поэтов. Смерть Тема смерти, как известно, является классической для философии. В античной философии отношение ... на: бытие человека в мире вещей и человеческое бытие. В свою очередь человеческое бытие можно разложить на множество составляющих его категорий: любовь, смерть, ...

Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. В педагогической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.