Специфические особенности подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

Уже в преддошкольном возрасте ребёнок легко манипулирует с предметами и игрушками, хотя рука его ещё недостаточно движима, движения нескоординированные, неточные. В дошкольном возрасте совершенствуются движения руки, связанные с использованием инструментов и орудий труда ножницы, молоток, кисточка, карандаш. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в дошкольном возрасте перестроение движений и действий ребёнка состоит в том, что они начинают практически использоваться, контролироваться и регулироваться самим ребёнком на основе представления о будущем действии и условия его выполнения. Овладение двигательными навыками, в особенности графическими это создание временных нервных связей в коре головного мозга ребёнка. Развитие движений и формирование двигательных навыков зависит как от дозревания нервно-мышечного аппарата ребёнка, так и от содержания и строения деятельности на определённом возрастном этапе.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма

14 стр., 6608 слов

Изучение психического развития ребенка раннего возраста

... по изучению особенностей развития ребенка в период раннего возраста: - изучить особенности психического развития ребенка раннего возраста; - выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты; - показать важность развития мышления у детей раннего возраста; - проанализировать ...

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму

Мелкая моторика — одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная).

Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. [1,81].

Цель исследования: изучить специфические особенности подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму.

Задачи исследования:

  • Выявить особенности формирования процесса письма у дошкольников;
  • Проанализировать роль методов и приемов обучения письму детей дошкольного и младшего и школьного младшего возраста;

письмо дошкольник моторика рука

Объект исследования: подготовка руки ребенка к письму.

Предмет исследования: процесс подготовки руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение документации дошкольного учреждения; беседы с воспитателем.

Гипотеза исследования: успех подготовки руки ребенка к письму зависит от системы используемых заданий.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ПИСЬМА НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

.1 Особенности формирования процесса письма у дошкольников

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

20 стр., 9589 слов

Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего ...

... литература для детей младшего дошкольного возраста. 2) Выявить особенности формирования умений и навыков детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования. 3) Разработать рекомендации по совершенствованию умений и навыков по изобразительной деятельности для воспитателя младшего дошкольного возраста. В работе использовались следующие ...

По данным физиологии, нервная система и нервно-мышечный аппарат ребёнка 6 лет уже сформированы, как у взрослого человека.

После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма. На протяжении дошкольного возраста возрастает и роль слова в формировании двигательных навыков.

Последнее, в свою очередь, повышает эффективность двигательного обучения, навыки приобретают осознанный и обобщенный характер, легко переносятся в новые условия, снижается количество ошибок, уменьшается время, нужное для того, чтобы усвоить новые навыки. Все это дает основание для формирования у детей старшего дошкольного возраста, более сложных двигательных навыков. В основе овладения письма также лежат двигательные навыки.

Процесс формирования навыка письма можно разделить на четыре стадии. Дошкольный возраст считается специфической ориентировочной стадией, в процессе которой ребёнок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта зависит успех первых письменных упражнений в школе. На практике работы наблюдаются факты раннего проявления графической деятельности у детей. На самом деле, дети рано тянутся к карандашу и бумаге.

В дошкольных учреждениях систематически проводятся занятия по изобразительной деятельности, на которых дети усваивают графические навыки рисования. Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма — не одно и то же. Графические приёмы письма прямо противоположны приемам рисования. Можно выделить три группы навыков письма технические — умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил и т.д. графические — умение правильно изображать отдельные буквы и слова правильный наклон, размер, положение букв на линейке орфографические — умение правильно определять звуковой и буквенный состав слов. Сопоставим некоторые навыки письма и рисования.

Во время письма ребёнок держит тетрадь под наклоном. Ребёнок наклоняется над тетрадью. Во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, ребёнок опирается на локоть правой руки, работают только пальцы, мелкие мышцы запястья, правая рука закрывает нижнюю часть тетради.

Навыки рисования Альбом для рисования всегда лежит прямо. Спина прямая, ребёнок отклоняется от альбома. Во время рисования правая рука не должна закрывать альбом, на неё нельзя опираться, она не должна быть совсем свободна, нужно легко держать карандаш и легко двигаться. Левая рука слегка придерживает альбом, на неё и опирается ребёнок. Итак, технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Не менее сложные и графические навыки. Чтобы у ребёнка формировался графический навык, у него должны образоваться нужные условные рефлексы, ассоциации между тем что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит слогом, словом, звуком. Чтобы написать только одно слово, ребёнок должен выполнить целый ряд операций анализировать звуковой слог слова, установить последовательность звуков в слове, уточнить звукофонемы, отделить их от близких по звучанию, дифференцировать стечение согласных, быстро перешифровать фонемы в графемы. [5,366].

17 стр., 8064 слов

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

... ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил ... ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по ...

Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок ориентируется в задании, насколько он умеет анализировать рисунок буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление.

В процессе письма создаются связи между элементами речи и движениями, необходимыми для их обозначения на письме. Именно во время образования этих связей ребёнок сталкивается с большими трудностями, которые обусловливаются высокой подвижностью руки, пальцев, запястья, предплечья.

Каждое звено руки может двигаться довольно быстро и в разных направлениях. Чем подвижнее орган и чем большее количество его частей берет участие в выполнении движений, тем сложней и разнообразней оказываются сигналы, которые идут от периферии к двигательному анализатору, и тем сложней обеспечить точность движений. Движения руки тормозятся под влиянием внешних факторов движение по инерции, тяжесть самой руки, противодействие бумаги, одежды, тоесть целый комплекс силовых взаимодействий, которые мешают точному выполнению движений.

Чтобы избежать отклонению руки, ребёнок непроизвольно напрягает мышцы, рука теряет свою подвижность, возникают разные ошибки. Значит, чтобы ребёнок научился писать, он в первую очередь должен научиться выполнять движения легко, свободно, без лишнего мышечного напряжения. Особенности и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Выполнение движений контролируется, корректируется, направляется путём сопоставления результата с целью движения.

На начальных этапах овладения письмом, когда у ребёнка ещё отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Педагог пишет нужную букву на доске, объясняет способ действия. Ребёнок следит взглядом, мысленно анализирует структуру буквы, в коре головного мозга у него создается модель буквенного знака, который необходимо воспроизвести в тетради. Написание буквы в тетради также сопровождается зрительным контролем, совершается зрительное сопоставление написанного с образцом и корректированием величины, формы, положения буквы на линейке и её отдельных частей.

Ребёнок имеет дело с такими пространственными отношениями, как справа, слева, вверху, внизу, под линией, на линии, посередине строки и др. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на отношение, координация движений руки, зрения даётся ребёнку довольно тяжело. Условные рефлексы на пространственные сигналы образовываются в несколько раз медленней по сравнению с обычными условными рефлексами, поскольку они требуют различения сложных пространственных отношений.

Таким образом, ребёнок должен ещё до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать свои движения. В овладении навыком письма, как и каким-нибудь другим навыком, важное значение приобретают подготовительные упражнения. Основная цель таких упражнений — подготовить руку ребёнка к письму, сформировать двигательный стереотип, помочь ребёнку избавиться тех трудностей, которые возникают на начальных этапах овладения навыком письма.

18 стр., 8666 слов

Сенсомоторное развитие у детей дошкольного возраста учебно-методический материал

... всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без ... Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Сенсомоторное воспитание ... письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию. Цель курсовой работы: теоретически обосновать особенности формирования сенсомоторных ...

Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма — не одно и то же. Графические приёмы письма прямо противоположны приемам рисования. Можно выделить три группы навыков письма: технические — умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил и т.д.; графические — умение правильно изображать отдельные буквы и слова (правильный наклон, размер, положение букв на линейке); орфографические — умение правильно определять звуковой и буквенный состав слов.

Сопоставим некоторые навыки письма и рисования.

Навыки письма:

Во время письма ребёнок держит тетрадь под наклоном.

) Ребёнок наклоняется над тетрадью.

) Во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, ребёнок опирается на локоть правой руки, работают только пальцы, мелкие мышцы запястья, правая рука закрывает нижнюю часть тетради.

Навыки рисования:

Альбом для рисования всегда лежит прямо.

Спина прямая, ребёнок отклоняется от альбома.

Во время рисования правая рука не должна закрывать альбом, на неё нельзя опираться, она не должна быть совсем свободна, нужно легко держать карандаш и легко двигаться. Левая рука слегка придерживает альбом, на неё и опирается ребёнок.

Итак, технические навыки письма имеют свою специфику, свои трудности. Не менее сложные и графические навыки. Чтобы у ребёнка формировался графический навык, у него должны образоватьсянужные условные рефлексы, ассоциации между тем, что он слышит, представляет, говорит, и тем, что воспроизводит(слогом, словом, звуком).

Чтобы написать только одно слово, ребёнок должен выполнить целый ряд операций: анализировать звуковой слог слова, установить последовательность звуков в слове, уточнить звукофонемы, отделить их от близких по звучанию, дифференцировать стечение согласных, быстро «перешифровать» фонемы в графемы. Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок ориентируется в задании, насколько он умеет анализировать рисунок буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление.

В процессе письма создаются связи между элементами речи и движениями, необходимыми для их обозначения на письме. Именно во время образования этих связей ребёнок сталкивается с большими трудностями, которые обусловливаются высокой подвижностью руки, пальцев, запястья, предплечья.

Каждое звено руки может двигаться довольно быстро и в разных направлениях. Чем подвижнее орган и чем большее количество его частей берет участие в выполнении движений, тем сложней и разнообразней оказываются сигналы, которые идут от периферии к двигательному анализатору, и тем сложней обеспечить точность движений.

93 стр., 46310 слов

Исследования показал, что функциональная система письма состоит ...

... работы входят: введение, три главы, заключение, библиография, приложение. Глава I. Теоретические обоснование проблемы предупреждения дисграфии у детей младшего школьного возраста 1.1. Психофизиологические механизмы письма ... связаны отношением позиционного чередования для фонем сильных позиций, обозначаются буквами, соответствующими фонемам сильных позиций. Большинство правил орфографии основано ...

Движения руки тормозятся под влиянием внешних факторов: движение по инерции, тяжесть самой руки, противодействие бумаги, одежды, тоесть целый комплекс силовыхвзаимодействий, которые мешают точному выполнению движений. Чтобы избежать отклонению руки, ребёнок непроизвольно напрягает мышцы, рука теряет свою подвижность, возникают разные ошибки. Значит, чтобы ребёнок научился писать, он в первую очередь должен научиться выполнять движения легко, свободно, без лишнего мышечного напряжения.

Особенности и трудности письма заключаются в необходимости одновременного развития движений руки и глаз. Выполнение движений контролируется, корректируется, направляется путём сопоставления результата с целью движения.

На начальных этапах овладения письмом, когда у ребёнка ещё отсутствуют кинестетические представления, движения контролируются зрением. Педагог пишет нужную букву на доске, объясняет способ действия. Ребёнок следит взглядом, мысленно анализирует структуру буквы, в коре головного мозга у него создается модель буквенного знака, который необходимо воспроизвести в тетради. Написание буквы в тетради также сопровождается зрительным контролем, совершается зрительное сопоставление написанного с образцом и корректированием величины, формы, положения буквы на линейке и её отдельных частей. Ребёнок имеет дело с такими пространственными отношениями, как справа, слева, вверху, внизу, под линией, на линии, посередине строки и др. Ориентировка на странице тетради, образование рефлекса на отношение, координация движений руки, зрения даётся ребёнку довольно тяжело.

Условные рефлексы на пространственные сигналы образовываются в несколько раз медленней по сравнению с обычными условными рефлексами, поскольку они требуют различения сложных пространственных отношений. Таким образом, ребёнок должен ещё до школы приобрести определенный чувственный опыт ориентации в пространстве, научиться управлять и корректировать свои движения.

В овладении навыком письма, как и каким-нибудь другим навыком, важное значение приобретают подготовительные упражнения. Основная цель таких упражнений — подготовить руку ребёнка к письму, сформировать двигательный стереотип, помочь ребёнку избавиться тех трудностей, которые возникают на начальных этапах овладения навыком письма. Как показывает анализ проведенных исследований (Н.М. Красногорского, А.В. Запорожца, Е.В. Гурьянова, Д.Б. Эльконина и др.), ребёнок старшего дошкольного возраста как в физиологическом, так и в психическом отношении готов к восприятию новых видов ориентировочно-исследовательской деятельности и на её основе к усвоению более сложных двигательных навыков, к которым относится и навык письма.

Таким образом, подготовка руки ребенка-дошкольника к письму оказываетположительное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности, самооценки и характера психического развития ребенка, осложняют межличностные коммуникации и социализацию. В связи с этим перед современной общеобразовательной школой возникает необходимость создания благоприятных условий для развития тонких, точных движений пальцев и кисти руки.

28 стр., 13919 слов

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

... проверить эффективность бумагопластики как средства развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет. Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у дет 5-6 лет посредством бумагопластики. Предмет исследования: бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет. Гипотеза: развитие мелкой моторики рук у детей 5-6 ...

1.2 Методы и приемы обучению письму

Методы и приемы обучению письму дошкольников реализуются через поэлементно-целостный метод, который обусловлен психологическими особенностями шестилетних учеников и закладывает основы связного письма. Использование данного метода возможно при следующей системе методических приемов:

аналитического восприятия;

практического конструирования;

копирования;

тактирования;

алгоритмизации.

Прием анализа применяется при вычленении зрительных элементов в букве. Дети испытывают трудности в дифференцировке их формы. Поэтому учитель предлагает для анализа буквы, сконструированные из шаблонов. Разъединяя элементы, дети осознают поэлементный состав буквы.

; ); 2) появляется соединительная плавная линия — повтор движения ().

даются 2-3 полуовала разной конфигурации.

Прием копирования может использоваться на первоначальном этапе и в процессе исправления почерка. Это обведение букв по контуру. Для того, чтобы закреплялось правильное направление движения руки, важно использовать начальную точку с указанием направления. Только в этом случае прием копирования даст положительный результат.

Прием тактирования прежде всего должен выполнять функцию снятия напряжения с руки пишущего, а уже потом — организацию дружной работы класса. Поэтому учитель и дети должны знать суть процесса тактирования: все движения вниз сопровождаются напряжением руки и выполняются под счет: раз, два…. Все движения в сторону, вверх сопровождаются расслаблением руки и выполняются под счет: и. Например, и-1-и-2-и; 1-и-2-и-и.

Прием алгоритмизации позволяет организовать правильную самостоятельную работу учащихся на этапе закрепления: при копировании букв, соединении элементов в букве, соединении букв и т.д. Пример алгоритма соединения букв:

— Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения ( и, й, к, н, п, р, с, т, у, ц, ш щ ы, ь, ю) то линию от предшествующей буквы нужно продолжить до верхней линейки рабочей строки. (Для буквы с — немного не доводя до верхней линейки, повернуть вправо).

  • Если следующая буква относится к нижнему виду соединения (а, б, д, л, м, о, ф, я) — линию нужно отвести вправо, чуть выше нижней линейки строки.
  • Если следующая буква относится к среднеплавному виду соединения (в, г, е, ж, з, х, ч, ъ.

э) — линию нужно довести до середины строки и плавно перейти к начертанию другой буквы.

Если на подготовительном этапе хорошо отработать алгоритм соединения элементов в буквах, то проблема соединения букв будет автоматически решена.

Таким образом, письмо для поступающих в школу детей — очень сложный процесс,

требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.

3 стр., 1408 слов

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство ...

... по теме исследования. развития координации рук и мелкой моторики у детей дошкольного возраста средства развития мелкой моторики рук у старших дошкольников развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного подготовка руки ребёнка к письму в дошкольных Предмет исследования : развитие мелкой моторики рук у детей старшего ...

Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.

Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.

У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений — таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.

Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.

Таким образом, в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Поэтому при обучении детей письму воспитатель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.

1.3 Развитие мелкой моторики ведущей руки у детей. Методики по развитию мелкой моторики рук детей

Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно — двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

10 стр., 4636 слов

Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста

... с позиций определенного мировоззрения. 1. Теоретические аспекты проблемы развития почерка у детей младшего школьного возраста 1.1 Истоки графологии Основы современной графологии ... письма, люди используют полученный навык в соответствии с собственными предрасположенностями, добавляя персональные движения и избавляясь от тех, которые кажутся им неудобными. Очень важно, насколько сильно почерк ...

Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 — 7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. Формирование этих функций завершается к 10 — 13 годам. При этом возраст 6 — 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 — 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует безотрывного написание буквы, а тем более слога или слова, ребенок не может выполнить это требование. И пусть под строгим взглядом учителя он не будет отрывать руку от тетради, но обязательно прервет движение, остановится для того, чтобы понять, что делать дальше. А вместо того, чтобы расслабить мышцы в этот момент, дать им отдых, он будет «держать» точку, создавая тем самым еще более трудное статическое напряжение. При помощи специальных датчиков, прикрепленных к стержню шариковой ручки, специалисты получили наглядную схему, структуру движений, вычислили время движения и продолжительность паузы на этапе обучения письму. При этом время движения, необходимое для написания одного элемента буквы, практически равно времени паузы, а значит, время, необходимое для осознания последующего действия, практически равно времени самого движения. Вот почему так медленно и напряженно пишут дети и нельзя их торопить. Специальные исследования показали, что инструкция » пиши как можно быстрее, еще быстрее » не сокращает время самого движения (физиологические механизмы регуляции движения не позволяют это сделать), и тогда приходится сокращать время паузы, столь необходимой для осознания » что и как дальше делать «. И, конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Этот первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь первый год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у детей с недостатками и расстройствами моторики, у детей с задержкой психического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так, для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы, способствующие развитию уверенности в своих силах, для других — дающие полезное направление выходу их детской энергии.

Большое значение при формировании навыка письма имеет рабочая поза. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5 — 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы рука, не занятая письмом, передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.

Письмо » в воздухе » хорошо развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, а если сопровождается объяснением, слуховую и зрительную память. Опыт работы учителей начальной школы свидетельствуют и о том, что подготовительная (коррекционная) работа при подготовке к школе и на начальном этапе обучения дает хорошие результаты, коррекция во втором и третьем классе очень трудна. Незрелость кинестетического контроля тонких движений руки, мышечно-суставного чувства не только усложняет освоение навыком письма, но и способствует быстрому утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а, значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.

Работа по подготовке детей к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

развитие ручной умелости (выполнение различных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма.

Содержательная сторона — это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется.

Двигательная сторона письма — это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением:

  • развитие пространственной ориентировки детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева — направо, сверху — вниз, вперед — назад).

    Развитие у детей чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений, слово и жест;

  • развитие изобразительных и графических умений (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ребенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все-таки является рисование.

Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями -зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель всё более усложняющегося представления о мире.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей», подвергающихся положительному влиянию, является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка, интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи.

Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал карандаш, кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инструмент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требования и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккуратность) раскрашивание картинок (в книжках-раскрасках).

Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупными изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее.

Методики по развитию мелкой моторики рук детей:

Пальчиковая гимнастика

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 — 7 минут.

Гимнастика для утомленных пальцев

При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

  • Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 — 5 раз.
  • С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 — 6 раз.
  • Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 — 6 раз.
  • Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 — 6 раз.
  • Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак.

Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 — 4 раза.

  • Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак.

Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 — 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в последние годы теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей.

Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи известно, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Влияние импульсации мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области.

Работу по развитию мелкой моторики у детей среднего возраста желательно проводить ежедневно, уделяя ей хотя бы по 3 — 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют повышению внимания и работоспособности детей.

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения, которые тоже обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

1 Методика исследования готовности руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму

Исследование проводилось, в ГУО «Ясли-сад N12 г. Пинска» в средней группе N5.

Была изучена учебная программа дошкольного образования, образовательная область «Изобразительное искусство». Для формирования тонких движений руки детей среднего дошкольного возраста программа ставит следующие задачи:

  • Формировать конструктивные умения, развивать конструктивные способности детей.
  • Содействовать дальнейшему развитию средств выразительности детского рисунка, свободному выбору цветовой гаммы, формата листа для его создания.
  • Совершенствовать технику рисования.
  • Поощрять желание экспериментировать с изобразительными материалами, самостоятельность использования в рисунке выразительных средств.

В самом начале исследования в течение многих занятий наблюдала за детьми, чтобы узнать индивидуальные особенности детей.

Для выявления подготовки руки ребенка к письму провела занятия:

  • Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству (Приложение 1).

  • Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Сказочная птица желаний» (Приложение 2).

Результаты исследования записаны в таблице №1.

Таблица 1

Уровень сформированности руки ребенка к письму у детей среднего дошкольного возраста.

ФИОПравильное пользование карандашом и кистьюИспользование разных видов линийСоздание композиции (ориентиры на листе бумаги)Штриховка в разных направленияхРЛ Баллы1.Настя Плотницкая++_+32.Настя Богатко+_+_ 23.Маша Ефимова++_+34.Юлианна Бощук++++45.Никита Плотницкий+_++33 36.Вика Бочила__+_17.Максим Чернапиский_+_+28.Ваня Кухацковолец++++49.Влад Пасовец+_+_210.Ярик Шкледа__+_1

Исходя из данных, приведённых в таблице N1, из 10 человек 7 (70%) умеет самостоятельно пользоваться карандашом и кистью, 5 детей (50%) используют разные виды линий. 3 детей (30%) без помощи воспитателя плохо ориентируются на листе бумаги, у 4 детей (40%) штриховка в разных направлениях не получается.

Из таблицы видно, что по результатам исследования:

  • детей показали высокий уровень развития сформированности руки
  • детей показали средний уровень развития сформированности руки
  • детей показали низкий уровень развития сформированности руки

2.2 Описание используемых методов подготовки руки ребенка к письму

Для развития тонких движений руки проводила следующую работу

Занятия по изобразительной деятельности.

Пальчиковые игры.

Выкладывание фигурок из палочек, упражнения на выкладывание фигурок из мозаики.

Работа с книгами для раскрашивания.

Перед занятием по изобразительной деятельности проводила предварительную работу. Знакомила детей с дымковской игрушкой.

Читала и заучивала стихотворение о народных умельцах и о дымковских игрушках. Прослушала записи русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка». Провела дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей». Рассматривала альбомы: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, старалась обогатить техническую сторону детского рисования. Работая с детьми, я столкнулась с трудностями и проблемами, которые испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности.

Проводила пальчиковые игры, которые побуждают детей к творчеству. Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им много пользы! Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали… ». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути пальчиковые игры — это

массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. (Приложение 3)

Игры с небольшими предметами, которые детям необходимо брать в руки и проделывать с ними какие-то манипуляции — лучший способ тренировки мелкой моторики. Развитые, умелые пальчики помогут легче справляться с письмом в будущем. (Приложение 4)

Дети любят раскрашивать. Это занятие увлекает их само по себе, поэтому раскрашиванию можно дать познавательную направленность. С помощью раскрасок можно формировать и закреплять обширный круг представлений детей. Детям давались разные задания по раскрашиванию например: раскрасить жуков, ползущих вверх. Цель: закреплять навыки пространственной ориентировки. Дорисовать части предметов, которых не хватает. Цель: развивать внимание, восприятие предметов.

3 Результаты работы по подготовке руки ребенка среднего дошкольного возраста к письму

В конце проведенной работы провела повторное обследование уровня подготовленности руки ребенка к письму

Уровень подготовленности руки ребенка к письмуТаблица 2

ФИОПравильное пользование карандашом и кистьюИспользование в разных видов линийСоздание композиции (ориентиры на листе бумаги)Штриховка в разных направленияхБ Баллы1.Настя Плотницкая++++42.Настя Богатко+_++33.Маша Ефимова++++44.Юлианна Бощук++++45.Никита Плотницкий++++4 46.Вика Бочила__++3 37.Максим Чернапиский++_+38.Ваня Кухацковолец++++49.Влад Пасовец+_++310.Ярик Шкледа__++2

После проведённой работы, исходя из данных таблицы, пришли к выводу — из 10 человек 8 детей (80%) умеет правильно пользоваться карандашом и кистью. А 2 детей (20%) плохо пользуются карандашом без помощи воспитателя. 6 детей (60%) используют правильно разные виды линий, 4 детей (40%) без помощи воспитателя не используют различные виды линий. 7 детей (70%) хорошо ориентируются на листе бумаги, 4 детей (40%) не получается штриховка в разных направлениях.

Из таблицы видно, что по результатам исследования в таблице N2:

  • детей показали высокий уровень развития сформированности руки
  • детей показали средний уровень развития сформированности руки
  • детей показали низкий уровень развития сформированности руки

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что при целенаправленном обучении увеличилось количество умеющих правильно пользоваться карандашом и кистью, использовать разные виды линий и штриховать в разных направлениях, ориентироваться на листе бумаги и выполнять разные движения при проведении пальчиковых игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется особое внимание.

Исследование показало, что у детей развивается интерес письму. Вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстрее, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т.е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче — расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками).

Но основная цель такого занятия — не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • развивать чувство цвета — умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм — простых элементов узора;
  • развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки;
  • действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Результаты контрольного эксперимента показали, что реализованный на практике комплекс занятий и упражнений с использованием нетрадиционных форм работы, учитывающий уровень сформированности мелкой моторики и основанный на игровом обучающем взаимодействии взрослого и ребенка в процессе индивидуальной и подгрупповой работе, оказалась эффективной в работе по подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к письму.

В дошкольных учреждениях уделяется внимание подготовке детей к обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы — рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно.

Таким образом, ряд авторов, исследовавших проблему обучения письму, рекомендует на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Они выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.

Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены в полной мере, ни в рисовании, ни в лепке — наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.

В практике обучения письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных детьми в дошкольном периоде рисования. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме. А они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий приводит у некоторых детей к тому, что требование писать на себя при наклонном положении бумаги ведет к прямому письму. Палочка при любом положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки.

Следовательно, благодаря проведенной работе, поставленные задачи решены, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. — Л., 1990. — 81с

Багатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошк. восп. — 1987. № 8 — с. 49-52.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. — М.: ТЦ Сфера, 2006.

Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Венгер А.Л. М.; 1994.

Выготский Л.С. Предистория развития письменной речи. Сбор. соч. Т.3.- М.: Педагогика, 1983. — 366с.

Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей/ Т.И. Гризик. — М. 2007

Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику — М.; 2004.

Л.Павлова. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. №1, 1984

И.Светлова. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: «Олма-Пресс»,2001

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: «Весенняя ярмарка».

Программное содержание.

Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства и желание участвовать в общем действии на ярмарке. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой, видеть её красоту, узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, волнистая линия, кружочек).

Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования (тычок, рисование ватными палочками).

Закрепить приемы рисования полученные ранее. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, точки, и круги. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя).

Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность.

Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение.

Побуждать детей к активному общению. Учить ребят выразительно рассказывать небольшие стихотворения и развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Обогащение словаря: ярмарка, мастерская, кокошник, узор, орнамент, силуэт. Активизация словаря: барыня, барышня, выставка, умельцы, мастерица, мастера, тычок, печатка.

Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи — учить оказывать друг другу помощь.

Предварительная работа.

Знакомство с дымковской игрушкой: петушок, уточка, птичница, водоноска, индюк, козел, баран, конь, барыня.

Рассматривание дымковских игрушек.

Лепка дымковской барыни.

Экскурсия в изостудию.

Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и о дымковских игрушках.

Чтение русских потешек, песенок.

МРД под русские народные мелодии.

Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка».

Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами.

Рисование дымковских орнаментов: серия занятий по народному декоративно-прикладному искусству (изо, лепка, познавательное).

Домашние задания: заучивание стихотворений, рисование традиционным и нетрадиционным способами.

Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей».

Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент».

Рассматривание альбомов: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Русские узоры».

Материал к занятию.

Экспонаты для ярмарки: предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Костюм в русском стиле для педагога.

Силуэты дымковской барыни белого цвета.

Гуашевые краски, кисточки, печатки-тычки двух размеров.

Вода, салфетки: бумажная и фланелевая.

Подставки для кисточек и тычков, клеенка для рабочего места.

Черновой лист для опробования краски.

Образец дымковской барыни на подставке.

Магнитная доска и магниты для крепления.

Музыкальный ряд: русские народные частушки, плясовая «Барыня» в исполнении ансамбля «Игранчики» (аудиозапись).

Фланелеграф со схемой для зрительной гимнастики, указка.

Этапы занятияХод занятияРабота с детьми1. Сюрпризный момент. Мастерица в русском народном костюме (педагог).Мастерица загадывает детям загадку о дымковской игрушке. — Веселая белая глина Кружочки, полоски на ней, Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники и ребятня, Собачки, гусары и рыбы, А ну, назови-ка меня! Предполагаемые ответы детей: — (дымковская игрушка).

Мастерица: — Ребята, я приглашаю вас на весеннюю ярмарку. Кто из вас знает, что такое ярмарка? Предполагаемые ответы детей: — Ярмарка — это веселая торговля. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник. Вызвать интерес к занятию, желание участвовать в общем действии. Развивать мышление. Учить детей отвечать на поставленный вопрос полным ответом.2.Проблемная ситуация. Ярмарка весенняя. Музыкальное сопровождение русские народные частушки (ансамбль «Игранчики»).Мастерица:(Предложить детям рассмотреть экспонаты народного декоративно-прикладного искусства).

— Посмотрите, дети, на выставленные экспонаты, рассмотрите их. Что вам знакомо? Расскажите каждый о своей игрушке. (Дети рассказывают небольшие стихотворения о некоторых дымковских игрушках).

Предполагаемые ответы детей: 1.Бока крутые, рога золотые Копыта с оборкой. На спине Егорка. 2.Утка — Марфутка бережком идет, Уточек -Марфуточек купаться ведет. 3.Вот индюк нарядный Весь такой он складный У большого индюка Все расписаны бока. 4.Мы игрушки знатные Мы повсюду славимся Складные да ладные Мы и вам понравимсяРасширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Продолжать учить детей знакомить с особенностями дымковской игрушкой. Обогащать и активизировать словарь, учить выразительно рассказывать небольшие стихотворения.3.Зрительная гимнастика.- Поможем уточке найти озеро. Следите глазами за уточкой.Снять зрительное напряжение.4.Дидактическое задание: «Подбери картинку к игрушке»Мастерица: ребята, вот вам картинки, посмотрите внимательно и найдите на нашей ярмарке такие же. Предполагаемые ответы детей: — Это дымковский индюк, он сделан из глины, расписан красивыми узорами. — Это водоноска, она похожа на барыню, только у нее есть ведра с коромыслом. — Это дымковский баран, у него рога золотые.Учить узнавать знакомые образы, выделять из узора некоторые элементы (солнышко, ягодка, клеточка, прямая линия, извилистая линия, кружочек).

Уточнить знания детей о народных промыслах. Учить детей отвечать полным ответом на поставленный вопрос. Развивать внимание, память, образное мышление, воображение.5 Физкультминутка. «Дымковские игрушки».Физкультминутка: «Дымковские игрушки». Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом) Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя) Кумушки посадские. (Небольшие приседания) У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс) Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам) С нами издавна знаком (Стойка прямо) Весь народ на ярмарке. (Поклон)Снять эмоциональное напряжение у детей. Стимулировать детское воображение и эмоциональное восприятие действа. Продолжать учить сочетать движения с текстом стихотворения. Развивать имитационные способности, навыки импровизации.6 Практическая часть. Мастерская умельцев.Мастерица: Ребята, все эти экспонаты сделаны руками народных умельцев, еще их называют мастерами. Дымковские игрушки мастера — умельцы вылепили из глины, расписали яркими красками и привезли продавать на ярмарку. А вы хотите стать умельцами? Предполагаемые ответы детей: — Да, хотим стать умельцами. Мастерица: Вот вам силуэты барынь, распишите их. Начинаем расписывать барыню сверху вниз. Что на голове у барыни? Какие узоры вам знакомы, как они называются? Чем ты будешь рисовать? Предполагаемые ответы детей: — На барыне кокошник. — На юбке у барыни кружочки, клеточки, линии. — Я сначала нарисую кисточкой линию, а потом тычком — кружочки, маленькие и большие.Закрепить приемы рисования полученные ранее. Учить детей рисовать полосы, волнистые линии, и круги. Совершенствовать способы рисования кистью (плашмя).

Учить составлять узор, расписывать силуэт барыни; подбирать яркие, сочные цвета для росписи, характерные для дымковских игрушек; составлять композицию через чередование повторяющихся элементов; подводить к умению заполнять орнаментом весь силуэт. Стимулировать детское воображение и цветовосприятие. Развивать творческую активность. Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования. Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе с красками, воспитывать чувство взаимопомощи — учить оказывать друг другу помощь.7.Динамическая пауза. Пляска «Барыня» (под музыкальное сопровождение).Мастерица: Дорогие умельцы, пока наши экспонаты подсыхают, я вас приглашаю «Барыню» сплясать. Мастерица: Эй, веселый народ, Вставай в хоровод! Будем «Барыню» плясать, И гостей забавлять! (Дети под музыку выполняют русские народные плясовые движения вместе с педагогом).Продолжать знакомить с русской пляской «Барыня», напомнить русские народные плясовые движения. Вызвать эмоциональный отклик. Снять психоэмоциональное напряжение.8. Итог занятия.Мастерица: Ребята, мы вашими барышнями пополним нашу ярмарку. Поставим их в хоровод. Какой получился хоровод? Предполагаемые ответы детей: — Хоровод яркий, красочный, разноцветный, красивый. Мастерица: Что вам понравилось на ярмарке? Предполагаемые ответы детей: — Мне понравилась уточка, мне понравилась барышня, мне понравился индюк. Мастерица: Понравилось ли вам быть мастерами — умельцами? Что мастера делают? Предполагаемые ответы детей: — Мастера лепят игрушки, расписывают их и продают на ярмарке. Мастерица: Мне кажется, что из васполучатся искусные мастера, очень мне понравились ваши красочные барыни. Но многому ещё предстоит научиться, я с вами не прощаюсь, а только говорю до свидания, ведь мы ещё не раз встретимся. Ой, вы гости дорогие! У нас игрушки расписные: Веселы и ярки, словно подарки. Отдохнули все по — праву? Мастерам воздали славу? Что ж теперь домой пойдем. Что узнали, не забудем, Долго — долго помнить будем! Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям. Пришло время расставаться, до свиданья! Предполагаемые ответы детей: — До свиданья!Повысить эмоциональную восприимчивость и доставить удовольствие от полученного результата. Учить дошкольников анализировать работы, подводить итог занятия. Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение. Побуждать детей высказывать свое мнение от результата практической работы. Развивать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия по ИЗО в средней группе «Сказочная птица желаний»

ЦЕЛЬ: Овладение навыком нетрадиционной техники рисования (рисование ладошкой, овладение навыком рисования ватной палочкой с использованием метода тычка).

[2, 49-52].

Задачи: Образовательные задачи:

  • Закреплять у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику рисование ладонью

умение располагать изображение на определённом месте .

  • Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
  • Метод тычка.
  • Формировать умение слушать и слышать музыкальное сопровождение.

Развивающие задачи:

  • Развитие творческих способностей.узор
  • Развивать фантазию, воображение.
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Развивать цветовое восприятие

Воспитательные задачи:

  • . Воспитывать позитивное отношение к результату своего творчества.
  • Воспитывать самостоятельность, уверенность.
  • аккуратность в работе прописать.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

макет «волшебного дерева»

указка

демонстрационная доска

Раздаточный материал: (по количеству детей)

тонированная бумага в форме листочка,

гуашь в розетках (красного, синего, зеленого, желтого цветов)

кисти N5,

ватные палочки,

влажные салфетки

платочки

большая розетка для чистых ватных палочек

коробочка для использованных ватных палочек и салфеток (по 1 на стол)

подставки для кисточек и бумажные салфетки

Дополнительный материал:

заготовки птичек (оттиск синего цвета) по количеству детей

магнитофон

диск с записями пения птиц

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, потешек.

рассматривание иллюстраций со сказочными птицами.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу около дерева

Здравствуйте! я хочу подарить вам волшебное дерево, на котором живут сказочные птицы желаний. Они исполняют пожелания детей (подходят к дереву рассматривают, посмотрите на него.

Как вы думаете, почему это дерево волшебное? (ответы детей) .

Да, листья разноцветные, потому что птицы желаний разного цвета и каждая садится на свою ветку. Как вы думаете, куда улетели птицы? (ответы детей) .

Они улетели за мечтой.

Ребята, вы хотите нарисовать сказочную птицу, которые будут исполнять ваши желания.

Помогут нам в этом наши любимые ладошки.

Посмотрите на ладошку, она похожа на птицу? (ответы детей)

Воспитатель показывает на своей ладошке, дети на своей.

Это голова, шея у птицы?

Покажите туловище птицы.

Это что может быть? (раздвигаю, сдвигаю пальчики).

Да, вот какой замечательный, пышный хвост.

Ребята, какая бывает сказочная птица?

Яркая, разноцветная.

У меня тоже есть заветное желание, она синего цвета, поэтому я возьму с волшебного дерева для своей птицы листок голубого цвета. Вы возьмите листок с той ветки, какого цвета ваша птица. (Листы затонированы светлыми оттенками, дети выбирают краску такого же тона. Вопросы к детям:

Какого цвета ты взял листок? Почему? Какого цвета будет твоя сказочная птица желаний)

Рисовать мы будем за столами, занимайте свои места.

Дети садятся за стол.

Ребята, какого цвета у меня листок? Скажите, какого цвета будет моя птица?

Посмотрите, беру краску синего цвета, и начинаю раскрашивать левую (показ на правой руке — зеркальное отражение) ладошку с большого пальца

Вопрос к детям:

Что это у птицы? (это голова и шея у птицы)

Затем наношу краску на пальцы и ладонь, кисточка гладит ладошку из стороны в сторону, краска ложится ровно, гладит всю ладонь (показ воспитателя в зеркальном положении) .

Сейчас я посажу свою птичку в середину листочка. Для этого раскрываю широко свои пальчики и прикладываю ладошку к листу бумаги.

Прижимаю крепко-крепко и резко поднимаю вверх, свободной рукой придерживаю листочек. Вот и получилась птичка.

Прием «Сухая кисть»

Ребята, чтобы птицы у вас получились красивыми мы с вами сейчас поиграем, хотите? Возьмите кисточку в правую руку, найдите голову и шею у вашей птицы. Нашли? Давайте закрасим (погладим) их, ведём кисточку сверху вниз. Молодцы! Сейчас закрасим ладонь и пальцы. Как будем закрашивать? Закрашиваем всю ладонь.

Посадим птичку на середину листочка.

Сейчас обмакните кисточку в краску того цвета, какого цвета ваша птица желаний.

Самостоятельное рисование оттиска детьми.

Птичка станет волшебной, когда мы ее украсим. Пусть наши птички отдохнут-посохнут, а мы с вами поиграем.

Наша игра продолжается (где дети)

Слушайте и повторяйте за мной.

Речь с движением.

Девочки и мальчики хлопают в ладошки.

Ладушки — ладушки, ладушки — ладошки.

Кашу наварили, помешали ложкой.

Ладушки — ладушки, ладушки — ладошки.

Курочке пеструшке покрошили крошки.

Ладушки — ладушки, ладушки — ладошки.

Поплясали сами, пригласили ножки.

Топают, топают ножки по дорожке. (играем 2 раза)

Слышится пение птиц на магнитофоне.

Вы слышите, ваши птички нас уже зовут. Пойдёмте их дорисуем.

Возвращаемся за столы.

У наших птичек не хватает глаз и клюва, давайте вместе их нарисуем. Рисовать мы будем не кистью, а волшебными палочками. Возьмите с тарелочки в правую руку волшебную палочку, обмакните полностью в краску любого цвета, потому что птичка сказочная, и нарисуем клюв, примакивая палочку к головке. Посмотрите, как это сделаю я, сейчас нарисуйте вы. У всех получилось? Сейчас мы нарисуем глаз. Если глаз будет другого цвета, то возьмите чистую палочку, а эту положите в пустую тарелочку. Обмакните кончик чистой палочки в краску, и тычком нарисуйте глаз на голове птички (показ воспитателя).

Ребята, посмотрите, рисуя волшебной палочкой, глаз у птицы получился красивой и ровной точечкой.

Хотите превратить своих птиц в сказочных?

Украсьте их так, как сами захотите. Помогут в этом вам волшебные палочки.

Дети декорируют своих птичек. Звучит музыка Звуки природы. Песни птиц». Воспитатель отвечает, на возникшие у детей вопросы, подсказывает, советует.

Какие красивые сказочные птицы у вас получились. Вы просто все молодцы! А сейчас, давайте, посадим ваших птичек на волшебное дерево. У каждой птички веточка своего цвета. Я синею птичку посажу на веточку голубого цвета.

Вопросы детям:

Саша, ты на какую веточку посадишь свою птичку? Почему?

На светло-зеленую веточку кто посадит свою птичку? Почему?

(Дети ориентируются на цвет птички и веточки) .

Мне очень понравились ваши сказочные птицы, я надеюсь, что они обязательно исполнят все желания.

Чтобы мечта сбылась, закройте глазки и загадайте желание.

По секрету я вам скажу, желание исполнится, если о нем никому не рассказывать.

Мне очень понравилось рисовать с вами. А вам понравилось? Давайте поблагодарим друг друга и похлопаем в ладоши.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками,

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем.

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.

Головами покиваем,

Плечиками мы покрутим.

ГРОЗА

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

  • махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Игры и упражнения с цветными счетными палочками:

Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением, составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем — снова различные предметные изображения.

Игра «Собери бусы»

Цель. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т.д.).

Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Примечания. Разноцветные веревочки можно сделать, подобрав цветные шнурки или окрасив белые шнурки. Косточки больших счетов станут отличными бусинами. Покрасьте их краской четырех основных цветов, дайте просохнуть и можно собирать разноцветные бусы.