Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому — неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние несколько лет сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (НИИ НИТ АПН Украины, специальный отдел НИИ кибернетики Украины, Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях[14, 35-43].

Различные деятели, такие как: Шебень В., Маргулис Е.Д., Илюшин С.А., Собкин Б.Л. и др. концентрируют внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров — одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

8 стр., 3713 слов

Компьютеризация образования

... процесс обучения. Методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме информатизации образования. 1 Компьютеризация образования как педагогическая проблема Термин “компьютеризация ... В.М.Монахов, И.В.Роберт, А.Я.Савельев, А.П.Тряпицына и др. Современный период развития информатизации образования характеризуется поиском и внедрением инновационных форм обучения ( ...

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе — важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной[14, 89-98].

В связи с этим можно поставить следующие задачи курсовой работы:

Выявить основные аспекты информатизации образования.

Проанализировать психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.

Рассмотреть технологии мультимедиа применяемые в процессе компьютерного обучения и в частности на уроках физики.

Глава 1. Информационные технологии в образовании

1.1 Основные аспекты информатизации образования

Цель информатизации общества — создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять развитием человечества. Образовательная система в таком обществе должна быть системой опережающей. Переход от консервативной образовательной системы к опережающей должен базироваться на опережающем формировании информационного пространства Российского образования и широком использовании информационных технологий.

Вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные проблемы перед отечественным образованием. Начиная с 80-х годов, сумма знаний в обществе возрастает вдвое каждые 2 года. Изменится и структура знаний: доля традиционных знаний уменьшится с 70 до 40%, прагматических — с 15 до 10%, но возрастет доля новых знаний — с 5 до 15% и знаний, направленных на развитие творческих способностей личности — с 3 до 25%. Современное образование является поддерживающим, перспективное образование должно стать в информационном обществе опережающим.

Такое развитие информационного пространства требует обеспечения как психологической, так и профессиональной подготовленности всех участников образовательного процесса. В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения людей к информации, которая становится важнейшим стратегическим ресурсом общества. Успешность перехода к информационному обществу существенным образом зависит от готовности системы образования в кратчайшие сроки осуществить реформы, необходимые для ее приспособления к нуждам информационного общества.

По существу, речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды (пространства) обитания российского образования в сопряжении с отечественной наукой и общественной практикой, а также в сопряжении с мировой высшей школой и мировой наукой. Решение этой задачи открывает новые возможности для ускоренного прогрессивного индивидуального развития каждого человека в системе образования и для роста качества совокупного общественного интеллекта, что в перспективе окажет свое положительное влияние на все стороны общественной жизни России[10, 45-79].

Эффективность процесса информатизации непосредственно зависит от эффективности процессов создания и использования информационного ресурса, т.е. всего информационного потенциала общества. Информационный ресурс фактически есть совокупность информации о прошлом и настоящем опыте человечества, база для воспроизводства новой информации.

5 стр., 2088 слов

Информационное общество

... работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах. Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении. Другой популярный признак информационного общества ...

По развитию информационного общества Россия отстала от многих западных стран. Это можно легко пронаблюдать на примере общего индекса зрелости информационного общества (Information Imperative Index).

Он состоит из 20 четко сформулированных показателей из трех областей: социальной, информационной и компьютерной. Социальные показатели состоят из законодательной базы, регулирующих норм и политических факторов. Информационный показатель состоит в основном из сектора информатики и информационного бизнеса (программное обеспечение, мультимедиа и т.д.).

Компьютерный показатель отражает объем и насыщенность рынка оборудования, такого как РС, Интернет, мобильные телефоны и пр. Россия находится на 34 месте из 54 стран, т.е. в группе III. Наилучшие показатели в России достигнуты в социальной сфере (20 место), затем идет информационная сфера (32 место), и наихудший уровень наблюдается в компьютерной сфере (46 место).

Все это вместе составляет ясную картину, демонстрируя, что телекоммуникационная инфраструктура и аппаратное обеспечение требуют в целом большего развития, чем законодательная база[12, 112-134].

В процессе информатизации образования необходимо выделить следующие аспекты:

  • методологический;
  • методический;
  • экономический;
  • технический;
  • технологический.

Проанализируем состояние и развитие каждого аспекта.

Главной проблемой методологического аспекта является выработка основных принципов образовательного процесса, соответствующих современному уровню информационных технологий. К сожалению, на данном этапе новые технологии искусственно накладываются на традиционные образовательные формы. Поэтому необходимо найти новые подходы к формированию основных требований к каждому уровню образования. Например, как сочетать традиционные требования умения грамотно писать и считать с возможностями компьютера, который это делает лучше и в силу присущей человеку лени не способствует формированию таких навыков. Аналогичный пример касается чтения. Легкий доступ к информационным ресурсам, создание которых никто не контролирует, атрофирует у человека стремление работать с литературой. Такие же тенденции прослеживаются в области черчения и других дисциплин. Реальные лабораторные исследования заменяются работой в виртуальной среде. Но поскольку технический прогресс остановить невозможно, крайне важно выработать новые образовательные стандарты[14, 128-129].

Основные преимущества современных информационных технологий (наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации — данные, стереозвучание, графическое изображение, анимация, обработка и хранение больших объемов информации, доступ к мировым информационным ресурсам) должны стать основой поддержки процесса образования, в этом заключается сущность методического аспекта.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.

10 стр., 4914 слов

Информационное общество как социологическое понятие

... информационных технологий, то есть, прежде всего умственных способностей человека. Эти изменения создают условия для распространения домашнего труда на основе электронной техники. В информационном обществе возрастает важность высшего образования, ... систем и подвижной связи. Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики прогнозируют его ...

К сожалению, наша страна активно не участвует в информационной индустрии, что во многом приводит к навязыванию западных стандартов в образовании[14, 129-130].

Рассматривая технический аспект, отмечу, что в настоящее время создано и внедрено достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Но при этом используются различные методические подходы, несовместимые технические и программные средства, что затрудняет тиражирование, становится преградой на пути общения с информационными ресурсами и компьютерной техникой, приводит к распылению сил и средств. Наряду с этим различный подход к информатизации на школьном и вузовском уровнях вызывает большие трудности у учащихся при переходе с одного уровня обучения на другой, приводит к необходимости расходования учебного времени на освоение элементарных основ современных компьютерных технологий.

Отсутствие единой политики в области оснащения техническими и программными средствами в угоду сиюминутной выгоде инициирует использование устаревших информационных технологий, вызывает трудности при переходе с одного уровня обучения на другой, является препятствием для включения в мировую образовательную систему. Очень серьезным моментом, связанным с использованием низкосортной вычислительной техники, является игнорирование вопросов экологической безопасности работы с компьютерами. Этому аспекту за рубежом уделяется серьезное внимание и расходуются значительные средства на проведение в этой области научных исследований и практических мероприятий.

Поэтому необходима интеграция усилий участников образовательного процесса в рамках формирования единого информационного пространства общероссийского и регионального образования на единых концептуальных, методологических и технологических принципах. В связи с этим новизной данного проекта является разработка типовой модели информатизации со всеми компонентами компьютеризации и видами обеспечения. Научно-технический уровень современных базовых информационных технологий образования в общем, соответствует требованиям, предъявляемым прикладными информационными технологиями. Проблема заключается в недостаточном уровне проработки методологических вопросов[14, 130-131].

При этом, как показывает анализ, огромные средства затрачиваются во всем мире на разработку многочисленных конкретных прикладных систем и уделяется совершенно недостаточное внимание методическим вопросам.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, они порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Усиление роли самостоятельной работы обучаемого позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения, активизировать мотивацию познавательной деятельности в процессе обучения[14, 131-133].

21 стр., 10165 слов

Технология социальной работы с мигрантами и беженцами

... обществе и технологий социальной работы с мигрантами и беженцами. В настоящей работе мы старались рассматривать сложные научные проблемы с точки зрения социальной работы. Здесь раскрыты такие вопросы как (задачи ): теоретико-методологические аспекты социальной работы с мигрантами, ...

1.2 Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения

В сегодняшнее время роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых технологий информатизации (ТИ) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов[2, 45-49].

Обучающие программы реализуются с помощью компьютера, и вполне естественно, что при их разработке ведущее место приобрели проблемы, связанные с машинной (программной) реализацией программ.

Термин «программирование» трактуется по-разному: в более узком смысле — как составление программы для компьютера и как разработка программ в широком смысле слова. Когда мы говорим, что система образования и общество в целом программируют личность, то очевидно, что здесь речь идет о том, что общество в целом и, в частности через систему образования, оказывает большое влияние на становление человека как личности. Применительно к компьютерному обучению выражение «программирование обучающих курсов» стало восприниматься как синоним «разработки обучающих курсов».

В настоящие время все большее число специалистов в области компьютерного обучения вынуждено признать, что основные проблемы при разработке обучающих программ — психолого-педагогические. По мнению многих специалистов, программирование обучающей программы — это лишь один этап её разработки, который требует не более 10-20% времени и усилий. К тому же данный этап относится к наиболее изученным, его реализация при наличии опытных специалистов, как говорится, — дело техники. Компьютеризация обучения отчетливо показала, что многие психологические и дидактические понятия и концепции требуют пересмотра, поскольку в настоящие время они «не работают»: основываясь на них, нельзя разработать эффективные обучающие программы.

Следующая проблема компьютерного обучения связана с тем, что использование компьютера не вписывается в стандартную классно-урочную систему[2,78-83].

Отдельное направление использования компьютера в обучении — интегрирование предметных учебных курсов и информатики. При этом компьютер используется уже не как средство обучения, а как средство обработки информации, получаемой при изучении традиционных дисциплин — физики, математики, химии, экологии, биологии, географии.

Весьма перспективной технологией обучения является метод групповых исследовательских проектов, моделирующий деятельность реального научного сообщества. Такая технология включает следующие моменты:

  • первоначальную мотивацию исследования;
  • обнаружение какого-либо парадокса, постановку проблемной задачи;
  • поиск объяснения парадокса, построение гипотез;

проведение исследований, экспериментов, наблюдений и измерений,

литературных изысканий с целью доказать или отвергнуть гипотезы, объяснения;

  • групповое обсуждение результатов, составление отчёта, проведение научной конференции;
  • решение вопроса о практическом применении результатов исследований; разработку и защиту итогового проекта по теме[3,45-58].

Использование компьютера очень хорошо вписывается в эту технологию обучения, особенно, если имеется возможность реализовать компьютерные телекоммуникации: обмениваться сообщениями по электронной почте с классами в других городах и даже странах, параллельно выполняющими такой же проект.

Содержание обучения по методу проектов является межпредметным, интегрированным, привлекающим знания из различных областей, как и проблемы, возникающие на практике. Обучение по методу проектов, кроме изучения конкретных разделов наук, позволяет достигать и другие педагогические цели:

  • развитие письменной речи;
  • овладение компьютерной грамотностью, освоение текстового редактора, компьютерных телекоммуникационных программ;
  • развитие общих навыков решения проблем;
  • развитие навыков работы в группе;
  • развитие навыков творческой работы.

Современные исследования в области применения компьютеров в обучении развиваются, в основном, в рамках нескольких основных направлений, которые можно обозначить следующим образом:

1.интеллектуальные обучающие системы; 2.учебные мультимедиа и гипермедиа; 3.учебные среды, микромиры и моделирование; 4.использование компьютерных сетей в образовании; 5. новые технологии для обучения конкретным дисциплинам[2, 76-80].

Наиболее перспективным направлением развития систем компьютерного обучения является технология искусственного интеллекта (ИИ) — путь создания самообучающихся систем, приобретающих знания в диалоге с человеком. Общая архитектура системы совместного обучения человека и компьютера может определяться следующими компонентами:

  • микромир;
  • учащийся-человек;
  • учащийся-компьютер;
  • интерфейс между двумя учащимися и микромиром;
  • интерфейс между двумя учащимися.

Другое направление развития систем искусственного интеллекта — распределенные системы, связывающие два и более компьютеров так, что ученики могут обучаться, сотрудничая или соревнуясь, каждый на своем компьютере. В этом случае возникает некое подобие «классного» обучения, но на совершенно ином уровне. Эксперименты и оценки показывают, что такое обучение оказывается более эффективным и интересным, чем обучение в одиночку. Основанные на знаниях модели обучаемых, стратегии решения задач могут быть построены с использованием различных видов дифференциального анализа, когнитивной диагностики[2, 91-94].

В современных интеллектуальных обучающих системах, в основном, используются знания о качественных (количественных) аспектах процесса обучения. Однако необходимо учитывать и мотивационную сторону обучения. Мотивационные аспекты обучения можно классифицировать в соответствии с такими явлениями, как соревновательность, заинтересованность, самоконтроль, уверенность и удовлетворение.

Таким образом, выделив основные направления исследований в области компьютерного обучения и основные подходы в компьютерном обучении, можно сделать вывод, что существуют психолого-педагогические аспекты, влияющие на развитие компьютеризацию учебного процесса[2, 98-105].

1.3 Основные факторы, влияющие на эффективность использования

информационных ресурсов в образовательном процессе

На эффективность информационных ресурсов в образовательном процессе влияют следующие факторы:

  • Информационная перегрузка — это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;

Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

  • доступ к большому объему учебной информации;
  • образная наглядная форма представления изучаемого материала;
  • поддержка активных методов обучения;
  • возможность вложенного модульного представления информации.

Выполнение следующих дидактических требований:

  • целесообразность представления учебного материала;
  • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
  • многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
  • своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
  • протоколирование действий во время работы;
  • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
  • наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.

Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики[10,156-158].

Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:

  • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
  • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
  • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
  • самоконтроля;
  • доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
  • поддержки активных методов обучения;
  • образной наглядной формы представления изучаемого материала;
  • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
  • развития самостоятельного обучения.

Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:

  • психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
  • культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
  • социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
  • политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
  • этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности[10,113-119].

В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.

Наиболее важным при использовании компьютерных технологий являются следующие дидактические требования:

  • целесообразность представления учебного материала;
  • достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
  • многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
  • своевременность и полнота контрольных вопросов;
  • протоколирование действий во время работы;
  • интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.

Делая вывод, отмечу, что необходимо учитывать как положительные так и отрицательные факторы, влияющие на эффективность использования информационных ресурсов, так как их недооценка может не благоприятно сказаться на всем образовательном процессе[10,128-130].

компьютеризация обучение мультимедиа физика урок

Глава 2. Технологии мультимедиа в образовании

2.1 Возможности и направления развития технологий мультимедиа

Как показал анализ информации по системам мультимедиа, существует многообразие используемых терминов. При этом строгое формальное определение их отсутствует; встречается неоправданно упрощенный подход на практике; необходимо определить основные понятия. В самом деле, сколько должно быть «MEDIA» — сред, насколько они должны быть интегрированы, чтобы образовать новое качество — систему мультимедиа, а не просто программу, работающую и с графикой, и со звуком? На этот и подобные вопросы необходимы четкие ответы.

Итак, «мультимедиа» (MULTIMEDIA) — это компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными изображениями и движущимся видео. Если структурировать информацию, с которой может работать мультимедиа, то можно сказать, что мультимедиа — синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки).

Не углубляясь в технические вопросы построения систем мультимедиа, отметим основную проблему — совместная обработка разнородных данных. В компьютере вся информация (текст, графика, звук, цифровые данные) хранятся в цифровой форме, в то время как теле-, видео и большинство аудиоаппаратуры имеет дело с аналоговым сигналом. Отсюда следуют проблемы перекодировки информации, сжатия/развертки данных, синхронизации разных видов информации при создании единого целого и т.д. Все это стало возможным только при развитии ПЭВМ: возможность преобразования информации из одного типа в другой, резко возросшая память, быстродействие, достижения в области видеотехники, лазерных дисков. Это настолько важно, что наличие лазерного диска (аналогового или CD-ROM) может выступать одним из серьезных критериев возможности системы как «мультимедийной». Кроме того, большинство авторов статей о системах мультимедиа считают необходимым наличие, как минимум, системы автоматизации рисования, трехмерных объектов, трехмерных моделей декораций произвольной сложности, динамически меняющихся[16,78-89].

Применение мультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идет достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговой или абстрактной форме; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения — виртуальная реальность (для изучения языка — моделирование деловых переговоров на иностранном языке, моделирование положения на бирже при изучения экономических вопросов и т.д.)[16,87-99].

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры [5,67].

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше[5,99-100].

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи[7,45-48].

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения (могут быть подготовлены учащимися), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

  • устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения

систематизация новых знаний

применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний;обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  • Для анонсирования темы (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

Как сопровождение объяснения учителя

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше . Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Как информационно-обучающее пособие в обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата[16,105-108]. Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на «ручной» навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль «главного меню» (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре «типовые» кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю «панели управления». При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. При изучении темы «Алгоритмизация и программирование», кроме описания работы различных операторов, должны приводиться конкретные примеры составления целых программ или их фрагментов. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по теме «Задача. Модель. Компьютер» .Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора);

— Для контроля знаний Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени . При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора . Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. Кроме того, вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел[16,145-149].

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии» (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора).

При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо[16,176-177].

Преимущества использования мультимедийных презентаций:

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Можно выделить следующие особенности данной технологии

качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

  • с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
  • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

— В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности урока.

Установление межпредметных связей с другими предметами.

Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности[16,154-159].

Компьютеризированное обучение на базе технологии мульмедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, оно сыграет уникальную роль, которую мы сейчас не можем еще осознать в полной мере. Во всяком случае, уже определилась тенденция связывания мультимедиа большой сетевой системой (некоторые исследователи называют этот этап «гипермедиа», используя этот известный термин в новом смысле).

В итоге просматривается создание распределенного обучающего окружения и доступа к всевозможной необходимой информации в мультимедийном варианте. В этой области еще следует выполнить огромную работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс при взаимодействии с большой информационной системой.

Делая вывод, отмечу, что современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя[16, 151-152].

2.2 Компьютер как средство обучения, воспитания и развития

учащихся

Проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования компьютерной техники в качестве эффективного средства обучения, воспитания и развития учащихся на материале разных учебных предметов приобретает все большую актуальность. ПК может быть использован при изучении естественно-математических и гуманитарных дисциплин. ПК могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, предают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная стимулами учения оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что в конечном счете ведет к достижению едва ли не главной цели процессуальной стороны обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого этапа обучения[55,34-35].

Особую значимость приобретает изучение уже имеющегося опыта компьютерного обучения, анализ сложившегося в практике применения компьютера для решения разнообразных учебно-воспитательных задач. История компьютерного обучения начинается с истории развития самих компьютеров. Компьютеры, используемые в обучении, могут обеспечить:

  • высокую степень индивидуализации обучения каждого обучаемого;
  • консультирование и воспитание обучаемого;
  • обучение умению решать задачи, приближенное к обучению с опытом педагогом-репетитором.

Подробно рассматриваются вопросы, связанные с взаимодействием человека и компьютера в системе компьютерного обучения. Человек в этой системе должен уметь четко формулировать задачу, иметь общие сведения о компьютерах и их возможностях, знать хотя бы один из языков программирования, понятных вычислительной машине, уметь составить описание способа решения задачи, сопоставить полученный результат с предлагаемым и при необходимости устранить несоответствие путем изменения способа решения задачи[5,56-57].

Проблемы компьютерного обучения рассматривались еще на начальных этапах становления и развития вычислительной техники. Возникли условия для реализации компьютерного обучения. Эти условия характеризуются следующими факторами:

1. внедрение компьютеров в учебный процесс создают необходимые предпосылки для обеспечения продолжительного контакта учащегося с компьютером, во время которого происходит процесс компьютерного обучения;

2. результативность компьютерного обучения зависит от уровня компьютерной грамотности обучаемых. Поэтому сам факт внедрения массового компьютерного обучения создает благоприятные предпосылки и для повышения эффективности компьютерного обучения;

3. создаются условия для постепенного перехода не только к компьютерному всеобучу, но и к массовому, всеобщему компьютерному обучению;

4. существенно вырос уровень подготовки педагогов, методистов, руководителей учебных заведений, непосредственно участвующих в организации и проведении в жизнь идей и методов компьютерного обучения;

5. накопленный опыт программированного обучения сыграл положительную роль[7,78-80].

Достаточно высокий уровень компьютерной грамотности позволяет учащимся разрабатывать обучающие программы по школьным курсам.

Основным требованием к составляемым обучающим программам — их ориентация на развитие активности, инициативы, творчества учащихся. Интересны наблюдения, относящиеся к формированию интереса в процессе компьютерного обучения, в частности компьютерным играм. Сначала — повышенный интерес как к таковой, сменяющейся любопытством как к алгоритмической стороне игровой программы. На второй стадии «игроки» начинают самостоятельно разбирать игровые программы и анализировать возможные методы программирования игр, затем любопытство переходит в желание самому запрограммировать какую-нибудь игру.

У пятиклассников, проработавших год с ПК, отмечается более развитое, динамичное комбинаторное мышление, умение планировать и рационально строить свои действия, правильно отбирать и организовывать данные, точно, однозначно ставить цель, работать с большей отдачей, что возможно лишь при высокой эмоциональной заинтересованности. При этом вырабатывается аккуратность, точность, обязательность[7,61-63].

Педагогические задачи концепции можно классифицировать по трем основным направлениям:

  • формирование операционного стиля мышления у всех учащихся;
  • повышение эффективности преподавания всех без исключения школьных дисциплин с помощью компьютера;
  • существенная активизация учебного процесса с помощью программ, оперативно собирающих информацию с учебных мест и анализирующих ее.

Обобщение накопленного опыта — важный этап эмоционального поиска наиболее результативных форм и методов компьютерного обучения.

Накопленный практический опыт позволяет с должным научным обоснованием подходить к дальнейшему углублению и конкретизации компьютерного обучения, отражающий сложные, диалектические педагогические процессы и явления, связанные с внедрением компьютерной техники в учебный процесс[7,67-71].

Один из наиболее существенных психолого-педагогических факторов, сопутствующих компьютеризации обучения, внедрению компьютера в учебный процесс связан с повышенной возможностью индивидуализации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта особенность компьютерного обучения полезна, поскольку позволяет дифференцировать трудность учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей учащихся, выбрать оптимальный темп обучения, повысить оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения.

Реализация важнейшей психолого-педагогической функции обучения — предъявлением и принятием учащимся целей и задач учебно-познавательной деятельности — в условиях компьютеризации возможен острый дефицит учителя и ученика, живого слова учителя, который выполняет важнейшие функции: воспитательную, развивающую, образовательную. Компьютер вполне может взять на себя выполнение обучающих функций, не говоря уже о функциях тренировочного характера, ориентированные на закреплении знаний, умений, навыков. На этом этапе следует считать ее с возможным дефицитом человеческого общения, окрашенного эмоционально-личностными отношениями и создающими тот неповторимый психологический микроклимат, который способствует стимулированию учебно-познавательной активизации учащегося.

В процессе компьютерного обучения необходимо учитывать те психолого-педагогические закономерности, которые связаны с формированием соответствующих эмоций. В условиях компьютеризации учебного процессе особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувства радости от каждого прожитого дня, удовлетворяющие результатами своей учебной, трудовой и общественной деятельности.

На мой взгляд, ошибочно считать, что компьютерное обучение призвано лишь обеспечить учение. Речь идет о другом — в условиях рационально осуществляемой компьютеризации учение приобретает новое качество, оно становится интеллектуально более богатым, творческим, но не более легким, чем в условиях безмашинного обучения[7,76-77].

2.3 Применение компьютерных игр в процессе обучения

Мнения многих учителей и ученых об использовании компьютерных игр на уроках противоречивы. Одни считают, что применение компьютерных игр в учебном процессе нежелательно, аргументируя это отрицательными последствиями их использования. Другие, напротив, предлагают чаще обращаться к компьютерным играм на уроке, переоценивая их возможности. Но даже самая хорошая компьютерная игра при неудачном применении в процессе обучения может принести вред. Поэтому у учителя, использующего компьютерные игры, возникает множество проблем.

Исходными вопросами в теории использования компьютерных игр в педагогике являются их определения и классификации. Существуют различные подходы к их решению. Это можно объяснить многофункциональностью игр.

Под игрой понимается такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение цели.

Под игроком понимается человек или группа людей. Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков выступает компьютер[8,23-25].

Правило — предписание, устанавливающее порядок действий играющих.

Цель в обучающей игре носит двойственный смысл:

1) игровая цель — получение вознаграждения;

2) учебная цель — приобретение знаний, умений и навыков посредством деятельности по заданным правилам.

Среди всех компьютерных игр выделим, прежде всего, игры обучающего характера. В них необходимо выделить обучающий и игровой компоненты. Одним из этих компонентов может преобладать. Если преобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности, связанные с воспроизведением знаний, умений и навыков, их применением, обработкой. В случае преобладания игрового компонента игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к обучению[2,67-68].

По степени обучающего воздействия на ученика игры могут быть разделены на следующие виды:

1.Тренирующие игры: закрепляющие и контролирующие, способствующие отработке имеющихся навыков.

2. Обучающие игры: помогающие ученику приобрести новые знания, умения и навыки.

3. Развивающие игры: способствующие выявлению и развитию наиболее важных способностей и навыков.

4. Комбинированные игры.

Обращение к классификации игр не случайно. При работе с конкретной игрой важно знать ее вид. Так как это поможет определить место игры на уроке. В традиционном уроке выделяют следующие этапы:

1)актуализация знаний;

2)ознакомление с новым материалом;