Нарушение речи в следствии локального поражения мозга. Афазии

Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников. Это ведёт к повышению требований к уровню грамотности специалистов, имеющих дело с детьми, и это основная задача специальной психологии.

Специальная психология является самостоятельной отраслью психологической науки, которая включает следующие разделы: сурдопсихология (изучение психологии глухих детей), тифлопсихология (изучение психологии слепых), олигофренопсихология (психология умственно отсталых детей), психология детей, имеющих нарушения речи.

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только че­ловеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижения­ми всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.

Трудно переоценить роль речи в психическом развитии ребёнка, что и вызвало наш интерес к этой теме.

Целью данной работы является рассмотрение нарушений речи и проблему афазий в психологии.

1. Речевые нарушения

1.1.Общая характеристика речевых нарушений

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо па­тогенного фактора, сами не исчезают и без специально организо­ванной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возмож­ные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особен­ностями формирования речи или условиями внешней среды (не­которые речевые особенности родителей, двуязычие в семье и т. п.).

Согласно Р. Е. Левиной, в основе методов логопедической науки лежат принципы: развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами пси­хического развития [3].

Принцип развития состоит в том, что вместо фиксации и описа­ния речевых нарушений, имеющихся у ребенка в данный момент, необходимо установить, в результате каких патологических фак­торов эти изменения возникли, и проследить динамику их разви­тия.

Принцип системного подхода отражает сложную структуру ре­чевой функции, включающую звуковую (фонетическую), произно­сительную сторону речи, фонематические (смыслоразличительные) процессы, лексику и грамматический строй. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни нарушения касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо сопутствующих прояв­лений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и вы­ражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточ­ном овладении звуковым составом слова, влекущем за собой на­рушения чтения и письма.

13 стр., 6355 слов

Речевые нарушения у детей

... дети При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого ...

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону язы­ка, приводят к общему недоразвитию речи — от полного отсутст­вия или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с эле­ментами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Р. Е. Левина выделяет три уровня общего недоразвития речи. Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсут­ствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка (5-6 лет) речь в основном сформирова­на. При этом уровне речевого развития словарный запас ребенка состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплек­сов, как правило, непонятных для окружающих и сопровождаю­щихся жестами.

Второй уровень характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и посредством, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом от­ношении, речевых средств.

Третий уровень включает в себя достаточно развернутую оби­ходную речь без грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями в фонетике, лексике и грамматике.

Связь речи с другими сторонами психического развития. Рече­вая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными ее процессами, про­текающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Раскрытие индивидуального своеобразия в протекании тех или иных психических процессов у ребенка позволяет понять аномаль­ное протекание того или иного речевого нарушения.

1.2. Изучение различных форм нарушения речи в нейропсихологии.

Нейропсихология занимается изучением различных форм нарушения речи при локальных поражениях мозга, опираясь на теоретические положения, разработанные А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой. Речь рассматривается как речевая система, как совокупность речевых функций, объединенных в единое целое. В качестве двух самостоятельных видов речи в нейропсихологии выделяют импрессивную (понимающую) и экспрессивную (выражающую) речь, которые имеют разное психологическое строение. Импрессивная речь — процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных, начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимание его мотива. Экспрессивная речь — процесс высказывания с помощью языка — начинается с мотива высказывания, формирования программы высказывания, после чего общая мысль перекодируется с помощью внутренней речи в речевые схемы, а затем — в развернутую речь.

С точки зрения лингвистики в речи выделяют следующие единицы — фонемы, лексемы и семантические единицы. Под фонемами понимают смыслоразличительные звуки речи. В русском языке фонемами являются гласные и согласные звуки, а также такие их характеристики, как звонкость — глухость, твердость — мягкость, благодаря чему слова «был», «бил», «быль» и «биль» в русском языке имеют совершенно разные значения. В то же время длина гласного звука, играющая в английском и немецком языке смыслоразличительную функцию, в русском воспринимается как варианты одного и того же слова. Лексемы — это слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные предметы или явления. Семантические единицы представляют собой обобщения в виде системы слов, обозначающих понятия. Другими словами, речь имеет фонематическую, лексическую и семантическую структуру.

35 стр., 17034 слов

По логопедии » : «Технологии коррекции темпо-ритмической ...

... проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы. От логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание ... запинок судорожного характера, провоцирующих неуместные паузы, персевераций, использования слов-эмболов, речевой редакции, обедняющей высказывания. Иногда судорожные спазмы длятся несколько секунд, существенно ...

Выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, или подсистемы: устная и письменная речь (экспрессивная речь) и понимание устной и письменной речи (импрессивная речь).

Каждая из выделенных подсистем выполняет разные функции, имеет свои особенности организации, а также различные сроки формирования. Эти различия в генезисе и психологической структуре находят свое отражение и в мозговой организации различных видов речевой деятельности.

Как сложная функциональная система речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев, в ней принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный. Каждый из них вносит свой вклад в организацию речевой деятельности в целом. Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи, но особенности нарушения зависят от того, какое именно звено пострадало.

По утверждению А. Р. Лурия, для организации импрессивной речи (декодирования воспринимаемой речи) необходимо соблюдение следующих условий:

  • четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике).

    Поражение данного участка приводит к сенсорной афазии, заключающейся в невозможности выделения близких по звучанию фонем. Больной не слышит разницы между словами «кора» — «гора». При этом намерение больного разобраться в смысле высказывания остается сохранным;

  • понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов).

    При нарушении этого взаимодействия звуковой образ слова перестает вызывать зрительный, поэтому узнавание его смысла грубо нарушается;

  • понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания. Для выполнения данного условия в свою очередь необходимо несколько компонентов:
  • а) удержание в памяти всех элементов фразы, обеспечиваемое работой средних отделов вторичных зон височной области левого полушария. При поражении этого участка мозга возникает акустико-мнестическая афазия (невозможно удержать в памяти даже несколько слов);
  • б) симультанный синтез речевого высказывания, который связан с работой височно-теменно-затылочных отделов левого полушария мозга (у правшей).

    Поражение этого участка приводит к семантической афазии (нарушается понимание сложных логико-грамматических конструкций);

  • в) активный анализ наиболее существенных элементов высказывания (проявляется в понимании общего смысла высказывания, его контекста).

    Это условие обеспечивается за счет участия лобных долей мозга.

Следовательно, импрессивная речь представляет собой сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции.

11 стр., 5462 слов

Основные принципы строения мозга

... всего новая кора) является наиболее дифференцированным по строению и функциям отделом головного мозга. В недавнем прошлом коре больших полушарий придавалось исключительное значение, ее считали ... современных нейроморфологических исследований является утверждение нового подхода к изучению принципов организации мозга. Этот подход объединяет, с одной стороны, тщательное изучение микроструктуры ...

Основными звеньями экспрессивной речи, по мнению А. Р. Лурия, являются простейшая повторная речь (повторение звука, слога, слова) и называние. В повторной речи присутствует звуковой образец, в назывании его нет.

В основе повторной речи лежат такие элементы, как:

  • четкое слуховое восприятие, обеспечиваемое верхними отделами вторичных зон височной области левого полушария. Их поражение приводит к распаду фонематического слуха, что сопровождается дефектами повторения (замена близких фонем, неправильное произношение);
  • четкая система артикуляции, в основе которой лежит функционирование нижних отделов вторичных зон постцентральной (теменной) коры левого полушария (у правшей).

Их поражение ведет к афферентной моторной афазии (распад артикулем, замена близких по произношению артикулем, появление литеральных парафазий);

  • возможность переключения с одной артикулемы на другую или с одного слова на другое, обеспечивается аппаратами нижних отделов премоторной коры левого полушария. Их поражение приводит к эфферентной моторной афазии, проявляющейся в патологической инертности речедвигательной сферы и появлению речедвигательных персевераций (заикание);

— подчинение произнесения заданной программе и торможение побочных альтернатив, обеспечивается работой лобных отделов мозга. Их поражение приводит к тому, что нужная программа заменяется повторением хорошо усвоенного в прошлом опыте слова или фразы (использование речевых стереотипов).

Называние как элемент экспрессивной речи включает в себя:

  • отчетливое зрительное восприятие, обеспечивается височно-затылочными отделами левого полушария (у правшей), при поражении которых возникает оптическая афазия (больной не может назвать слово, поскольку не узнает его);
  • сохранность акустической структуры слова обеспечивается благодаря функциям слухоречевых систем левой височной области. Их поражение при попытке назвать предмет приводит к обильным литеральным парафазиям;
  • нахождение нужного обозначения и торможение всех побочных альтернатив связано с особенностями третичных (височно-теменно-затылочных) отделов левого полушария. Патологическое состояние последних приводит к амнестической афазии. Она проявляется в бесконтрольно возникающих вербальных парафазиях (замена нужного слова близкими по значению или по структуре словами);
  • подвижность нервных процессов, обеспечивающая легкость переключения на другое название.

Можно сказать, что и экспрессивная речь имеет сложную структуру, которая обеспечивается совместной работой разных отделов мозга.

В результате локальных поражений задних, гностических областей левого полушария головного мозга (височные, теменные и теменно-затылочные отделы) нарушается звуковая структура слова, акустический анализ слова и зрительно-пространственные схемы, лежащие в основе логико-грамматических конструкций. Но все эти поражения ограничиваются нарушениями операционной структуры речи, не затрагивая речевую деятельность в целом. Поэтому у таких больных сохраняется намерение понять речь окружающих или сказать что-либо, а следовательно, сохраняется возможность компенсации дефекта.

11 стр., 5371 слов

Речевые нарушения у детей с задержкой психического развития и ...

Чем раньше с ребенком, у которого наблюдается задержка психического развития, будет начата коррекционная работа по исправлению речевых нарушений тем выше процент того, что в дальнейшем ... развития», раскрывая потенциальные возможности маленького человека. Нарушения психического развития у детей, их виды Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей при ЗПР и отличия их от нарушений речи у ...

Совсем иначе обстоит дело с организацией речевой деятельности. Ее структура, как известно, включает цель, мотив высказывания, выработку программы, выбор средств реализации деятельности и контроль за ее выполнением. Формирование намерения высказаться связано с работой лобных структур мозга. При поражении передних отделов коры головного мозга нарушается актуализация предложений или целого высказывания. У так называемых «лобных больных» отмечается речевая аспонтанность (отсутствие самостоятельно возникающих высказываний).

Помимо этого, поражение лобных отделов приводит к нарушению внутренней речевой схемы. Больные повторяют слова, называют предметы, но сформулировать элементарное словесное высказывание не могут. Этот дефект речи получил название динамическая афазия. Он проявляется в нарушении активной развернутой речи. У больного сохранны повторная речь, называние, рядовая и автоматизированная речь, понимание речи, но отсутствует речевая схема предложения. Остается лишь диалогическая речь, сопровождающаяся эхолалиями, персеверациями и автоматизмами. Под эхолалиями понимают повторение больным последних слов из фраз, которые он слышит. Персеверации означают многократное повторение одного и того же слова или фразы. Автоматизмы проявляются в использовании речевых оборотов на уровне речевых навыков.

1.3. Классификация речевых нарушений.

В последние годы достижения в области педиатрии, психиатрии, патопсихологии, психолингвистики, в ряде других медицинских и психолого-педагогических дисциплин, а также в самой логопедии заставили специалистов пересмотреть традиционные взгляды на классификацию речевых нарушений. В настоящее время в логопе­дии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая).

Между этими классификациями нет противоречий — они как бы дополняют друг друга и отражают определенный подход к конк­ретному речевому нарушению и выбор соответствующих средств его коррекции. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей.

Психолого-педагогическая классификация

В клинико-пе­дагогической классификации все виды речевых нарушений, можно разделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа [4]:

1. Структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.

2. Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи.

Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен — продуктивный (нару­шение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чте­ния).

1.Дислексия — нарушение чтения, связанное с по­ражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

2.Дисграфия- частичное специфическое расстрой­ство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-простран­ственных образах букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложения.

Фонационные

а) голосообразования,

7 стр., 3403 слов

Синдромы нарушения высших корковых функций: виды нарушений речи

... синдромов агнозии, апраксии и афазии имеет свои клинические основания. Действительно, при исследовании нарушений высших корковых функций при очаговых поражениях мозга часто на первых план выступают либо познавательные, либо двигательные, либо речевые ... имевшейся собственной речи. Афазии у взрослых возникают чаще вследствие нарушений мозгового кровообращения в корковых речевых зонах. Афазии в детском ...

б) темпоритмической организации высказывания,

в) интонацион­но-мелодического,

г) звукопроизносительного.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных сочетаниях. В за­висимости от этого выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых используются традиционно закрепившиеся термины:

Дис­фония (афония)- отсутствие или расстройство фонации вследствие па­тологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дис­фония).

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нарушениями речевых центров в коре мозга. Может быть органи­ческой или функциональной по своей природе.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной артикуляции. Является центрально обусловленной, органической или функциональной по своей при­роде.

Заикание — нарушение темпоритмической стороны речи, об­условленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка в период перехода к фра­зовой речи и связано с резкой эмоционально-отрицательной реак­цией ребенка на какой-либо внешний раздражитель.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Прояв­ляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение.

Ринолалия — нару­шения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса и искаженном звукопроизношении вследствие нарушения нормального участия носовой полости (носового резонатора) в голосообразовании.

Дизартрия-нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью ин­нервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения, следствием чего являются голосовые и артикуляционно-фонетические дефекты [3].

Нарушения структурно-семантического

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лек­сических) не формируется. Нарушено управление речевыми дви­жениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогово­го состава слов. Алалия возникает при повреждении речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока и центр Вернике).

В свя­зи с этим различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии в значительной степени сохраняется понимание обращен­ной обиходной речи и резко нарушена способность продуцировать речь. При сенсорной алалии резко нарушено понимание обращен­ной речи.

Большое значение в практике логопедической работы имеет отграничение алалии (как первичного дефекта) от вторичных на­рушений речевого развития при умственной отсталости и наруше­ниях слуха [2].

5 стр., 2369 слов

Моторная и сенсорная афазия — по психолингвистике

... можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений. Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией. Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по ...

2. Афазия как расстройство речи, классификация афазий

Исследование речевых нарушений в нейропсихологии идет по пути изучения афазий. Под афазиями понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде распада фонематической, морфологической или синтаксической структуры собственной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение. Эта речевая патология отличается от дизартрий (нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух), аномий (трудности называния из-за расстройства межполушарного взаимодействия), алалий (расстройство речи в детском возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности).

В зависимости от нарушения одного из факторов, на которых основана речевая система при локальных поражениях мозга, А. Р. Лурия разработал классификацию афазий. При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы (слуховых, зрительных, кинестетических, комплексных афферентаций) выделяют пять видов афазий — сенсорную, акустико-мнестическую, оптико-мнестическую, афферентную моторную и семантическую. При нарушении эфферентных звеньев речевой системы — динамическую и эфферентную моторную афазии.

У подавляющего большинства людей центры речи расположены в левом полушарии. Почти у 90% правшей и 60% левшей афазию вызывает поражение левого полушария.

У некоторых людей центры речи расположены в правом полушарии (в том числе у очень немногих правшей), у остальных доминантность одного из полушарий отсутствует. Нарушение речи при поражении правого полушария у правшей называется перекрестной афазией.

Для большинства афазий характерно нарушение называния. Больной не может назвать самые обычные предметы (карандаш, часы) и их части (ластик, грифель, ремешок).

Сенсорный центр речи обеспечивает лексико-семантический уровень речевой функции, а моторный центр речи — синтаксический уровень речевой функции. Такая организация позволяет выделить основные типы афазий — с учетом локализации поражения и характера дефекта.

Классификация афазий помогает уточнить природу нарушения и вероятность восстановления речи. Однако «чистые» типы афазий почти не встречаются.

Соотношение между конкретным речевым расстройством и локализацией поражения мозга неоднозначно и должно рассматриваться в контексте всей речевой системы.

Афазии могут быть обусловлены как поражением сенсорного центра или поражением моторного центра речи, так и поражением путей, связывающих центры речи с другими структурами речевой системы.

Первичная прогрессирующая афазия.

При патологоанатомическом исследовании находят признаки, характерные для болезни Пика, болезни Альцгеймера, болезни Крейтцфельдта-Якоба, а также неспецифического глиоза [4].

Афазия моторная корковая (афазия Брака).

Речь больного затрудненная, с нарушенной артикуляцией, часто прерывается паузами для поиска слов. Фразы почти не содержат служебных слов и состоят в основном из глаголов и существительных. Нарушен порядок слов, неправильно используются краевые морфемы (окончания слов, которые выражают время и наклонение глаголов, падеж, род и число существительных).

3 стр., 1371 слов

О структуре речевого дефекта при сенсорной афазии (нейролингвистический аспект)

... речи больных с сенсорной афазией (Т.Г. Визель [5]). основной дефект Из приведенных цитат следует, что А.Р. Лурия считал причинными для развития синдрома сенсорной афазии как нарушения фонематического слуха, так и речевую ... согласно которым причиной развития сенсорной афазии являются: речевая слуховая агнозия, т.е. симптоматика поражения вторичной коры; нарушения фонематического слуха. Рассматривая ...

Характерна телеграфная речь — сжатая, но достаточно информативная. Например, мужчина 45 лет с моторной корковой афазией так рассказывает о своем заболевании: «Я пошел… доктор. Доктор послал меня… Боссон. Больницу. Доктор… Там… Два, три дня… Доктор отправил домой».

Речь больного может ограничиваться мычанием или единственным словом («да» или «нет»), которое он произносит с разными интонациями, пытаясь выразить свое отношение к происходящему. Нарушено называние и повторение. Понимание устной речи сохранено — за исключением сложноподчиненных предложений и конструкций пассивного залога. Чтение сохранено, но заметны характерные запинки при чтении коротких служебных слов.

Следовательно, моторная корковая афазия — это не только «экспрессивное», «моторное» нарушение, но и расстройство понимания — в данном случае служебных слов и синтаксических конструкций.

Больные слезливы, легко впадают в отчаяние и глубокую депрессию.

В отличие от больных с сенсорной корковой афазией они понимают свое состояние. У таких больных даже глубоко расстроенная артикуляция становится почти нормальной при пении — на этой особенности построена одна из методик восстановления речи (мелодико-интонационная терапия).

Сопутствующие неврологические симптомы: правосторонние слабость мимических мышц и гемипарез, оральная апраксия — неспособность выполнить по инструкции движения, в которых участвуют мышцы рта, глотки и лица («покажите, как вы задуваете спичку, как пьете через соломинку»).

Поля зрения не нарушены.

Типичная причина моторной корковой афазии — ишемический инсульт в результате окклюзии одной из верхних ветвей средней мозговой артерии. Очаг поражения захватывает моторный центр речи, а также островок и участок коры, расположенный вокруг переднего отдела сильвиевой борозды.

Причиной моторной корковой афазии могут стать объемные поражения мозга — опухоли (первичные или метастатические), внутримозговая гематома или субдуральная гематома, абсцесс.

Небольшие очаги поражения, которые ограничиваются задним отделом моторного центра речи, могут вызвать временное, неафазическое расстройство артикуляции. В этих случаях функцию пораженного участка берут на себя сохранные звенья речевой системы. У таких больных часто наблюдаются легкие двигательные нарушения: например, изолированная слабость мимических мышц.

Наличие гемипареза свидетельствует об обширном поражении мозга и ухудшает прогноз.

После инсульта максимальное восстановление речи достигается в течение нескольких месяцев — дальнейшее улучшение маловероятно [2].

Афазия сенсорная корковая (афазия Вернике).

Сенсорная корковая афазия может сопровождаться сильным возбуждением и параноидным состоянием. Понимание команд, адресованных к мышцам головы и туловища, сохранено. Больной не понимает простых вопросов («как вас зовут?») и в то же время правильно реагирует на команды «закрыть глаза», «сесть», «повернуться» — эта особенность помогает отличить сенсорную корковую афазию от тугоухости, психических заболеваний или симуляции.

9 стр., 4459 слов

Классификация речевых нарушений и причина речевых нарушений

... Нарушения устной речи расстройство фонационного оформления высказывания: дислалия дизартрия нарушения голоса риналалия заикание тахилалия брадилалия Нарушения письменной речи дисграфия, аграфия дислексия, алексия дизорфография нарушения структурно-семантического оформления высказывания: алалия афазия 2. Психолого-педагогическая классификация. ...

Таким образом, больные с сенсорной корковой афазией не находят нужных слов для выражения своих мыслей и не понимают значения слов, воспринимаемых как на слух, так и зрительно. Иначе говоря, сенсорная корковая афазия включает как экспрессивные расстройства, так и импрессивные расстройства и поэтому, строго говоря, является чисто «сенсорной» или «рецептивной». Нарушено также повторение, называние, чтение и письмо[3].

Очаг поражения обычно локализован в задних отделах речевой системы и хотя бы частично захватывает сенсорный центр речи. Самая частая причина — эмболия одной из нижних ветвей средней мозговой артерии, в частности эмболия задней височной артерии или эмболия артерии угловой извилины.

Другие причины — внутримозговое кровоизлияние, застойный инфаркт, тяжелая черепно-мозговая травма и новообразования.

Сенсорная корковая афазия часто сопровождается правосторонней полной гемианопсией или верхнеквадрантной гемианопсией, в некоторых случаях отмечается небольшое сглаживание правой носогубной складки — каких-либо других нарушений обычно нет. Речь, полная неологизмов и парафазии, возбужденное состояние и отсутствие неврологических симптомов иногда заставляют заподозрить психическое заболевание — шизофрению или МДП. Правильный диагноз можно поставить на основании других характерных признаков афазии и отсутствия психического заболевания до ее развития.

В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную или вместо речи слышит неречевой шум. Но продолжает активно использовать в речи интонации. Нарушение фонематического слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания устной речи, непониманию речи в усложненных условиях. Наблюдается замена одних звуков другими (литеральные парафазии), замена одного слова другим (вербальные парафазии), нарушение письма (под диктовку), частичное нарушение чтения.

Полное восстановление речи в большинстве случаев маловероятно, хотя при сенсорной корковой афазии, вызванной внутримозговым кровоизлиянием или черепно-мозговой травмой, возможно значительное улучшение [5].

Акустико-мнестическая афазия, Оптико-мнестическая афазия, Афферентная моторная афазия, Семантическая афазия, Эфферентная моторная афазия, Динамическая афазия

Афазии возникают при поражении разных уровней организации речи, связаны с состоянием других психических процессов (восприятия, памяти, представлений), а также с эмоционально-волевой сферой личности. Поэтому возникновение афазий приводит к дезинтеграции всей психической сферы. Специальные исследования изменения личности при афазиях выявили их специфику при разных ее формах /3/. Таким образом, афазии следует рассматривать как многофакторное явление, связанное со всей психической сферой личности.

Заключение

Речь и ее нарушения изучаются целым рядом дисциплин. В задачи нейропсихологии входит исследование форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга. Современная нейропсихология рассматривает эти нарушения с общих теоретических позиций, разработанных А. Лурия.

Как сложная функциональная система речь включает большое число афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный, каждый из которых вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Нарушения речи многообразны и зависят от того, какое звено речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.

Большой класс речевых расстройств носит название «афазии». В современной нейропсихологии под афазиями понимаются нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария (у правшей) и представляют собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха.

Зоны коры левого полушария (у правшей), поражение которых приводит к той или иной форме афазии, носит название «речевых зон». В соответствии с классификацией А. Лурия существует 7 форм афазии, каждая из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса. Классификация афазий помогает уточнить природу нарушения и вероятность восстановления речи. Однако «чистые» типы афазий почти не встречаются.

Как уже отмечалось, речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо па­тогенного фактора, сами не исчезают и без специально организо­ванной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка.

В настоящее время в логопе­дии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая).

В клинико-пе­дагогической классификациивсе виды речевых нарушений, можно разделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи (дислексия,дисграфия)

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи: дис­фония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия.

2. Структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи: алалия, афазия.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-nevrologii-narushenie-rechi/

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. — М.: Изд-во «Просвещение», 1990.

3. Репина Н. В., Воронцов Д. А., Юматова, «Основы клинической психологии»Учебник , 2003 г.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. — М.: Международная педагогическая академия,2000.

5. Специальная психология./Под ред. В. И. Лубовского. — М.:Изд-во «Академия», 2006.

6. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской психологии. – Ростов-на /Д.: Изд-во «Феникс», 2000.

Задача №1.

«В больницу поступил пациент Р., страдающий алкоголизмом. Патопсихологическое исследование выявило характерные для этого заболевания нарушения психических процессов, изучение личностных особенностей показало выраженную тенденцию к самооправданию, беспечное отношение к своему настоящему состоянию и будущему, аффективную лабильность, возбудимость».

1. Какие психические нарушения характерны для больных алкоголизмом?

Различают три степени алкогольного опьянения: легкую, среднюю и тяжёлую, которые характеризуются прогрессивным нарастанием психических и неврологических симптомов, вызванных наркотическим и токсическим действием этанола. Степень алкогольного опьянения зависит от восприимчивости организма к этанолу и от дозы выпитого алкоголя. Симптоматика варьирует от снижения критического отношения к собственным действиям, поверхностного мышления, неточности движений и расторможенностью поведения (при легкой степени опьянения) до утраты контакта с окружающими, грубой атаксии (нарушения движений) и наступлением сопора и комы при тяжёлых отравлениях.

При лёгкой степени опьянения выпивший испытывает небольшой подъём сил, снижается критика к собственным действиям, движения становятся менее точными, а поведение — более расторможенным.

При средней степени опьянения начинается атаксия, начинаются психические нарушения, речь становится невнятной, значительно снижается болевая и температурная чувствительность.

При тяжёлой степени опьянения выпивший вообще неспособен понимать, что происходит вокруг и что говорят окружающие, может обмочиться. Память обычно полностью нарушается на период опьянения.

Алкогольные психозы -, Определите тип личности — лабильный.

Лабильный тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.