Подходы к изучению интеллекта в отечественной и зарубежной литературе

гуманитарного факультета БГУ

Башарова Анастасия Петровна

руководитель:

кандидат биологических наук, доцент

Минск 2011

Основные подходы к изучению интеллекта в отечественной и зарубежной литературе

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину, который определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

Интеллект-

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений: тестологического и экспериментально-психологического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей. Экспериментально -психологические теории интеллекта ориентированные на выявление механизмов интеллектуальной активности.

Рассмотрим несколько основных моделей и подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:

Социокультурный подход

Межкультурные исследования познавательных процессов (Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Р. Лурия и др.) Констатация того, что человек формируется как культурно-историческое существо, усваивая в ходе своей жизнедеятельности материальные и духовные ценности, созданные другими людьми, в такой ее формулировке, конечно же, не вызывает никаких сомнений. Как не вызывает сомнений и тот факт, что такие социокультурные факторы как язык, индустриализация, образование, обычаи, традиции и т.д., являются детерминантами по отношению к уровню и темпам психического развития всех членов общества. Специфическая задача межкультурных исследований заключалась в сравнительном анализе особенностей интеллектуальной деятельности представителей разных культур. В ходе этих исследований на фоне очевидности факта культурного влияния все ярче вырисовывалась не очевидность конкретных форм этого влияния, и именно это обстоятельство позволило увидеть природу человеческого интеллекта в новом свете.

1. Познавательное действие приобретает способность выходить за пределы непосредственного практического опыта в область логических рассуждений. Замечено, что культура оказывает своё влияние не на собственно уровень развития интеллекта, а, скорее, на характер интеллектуальных предпочтений. Т.о. как бы формируется своего рода познавательный стиль личности, отражающий требования культуры того общества, в котором живут его представители.

45 стр., 22306 слов

Психодиагностика и методика развития познавательных процессов младшего школьника

... 2. 3. Рассмотреть особенности психодиагностики и разработать коррекционную программу развития познавательных процессов младших школьников. 4. 5. Практическое значение работы определяется возможностью использовать полученные ... из наиболее основных проблем школьного обучения является неуспеваемость учащихся. Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под ...

2. Критерии оценки интеллектуальных возможностей человека, сформулированные в рамках одной культуры, не могут быть автоматически перенесены в другую культуру.

3. Существование специфических, культурно обусловленных свойств интеллекта не исключает наличия интеллектуальных универсалий, имеющих своим источником общие потенциальные способности людей и сходные черты их образа жизни. Т.е. своеобразие интеллектуальной активности представителей разных культур — это различные выражения универсальных законов устройства человеческого разума.

4. Некоторые типы социо-культурной среды «подталкивают» интеллектуальное развитие лучше, раньше и на более длительном отрезке человеческой жизни, чем другие.

5. Благодаря освоению вербально-логических средств интеллектуальной деятельности индивидуальный опыт через значения слов и логические рассуждения оказывается погружённым в общечеловеческий опыт; разумеется, при этом качественно расширяется интеллектуальный мир отдельного человека.

Также было выявлено, что человек, чей интеллект формируется в условиях городской жизни, выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формулировать, классифицировать большие объёмы сложной информации, но одновременно он теряет остроту восприятия предметно-практических аспектов жизни. Т.е. наши интеллектуальные возможности не только порождаются культурным контекстом, но и ограничиваются им (иногда — фатально, вне зависимости от того, является ли культура примитивной или развитой).

Генетический и психофизиологический подходы

А) Этологическая теория интеллекта (У. Р. Чарлсворз) Отправной точкой в исследовании интеллекта, по Чарлсворзу, должно стать изучение поведения человека в естественной среде. Интеллект, таким образом, — это способ адаптации живого существа к требованиям действительности, сформировавшийся в процессе эволюции. Для понимания адаптационных функций интеллекта целесообразно развести понятие «интеллект», включающее наличные знания и когнитивные операции, и понятие «интеллектуальное поведение», включающее средства приспособления к проблемным (новым, трудным) ситуациям и когнитивные процессы, которые организуют и контролируют поведение. Взгляд на интеллект с позиции теории эволюции привел Чарлсворза к заключению, что глубинные механизмы того свойства психики, которые называются интеллектом, коренятся во врожденных свойствах нервной системы (Чарлсворз,1976).

Б) Операциональная теория интеллекта (Ж. Пиаже) Согласно Ж. Пиаже, интеллект — это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира).

5 стр., 2307 слов

Концепция умственного развития Ж.Пиаже

... операций. Продолжая изучать развитие интеллекта, Пиаже начал исследование механизмов ... Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир ... двигательную активность. Таким образом, все развитие Пиаже характеризовал движением ... Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой. Это позволяет изучать процесс развития ...

Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение — в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой (Пиаже, 1969).

Как возникает интеллект в онтогенезе? «Посредником» между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия. Действия самого ребенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами (вещами, их свойствами, формой и т.д.).

По мере нарастания и усложнения опыта ребенка происходит постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем мысленном плане).

По мере формирования операций взаимодействие ребенка с миром все в большей мере приобретает интеллектуальный характер. Ибо, как пишет Пиаже, интеллектуальный акт (состоит ли он в том, чтобы отыскать спрятанный предмет или найти скрытый смысл художественного образа) предполагает определенное множество путей действования (в реальном либо ментальном пространстве и времени).

В развитии интеллекта, согласно теоретическим воззрениям Пиаже, выделяются две основные линии. Первая связана с интеграцией операциональных когнитивных структур, а вторая — с ростом инвариантности (объективности) индивидуальных представлений о действительности.

Процессуально деятельностный подход

Исследование интеллекта в контексте теории мышления как процесса (С.Л. Рубинштейн.) Существенные изменения в развитие представлений о природе интеллекта привнесли отечественные экспериментально психологические исследования, выполненные в русле трактовки любого психического явления как процесса. При этом подчеркивается, что психическое как живая реальная деятельность характеризуется предельной процессуальностью, динамичностью, непрерывностью. Соответственно, механизмы любой психической деятельности (в том числе интеллектуальной) складываются не до деятельности, а именно и только в процессе самой деятельности. Основы этих теоретических представлений были заложены в работах С.Л. Рубинштейна. Рубинштейн в своих исследованиях исходил из теоретической формулы «внешние влияния всегда преломляются через внутренние условия». Иными словами, возможность освоения извне любых знаний, способов поведения и т.п. предполагает наличие некоторых внутренних психологических предпосылок. Таким образом, умственные (интеллектуальные) способности — это, с одной стороны, результат обучения, но, с другой стороны, предпосылка обучения. По его словам, «одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей».Таким образом, индивидуальный интеллект складывается по мере того, как образуются и закрепляются основные мыслительные операции — анализа, синтеза, обобщения.

Образовательный подход

А) Теории когнитивного научения (А. Стаатс; Р. Фейерштейн и др.) Различные варианты этих теорий объединяет убежденность в том, что природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретения. Соответственно, изучать интеллект можно через формирование определенных когнитивных навыков в специально организованных условиях при целенаправленном руководстве извне процессом усвоения новых форм интеллектуального поведения. Так, А. Стаатс рассматривает интеллект как систему функциональных поведенческих навыков, являющихся результатом «кумулятивно-иерархического обучения. Интеллект, таким образом, трактуется как «базовый поведенческий репертуар», который приобретается за счет определенных обучающих процедур. Например, интеллектуальная способность к обобщению предполагает усвоение 4 основных когнитивных навыков:

3 стр., 1154 слов

Взаимосвязь интеллекта и личности

... Н. Психология М. И. Общая Картер Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта. — СПб.: Питер, 2005. — 207 с.: ил. Ломброзо Ч. Тайна интеллекта: Размышления о возможностях человеческого разума. — ... приспосабливаться к новой ситуации» (В. Штерн, Дж. Томпсон); в рамках педагогического подхода интеллект трактуется как «способность к обучению, обучаемость»; с точки зрения сторонников структурного ...

1) навык наименования объектов, а также наименования их свойств (цвета, размера и т.д.)

2) навык осуществления переводов по типу «слово-образ»

3) навык работы с классами слов (то есть с родовидовыми связями)

4) навык словесного ассоциирования.

Информационный подход

Ментальная скорость как основа индивидуальных интеллектуальных различий (X. Айзенк).

X. Айзенк рассматривает факты корреляционных зависимостей показателей IQ с характеристиками вызванных потенциалов коры головного мозга (мерой их сложности и синхронности), а также со временем простых двигательных реакций и временем опознания объектов в условиях их кратковременного зрительного предъявления. В качестве основного проводится положение о том, что индивидуальные IQ- различия непосредственно обусловлены особенностями функционирования центральной нервной системы, отвечающими за точность передачи информации, закодированной в виде последовательности нервных импульсов в коре головного мозга. Если такого рода передача в процессе переработки информации с момента воздействия стимула до момента формирования ответа осуществляется медленно, со сбоями и искажениями, то успешность в решении тестовых задач будет низкой. IQ плох лишь тем, что это — слишком грубая, прикидочная оценка индивидуальных интеллектуальных возможностей.

Феноменологический подход

Одна из серьезных попыток построения объяснительно модели интеллекта характерна для гештальт психологической традиции, связанной с трактовкой природы интеллекта контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером, который в качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных рассматривал возникновение решения связано с приобретением полем восприятия новой структуры, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Само решение при этом возникает внезапно, на основе практически мгновенной переструктурировки образа исходной ситуации (это явление получило название «инсайта»).

Особое место в гештальтпсихологической теории занимали исследования К. Дункера, которому удалось описать решение задачи с точки зрения того, как изменяется содержание сознания испытуемого в процессе нахождения им принципа (идеи) решения. Ключевая характеристика интеллекта — инсайт. Чем глубже инсайт, то есть чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. По словам Дункера, глубочайшие различия между людьми в том, что мы называем умственной одаренностью, имеют свою основу именно в большей или меньшей легкости пере структурирования мыслимого материала. Таким образом, способность к инсайту (то есть способность быстро перестраивать содержание познавательного образа в направлении выявления основного проблемного противоречия ситуации) и является критерием развития интеллекта.

4 стр., 1552 слов

Подход к психическому развитию в гуманистической психологии

... развития личности различных представителей гуманистической психологии. Гордон Олпорт рассматривал созданную им концепцию личности как альтернативную механизацию поведенческого подхода ... конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что информация, сообщаемая ребёнком другим, то, ... только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития человека и ...

Монометрический, функционально-уровневый и когнитивный подходы

1) Монометрический (одномерный) подход к интеллекту характерен для концепции Г.Ю.Айзенка. Он говорит о наличии «биологического интеллекта», «психометрического интеллекта» и «социального интеллекта». Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как индикатор уровня интеллекта, является индивидуальная скорость переработки информации, т.е. время реакции выбора из множества альтернатив. По данным других исследователей уровень интеллекта характеризуется не просто скоростью мыслительных операция, а и способностью работать со множеством альтернатив.

2) Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б.Г.Ананьва. В качестве основной выступала идея о том, что интеллект — это сложная умственная деятельность, представляющая собой единство познавательных функций разного уровня. Изучение характера внутрифункциональных и межфункциональных связей позволило получить ряд фактов, характеризующих особенности организации интеллектуальной деятельности на разных уровнях познавательного отражения. Также был сделан ряд важных заключений, касающихся функционально-уровнего устройства интеллекта.

1. Существует система влияний высших уровней познавательного отражения на низшие и низших на высшие, т.е. можно говорить о складывающийся системе когнитивных синтезов «сверху» и «снизу», которые и характеризуют строение и закономерности развития человеческого интеллекта.

2. Интеллектуальное развитие сопровождается тенденцией роста количества и величины корреляционных связей как между разными свойствами одной познавательной функции, так и между познавательными функциями разных уровней. Этот факт интерпретировался как проявление эффекта интеграции разных форм интеллектуальной активности и соответственно как показатель становления целостной структуры интеллекта на этапе взрослости (18 — 35 лет).

3. С возрастом происходит перестановка основных компонентов в структуре интеллекта. В частности, в 18 — 25 лет самым мощным по данным корреляционного анализа является показатель долговременной памяти, за ним следует показатель словесно-логического мышления. Однако в 26 — 35 лет на первое место выходят показатели словесно-логического мышления, за ним идут показатели внимания и только потом — показатели долговременной памяти.

4. Существуют сквозные свойства, присущие всем уровням познавательного отражения:

а) объёмные возможности

б) единство чувственного (образного) и логического как основа организации любой познавательной функции;

  • в) ориентировочная регуляция в виде выраженности свойств внимания.

В целом можно сказать, что критерием развития интеллекта, согласно данному направлению, является характер внутри и межфункциональных связей различных познавательных функций и, в частности, мера их интегрированности.

2 стр., 992 слов

Социальный интеллект

... связывают преодоление предвзятости, самосовершенствование. 1. Понятие социального интеллекта Социальный интеллект - способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию ...

Стоит ещё остановиться на том факте, что интеллект можно изучать на любом типе познавательной активности. Соответственно особенности познавательной активности любого уровня могут выступать в качестве критерия оценки интеллектуальных возможностей человека. Однако неверно было бы на основе этого обстоятельства сделать заключение о том, что совокупность познавательных процессов разного уровня — это и есть интеллект. Интеллект, условно говоря, находятся за основными познавательными процессами, которые являются его «рабочими органами».

3) Согласно когнитивному направлению, люди в процессе мышления выполняют ряд умственных операций; эти операции плюс порождающая их система и составляют базис интеллекта. Данный подход восходит к работе Спирмена, предложившего три основных принципа познания: понимание опыта представляет собой восприятие стимулов и связь с содержимым долговременной памяти — то, что мы сегодня называем кодированием; выявление связей — взаимосвязь двух стимулов для понимания их сходства и различия, которую мы сейчас определяем как умозаключение; выявление соотносительных понятий — и спользование умозаключений в новой области. Когнитивный подход, предложенный Спирменом, не был востребован, пока Кронбах не замыслил слияние корреляционной и экспериментальной областей психологии. Но только в 1970-е гг. стали появляться исследования, содержащие эту задачу. Исследования Ханта, Фроста и Ланнеборга, Ханта, Ланнеборга и Льюиса показали, что задания, недостаточно хорошо изученные в рамках когнитивных подходов, могут быть привлечены для понимания человеческого интеллекта. Эти авторы предположили, что вербальные способности большей частью можно понять, приняв во внимание скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговременной памяти, и, чтобы проверить свое утверждение, они использовали задачи, предложенные Познером и Митчеллом. Хант, Ланнеборг и Льюис предложили задание, предполагающее сравнение букв: субъектам показывали пары букв, типа «А-А», «А-а» или «А-В», и просили как можно быстрее указать, в чем идентичны буквы — по внешнему виду или же по названию. Разница во времени реакции, затраченной на два задания, рассматривалась как скорость доступа к лексической информации, хранящейся в долговременной памяти. При помощи различных подсчетов вычиталась из абсолютной скорости реакции на визуальную информацию та, что связана собственно с буквами. Хант и его коллеги полагали, что эта разница представляет собой оценку вербальной способности. Они отметили коэффициент корреляции около -0,3, сравнив подсчеты по задачам на обработку информации и психометрическим тестам интеллекта, и указали на связь меньшего времени реакции и более развитого интеллекта.

Регуляционный подход

Положение о том, что интеллект является не только механизмом переработки информации, но и механизмом регуляции психической и поведенческой активности, одним из первых сформулировал и обосновал Л. Л. Терстоун в своей монографии «Природа интеллекта» в 1924 году. Среди условий, благоприятствующих применению интеллекта, Терстоун выделял, во-первых, отсутствие безотлагательного, сиюминутного давления ситуации и, во-вторых, отсутствие чрезмерного желания. В целом главный критерий интеллектуального развития в контексте данной теории — это мера контроля потребностей. Итак, мы, наконец, завершили анализ различных направлений экспериментально психологических исследований интеллекта. Все рассмотренные нами подходы являются мощными теоретическими течениями с чрезвычайно богатой и блестяще разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении интеллекта огромны и неоспоримы. В этом плане, с моей точки зрения, занимать критическую позицию по отношению к любому из вышеизложенных учений бессмысленно, ибо полученные в рамках каждого подхода теоретические и эмпирические результаты являются, безусловно, верными — в той мере, в какой вообще можно считать верными научные знания в некоторой стадии их накопления.

3 стр., 1443 слов

Проблема интеллекта в психологии

... изучить проблемы интеллекта в психологии. Задачи курсовой работы: Дать характеристику понятию интеллект; Раскрыть сущность различных теорий интеллекта; Рассмотреть модели структуры интеллекта; Проанализировать и интегрировать полученные данные. Представление об интеллекте. 1.1. Понятие интеллекта. Понятие «интеллект» ...

Факторный подход

Интеллект имеет многостороннюю структуру:

  • мышление, основанное на знании, т.е. использование организованного знания в целенаправленном мышлении;
  • понимание предполагает, что индивиды не только чувствуют и знают, они также знают, что они имеют вышеуказанный опыт, т.е.

способность размышлять над пережитым опытом;

  • приспособительная целенаправленная борьба, т.е. индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования силы и т.д.;
  • плавное аналитическое рассуждение, т.е. узнавание различных сторон проблемы и интеграция информации;
  • мозговая игривость, т.е.

не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы впоследствии их достигать;

  • идиосинкразическое обучение, т.е. люди отличаются не только от других и не только в том, как они решают проблемы.

Принято выделять несколько научных подходов к изучению интеллекта и его развития:

1. Структурно-генетических подход базируется на идеях Ж.Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Он выделил 4 типа взаимодействия субъект-среда: 1)формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2)целостные формы, образуемые навыком и восприятием;3)целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением; 4)мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом.

2. Когнитивный подход образован основан на понимании интеллекта как когнитивной структура, специфика которой определяется опытом индивида (Дж.Брунер, О.К.Тихомиров и др.).

Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов, чтобы выявить роль этих компонетов в детерминации тестовых результатов.

3. Факторно-аналитический подход, который в современной психологии получил наибольшее распространение. Его основоположником является Чарльз Спирмен. Он выдвинул концепцию «генерального фактора», g, рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений. Л.Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей. По мнению Г.Айзенка между данными факторами существуют тесные связи.

10 стр., 4527 слов

Интеллект и эффективность управленческой деятельности

... х гг. была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эти два наиболее обобщенных явления — интеллект, и эффективность управленческой деятельности. Американский психолог Е. Гизелли ... психических процессов и общих способностей). Она, однако, окрашивается в специфические тона под влиянием всего комплекса характеристики управленческой деятельности. Интеллект руководителя предстает в ...

4. Иерархические модели интеллекта также получили известность. Здесь интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит концепция американского психолога Реймонда Кэттела о двух видах интеллекта, соответствующих 2 выделенным им факторам: « связанным» интеллектом и «свободным» (или «текучим») интеллектом. «Связанный» интеллект — это совокупность знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных в ходе социализации с раннего детства. Он является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Фактор «свободного» интеллекта не зависит от степени приобщения к культуре, а определяется общим развитием третичных ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга.Кеттелл предлагал оценивать интеллект по таким простейшим психофизиологическим функциям, как острота зрения, слуха, чувствительности к боли, время двигательной реакции и т. п. Однако попытки Кеттелла создать тесты для определения интеллекта оказались неудачными. Ему не удалось обнаружить связь тестов умственной одаренности с академическими успехами. Позже Кеттелл признал, что отделить «свободный» интеллект от «связанного» невозможно.

5. Не меньшую популярность имеет модель американского психолога Дж.Гилфорда, который выдели 3 «измерения интеллекта»:

  • умственные операции;
  • особенности материала, используемого в текстах;
  • полученный интеллектуальный продукт.

На этой основе создан так называемый «куб» Гилфорда, который дает 120-150 интеллектуальных «факторов». Заслугой Гилфорда является также выделение «социального интеллекта» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей.. Кроме того он выделил способность к дивергентному ( способность к оригинальным и нестандартным решениям) и конвергентному мышлению, которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоения алгоритмов. Среди категорий, выделенных Гилфордом, одна вызвала наибольший интерес у последующих исследователей. Речь идет об операции дивергентного мышления. По мысли Гилфорда, дивергентное мышление — это мышление в разных направлениях, при котором получается множество возможных решений, а не один правильный ответ. Например, в одном из тестов дивергентного мышления испытуемого просят за восемь минут перечислить все возможные способы употребления кирпича. Если испытуемый говорит, что из кирпича можно построить дом, амбар, гараж, школу, камин, аллею, то можно считать, что он обладает высокой беглостью ответов (много различных предложений), но низкой, гибкостью ( все ответы однотипны).

Субъект, обладающий высокой гибкостью, может перечислить, например, следующие варианты употребления: зафиксировать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру, подложить под колесо машины, использовать как подставку для сковородки. Эти ответы различаются также по оригинальности: некоторые из них приходят в голову практически всем людям из одной социальной группы, другие — лишь единицам. Интерес к проблеме дивергентного мышления определялся тем, что оно рассматривалось Гилфордом как основной компонент творческих способностей. Е. Торранс, последователь Гилфорда, разработал тест креативности, который является довольно популярным, в том числе в нашей стране. В настоящее время в англо-американской психологии сосуществуют обе теории.

10 стр., 4531 слов

Психология деятельности

... является предметом психологии. Сознательная деятельность человека имеет сложную структуру. Психология прежде всего выделяет в деятельности ее цели и мотивы. Цель деятельности - ... мотивы отдельных действий человека и его поведения в целом не легко. Одни и те же поступки могут ... роль личности в постановке целей. Способность субъекта предвидеть, выходить за пределы настоящего и смотреть в будущее - ...

Сегодня большинство исследователей сходится на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность.

В российской психологии XX века

1) изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, В.М.Русалов)

Взять к примеру Б. М. Теплова, который считал что способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.

Способность есть свойство, связанное с успешным освоением осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять.

Способность — индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. Способности — задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков. Б. М. Теплов считал, что чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет определенную деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, к которой у него способности отсутствуют. Теплов полагал, что способности зависят от задатков. Он не включал в способности знания и умения.

Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

  • Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);

Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход)

Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход)

Интеллект как продукт целенаправленного обучения

Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);

Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход)

Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход)

Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход)

Интеллектуальная одаренность — такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем решений.

2) эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.К.Тихомиров)

3) когнитивных стилей (М.А.Холодная)

М.А. Холодная определяет интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта. С её точки зрения, организация ментального опыта, точнее, уровень, который может достичь его организация, определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы. Ее модель психологической структуры интеллекта наиболее полно обобщает современные знания в этой области. Концепция М.А. Холодной дает ключ к решению фундаментальной проблемы: чем определяются индивидуальные различия в интеллектуальной продуктивности? От каких параметров психики как системы, перерабатывающей информацию, они зависят? Ключевым понятием, которое может быть использовано для установления связи общепсихологического и дифференциально-психологического подходов к исследованию интеллекта, является понятие «ментальное пространство», точнее — «мерность ментального пространства.

4) «как способности действовать в уме» (Я.А.Пономарев).

Так же немаловажную роль в исследовании интеллекта внёс Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневое и интегральное образование познавательных процессов, состояний и свойств личности. Иерархическую модель структуры интеллекта предложил В. Н. Дружинин. Исследования, выполненные под его руководством, позволили выявить иерархию в формировании вербальных и невербальных факторов интеллекта в онтогенезе: первая ступень — вербальный интеллект, связанный с речевым развитием ребенка; вторая ступень — пространственный интеллект; третья ступень — формирование формального (знаково-символического) интеллекта, а в качестве исходной базы для развития всех трех форм интеллекта выступает «поведенческий» (социальный) интеллект. Последний оценивается в большей степени не количественными результатами по отдельным заданиям, а наблюдением за поведением ребенка в процессе всей диагностической работы с ним.

Работы западных психологов оказали существенное влияние на отечественную психологию. В 1920-1930-е гг. в нашей стране бурно развивалась экспериментальная психология, в том числе методология и методы изучения детей. Появилось новое направление — педология, задачей которой было комплексное изучение развития ребенка специалистами различных профилей: педагогами, психологами, физиологами, врачами. В эти годы работали замечательные ученые: М. Я. Басов, А. Ф. Лазурский, К. Н. Корнилов, М. С. Бернштейн, А. П. Болтунов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский.

Было создано много оригинальных отечественных тестов для диагностики психического развития детей. Это тесты Г. И. Россолимо (1914), А. П. Нечаева (1921), Н. И. Озерецкого (1928), П. А. Рудика (1927), Н. Д. Левитова (1935).

Широкое распространение и мировую известность получила система тестов Г. И. Россолимо для обследования детей с нервными и душевными болезнями, для диагностики умственной отсталости (Даниличева, 2004).

интеллект психология социокультурный генетический

Заключение

Выводы:

1) В ходе выполнения работы осветила данные, касающиеся подходов к изучению интеллекта в отечественной и зарубежной литературе.

2) Рассмотрела подходы к изучению интеллекта в отечественной и зарубежной литературе.

3) Проанализировав существующие подходы можно сказать, что эта тема актуальна, так как в ней все рассмотренные мной подходы являются мощными теоретическими течениями с чрезвычайно богатой и блестяще разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении интеллекта огромны и неоспоримы. В этом плане, с моей точки зрения, занимать критическую позицию по отношению к любому из вышеизложенных учений бессмысленно, ибо полученные в рамках каждого подхода теоретические и эмпирические результаты являются, безусловно, верными.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/podhodyi-k-opredeleniyu-intellekta/

1. Шмелев А.Г.Основы психодиагностики 1996.

2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд Вопросы психологии 1995.

3. Штерн В. Умственная одаренность М. 1997. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М. Аспект-Пресс, 2008.

4. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007.

5. Андреева И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта Когнитивная психология: сб. статей; Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Минск: БГПУ, 2006.

6. Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту. Вопросы психологии, 1977. №2. С. 175-186.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах, Т. 1. М.: Педагогика, 1980, 280 с.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. Киев, 1985.

9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. МГУ, 1982, 336 с.

10. Величковский Б.М., Капица М.Е. Психологические проблемы изучения интеллекта. Интеллектуальные процессы и их моделирование. М. 1987, С. 120-141.

11. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления. М, 1965, 460 с.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Латерна Вита, 1995, 149 с.

13. Крайг Г. Психология развития. Питер, 2000, 992 с.

14. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М. 1969. 659 с.

15. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М. Педагогика-Пресс, 1998.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М. Педагогика, 1989, Т.1. 485 е. Т. 2. 321 с.

17. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997. 391 с.

18. Холодная М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Дис. докт. психол. наук. М. 1990.

19)www.socioline.ru.

20)www.student.bank.ru.

21)www.gumer.info.

22)www.psby.ru.

23)www.labirint.ru.

24)www.oz.by.