Рабочее время и время отдыха педагогических работников

Ряд субъектов Российской Федерации на основе федерального закона об образовании разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации «Об образовании» (см., например. Закон Республики Башкортостан от 29 октября 1992 г. N ВС-13/32 «Об образовании» ).

В региональных законах об образовании устанавливаются общие начала правого регулирования деятельности образовательных учреждений образования на территории данного субъекта Российской Федерации, определяется порядок их взаимодействия с различными элементами системы образования в регионе , распределение компетенции по регулированию отношений в сфере.

Региональные законы могут приниматься также по отдельным организационным, социальным, экономическим и финансовым вопросам деятельности образовательных учреждений (в том числе высшего профессионального) в данном субъекте Российской Федерации.

Подзаконные акты , принимаемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации развивают и дополняют положения соответствующих региональных законов. Региональные подзаконные акты могут быть посвящены регулированию общих вопросов образования или деятельности различных типов образовательных учреждений.

Муниципальное образовательное право представляет систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и в рамках полномочий муниципальной власти в области образования. Муниципальные акты, регулирующие отношения в сфере образования, немногочисленны. Они принимаются чаще всего в целях в целях предоставления дополнительной социальной поддержки и предоставления дополнительных льгот участникам образовательных отношений.

Таким образом, понятие правового регулирования отражает, прежде всего, и главным образом, государственно-властный характер регулирования общественных отношений посредством издания уполномоченными государственными органами и должностными лицами юридических нормативных предписаний.

Данное понятие следует отличать от близкого по содержанию понятия «правовое обеспечение», которое означает создание и поддержание в необходимых пределах организационно-функциональных характеристик систем управления с помощью упорядочивающего воздействия всего арсенала юридических средств (правовых норм, нормативно-правовых актов, правоотношений, юридических фактов и т.д.).

8 стр., 3874 слов

Система образования Российской Федерации

... сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 2. Система образования в Российской Федерации Система образования в России включает в себя: * образовательные стандарты и федеральные государственные требования, * образовательные программы различных видов, уровней и направленности, * организации, ...

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормами других законодательных актов, затрагивающими отдельные вопросы образовательной деятельности.

Кроме того , отношения в сфере образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и ведомственными нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и другими.

ГЛАВА IIРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

2.1Понятия , нормы и виды рабочего времени

В Трудовом Кодексе под рабочим временем понимается время , в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени 2 .

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, педагогических и других работников образовательных учреждений» (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. (приложение 1)

Период каникул в ОУ, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников, является для них рабочим временем, продолжительность которого изменению не подлежит.

Это значит, что руководители ОУ, в т. ч. Санаторно-лесных школ и школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей. Все учителя и преподаватели должны осуществлять педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Увеличение рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 указанного Положения, возможно лишь в тех случаях, когда в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.

9 стр., 4040 слов

Особенности регулирования труда педагогических работников

... режима рабочего времени педагогических работников Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. При этом количеству часов учебной нагрузки ... определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Внесенными ...

За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей должна производиться из расчета заработной платы, установленной им при тарификации, предшествующей началу каникул.

Несколько иной порядок работы в каникулярный период установлен для преподавателей учреждений НПО и СПО, поскольку нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.

В соответствии с п. 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели указанных ОУ во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, могут быть привлечены:

  • к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятиях по повышению квалификации;
  • организации и проведению культурно-массовых мероприятий;
  • работе предметных цикловых комиссий;
  • комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.

За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников ОУ в период отмены для учащихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов ОУ, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы.

При составлении такого графика с согласия работника для выполнения установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы) может быть предусмотрено меньшее количество рабочих дней при условии большей ежедневной продолжительности рабочего времени.

ГЛАВА III ВРЕМЯ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

3.1 Понятия и виды времени отдых

Часть календарного времени, находящееся за пределами рабочего времени — это внерабочее время. Законодательство определяет его как время отдыха, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. 3

Право граждан на отдых закреплено в ст. 37 Конституции РФ, которая определяет также и юридические гарантии его осуществления. Право на отдых — конституционное право каждого, обеспечиваемое работающему по трудовому договору установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходными и праздничными днями, оплачиваемым ежегодным отпуском.4

Трудовое законодательство не предусматривает порядок использования времени отдыха, а определяет лишь общие правила его предоставления.

Существенный признак времени отдыха — использование его работником по своему усмотрению. Время отдыха используется работником для удовлетворения своих личных потребностей, интересов, исполнения семейных обязанностей, для отдыха, восстановления сил и работоспособности, развития личности, повышения культурного и образовательного уровня, укрепление здоровья и др.

12 стр., 5760 слов

Опыт подготовки специалистов по социальной работе в России

... специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов, т.е. подготовке специалистов в области социальной работы. [1] В современной России профессиональная подготовка специалистов по социальной работе ... было достаточно рабочих мест в области социальной работы, и у ...

Трудовое законодательство выделяет различные виды времени отдыха, каждый из которых характеризуется определенной продолжительностью.

В соответствии со ст.107 ТК РФ видами отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска. Предусмотренные законодательством виды времени отдыха можно разделить на: а) кратковременный отдых, к которому относятся перерывы в течение рабочего дня (рабочей смены), ежедневный отдых, выходные и праздничные нерабочие дни; б) отпуска.5

Все виды времени отдыха характеризуются тем, что работник в течение этого времени не должен исполнять трудовые обязанности, время отдыха не входит в баланс рабочего времени, но за работником сохраняется место работы, действие трудового договора не приостанавливается, и время отдыха включается в трудовой стаж. Существенное различие между кратковременным отдыхом и отпуском состоит в том, что в первом случае (перерывы, выходные и нерабочие праздничные дни, ежедневный отдых) время отдыха не оплачивается работодателем, а ежегодный отпуск – это оплачиваемое время отдыха: за период отпуска работнику выплачивается средняя заработная плата.

3.2 Отпуска (Ежегодный основной удлиненный оплачиваем отпуск; административный отпуск;)

Согласно ст.334 ТК РФ «Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ6 ».

Так, например, учителя общеобразовательных школ имеют право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а воспитатели дошкольных образовательных учреждений — 42 календарных дня.

Указанным постановлением установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска только для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

При определении продолжительности отпуска для отдельных педагогических работников необходимо непосредственно руководствоваться примечаниями к приложению. Так, в соответствии с примечаниями основной отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней — педагогическим работникам, должности которых предусмотрены в п.1 приложения, если они работают в музыкальных школах и школах искусств (т.е. музыкальных, художественных и школах других искусств, относящихся по типу к образовательным учреждениям дополнительного образования детей) (п.2 примечаний).

Педагогическим работникам учреждений, не являющимся образовательными, удлиненный отпуск предоставляется на основании постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций». Так , право на отпуск продолжительностью 42 календарных дня имеют социальные педагоги, воспитатели и др. работники учреждений, предприятий и организаций.

17 стр., 8264 слов

«Социальная работа с инвалидами»

... аспектов защиты инвалидов; 2. Проанализировать опыт работы учреждений социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов. Методы исследования:, Теоретической основой, Практическая значимость Глава 1. Теоретические основы изучения социальной работы с инвалидами Понятие ...

Обратим внимание, что с введением в действие ТК РФ прежний порядок предоставления отпуска учителям, преподавателям, принятым на работу в течение учебного года , за первый год работы, который исчислялся пропорционально проработанному в учебном году времени, не применяется, т.к. право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск полной продолжительности за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы.

Таким образом, если отпуск за первый год работы работнику предоставляется, то он должен быть полной продолжительности, т.к. ст.139 ТК РФ не содержит никаких ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставленного до истечения шести месяцев работы.