В начале 90х годов ХХ века в отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по иностранным языкам. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.
Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным языкам.
Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по иностранным языкам. В данной работе мы руководствовались этой насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.
Актуальность исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам.
Задачи исследования
— систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе;
— проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода;
По английскому языку «Раннее обучение иностранному языку»
... педагогике, как и во многих других областях науки происходит перестройка практики и методов работы в школе , а главной есть проблема поддержки интереса ученика к обучению вообще и иностранному языку ... ускоряет процесс усвоения иностранного языка [10,93]. Ведь физическая активность, по исследованиям физиологов, тесно ... о том, что для изучения иностранного языка на начальном этапе обучения есть все ...
— выявить основные педагогические характеристики факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся во внеклассной работе по иностранному языку;
Методы исследования
— теоретический анализ педагогической литературы;
— систематизация материалов по структурным (системным) компонентам внеклассной работы по иностранному языку;
— классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку;
Структура курсовой работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку.
1.1 Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА — внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся (Словарь-справочник, 2000, 54).
Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки, факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности смыкается с внеурочной воспитательной работой (РПЭ, 1993, 152).
Организация внеклассной работы по иностранному языку в средней ...
... дипломной работы, ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 1.1 Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по иностранному языку Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ...
Участие школьников в общественно полезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию.
Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы. В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей, должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания. (Рос.Пед.Энц., 1993, 152).
1.2 Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система.
Внеклассную работу по ИЯ здесь и далее — Иностранный язык можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительско — воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ (Бабанский, 1981, 328).
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ 1 можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя – организатора внеклассной работы.
Курсовая работа внеклассная работа по окружающему миру
... Задачи курсовой работы изучить литературу по исследуемой проблеме; рассмотреть опыт работы по организации внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе; организовать проектную деятельность с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир»; обосновать особенности организации внеурочной деятельности по окружающему миру в ...
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку
Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
-
расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
-
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
-
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:
-
усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
-
помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
-
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
-
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
В основном, начальный этап организации внеклассной работы по ИЯ (5-6 классы) совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются условия их жизни и учебной деятельности, что предъявляет более высокие требования к их психике. У учащихся этого возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к предмету.
«Организация внеурочной деятельности по иностранному языку ...
... учащихся, в школах возродилась внеклассная воспитательная работа, охватывающая и иностранные языки. Возникает необходимость систематизации имеющегося общедидактического и методического опыта, с осмыслением нового содержания и методического оформления новых требований к организации внеурочной деятельности по иностранным языкам. ...
На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них — неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников — необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы : индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые — к неструктурным.
Внеклассная работа на х русского языка и литературы
... работы по русскому языку. Всем этим и определяется актуальность данной темы: «Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе». 2. Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в школе 2.1 Цель внеклассной работы на уроках русского языка и литературы -развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе ...
Массовые
Мероприятия соревновательного характера,
Групповая
Индивидуальная
1.2.1 Принципы и цели организации внеклассной работы по иностранному языку.
Принципы внеклассной работы по иностранному языку — исходные положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя — организатора внеклассной работы.
Внеклассная работа строится на следующих принципах:
1) Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа следующие:
— систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
— широкое использование краеведческого материала;
— встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности;
— включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия;
— использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы;
— привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.
2) Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе
... учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности. ...
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем — конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой.
6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков, клубов знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения (Щепелева, 1991, 17).
Курсовая работа внеклассная и спортивно массовая работа в школе
... умения. Результат внеклассной спортивно – массовой работы – не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и проявление личности. Личность формируется в деятельности, особенно в коллективной. В нашей школе традиционно проходит спортивны праздник «Здравствуй школа!» который нравится всем и в который ...
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
— добровольность участия;
— сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
— занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
— эстетичность всех проводимых мероприятий;
— четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
— наличие целевых установок и перспектив деятельности;
— широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
— гласность;
— привлечение учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
— расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
— стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
— всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Важным фактором успешной организации внеклассной работы является учет психолого-педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
В основном, начальный этап организации внеклассной работы по ИЯ (5-6 классы) совпадает с младшим подростковым возрастом. Учащиеся этих классов имеют много общего с младшими школьниками, однако в пятом классе изменяются условия их жизни и учебной деятельности, что предъявляет более высокие требования к их психике. У учащихся этого возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как, например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. В связи с этим не имеет смысла чрезмерно увлекаться разъяснением социальной и личностной значимости иностранного языка. Гораздо важнее обеспечить разнообразную, способную увлечь детей коммуникативную деятельность и постараться организовать ее таким образом, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и чувство гордости стимулировали их деятельность на последующих этапах внеклассной работы. Внимание родителей и всего коллектива школы к достижениям учащихся в изучении иностранного языка имеет для них огромное значение и во многом определяет отношение к предмету (Кутьев, 1983, 23).
Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой
... На основании вышеизложенного тема курсовой работы была сформулирован следующим образом: «Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой». Целью нашего исследования является определение возможностей физической культуры в эстетическом воспитании школьников. Объект – эстетическое воспитание как направление воспитания школьников. Предмет – средства физической культуры ...
На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемой и развитой. Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых. (Кутьев, 1983, 253).
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них — неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников (Кутьев, 1983, 123).
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений (Калечиц, 1980, 123).
1.2.2 Содержание, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку.
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно, она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые — к неструктурным (Щепелева, 1991, 10).
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
— соревновательные;
— средства массовой информации;
— культурно-массовые;
— политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации — стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п. Мероприятия культурно-массового характера — вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов — литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически (Калечиц, 1980, 243).
В педагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внеклассной работы» (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина).
К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму. Как «домашнее задание» участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов (Калечиц, 1980, 24).
В рамках классификации, в основе которой лежит критерий — степень активности, самостоятельности и креативности учебно-познавательной деятельности ребёнка, мы опираемся на современную классификацию методов Лернера, Давыдовой, Скаткина, состоящую из двух групп: репродуктивные (информационно-рецептивный, репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый, исследовательский).
(Калечиц, 1980, 243).
Репродуктивные общедидактические методы предназначены для организации учащихся на усвоение готовых знаний и воспроизведение уже известных им способов деятельности. Продуктивные общедидактические методы применяются для организации учащихся на поиски субъективно новых знаний в ходе творческой деятельности.
Полноценное усвоение учеником содержания образования предполагает использование обеих групп общедидактических методов. Выбор метода обучения зависит от цели обучения, уровня подготовки учащихся и характера учебного материала. В учебном процессе при организации усвоения, конкретного учебного материала общедидактический метод реализуется в виде обоснованных сочетаний приемов обучения. Поэтому педагогические возможности таких приемов определяются тем общедидактическим методом, который реализуется в данных приемах (Орлов, 1993, 23).
Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно выделить такую форму внеклассной работы, как неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников (Щуркова, 1994, 43).
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт», который помогает ученикам в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.
Предметные кружки также являются групповой формой внеклассной работы по иностранному языку.
Кружок — эффективная форма внеклассной учебной ра-боты по определенному предмету. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание (Ушаков, 1979, 333).
Ученические конференции — другая форма внеклассной работы по ИЯ.
Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников (Талызина, 1983, 243).
Задача ученической конференции — привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных, так и непараллельных классов.
Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми.
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражина даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети/подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К ним относят:
«а) неуспевающих;
б) недисциплинированных;
в) имеющих физические или психические недостатки;
г) болезненных;
д) отстающих в интеллектуальном плане;
е) педагогически запущенных;
ж) социально запущенных;
з) несовершеннолетних правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят учащихся, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это может сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство, пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони», «лентяи», «гордецы» и т.д.)» (Словарь-справочник, 2000, 432).
Дети из «неблагополучных» семей характеризуются замкнутостью, ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость и даже агрессивность по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой задачи в процессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и во внеурочное время (Шабанова, 1997, 34).
В публикации Л.Н. Шабановой мы не находим конкретного описания работы с «трудными» детьми.
Выводы: в первой главе курсовой работы была рассмотрена организация внеклассной работы по иностранному языку как педагогическое явление и педагогическая система. Мы пришли к выводу, что внеклассная работа по иностранному языку есть один из самых важных элементов в педагогическом процессе, она имеет огромное значение для всестороннего развития школьников. Для внеклассной работы характерно наличие целей, задач. В свою очередь, она (работа) строится по определённым принципам. Также мы выяснили, что особое внимание следует уделять «трудным детям».
Глава 2. Практические рекомендации к организации внеклассной работы по иностранному языку.
2.1 Факультативные занятия по иностранному языку.
Для того, чтобы углубить и расширить знания, трудовую подготовку, удовлетворить познавательные процессы и развить способности учащихся, в школах вводятся факультативные занятия.
Содержание факультативов предусматривает углубленное изучение учебных предметов, основываясь на обязательных школьных курсах. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями. Факультативы служат ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки, знакомят учащихся с научными методами исследования (Цветкова, 1983, 254).
По образовательным задачам (т. е. по содержанию образования) можно выделить такие виды факультативов:
— по углубленному изучению учебных предметов;
— по изучению дополнительных дисциплин (логики, второго иностранного языка и др.);
— по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (машинопись, стенография, программирование и др.);
— межпредметные факультативы (например, курс «Единство материального мира» как межпредметный факультатив по обществоведению, физике и биологии) (Цветкова, 1983, 24).
Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Если факультатив не связан с обязательными занятиями, то группы можно комплектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не менее десяти слушателей) определяется руководителем занятий в зависимости от специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимущество оказывают школьникам, проявившим особенный интерес к предмету. Обычно это связано с выбором профессии. Учитываются также те качества учащихся, которые можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса — способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения занятий, привлекаются (кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки, литературы, искусства) специалисты промышленного производства и сельского хозяйства, экологи, лица духовного звания, родители.
Программы факультативных курсов разрабатывает Министерство образования России, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной базы школ. Учащиеся могут сами решать, какими вопросами в пределах примерной программы они будут заниматься. На факультативный курс дается не менее 35 часов в год. Занятия можно проводить или по одному часу в неделю в течение учебного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после уроков (Цветкова, 1983, 254).
Решение задач факультативных курсов требует разнообразия форм и методов обучения, способствующих подготовке школьников к самостоятельной учебной деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в изучении курса, сознательно относятся к учению. Можно ограничиться тематической проверкой знаний на практических и семинарских занятиях. Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным работам, изготовленных приборов и установок, учитываются оценки за самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных данных, неправильных способов действия. Поэтому обязательным структурным элементом теоретических и практических факультативных занятий является обсуждение результатов работы учащихся.
Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу, развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства, творческой деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности заниматься разными видами исследовательской учебной деятельности — конструктивной, моделирования, решения прикладных задач, проведения экспериментов и опытов, теоретического поиска. Исследовательская деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы, оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает усвоение методов науки и опыта творческой деятельности, глубокое осмысление и запоминание знаний (Цветкова, 1983, 244).
Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в полтора-два раза больше, чем при изучении обязательных предметов.
Руководство деятельностью учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Занятия с небольшим количеством учащихся дают возможность развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы, оптимально отражающие достижения культуры, научно-технического прогресса, особенности современного производства, его запросы (Цветкова, 1983, 44).
Теоретические факультативы. Теоретические факультативы организуются для углубленного изучения отдельных тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и систематизации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности темы, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала учителем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ учащимися обоснованных положений, повторное их доказательство в процессе решения качественных задач, коррекция неправильных представлений, обобщение, обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ обобщенного, осмысление существенного, уточнение знаний, систематизация усвоенного).
Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций, семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.
В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала на факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.
Вводная лекция знакомит учащихся с задачами, вопросами, направлениями курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции — проблемо-поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационный характер. После лекции проводят семинарские занятия, цель которых — самостоятельное усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие проблемы.
Обзорные лекции в основном используются с целью обобщения и систематизации знаний. Они будут эффективными лишь при таком изложении, которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь играет демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала. Целесообразно использовать и приемы создания преднамеренно нарушенной логики изложения или решения задач, которые тоже приводят к парадоксам, например, предложить составить проекты вечного двигателя. Прием исторического сравнения не только повышает интерес к проблеме, но и раскрывает диалектику науки. На основе исторического материала легче подвести слушателей к пониманию некоторых общих идей современной науки.
Семинарские занятия, проводимые после обзорных лекций, направлены на обобщение знаний по изученному материалу и являются пропедевтическими по отношению к новой теме.
К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма работы, как научно-теоретическая конференция. Ее цель — подведение итогов по занятиям факультативного курса и ознакомление всех учащихся старших классов с достижениями науки в данной области знаний (РПЭ, 1993, 101).
В процессе проведения факультативов по иностранным языкам, целесообразно приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для ознакомления учащихся с такими темами, как:
«Национальные языки нашей планеты»,
«Индоевропейское древо языков»,
«Мёртвые языки и их роль в человеческой культуре»,
«Этимология иностранного языка»,
«Неологизмы в современном иностранном языке»,
«Обзор наиболее употребительной лексики при работе с компьютером»,
«Особенности лексики на телевидении и других СМИ в стране изучаемого языка»,
«Отражение истории народа в его национальном языке».
Практические факультативные занятия. Основная задача практических факультативов — формирование навыков и умений исследовательского характера в процессе решения технических задач с целью углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабораторные и практические работы, решают задачи различных видов. Примерная структура занятия такова: постановка задач, обоснование их актуальности и практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике безопасности, а при проведении практических занятий на местности, экскурсий, туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение организационных вопросов)
— решение задач и конкретизация результатов работы (объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение учащимися под руководством учителя задач, устный или письменный инструктаж и выполнение задания
— групповое или индивидуальное, с помощью учителя или самостоятельное)
— обсуждение результатов и подведение итогов занятия (анализ и коррекция допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обобщение полученных результатов, поиск более рациональных способов решений, интерпретаций, моделей, защита отчетов) (Цветкова, 1983, 254).
Развитию творчества и самостоятельности школьников способствуют задачи с альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные задачи. Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из разных тем, помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными факторами процессов и явлений, способствует формированию у учащихся умений и навыков, переноса знаний в нестандартные ситуации.
Большой интерес проявляют школьники к факультативным практикумам по моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование конструктивно-технических умений, необходимых для технических профессий. Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход к учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащиеся выполняют иллюстративные и исследовательские работы, конструируют действующие модели по единой проблеме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим учитель дает план решения. Если быстро и логично мыслящие школьники, допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо предложить приемы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необходимо предварительно проинструктировать.
На практических факультативных занятиях по иностранному языку целесообразно изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с включением актуального материала, который учащиеся могут найти в дополнительных источниках: словарях, справочниках, художественной и научно-популярной литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для развития лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные упражнения и лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной учебной программы. Интересной формой практического занятия является «репетиция» вступительного экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где учащиеся должны, в рамках ограниченного времени, выполнить типовые задания абитуриента: чтение и пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10 предложений с русского на английский и высказывание по устной теме.
2.2 Календарные и тематические праздники.
Мы живем в информационном обществе. Постоянно увеличивается количество информации на иностранных языках, и, следовательно, возрастает потребность в людях, умеющих ее переработать. А это невозможно без овладения словарным запасом иностранного языка.
Работа над лексикой — важный и трудоемкий процесс, и от того, как он проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во всех классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности, что важно и для общей культуры школьников, и для владения родным языком.
При обучении лексике используют разнообразные методы и приемы. Многие из них довольно эффективны. Но малое количество времени на уроке не позволяет работать над расширением словарного запаса учеников. Поэтому мы решили найти такую форму работы, которую можно было бы использовать для лучшего усвоения лексики. На наш взгляд, такой формой является проведение театрализованных праздников. Это один из элементов театральной педагогики, который можно использовать во внеклассной работе (Савина, 1991, 123).
Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая деятельность учащихся к ходе подготовки к спектаклю дополняется классными занятиями под руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное целое. Такой подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных возможностей учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета индивидуальных особенностей учеников.
В процессе театрального действа, в нашем случае, праздника на иностранном языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на уроках. Театрализованное представление является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной речи, так и в письменной.
Это, в свою очередь, облегчает работу на уроках.
Театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. А знакомство молодых и начинающих учителей с театральной педагогикой дает толчок к развитию собственного творческого потенциала.
Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения, стимулируемое заказом общества, постепенно усложняет требования к психическому развитию детей. В частности среди задач воспитания актуальной задачей является театрализованная деятельность.
Актуальность этой задачи состоит в том, что в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация либо театральная постановка, представляет самый нередкий и распространенный вид детского творчества. Предпосылкой близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, конкретно связана с игрой.
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное Г.А.Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).
Актуальность в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей ребёнка, так как в ней особенно проявляются разные стороны его развития.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.
По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева
«Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей»
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя, и даже создания целого спектакля.
Детский психолог А.В.Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. При этом ребенок даже в роли зрителя не хочет, не умеет занять позицию стороннего наблюдателя. Он вмешивается в ход событий, пытается помочь героям. В этой активности А.В.Запорожец и видит условие понимания, художественного воздействия искусства на ребенка.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными
возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.), которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Подводя итоги всему выше сказанному, можно сказать, что данная статья является введением к большой и плодотворной работе по развитию творческих способностей посредством вовлечения детей в театрализованную деятельность.
2.3 Домашние работы учащихся и экскурсии как формы внеклассной работы по иностранному языку.
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за последнее десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме домашней работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли домашние задания? Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей начальных классов без домашних заданий; некоторые педагоги нашей страны, успевая быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий» и т.п. (ДСШ, 1987, 315).
Авторы, создающие и призывающие к созданию здоровье сберегающих технологий, подчеркивают необходимость преодолеть перегрузку учащихся, разгрузить учебники и программы от излишней информации и второстепенного материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить перегрузки не означает полностью отменить домашние задания.
Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает самостоятельность учащихся. Правильно организованная домашняя работа школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и воспитания школьников) в пределах положенного времени.
Как показывает практика, огромные возможности домашней работы используются далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе являются: слабый интерес к заданиям, несвоевременность выполнения, отсутствие гигиенических условий, незнание норм научной организации труда, неразвитость произвольного внимания и продуктивного мышления, однообразие деятельности, слабое владение приемами мыслительной деятельности, навыками и умениями самостоятельной работы, низкий коэффициент полезного действия уроков. Отсюда — низкое качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.
Преподавателю, проводящему консультацию, необходимо соблюдать следующие дидактические требования: тщательно подготовиться (просмотреть программы, изучить соответствующую литературу, определить основные проблемы для обсуждения, а также вопросы, трудно усваиваемые учащимися), продумать форму, способы и структуру консультации, не допускать ее превращения в средство контроля знаний школьников. Каждая консультация должна быть интересной в познавательном отношении, богатой по содержанию, разнообразной по формам и методам проведения. В последние годы широко используется помощь консультантов-школьников. Они работают под руководством учителей и не просто помогают отстающим в усвоении текущего материала, а восстанавливают пробелы в знаниях ранее пройденного материала.
В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям учащихся, а также общению одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать ребёнку помощь в выполнении домашней работы по иностранному языку, особая ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения по выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих уроков. Для того, чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию в выполнении домашних заданий целесообразно поручать детям групповые или парные задания, например: составление диалогов, инсценировка тех или иных эпизодов по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в роль учителя, ведущего на иностранном языке тот или иной фрагмент урока и т.д.
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению (Ляэнеметс, 1988, 23).
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.
На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения. Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.
Выводы: во второй главе курсовой работы мы рассмотрели различные формы внеклассной работы по иностранному языку и выявили педагогические характеристики этих форм. Следует отметить, что на сегодняшний день существует огромное число возможностей для развития творческого потенциала школьников. Нам стало ясно, что наиболее эффективными являются практические факультативные занятия. Также мы рассмотрели такую форму внеклассной работы, как экскурсии по иностранному языку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по данному вопросу, стало ясно, что благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческий потенциал, значительно расширяется кругозор, эрудиция, эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе.
В данной работе проанализирована внеклассная воспитательная работа по иностранному языку с точки зрения системного подхода. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативной активности учащихся, принцип учёта уровня языковой подготовки учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Кроме того, проанализированы цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку. Целями внеклассной работы по ИЯ являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Анализ содержания внеклассной работы по иностранному языку показал, что оно ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала.
Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности: исследовательский и частично-поисковый методы применяются в практических факультативных занятиях, комбинированных факультативных занятиях, в подготовке к праздникам, а также при выполнении творческих домашних заданий.
Вторая глава курсовой работы «Практические рекомендации к организации внеклассной работы по иностранному языку» посвящена выявлению основных педагогических характеристик различных форм внеклассной работы. Например, факультативные занятия формируют навыки и умения исследовательского характера, способствуют развитию творчества и самостоятельности школьников; домашняя учебная работа, как никакая другая форма внеклассной работы, воспитывает самостоятельность учащихся и приучает детей к систематическому умственному труду.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что цели и задачи курсовой работы достигнуты.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/po-angliyskomu-yazyiku-vneklassnaya-rabota/
1. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. — М., 1981. — 328 с.
2. Денисова Л. Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. — ИЯШ. — 1989. — №2. — 49 с.
3. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. — М. : Просвещение, 1980. — 261 с.
4. Дидактика современной школы: пособие для учителей/ Б. С. Кобзарь [и др.] ; под ред. В. А. Онищука. — К. : Рад. шк. , 1987. — 351 с.
5. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. — М., 1983.- 234 с.
6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М. , 1981. — 234 с.
7. Ляховицкий, В. М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Владимир Ляховицкий, Александр Миролюбов. — М. : Высшая школа, 1982. — 165 с.
8. Ляэнеметс У. Л. О применении языковых знаний вне урока. — ИЯШ. — 1988. — №6. — 49 с.
9. Орлов В. И. Методы обучения в средней специальной школе. — М. : Педагогика, 1993. — 139 с.
10. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. — М. : Просвещение, 1973. — 431 с.
11. Савина С. Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. — М. : Просвещение, 1991. — 207 с.
12. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М. , 1983. — 329 с.
13. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. — М.: Просвещение, 1979. — 371 с.
14. Цветкова З. М. Особенности факультативных занятий для старшеклассников. — М. : Высшая школа, 1983. — 98 с.
15. Шабанова Л. Н. Внеклассная работа по английскому языку с «трудными детьми». — ИЯШ. — 1997. — №3. — 52-55 с.
16. Щепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. — М. : Высшая школа, 1991. — 117 с.
17. Щуркова Н. А. Новые формы воспитательной работы. — ИЯШ. — 1994. — №4. — 61- 63 с.
18. Рос. Пед Энц [Внеурочная работа]. — М. , 1993. -с. 151.
19. Рос. Пед Энц [Внеурочные учебные занятия]. — М. , 1993. — с. 152.
20. Словарь-справочник по отечественной социальной педагогике/ под ред. С. А. Завражина. — Владимир, 2000. — 254 с.
21. Брыскина И.Е. Обучение иностранному языку в контексте диалога культур / И.Е. Брыскина // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 5. – С. 19-25.
22. Володько С.М. Об особенностях экранного восприятия иноязычной информации // Иноязычное образование: формирование профессионально-ориентированной компетенции: Материалы международной конференции. – Мн., 2006. – С.84-88.
23. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: начальная школа: метод. пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: Айрис — Пресс, 2004.- 240 с.
24. Голубева Т.В. Подготовка учителя начальных классов к использованию приёмов театрализации в обучении школьников: Автореф…к.пед.н. Калининград, 2002. – 18 с.
25. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
26. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1990. – 261 с.
27. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, 2006. – 192 с.
28. Кузменкова Ж, Кузменков А. Новый метод драматизации // Вестник МГУ. – Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2006. — №3. – С.50-54
29. Лукина Л. Е. Развитие творческого потенциала личности ученика через систему внеклассной работы по языковому образованию в гимназии —
30. Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация к педагогической профессии. – Барановичи, 2003. – 366 с.
31. Мультикультурное воспитание средствами иностранного языка. Внеклассная работа: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; авт.-сост.: Ф.Я. Хабибуллина, Р.А. Скворцова. – Йошкар-Ола, 2009. – 160 с.
32. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С.Н. Савина.– М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
33. Соловцева Э.И. Понятие функциональной социокультурной грамотности в курсе обучения иностранным языкам / Э.И. Соловцева, И.В. Анурова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 2. – С. 17-21.
34. Станиславский К.С. Работа актера над собой — http://www.lib.ru/CULTURE/STANISLAWSKIJ/akter.txt
35. Фастовец Р.В. Игры по правилам: социальные технологии в практике обучения иностранным языкам // Непрерывное обучение иностранным языкам. – Мн.: МГЛУ, 2005. – Ч.1. – С.235 – 239.
36. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. – М.: Высш. шк., 2001. – 117 с.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры —