Современный педагог и требования нему

Процесс модернизации системы образования предъявляет повышенные требования к современной школе вообще и профессионализму педагогов в частности. Сегодня, как никогда, возросла потребность в учителе, способном совершенствовать содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения передовых педагогических и информационных технологий.

Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях ключевой фигурой становится педагог как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящих и в нашем обществе перемен ставят будущего педагога перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе подготовки воспитателя.

Современная система образования требует существенной перестройки образовательной технологии, внедрения системы многоуровневой подготовки с сетью многопрофильных, разноуровневых профессиональных учреждений, обеспечивающих свободу выбора любого типа обучения или их комбинации. Все это обусловливает необходимость формирования нового типа учителя, обладающего не только конкретными знаниями и умениями, но и глубокой научной подготовкой, широким кругозором.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

Проблема подготовки педагога настоящего, а тем более будущего века, очень сложна. Так было всегда. Она требует серьёзных методологических и теоретических исследований, которые в каждой новой социальной ситуации будут расширять поле изучения проблемы.

Исследования в области профессионального мастерства педагога, его профессионального опыта становятся актуальными в условиях ориентации системы образования на гуманистическую парадигму, что выдвигает на первый план разрешение противоречия между требованиями новой практики и сложившимся профессиональным опытом педагогов.

Вопросы основных требований к личности педагога привлекали внимание ученых в разные времена (Ш.А. Амонашвили, В.А. Кан-Калик, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Я.С. Турбовской, Н.Е. Щуркова, А. Е. Ямбург и др.).

10 стр., 4707 слов

Организация социальной защиты населения в системе образования

... объектом социальной защиты в системе образования становятся как отдельные личности, так и социальные группы - обучающиеся разных возрастов и в различных учебных заведениях и целые коллективы образовательных учреждений всех видов. Предметом социальной работы в сфере образования является посредническая ...

Вопросам совершенствования педагогического образования, подготовки педагога уделяли внимание отечественные педагоги — Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

На сегодняшний день выполнены фундаментальные исследования по проблеме развитие профессиональных способностей будущих педагогов (Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Мищенко А.И., В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина Н.Ф. Талызина Е. К. Осипова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, и др.).

Объект исследования — педагог.

Предмет исследования — педагогический процесс.

Цель данного исследования — изучение требований к современному педагогу.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить профессиональные качества современного педагога;

2. Рассмотреть психологические требования к личности педагога;

3. Исследовать основные требования к педагогу в современной школе.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование.

1. Понятие и основные требования к современному педагогу

1.1 Профессиональные качества современного педагога

Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.).

Поэтому профессия педагога — одна из древнейших в мире.

В широком значении слова педагог — это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. Учителями целых поколений молодежи были русские революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Педагогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель — это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества, но всегда народный учитель подвергался эксплуатации и преследованиям за участие в борьбе народа.

Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, таких мастеров педагогического цеха, как С.Т Шацкий. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, Н.П. Волков, Е.Н. Ильин и др., то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.

К. Д. Ушинский понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Он рассматривал его как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, знание которых вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.

Говоря о личности педагога, К.Д. Ушинский имел в виду его индивидуальность, его сложившийся характер. Никакие уставы и программы, никакие устройства учебно-воспитательного заведения, как бы хитро ни были придуманы, не могут заменить личности в деле воспитания. «Воспитательное влияние есть влияние развитого характера на характер формирующийся, а характер — есть личность человека»[6,92].

4 стр., 1775 слов

Творческая личность будущего педагога — сердце современной школы

... затем, чтобы достойно их представить. Решающим звеном в этой системе является воспитание творческой личности, развитие у учащихся особой мотивации — стремление к творчеству, созиданию нового, стремление к ... форму, время, только после этого перевести. Если ребенок все выполнил правильно, то учитель — практикант советует ему похвалить себя за выполненную работу. На уроках английского языка ...

К.Д. Ушинский высоко ценил роль учителя в процессе воспитания, уверяя, что именно от педагогического мастерства наставника зависит педагогический эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Поэтому от требовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии.

Каким же должен быть учитель, чтобы вырастить творчески развитую личность? Л. Н. Толстой много пишет по этому поводу, и личности учителя он отводит большую роль. Его дидактические рекомендации учителям представляют большой интерес, прежде всего он отмечает, что отношения естественности между обучаемым и обучающимся являются лучшими отношениями, без принудительности и страха перед наказанием. Л. Н. Толстой выдвигает главный постулат успешного обучения: «Любовь учителя к своему делу — необходимое условие успешного обучения». Каким видится совершенный учитель Толстому? «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель!» — вот кредо Толстого в отношении учителя.

Сегодня различают четыре уровня профессионализма, которые полностью совпадают со взглядами Толстого на личность и мастерство учителя:

  • первый уровень — это уровень методической грамотности, та система знаний, которыми владеет учитель;
  • второй уровень — это уровень ремесла, который имеет учитель, опыт использования им известных приемов и способов обучения;
  • третий уровень — уровень мастерства, его достигают немногие, он состоит также и в умении учить других;
  • уровень, который предполагает овладение таким элементом методической культуры как творчество, а ведь именно к этому призывал Толстой учителя — придать обучению творческий характер;
  • и, наконец, четвертый уровень — это высшее направление мастерства, это уровень искусства. Именно Толстому принадлежат слова: «Преподавать на уровне искусства значит преподавать так мастерски, что не видно мастерства»[6, 58].

В.А. Сухомлинский воспитание понимал как творение счастья каждого воспитанника. «Воспитание заключается в том, — утверждал выдающийся педагог, — чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань — в этом искусство воспитания» [13, 198].

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» [13, 199]. И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель — это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

6 стр., 2951 слов

Методика научно-педагогического исследования, : Личность педагога ...

... деятельности. Личность педагога и его исследовательские способности Требования к личности педагога Самые передовые теории, оригинальные новации, современные системы и технологии, прекрасно составленные инструкции и разработки сами по себе не сделают педагогический ...

По мировым стандартам современный учитель — это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, исследователь и создатель многовариативных программ, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Личность учителя в — это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта, вечного ученика, ищущего и принимающего всё новое, ведущего за собой подрастающее в тревожном и быстро меняющемся мире.

Учитель нового времени — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, личность, представленная не как простая сумма свойств и характеристик (как это традиционно излагалось в квалификационных характеристиках по учительским специальностям), а целостное динамическое образование, логическим центром и основанием которого является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее социальную и профессиональную позицию[3, 41].

В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, методику преподавания предмета, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Будущий профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения. Для достижения такого результата необходимо выстроить подготовку будущего учителя в вузе поэтапно, создавая следующие условия для постепенного формирования его как личности:

В научной литературе достаточно широко рассматриваются особенности формирования профессиональных качеств и умений педагога, педагогических способностей, личностное и профессиональное развитие (Л.М. Митина, В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина и др. ) [7,12].

Каковы же слагаемые профессиональных способностей педагога?

В первую очередь следует назвать гуманистическую направленность личности педагога, позволяющую целесообразно выстраивать педагогический процесс, организация которого в интересах развития ребенка открывала бы для него самого личностную значимость знаний [7,22].

Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников.

Наивысшие результаты в педагогической деятельности поэтому связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узко-профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.

15 стр., 7252 слов

Педагог как организатор образования и воспитания личности

... 1. Теоретические основы педагогической организации образования и воспитания личности учащегося 1.1 Педагог как центральная фигура в образовании учащегося Учитель в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь деятельность педагога прямо либо опосредованно ...

В.А. Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом — беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его.

И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому педагог — это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино[15, 67].

Вторым слагаемым профессионализма педагога являются его профессиональные знания. Это фундаментальная основа педагогического мастерства, дающая ему глубину, основательность и осмысленность. Содержание профессиональных знаний составляют: знание содержания преподаваемого предмета; овладение общедидактическими и методическими подходами в его преподнесении учащимся; обязательное знание педагогики и психологии, которое помогает правильно выбрать педагогическое воздействие на основе точного психологического анализа поступка, факта или явления. Важным показателем профессиональных знаний является их комплексность, научность, их основательность (формирование на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях), их личностная окрашенность [7,132].

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено поэтому как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к педагогической действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих [15,82].

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков.

Третьим слагаемым профессионализма являются хорошо развитые педагогические способности (коммуникативные, перцептивные, динамизм личности педагога, его эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность и т.д.), обеспечивающие скорость совершенствования педагогического мастерства [7,91].

Академик В.А. Сластенин в своих исследованиях подчеркивает, что современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекции-онно-регулирующих. Главная суть их в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе, от типовых педагогических технологий к креативным, творческим, личностно-ориентированным, преобразующим суперпозицию педагога и суборди-национную позицию ребенка в личностно-равноправные позиции [15,73].

13 стр., 6316 слов

Педагог: профессия и личность

... Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. Педагогические специальности и направления. Высшие учебные заведения и педагогические ...

И, наконец, четвертым элементом педагогического мастерства следует назвать педагогическую технику.

Следует отметить, что педагогическая техника включает в себя две группы умений.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим телом (пластика, мимика, жесты, пантомима); управление своим эмоциональным состоянием, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия, творческой атмосферы); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника и культура речи (дыхание, модуляция голоса, его полетность, дикция, темпо-ритм речи) и т.д.

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону учебно-воспитательного процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации деятельности и коллективных творческих дел и т.д. [15,72].

Педагогическая техника способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. А совершенствование педагогической техники способствует достижению результата адекватного замыслу педагога. В этом проявляется высший уровень педагогической деятельности и это один из основных показателей профессионализма.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации — это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целен и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика [7,67].

19 стр., 9479 слов

Курсовая «Творческая деятельность учителя»

... профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой творческой направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в ...

Реализация новых концептуальных подходов к воспитанию возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагога. В связи с этим остро встает вопрос о готовности педагога к воспитательной работе. Анализ теоретических подходов Е.П.Белозерцева, Г.А.Бокаревой, И.А.Колесниковой, В.А. Сластенина, В.В.Серикова к данному понятию позволяет выделить общие положения. Готовность к воспитательной работе это:

  • система знаний, умений и навыков по воспитанию школьников;
  • мотивационно-ценностное отношение к воспитательной работе;
  • постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;
  • способность самостоятельно строить методику воспитательной работы с учащимися, используя новые технологии воспитания;
  • импровизация в сфере воспитания, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
  • рефлексия своего личностного и профессионального поведения [16,89].

Исходя из этого, в качестве основных направлений профессионального совершенствования педагогов определяют:

  • систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального;
  • формирование готовности педагога воспринимать ребенка как самоценность как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющую свое личностное «Я»;
  • овладения основами практической и социальной психологии;
  • формирование постоянной потребности в научном осмыслении педагогической реальности, что требует поиска нетрадиционных воспитательных технологий, готовности принять на себя ответственность за педагогическое новаторство, стремление к новизне;
  • овладение знанием российских и международных нормативно-правовых актов по правам детей, постановлений и решений по вопросам воспитания;
  • осознание профессионального назначения педагога;
  • создание в образовательном учреждении обстановки, где было бы хорошо каждому ребенку и взрослому, для этого необходимо создавать нравственно-правовое пространство в воспитательно-образовательной деятельности;
  • владение мастерством психологического воздействия, умением организовывать коллектив воспитанников, интересную жизнедеятельность детей.

Эти качества педагог должен приобрести в процессе обучения педагогическом училище, в Вузе, институте повышения квалификации, а также путем самообразования [16,97].

Говоря профессиональных качествах педагога, можно выделить следующие:

1. Прогностические умения. В эту группу входят умения выделять и точно формулировать конкретные воспитательные задачи в повседневной педагогической деятельности; формулировать ближние, дальние и средние цели воспитания; осуществлять текущее и перспективное планирование воспитательной работы; прогнозировать оптимальные пути развития и воспитания детей; проектировать личность ребенка и осуществлять индивидуальную программу его воспитания; прогнозировать возможные трудности и ошибки воспитания, предвидеть ту или иную ситуацию; прогнозировать результаты воспитательной работы, уровень воспитанности личности и коллектива.

18 стр., 8559 слов

«Педагогический дискурс учителя средней школы»

... : Изучить теоретические основы понятий дискурс, «педагогический дискурс» и «речевой жанр», Рассмотреть и систематизировать типологию речевых жанров педагогического дискурса Проследить специфику реализации речевых жанров учителя средней школы на уроке русского языка Выявить ...

2.Организаторские умения предполагают умения осуществлять педагогическое руководство воспитательной деятельностью; организовывать деятельность детей, направленную на выполнение поставленных задач; организовывать воспитательный процесс в целом, владеть новыми технологиями воспитания; включать в активную деятельность всех детей, поощрять их творчество и инициативу; организовывать собственное поведение, творчески и рационально распределять свое время.

3.Коммуникативные умения включают в себя умения общаться с детьми, находить общий язык с отдельными детьми; устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, их родителями, коллегами, сотрудничать с внешкольными учреждениями; развивать внутриколлективные отношения детей, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению реальных проблем; реализовывать демократический стиль общения; применять различные виды педагогической техники, управлять эмоциональной атмосферой коллектива; формировать коммуникативные умения у детей; развивать положительное восприятие любого ребенка.

4. Умения осуществлять творческую деятельность складываются из умений по-своему трансформировать воспитательные идеи и решения; обосновывать решения; формулировать проблемы и генерировать идеи; владеть методикой организации воспитательных дел; владеть импровизацией, театральной педагогикой, оригинальными приемами и способами воспитания, развивать художественно-творческие способности; развивать чувство нового, эффективно применять опыт.

5.Умения осуществлять индивидуальный подход. Эта группа умений предполагает систематическое изучение индивидуальных особенностей детей; развитие положительных индивидуальных особенностей; выбор и обоснование приемов и методов взаимодействия с дифференцированной группой и отдельными детьми; осуществление помощи детям в коррекции их поведения; анализ достигнутых результатов через ведение диагностической карты ребенка.

6.Умения исследовательской деятельности. Это есть умения анализировать воспитательные ситуации, находить теоретическое, научно-обоснованное решение; обосновывать проблему исследования, пользоваться психолого-педагогической и методической литературой, документами в области образования для обновления воспитательного процесса; обобщать и переосмысливать опыт; анализировать реальные социальные явления и усматривать их значение применительно к воспитательной деятельности; владеть методами научного исследования; проводить педагогический эксперимент, направленный на выяснение и корректировку определенных проблем воспитания; определять и анализировать исходный уровень развития и воспитания личности; диагностировать изменения в уровне развития и воспитанности личности; изучать интересы, возможности учащихся, анализировать мотивы поступков и деятельности [16,123].

Итак, можно выделить основные задачи профессиональной подготовки педагогов:

  • развитие интереса к воспитательной деятельности, мотивационно-ценностного и эмоционального отношения;
  • формирование профессиональной установки на овладение комплексом педагогических знаний, воспитательных умений и навыков;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование таких профессионально-значимых качеств, как: высокая гражданская активность и социальная ответственность;
  • любовь к детям;
  • духовная культура;
  • желание и умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
  • способность к эмпатии;
  • способность к рефлексии;
  • креативность — способность к творчеству;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • уверенность в себе;
  • умение создавать позитивные подкрепления для самовоспитания детей.

1.2 Психологические требования к личности педагога

3 стр., 1312 слов

Алкоголизм детей как социально-педагогическая проблема

... проблеме детского алкоголизма; Изучить причины появления детского алкоголизма как социально - педагогической проблемы; Изучить особенности работы с детьми, предрасположенными к употреблению алкоголя; Определить формы и методы профилактики детского алкоголизма. Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма 1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. ... С помощью учителей в ...

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают нега­тивное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, до­верия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность педагога к самому себе — главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием личности педагога является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества; политических процессов, происходящих в нем; процессов межнациональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налажива­ния воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представ­ления.

Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе независимость суждений, самостоятельность собственной личности. Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила — сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффективная организация педагогического процесса воспитателем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости.

Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий.

Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела.

Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденяость, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета воспитателя, классного руководителя.

2. Практическое изучение требований к современному педагогу

2.1. Анализ педагогического потенциала школы

Практическое изучение требований к современному педагогу было проведено на базе школы № 117 города Волгограда.

В школе сложилась устойчивая тенденция к повышению профессионального роста педагогов, о чем свидетельствуют результаты аттестации педагогических работников:

1. высшую категорию имеют 24 % учителей,

2. первую — 51 % учителей,

3. вторую- 16 % учителей.

Курсовую переподготовку своевременно проходят все учителя школы, 5 человек прошли двухгодичные профильные курсы, 1 человек получает образование «Магистра». В коллективе 10 человек(13 % учителей) награждены знаком «Почетный работник народного образования РФ», знаком «Отличник просвещения», грамотами Министерств образования РФ и СК. Руководителями районных методических объединений учителей являются 5 учителей школы. Также учителя школы являются членами экспертных групп муниципальной аттестационной комиссии на первую и вторую квалификационные категории.

Анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о высоком профессионализме коллектива, положительно влияющем на качество обучения и воспитания школьников.

В школе сложилась определенная система работы по формированию, развитию, совершенствованию профессиональных качеств учителей.

Перед методической службой школы были поставлены следующие задачи: педагогическая деятельность профессионализм компетентность

1.Организация практической деятельности учителей по проблемам школы.

2.Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников школы через гибкую систему обучения внутри школы.

3.Развитие творческого потенциала через разработку модели самообразования личности учителей в школе. Создание условий для предпрофильного, профильного обучения.

Методические объединения учителей-предметников школы решали различные проблемы, наиболее актуальными были :

  • апробация и разработка методики и технологии подготовки учащихся к ЕГЭ, внедрение в учебный процесс формы контроля знаний «тестирование», изучение КИМов по подготовке к ЕГЭ;
  • профильная и предпрофильная подготовка учащихся;
  • апробация новых учебников;
  • использование ИКТ на уроках;
  • использование собственных разработанных учителями ЦОРов на уроках и во внеурочной деятельности;
  • ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
  • непрерывное самообразование учителя и повышение уровня его профессионального мастерства, включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность.

Особое внимание методической службой уделяется организации и результатам мониторинговых исследований, определяющих личностно-профессиональный рост педагогов. Данные анкет, диагностических материалов говорят о том, что подавляющее большинство учителей имеют высокий уровень общих интеллектуальных способностей и вербального мышления, более чем у 47% учителей на высоком уровне находятся абстрактное мышление, у 47% — высокое невербальное мышление, у 14% — высокий уровень развития аналитико-синтетического мышления, у 7% — высокая способность к обобщению. У большинства учителей школы в оптимальной зоне выраженности находятся качества: открытость, доминантность, мягкость, доверчивость, новаторство, самостоятельность.

Систематически в школе проходят семинары-практикумы. В 2006-2007 учебном году они проводились по темам: «Информатизация учебного процесса- аспект реализации модернизации образования и повышение его качества»,«Проблемы организации и проведения предметной недели как средства стимулирования познавательного процесса»,«Технологии реализации идей индивидуализации образования, метод проектов — одна из её ведущих форм», «Проблемы и пути оказания помощи в самоопределении учащихся как аспект предпрофильной подготовки», «Учебный портфель достижений- новая форма подведения итогов деятельности ученика».

Прошли методические недели по темам «Информатизация учебного процесса в школе — аспект модернизация образования», «Проблемы и пути реализации профильного образования в школе», «Самоконтроль учебной деятельности младших школьников и его роль в повышении качества знаний».

Координирует всю работу методический совет, в состав которого входят руководители школьных методических объединений, наиболее опытные учителя, психологи школы. В текущем учебном году проведены заседания методического совета школы по следующим темам: «Предметная неделя как средство стимулирования познавательного процесса у учащихся и повышения качества образования» (ноябрь 2006г.), «Самоконтроль учебной деятельности младших школьников» (январь 2007г.), «Воспитательная и социально-психологическая служба: интеграция усилий всех субъектов воспитания» (март 2007г.).

В ноябре 2006 года на базе школы состоялся районный методический совет по теме «ЕГЭ- проблемы и перспективы».

Учителя выступали с опытом работы на заседаниях методических советов, методических объединений и проблемных групп. На районных семинарах учителя представляли открытые уроки с использованием информационных технологий.

По итогам работы всех методических советов были приняты методические рекомендации, которые очертили траекторию дальнейшего движения коллектива для решения обозначенных проблем.

Итогом работы методической службы в течение года является проведение школьного Фестиваля методических идей и технологий «На методической волне», который запланирован в этом учебном году. Он служит активной формой повышения квалификации работников школы, позволяет выявить изменения в содержании, структуре и формах работы школьной методической службы.

2.2 Анализ требований к современному педагогу

Практическое изучение требований к современному учителю в современной школе было проведено в 10 «Б» классе. Учащимся были заданы вопросы о роли и значении современного учителя, об основных требованиях, которые они предъявляют к педагогу.

Анкета включала следующие вопросы:

1. Какими качествами должен обладать учитель?

2. Какова роль учителя в воспитании будущего поколения?

3. Какие проблемы и задачи стоят перед учителями сегодня?

4. Как вы предлагаете решить эти проблемы и задачи?

Вначале были проанализированы ответы педагогов.

На вопрос «Какими качествами должен обладать учитель?» были получены следующие ответы:

«Учитель обязательно должен быть в курсе важных событий, которые происходят в стране и мире. Постоянно работать над собой, чтобы не отставать от жизни.

«Жить интересами своих учеников, уметь направлять их энергию, знания, в нужное русло».

«Учитель должен быть целенаправленным, справедливым, требовательным, хорошо знающим своё дело».

«Самое хорошее качество учителя — это любить свое дело, а не то, что сделал».

«Любить свое дела, значит добиться успеха. Как говорится: «Во всяком деле, чтобы добиться успеха нужна некоторая доля безумия».

На вопрос: «Какова роль учителя в воспитании будущего поколения?» были получены следующие ответы:

«Учитель должен быть примером для учащихся во всем: в общении, в поведении, во внешнем виде. Его слова не должны расходиться с делом».

«От педагога зависит многое: каким станет подрастающий человек, какие качества будут заложен в нем с детства»

«Педагогу отводится важная, но не главенствующая роль в воспитательном процессе»

«Важная роль воспитательном процессе принадлежит семье».

На вопрос: «Какие проблемы и задачи стоят перед учителями сегодня?» были получены ответы:

«Проблемы: Их очень много. Недостаточное, внимание родителей в воспитании своих детей, (экономические проблемы приводят к тому, что многие родителе оставляют своих детей на попечение бабушек и дедушек, дети остаются бесконтрольными».

«Думаю, что особей задачей учителей является воспитание тех навыков непредубежденности и критического подхода, которые уже одни способствуют становлению ответственных граждан, существование которых, в свою очередь, делает также возможным формирование информационного и эффективного общественного мнения».

«Одной из проблем является потеря престижности педагогической профессии, низкий статус учителя, неуважение общества к труду учителя».

«Поверхностное отношение к педагогической деятельности молодых педагогов».

«Консерватизм, косность, непринятие новых форм и методов работы пожилых учителей».

На вопрос «Как вы предлагаете решить эти проблемы и задачи?» были получены следующие ответы:

«Повысить качество подготовки педагогических кадров»

«Повышение значимости и престижности педагогической профессии».

Из беседы с учителями было выяснено, что многие с большим желанием продолжают работать в школе, несмотря на все трудности, стоящие перед образованием. Большинство учителей ответственно подходят к организации учебного процесса, живут жизнью детей, являются настоящими наставниками.

Появление молодых педагогов — явление сложное. В школе трудятся и работаю люди с разными взглядами, жизненным опытом, но разность поколений особенно ощутима сегодня. Один учитель по этому поводу высказался так: «Я двадцать пять лет проработала в школе. Уже и хотела бы уйти, но не могу. Так я привязана к детям, что не могу без них ни дня. Это так здорово приходить на работу, где тебе рады, тебя ждут. Ты каждый день придумываешь что-то новое. Но в то же время смотришь, на молодых и думаешь, как это им все удается? В наше время — задержаться после работы на час или два — считалось нормой. А на молодежь смотришь, как только звонок прозвенел, их уже нет в школе. И тем не менее, посмотрите, как на них смотрят ученики, понимают с полуслова, ходят за ними толпами, ждут после уроков. Вот что значит маленькая разница в возрасте. Да и учителя молодые более общительные, раскрепощенные, уверенные, с новыми взглядами. Вот к ним и тянутся дети».

Профессия педагог — особенная. Учителя — это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги.

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, — средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

“Когда к нам пришла наша учительница, мы очень плохо ее встретили. Одета она была в какое-то старье, волосы всклокочены, косметики никакой. На первом уроке ее совсем не слушали, только комментировали, хихикали, придумывали клички. Наверное, месяца через три установились те отношения, когда мы поняли, что она самая умная, самая чуткая. Наши девочки делали ей прическу и учили краситься”.

“Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему”.

То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим”.

“Многие учителя старой закалки позволяют себе небрежность и неаккуратность в одежде, прическе, манерах. Откуда у детей возьмется эстетический вкус, если они с детства видят перед собой безвкусицу?”.

О роли педагога в воспитательном процессе, учащиеся говорят более сдержано:

«Сегодня педагог не играет такую роль, как раньше»

«Многие учащиеся не относятся с должным уважением к учителю, допускают пренебрежительные высказывания в адрес учителя, пренебрегают его мнением»

«Большое значение в воспитании принимает улица».

Из разговора с учащимися было выяснено, что учителя, вызывающие уважение у учащихся это те, которые:

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством юмора;
  • естественно себя ведут;
  • веселы;
  • уверены в себе;
  • не обижаются на шутки и умеют посмеяться над собой;
  • дружелюбны, с ними легко в общении;
  • знают свой предмет.

Как видно, на первом месте учащиеся выделяют личные качества педагога, более критично относятся к роли педагога в учебном процессе, предъявляют совсем иные требования к педагогам.

Для налаживания сотрудничества между педагогами и учащимися, а так же для повышения роли и престижа педагога можно для начала попробовать провести интерактивный педагогический совет. Пригласить на пед.совет родителей и в том числе и учеников тоже. И вопросы надо поставить так: » Какие проблемы и задачи стоят перед учителями (родителями, учениками) сегодня?». Пусть каждый ответит на этот вопрос и дальше надо вместе найти ответы на вопрос: «А как нам всем вместе решить эти проблемы и задачи?».

Подобный педсовет позволит найти те точки соприкосновения, которые позволят объединить усилия педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.

Заключение

Итак, в процессе данного исследования была изучена роль и значение педагога в педагогической деятельности.

Как показало исследование, педагогу в учебном процессе отводится важная, но не главенствующая роль.

Учитель — главное звено, главный элемент, основа, душа и сердце системы образования.

Профессиональный педагог — единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, нового поколения. Это требует от общества создания таких условий, при которых учитель, выполнял бы качественно профессиональные задачи, осуществлял самосовершенствование своей личности и педагогической деятельности в целом, на основе методов, разработанных в теории и практики психолого-педагогических дисциплин.

Личность педагога остается ключевой, но не доминирующей фигурой. Его роль терпеливого наставника, друга, организатора процесса обучения помогает ему не только быть носителем предметно-дисциплинарных знаний, но, что более важно, стать активным участником процесса формирования личности учащегося, его творческого развития.

Процесс усвоения знаний перестает иметь характер рутинного заучивания, репродукции, превращаясь, в «разнообразные формы конструктивно-поисковой мыслительной деятельности».

На первый план выдвигается социальная природа учения и развития личности, происходит переориентация на групповые занятия, дополненные четко организованной преподавателем автономной работой учащегося.

Совершенствуются различные формы взаимодействия и общения, направленные на творческое развитие индивидуальности каждого ученика и, что особенно важно, каждого преподавателя.

Творческое сотрудничество, диалог, взаимодействие, несомненно, ведут не только к становлению личности учащегося, но и активно способствуют личному и профессиональному развитию самого педагога.

Особую важность в педагогической науке приобретает эмоционально-личностный фактор во взаимоотношениях педагога и детей, встреча равноправных сознаний, способность педагога к такому взаимодействию, которое порождает творческую активность ребенка.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/professionalnyie-roli-pedagoga/

1. Алексашина И.Ю. Тенденции гуманизации и гуманитаризации в научном и учебном познании в области естествознания // Гуманизация образования. М.:- 1998.- 130с.

2. Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002.-2.С.45.

3. Данильченко В.М. Развитие педагогического стиля деятельности в Глобальном образовании. Комсомольск-на-Амуре, 2001.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.- М., 1994.- С.77-78.

6. Лушников А. М. История педагогики. Екатеринбург, 1995.

7. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

8. Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить. М., Издательская фирма «Сентябрь», 1999 г.

9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии — М., 1997

10. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998.

11. Селиванова Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня.- М.: Педагогическое обшество,1998.

12. Сухова Т.А. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в системе повышения квалификации. Методические рекомендации.- М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 1996.-26с.

13. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373

14. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. -М.:Смысл, 2000.-199 с.

15. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед ин-тов. — 2 изд., перераб. и доп. — М.Высш.шк. 1990 — 576 с.

16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512с.