«Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога»

Потребность населения нашей страны в преподавателях, которые способны реализовать гуманную позицию к ученикам и к себе, позволяет привести к актуальному состоянию проблему повышения психологической компетентности учителя. Задача учителя – организовывать учебно-воспитательный процесс, в котором предстоит решать цикл психолого-педагогических вопросов: осознавать психологические особенности учебной деятельности; психологические характеристики учащихся, как субъектов учебной деятельности; взаимодействие участников в процессе учебной деятельности; помогать ученикам развивать способности и навыки. В данном случае актуальное значение имеют слова Л.С. Выготского: «…так как процесс воспитания есть процесс психологический, то знание общих основ психологии помогает … научной постановке этого дела» [22].

В связи с этим благополучие профессиональной деятельности педагога в большой мере определяется его психолого-педагогической компетентностью. Психолого-педагогическая компетентность – это объединение профессиональных, коммуникативных, личностных характеристик педагога, которое позволяет достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Повышение компетентности предполагает проведение ряда мер просвещения, направленных на повышение профессионально-значимых характеристик личности педагогов. К ним могут относиться посещение курсов повышения квалификации; семинаров, лекций и конференций, связанных с педагогической деятельностью; участие в различных олимпиадах; руководство научных работ и прочее.

К теме профессиональной компетентности педагогов обращались такие учёные, как Макарова А.К., Лебедев О.Е., Тряпицына А.П., Сластенин В.А., Кузьмина Н.В., Митина Л.М., Эльконин Б.Д. и другие.

В.М. Пугачёв писал, что профессиональная компетентность может рассматриваться как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [23].

Чем выше уровень профессиональных теоретических и практических знаний работника, тем выше его компетентность. О.Е. Лебедев и А.П. Тряпицына рассматривали профессиональную компетентность как накопленную характеристику профессионала , которая устанавливает его умение разрешать высококлассные задачи и характерные высококлассные проблемы , которые появляются в действительно имеющихся ситуациях профессиональной деятельности с применением познаний и актуального навыка , ценностей и возможностей .

17 стр., 8250 слов

Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным ...

... контролируется, контроль планируется, без педагогического анализа выполнение всех функций становится формальным, а плохая организация разрушает весь цикл управленческой деятельности руководителя. Как показала практика управления учебными заведениями, системообразующим звеном в ...

К сожалению, нам часто приходится сталкиваться с некомпетентными педагогами, которые неспособны объяснить материал ученикам, дать задание, поделиться своим опытом или ответить на вопросы учащихся. Такой учитель может не понять, что ученик не знает ответа, что его контрольные работы или домашние задания списаны, или попросту не будет проверять работу учащегося. И это приводит к плачевным последствиям. После обучения у такого преподавателя учащийся остается без знаний, которые были ему необходимы, например, для поступления в ВУЗ, ещё хуже, когда обучаемый получает неверные знания, которые выдаются за правдивые.

Человек, который выбирает профессию педагога, берёт на себя огромную ответственность как за каждого отдельно взятого ученика, так и за класс, школу, общество. На мой взгляд, педагог – это одна из самых значимых профессий, которая в большей мере влияет на развитие, обучение и воспитание учащегося. Особенно важной является ответственность для учителя начальных классов. Придя в первый класс, у ребенка перестраивается система отношений с действительностью. В жизни ребёнка появляется такая сфера социальных отношений, как «ребёнок – учитель». Такие новые взаимоотношения выступают для ребенка центральными, так как появляется оценочная система, которая исходит от учителя: хорошие и плохие отметки, положительное и отрицательное поведение. От того, какие оценки ребёнок будет получать, зависят его отношения с одноклассниками и родителями. Система взаимоотношений «ребенок – педагог» со временем преобразуется в систему «ребенок – общество», так как в учителе оказываются воплощенными требования общества. Д.Б. Эльконин полагал, что дети очень внимательны к тому, как учитель относится к их сверстникам. В случае, если ребенок замечает, что учитель акцентирует внимание на ком-то из класса, то уважение к нему снижается. По этой причине немаловажно относится ко всем ученикам в классе одинаково, не следует выделять или принижать кого-то. Так же, в первое время учёбы (первый – второй класс) дети строго следуют указаниям учителя, выполняют его поручения, опасаясь того, что сделают что-то не правильно или неграмотно, но если учитель проявляет лояльность по отношению к правилу, то правило начинает «рушиться», причём изнутри. Каковыми станут итоги работы педагога сегодня – таким будет наше общество завтра.

35 стр., 17111 слов

Развитие профессиональной компетентности педагогов посредством ...

... Кан–Каликом, М. М. Поташником, В. С. Решетько и др. Пути формирования профессиональной компетентности педагога, система стимулирования его педагогического творчества обосновываются также Ю. А. Бабанским, О. Л. Жук, Н.В.Кухаревым,М.Н. Скаткиным, ...

В связи с этой проблемой очень важно иметь квалифицированных, компетентных педагогов в учебных заведениях. Таких учителей, у которых можно чему-то научиться, с помощью которых можно открыть в себе новые способности, а не просто высидеть урок ради оценки или ради того, чтобы не было пропуска.

Исходя из темы курсовой работы, которая называется «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога», мною были выделены объект и предмет работы.

Объект – профессиональная компетентность педагога.

Предмет – психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога.

Курсовая работа состоит из двух глав:

Глава 1. Основные аспекты профессиональной компетентности педагога.

Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога.

Исходя из актуальности данной темы, я выделила цель курсовой работы: изучить психолого-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности педагога.

А так же сформулирован ряд задач:

  1. Раскрыть понятие «профессиональная компетентность»;

  2. Рассмотреть особенности профессиональной компетентности педагога в сравнении с другими специальностями;

  3. Изучить аспекты профессиональной компетентности педагога;

  4. Изучить общую характеристику психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности;

  5. Рассмотреть нормативные требования к технологическим умениям педагога;

  6. Определить пути формирования профессиональной компетентности педагога.

Глава 1. Основные аспекты профессиональной компетентности педагога.

    1. Понятие профессиональной компетентности.

В широком понимании, «профессиональная компетентность» — это «совокупность знаний, умений и навыков», позитивного отношения к работе, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в определённой сфере деятельности [8].

44 стр., 21626 слов

Диплом «Повышение профессиональной компетентности педагогов ...

... К ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАБОТУ ДОУ Профессионализм и профессиональная компетентность педагогов ДОУ Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» ...

Компетентность определяется как наиболее полное знание своего дела, связей и отношений, существующих в нём, своего места в конкретной деятельности и места своих коллег, цели, к которой стремится специалист в своей работе и средств, применяемых для достижения данной цели.

В словаре С. И. Ожегова, термин «компетентный» определяется, как знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо конкретной области. А «компетенция» — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён [1].

Понятие «компетентность» в педагогической литературе встречается в контексте исследований профессиональной компетентности в сфере педагогической деятельности. Его использовали в своих трудах такие авторы, как Н.П. Гришина, Л.М. Митина, Ф.З. Мустафина, Н.П. Попова и другие. В. А. Сластёнин выделяет два типа компетентности: личностную и профессиональную. Под личностной компетентностью понимается совокупность индивидуальных качеств человека, способствующих организации профессиональной деятельности. К таким качествам можно отнести направленность личности или субъективную позицию, развитие определённых познавательных процессов, способность к эмпатии, соблюдение профессиональной этики, креативность, саморегуляция и другие, в зависимости от сферы деятельности человека. Согласно В. А. Сластёнину, «профессиональная компетентность» — это интегральная характеристика деловых и индивидуальных, личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности.

В функционально – деятельностном подходе, представителями которого являются Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, А.И. Щербаков и другие, под компетентностью понимается «единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» [2].

Касаемо педагогической деятельности, это значит, что преподаватель должен владеть не только теоретическими знаниями, полученными во время обучения, но и практическими умениями, которые приобретаются непосредственно в деятельности и называются опытом. К таким умениям можно отнести аналитические умения, прогностические, проективные, организаторские, коммуникативные. На практике мы можем наблюдать, что зачастую родители предпочитают отдавать ребёнка в класс, в котором классный руководитель имеет опыт работы с детьми. Причём, чем больше опыта, тем лучше. Если перед родителями стоит выбор: отдать ребёнка к классному руководителю с опытом работы 3 года или 11 лет, то, конечно, большинство их них выберут учителя со стажем одиннадцать лет.

Представители аксиологического подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Гершунский, В.Г. Воронцова, Н.С. Розов и др.) придерживаются такой точки зрения, что профессиональная компетентность подразумевает введение человека в общекультурный мир ценностей, в этом мире он и реализует себя как профессионал [2].

В каждой специальности существуют свои нормы и ценности. В результате углубления в тот или иной вид деятельности, человек и познаёт эти ценности. Так, в профессии филолога ценностями являются языковая система, буквы и слова, письменная и устная речь. Человек, обучаясь данной профессии, познаёт ценность слова, предложения, речи и в дальнейшем реализует себя в этой деятельности как специалист.

7 стр., 3450 слов

Профессиональная компетентность педагога как средство управления ...

... к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выявить способы формирования и оценивания профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. 1. Проблема профессиональной компетентности педагога как ... реализация воздействий по реализации цели, в-третьих, вид деятельности по руководству людьми. Управление нацелено на такое использование имеющихся средств ...

Универсальный подход (Ю.Ф. Абрамов, Ф.Г. Зиятдинова, В.Н. Кудашов, Л.Н. Лесохина, Н.П. Пахомов, Н.С. Розов, Ю.В. Тупталов и др.) связан с базисной квалификацией, но при этом он даёт возможность человеку ориентироваться в широком круге проблем, которые неограниченны узкой специальностью [2].

Это обеспечивает развитие мобильности человека, открытости к переменам, самовыражения и умения обновлять свои знания. Взгляд представителей данного направления на педагога, как на человека, занимающегося профессиональной деятельностью, состоит в следующем: особенности личности педагога выражаются в специфике педагогической (профессиональной) деятельности, которая предполагает взаимодействие с людьми. В рамках данного подхода профессиональная компетентность преподавателя относится к разряду личностно-деятельностных.

Также многие авторы профессиональную компетентность определяют по-разному, у каждого из них свой взгляд на данный термин и его понимание. Например, Нина Васильевна Кузьмина профессиональную компетентность определяет, как умение педагога превращать свою специальность в средство формирования личности ученика с учётом норм, правил и ограничений учебно-воспитательного процесса [2].

Другими словами, учитель должен уметь не просто проводить урок и давать ученикам знания по определённой теме, но и воспитывать их, развивать в них такие качества, как уважение к старшим, сострадание, аккуратность и бережливость по отношению к своим вещам (учебникам, тетрадям и пр.), доброта и дружелюбие к окружающим, любовь к природе и многие другие. При этом, педагог должен соблюдать определённые правила, знать свои права и обязанности. Он не имеет право поднимать руку и повышать голос на ученика, оскорблять и унижать его.

Придя в первый класс, у ребёнка появляется новая среда жизни, в которой он проводит большую часть времени, именно в ней первый учитель выступает для ребёнка главным, основным человеком, авторитетом, он является вторым звеном в системе взаимоотношений после семьи. Получается, дома учат, воспитывают и несут ответственность за ребенка родители или другие воспитывающие взрослые, а в школе – учитель. Поэтому так важно, чтобы учитель умел формировать личность ученика.

Дмитрий Степанович Савельев под профессиональной компетентностью понимает способность должностного лица успешно решать задачи, относящиеся к его деятельности [2].

Это значит, что профессионалом своего дела, является человек, который без особых сложностей справляется с поставленными задачами, особенно, в стрессовых ситуациях. Если рассматривать эту позицию на примере учителя, то она проявляется в его способности урегулировать конфликты детей в классе, обучать особенных учеников по индивидуальным программам или держать дисциплину на уроке, заинтересовывать детей в учебной деятельности. В этом умении и заключается профессиональная компетентность.

У В. Р. Веснина схожая трактовка профессиональной компетентности с определением Савельева. Он под профессиональной компетентностью понимает «способность работника качественно и без ошибок выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстремальных условиях» [2].

4 стр., 1641 слов

Методическая деятельность педагога профессиональной школы

... и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она ...

Например, если пилот при благоприятных погодных условиях без труда управляет самолётом, а при ветреной погоде не способен пойти на посадку, то он не будет обладать профессиональной компетентностью. В этом случае он будет являться некомпетентным специалистом. Чем меньше ошибок совершает работник, особенно в непредвиденных ситуациях, тем выше его профессиональная компетентность.

Некоторые авторы занимались изучением профессиональной компетентности педагога. Так, А. П. Акимова профессиональную компетентность педагога определяет как сумму знаний, умений и способностей, усвоенных субъектом в процессе обучения, — в узком смысле слова и как степень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком [2].

На мой взгляд, данное определение схоже с трактовкой профессиональной компетентности представителями функционально – деятельностного подхода, в котором подчёркивается целостность теоретической и практической готовности преподавателя к исполнению профессиональной деятельности (педагогического процесса).

Сначала педагог накапливает специальные знания, усваивает их и затем, на основе этих знаний, взаимодействует людьми и окружающим миром.

Таким образом, мы видим, что единого подхода к определению профессиональной компетентности, общепринятого определения данного термина не существует. У каждого автора свой взгляд на трактовку этого понятия, хотя в некоторых случаях разные определения схожи или вовсе одинаковы по смыслу. Мне ближе определение авторов функционально – деятельностного подхода. Я считаю, что для осуществления педагогической деятельности важны как теоретические, так и практические знания и умения педагога. К теоретическим знаниям относятся косвенно опирающиеся на реальность, созданные из каких-либо абстрактных понятий. Например, информация полученная на лекции или семинаре. Но этих знаний недостаточно для того, чтобы организовать целостный педагогический процесс. Педагог должен владеть и практическими знаниями, приобретёнными на основе собственного опыта или наблюдения. Поэтому в ВУЗах важно давать студентам практическую часть занятий и возможность, как можно больше, практиковаться в своей деятельности.

Существуют различные подходы в классификации профессий. Рассмотрим наиболее часто используемую на практике типологию специальностей Евгения Александровича Климова [14].

Он выделяет пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак и природа. В соответствии с ними выделяется пять типов профессий [14].

В первой части названия вида обозначается субъект труда, в качестве которого всегда выступает человек.

Первый тип: человек – человек – это профессии, связанные с воспитанием, обучением, обслуживанием людей. К ним можно отнести такие профессии, как медицинский работник (медицинская сестра), вожатый, педагог, психолог, журналист, экскурсовод или гид, риелтор и многие другие профессии, связанные с общением и взаимодействием с людьми. Благодаря наличию таких специалистов мы имеем возможность получать образование и медицинскую помощь, развивать свои способности, познавать мир и обустраивать свой быт.

7 стр., 3157 слов

Особенности деятельности педагога дополнительного образования

... и содержание образа педагога дополнительного образования На основе этого в структуре образа формируются оценочные характеристики: уважение и симпатия, одобрение деятельности педагога, довершаемые комплексом эмоционального восприятия этого человека. Содержание всех характеристик ...

Следующий тип: человек – техника – это профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. В наше время оборудование применяется людьми во многих сферах деятельности, начиная с бытового уровня и заканчивая полётом в космос. Благодаря технике мы облегчаем свой труд, экономим энергию и время. Так, если раньше люди перекапывали поле с помощью лопаты, что требовало участия большого количества людей и больших затрат энергии человека, то сейчас достаточно одной — двух специализированных машин и одного — двух водителей. К профессиям данного типа относятся инженеры, механики, трактористы, комбайнер, водители, бетонщики, каменщики и другие.

Третий тип профессии: человек – художественный образ. К нему можно отнести профессии, связанные с созданием, копированием, исследованием и воспроизведением художественных образов. Это такие профессии, как писатель, поэт, певец, дизайнер, ювелир и другие. Люди, относящиеся к данной категории, видят мир по-своему и воплощают его в своём труде, у них, как правило, хорошо развиты креативность, воображение и фантазия. Специалисты таких областей позволяют нам удовлетворять свои познавательные или духовные потребности.

Следующий тип: человек – природа – это профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К ним относятся следующие: ветеринарный врач, зоотехник, егерь, садовник и другие. Представители данных специальностей уделяют огромное внимание сохранности всего живого, улучшению состояния природы и здоровья животных. Такие профессии очень важны для общества, животного мира и природы. Создаются различные ветеринарные клиники для животных с целью сохранения их здоровья, фонды по спасению животных, заказники, заповедники и многое другое.

И последний тип: человек – знак – это профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем, таких как, цифровая, буквенная и нотная системы [14].

С помощью знаковых систем люди обмениваются информацией в процессе всей жизни. К таким специальностям относятся переводчики художественных, технических и научных текстов, аналитики, финансисты, программисты, лингвисты и другие. В каждой стране существует своя языковая система, для того, чтобы люди из разных стран могли понять друг друга существуют переводчики – это специально обученные люди, которые владеют несколькими языками и свободно говорят на них. Так же существует международный язык, зная который, можно общаться с представителями разных стран. Свои знаковые системы есть и в компьютерных сетях, они позволяют производить обмен информацией между вычислительными устройствами.

Таким образом, мы видим, что существуют различные типы профессий, главным отличием которых является предмет труда. Но есть и такие профессии, которые можно отнести сразу к двум типам, например переводчик, который присутствует на совещаниях. С одной стороны он работает с языковой системой (человек-знак), а с другой стороны взаимодействует с людьми (человек-человек).

    1. Особенности профессиональной компетентности педагога в сравнении с другими специальностями.

Выбор профессии человека определяется его интересами, взглядами на жизнь или потребностями и проявляется в образе мышления человека, в его сфере деятельности. Как правило, люди выбирают наиболее привлекательную и интересную для себя профессию, в которой им комфортно работать и к которой легко приспособиться. Если у человека преобладает абстрактно-логический тип мышления, он будет комфортно себя чувствовать в той сфере деятельности, которая предполагает анализ, обобщение и абстрагирование. Такие люди способны выполнять логические операции с понятиями, строить гипотезы, усваивать информацию с помощью кодов или формул. Они могут найти себя в области физики, математики, аналитики или программирования.

28 стр., 13903 слов

Мотивы выбора профессии учителя

... глубоко изучить мотивацию педагогической деятельности и определить удовлетворенность педагога своей профессией. Объектом исследования являются студенты 2 курса ЯГПУ им. Ушинского. Предметом исследования является выявление мотивов выбора профессии учителя и педагогической мотивации. Цель исследования ...

По классификации профессий, предложенной Евгением Александровичем Климовым, предметом педагогической профессии является человек. Исходя из этого, мы уже можем наблюдать одно из основных отличий профессии учителя от многих других. Педагог взаимодействует непосредственно с человеком, его деятельность направлена на человека, в качестве продукта его деятельности тоже выступает человек, обученный и воспитанный. В сравнении с другими профессиями по данной классификации мы можем наблюдать, что существуют как аналогичные профессии, так и противоположные. К аналогичным можно отнести воспитателя, вожатого, психолога, экскурсовода или гида, медицинского работника. Все они направлены на обслуживание, обучение или воспитание людей. Но, на мой взгляд, существует гораздо больше профессий, являющих противоположными профессии педагога по классификации Е. А. Климова. К таким профессиям можно отнести инженера, механика, тракториста или водителя – предметом их профессиональной деятельности выступает техника; ветеринар, агроном, садовник – предмет их деятельности – природа и многие другие.

Так же, из ряда других профессий, профессию педагога выделяют по образу мыслей её представителей (учителей) и ответственности, которую они берут на себя. Ведь у преподавателя должны быть развиты познавательная, интеллектуальная, волевая и эмоциональная сферы. Он должен испытывать интерес и желание в поиске новых знаний, уметь ответить на любой вопрос обучающихся и доступно объяснить новый материал, сдерживать свои эмоции в различных ситуациях (особенно, стрессового характера).

Педагог ответственен за грамотность каждого ученика, класса, школы, области и всей страны, поскольку он воспитывает в человеке образованную личность, раскрывает умения и способности обучаемых, таланты, способствует формированию духовного мира. Так же, немаловажным является тот факт, что учитель несёт ответственность за сохранность жизни учеников, если ими являются несовершеннолетние лица. Не каждый человек решится отвечать за жизнь и здоровье постороннего ребёнка, а учитель школы делает это практически каждый день.

Таким образом, профессию педагога можно одновременно отнести как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий. Именно это оказывается главным отличием данной профессии от других профессий типа «человек – человек».

Помимо этого, стоит обратить внимание на содержательный характер профессии, его составляют взаимоотношения с другими людьми. Деятельность иных профессий данного типа тоже направлена на взаимоотношения, но отличие заключается в том, что все эти профессии направлены на то, чтобы понять и удовлетворить различные потребности человека. Так, врач помогает определить и вылечить болезнь (потребность в здоровье), психолог – понять потребность и удовлетворить её (потребность в общении, в принятии, уважении, понимании и др.), экскурсовод проводит экскурсию – удовлетворяет познавательные потребности. В профессии же педагога основной задачей является понимание общественных целей и стремление их достичь с помощью усилий других людей.

5 стр., 2098 слов

Этика и эстетика в деятельности педагога

... педагогический этика мораль учитель Во-первых, Во-вторых, В-третьих Учитель-словесник Е. Н. Ильин в своей работе «Искусство общения» Завершим размышления о связи педагогической и художественной деятельности ... знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; в самокритичной оценке своего труда. Тактичный педагог ... к природе, к своему прошлому. Эстетика (греч. aisthetikos -- чувствующий, ...

Обучение и воспитание, как деятельности, включают в себя как бы два предмета труда. Во-первых, в качестве предмета выступают взаимоотношения с людьми. Учитель является руководителем, ему приходится управлять группой людей, налаживать благоприятный психологический климат в ней для продуктивного протекания процесса обучения и воспитания. Если педагог не способен наладить должные отношения с группой, то он не владеет самым важным в своей деятельности. Во-вторых, профессия учителя обязательно включает наличие специальных знаний и умений в области, которую выбрал человек (в зависимости от группы, которой он руководит).

Безусловно, преподаватель должен знать особенности группы, с корой он взаимодействует. В каждую группу могут входить участники разных возрастов, психологической зрелости, интересов, люди с определёнными особенностями, способностями и состоянием здоровья. Таким образом, мы видим, что профессия педагога требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Так же, профессиональная компетентность педагога отличается от других профессий наличием у её представителей профессионально важных качеств, без которых невозможна работа в педагогической сфере. К ним относятся научная подготовка в сфере педагогики и психологии, повышение квалификации сотрудника и постоянное саморазвитие, самообразование. Всё это подтверждается наличием соответствующих документов: диплом об образовании, удостоверение о повышении квалификации, приказ о присвоении категории, различные грамоты и дипломы за участие в конкурсах и мероприятиях, профессионального характера. Повышение квалификации предполагает посещение семинаров, тренингов, конференций, курсов повышения квалификации, на которых педагоги обмениваются знаниями, умениями и опытом работы в целом, узнают для себя что-то новое и берут на заметку, знакомятся с новыми методиками, методами и способами осуществления процесса обучения.

Самообразование учителя заключается в самостоятельном освоении педагогических техник и приёмов работы с обучающимися. Педагог должен непрерывно совершенствовать свои знания и накапливать новые.

Если сравнивать профессиональную компетенцию педагога с другими специальностями, то можно заметь, что с некоторыми из них есть сходства. В этом плане, с профессией педагога схожа профессия программиста. Сходство заключается в том, что программисту так же нужно постоянно совершенствовать свои знания в сфере компьютерных технологий (сфера деятельности программиста) и следить за новшествами в этой области, иначе не будет возможным взаимодействие с компьютером, поскольку на него периодически выходят обновления. Но существуют и различия. Так, программисту не обязательно обладать знаниями детской психологии, если он не взаимодействует с несовершеннолетними, в отличии от учителя школы.

Учитель должен обладать педагогическим талантом, который отражает позицию педагога. У него, как правило, должна быть сформирована собственная система интеллектуальных и волевых отношений к миру и педагогической деятельности. Учитель должен обладать следующими качествами: убеждённой позицией в том, что человек способен совершенствоваться и становиться всё лучше; уверенностью в том, что он несет пользу народу и сделал правильный выбор профессии; развитым воображением, заключающимся в проектировании личности, в способности прогнозировать ход действий учеников, результат деятельности и возможностей каждого ученика.

Также, учителю следует обладать личностными качествами, которые требуются далеко не в каждой профессии. К ним можно отнести коммуникабельность, которая не обязательна библиотекарю или писателю, композитору, особенно важны коммуникативные способности учителя в общении с детьми, если он работает в школе, лицее или колледже. Поскольку такой учитель большую часть времени проводит с детьми, он должен уметь найти подход к каждому ученику и установить контакты как с учащимся в отдельности, так и со всем классом. Также, важным качеством педагога является честность перед учениками. От того, на сколько честен и открыт будет учитель перед обучающимися, зависит их степень доверия к учителю: к его словам и действиям, обещаниям. При этом, чем младше является ученик, тем важнее наличие этого качества. Так, дети очень чувствительны к моральным чертам учителей, поэтому если учитель говорит одно, а делает другое, то доверие к нему утрачивается. А взрослые люди в таком случае и вовсе не будут серьёзно относится к преподавателю и считать его некомпетентным. Важную роль играют эмпатические способности учителя. В своей работе он постоянно устанавливает контакты и доверие с учениками. Чем лучше он поймёт обучающихся, их переживания и интересы, тем проще ему будет поставить себя на место ученика, это ускорит процесс установления взаимного доверия.

Комплекс всех этих качеств, присущих учителю отличает данную профессию от других. Если одна из этих черт у человека отсутствует, ему сложно будет существовать в этой сфере деятельности и преподавать.

Таким образом, мы видим, что между профессией педагога и другими профессиями есть существенная разница. Многие качества педагога не являются центральными в других профессиях, а идентичных качеств, определяющих профессиональную компетентность работников разных областей, вовсе не существует. В каждой сфере деятельности профессиональную компетентность определяют различные черты характера человека, его личностные и специальные знания, умения и навыки.

    1. Аспекты профессиональной компетентности педагога.

Профессиональная компетентность педагога изучалась многими авторами и может рассматриваться с разных точек зрения. К аспектам профессиональной компетентности педагога мы можем отнести аксиологический, технологический и личностно – творческий.

Начнём с понятия «аксиология». Аксиология является философской дисциплиной, которая исследует категорию «ценность», структуру ценностного мира и способы его познания. Она изучает всевозможные вопросы, связанные с природой ценностей. Считается, что ценности задают направленность и мотивацию человеческой жизни и деятельности, его поступков. У каждого из нас существуют свои собственные ценности, которые одному человеку могут быть не ясны, а другой без объяснения их может понять и разделить нашу точку зрения. Ценным для человека является то, что значимо для него, что имеет особую важность или даже пользу. В качестве ценности может выступать всё, что угодно: это может быть вещь или предмет, ситуация или случай, поступок или слово, эмоции, чувства или даже сам человек. Для меня самой большой ценностью в жизни является семья. Это люди, которых я ценю, жизнь которых мне дорога, присутствие которых для меня играет очень важную, значимую роль. Так же и в различных сферах жизнедеятельности у каждого из нас имеются свои ценности, в зависимости от которых мы совершаем те или иные действия и поступки.

Аксиологический компонент педагогической культуры заключается в том, что «образование, воспитание, обучение» человека – это и есть наиболее важные ценности в жизни [3].

Знания, идеи, концепции, теории, которые в настоящий момент имеют большую значимость для общества, являются педагогическими ценностями. Педагог становится компетентным профессионалом своего дела, когда осваивает педагогическую деятельность, развивает её, вносит свой вклад и признаёт ценности данной деятельности. Если человек желает получит профессию учителя и стать квалифицированным специалистом в этой области, то его взгляды на жизнь, приоритеты и ценности должны совпадать с общими ценностями педагогики. Если же для него в структуре ценностей образование стоит на последнем месте, то и в этой сфере он не добьётся положительных результатов. Такой некомпетентный педагог не внесет в свою профессию новых идей или взглядов, способствующих улучшению педагогического процесса, не сможет грамотно проводить уроки или, во всяком случае, будет делать это без желания. Но это ещё не беда, самое страшное для педагогики – это если продуктом деятельности учителя станет невоспитанный, ничему необученный ученик.

В рамках изучения профессиональной компетентности педагога рассматривается технологический аспект педагогической культуры. Под технологией понимается совокупность методов или способов и инструментов, применяемых для достижения желаемого результата. Это те знания, умения и навыки, которые используются человеком в конкретной сфере деятельности с целью получения конечного результата. Как правило, эти знания являются специфичными для каждого вида деятельности и называются профессиональными знаниями.

Технологическому подходу в области образования посвящены работы следующих

Общепринятого термина «технологической компетентности» не существует. Каждый автор трактует это понятие по-разному. В некоторых определениях отмечается идея эффективности, результативности и высокопроизводительности деятельности педагога (Н. Н. Манько, Н. Б. Пикатова, А. А. Вербицкий, Д. В. Санников и др.).

Другие исследователи – В. Безрукова, В. Иванченко, Л. Подымова, В. Сластёнин, считают, что технологическая компетентность учителя выражает единство теоретической и практической подготовки учителя.

Е. В. Козина считает, что существуют «уровни развития технологической компетентности учителя» [9].

Рассмотрим их подробнее:

  • Эмпирический уровень. Характеризуется «ошибочными знаниями о педагогических технологиях», принципах работы с детьми, методах педагогической деятельности [9]. Действия педагога в этом случае состоят из отдельных операций, которые не имеют логической связи, присущей учебному процессу. Творческий характер деятельности такого педагога отсутствует, что усложняет процесс усваивания материала учениками.

  • Теоретический. Данный уровень представлен «поверхностными знаниями» учителя о технологиях, используемых в педагогическом процессе и о конкретной технологии в частности [9]. Как правило, педагог интересуется отдельными приёмами педагогической техники. Он может хорошо владеть теоретическими знаниями своей профессии, но на практике применит их с трудом. Для него оптимальным вариантом будет копирование действий другого учителя, выполнение своей деятельности по образцу.

  • Алгоритмический уровень. Определяется теоретическими «знаниями педагогических технологий и умением применять их на практике» [9]. Педагог способен овладевать различными методами и технологиями, грамотно использовать их на практике. Но он затрудняется в выборе конкретных методик. Такой педагог отличается умением творчески преобразовывать последовательность деятельности по отношению к предмету и адекватностью в оценке результатов.

  • Креативный уровень. Данный уровень характеризуется владением качественных теоретически и практических знаний технологического аспекта, ценностно-смысловыми ориентациями. В этом случае педагог определяет технологический подход в педагогике, как один из наиболее эффективных, способен применять творческие умения на практике, преобразовывать технологические методы и приёмы, создать авторскую методику по обучению или воспитанию.

Таким образом, мы видим, что существуют разные этапы развития технологической компетентности. Профессионалом своего дела можно считать педагога, который прошёл все уровни и способен грамотно строить педагогический процесс. Такой учитель может стать примером для своих коллег. Что касается эмпирического или теоретического уровней, то к ним можно отнести неопытных педагогов или только что выпустившихся студентов. Для того, чтобы достичь креативного уровня, необходимо испытывать интерес к своей профессиональной деятельность, стараться получить как можно больше знаний в данной области, особенно практических, и развивать своё креативное мышление.

Личностно – творческий аспект педагогической культуры заключается в умении педагога реализовывать технологию педагогической деятельности с применением творческих умений и навыков. В этом случае учитель вносит личный вклад в педагогический процесс, обогащая его новыми методами, способами и приёмами, которые позволяют преобразовать обучающий и воспитательный процессы. Педагог способен находить решения самых сложных вопросов и ситуаций, более того, его решения отличаются от всех других оригинальностью и неповторимостью. В этом аспекте значимыми считаются такие качества личности, как инициативность, развитая фантазия, самостоятельность и ответственность, креативность и независимость суждений. Данный компонент проявляется в реализации интересов педагога, его умений и навыков, способностей и дарований. В процессе творческих мыслительных действий происходит синтез психических сфер личности учителя: познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной. Осуществляется процесс самопознания, самореализации и самоутверждения.

Также, существует психологический аспект профессиональной компетентности педагога. Под психологией педагогической деятельности понимается «отрасль психологического знания, изучающая психологические закономерности труда учителя» и то, как учитель воспринимает, изменяет и воплощает в реальность задаваемые обществом цели и систему педагогической деятельности [12].

На самом деле, учитель должен обладать не только знаниями в области педагогики, но и в области психологии. В первую очередь, педагогической психологии, представителями которой были А. Я. Коменский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, А. П. Нечаев, Ж. Пиаже и другие. Именно в этой отрасли изучается психика учащегося и преподавателя в рамках образовательного процесса: процесса обучения и воспитания; а так же взаимодействие ученика и учителя. Для того чтобы оказывалось возможным успешно строить общение и взаимоотношения с родителями учеников и с учениками, преподаватель должен владеть знаниями социальной психологии, в которой рассматривается феномен коммуникативного взаимодействия, изучается как индивидуальное общение, так и групповое, формирование и развитие групп (Г. Штейнтгаль, М. Лацарус, Г. Тард, Г. Лебон, У. Мак-Дугалл, Дж. Г. Мид и др.).

Также знания в этой области помогут учителю не только выстраивать свои коммуникативные отношения, но и контролировать процесс общения детей в классе (групповое общение): налаживать отношения между одноклассниками, разрешать конфликты, сплочать коллектив и способствовать выработке положительного, дружеского отношения друг к другу. Не маловажными являются и знания в отрасли возрастной психологии, представителями которой являются Д. Лок, Стенли Холл, Ж. Пиаже, В. Штерн и другие. Как мы знаем, возрастная психология изучает возрастные периоды всей жизни человека, в частности, переходы из одного этапа психического развития в другой. Для педагога же особенно важным является осведомлённость таких разделов возрастной психологии, как психология детства, отрочества и юности. Он должен знать, в чём проявляются кризисные периоды ребёнка и как правильно с ним взаимодействовать в этот период, должен уметь найти подход и мотивировать учеников в процессе обучения.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности и справляться с поставленными задачами обучения и воспитания педагог должен обладать некоторыми педагогическими способностями, которые понимаются как психологические особенности личности. Ф. П. Гоноболин к таким педагогическим способностям относил дидактические способности, экспрессивные, перцептивные, организаторские и авторитарные. К специальным педагогическим способностям можно отнести педагогический такт, который К. Д. Ушинский называл «психологическим» тактом, без которого воспитатель не будет хорошим воспитателем и практиком. Во время урока учитель должен способствовать осуществлению позитивного психологического климата в классе и комфортных условий взаимодействия учеников. Если он способен заинтересовывать учеников в своём предмете, мотивировать их на посещение занятий и включённость в работу, то такой преподаватель будет пользоваться популярностью среди учеников, уважением и станет авторитетом в классе (группе) или школе (вузе), нежели учитель, который устанавливает жёсткие правила, на уроке которого дети перегружаются и становятся скованны.

В исследовании педагогической деятельности Н. В. Кузьмина использует системный подход. Под системой понимаются взаимосвязанные элементы, которые способствуют формированию единства и целостности. К педагогической системе Н. В. Кузьмина относит цели, содержание образования, средства педагогической коммуникации, учащихся и педагогов. В психологической структуре она выделяет несколько компонентов, обеспечивающих целостность педагогической системы и её развитие:

  • Гностический или познавательный компонент. Включает познавательную активность учителя, уровень развития познавательной активности. От того на сколько она развита у преподавателя, зависит включаемость учеников в образовательный процесс [13].

  • Конструктивная деятельность. В неё входят поиск и выделение материала для урока, построение плана урока или лекции, намечание своих действий и действий учеников. Педагог должен заранее составлять планы занятий, указывать их цели и задачи, он должен знать, каких результатов хочет добиться по окончанию урока от учеников и уметь контролировать образовательный процесс, чтобы не отходить от темы [13].

  • Организаторский компонент заключается в умении организовывать свою деятельность и деятельность учащихся, как в учебном плане, так и в сфере различных мероприятий. Учитель при необходимости должен уметь собрать коллектив и наладить в нём позитивный климат или создать организацию совместной деятельности с учениками [13].

  • Коммуникативный компонент. По мнению Н. В. Кузьминой это самый важный компонент педагогического процесса, так как он наполнен коммуникацией и развивается по законам коммуникации. Коммуникативная деятельность заключается в «установлении правильных взаимоотношений с теми, на кого направлено воздействие», с учениками, а также с коллегами по работе и с родителями учеников. Педагогу постоянно приходится взаимодействовать с большим количеством людей: на уроке он объясняет новый материал ученикам и проверяет домашнее задание; на родительских собраниях или в любой другой день общается с родителями, рассказывая им о достижениях или поражениях учащихся; каждый рабочий день обсуждает учебный процесс с коллегами, обращается к ним за советом или за помощью по работе [13].

Таким образом, мы можем наблюдать, что существуют различные аспекты педагогической деятельности, различные точки зрения. Мне ближе психологический аспект. По моему мнению, педагогу следует обладать знаниями по психологии и уметь их применять на практике. Учитель, прежде всего, обучает и воспитывает, поэтому он должен уметь найти подход к каждому ученику. Все мы по-разному воспринимает информацию: у кого-то лучше развита слуховая память, у кого-то зрительная. Так же у каждого разный темп запоминания информации и уровень мышления. Поэтому педагогу важно рассмотреть и в дальнейшем учитывать эти особенности личности для лучшего усвоения информации учениками.

Глава 2. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога.

2.1 Общая характеристика психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности.

Наиболее сильными стимулами для реализации компетентностей у специалиста считаются творческая составляющая, духовно-нравственные начала, чувство ответственности и жизненные ценности. Исходя из этого, можно заключить, что термин «компетентность» включает в себя не только когнитивный и операционально-технологический компоненты, но и мотивационный, эстетический и социальный. Знания, которыми обладает специалист, в свою очередь, определяют сущность компетентности.

Содержание компетенций может быть совершенно разным, ввиду того, что каждый автор предлагает свои точки зрения на эту тему. А. М. Новиков основными, первостепенными квалификациями называет: умение работать за компьютером; владение базами данных; знания в области экономики; знание норм и законов различных предприятий; владение иностранными языками; психологическая готовность к смене сферы деятельности и другие [20].

Важно, чтобы компетенции отвечали двум главным критериям: обобщённости и функциональности. Обобщённость позволяет распространять компетенции на различные области деятельности, а функциональность характеризуется моментом включённости человека в какую-либо деятельность.

К общим компетенциям можно отнести следующие:

1. Общенаучные или фундаментальные. Они состоят из базовых знаний в области естественных и гуманитарных наук, базовых навыков работы за компьютером и др.

2. Социально-личностные и коммуникативные, состоящие из способности человека к критике, терпимости, умения работать в коллективе.

3. Организационно-управленческие. Состоят из умения планировать и осуществлять работу, применять на практике теоретические знания и умения, способности к анализу информации из разной литературы, способности адаптироваться к измененным условиям [20].

Первый тип общих компетенций мы можем приобрести в учебном заведении, получая профессию. Именно там мы приобретаем знания фундаментальных наук и знакомимся с каждой из них в той или иной степени, что является важным для специалиста любой отрасли. Второй и третий типы в большей степени относятся к умениям и способностям самого человека, к чертам его характера. Однако, могут развиваться в процессе учебной деятельности.

Профессиональные компетенции можно разделить на два блока:

1. Базовые общие профессиональные знания.

2. Профессиональные знания, относящиеся к узкому профилю специальности [20].

И без тех, и без других знаний осуществление профессиональной деятельности, в большинстве случаев, невозможно. Есть такие случаи, когда человек, не имеющий специального документа об образовании (диплома), проявляет в работе себя лучше, чем тот, кто получил диплом. Но в таких ситуациях всё равно необходимо наличие диплома и людям приходится поступать в учебное заведение, где они, так или иначе, получают профессиональные знания, в подтверждении чего им выдается диплом об образовании.

Формирование профессиональной компетентности педагога является непростым, многосторонним процессом, связанным со многими элементами учебно-образовательного процесса. Кроме того, формирование профессиональной компетентности содержит в себе развитие созидательных особенностей личности, чувствительности к образовательным нововведениям, возможностей приспосабливаться к регулярно меняющейся среде, поскольку от деятельности преподавателя зависит развитие всего общества в целом [21].

С точки зрения А. Л. Кирсанова, нынешняя система повышения квалификации выступает в качестве динамичной системы, которая соответствует условиям определённых образовательных учреждений и учитывает сформировавшуюся профессиональную компетентность учителей. Повышение квалификации должно основываться как на общенаучных принципах, так и на специфических принципах. К специфическим принципам можно отнести следующие:

1. Принцип динамичности. Включает в себя возможность изменения или дополнения образовательных программ.

2. Принцип осознанной перспективы. Заключается в углублённом осмыслении учениками и преподавателями системы различных возможностей обучения.

3. Принцип разносторонности методического консультирования. Включает высокую заинтересованность от учеников и компетентность от преподавателей.

4. Принцип паритетности. Заключается во взаимодействии обучающихся и педагогов – система «ученик-учитель» [21].

Компетентностный подход актуализирует проблему о современном представлении принципа фундаментальности российского образования.

В. А. Исаев замечает, что с точки зрения компетентностного подхода развитие профессиональной компетентности осуществляется с помощью методических и педагогических подходов, а не за счёт преподавания на предметно-содержательом уровне. Для этого возникает потребность в создании психолого-педагогических условий. К таким условиям относятся:

1. Изменение роли преподавателя. Вначале преподаватель выступает в качестве транслятора знаний, объясняет теоретический материал обучающимся, а затем в роли проектировщика, который способствует личностному развитию каждого из учеников.

2. Введение инновационных способов, стимулирующих учебную деятельность. Это происходит с помощью накопления и обмены опытом, формулирования и креативного разрешения трудностей в работе.

3. Использование методов обучения, которые могут способствовать развитию всех элементов профессиональной компетентности обучающихся в связи с их индивидуальными предрасположенностями. К основным таким методам можно отнести: метод положительного совершения ошибок, творчески-проблемный, различные методы в форме игры, изучение ролевых модификаций, демонстрация идей и метод проектов.

4. Направленность учащихся на многообразие профессиональных и жизненных обстоятельств, осуществление связи целей образования с ситуациями применимости на рынке труда.

5. Использование оценочных операций, которые будут соответствовать отличительным чертам опыта студентов, приобретаемого в процессе обучения и предусматривать индивидуальные, характерные определённому человеку, черты развития [20].

Таким образом, мы можем наблюдать, что развитие профессиональной компетентности выступает в качестве целеполагающего компонента и осуществляется при формировании конкретных психолого-педагогических обстоятельств.

2.2 Нормативные требования к технологическим умениям педагога.

Одной из ключевых технологических операций является контроль, выступающий в качестве составной части педагогического управления учебного процесса. Контроль необходим как метод определяющий состояние системы педагогической деятельности. В ходе обучения контроль предстает в виде диагностического этапа педагогического управления.

Контроль очень тесно связан с целью и результатом (итогом) деятельности. С его участием в ходе процесса обучения формируются взаимосвязи между нормативными показателями и действительно достигнутой степенью развития технологических умений. Такое соотношение положительно влияет на ход педагогического процесса и способствует его регулированию. Нормативные показатели формируются в целях и отражаются в результатах, которые ожидает человек. Как и в других процессах, в процессе обучения существуют свои нормы и правила, которые должны соблюдать участники педагогической деятельности, свои нормы оценок итоговых результатов, используемые в качестве сравнения с заданными целями. Для определения эффективности обучения, следует знать, в какой степени нормативные требования отвечают изменениям, наступающим в процессе педагогического воздействия на внешние и внутренние условия учебно-педагогической сферы.

Технологические умения формируются у преподавателей ещё в процессе обучения профессии. Будучи студентами они накапливают профессиональные знания и умения для дальнейшей работы. Наличие технологических умений у педагога способствует формированию педагогической деятельности, качественной организации процесса обучения, развитию заинтересованности учащихся в занятии, умению понятно и доступно объяснить материал ученикам. Достижение нормативных характеристик в сфере развития технологических умений у учащихся находится в зависимости от следующих условий: уровня обучаемости студентов; согласованности процесса обучения; стратегии и техники обучения; грамотности принятия педагогических приёмов и способов решения профессиональных задач; информационной полноты процесса обучения и многих других немаловажных условий.

Одна из задач преподавателя – вести педагогический процесс, следовательно, он является ведущим в своей деятельности, руководителем и наставником, в силу этого он должен обладать умением выполнения ряда профессиональных действий. От этого и возникает необходимость в наличии нормативных требований к студентам, благодаря которым и формируются профессиональные умения. Поскольку ученики чутко реагируют на действия учителя и обладают индивидуальностью, субъективностью, то на самом деле становится сложным установление единых норм для педагогов, для выполнения ими технологических операций. Как мы знаем, педагог должен уделить внимание каждому обучающемуся (будь то школьник или студент), к каждому найти индивидуальный подход, но все мы разные и подстроить человеческий фактор под общепринятые нормы предоставляется не всегда возможным.

Существует некая проблема, которая заключается непосредственно в том, чтобы в ходе подготовки будущего учителя сформировать условия, содействующие достижению поставленной цели, в частности, развитию у учащихся технологических умений. С целью предотвращения данной проблемы необходимо всеми способами уменьшить субъективность оценки качества педагогической деятельности. При этом, следует сохранить идею персонализации обучения. Благодаря нормативным значениям оценки педагогической деятельности появляется возможность структурировать процесс подготовки будущих педагогов в технологической области.

Особую роль представляют знания преподавателя об операциях управления работой обучающихся, знания, выраженные в действиях, в действительности представленные как проектировочный и регулирующий процесс. Технологическая компетентность учителя проявляется в обеспечении интеграции общественных и образовательных стратегий преподавания, формирующей общеобразовательный и воспитательный результат. Исходя из вопросов технологической подготовки ставится проблема создания у учащихся ценностных ориентаций, представлении ими важности специального, профессионального образования, собственной значимости в обществе, в котором он живёт, собственным удовлетворением выбранной специальности. Студент, обучающийся той или иной профессии, должен иметь представление о ней, о её значимости в обществе, ценности для окружающих. Помимо этого, важно, чтобы интерес студента к профессии не пропал в течение всего процесса обучения, а способствовать этому может педагог. Одной из его задач является интересное проведение занятия, которое будет положительно мотивировать учащихся на посещение лекций и семинаров.

В функционирующей педагогической деятельности наиболее наглядно выражаются умения, характеризующие структуру преподавательской деятельности, многофункциональные категории технологических умений. К таковым относятся: операционально-методические, психолого-педагогические, диагностические, оценочные, экспертные и научно-исследовательские. Любая из них может быть представлена в форме совокупности определённых профессиональных навыков.

Комплекс операционально-методических умений. К данной системе относятся: у

К комплексу психолого-педагогических умений можно отнести развитие познавательной потребности обучающихся, рефлексивной работы; формирование условий, побуждающих к действию познавательную активность человека; реализацию коммуникативных отношений между субъектами педагогического процесса – учителем и учеником; использование специализированных педагогических приёмов с целью развития познавательной деятельности; создание и применение на практике собственных технологий и способов проведения занятий; формирование положительного психологического и эмоционального климата в группе и другие умения. На мой взгляд, педагог должен обладать как педагогическими, так и психологическими знаниями. Ему необходимо знать, в каком возрасте человека какой вид деятельности и познавательный психический процесс (например, воображение) преобладает. Также, он должен владеть знаниями в области возрастной психологии, которая изучает возрастные кризисы человека. Знания такого рода помогут учителю правильно организовать процесс обучения, активировать ту область знаний ученика, которая в данный период времени уходит на последний план. Такой учитель сможет наладить дружеские отношения между учащимися в группе и благоприятный психологический климат для проведения занятий. Очень важной в процессе обучения является мотивация обучающихся на посещение учебного заведения. Педагог, владеющий знаниями по психологии, сможет развить у большинства учеников положительную мотивацию если не на посещение всех предметов, то на посещение своего предмета точно.

Следующая категория технологических умений – диагностические умения. В эту группу входят формирование программ в форме тестов, с помощью которых можно не только диагностировать личность, но и обучать; использование диагностических методик, позволяющих выявить состояние учебно-педагогической деятельности, заключающееся в следующем: своевременность определённых технологий обучения, результативность обучения, польза данного процесса, соответствие психолого-педагогическим нормам, поставленным целям и задачам, доступность получения знаний; использование методов, нацеленных на определение состояния педагогической деятельности; использование специализированных методов, позволяющих выявить, насколько обучающиеся усвоили пройденный материал. Так же, к этой категории можно отнести введение в практическую деятельность методов самоконтроля и применение традиционных методов диагностики креативности и мотивации учащихся. Чаще всего диагностика проводится с помощью тестов-заданий. Это позволяет протестировать большее количество людей, чем при индивидуальной работе и за короткие сроки собрать большой объём информации. По итогам такой диагностики преподаватель может сделать выводы о своей работе и о работе учеников: доступно ли он объяснил материал, интересным ли было занятие, что ученики усвоили из материала, а что нужно повторно объяснить.

К комплексу умений оценивать учащихся можно отнести следующее: использование оценочной системы, которая может представляться в виде баллов, оценок или вербальной форме (поощрения, наказания, замечания и др.); наблюдение изменений учащихся, его поражений или достижений в персональном плане и в группе в целом; усвоение способов изучения конкретного урока (анализ, наблюдение, исследование специальной документации и др.).

Помимо этого, в данную категорию умений можно включить формирование карт учебных продвижений. В карты подобного рода входят усвоение теоретических и практических знаний; выделение сути изучаемой темы; логичное составление знаний; преобразование учебной информации, её подбор и фильтрация для лучшего усвоения учениками; контроль и самоконтроль и другое. Наличие данных умений у педагога способствует проектированию процесса обучения.

К следующей категории относятся экспертные умения. В эту группу входят: использование диагностических методов, позволяющих выявить степень продуктивности и результативности конкретной системы преподавания; наблюдение за изменением динамики формирования определённой системы обучения, определение её возможностей и анализ качества; исследование новых уникальных структур коммуникативной сферы в процессе обучения с учётом средовых и индивидуальных условий; преобразование обучения в индивидуальную форму, направленность технологий на индивидуальные черты обучающихся. А так же, разработка и внедрение добавочных методов преподавания и использование педагогических приёмов, направленных на развитие психических функций. Эта группа основывается на профессиональной оценке педагогической деятельности, её функционировании и качественности.

И последний тип умений – это умения, позволяющие преподавателю осуществлять научно-исследовательскую деятельность. К таким умениям относятся: создание новых технологий преподавания, формирование методов обучения, создание новых учебных программ для разного рода занятий (урока или факультатива), исследование опыта работы сотрудников. Благодаря исследовательским умениям педагог способен не только на составление учебных программ, но и на написание исследовательских работ, в том числе и с учениками. Как правило, именно такие педагоги являются авторитетными и более востребованными среди обучающихся.

Приведённый выше перечень умений отображает общие тенденции профессиональных вопросов, которые предстают перед преподавателем в процессе осуществления учебной деятельности. Исходя из этого, можно говорить о многоаспектности профессии педагога. В его обязанности входит целый перечень задач, который в свою очередь требует от человека определённых навыков и умений. Профессиональные умения педагог получает в процессе обучения, будучи студентом, а затем в период посещения курсов, семинаров и прочих мероприятий, направленных на повышение квалификации учителя. В период получения профессии он является адептом (Е. А. Климов), в начале своего профессионального пути – адаптантом. Как раз в эти периоды и происходит формирование у человека базовых технологические умений. А уже в процессе выполнения профессиональной деятельности эти умения обновляются и дополняются.

Таким образом, мы видим, что существует достаточно много технологических требований к деятельности педагога. В нём должны сочетаться различные специальные умения: от способности объяснить материал ученикам до умения создать учебную программу. На мой взгляд, не все педагоги достигают исследовательского уровня, но это вовсе не значит, что педагог некомпетентен или не владеет технологическими приёмами. Он вполне может ими владеть, но не в совершенстве. Он может быть авторитетом в классе, школе или вузе, обладать умением справедливо оценивать учеников и доступно объяснять материал, заинтересовывать учащихся в посещении занятий, но не обязательно будет оценивать своих коллег и составлять для них учебные планы.

2.3 Пути формирования профессиональной компетентности педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Такого мнения придерживался основоположник научной педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский. Глядя на эти слова, сразу можно для себя заключить, что саморазвитие – это необходимая, непрерывная работа учителя над собой, над своими знаниями. Педагог постоянно должен совершенствовать свои знания, умения, навыки и не отставать от развития общества. Только учитель может управлять процессом обучения, а как мы знаем в обществе часто меняются жизненные ценности, взгляды на современный мир. Чтобы учитель свободно ориентировался в этом мире и управлял педагогическим процессом, ему недостаточно знаний, которые он получил, обучаясь специальности. Ему необходимо повышать квалификацию, проходить аттестацию, активно принимать участие в семинарах, конференциях, мастер-классах и различных познавательных мероприятиях.

Выделяется ряд направлений повышения профессионального мастерства. Одно из таких направлений – это у глубление научных знаний. Здесь как раз и имеет место быть саморазвитие, о котором говорилось выше. Важный вопрос этого направления заключается в мотивации молодых специалистов самостоятельно осваивать новые содержания обучения, не дожидаясь команды свыше. Поскольку наука непрерывно развивается, то педагогу не приходится ждать, пока его отправят на курсы повышения квалификации. Положительная мотивация на самостоятельное обучение очень ценится и руководство старается стимулировать такую деятельность специалиста.

Немаловажным является и вопрос повышения психолого-педагогического уровня знаний специалиста. В области педагогики и психологии преподаватели имеют разную степень развития, как и в других науках. С возникновением новых технологических процессов, усовершенствуются ранее применяемые технологии. По этой причине, педагог обязан регулярно повышать уровень собственных знаний в данных сферах.

Повышение научно-методического уровня. Данное направление не потеряет свою актуальность, даже если все педагоги будут с «красными дипломами». Обучаясь профессии, мы получаем в основном теоретические знания, а как оказывается, на практике работа выглядит иначе, чем в теории. Именно поэтому молодые педагоги нуждаются в помощи старших коллег во время применения различных методов и методик в работе.

Следующее направление повышения профессионализма – это

Освоение культуры педагогического общения. В каждой профессии имеется свой деловой этикет, которому должны следовать сотрудники. Такая же система и в сфере образования. Но проблема заключается в том, что учреждение, в котором обучается будущий педагог, даёт лишь представления о деловом этикете и нормах профессиональной деятельности, а навыки формируются уже на практике, в осуществлении самой деятельности. В случае незнания норм общения с учениками, учитель может проявлять агрессию в их адрес, выражающуюся в повышении голоса на учащегося или унижении при других учениках. Что, вероятно, приведет к плачевным результатам: замкнутость учащегося, отвержение в группе, насмешки со стороны сверстников и многое другое. Особенно, такие результаты могут возникать в начальной школе, когда учитель является авторитетом для школьников, а его слово имеет большое значение.

Развитие способностей работать в коллективе – ещё одно направление в повышении компетентности педагога. В этом плане, студент практикуется ещё во время учёбы. Он взаимодействует с одногруппниками, что способствует формированию умений работы в коллективе. Однако, вступая на профессиональный путь развития, он сталкивается с другой группой. В этой новой группе, в коллективе, уже новые цели, другие взаимоотношения. Результативность учебной деятельности зависит от того, в какой степени преподаватель заинтересован в результативности работы своих коллег. Если во время учебы каждый отвечал сам за себя и, по сути, не зависел от группы, то здесь уже существует новый вид деятельности – совместной деятельности.

Освоение корпоративных норм поведения. Здесь имеется в виду то, что педагог – пример для подражания. То, как он себя позиционирует на работе, его поведение, реакции и общение уже являются средством воспитания. Ученики, наблюдая за ним, перенимают формы поведения в той или иной ситуации, манеры общения, тем более, если это учитель начальной школы. В этом возрасте дети ведут себя не так, как им говорят, а подражают увиденному. Также, на стиль поведения преподавателя реагируют и родители. В силу того, что они старше детей, копировать поведение они, конечно, не будут, но осуждать или принимать стиль поведения учителя имеют полное право.

Освоение научного стиля речи. Речь преподавателя является инструментом его работы. От грамотности и правильности речи учителя зависит и грамотность речи учеников. Как уже было сказано, педагог – пример для подражания. Ученики перенимают не только стиль поведения учителя, но и стиль общения, в том числе и использование терминологии. Насколько хорошо преподаватель ориентируется в терминологии своего предмета, области знаний, настолько хорошо он сможет донести информацию до учеников, настолько хорошо они её усвоят.

И последний компонент повышения профессионализма – это освоение методики научно-исследовательской деятельности. В связи с появлением новых технологий, учитель должен уметь обнаруживать, структурировать и обобщать научную литературу, определять степень развития учащегося и помогать ему в развитии навыков.

В педагогике существуют различные определения, выражающие требования к преподавателю, к ним относятся «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность». Эти определения обладают особенными смысловыми оттенками и используются в различных контекстах.

Под профессиональной пригодностью понимается совокупность профессиональных знаний, сформированных навыков и умений, психических и физических качеств человека, которые необходимы для достижения успеха в выбранной профессии [15].

Термин «профессиональная готовность» наиболее ёмок и мобилен. В состав профессиональной готовности можно включить психологическую, психофизиологическую, физическую готовность, а также, теоритическую и практическую подготовку учителя. Таким образом, учащийся вуза согласно собственным психофизиологическим характеристикам может являться пригодным к деятельности в сфере преподавания, но в силу малой теоритической или практической подготовки ещё не готов к ней.

Личностные и профессиональные качества, которые составляют понятие профессиональной компетентности преподавателя, могут быть представлены в виде профессиограммы. Профессиограмма – это документ, в который входит комплекс личностных качеств и профессиональных знаний и умений. Она позволяет судить о профессиональной пригодности специалиста [15].

В профессиограме большую роль играет позиция преподавателя –

Одной из базовых характеристик педагога является убеждённость. Личность педагога определяют его точка зрения, чувство долга и ответственности, желание и стремление повысить свою компетентность, пополнить профессиональные знания, чтобы быть примером для других. Это стремление играет важную роль в формировании профессиональных знаний. Если педагог испытывает желание в саморазвитии и самопознании, посещает различные познавательные мероприятия, участвует в конкурсах, это только приветствуется со стороны окружающих, особенно, коллег и облегчает профессиональный труд самого педагога.

Следующая важная характеристика педагога – направленность личности. Основной направленностью личности педагога считается заинтересованность в профессии. Это очень важно для преподавателя. Если человек не будет испытывать интерес в своей профессии, будь то учитель, медик или представитель технической специальности, то и качество его работы будет низким и профессионалом своего дела он, вероятнее всего, не станет. Существует несколько видов направленности, для педагогической деятельности очень важно, какой вид направленности преобладает у педагога: общественный, личный или деловой [18].

В исследовании направленности личности педагогов, описанным Г.А. Виноградовой, было выявлено, что у большинства испытуемых преобладает направленность на себя (58%).

Большинство педагогов эгоцентричны и стремятся удовлетворить собственные потребности, нежели потребности окружающих, что так важно для их профессии [18].

Педагог должен быть ориентирован на окружающих, на их запросы и интересы, а как мы видим из результатов исследования, большинство преподавателей такими не являются. Учёные (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, А.Г. Асмолов и др.) подчёркивают связь направленности с личностными характеристиками человека [18].

Направленность педагога может проявляться в таких личностных качествах, как долг и ответственность. Учитель должен нести ответственность за выбранную профессию, за достоверность информации, которую он несёт в общество и за грамотность всего общества в целом. Но встречаются и безответственные педагоги, которые, в том числе, не стремятся к совершенствованию своих специальных знаний и повышению профессионализма. Это является большой проблемой для современного общества.

Также, важным качеством для учителя является педагогический такт. К.Д. Ушинский трактовал педагогический такт как «чувство меры, необходимое для успеха в осуществлении воспитательного воздействия». А.С. Макаренко рассматривал педагогический такт как «выбор целесообразного здорового стиля и тона деятельности коллектива, способствующей гуманизации отношений его членов, повышению уровня их общей культуры, добровольному выполнению своих обязанностей» [19].

Педагогический такт чётко проявляется в оценочной работе преподавателя, в которой очень важны внимательность и справедливость.

Проявление духовной культуры преподавателя – творческая самоотдача. К культурным потребностям личности можно отнести потребность в знаниях и признание их самоценности. Как мне кажется, потребность в профессиональных знаниях не имеет границ. И если педагог осознаёт ценность этих знаний, то не упускает ни малейшей возможности такие знания получить. На пути формирования профессиональной компетентности признание ценности специальных знаний является очень важным процессом, благодаря которому эти знания и приобретаются специалистом.

Таким образом, мы видим, что существует масса различных путей формирования профессиональной компетентности педагога. Главное, повышение компетентности основывается на получении, добывании профессиональных знаний. Каждый педагог сам для себя определят, какого уровня профессионализма он хочет или может достичь, что зависит от его мировоззрения, жизненной позиции, планов и целей. Учитель вправе выбирать те пути повышения компетентности, которые являются для него доступными, понятными или более интересными. От того, воспользуется ли педагог всеми возможными способами получения знаний или какими-то определёнными, не будет зависеть уровень его компетентности. Он будет зависеть от объёма и точности усвоенной информации.

Заключение

Уровень профессиональной компетентности педагога непосредственно влияет на уровень грамотности учеников класса, школы и всего общества в целом. Каждый педагог, выбирая данную профессию, берёт на себя огромную ответственность, чем и отличается его сфера деятельности от многих других. Его задачей является формирование грамотной, воспитанной личности. Поэтому от опыта работы педагога и уровня специальных, профессиональных знаний зависит то, насколько хорошо ученик усвоит информацию.

Для повышения профессиональной грамотности преподаватель должен непрерывно пополнять, обновлять свой багаж знаний. Для этого существует множество различных способов. Кому-то из педагогов проще удаётся самому добывать, перерабатывать и усваивать информацию. Как из различных интернет ресурсов, так и из библиотек и книжных магазинов. Другим же удобнее получать знания совместно с коллегами или благодаря начальству. К таким педагогам можно отнести любителей принять участие в научных конференциях, семинарах, лекциях, посетить мастер-классы и прочие мероприятия, организованные учреждением, в котором работает специалист.

В данной работе была описана профессиональная компетентность педагога и условия формирования компетентности, затронуты такие темы, как аспекты профессиональной компетентности педагога и психолого-педагогические условия её формирования.

Передо мной стояла цель —

Раскрыть понятие «профессиональная компетентность»;

Рассмотреть особенности профессиональной компетентности педагога в сравнении с другими специальностями;

Изучить аспекты профессиональной компетентности педагога;

Изучить общую характеристику психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности;

Рассмотреть нормативные требования к технологическим умениям педагога;

Определить пути формирования профессиональной компетентности педагога.

Цель курсовой работы была достигнута, а перечисленные выше задачи подробно изучены и описаны.

Существует множество различных подходов к понятию компетентности, к изучению профессионализма в различных областях деятельности, в том числе и педагогической. Обобщённо говоря, в широком понимании, «профессиональная компетентность» — это совокупность знаний, умений и навыков, позитивного отношения к работе, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в определённой сфере деятельности. Касаемо педагога, компетентным будет являться тот, который имеет достаточный багаж знаний и опыта, чтобы воспитать из человека личность. В идеале, такой педагог умеет доступно и понятно для учащегося объяснить материал, закрепить его интересными познавательными практическими занятиями, справедливо оценить работу учеников. В свою очередь, ученики будут положительно мотивированны на посещение занятий такого педагога и, вероятнее всего, считать его авторитетом.

Технологические умения, фундаментальные знания и навыки работы педагог получает ещё будучи студентом, а вот приобретение опыта работы и развитие этих навыков уже происходит непосредственно в выполнении профессиональной деятельности.

Подводя итог проделанной работы, можно заключить, что развитие профессиональных навыков и повышение компетентности педагога является очень важным звеном в его деятельности. Чем больше педагог развивается, совершенствует свои знания, тем лучше справляется со своей работой, тем более грамотным и воспитанным растёт поколение. К саморазвитию и самопознанию для педагогов открыты все двери, тем более в современном обществе, а насколько полно следует воспользоваться предоставленными возможностями и быть профессионалом своего дела решать каждому педагогу самостоятельно.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/professionalnoe-razvitie-pedagoga/

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.

  2. Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.).

  3. Пургина Е. И. Теория и история педагогической мысли. Аксиологический аспект современного образования и философское учение С. И. Гессена о ценностях. г. Екатеринбург. 2011г.

  4. Мирошниченко Н. И. Профессиональная компетентность педагога в индивидуальном аспекте, 2016.

  5. Терентьева Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).

  6. Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016.

  7. Бешкенова Н. М. Профессиональная компетентность и технологическая культура педагога в аспекте современных требований, 2014.

  8. Борисов В. В., Ягупец С. Ю. Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 716-721.

  9. Соломатова Л. В. Технологическая компетентность учителя. г. Кемерово, 2018.

  10. Маркова С. М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения, 2015.

  11. Шарипова Ш. С. Профессиональная педагогическая компетентность учителя // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 511-514.

  12. Торопыгина Е. С. Психологические аспекты педагогической деятельности, 2015г.

  13. Мухаметзянова Н.В. Психолого-педагогические аспекты деятельности будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.

  14. Е. А. Климов. Психолоrия профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

  15. Л. В. Марищук. К вопросу о способностях, профпригодности и профессиональном психологическом отборе // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №4

  16. Джаппуева Н. М. Позиция педагога как фактор развития детского коллектива. 2014

  17. Е. Б. Кириченко, О. Г. Важнова. Профессиональная позиция педагога во взаимодействии с детьми – сиротами. // Ярославский педагогический вестник. – 2015 – №1 – том 2 (Психолого-педагогические науки).

  18. Г. А. Виноградова. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога. // Вестник Самарского государственного университета. 2015. №4 (126)

  19. Н. А. Остапчук. Педагогический такт как основа мастерства преподавателя. // Международный научный журнал «Символ науки» №9/2016

  20. И. С. Решетова, Е. Н. Красикова. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014., том 20

  21. О. И. Мезенцева, Е. В. Кузнецова. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога. / Монография. – Новосибирск, 2013. – 158с.

  22. А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн.-2013.-333с.

  23. А.П. Рябцева. Профессиональная компетентность – основа качественного образования. 2016/2017