Содержание, Проблема п, Проектирования в социальной работе
При этом следует отметить, что социальная сфера, культурная жизнь общества остаются слабо регулируемыми при помощи права, трудно поддающимися управленческому воздействию государства и негосударственных организаций. В этих еще малоосвоенных в организационном отношении областях возникают и новые вопросы, не все из которых могут и должны решаться в рамках менеджмента.
Раньше ценностная природа целенаправленных социальных изменений не осмысливалась в связи с конкретными проектными разработками и технологией проектирования, это была сфера чистой теории. Проектной деятельности была присуща установка на немедленную реализацию проекта. В качестве ведущих факторов успеха рассматривались скорость работ и наличие финансовых, кадровых и материально-вещественных ресурсов.
На наш взгляд, специфика социальной технологии в настоящий момент определяется тем, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.
Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.
Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.
Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» – брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений»1 .
Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.
Проектирование в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового – социальной инновации.
Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Технология ...
... прогнозирование и проектирование, являясь при этом первым этапом решения любой педагогической задачи. Педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos -- способный распознавать) -- процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, а также самой педагогической деятельности и педагогического взаимодействия (С.С. Кашлев). Технология педагогической ...
Таким образом,
Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:
1. Необходимостью научного
2. Объективной потребностью в оптимальных методах разработки стратегий развития для конкретных социальных объектов. К числу важнейших среди них относятся методы проектирования.
3. Необходимостью определения
Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А. Аитова, Г.А. Антонюка, И.В. Бестужева-Лады, Н.И. Лапина, И.И. Ляхова, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова.
Цель исследования – изучить технологию п, Цель исследования предопределила его задачи:
1. Изучить общенаучные принципы социального проектирования.
2. Охарактеризовать проектное управление социальной сферы.
3. Проанализировать виды
4. Рассмотреть алгоритмы разработки социального проекта.
5. Определить требования, предъявляемые к научно разработанным социальным проектам.
6. Провести анализ проектной деятельности на основе жизненного цикла проекта., Объект исследования – п, Предмет исследования – технология социального проектирования.
Работа состоит из введения, двух глав, поделенных на подглавы, заключения и списка использованной литературы.
социальный проект управление алгоритм
Любая проблема имеет соответствующее ей понятийное поле, т. е. совокупность понятий, с помощью которых можно раскрыть ее суть и особенности. Рассмотрим основные понятия:
Проектирование – создание конкретных образов будущего. Социальное проектирование – специфическая деятель ность, результат которой – определение вариантов развития социальных процессов, с учетом субъективного (т. е. человеческого) фактора. Можно сказать, что это определение вектора изменений социальной системы, но это не только количественный анализ, просчитывание и статистические выкладки, это нечто большее, поскольку даже самые простые социальные процессы трудно описать конечным числом понятий, формул и чисел. Социальное проектирование представляет собой осмысление и осуществление деятельности, направленной на достижение какой-либо цели, и локализованной по месту, времени и ресурсам. Теория социального проектирования, как и любая теория, предполагает определение объекта и предмета исследования. Объект теории социального проектирования – вся система, вся сеть простых и сложных социальных образований в их взаимодействии. Предметом теории социального проектирования можно считать сам механизм создания социальных проектов в зависимости от свойств и отношений социальных образований. Социальное проектирование предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения продумываются, получают обоснование и, наконец, осуществляются. Социальных проблем чрезвычайно много. Многообразие тех сфер, где может использоваться социальное проектирование, ведет к разнообразию классификаций социальных проектов. Они могут быть научнотехнические, образовательные, благотворительные, инвестиционные и т. д. Они находятся в зависимости от позиции проектировщиков, от истории, от культуры. Кроме того, для характеристики проектов используются:
Специфика социальных PR-проектов в регионе
... и зарубежной науке концептуальные подходы к исследованию феномена PR и рекламы. Следует развести такие понятия, как социальная реклама и социальный пиар. Социальная реклама - это особый вид рекламы, ... организаций, инициативных групп и временных творческих коллективов, работающих над созданием и реализацией социальных проектов и программ, и т.д.) к объекту (КО - коммерческие организации, предприятия ...
− масштаб (или размер) проекта,
− сроки реализации проекта,
− качество выполнения проекта,
− его ресурсное обеспечение.
социальная проекция
Человек всегда ожидает чего-то от будущего, он всматривается в завтрашний день, фантазирует, воображает, как бы он стал жить в другом временном измерении. Его ожидания – это не прогноз, они не связаны с научным анализом ситуации. Это эмоциональные фантазии, но их можно считать начальным этапом социального проектирования. А важнейшим его этапом является прогнозирование, т. е. определение тенденций и перспектив развития социальных процессов. Управление социальными процессами осуществляется на основе прогнозирования изменений как внутренних, так и внешних. Прогнозирование – это способ опережающего отражения развивающейся действительности, а проектирование – форма выражения прогностической функции управления.
Проект можно определить как:
а) одноразовую совокупность действий;
- б) деятельность, ограниченную временными рамками (определенные сроки начала и конца проекта);
в) деятельность, в результате которой появляется новый продукт или услуга. Понятие «проект» давно и надолго вошло в нашу жизнь. Одно время под проектом понимали совокупность документации по созданию каких-либо объектов. Проектами и сегодня часто называют почти все, что происходит в рамках текущей деятельности социальной организации. Однако некорректно называть проектами деятельность, которую организация или предприятие должны вести постоянно, чтобы быть конкурентоспособными на рынке или получать прибыль.
предписывающую модель
Модель, как мы уже подчеркивали, – это всего лишь аналог определенного фрагмента реальности. Социальный проект выступает инструментом изменения реальности. Причем сложность, а не масштаб проекта является определяющим фактором.
Социальное проектирование – это разновидность инновационной деятельности, которая представляет собой выполнение определенного комплекса мероприятий, в совокупности ведущих к инновациям, т. е. чему-то новому.
Инновация – это
- разработка и использование чего-то качественно нового (А);
- форма управляемого развития (Б);
- процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека (В);
— разновидность управленческого решения, в результате
«Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в сельской школе». ...
... (мероприятии) педагога. Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы. В основу типизации ...
Социальное проектирование часто называют социальным конструированием, поскольку оно связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций. Суть его состоит в конструировании желаемых состояний будущего на базе имеющихся для этого ресурсов. Таким образом, это своеобразное существующей реальности. Оно не является произвольным, ибо базируется на существующей культуре, ее ценностях и нормах, на имеющихся знаниях. При социальном конструировании абстрактные понятия и определения науки переводятся на конкретный язык распоряжений, нормативов и указаний.
Понятие «проект» часто определяют как план инновационной деятельности. Чем же отличается проект от плана? И почему мы сегодня так часто говорим о проектах и проектном мышлении? Давайте перейдем к анализу понятий «проект», «план», «программа». В литературе мы находим различные трактовки этих терминов. За основу нашего анализа целесообразно взять процесс разработки и подготовки конкретного социологического исследования. К примеру, мы намерены провести масштабное социологическое исследование социально значимой, но еще не изученной проблемы. Обдумываем проблему, набираем информацию, размышляем… Постепенно формируется общий контур нашего проекта . Далее мы начинаем разрабатывать программу нашего социологического исследования. С программой связывается способ достижения результата. Третья, т. е. организационная, часть программы включает в себя различные планы нашей конкретной работы. Выявляется последовательность: проект → программа → план.
Проекты как системы взаимосвязанных задач ориентированы не на способы, а на цели деятельности.
Цель делает всю деятельность осмысленной, позволяет выбрать более эффективные средства и способы ее осуществления.
Социальный проект – это целевая авторская конструкция позитивного