Проблема детской лжи в психологической науке

Как говорил Х. Вайнрих: «Человек есть существо, способное лгать». Виктор Знаков, дает такую формулировку определения лжи: «Ложью можно называть умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности». В европейских странах пользуются определением Августина Блаженного: «Ложь — это сказанное с желанием сказать ложь». С помощью мимики и пантомимики, разных средств коммуникации лжец вводит своего собеседника в заблуждение. Когда люди общаются, ложь представляет собой выраженное намерение одного из собеседников исказить правду. [2] <#»733510.files/image001.gif»>

На диаграмме можно увидеть социально приемлемые виды лжи, к которым относятся снисходительно. Это этикетная ложь, ложь фантазия, ложь во благо. Как и взрослые, так и дети очень критично относятся к такому виду лжи как сплетня. Нам всегда хочется слушать достоверную информацию, а не играть в испорченный телефон, хотя и это многим нравится.

Показатели выше у взрослых, но на такие виды лжи как самопрезентация и этикетная ложь выше у детей. Дети довольно негативны к таким видам лжи, а вот взрослых наоборот не смущает такой вид лжи, как самопрезентация. Можно приукрасить, че нить о себе, выдать себя за успешного, счастливого и т. п. Посмотрев на средние показатели видно, что никому не нравиться когда его обманывают, даже если это безобидная ложь.

Таблица 2 . Виды реакций юношей и девушек на чужие виды лжи.

ü А — я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом.

ü Б — я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного.

ü В — я прямо скажу человеку, что он говорит неправду.

Шкалы лжи.

Виды реакций на чужую ложь.

Дети

Взрослые

А

Б

В

А

Б

В

Этикетная ложь.

26

23

31

35

17

28

Ложь во благо

28

12

40

18

24

38

Ложь — фантазия

33

11

36

19

29

31

Ложь — оправдание

26

14

40

20

15

45

Ложь — умолчание

31

16

34

17

20

43

Ложь — сплетня

22

53

12

21

47

Ложь — самопрезентация

26

14

40

40

30

10

Сумма

192

95

274

161

156

242

Реакция на различные виды лжи оказалась весьма разной. Так у детей на ложь во благо, ложь оправдание, ложь сплетня и ложь самопрезентация оказались более негативные. На них дети будут указывать, не стесняясь и уличать лжеца. Взрослые не терпят лжи оправдания, умолчания и сплетен. По суммарным показателям видно, что и взрослые и дети любят уличать лжецов, но дети в большей степени. Так как они не такие испорченные, как взрослые, подающие им дурной пример.

Анализ мотивов лжи, которые дети и взрослые приписывают окружающим.

Таблица 2 Представления детей и взрослых о мотивах чужой лжи.

Мотивы

Мотивы чужой лжи.

Взрослые

Дети

1 чтобы не испортить впечатление о себе

1,1

0,9

2 чтобы окружающие не контролировали

0,55

0,8

3 чтобы не огорчать близких

1,5

0,35

4 чтобы не испортить отношений с окруж-ми

1,05

0,35

5 боязнь упрёков со стороны окружающих

1,2

0,75

6 чтобы создать хорошее впечатление о себе

1,8

1

Из таблицы видно, что взрослые врут в большей степени, что бы ни пасть в грязь лицом, не испортить о себе хорошее впечатление, что бы ни огорчить близких, сохранить хорошие отношения, из-за боязни осуждения. Дети более беззаботны в данном плане, для них главное создать о себе хорошее впечатление, показать какой я молодец. Послушный ребенок, умница, отличник в школе, много друзей и так далее.

Для того, что бы выявить существенные различия между детьми и взрослыми к различным видам лжи, был проведен статистический анализ. Для обработки данных я использовала непараметрический критерий Манна-Уитни. Виды лжи были независимой переменной, а детские и взрослые показатели, зависимой. После обработки данных в программе Statistica, я получила следующие результаты. Они представлены таблице 3.

Таблица 3.

Анализ мотивов лжи 1

Отношение ко лжи.

U

Уровень статистической значимости.

Ложь самопрезентация

99,000

р=0,01

Различия между группами оказались существенно не значимыми. Они примерно на одном уровне. Но все же в одной категории была выявлена существенная разница. Ложь — самопрезентация U = 99. Для выборки в 20 человек, различия можно считать значимыми, р<0,05 если Uэмп ниже или равен U 0,05, и тем более достоверным p<0,01 если Uэмп ниже или равен U 0,01. Таким образом, отношение к разным видам лжи у детей и взрослых не

Таблица 4.

U (0,05) = 138.

U (0,01) = 114.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети боле негативно относятся к такому виду лжи как самопрезентация, в отличие от взрослых.

Также было статистически обработано, какие мотивы лжи наиболее частые, по мнению взрослых и детей. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Таблица  1

Наиболее частыми мотивами, по мнению, как взрослых, так и детей являются: Ложь, что бы не огорчить близких и ложь, что бы не испортить отношений с окружающими.

P<0,01 статистическая значимость, что бы не огорчить близких.

(U (0,01) = 114. 77<114) .

P<0,05 статистическая значимость, что бы не испортить отношения с окружающими.

(U (0,05) = 138. 128<138).

Вывод.

Таким образом, гипотеза подтвердилась не в полной мере, различия в отношении видов лжи у взрослых и детей есть, но не существенные. Не считая лжи самопрезентации. Дети более негативно относятся к данному виду лжи, взрослые же считают его безобидным. Это может быть обосновано, что для детей ложь, это все равно ложь. Как бы она не преподносилась. Взрослые же не имеют ни чего против приукрашивания впечатлений о себе, своей успешности, высокой зарплате, хорошем доме, благополучной семь, о послушных детях.

Что касается мотивов, приписываемых детьми и взрослыми, то тут на первом месте ложь, дабы не огорчить близких, другими словами ложь во благо. На втором месте ложь, что бы ни испортить отношений с окружающими. Иногда приходится часто лгать, что бы ни потерять друзей, сохранить семью, ведь мы не можем постоянно высказывать, что думаем, так можно и одному остаться. Радикальная правда это хорошо, но нам постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, в которых просто необходима ложь.

Так как быть? Ложь это тот феномен, без которого наша жизнь невозможна, стоит различать, где стоит недоговорить, а где ложь аморальна. Наша миссия в том, что бы показать эту разницу, эту грань нашим детям. Тем самым уберечь их от пагубных последствий лжи.

Глава 3. Просвещение, Профилактика детской лжи., Форма проведения:

Цель:

  • Провести ознакомительное мероприятие с родителями о правилах борьбы и способах ее профилактики с детской ложью.

  • Поспособствовать процессу гармонизации в детско-родительских взаимоотношениях.

Задачи:

  • рассмотреть и обсудить причины детской лжи;

  • обсудить способы и методы профилактики лжи;

  • дать рекомендации родителям по предупреждению детской лжи.

Оборудование:

  • Специально оборудованный класс для показа презентаций;

Предварительная подготовка

За несколько недель до собрания родителям раздали буклеты с вопросами для размышления:

«Взгляд со стороны».

1. Чувствует (когда-либо чувствовал) ли ваш ребенок себя отверженным в семье?

2. Сравнивали ли Вы своего ребенка с другими детьми его возраста, либо с его братьями и сестрами, вызывая тем самым недовольство, ревность и соперничество у ребенка?

. Не занижаете ли Вы самооценку своего ребенка?

. Воспитываете ли Вы ребенка в условиях гиперапеки?

. Не пытается ли ребенок копировать Вас, являясь случайным свидетелем того, как Вы “манипулируете” ложью, считая ее мелочью?

. Не провоцировали ли Вы ребенка на ложь различными соблазнами или вопросами-ловушками?

. Кто обычно страдает из-за лжи: Вы, Ваш ребенок или кто-то еще?

. Какую информацию предоставляет для Вас ложь?

Ход работы., Показывается слайд №1.

Тема:

«Маленькая ложь за собой».

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы обсудить с вами проблему детской лжи. Выявить ее причины и найти методы профилактики. Кто из вас задавался вопросом, почему наши дети лгут? Честность одно из тех немаловажных качеств, которое родители хотят привить своему чаду с раннего детства и поэтому, каждый уличенный во лжи ребенок непременно огорчит своих родителей. На свете не существует такого человека, который бы хоть раз не соврал или не попытался что-нибудь сокрыть. Однако ничто так не пугает и не возмущает наше сознание, как детская ложь. Многие родители боятся, что ложь — это признак дурного характера у ребенка, что из маленького лгуна может вырасти человек, не имеющий нравственных принципов и отвергающий их. Большинство родителей теряются и не знают, как им дальше поступать, как строить свои отношения с ребенком, которого поймали на лжи. Как быть? Продолжать ли верить ребенку? Наказывать его или нет? Не все взрослые понимают, что ложь — это знак не моральных проблем, а скорее психологических. Поэтому, чтобы правильно вести себя в подобной ситуации, первое, что надо сделать родителям — это разобраться в причинах, побудивших ребенка солгать.

Слайд №2.

По определению П. Экмана,

[«ложь — это намеренное решение ребенка ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это»].

Дети весьма ранимы и уязвимы, их детские проблемы могут казаться им такими страшными, безвыходными и еще помощи ни от кого не дождешься, так как родители, не хотят копаться в его жизненных трудностях. Ребенку тяжело понять законы окружающего его мира, который часто беспощаден и жесток. Ко всему этому, у ребенка недостаточно хорошо развито чувство принятия правды как нравственной нормы. Детям тяжело противостоять ежеминутным желаниям, о последствиях они, как правило, не думают. Если рассматривать эту проблему с точки зрения детской психологии, лживость у детей может начать развиваться, если у ребенка не сформирована потребность в правдивом отношении с другими людьми. Способность лгать, у ребенка будет сопровождаться определенным уровнем его умственного развития. Целенаправленно врать будет наблюдательный ребенок, с развитой интуицией и хорошим воображением. На лживость ребенка может влиять не только недостаточное развитие его нравственного поведения, но так же значительно влияет плохой пример родителей и воспитание.

Известный ученый в области лжи П. Экман выделил несколько самых частых причины лжи, которые используются как детьми, так и взрослыми.

Обсудим их подробнее:

Слайд № 3

«Сокрушай ложь в ее основаниях». Дарий.

1. Страх наказания и осуждения.

Как я думаю это основная причина возникновения обмана, как у детей, так и у взрослых. Ребенок лжет, чаще боясь осуждения или наказания со стороны близких людей. Например, дети боятся, что их будут ругать за то, что они долго гуляли на улице или, не сделав уроки, сели играть за компьютер или телевизор. Часто дети лгут, боясь наказания из-за своих оценок в школе.

Как быть? Надо полностью менять систему воспитания. Для того, что бы заслужить доверие ребенка, надо быть в его глазах авторитетом, но ни в коем случае не авторитарной личностью. НЕ стоит проявлять излишнюю строгость. Если вы уличили вашего ребенка во лжи, не надо спрашивать, почему он вам солгал. Спросите, как так вышло, что он вам солгал. Подумаете, чем вы можете помочь вашему ребенку и обговорите с ним это. Когда ребенок врет, пытаясь скрыть от вас свои школьные отметки, к страху наказания может добавляться и страх несоответствия вашим ожиданиям. Многие родители сформировывают у своего ребенка отношение к оценкам в школе, как к оценкам своих личностных качеств. Часто родители проявляют интерес лишь к оценкам, которые получает их ребенок в школе. Они не обращают внимания на остальные сферы его развития. Как результат, ребенок начинает соотносить свои оценки с самим собой. Получается, если он получил плохую оценку, то он сам плохой. Родителям следует поменять методику общения со своим ребенком. Распространённый вопрос: «Что у тебя за оценки в дневнике?», меняем на простые вопросы: «Как прошел день?», «Что нового в школе»? Дети начинают понимать, что родителям важны они сами, а не их оценки. Это делает детей и родителей ближе и не надо врать.

2. Страх быть униженным.

Дети используют ложь, что бы обойти неприятности стороной. Маленький ребенок не понимает, что он поступает плохо, его поведением руководят сиюминутные желания. Из своей лжи он не извлечет большую выгоду, так как быстро будет разоблачен. Но он и не помышляет о выгоде, просто боится проблем, которые могут возникнуть. Просто защищается, как может. Ложь такого типа встречается в семьях, где ребенка наказывают из — за всяких пустяков и наказание по суровости несоизмеримо с соделанным.

Важно, что ребенок учится прибегать ко лжи, беря пример с взрослых. С родителей, бабушек, дедушек. Что бы избежать того чего сейчас нам не хочется мы врем. Например, отец, который смотрит футбол, просит передать звонящим ему коллегам с работы, что его нет дома. Или мать, которая не смогла прийти на родительское собрание, говорит учителю, что она была больна. Именно окружение ребенка подает пример «невинной лжи», цель которой зашита от неприятностей. И так далее.… Слегка исказив факты, мы пытаемся избежать неприятных объяснений, выйти из трудной ситуации. Дети все видят и запоминают, нам следует, внимательнее к этому относится.

Слайд №4.

«Дети и дураки всегда говорят правду», — гласит

старинная мудрость. Вывод ясен: взрослые и

мудрые люди никогда не говорят правду».

Марк Твен.

Оказалось и дети не всегда правдивы, как и не печально. К счастью, их ложь в большинстве случаев, безобидна.

3. Ложь как стремление добиться того, чего иным путем не получишь.

Например, мать задает вопрос сыну: “Какую оценку ты получил за самостоятельную работу?”, сын ответит: “Хорошую”. Ребенок знает, что если он справился с самостоятельной его отпустят погулять. Ног , ей позвонила классная руководительница. В такой ситуации не стоит кричать на ребенка «Ты меня снова обманываешь»! Но маме известно от учителя, что ребенок не справился с работой, она начинает ругаться, кричать: “Ты опять меня обманываешь?!» Следует не кричать, а открыто заявить ребенку, что вы все знаете и вы волнуетесь за него. Подумайте вместе, чем вы можете ему помочь.

Второй пример. Ребенок может начать обманывать, вырывать листы с плохими отметками из дневника для того, что бы родители сходили с ним погулять в парк, как они ему обещали, если он будет хорошо учиться. Или ребенок лжет, что давно выполнил домашнюю работу, что бы быстрее сесть за компьютер.

4. Ложь для повышения своего социального статуса.

Потребность во лжи у ребенка начинает проявляться, когда он испытывает ревность или соперничает, пытается завоевать одобрение и внимание. Требовательные родители, всячески дают понять своему ребенку, что он не в состоянии оправдать их ожидания. Ребенок чувствует себя неудачником, отверженным, нелюбимым. Пытаясь привлечь к себе внимание, он начинает использовать различные методы, в том числе и ложь.

Ребенок считает, что любая информация о его неудачах делает его менее привлекательным в глазах окружающих. Используя ложь, он надеется окончательно не пасть в глазах близких ему людей, слегка приукрашивая информацию о себе. Отверженный ребенок может придумывать все, что угодно, для того, что бы привлечь к себе внимание. Ребенок может врать о чем угодно, о том, что у его папы bmw x6, или о том, что ему подарили новенькую плейстейшн. Может придумывать истории, о веселых приключениях во время путешествия с его семьей. Но в большинство людей хотят увидеть доказательства, что заставляет ребенка выкручиваться и еще больше врать. В итоге он запутывается в своей лжи окончательно. Когда обман раскроется, а это непременно произойдет, ребенок упадет в глазах окружающих еще больше. Ругаться в данной ситуации бесполезно. Надо объяснить малышу, что личностные качества человека, намного важнее чем его положение в обществе или достаток его родителей.

Когда родители считают своего ребенка неудачником, то заставляют скрывать и приукрашивать информацию о себе. Ребенок должен знать о нашей любви, знать, что его поддержат, даже если он в чем, то не имеет успеха. Если ему не везет с друзьями, наша обязанность помочь ему найти хороших, верных друзей. А. Фромм в своей книге “Азбука для родителей” пишет: «Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе своих родителей, тем лучшее представление сложится о себе самом, и тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду».

Слайд №5. Взрослым позволяется скрывать многое от детей, но и детям необходимо иметь свои тайны., . Дети врут, желая сохранить свое личное пространство.

Ложь такого типа проявляется в условиях чрезмерного опекания ребенка. Это лишает ребенка приватности своего внутреннего мира. Даже самому маленькому ребенку необходимо свое собственное пространство и право на секреты. Детям необходимо иногда побыть одним, все обдумать, свои проблемы и переживания без посторонних. Многие родители сами провоцируют своего ребенка на ложь. Требуют подробного отчета, ведут жесткий контроль и наблюдение за его жизнью, сферами общения и т. д. Это приводит к тому, что ребенок начинает умалчивать о своих переживаниях и не желает делиться этим не с кем.

Слайд №6 Лож — как показатель проблем у ребенка.

Рекомендации, развивающие уровень честности у детей.

Слайд №7. Родитель помни!

Ø Доверяй своему ребенку.

Ø Верьте друг другу.

Ø Не провоцируйте друг друга на ложь.

Ø Не допрашивайте друг друга, ведь это унизительно.

Ø Хвалите за честность.

Ø Показывайте хороший пример, не лгите сами.

1. Доверяй своему ребенку.

Если ребенку будут доверять, он ответит взаимностью. Для ребенка важно знать, что ему верят. Отправляя ребенка в школу, зная, что он очень подвижный не стоит говорить: «Не дай Бог, получишь замечание»! или «Только попробуй получить плохую оценку»! Этим мы сами провоцируем ребенка, сформировываем некий стереотип поведения, который неосознанно воспроизводит негативные поступки. Скажите ребенку: «Будь умницей, введи себя спокойно»! Важно дать понять, что вы верите в него, что он способен оправдать ваше доверие. Если даете слово, то сдерживайте его. Если не получилось, то извинитесь и честно скажите почему.

2. Верьте друг другу.

Привейте вашему ребенку такую ценность, как честность. Дайте ему понять, что важно, что бы каждый член семьи мог доверять другому, даже если это может, не понравится. Благодаря честности строятся долгие, доверительные отношения в семье. Хвалите вашего ребенка за честность, даже когда он вам признается в своих дурных поступках. Объясните, что даже малейшая ложь может нарушить доверительные отношения, на восстановление которых может уйти много времени.

3.Не провоцируйте друг друга на ложь.

Не стоит задавать двусмысленных вопросов, не заставляйте ребенка вам врать. Если вы видите, что он разбил вазу, не надо спрашивать он ли это сделал? Просто скажите, что знаете о его проступке и спросите, как это произошло.

Он видит, что вы настроены положительно и не станет врать. Ставя высокие требования перед ребенком, давя на него и выбирая строгие наказания, говорит о том, что родители не понимают своего ребенка. Не берут в расчет его возрастные особенности кризисные состояния. Это приведет к тому, что ребенок начнет обманывать из страха, боясь неприятностей. Либо будет думать, что не способен выполнить требования родителей.

4. Не допрашивайте друг друга, ведь это унизительно.

Если ваш ребенок не хочет вам признаваться, то не надо его допрашивать. Объясните ребенку, что вы волнуетесь, и ему не стоит скрывать от вас. Конечно, вы в праве, наказать вашего ребенка, если вы уверены в том, что он сделал. Однако лучше будет ободрить малыша, сказать: «Я верю тебе, надеюсь, и ты мне веришь. Я хочу, что бы ты сказал мне правду, что произошло?»

5. Хвалите за честность.

Если ваш ребенок признался вам, то порадуйтесь с ним. Похвалите за то, что он сказал правду. Если он признался в плохом проступке, так же похвалите, но не оставляйте ситуацию просто так. Наказание должно быть, но условно. Поговорите с малышом, объясните, что, так как он поступил делать нельзя. Дайте ребенку возможность исправиться. Покажите отрицательные стороны его проступка. Пусть, он поймет, что поступил не правильно и сильно вас огорчил. И что вы надеетесь, что он больше так делать не будет.

Делайте упор в воспитании на ценности, воспитайте в ребенке честность. Чем делать акцент на наказаниях за плохие проступки. Если вы похвалили ребенка за честность, а после наказали его, то в другой раз он будет менее откровенен с вами. Ребенку важно знать, что он может вам доверится, не боясь вашей критики и гнева. Любые воспитательные меры должны быть уважительны в отношении ребенка.

6. Показывайте хороший пример, не лгите сами.

Если вы, сидя дома просите говорить звонящему вам по телефону, что вас нет сейчас дома; если вы на родительском собрании хвалите методы преподавания классного руководителя вашего ребенка, а дома в присутствии малыша осуждаете его. Если вы звоните в школу и говорите, что ваш ребенок заболел, хотя вы едите на пикник, вы оправдываете так себя и свою ложь. Дети все видят и впитывают.

Легче усваивается плохое, чем хорошее. Это факт. Задайте себе вопрос, что вы взращиваете в своих детях?

Стань примером честности для своего ребенка. Не на словах, а на деле. Будь примером, находи честные ответы, учитывая возрастные особенности ребенка. Побуди ребенка поступать так же. Наша задача построить доверительные отношения в наших семьях и минимизировать случаи лжи наших детей. Показывая им, здоровый пример, мы сможем многое поменять. Создадим атмосферы безопасности и открытости в наших семьях.

Меняемся впечатлениями.

Уважаемые родители! Проделана большая работа в борьбе с ложью. Получился продуктивный разговор на эту тему. У каждого из вас есть буклет с вопросами, которые были вам, даны задолго до нашей встречи. По ходу нашего разговора, вы имели возможность отмечать для себя все стороны вашего общения с ребенком, делать выводы, с чем — то соглашаться, с чем — то нет. Подвести итоги мы предлагаем таким образом. Вам раздадут карточки с 3 предложения, которые надо продолжить:

Слайд №8.

Ø Благодаря данному занятию, я сделал для себя такой вывод…

Ø Мне понравилось…

Ø Мне не понравилось…

Родители высказывают свои мнения и впечатления по данной теме.

Надеюсь, вы возьмете на заметку все услышанное и будете использоваться в воспитании ваших детей.

В заключение хочется сказать:

Слайд №9.

Быть честным может каждый, это навык, который тренируется в постоянной практике.

Честность — добродетель, которую нужно взращивать, как цветок в себе и в своих детях.

Заключение

В конце хотелось бы сказать, что все задуманное было сделано. Удалось выявить различия к видам лжи у детей и взрослых. Исследовать проявления различных видов лжи у детей и взрослых. Исследовать отношение к различным видам лжи у детей и взрослых. Выявить мотивацию лжи, которую дети и взрослые приписывают другим людям. Гипотеза подтвердилась, но частично. Различия в отношении остальных шкал видов лжи не существенны. Дети не переносят ложь, так же как и взрослые. Из всех шкал лжи, ложь самопрезентация, по мнению детей, является самой негативной. А у взрослых наоборот. Что касается приписываемых мотивов, то боязнь огорчить близких и испортить отношения с окружающими, стали на первый план.

Все же ложь, такая как она, есть в нашем обществе, причиняет много страданий, ложь рождается там, где есть непонимания. Да и последствия от нее чаще неприятные. Взрослые уже привыкли к ней, принимая за норму жизни. Что же делать в отношении детей. Каждый взрослый говорит, что врать плохо, но сам показывает противоположный пример.

Для того, что бы хоть немного минимизировать детскую ложь и уменьшить ее вероятность во взрослом возрасте, была создана программа профилактики детской лжи. В которой каждый взрослый, может найти полезную информацию для воспитания в своем ребенке такого качества как честность.

Ведь, честность — добродетель, которую нужно взращивать, как цветок в себе и в своих детях.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/problema-detskoy-lji/

1. Пол Экман «Психология лжи»: Питер, 2003 г.

. Знаков В.В. «Психология понимания правды», СПб., 1999.

. И. Вагин «Психология выживания в современной России» — М.: Астрель, 2004.

. Зазыкин В.Г. «Психология в рекламе» — М.: ДатаСтром, 1992.

. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. «Экспериментальная психология в российской рекламе» / РАН. Ин-т психологии. — М.: Academia, 1995.

. Маршалл Маклюэн, «Понимание Медиа: Внешние расширения чело-века» Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Ва¬вилова. — М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», 2003.

. Ю.В. Щербатых «Искусство обмана» — М.: ЭКСМО. 1998.

. Ф.Е. Василюк, «Психология переживания.Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.

. П.С. Таранов, «Интриги, мошенничество, трюки».: Библекс, Севастополь, 2007.

. Холодный Ю.И. Полиграфы и безопасность. Справочная информация и рекомендации. — М.: “Мир безопасности”, 1998.

. Опросник «Отношение ко лжи» Шкуратовой. [Электронный ресурс] // А. Я. Психология http://xreferat.ru/77/4576-4-vzaimosvyaz-chert-lichnosti-s-otnosheniem-k-svoeiy-i-chuzhoiy-lzhi.html .

. П. И. Юнацкевич, В. А. Кулагина, «Психология обмана. Учебное пособие для честного человека», СПб, Фолио — Плюс.