Психическое состояние — это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации.
Психические состояния являются сравнительно новым и малоизученным психическим явлением, Наряду с другими психическими явлениями психические состояния выступают как один из компонентов психики.
Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. Исследованиями Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. были установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Наряду с достижениями в изучении психических состояний имеется ряд областей психологии и, прежде всего, в педагогической и психологии развития, где исследования единичны[12].
Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.
Цель : раскрыть понятие психические состояния
Задачи :
1.Раскрыть понятие «психические состояния» с точки зрения современной психологии
2.Раскрыть понятие «психические состояния» в историческом аспекте
3.Раскрыть содержание категории «психические состояния»
Объект : психические состояния человека
Предмет : Раскрыть содержание категории «психические состояния»
Глава I. Категория «психические состояния» в современной научной литературе.
1.1 Содержания понятия «психические состояния» в исторической перспективе.
Одним из первых упоминаний о специфическом состоянии «души» является упоминание о состоянии «нирваны» в древнеиндийской литературе. В ней были впервые осуществлены первые попытки классификации психических состояний.
В IV веке Гераклит отметил противоречивый характер определения понятия «состояния» и его содержание. Он указывал, что само слово «состояние» свидетельствует о постоянстве, устойчивости этого психического феномена. Однако в то же время он отмечал динамичность процессуальный характер психического состояния и полагал что «состояния души» могут переходить из одного качества в другое. В более поздний исторический период представители эллинистической науки разделились на два лагеря: детерминистов и индетерминистов. Первый — Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит и др.- считали, что психические состояния как состояния души человека обусловлены воздействием внешних и внутренних факторов. Вторые — Сократ, Платон и их последователи — заверяли, что состояния души человека индетерминированы[12].
Душа у античных и средневековых философов
... на понятие души античных и средневековых философов, проанализировать их мнения и сделать сравнение этих понятий. Задачи работы: 1. Изучить мнение Аристотеля и Платона о душе; 2. Рассмотреть проблемы души у Августина и Пифагора; 3. ... Сознание никогда не возвращается в прошлые состояния, потому что тянет за собой все прошлое; все, что бы ни случилось с человеком, откладывается а его памяти, и, ...
Одним из первых ученых древности, высказавших идею о состояниях и их отклонении от нормы, был великий философ и врач древности Гиппократ. Он полагал, что патологический процесс, и в том числе патологические состояния психики, — это защитная реакция, которая имеет целью восстановление функции, возврат ее к прежнему, нормальному состоянию и к восстановлению организмом утраченного равновесия. Особенность такого процесса во многом определяет специфику, в частности, психического состояния.
К IV в. до н.э. относятся некоторые другие попытки классификации психических состояний. Стоики, эпикурейцы и перипатетики выделяли не только состояния удовольствия, страдания, желания, страсти, страха, но и «напряженность пневмы» как одну из форм состояния души, подчеркивая, что эти состояния могут, быть связаны с неправильными суждениями об окружающем мире.
Наиболее четкое представление о психических состояниях в то время было у Аристотеля. Он считал, что психические состояния — это особые состояния души, выделял их в самостоятельную психологическую категорию и подчеркивал связь между ними и характеристиками телесного субстрата. Аристотель разделял понятия психического состояния и психической деятельности и допускал, что психические состояния развиваются под влиянием внешних воздействий.
В конце I — начале II тысячелетия нашей эры великий ученый Авиценна указывал, что эмоции представляют собой определенные формы «животной силы», и подчеркивал их связь с телесными изменениями. Ему же по существу и принадлежит идея соединить медицину с психологией, т.е. учитывать состояния души человека при оценке его болезненных телесных расстройств. Эта идея занимала в трудах Авиценны большое место.
В средние века в Европе господствовали эмпирико-натуралистические взгляды на психические состояния. В частности высказывались мысли о том, что способность души сохранять достигнутое состояние зависит от состояния «материи», которое может «сжиматься» и «расширяться». Соответственно при «сжатии» материи наблюдается состояния возбуждения, напряжения, а при ее расширении — состояние расслабления, успокоения.
В эпоху средневековья и особенно в эпоху Возрождения намечается отход от подобных упрощенно-натуралистических воззрений, и уже Декарт считал, что психические состояния как явление, сопровождающиеся изменениями в поведении, мимике и в состоянии внутренних органов человека, вполне могут стать предметом объективного научного исследования. В XVIII-XIX вв. продолжались попытки классифицировать психические состояния. Так Вундт предложил дихотомический принцип, на основе которого в каждом психическом состоянии выделял две группы: напряжение — расслабление, возбуждение — успокоение. Следует полагать, что этот принцип исторически связан со взглядами Спинозы на аффективную жизнь человека.
» Задержка психического развития»
... с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР. - Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план ... деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР. Особые состояния, схожие по симптоматике с "задержкой", формируются у детей вследствие так ...
Дарвину и Джемсу принадлежат тщательные описания внешних проявлений психических и, прежде всего эмоциональных состояний. Более того, Джемс полгал, что психические состояния (а психические состояния он относил к состояниям сознания) являются главным предметом психологический науки в целом.
Развитие идей о саморегуляции психической деятельности привело в середине XIX в. к тому, что И.М.Сеченов выдвинул принцип обратной связи в формировании и течении психических состояний, ставших впоследствии одним из важнейших принципов системной организации психической деятельности человека.
Существенный вклад в исследование объективных характеристик психических состояний и в том числе состояний психического напряжения, тревоги, страха, внесли русские ученые первой четверти XX в.. В работах В.М.Бехтерева и его учеников содержатся не только описания феноменологии эмоциональных состояний, протекающих на фоне общего психического напряжения, но и методологически правильные адекватные подходы к их объективному изучению[12].
Уже в начале XX столетия в обширной проблематике изучения психических состояний наметились отчетливые социо-культуральные, философско-психологические, психоаналитические, психосоматические и некоторые другие направления.
К концу первой половины XXв. Общие задачи изучения психических состояний были достаточно полно сформулированы в монографии Д.Н.Левитова. Большой заслугой Н.Д.Левитова [7] является то, что он привлек внимание психологов к проблеме психический состояний как особой категории психического и осветил место и значение этой категории среди других психических понятий.
1.2. Содержание понятия категории «психические состояния»
в психологии.
Исследования в области поведения и деятельности человека поставили вопрос о необходимости интегральной оценки психической сферы для объяснения причин того или иного поведения человека.
Выделение двух категорий психических явлений поставило перед специалистами проблему «разорванности», функциональной несвязанности психических процессов и психических свойств. В одних и тех же ситуациях у разных людей регистрируются различия в протекании психических процессов, а у одного человека одна и та же ситуация может вызвать разное реагирование и поведение. Какая связь, зависимость между психическими процессами и психическими свойствами? Используя положения теории систем, представим категории психических явлений в качестве структурных элементов психики, но как они связаны между собой, как происходит функциональная взаимосвязь между ними? Таким образом, встал вопрос о необходимости выделения третьей категории психических явлений, функционально связывающей две предыдущие.
Позиции специалистов по проблеме психических состояний и соответствующие им определения можно свести к одному из трех направлений.
первого направления
В рамках этого направления существуют и другие определения психического состояния, но главное в них одно: состояние раскрывается как некоторая интегральная характеристика психики в конкретный (актуальный) момент времени. Нужно отметить, что такое толкование психического состояния самое распространенное в психологической литературе. Как отметил Е.П. Ильин[5], такие описательные определения не проясняют вопроса о механизмах протекания состояния.
Высшие психические функции
... развития высших психических функций» (не позднее 1930) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и ... предметами или явлениями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту ...
второго направления
третьего направления
Изменение внутренних условий происходит под влиянием внешних условий, текущих функциональных возможностей и совокупности психологических особенностей человека. Внешние условия по принципу детерминизма преломляются через индивидные и личностные особенности, обусловливая индивидуальность ориентировочно-гностического процесса (анализ ситуации), который заканчивается оценкой трудности ситуации. Под оценкой трудности ситуации понимается субъективная оценка вероятности достижения цели, проще говоря «уверенности-неуверенности» в достижении цели. Оценка трудности в соответствии с актуализацией конкретного мотива в данной ситуации запускает механизмы приспособления к ситуации и изменяющимся условиям (так при константности ситуации со временем изменяются текущие функциональные возможности).
Результатом такой приспособительной реакции личности оказываются критерии удовлетворительного достижения цели, определенный уровень активации и переживания. Следствием такой приспособительной реакции оказываются конкретные характеристики протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств личности.
Все три приведенных подхода понимаем психичекое состояние соответствуют сути явления. Психическое состояние как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях в конкретное время.
Термин «состояние» в научном обиходе имеет два значения – характеристика и неотъемлемое свойство явления. Применительно к предмету психологической науки следует также выделять два значения термина «состояние» применительно к человеку[12].
1. Состояние как характеристика – это состояние объекта исследования – внимания, психомоторики, сознания и т. д., в том числе и психики в целом – состояние психики. Состояние психики – ситуативная интегральная, комплексная, целостная и т. п. характеристика психической сферы человека. И такой термин широко используется в психиатрии.
2. Состояние как неотъемлемое, атрибутивное свойство психики человека есть форма существования психики, функционально связывающая две остальные категории психических явлений – психические процессы и психические свойства. Особенности функционирования психики в конкретный момент времени есть следствие психического состояния. Конкретные проявления психической сферы человека есть характеристики его психического состояния. Именно в психическом состоянии проявляется диалектика изменчивости и устойчивости, объективности и субъективности, непроизвольности и произвольности, прошлого и будущего.
Таким образом, психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния – чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта).
Эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов
... работе, соседей по дому и т.п. Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально ... здравоохранение определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие ... психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ...
Состояние как категория – причина конкретного функционирования психической сферы, а состояние как характеристика – следствие функционирования психики человека[12].
1.3. Классификация психических состояний.
Научное изучение любого явления начинается с описания его конкретных проявлений и обобщения данных, т. е. классификации. Необходимость классифицировать изучаемое явление это своего рода упорядочивание разнообразных фактов проявления изучаемого явления, на основе которого становится возможным выделение общих положений его существования – структуры, функций, компонентного состава. Только на основании выделения общих положений можно решать проблему принципов и механизмов протекания психических состояний. Представление же о механизме существования явления обеспечивает методическую базу для его экспериментального исследования. Последовательно рассмотрим классификации, структуры и функций психического состояния.
Н. Д. Левитов отмечает, что любой признак может быть положен в основу классификации психических состояний. При этом он отмечает, что «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним-двумя проявлениями психики, доминирующими в данный момент – аффективные состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, задумчивость); вторые характеризуются сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление) [7].
Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды-минуты; текущие – часы-дни и длительные – недели-месяцы и даже годы. Выделяются психические состояния нормы и патологии. Первые характеризуются единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения и регулирования. Такие состояния рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках ведут к нарушению функции отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии. С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные[17].
Ряд классификаций психического состояния построены на выделении: уровней активации ретикулярной формации; уровней психической активности сознания. Показано, что интенсивность функционирования ретикулярной формации тесно связана с уровнем сознания и продуктивностью деятельности. По показателям активности сознания выделяется: состояние измененного сознания; состояние повышенной психической активности; состояния средней (оптимальной) психической активности; состояния пониженной психической активности; состояния перехода от активности (бодрствования) ко сну; сон со сновидениями (бодрый сон); глубокий сон (медленный); утрата сознания. На основании выделяемых уровней сознания предлагаются качественные классификации психических состояний.
Психическая деятельность животных
... в среде. Цель. Изучить психическую деятельность животных. Задачи. 1. Изучить литературу по данному вопросу; 2. Рассмотреть характеристику психической деятельности животных; Основная часть Инстинктивное поведение ... часы»), которые регулируют общую ритмику жизнедеятельности организма. В отношении поведения это означает, что периодические колебания внешней активности животных, начало, и окончание ...
На уровне оптимальной психической активности наблюдается полное сознание, характеризующееся концентрированным, избирательным, легко переключающимся вниманием и высокой продуктивностью мнемических процессов. При отклонении от этого уровня в ту или иную сторону происходит ограничение сознания за счет сужения внимания и ухудшения мнемических функций, нарушается принцип гармоничности функционирования психики. Патологические состояния не имеют уровня средней активности, все расстройства психики происходят, как правило, на фоне значительного отклонения активности от индивидуально-оптимального уровня в сторону понижения или повышения. Измененные состояния сознания также характеризуются значительным отклонением от индивидуального оптимума уровня активности и возникают при воздействии на личность различных факторов: стрессовых; аффектогенных; невротических и психических заболеваний; гипнотических; медитационных.
Исходя из идеи уровня психической активности состояния подразделяются на относительно равновесные (устойчивые), имеющие средний (оптимальный) уровень психической активности, и состояния неравновесные (неустойчивые), характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего уровня. Первые проявляются в предсказуемом поведении, высокой продуктивности деятельности, комфортности переживаний. Вторые возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критических, сложных и трудных периодах и ситуациях), подчас обусловливают развитие пограничных и патологических состояний.
По преобладанию (выраженности) одной из характеристик психического состояния предлагается состояния делить на классы: класс состояний, выделяемых по активационным характеристикам, – азарт, вдохновение, деятельное состояние, состояние вялости, апатии; класс состояний, выделяемых по тоническим характеристикам, – бодрствование, утомление, сон, терминальное состояние; класс состояний, выделяемых по тензионным характеристикам, – состояние созерцания, монотонии, стресc, фрустрации, предстартовая лихорадка; класс состояний, выделяемых по эмоциональным характеристикам, – эйфория, удовлетворение, тревога, страх, паника; класс состояний по уровню активности – это состояния мобилизации – недостаточная, адекватная, избыточная; класс депрессивных состояний; класс астенических состояний.
Все классификации основаны на тех или иных проявлениях психического состояния человека. Обобщая положения разных классификаций, выделим главное: уровень активации нервной системы; уровень активности сознания; преобладающее проявление реагирования на ситуацию; устойчивость-неустойчивость состояний; кратковременность-длительность состояний; положительность-отрицательность влияния на деятельность состояний; нормальность-патологичность состояний.
Поскольку психическое состояние рассматривается целостным психическим явлением, более того, выделяется как категория психических явлений, необходимо решение вопросов о его структурно-функциональной (системной) организации. Это вопросы теории и методологии проблемы психических состояний. От решения этих вопросов во многом зависят концептуальные подходы как к пониманию, так и к диагностике психического состояния.
Методология науки. Значение методологии для профессиональной деятельности
... основаниям вокруг доминирующих методологических принципов и даже мировоззренческих установок. Существуют следующие методологические подходы: системный личностный деятельностный культорологический Понятие подхода применимо к разным уровням методологического анализа, но чаще всего такие подходы ... перейти от существующего состояния деятельности к новому ее состоянию, методолог вынужден рефлексировать и ...
В структуру психического состояния включаются цель деятельности, особенности направленности личности, оценка человеком данной ситуации, предвидение результата деятельности, общая напряженность, общий функциональный уровень, соотношение доминирующих и заторможенных психических компонентов и их организация в данной структуре. При этом отмечается, что одна и та же структура психического состояния в зависимости от ситуации может изменяться. В структуру психических состояний также включаются аффективные, когнитивные, волевые и мнемические компоненты, мотивационные, эмоциональные, активационные процессы. Таким образом структура целостного системного явления может изменяться в процессе функционирования, а также что структура – это набор компонентов или процессов системного явления.
В состав психического состояния включаются показатели психических процессов, физиологических реакций, переживания и поведение. Подчеркивается неотделимость друг от друга переживаний и физиологических изменений в организме. Психологический и физиологический аспекты психического состояния рассматриваются составляющими одного и того же явления.
Е. П. Ильин, определяя состояние как системную реакцию, включает в структуру три уровня регулирования, которые образуют функциональную систему: психический – переживания; физиологический – соматика и вегетатика и третий – поведение человека. Состояние как целостная реакция личности в конкретной ситуации связано с формированием определенной функциональной системы, включающей переживания, гуморальную регуляцию со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы и двигательные уровни[5].
Т. А. Немчин в структуре психического состояния выделяет два блока – информационный и энергетический. Информация о диспозиции личности и параметрах ожидаемого (потребного) результата стимулирует структуры мозга, которые запускают активационные процессы соматической регуляции и обеспечивают энергетическую основу адаптации, приспособления к ситуации[17].
В. А. Ганзен выделяет три структурных элемента описания психического состояния – уровневость, субъективность-объективность и степень обобщенности. Первый элемент структуры подразумевает уровни организации функционирования соматики и психики человека: физиологический (включает нейрофизиологические, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций); психофизиологический (это вегетативные реакции, изменения психомоторики и сенсорики); психологический (особенности протекания психических функций и настроения); социально-психологический (здесь рассматриваются характеристики поведения, деятельности, отношения и сознания).
Второй элемент структуры раскрывает наличие субъективной и объективной сторон психического состояния: субъективная – переживания, объективная – все то, что регистрируется исследователем. Третий элемент образуют три группы характеристик – общие, особенные и индивидные проявления личности в конкретной ситуации[1].
А. О. Прохоров ставит вопрос о различиях в структурно-функциональной организации кратковременных и длительных психических состояниях, но «комплексы энергетических составляющих позволяют говорить о единой энергоинформационной структуре состояний». Принципиальность различий заключается в уровне энергетической составляющей состояния. В случае кратковременных состояний – высокий энергетический потенциал и поддержание высокой активности и эффективности всех подсистем целостной организации человека при осуществлении целенаправленной деятельности. При длительных состояниях – низкий уровень энергетической составляющей, который характеризуется комплексами пассивности, тяжести, напряженности переживаний, низким уровнем психической активности[17].
Строение психической деятельности человека
... экстериоризация, т.е. обратный переход. Таким образом, мы приходим к выводу, что психическая деятельность человека имеет сложную структуру и имеет внешние и внутренние компоненты. 2. Общественный труд как ... составляющие центральной нервной системы. Сюда же Р.С. Немов включил психические процессы и состояния, которые участвуют в регуляции деятельности. Р.С. Немов говорил о том, что соотношение двух ...
Таким образом, в качестве базовой основы структуры психического состояния следует выделять энергетическую и информационную составляющие. Информационная составляющая – это процессы субъективного отражения действительности. Энергетическая составляющая представляет собой совокупность биохимических и физиологических процессов в организме.
1.4. Современные исследования психических состояний
В последнее время стало проводиться много различных исследований связанных с категорией психические состояния. Ученые, прежде всего, пытаются определить какое состояние, будет испытывать человек в различных ситуациях. Однако исследователи рассматривают, не только как ведет себя человек, в каких либо ситуациях, но и состояния в процессе трудовой деятельности. Одной из работ, направленных на изучение состояний в процессе труда является исследование Прохорова А.О.[9].
Его работа посвящена психическим состояниям учителя и влияние на продуктивность урока.
Для целей исследования он разработал опросник, включающий в себя 109 показателей психических состояний, поведение и продуктивности учительского труда. В эксперименте участвовало 136 учителей. Всего рассматривалось более 80 состояний, сгруппированных Прохоровым в 13 гр.:
1.Положительные практические состояния, связанные в основной деятельностью учителя-активность, готовность, мобилизованность и др. 2.Творческие-вдохновление, воодушевление, подъем, желание работать и др.
3. Волевые — требовательность, решительность, сдержанность и др.
4.Отрицательные праксические состояния – апатия, психическое перенасыщение и др.
5.Органические,отражающие биологические потребности — жажда, голод и др.
6.Положительные ориентационные состояния — заинтересованность, удивление, любознательность и др.
7.Отрицательные ориентационные – сомнение, тревога, недоумение и др.
8. Положительные коммуникативные состяния – симпатия, доброжелательность, дружба и др.
9. Отрицательные коммуникативные состояния – безразличие, недоброжелательность, вражда и пр.
10.Положительные эмоциональные состояния – радость, счастье, наслаждение и др.
11.Настроение
12.Отрицаельные эмоциональные состояния – печаль, горе, страдание, чувство вины и т.д.
13. Состояния сознание – сосредоточенность, сонливость и др.
Показатели продуктивности урока:1)реализация на уроке образовательных задач. 2)реализация на уроке воспитательных задач. 3)реализация развивающих задач. 4) усвоение материала урока в целом. 5) познавательная активность и самостоятельность учащихся в процессе решения задач. 6) применимость новых знаний в деятельности. 7)связь учебного материала с потребностями, интересами, стремлением учащихся 8) активизация и развитие на занятиях мышления и внимания, памяти и др. 9) развитие у школьников учебной деятельности- мотивационной содержательной, контролирующей оценочных сторон.
Педагогические пути и условия формирования самостоятельности ...
... формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Задачи : На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы: 1. Раскрыть содержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника; 2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников, способствующие развитию у них самостоятельности. ...
Главными выводами его исследования стало то, что в течении урока, рабочего дня у педагогов доминирует положит.окрашенные ПС, влияющие на продуктивность урока и поведение учителя. Он также установил то, что в динамике учебно-педагогического процесса к концу года наблюдается тенденция к снижению полож.окрашенных состояний. Снижение интенсивности данных состояний сочетается с падением продуктивности урока.Но самым главным выводом стало то, что продуктивность урока и трудового дня прежде всего связаны с практ. и творческими состояниями учителя[9].
Другая же работа Прохорова А.О. посвящена изучению особенностей психических состояний младших школьников в учебной деятельности[8].
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом [15],[14]
Целью исследования Прохорова и его соавтора явилось изучение феноменологии психических состояний детей младшего школьного возраста, а также взаимоотношений состояний с психическими процессами и психологическими свойствами в ходе учебной деятельности.
Исследование ПС проходило в два этапа. На первом этапе для измерения ПС детей была разработана соответствующая диагностическая методика. Необходимость ее создания возникла при проведении исследований, когда было обнаружено, что дети I и II классов не могут вербализовать собственные переживания и назвать актуализированные состояния.
Таким образом, первым шагом являлось выделение и описание, наиболее часто встречающихся состояний младших школьников. Это было сделано учителями младших классов (в эксперименте участвовало 300 педагогов).
Им была предложена анкета, включающая в себя 60 наиболее часто встречающихся в учебной деятельности состояний [9].
Согласно инструкции учителям требовалось выделить и описать проявления, а также длительность тех психических состояний, которые характерны для младших школьников во время учебы в школе (Об эффективном различении и понимании учителем психических состояний учащихся писал Н.Д.Левитов [8; 253-257]).
Полученные результаты обрабатывались с помощью методики частотного анализа. Выделенные наиболее часто встречающиеся состояния явились основой разработанной методики.
Другой основой стала опора на уже сформированный к младшему школьному возрасту вид деятельности – рисование. Рисование предоставляет ребенку возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов [13] [2].
Рисуя, ребенок как бы оформляет свои мысли и чувства в цвете и образе[4].
Третья основа разрабатываемой методики – использование цветописи, связанное со способностью цвета отражать состояние человека.
Все исследования проводились в реальных условиях учебной деятельности: в начале и в конце урока. В экспериментах участвовали 88 учащихся I-III классов.
Проведя таким образом исследование Прохоров А.О. установил что типичными психическими состояниями школьников являются мотивационные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные, психофизиологические состояния и состояния общения. Наибольшее количество состояний характерно для I и III классов, что связано с изменением социальной ситуации развития и с качественной перестройкой психологической организации учащихся. Он также установил что в диапазоне от I к III классу наблюдается общее уменьшение числа корреляций состояний с психическими процессами и свойствами, что свидетельствует о динамике повышения устойчивости психической структуры младших школьников. Также что направленность изменений в целостной структурно-функциональной организации психологических показателей младших школьников связана с тенденцией повышения устойчивости дифференциации: от относительно рассредоточенной структуры психологических характеристик первоклассников, сконцентрированных вокруг когнитивно – познавательного блока с центральным звеном – зрительным восприятием величины и формы, через комплекс психологических показателей, связанных с зрительным восприятием величины и проявлением микрогрупп показателей внутри блока (признаками дифференциации), — у второклассников, до функциональных комплексов третьеклассников, центрированных в плоскоскостях категории психических явлений: процессов, состояний, свойств[8].
Заключение.
На основании вышеизложенного материала можно сказать о том, что развитие психических состояний началось только в XX веке. Несмотря на то, что их изучением занимались еще древние ученые и мыслители, но полно они были отражены и исследованы отечественными психологами, в частности Н.Д.Левитовым.
На основании проделанной работы можно сказать, что настоящее время существует три позиции понятия «психические состояния», каждая из которых определяет саму суть явления.
Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованными социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние.
Психические состояния одна из малоизученных областей. Но тем не менее интерес к их исследованиям растет и по сей день.
Выводы.
1. Психические состояния изучались еще с древности, но четкое их обозначение в психологии появилось только в XX веке.
2. В настоящее время существует 3 направления определения выделенные специалистами:
А) Психическое состояние совокупность показателей психической сферы человека, характеризующих личность в данный момент времени.
Б) Психическое состояние — фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности.
В) Психическое состояние — системная реакция психики человека на изменения условий.
3.Термин состояние имеет два значения. Состояние — как характеристика и состояние — как форма существования психики
4.Существует огромное число классификаций психических состояний. Все классификации основаны на тех или иных проявлениях психического состояния человека
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihicheskie-sostoyaniya-cheloveka/
1. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психических состояний человека//Вестн. ЛГУ.1991. Сер.6.Вып.1(№6).С.47-55.
2. Данилова Е.А. Особенности поведения школьников 3 и 4 классов в ситуации фрустрации// Нов.исслед. в психол.и возр.физиол.1989.№2.С.4-43
3. Еникеев Н.И. Общая и социальная психология.- М; изд-во «Норма», 2005-624с.
4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Изд-во АПН СССР,1961.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. М.: 2005-416с.
6. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и теблицах.- М; «Флинта» 1998г.-127с.
7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека, М.,1964.342с.
8. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психические состояния // Психология. М., 1977. С. 98—110.
9. Прохоров А.О., Генинг Г.Н.Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности//Вопр.психол.1998.№4.С.42-53.
10. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявление в учебном процессе. Казань: Изд-во Казанск.ун-та 1991.
11. Прохоров А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока//Вопр.психол.1989.№6.С.49-55.
12. Психические состояния /сост.Куличков.-СПб: изд-во Питер 2000.-512с.
13. Сосновикова Ю.Е.Психические состояния человека и их классификация и диагностика.- М; 320с.
14. Степанов С.С.Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.:Изд.центр “Academia”,1994.
15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопр.психол.1971.№4.С.6-20.
16. Этапы формирования личности в онтогенезе //Возрастная и педагогическая психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ,1992.С.190-210
17. www.lib.ru