«Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников на музыкальных занятиях» материал

2.представить в тексте сущность танцевальной деятельности;

3.выявить особенности использования танцевальной деятельности как средства развития координации движений старших дошкольников;

4.изучить развитие координации движений детей 5-6 лет.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  • отбор и чтение методической литературы;
  • поиск и анализ литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-horeografii-dlya-detey/

  • просмотр видео роликов с различными танцами;
  • сравнение изученного материала;
  • систематизация и обобщение материала.

Глава I. Танец как вид искусства

1.1. Рождение искусства танца

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур (8 — 5 тыс. лет до н.э.).

Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях.

Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности — подражание различным животным. Всё это довелось увидеть исследователям в начале XX столетия у индейцев Бразилии и некоторых индейских племён Северной Америки.

Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество [13].

5 стр., 2343 слов

Народный танец как средство формирования гражданственности и патриотизма

... гражданско-патриотического воспитания находится ... искусство создания танцевальных форм. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Танец – вид искусства, в котором средством ... Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. В хореографическом искусстве выделяют: народный танец - искусство, ...

Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками.

У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Шло время, человечество всё энергичнее открывало тайны миропознания, и танцы утрачивали своё первоначальное «магическое» предназначение.

Чувство театральности было очень сильно у людей Древнего Египта. Даже их храмовые танцовщики исполняли акробатические трюки, и на рельефах можно видеть женщину, делающую шпагат, или женщину, которую подбрасывают в воздух и затем подхватывают два партнера, а также мужчину, стоящего на одной ноге и собирающегося сделать пируэт.

В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ.

Развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях ориентировались на танец.

Маскарады, момерии и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. В XV-XVI веках такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Больше всего в эпоху Ренессанса увлекались маскарадами, т. е. танцами в масках, причем маски имели в эту эпоху особое значение, представители враждующих знатных семейств, скрывали свои лица под масками — как это представлено, например, в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», где юный любовник в маске проникает на бал к Капулетти [8].

Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах .

  1. Современная классификация танцев

Современная хореография имеет три раздела:

12 стр., 5676 слов

«Народный танец и разновидности традиционной русской танцевальной ...

... русской народной хореографии. Выявить особенности форм русского народного танца. Освоить и изучить формы русского народного танца. Гипотеза: Самая передовая в мире, российская хореография, достигла огромных успехов в профессиональном искусстве, ... для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго, как в классическом танце.(4) Таким образом, к началу 18 век – это эпоха, ...

  • народный;
  • бытовой (или как его еще называют бальный) танец;
  • профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.

Народный танец — искусство, основанное на творчестве самого народа. Бытовой или бальный танец — это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.. Профессиональное искусство танца — (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков .

Искусство танца — (включающий и классический танец) — вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.

Существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия «танец» как в работах отечественных исследователей, так и в работах зарубежных ученых. По данным Э.А. Королевой, слово «танец» вошло в русский язык в XVII в. (от немецкого tanz, которое заимствовано было из польского, с добавлением суффикса -ец), а д о этого пользовались славянским словом «пляска». В феодальной России понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец», так как включало в себя все разновидности пляски: обрядовую и необрядовую, профессиональную и непрофессиональную, массовую и групповую, парную и сольную, а также пляску различных социальных, профессиональных и локальных общественных групп. Танцы делятся на классические, народные, бытовые (бальные).

Классика (от лат. “образцовый”, первоклассный) – строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность. В Р оссии “классический танец” получил окончательное признание лишь в конце 19 века.

Благодаря определенным законам классического танца – выворотности

ног, крепкой спине, координации движений, определенной работе головы и рук, тело способно выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности, заложенные в человеке природой.

Классическим танцем называют особую форму танца театрального. Его движения и позы образуют целостную художественную систему, подчинены определенной эстетике и правилам. Движения и позы тут поэтически осмысленны и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего своим телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способного воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмерного и целесообразного мира. Танцовщик, воспитанный в системе классического танца, — с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, в другой – инструмент, способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определенную партию. Это двуединство классического танца – основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого дает неповторимое очарование особой игровой стихии [1].

20 стр., 9508 слов

Педагогические условия организации внеурочной деятельности как ...

... деятельности. Цель исследования: выявить педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников. Гипотеза : достижение личностных результатов младших школьников будет проходить эффективней, если в работе ... виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение); ...

Термин «классический танец» возник поздно – лишь в конце XIX века – и вытеснил прежние названия: «благородный, серьезный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спе ктакля. Мощный толчок для развития этого танца дал романтический балет .

1.3. Танцевальной деятельности в педагогическом аспекте

Исследования танца как вида творческой деятельности человека рассмотрены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым [5].

Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих понятийных семантем танца .

В широком понимании танец — это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя или для зрелищного эффекта, достигаемого путем имитации жестов, ритмической смены поз и па, служащих образным языком, способным выражать эмоциональное состояние человека. Танец, п о существу, охватывает эволюцию всей культуры человеческого общества, все исторические типы танца. Его условно назовем «культурологический танец», и он успешно может быть привлечен в систему массового физического воспитания. Игровые танцы, т.е. проводимые непосредственно в интересах участников, относятся к первому (широкому) типу танца.

В узком понимании танец — это вид творческой человеческой деятельности, в которой обязательно используются особые па, т.е. такие ритмические сочетания поз, которые обладают функциональным и эстетическим единством. Танец условно назовем «танец художественного па», зрелищный или эстетический танец. Зрелищные танцы, т.е. предназначенные для публики, принадлежат соответственно ко второму (узкому) типу танца. Привлечение этого типа танца в массовую физическую культуру может быть, но в весьма ограниченных и не развернутых формах. Подобное типологическое классификационное разделение танца на «игровой», т.е. проводимый непосредственно в интересах самих участников, и «зрелищный» (хореографический), исполняемый для зрителей, точно отражает и качество исполнения, которое определяется нами как примитивное или как совершенное, независимо от профессионального статуса исполнителя [10].

Оба типа танца социально значимы, но имеют существенные различия: первый — преимущественно функциональный, второй — эстетический. В области общеразвивающих упражнений игровой танец практически доступен каждому, и потому он должен стать важным компонентом массовой физической культуры, отвечающим, согласно природе танца, за психофизическое и социальное становление личности воспитанника. К исполнителям же эстетического танца предъявляются особые требования, в том числе и в области специальных упражнений. Специфика этих требований в хореографическом искусстве разработана основательно. Здесь уместно провести аналогии между физической культурой и спортом, между танцем игровым и хореографическим. Физическая культура и игровой танец, как широкие понятия, в целом направлены на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография — это их узкие области, предназначенные для достижения особой результативности. Поэтому с позиций физической культуры игровые танцы должны рассматриваться функциональными инновационными методами с широким технологическим спектром воздействия [ 4].

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на ... рассматриваются его функции, способности, умени В исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. ...

Обладая собственной природой и выразительными средствами, танец близок по своей двигательной природе отдельным видам физического воспитания, а по эстетическим параметрам — музыкальному воспитанию. В каждой разновидности танца содержатся (в той или иной пропорции) две основные социальные ориентации в его преподавании и исполнении:

-телесно-культурная (телесная);

-духовно-культурная (духовная).

Под телесно-культурным направлением танца подразумевается ориентация, связанная преимущественно с физическим развитием человека, его здоровьем. Сюда относятся: физкультурные танцы (гимнастические, акробатические и другие); коррекционные танцы, содействующие устранению таких недостатков, как плоскостопие, нарушение осанки; профилактические танцы, способствующие улучшению осанки, психофизического состояния, работе внутренних органов, органов дыхания. К телесной ориентации танца относятся музыкально-ритмические движения для утренней гимнастики в детском саду и ритмика, «если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки» [7].

Игровой танец является продуктом духовно-культурного направления. Ребенок как субъект творческой деятельности, живущий своей действительной жизнью, осознает ее особым образом в игровом танце. Через собственное «Я» он овеществляет свою инициативу, свою жизненную силу.

Игровой танец искренен и является для ребенка жизненно важным процессом. Сам творческий акт деятельности — фактор огромного социального значения. Игровой танец делает наглядным то, что происходит внутри ребенка. Его «Я» становится зримым и познаваемым для него самого и для других в силу того, что тело становится средством воплощения его психического мира, его души, что крайне редко приходится наблюдать на общепринятых уроках.

Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения, формированию координации движений и формированию особенностей процессов восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга.

Выводы по главе 1:

Рассмотрев в данной главе танец, его современную классификацию и педагогический аспект танцевальной деятельности, можно сказать о том, что танец как вид искусства неповторим, он помогает ребенку познать себя, приобщиться не только к определенному виду искусства, но и к культуре в целом. Он способен развивать патриотические чувства, восстанавливать и пропагандировать культуру своего народа.

Глава II. Формирование координации движений средствами танца у старших дошкольников

2.1. Координация и координационные способности человека.

15 стр., 7391 слов

Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста ...

... Цель исследования: выявить влияние подвижных игр на повышение двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. Предмет исследования: двигательная активность дошкольников. Объект исследования: повышение двигательной активности дошкольников на физкультурных занятиях. Задачи исследования 1) провести теоретический анализ ...

В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали внимание исследователей. При изучении координации в движениях (А.С.Левина, 1962) подтвержден ее перекрестный характер, лежащий в основе шагательного рефлекса. Перекрестная координация в движениях ног является более элементарной, автоматической, чем симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно, что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение почти без ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л. Ряузова (1962) показано, что при круговых движениях рук все испытуемая действовали обеими руками симметрично. Если правая рука двигалась по часовой стрелке, то левая — против часовой. Это означает, что в работе одновременно участвуют симметричные мышцы обеих рук. Попытки выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались с большим трудом. Движения были недостаточно синхронными, а при увеличении скорости они переходили в симметричные. По-видимому, различия между координациями верхних и нижних конечностей сформировались в процессе антропогенеза; верхние конечности человека утратили свою локомоторную функцию и вместе с ней перекрестную координацию, необходимую только при быстрой ходьбе и беге для сохранения равновесия тела.

А.В. Коробков (1961) в результате экспериментальных физиологических исследований приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов. П о данным М. М. Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо выраженные четкие индукционные отношения. Последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное, но быстро проходящее влияние на процессы возбуждения. все виды внутреннего торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому возрасту отмечается способность детей к произвольному осознанному регулированию мышечной деятельности в таких движениях, как общеразвивающие упражнения, прыжки.

Реципрокные отношения, как известно, не являются единственной формой управления мышечным аппаратом. В. С. Фарвель и его сотрудники показали, что у детей на разных этапах онтогенеза наблюдались более или менее предпочтительные сочетания совместных движений верхних и нижних конечностей. Дети только к семи-восьми годам способны к управлению симметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной работе двух ног.

7 стр., 3047 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития

... умственной отсталостью. Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений. По ... движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные ...

Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи [14] . Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. От нее зависит каждое движение человека. В теории управления движением человека основополагающие понятия — координация движений, определенная выдающимся русским нейро- и психофизиологом Н.А. Бернштейном как «преодоление лишних степеней свободы движущегося органа, другими словами, перевоплощение последнего в управляемую систему», и её высшая форма — ловкость, являющаяся интегральной качественной чертой [2] .

В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно правильного решения. Все это возможно лишь при высоком уровне развития координационных способностей.

Координационные способности — это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умение точно, целесообразно и находчиво перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях. Следует выделить основные координационные способности :

1. Способность к ориентированию в пространстве.

Под этой способностью понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Ее проявление и развитие в значительной мере зависят от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается благодаря комплексному взаимодействию чувственных анализаторов (среди них ведущая роль принадлежит зрительному).

  1. Способность сохранять устойчивость позы (равновесие).

    Под этой способностью понимают умение сохранять устойчивость положения тела в пространстве (в статическом положении или в движении).

    Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля и т.д.) связаны с сохранением равновесия тела.

3. Способность к перестраиванию двигательных действий.

Это умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям. Для его развития наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку.

9 стр., 4052 слов

Движение и развитие как категории философии

... материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Все формы движения, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам ... пальцем. Идеи релятивизма в понимании существования вещей не раз воспроизводились в истории философской мысли. В философии XX века они были основополагающим принципом в так называемой общей ...

  1. Статокинетическая устойчивость.

    Это способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений. Статокинетическая устойчивость имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта, в профессиональной трудовой и военной деятельности (авиация, космонавтика и др.).

    Ее развитие должно осуществляться на основе повышения общей физической подготовки и применения упражнений, воздействующих на функции вестибулярного анализатора.

  2. Способность выполнять двигательные действия без лишней мышечной напряженности.

    Это способность оптимально согласовывать и соразмерять напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном действии.

    При целесообразном и экономичном выполнении двигательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находятся только те группы мышц, которые непосредственно заняты в выполнении этих действий, другие — расслаблены. Излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению [7].

2.2. Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно [6].

На шестом году жизни ребёнок физически крепнет, становиться подвижным, успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений при ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной высшей деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. И зучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В.С. Фарфель и его сотрудники В.П. Назаров, А.И. Козлов, А.П. Виноградова и др. По их мнению, двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям: не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков, не требовать специального обучения.

14 стр., 6541 слов

Движение и его сущность. Движение и развитие

... и однородность, определяющая ее внутреннее единство при самых различных его внешних проявлениях; каждая форма движения материи подчиняется своим общим законам развития, т.е. обладает самостоятельной единой сущностью; каждая форма движения ... представления принимались за объективные формы философией и наукой больше двух тысяч лет. Согласно им, пространство и время - отдельные, самостоятельные, пустые ...

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется “золотым возрастом”, имея в виду темп развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения танцевальной техники. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

Координационные способности развиваются при выполнении упражнений, используемых в танцах, требующих внезапного изменения техники движения, с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении движений с одним предметом, с использованием различных предметов, оборудования.

Исходя из возрастных особенностей развития движений старших дошкольников, существуют координационные способности, играющие наиболее значимою роль в овладении движениями и решении двигательных задач:

  • Способность к ориентированию в пространстве;
  • Способность сохранять равновесие;
  • Чувство ритма;
  • Способность к реагированию;
  • Способность к перестроению двигательных действий;
  • Статокинестическая устойчивость т.е. способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений;
  • Способность к произвольному мышечному расслаблению.

Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля над движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче — на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в многомоторных актах, общеразвивающих упражнениях.

2.3. Развитие ритмической и эмоционально-действенной связи музыка и танца у дошкольников

Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки , соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер д етей [12].

Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми [10].

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски , в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы , включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски , построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы , исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы , включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур — это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

— следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

— определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

— обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

— в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Для формирования координации движений танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения).

Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению).

Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз).

Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, — все эти качества достигаются с увлечением, и главное — всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Работа под фонограммы музыкальных произведений предполагает определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошее качество их двигательной подготовки.

2.4. Применение упражнения для развития координации движений в танцевальной деятельности

Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения. Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, или ноги, или туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног и туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев (например, поднять руки и подняться на носки), затем из трех и более звеньев (например, из исходного положения стоя, руки вверх наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу) и, наконец, полезны такие упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела (например, правая рука в сторону вверх, в сторону вниз; то же выполняет левая рука; или правая в сторону, левая в сторону, правая вверх, левая вверх и т.п.).

Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа, необходимые условия для развития координации. Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

На первом этапе овладения пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предметам, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения.

Таким образом, для развития пространственных ориентировок целесообразно давать следующую последовательность общеразвивающих упражнений:

1. Движения рук, так как они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребенка (разные варианты упражнений с вытягиванием рук вперед, помахиванием перед собой и пр.).

2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад — со сгибанием, вращением в суставах — в каком-либо одном направлении).

3. Движения туловища в лицевой, боковой и затем горизонтальной плоскости.

4. Движения ног вперед, в стороны, назад.

5. Движения разных частей тела по направлению к каким-либо конкретным предметам, затем по слову в названном направлении (например, повороты в стороны к окну, к двери, затем направо, налево).

6. Движения разных частей тела по направлению к другому ребенку (например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его сзади стоящему).

7. Движения любой части тела с постепенно повышающимися требованиями к точности направления, амплитуды и быстроте ориентировки (например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперед с поворотом носка в сторону; то же — в другую сторону; затем выполнить в ускоренном темпе).

Временными ориентировками дети овладевают с большим трудом, чем пространственными. Большинство обще развивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

С целью развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:

1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова воспитателя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определенном ритме, акцентирование («присели вниз», «выпрямились»; «в сторону»; «прямо» и т.д.).

2. Упражнения в сопровождении музыки.

3. Наряду с упражнениями под музыку, давать упражнения под счет с четким ритмическим рисунком («раз руки в стороны», «два вниз») или такие движения, в которых части ритмически неравномерны («раз, два, три присели», «четыре выпрямились»).

4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда дается для начала упражнения.

В приложении мы предлагаем описание движений, танцевальных элементов, некоторых танцев и плясок, применяемых на музыкальных занятиях, для развития двигательной моторики детей 6-7 лет.

Выводы по главе II:

Изучив в данной главе влияние танцевальной деятельности на развитие координаций движений старших дошкольников мы определили координационные способности и особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы узнали, в какое время педагоги начали заниматься исследованиями в области развития координации движений у дошкольников. Раскрыли развитие ритмической и эмоционально-действенной связи музыки и танца, а так же определили требования к упражнениям для развития координации движений в танцевальной деятельности.

Заключение

С первых лет жизни ребенка необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий танцевальной деятельности приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира.

Танцевальные движения для детей способствуют формированию координации движений, правильной осанки, укреплению мышц спины и улучшению подвижности суставов. На занятиях развивается растяжка, прыжок, подъем, гибкость и даже артистичность, поскольку в процесс обучения входит изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций. На занятиях мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым, приводить в гармонию внутренний мир ребенка. Танцевальные движения не только дают выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствуют развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Танцевальные движения закладывают надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка.

Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет детская ритмика.

Танцевальная деятельность включает в себя ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, партерную гимнастику. Упражнения этого раздела способствуют не только формированию координации движений, но и развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его координации движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Используя танец на музыкальном занятии, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определенными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-horeografii-dlya-detey/

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца [Текст] / Н.П. Базарова, В.П. Мей – М.: Лань, 2006. –135 с.

2. Бернштейн Н.А., под ред. В.П. Зинченко. О построении движений [Текст] Н.А. Бернштейн, под ред. В.П. Зинченко // Биомеханика и физиология движений. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 364 с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: учебник для студентов педколледжей / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.

4. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце [Текст] / Е.В. Горшкова. Дошкольное воспитание, 1991. — № 12. — С. 47-55

5. Гражданников Е.Д. Метод построений системной классификации наук [Текст] / Е.Д. Гражданников. — Новосибирск, 1987. — 140 с.

6. Жигалин, Г. С. Возрастные особенности координации движений верхних конечностей у детей : автореф. дис. [Текст] . /канд. мед. наук Г. С. Жигалин. — М.: Медицина, 1968. — 16 с.

7. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: Методическое пособие [Текст] / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. — М.: Дрофа, 2003. — 96 с.

8. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст] / А.Ф. Лосев . — М.: Искусство, — 1976. — 366 с.

9. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 4-7 лет. [Текст]. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья дошкольников. / Л.Т. Майорова, Н.Г. Лопина под ред. В.И.Усакова. — Красноярск, 1996г. — С.37-40.

10. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду [Текст]. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 78 с.

11. Основы сценического движения [Текст] / Под ред. И.Э. Коха.- М., 1986. — 56 с.

12. Фомин А.С. Танец как раздел физической культуры[Текст] / А.С. Фомин. — Н.: Сибирский учитель, 2004, № 1(31).

С. 35-39.

13. Школьников Л. Рассказы о танцах [Текст] / Л. Школьников. М.: Советская Россия, — 1966.

14. Медицинская энциклопедия

Приложение

Элементы русской народной пляски

  • Простой хороводный шаг

Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений.

  • Шаг с притопом на месте

На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “два” — притоп правой нагой впереди левой, не перенося на нее тяжесть тела. Затем на “раз” шаг на месте правой ногой, ставя ее рядом с левой, на “два”- притоп левой впереди, правой, и все повторяется с начала. Акцент движения при этом падает на притоп.

  • Полуприседания с выставлением ноги на пятку

Носит задорный характер и представляет собой пружинящие полуприседания и выпрямление ног на счет “раз — и” на “два” — правая нога выставляется вперед на пятку, носок весело смотрит вверх, левая остается прямой, корпус слегка откинут назад. Снова на счет “раз” правая нога одновременно с приседанием приставляется к левой, на “два” выставляется вперед левая нога.

  • Русский хороводный шаг

Это плавный шаг с носка, который выполняется поочерёдно каждой ногой. От обычного шага он отличается большой плавностью и устремлённостью. В зависимости от выразительности музыки этот шаг может приобретать и иной характер — более оживлённый и задорный.

  • Русский переменный шаг

На «раз« — удлинённый шаг вперёд правой ногой, на «и« — небольшой шаг вперёд левой ногой, как бы обгоняя правую; на «два и « — небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Переменный шаг исполняется с подчёркнутой устремлённостью впёрёд.

  • Добрый шаг

Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполнятся с продвижением впёрёд и при кружении на месте.

  • Притопы

Эти движения соответствуют весёлой плясовой музыке, часто передают её ритмический рисунок. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно с приставлением топнувшей ногой обратно к опорной. На «раз« следует топнуть ногой впереди, на «два« — приставить ногу к ноге.

Шаг с притопом на месте осуществляется следующим образом; на «раз« делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два« притоп левой ногой впереди правой, без переноса на неё центра тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп — на счёт «два« . Затем движения исполняются начиная с левой ноги .

Шаг с притопом на месте в сторону; шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.

  • Полуприседание с выставлением ноги на пятку

Исходное положение—ноги в основной стойке [пятки вместе, носки врозь ]. На счёт «раз и «- пружинящее полуприседание, на «два и « — выпрямление, одновременно правая нога выставляется в прёд на пятку, носок поднят вверх, левая остаётся прямой, корпус чуть откинут назад . На «раз« следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на «два« выставляется впёрёд левая нога. Полуприседание с выставлением ноги на пятку можно выполнять на прыжке.

  • `’Ковырялочка»

Исходное положение — ноги в основной стойке. На счёт «раз и « — небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок [ как бы ударяется об пол ], слегка согнутое колено правой ноги повёрнуто внутрь . На «два« — подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуто наружу .Пятка и носок ставятся на одно и тоже место . На следующий такт делается притоп обеими ногами поочерёдно — правой, левой, правой. Затем всё движение выполняется с левой ноги.

  • Верёвочка

Выполняется на один такт музыки. Исходное положение; третья позиция ног [ правая нога впереди левой, под углом к ней ], руки на поясе.

На затакт подскоком на низких полу — пальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести назад за левую ногу. Колено должно быть направлено в сторону.

На счёт «раз« поставить правую ногу на низкие полу — пальцы позади левой ноги в третью позицию.

На счёт «и« подскоком на правой ноге слегка подскользнуться на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом занести за правую ногу.

На счёт «два« поставить левую ногу на низкие полу — пальцы позади правой в третью позицию.

На счёт «и« повторить движение, исполняемое на затакт.

Затем движение исполнять сначала [со счёта «раз«].

  • Шаг с припаданием

Исходное положение — ноги в основной стойке. Выполняется на счёт «раз и два«. На «и« правую ногу приподнять вправо; на «раз« сделать небольшой шаг с носка на всё ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в колене; на «и« выпрямляя ноги [ позади правой ], правую отвести в сторону; на «два и« повторить движение. Вовремя движения корпус не поворачивается.

  • «Качалочка«

На «раз« поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два« откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.

  • «Козлик«

Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично раскачиваются к себе, от себя. Выполняются на счёт «раз«, «два«. Движения задорные, размашистые, энергичные, используются чаще в пляске мальчиков.