Профилактика экзаменационного стресса

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В последнее время стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье канадским эндокринологом. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. [12, c.122]

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

— Ганс Селье.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы (стадии).

Первая фаза — стадия тревоги. Эта фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой ещё с помощью функциональной мобилизации без структурных

перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается прирост печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования

4

адаптационных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления).

Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающиеся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долгое время, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза — истощения. На второй и третьих стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.

5 стр., 2484 слов

Стресс и его причины, виды стрессов, пути снятия стресса

... эмоций, когда стресс благоприятствует здоровому состоянию организма, вызывает расслабление и эйфорию 4 . Ганс Селье выделил в стрессе три фазы. Первая – «реакция тревоги» - это ответ организма на событие, ... что такой стресс не имеет реальных причин, он ничем не отличается от стресса вызванного реальными причинами. 2. Физиологические стрессы – это стрессы, возникающие в результате воздействия на ...

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов).

Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды, любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата) и т.п. Однако стресс способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием – эустресс.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека).

Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.).

Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях.

5

Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — дистресс [12].

Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему).

Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. [12]

9 стр., 4413 слов

Окислительный стресс

... кислорода. Однако сильный окислительный стресс может повредить или уничтожить клетки. 2.2 Причины окислительного стресса В организме здорового человека существует нормальный ... ситуация организм может не справится. Поэтому целью работы является понять, что такое окислительный стресс, как он действует на организм ... вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - “вот это и есть стресс”, ...

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера.

Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс, то есть стресс в преддверии экзамена. Слово «экзамен» в переводе с латинского обозначает «испытание».

Экзамен — это процесс оценивания образовательных достижений учащихся с целью аттестации или конкурсного отбора; в Едином экзамене в качестве инструмента его проведения используются КИМы (Контрольные измерительные материалы), или тесты, разработанные для всех регионов в едином федеральном центре.

Общественная жизнь человека постоянно ставит его в ситуации «экзаменов» — тех или иных испытаний, где ему приходится доказывать свою социальную состоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта. В принципе, симптомы экзаменационного стресса мы можем видеть у школьников перед контрольной работой, у студентов во время сессии, у водителей, впервые сдающих на права, у хирурга, который осваивает новую операцию, у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю. Классический пример «экзаменационного стресса» можно обнаружить в периоды сдачи экзаменов в любом учебном заведении. Бессонные ночи, тревожные мысли, снижение аппетита, учащенный пульс и дрожь в конечностях — вот типичные проявления страха перед экзаменами. Проведенные в последние годы исследования показали, что

6

страх перед экзаменами затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечнососудистую, иммунную и др.

Недавние исследования ученых показали, что под влиянием этого страха у части студентов происходит нарушения генетического аппарата, повышающие вероятность возникновения онкологических заболеваний.

По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы.