Основы исследования интеллектуальной одаренности

Проблема выявления и развития одаренности относится к наиболее сложным и многогранным. Несоотнесенность индивидуальных структур одаренности ребенка с особенностями учебно-познавательной деятельности, неразработанность методических систем поэтапного развития одаренности, разобщенность различных ступеней школьной подготовки в решении этого вопроса сводит решение проблемы выявления одаренных детей к чисто эмпирическому отнесению к этой категории результативных в учебе детей, а работу с ними — к тренировке в решении усложненных предметных задач без учета особенностей индивидуального профиля ребенка. Вследствие этого тренируются уже сформированные умственные операции и не получают развития те, низкий уровень развития которых мешает ребенку подниматься к высоким достижениям.

Для развития одаренных детей необходимо расширение границ самостоятельности ребенка и поэлементное наращивание тех интеллектуальных структур, которые, интегрируясь, порождают качественно новое личностное образование — высокоразвитую академическую одаренность.

В последние годы широко развернулись психологические исследования, в которых раскрываются отдельные стороны развития одаренности (Кулагина И. Ю., Савенков А. И., Юркевич В. С., Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина М. Б. и др.), но практически не существует исследований, посвященных раскрытию вопросов визуально-пространственной одаренности младшего школьника.

В связи с этим данная работа посвящено раскрытию проблемы одаренности младшего школьника.

Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для полноценного развития личности одаренного ребенка.

1. Сущность и содержание понятия одаренности

В настоящее время понятие «одаренность» исследователями понимается неоднозначно. Одни авторы связывают это понятие с наследственностью, генетически переданными природными задатками индивида. Другие рассматривают одаренность как особую способность или совокупность способностей. Третьи определяют одаренность как качественное своеобразие индивида, отличающее его от остальных и т.д.

Исследование проблемы широкой интеллектуальной одаренности проводили Е.С. Белова, А.И. Доровской, Н.С. Лейтес [2] , B.C. Юркевич[3] , А.В. Хуторской[4] , узкопредметной — В.А. Крутецкий[5] , В.Г. Разумовский и др. Эта проблема является одной из наиболее приоритетных в зарубежной педагогике (Э. де Боно, Гилфорд, Кумбс, Торранс, Л. Холлингуорт и др.).

9 стр., 4103 слов

Особенности развития личности одаренного ребенка

... проблему развития личности одаренного ребенка; 3. Провести исследования по проблеме развития личности одаренного ребенка. 1. Одаренность как предмет исследования 1.1 Общее понятие одаренности Проблема одаренности ... этих тенденций в обществе. Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и ... XX века много работ посвящено изучению проблемы одаренности, таланта, гениальности, однако, ...

Однако способы, принципы и условия эффективности построения преемственных развивающих систем для работы с одаренными детьми на основе личностно-ориентированного подхода пока недостаточно исследованы. Нет достаточной ясности в определении понятия «одаренность». Используемые практикой развивающие задачи, игры и головоломки не объединены в единую многоступенчатую систему, Мало исследована структура разных видов академической одаренности, способов и признаков ее проявления в разном возрасте.

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности».

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Исходное понятие «одаренность» отождествлялось с понятием «потенциальный гений». Утверждалась ее наследственная природа (Ф. Гальтон, Л. Термен).

Существование «прирожденных способностей» человека, которые «нуждаются в предварительном воспитании и предварительном приноравливании» признавалось Аристотелем, Платоном, М.Ф. Квинтиллианом. В «возбуждении» природных задатков, выявлении и развитии того, что заложено в ребенке от рождения, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, 3. Фрейд видели задачу воспитания и обучения, решение которой обеспечивает самореализацию каждого человека.

Мы разделяем позицию авторов, считающих одаренность природной, генетически переданной в задатках характеристикой индивида, определяющей вид и максимально возможный уровень потенциала для развития способностей индивида к определенному виду деятельности. По образной характеристике Л.П. Мур — это тот «котелок» определенного вида и объема, с которым ребенок приходит в мир. Прижизненное обучение, воспитание и развитие, проведенное в благоприятных условиях, по-разному наполняет этот «котелок», определяя индивидуальный характер и уровень способностей. При идеальном совпадении вида одаренности, условий и способов ее развития этот природный потенциал ребенка максимально реализуется. Неблагоприятные условия развития могут тормозить раскрытие этого потенциала, в силу чего ребенок с менее перспективными задатками может оказаться обладателем больших способностей [10] .

12 стр., 5871 слов

Способность, одаренность, талант: взаимосвязь и различия в этих понятиях

... курсовой работе один из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии способности, одаренности и таланта ребенка, человека. 1. Психолого-педагогические основы понятий "Способность, одаренность, талант" 1.1 Понятие "Способность, одаренность, талант" ... возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его ...

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности, ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии).

Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими.. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

21 стр., 10275 слов

Речевая деятельность детей

... и приложений. 1. Теоретические основы активизации речевой деятельности дошкольников 1.1 Психо-лингвистические основы развития речевой деятельности дошкольников У человека наряду с трудовой, ... активизации речевой деятельности детей в процессе комплексных занятий по обучению родному языку Объект исследования: речевая деятельность детей Предмет исследования: активизация речевой деятельности детей в ...

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

3 стр., 1479 слов

Одаренность как педагогический феномен

... развития одаренности у детей школьников Предмет исследования - разработка диагностических методик для работы с одаренными детьми Цель исследования - обобщить результаты исследований одаренности как педагогического ... программа «Одаренные дети» как составная часть президентской программы «Дети России». Одаренность - явление всегда уникальное, требующее для своего развития "штучной", целенаправленной ...

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Одаренность является сложным, неоднозначным образованием, зависящим от многих составляющих. Она проявляется в способностях, а способности — в результатах деятельности, качестве того продукта, который индивид способен создавать. Это может быть замкнутый внутренний продукт в виде мобильного запаса знаний, умений и навыков, характеризующий академическую одаренность, или особый вид внутреннего продукта, экстраполирующегося во внешнюю среду в виде новых теорий, умозаключений и их материальных воплощений (творческая одаренность).

Способности как комплексное синтетическое образование интегрируют природную одаренность со специфической совокупностью прижизненно развитых умений, личностных качеств, мотивов и потребностей, отношений и щелевых установок, обусловливая высокую результативность соответствующей им деятельности.

Однако, как свидетельствует практика, раскрытию одаренности детей мешает ряд причин: пассивность, медлительность, неуверенность; пробелы в знаниях, несформированность умений умственной деятельности, неспособность сосредотачиваться на заданной деятельности; непрестижность высоких успехов в учении в среде, где находится школьник; несоответствие специфики образовательного учреждения индивидуальному профилю ребенка; незаинтересованность учебной деятельностью, дефекты здоровья, неправильная ориентация на достижения в области, лежащей за пределами его одаренности и др.

Анализ теоретических положений и практики школьного образования позволяют установить тот факт, что одаренность ребенка проявляется в успешности для него деятельности, с которой не справляются его сверстники; скорости выполнения умственных действий; положительном отношении к деятельности повышенной сложности; интегративном характере осуществления умственных и практических действий; своеобразном способе восприятия информации и решения проблем; особенностях поведения в ситуациях познавательного затруднения; характерном комплексе личностных качеств и др. Исходя из вышесказанного, мы определяем академическую одаренность как индивидуальный конгломерат врожденного и приобретенного; знаний, умений и способов их получения, обработки и применения; личностных качеств и специфических отношений, определяющих уникальность одаренного ребенка.

15 стр., 7245 слов

Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...

... развития дошкольников, в совместных досугах; 1. Особенности организации досуга детей дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность является ... на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. ... детскую библиотеку и др.), рисунков и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», «Как я провел выходные дни», ...

Изучение структуры личности и ее потребностно — мотивационной сферы позволило вычленить основные признаки академической одаренности, наличие которых может с достаточной степенью достоверности относить данного ученика к категории одаренных. Эти признаки отражают:

  • а) направленность личности (стремление к опережающему изучению материала и умственной деятельности более высокого порядка, чем та, которая предлагается учебной программой;
  • восполнению нехватки информации, поиску причин и объяснений, классифицированию и др.);
  • б) мотивы поведения и деятельности (любознательность;
  • стремление соответствовать требованиям взрослых);
  • в) темп деятельности и развития;
  • г) уровень выраженности одаренности (интенсивность мыслей;
  • высокая скорость осуществления умственных операций);

д) составляющие интеллектуальной деятельности, в которых она

проявляется;

  • е) накопленный базовый опыт;
  • ж) индивидуальные способы учебной работы;
  • з) личностные качества;
  • и) поведенческие характеристики;
  • к) предпочтения.

Данный перечень вычлененных основных признаков академической одаренности позволил разработать типологию одаренных детей, включенных в опытно-экспериментальную работу, согласно классификации Н.С. Лейтес и А.И. Доровского. Первоначальное обследование детей позволило выделить и описать следующие группы одаренных детей:

  • первая группа — одаренные, способные достигать высоких успехов в учении;
  • вторая — одаренные медлительные, одаренные, но незаинтересованные учебной деятельностью, пассивные, одаренные, имеющие пробелы по базовым дисциплинам, одаренные, со слабо сформированными тормозными рефлексами;

— третья группа детей – обладатели узкой одаренности к определенному виду деятельности в рамках какого-то предмета (их внутренний конфликт основан на повышенном интересе ребенка к занятиям в определенной области в ущерб другим предметам и желанием сохранить статус «круглого отличника»).

Таким образом, изучение теоретических положений о природе одаренности, последующая исследовательская процедура сличения и расчленения совокупности признаков одаренности стали основанием для определения содержательно-структурных компонентов академической одаренности. Это в свою очередь позволило дать типологические характеристики одаренных детей, включенных в опытно-экспериментальную работу и, таким образом, дифференцировать учащихся по разным уровням академической одаренности, а так же объединить их в группы с академической одаренностью разных видов.

2. Признаки и виды одаренности

Наиболее известна в настоящее время и хорошо разработана психолого-дидактическая система «Одаренные дети: выявление, обучение, развитие», разработанная авторским коллективом: В.И.Панов (рук.), Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.П.Лебедева, Ю.Д.Бабаева, С.Д.Дерябо, В.А.Орлов, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева, В.А.Ясвин (Психологический институт РАО).

Рассмотрим основные позиции данной системы:

«С психологической точки зрения, одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, психофизиологические и другие сферы психики.

4 стр., 1734 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 2.1 Анализ программного содержания ...

Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста, и характеризуется большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.

В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности, вследствие чего одаренность различают:

  • По широте проявления — общая, или специальная;
  • По типу предпочитаемой деятельности — интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;
  • По интенсивности проявления — повышенная готовность к обучению, одаренные, высоко одаренные, исключительно или особо одаренные (таланты и вундеркинды);
  • По виду проявления — явная и скрытая (не проявившаяся);
  • По темпу психического развития — одаренные с нормальным темпом детского развития или же со значительным опережением возрастного развития (это связано с созреванием мозга и во многом генетически обусловлено);
  • По возрастным особенностям проявления — стабильная или преходящая (возрастная); а также: по личностным, тендерным (социально-половым) и иным особенностям.

Указанным видам одаренности соответствует определенная типология одаренных детей.

Помимо этого целесообразно дифференцировать следующие две группы. К одной из них принадлежат дети с гармоничным развитием познавательных, эмоциональных, психомоторных, личностных, регуляторных и других сторон психики. В другую группу входят дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью (диссинхронией) в уровне сформированности указанных психических процессов (Бабаева, 1997).

Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Например, ребенок с высоко развитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы и т.п. Важно отметить также, что, хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять со степенью развития одной или нескольких способностей. Например, недопустимо рассматривать интеллектуальную одаренность в изоляции от познавательных потребностей, эмоциональной включенности, способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявления и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека. Учитывая, что все они с возрастом учащегося развиваются, одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.

Раскроем подробнее некоторые особенности одаренности. По виду проявления одаренность бывает скрытая и явная .

Скрытой называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает — семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Так, П. Торранс сообщает драматические цифры, согласно которым 30% детей, отчисляемых из школ за неуспеваемость, составляют одаренные. Трудно оценить изменяющийся с годами детский интеллект. Потенциал ребенка лишь частично раскрывается на каждом возрастном этапе. Это во многом связано с ходом возрастного созревания, с изменением направленности устремлений, с чертами личности ребенка. На этот счет В.С.Юркевич отмечает, что одаренность часто бывает невыявленной и по ряду других причин. А именно: «В условиях школы об интеллекте ребенка судят главным образом по его учебным успехам: интересуется ли занятиями, быстро ли продвигается в учении, обнаруживает ли полноту и глубину понимания, заметна ли самостоятельность мысли, творческая жилка при выполнении заданий. Но эти признаки могут быть не видны, если школьные занятия для ребенка играют второстепенную роль, если умственные пристрастия его в чем-то другом, если у него нет направленности на учение, т.е. на языке психологов, учебной мотивации. Для некоторых одаренных детей пребывание в школе — что-то вроде принудительных работ, а захватывающая их духовная жизнь происходит в другое время, в другом месте. Внеучебная мотивация, делающая незаметными особые умственные данные ребенка, может выступать и в других формах. Бывает так, что необыкновенно способный, превосходящий большинство сверстников ученик уделяет внимание учебным занятиям в школе ровно настолько, насколько это нужно, чтобы не выделяться, чтобы быть «как все». Такие дети стесняются быть лучше других, категорически не хотят демонстрировать свои возможности. У одаренных детей одаренность может стать явной гораздо позже, чем у других детей с повышенным уровнем интеллекта».

27 стр., 13308 слов

Специфика эмоциональной сферы одаренных детей

... задачи исследования. Сравнить эмоционально-личностную сферу одаренных и неодаренных детей. Объект исследования: , Интеллектуально одаренные дети. Предмет исследования: Психологические особенности развития личности интеллектуально одаренных детей. 1. Понятие одаренности 1.1 Что такое одаренность Впервые одаренностью стал заниматься ...

По широте применения одаренность бывает общая и специальная . Такое разделение общепринято в психологии.

Общие способности — обнаруживаются в широте, многообразии возможностей растущего человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума и поэтому их называют общими умственными способностями (хотя они могут существенно зависеть также от способностей творческих, волевых и эмоциональных).

Совокупность общих способностей часто называют интеллектом, одаренностью, общей одаренностью.

Большая часть исследователей (исследования специалистов на протяжении всего 20 века убедительно свидетельствуют в пользу этого) склоняется к тому, что одаренность — интегративное (суммарное, общее) личностное свойство, «универсальная способность».

«В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и поэтому их часто называют умственными способностями. Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности не встречаются поодиночке». — В.С.Юркевич.

«Если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. В психике выдающихся людей есть некие «общие способности», которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью».

Специальные способности — способности к отдельно взятой деятельности (например, музыкальные, литературные, математические, педагогические).

6 стр., 2754 слов

Диагностика познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. ...

... способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 1.Диагностика познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей 1.1Выявление и развитие творческих способностей детей Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной программы, концертной деятельности, ... 3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности: - ...

Специальная одаренность, допускающая, ситуацию, что человек одарен к какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе — большая редкость.

Н.С.Лейтес отмечает: «Общее умственное развитие ведет как к формированию интеллекта в целом, так и к выявлению и развитию более частных его сторон. Это означает, что наряду с различением «общих способностей» (умственных) и «специальных способностей, нельзя не учитывать и определенной специализации внутри самих умственных свойств. То, что их называют «общими», весьма условно. Ум человека включает в себя как более общие, так и более специальные моменты. Обычно дети обнаруживают широту и переменчивость своих увлечений, что содействует общему психическому развитию и может указывать на некоторые внутренние условия многостороннего роста способностей».

3. Психологические особенности одаренных детей

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы. Большинство из них пришли к выводу о том, что в детстве у многих выдающихся людей (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:

  • 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
  • 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались

нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

  • почти 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
  • по крайней мере 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью.

Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Вот еще один список качеств, характерных для будущих творцов.

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.

2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

3. Были увлечены своим делом, энергичны.

4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.

5. Умели контролировать себя.

6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.

7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Исследователи-биографы утверждают, что многие политики (Джефферсон, Линкольн и др.) уже в детстве были разносторонне развитыми, оптимистичными, обладали притягательной силой, хорошо владели речью, были общительны.

Ученые (И. Ньютон, Д’Аламбер, Р. Декарт и др.) с детства отличались разносторонностью и широтой интересов, с малых лет были рассудительны и критичны.

Уже сами попытки подобных описаний наводят на мысль о том, что многие выдающиеся люди — ученые, художники, управленцы — имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Качеств, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является также отмечаемая сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития исследовательских способностей. Но с точки зрения совершенствования значительно более важной является другая особенность творческих людей — способность наслаждаться творчеством. Именно это, по утверждению Стендаля, отличает гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.

Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180).

В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.

Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Рассмотрим особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития.

к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы

Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового [39] .

Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями).

Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования, как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на «проблеме и даже своего рода одержимость [40] .

Вопреки распространенному мнению о том, что одаренность всегда «глобальна», в силу чего одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им вообще нравится учиться, это явление не столь закономерно. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями. Характерная особенность мотивацией иной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить даже специалистам. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности [41] . Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам, тем не менее, необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка [42] .

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Например, явно одаренный подросток, выполняя задание написать сочинение по географии, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко, но по форме вызывающе доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию статуса науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает директор школы. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива. В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.

Таким образом, мы видим, что явление одаренности существенно определяет развитие личности ребенка.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/patologiya-i-odarennost/