В современной познавательной ситуации приметой времени становятся междисциплинарные исследования, совершающиеся на стыке наук, например психологии и истории. Однако взаимный интерес этих дисциплин имеет давнюю традицию. Психология и история пересекаются в различных познавательных плоскостях. Как история психологии: как и всякая наука, психология имеет собственную историю и для продвижения вперед должна время от времени осмысливать пройденный путь.
И психология, и история относятся к сфере наук о человеке. Проблема изучения человека в мире, личности в истории выступает основанием, сближающим между собой психологию и исторические науки.
История психологии как наука имеет свои этапы развития, свои методы изучения. В последние годы наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической проблематике.
История психологии — одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов — общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой — она имеет практическое значение: не просто «собирает знания», а заставляет их «работать» в различных сферах жизнедеятельности человека.
Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Объектом настоящей работы является понятие и предмет истории психологии.
Предметом — методы исследования, применяемые в истории психологии.
Цель исследования — изучить методы и концептуальные подходы истории психологии.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Методы исследования личности
... которые перенесенные человеком). Исследование личности с помощью биографического метода может проводиться таким образом: подопытному предлагается анкета, в которой учитываются следующие вопросы: «В какой семье и ... к работе и т.п.. Знание намерений работника, его моральных качеств, мировоззрения, направленности дает возможность довольно точно прогнозировать поведение личности в тех или других ...
— изучить предмет истории психологии;
— описать этапы становления истории психологии;
— изучить методы исследования в истории психологии;
— описать концептуальные подходы в истории психологии.
Структура настоящего исследования соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. История психологии: предмет и этапы становления
1.1. Предмет истории психологии
Истории психологии присуще все существующие в настоящее время признаки науки.
Объектом данной науки является психологическое знание.
Предметом являются тенденции и закономерности процесса развития психологического знания.
Истории психологии присущ отличный от иных наук язык, который выражается в системе понятий и категорий, к примеру, становление, генезис психологических идей, эволюция, становление и пр.
Робинсон Д.Н. отмечал, что категории и понятия самой психологии и истории психологии во многом пересекаются, невозможно их существование друг без друга. Это является свидетельством их прочной связи, поскольку изучение сознания и психики невозможно без исторического анализа данной проблематики. [1]
Задачей рассматриваемой науки является описание и воссоздание истории развития научной мысли, анализ появления и развития науки о психике человека, что дает связную и полную картину их развития.
По мнению Лихи Т. история психологии — специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. В данную область входит:
— понимание существующих направлений и теорий психологии, современной ситуации в науке;
— определение новых теорий и точек зрения на основе традиционных мнений и прошлых достижений.[2]
История психологии изучает не саму психическую реальность, а представления о таковой. Ее задача, как отмечалось, — воссоздание истории развития психологической мысли, появления и развития науки о психике.
По мнению Ждана А.Н. предмет истории психологии — это изучение становления конкретных представлений о психике на разных этапах развития научного знания. История психологии является отдельной, особой и независимой областью знаний, поэтому она, как и любая наука, имеет свой предмет. История психологии существовала и развивалась в разных странах в разные времена. Она описывает законы и факты, которые были открыты человеком.[3]
Векилова С.А. отмечала, что любая научная деятельность имеет свою систему, которая состоит из трех аспектов:
Взаимоотношения социальной психологии с другими науками и с другими ...
... являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществлялось развитие сознания людей на различных этапах становления ... процессов. С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования общественной психики людей, позволяет естественным и общественным наукам ...
1. Изучение и рассмотрение души. В рассматриваемом случае душа является тем основным принципом, который объясняет все происходящее с людьми;
2. Изучение и рассмотрение сознания человека. Сознанию в данном контексте присущи две функции: оно является объектом изучения и выступает так же как объяснительный принцип;
3. Изучение и рассмотрение поведения человека. Поведение называют новым, последним предметов всей психологической науки. Современная наука определяет тесную связь поведения и сознания человека, а так же с его деятельностью.[4]
Согласно мнению Кольцова В.А, Олейник Ю.Н.в предмет истории психологии входит:
— анализ появления и развития научного знания о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;
— анализ междисциплинарных связей между историей психологии и иными существующими науками;
— появление знаний о социальных, культурных и идеологический влияниях;
— анализ, изучение и развитие роли личности в процессе становления науки.[5]
Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной.
1.2. Этапы становления истории психологии
В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д.
Малашкина М. выделяла особенные закономерности истории психологии, то ест закономерности, которые присущи отдельным регионам или эпохам. Они являются характеристикой развития научной мысли в определенных странах и периодах, например, в Германии или Франции в 20 веке.
История психологии берет свое начало далеко в древности. Первые научные представления возникли еще в шестом веке до нашей эры. [6]
Вся история психологии делится на два больших периода.
Первый период предполагал развитие психологического знания в рамках науки философии и иных наук. Во втором периоде психология развивается как самостоятельная наука. По времени первый период охватывает почти 2,5 тысячи лет, второй период — немногим больше столетия.
Возрастные периоды развития человека
... возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов ...
Марцинковская Т.Д. отмечала, что согласно временному фактору можно различать историю психологии 17 века, 18 века и так далее. Можно так же выделить этапы развития мировой и отечественной психологии. При этом историю развития российской психологической мысли рассматривают как составляющее мировой истории развития психологии.
Само определении психологии как науки о душе существует уже более 20 веков. В 20 веке происходило очень быстрое изменение взглядов и мнений относительно предмета психологии. Некоторые из них существовали совеем недолго, не более 20 лет. [7]
Психология прошла несколько этапов развития.
1. Донаучный период, который оканчивается в 7-6 в. до н.э., то есть еще до начала объективных исследований в области психологии, изучения психики, ее функций и содержания. В указанный период все представления о психике и о душе были основаны на легендах и мифах, религиозных верованиях, сказках, которые связывали душу человека с определенными животными — тотемами.
2. Второй период развития психологической науки начинается на рубеже 7-6 веков до н.э. В этот период психология развивается в рамках философии, поэтому данный период называют философским. Его длительность определяется довольно условно. Предполагают, что данный период длится до появления самой первой психологической школы — ассоцианизма, и появления психологической терминологии, которая отличалась от существующей философской и терминологии естествознания.
При этом иногда появление психологии как самостоятельной науки связывается с началом развития экспериментальной психологии, основателем которой является В. Вундт.
По мнению Х. Мортона психология как самостоятельная наука выделилась намного раньше, после осознания независимости ее предмета и положения в системе иных наук. Она являлась и естественной и гуманитарной наукой одновременно, изучала внешние и внутренние проявления психики человека. [8]
Самостоятельный характер психологии как науки был отмечен с появлением ее в институтах как изучаемой дисциплины в 18-19 веках. Поэтому правильным является утверждение о том, что психология как наука появилась именно в этот период.
По мнению Шульц Д. и Шульц С. период существования науки психологии как самостоятельной дисциплины значительно короче, чем ее существование в рамках иных наук, в том числе и философии. [9]
В процессе своего развития психология претерпевала множественные изменения, многие из них являются существенными.
Изменениям подвергался и ее предмет, и содержание психологических исследований, а так же ее взаимоотношения с иными науками. Длительное время предмет психологии как науки составляла душа человека, но на протяжении периодов ее развития в понятие души вкладывались различные содержания.
Как отмечает Лучинин А.С., в античные времена душа считалась первоосновой тела, основой мира, являлась составляющим всего сущего. Главным назначением души считалось придание материальному телу активности, поскольку в те времена ученые-психологи считали, что тело само по себе является инертной массой, которой движет именно душа.[10]
Антенатальный период развития ребенка
... В данной работе мы рассмотрим эти три периода внутриутробного развития ребенка подробнее и определим их основные особенности. ЭТАПЫ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, зародыш ... или 38- 41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть – наступившими в срок ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ Период внутриутробной жизни от 0 до 2 месяцев (8 ...
Считалось, что душа так же руководит активностью человека, то есть определяет его поступки. Со временем функцией души стало называться познание, а к исследованиям активности прибавились и исследования этапов познания. Со временем исследования познания стали одной из важнейших проблем психологии как науки.
По мнению Кочетковой Т.Н. в средневековье душа изучалась в первую очередь богословием, что в значительной степени снижало возможность ее познания с научной точки зрения. Формально предмет психологии как науки не изменился, но фактически в область изучения психологии входило изучение особенностей различной активности тела, изучение особенностей процесса познания, в первую очередь, чувственного познания. [11]
Волевые моменты в поведении, его регулятивная функция, логическое мышление считались прерогативой воли божьей, а не самой материальной души человека.
В последующем психология как наука была избавлена от влияния богословия. Наука становилась более объективной, не сакральной, рациональной, то есть стала основываться на доказательствах и разуме, а не на верованиях.
По мнению Климова Е. А. и Носковой О. Г.Проблема определения предмета психологии снова становится актуальной. В этот период еще невозможно было отказаться от божественного подхода к определению души. Поэтому психология как наука поменяла свой предмет и стала наукой о сознании человека, о его содержании и особенностях его формирования. Это и стало причинной отделения предмета психологии от предмета богословия при исследовании понятия и функций человеческой души. [12]
По мнению Левченко Е.В. этот переход стал причиной того, что к 18 веку предметом психологии как науки стали процессы познания, а эмоциональные процессы, поведение человека, личность и ее развитие в предмет данной науки не вошли. такой поворот в начале произвел положительный эффект, поскольку психология получила возможность избавиться от влияния на нее богословия, стать объективной а в последующем и экспериментальной наукой. Этот факт так же стал причиной выделения психологии как самостоятельной науки, отграничения ее предмета от предмета философии. Но, рассматриваемый подход был так же препятствием к дальнейшему развитию психологии, поэтому в последующем он был пересмотрен. [13]