Любая помощь студенту и школьнику!

В современной познавательной ситуации приметой времени становятся междисциплинарные исследования, совершающиеся на стыке наук, например психологии и истории. Однако взаимный интерес этих дисциплин имеет давнюю традицию. Психология и история пересекаются в различных познавательных плоскостях. Как история психологии: как и всякая наука, психология имеет собственную историю и для продвижения вперед должна время от времени осмысливать пройденный путь.

И психология, и история относятся к сфере наук о человеке. Проблема изучения человека в мире, личности в истории выступает основанием, сближающим между собой психологию и исторические науки.

История психологии как наука имеет свои этапы развития, свои методы изучения. В последние годы наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической проблематике.

История психологии — одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов — общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой — она имеет практическое значение: не просто «собирает знания», а заставляет их «работать» в различных сферах жизнедеятельности человека.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Объектом настоящей работы является понятие и предмет истории психологии.

Предметом — методы исследования, применяемые в истории психологии.

Цель исследования — изучить методы и концептуальные подходы истории психологии.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

4 стр., 1773 слов

Методы исследования личности

... которые перенесенные человеком). Исследование личности с помощью биографического метода может проводиться таким образом: подопытному предлагается анкета, в которой учитываются следующие вопросы: «В какой семье и ... к работе и т.п.. Знание намерений работника, его моральных качеств, мировоззрения, направленности дает возможность довольно точно прогнозировать поведение личности в тех или других ...

— изучить предмет истории психологии;

— описать этапы становления истории психологии;

— изучить методы исследования в истории психологии;

— описать концептуальные подходы в истории психологии.

Структура настоящего исследования соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. История психологии: предмет и этапы становления

1.1. Предмет истории психологии

Истории психологии присуще все существующие в настоящее время признаки науки.

Объектом данной науки является психологическое знание.

Предметом являются тенденции и закономерности процесса развития психологического знания.

Истории психологии присущ отличный от иных наук язык, который выражается в системе понятий и категорий, к примеру, становление, генезис психологических идей, эволюция, становление и пр.

Робинсон Д.Н. отмечал, что категории и понятия самой психологии и истории психологии во многом пересекаются, невозможно их существование друг без друга. Это является свидетельством их прочной связи, поскольку изучение сознания и психики невозможно без исторического анализа данной проблематики. [1]

Задачей рассматриваемой науки является описание и воссоздание истории развития научной мысли, анализ появления и развития науки о психике человека, что дает связную и полную картину их развития.

По мнению Лихи Т. история психологии — специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. В данную область входит:

— понимание существующих направлений и теорий психологии, современной ситуации в науке;

— определение новых теорий и точек зрения на основе традиционных мнений и прошлых достижений.[2]

История психологии изучает не саму психическую реальность, а представления о таковой. Ее задача, как отмечалось, — воссоздание истории развития психологической мысли, появления и развития науки о психике.

По мнению Ждана А.Н. предмет истории психологии — это изучение становления конкретных представлений о психике на разных этапах развития научного знания. История психологии является отдельной, особой и независимой областью знаний, поэтому она, как и любая наука, имеет свой предмет. История психологии существовала и развивалась в разных странах в разные времена. Она описывает законы и факты, которые были открыты человеком.[3]

Векилова С.А. отмечала, что любая научная деятельность имеет свою систему, которая состоит из трех аспектов:

4 стр., 1627 слов

Взаимоотношения социальной психологии с другими науками и с другими ...

... являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществлялось развитие сознания людей на различных этапах становления ... процессов. С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики людей, позволяет естественным и общественным наукам ...

1. Изучение и рассмотрение души. В рассматриваемом случае душа является тем основным принципом, который объясняет все происходящее с людьми;

2. Изучение и рассмотрение сознания человека. Сознанию в данном контексте присущи две функции: оно является объектом изучения и выступает так же как объяснительный принцип;

3. Изучение и рассмотрение поведения человека. Поведение называют новым, последним предметов всей психологической науки. Современная наука определяет тесную связь поведения и сознания человека, а так же с его деятельностью.[4]

Согласно мнению Кольцова В.А, Олейник Ю.Н.в предмет истории психологии входит:

— анализ появления и развития научного знания о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;

— анализ междисциплинарных связей между историей психологии и иными существующими науками;

— появление знаний о социальных, культурных и идеологический влияниях;

— анализ, изучение и развитие роли личности в процессе становления науки.[5]

Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной.

1.2. Этапы становления истории психологии

В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д.

Малашкина М. выделяла особенные закономерности истории психологии, то ест закономерности, которые присущи отдельным регионам или эпохам. Они являются характеристикой развития научной мысли в определенных странах и периодах, например, в Германии или Франции в 20 веке.

История психологии берет свое начало далеко в древности. Первые научные представления возникли еще в шестом веке до нашей эры. [6]

Вся история психологии делится на два больших периода.

Первый период предполагал развитие психологического знания в рамках науки философии и иных наук. Во втором периоде психология развивается как самостоятельная наука. По времени первый период охватывает почти 2,5 тысячи лет, второй период — немногим больше столетия.

12 стр., 5583 слов

Возрастные периоды развития человека

... возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов ...

Марцинковская Т.Д. отмечала, что согласно временному фактору можно различать историю психологии 17 века, 18 века и так далее. Можно так же выделить этапы развития мировой и отечественной психологии. При этом историю развития российской психологической мысли рассматривают как составляющее мировой истории развития психологии.

Само определении психологии как науки о душе существует уже более 20 веков. В 20 веке происходило очень быстрое изменение взглядов и мнений относительно предмета психологии. Некоторые из них существовали совеем недолго, не более 20 лет. [7]

Психология прошла несколько этапов развития.

1. Донаучный период, который оканчивается в 7-6 в. до н.э., то есть еще до начала объективных исследований в области психологии, изучения психики, ее функций и содержания. В указанный период все представления о психике и о душе были основаны на легендах и мифах, религиозных верованиях, сказках, которые связывали душу человека с определенными животными — тотемами.

2. Второй период развития психологической науки начинается на рубеже 7-6 веков до н.э. В этот период психология развивается в рамках философии, поэтому данный период называют философским. Его длительность определяется довольно условно. Предполагают, что данный период длится до появления самой первой психологической школы — ассоцианизма, и появления психологической терминологии, которая отличалась от существующей философской и терминологии естествознания.

При этом иногда появление психологии как самостоятельной науки связывается с началом развития экспериментальной психологии, основателем которой является В. Вундт.

По мнению Х. Мортона психология как самостоятельная наука выделилась намного раньше, после осознания независимости ее предмета и положения в системе иных наук. Она являлась и естественной и гуманитарной наукой одновременно, изучала внешние и внутренние проявления психики человека. [8]

Самостоятельный характер психологии как науки был отмечен с появлением ее в институтах как изучаемой дисциплины в 18-19 веках. Поэтому правильным является утверждение о том, что психология как наука появилась именно в этот период.

По мнению Шульц Д. и Шульц С. период существования науки психологии как самостоятельной дисциплины значительно короче, чем ее существование в рамках иных наук, в том числе и философии. [9]

В процессе своего развития психология претерпевала множественные изменения, многие из них являются существенными.

Изменениям подвергался и ее предмет, и содержание психологических исследований, а так же ее взаимоотношения с иными науками. Длительное время предмет психологии как науки составляла душа человека, но на протяжении периодов ее развития в понятие души вкладывались различные содержания.

Как отмечает Лучинин А.С., в античные времена душа считалась первоосновой тела, основой мира, являлась составляющим всего сущего. Главным назначением души считалось придание материальному телу активности, поскольку в те времена ученые-психологи считали, что тело само по себе является инертной массой, которой движет именно душа.[10]

9 стр., 4332 слов

Антенатальный период развития ребенка

... В данной работе мы рассмотрим эти три периода внутриутробного развития ребенка подробнее и определим их основные особенности. ЭТАПЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш ... или 38- 41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть – наступившими в срок ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ Период внутриутробной жизни от 0 до 2 месяцев (8 ...

Считалось, что душа так же руководит активностью человека, то есть определяет его поступки. Со временем функцией души стало называться познание, а к исследованиям активности прибавились и исследования этапов познания. Со временем исследования познания стали одной из важнейших проблем психологии как науки.

По мнению Кочетковой Т.Н. в средневековье душа изучалась в первую очередь богословием, что в значительной степени снижало возможность ее познания с научной точки зрения. Формально предмет психологии как науки не изменился, но фактически в область изучения психологии входило изучение особенностей различной активности тела, изучение особенностей процесса познания, в первую очередь, чувственного познания. [11]

Волевые моменты в поведении, его регулятивная функция, логическое мышление считались прерогативой воли божьей, а не самой материальной души человека.

В последующем психология как наука была избавлена от влияния богословия. Наука становилась более объективной, не сакральной, рациональной, то есть стала основываться на доказательствах и разуме, а не на верованиях.

По мнению Климова Е. А. и Носковой О. Г.Проблема определения предмета психологии снова становится актуальной. В этот период еще невозможно было отказаться от божественного подхода к определению души. Поэтому психология как наука поменяла свой предмет и стала наукой о сознании человека, о его содержании и особенностях его формирования. Это и стало причинной отделения предмета психологии от предмета богословия при исследовании понятия и функций человеческой души. [12]

По мнению Левченко Е.В. этот переход стал причиной того, что к 18 веку предметом психологии как науки стали процессы познания, а эмоциональные процессы, поведение человека, личность и ее развитие в предмет данной науки не вошли. такой поворот в начале произвел положительный эффект, поскольку психология получила возможность избавиться от влияния на нее богословия, стать объективной а в последующем и экспериментальной наукой. Этот факт так же стал причиной выделения психологии как самостоятельной науки, отграничения ее предмета от предмета философии. Но, рассматриваемый подход был так же препятствием к дальнейшему развитию психологии, поэтому в последующем он был пересмотрен. [13]