Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе — одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.
За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о «Таможенном тарифе».
Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.
Возросла роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.
Темой данной курсовой работы является организация и деятельность таможенных органов РФ. Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими около десяти лет назад, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики. В силу этих перемен усложнились функции и задачи таможенных органов, изменилась их структура. В своей работе я преследую цель описать нынешнее состояние таможенных органов. Основные направления их деятельности и их организацию.
Объект исследования — таможенное право Российской Федерации.
Предмет исследования — конфликт в таможенной сфере.
Цель исследования — изучить особенности конфликта в таможенной сфере.
Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации
... бюджетов Российской Федерации, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации при участии общероссийских объединений профсоюзов); <#"justify">ГЛАВА 2. ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Руководство деятельностью Фонда ...
Задачи исследования:
- рассмотреть таможенные правоотношения;
- изучить нормы таможенного права;
- проанализировать понятие таможенного контроля;
- рассмотреть методы регулирования таможенного контроля;
- изучить принципы таможенного контроля;
- проанализировать особенность принципов таможенного контроля.
Глава 1 Таможенные правоотношения и нормы таможенного права
1.1 Таможенные правоотношения
В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.
Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.
Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступают в качестве объекта таможенного права. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и транспортных средств, которые являются объектами таможенных правоотношений, перемещаемые через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, электрическая энергия, а также транспортные средства, которые выступают в качестве товара. В то же время транспортное средство может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не является предметом договора о внешнеторговой сделке. В качестве транспортного средства могут использоваться любое морское (речное) судно, в том числе на подводных крыльях (воздушной подушке), лихтер (баржа), воздушное судно, автотранспортное средство, включая прицеп, полуприцеп или комбинированное транспортное средство, подвижной железнодорожный состав, используемые для международных перевозок, а также конструктивно предназначенные для транспортного средства оборудование, принадлежности, запасные части и баки, содержащееся в баках топливо и горюче-смазочные материалы, если они перевозятся вместе с транспортным средством. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. — М.: Издательство «Бек», 2007.-с.124.
Таможенный кодекс Российской Федерации определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законодательством. Указанные правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и транспортных средств; уплаты таможенных пошлин, налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Определение круга правоотношений имеет значение для правильного применения закона, отграничения смежных отраслей права, поскольку каждый закон регулирует определенные правоотношения, о чем в законе содержится соответствующее положение либо круг таких правоотношений можно выделить при анализе его норм.
Характеристика и правовая защита средств индивидуализации товара
... правоотношений. В то же время наименование организации, использование зарекомендовавших себя товарных знаков и наименований места происхождения товара служит и защите прав потребителей. средствами индивидуализации ... деятельности. Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации как участника гражданского оборота, а ...
Определяя возникновение, изменение, прекращение правоотношений в процессе правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере, государство придает возникающим связям устойчивый характер, т.е. создает определенный правопорядок.
Необходимым признаком правоотношения является то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю государства. Правовые нормы определяют также состав участников правоотношений, их права и обязанности, способы обеспечения правоотношений от возможных нарушений.
Правоотношения представляют собой различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юридические обязанности.
Государственное обеспечение является одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию установленного правопорядка.
Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.
Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государством властными полномочиями, т.е. они занимают доминирующее положение, в то же время другие участники рассматриваемых отношений находятся в подчиненном положении. Наиболее наглядно это проявляется в том, что таможенные органы вправе потребовать представления документов, товаров, транспортных средств, другие участники правоотношений обязаны выполнить такие требования, неисполнение которых может повлечь принуждение. Таким образом, таможенные правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования которых со стороны государства применяется властный метод. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. — М. Издательство «Бек», 2007.-с. 87.
1.2 Нормы таможенного права
Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами таможенного права.
Если таможенные правоотношения рассматривать с точки зрения формы распределения прав и обязанностей их участников, то указанные правоотношения можно распределить на простые, т.е. когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая — обязанностями, и сложные, когда каждая из сторон наделена как правами, так и обязанностями. В таможенной сфере преобладают сложные правоотношения, т.к. их участники, как правило, выполняют ряд действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в связи с чем они наделяются как правами, так и обязанностями.
Объекты правоотношений по социальному обеспечению
... норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению. Глава 1. Объекты правоотношений по социальному обеспечению Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по ...
Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует обязанность другого, и наоборот. Так, лицо, перемещающее товары, вправе обратиться в таможенный орган для проведения соответствующей таможенной процедуры, таможенный орган, в свою очередь, обязан принять решение по такому обращению. При рассмотрении обращения таможенный орган вправе потребовать от лица, перемещающего товары, представления документов и самого товара для проведения таможенного контроля. На лицо, перемещающее товары, законом возложена обязанность представить такие документы и товары. Взаимная связь прав и обязанностей участников правоотношения присутствует до завершения таможенных процедур.
Характер обязанности участника таможенного правоотношения позволяет провести еще одну классификацию таких правоотношений, поскольку наличие обязанности служит поводом к совершению соответствующих правомерных действий и такие правоотношения можно отнести к активным. Например, лицо, переместившее товары через таможенную границу, обязано доставить их в таможенный орган для осуществления таможенного контроля. Наличие правоотношений активного типа предполагает существование правоотношений пассивного характера, когда, например, лицо обязывается воздержаться от ввоза на таможенную территорию Российской Федерации определенных товаров, которые могут причинить вред окружающей природной среде или здоровью населения.
По характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.
Таможенные правоотношения можно рассматривать по способу конкретизации обязанных лиц, в этом случае их следует отнести к относительным, т.к. в таких отношениях участники точно определены.
Таможенно-правовые отношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами. В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д. Ноздрачев А.Ф.Таможенное право. — М.,2008.-с.136.
В зависимости от правовых последствий юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.
Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...
... темы предполагает необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ...
По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. — М., 2006.-с.112.
Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.
В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов. Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место.
В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающими нормами выступают нормы, которые наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру).
Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату).
К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (так, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме).
Государственная политика социальной защиты детства в Российской Федерации
... вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей. социальная защита детство российский Социальная защита детей в сфере образования Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня ...
В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции. Статьи Таможенного кодекса Российской Федерации содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т.е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм. Санкции к этим нормам обычно выделены в отдельные статьи Таможенного кодекса Российской Федерации или других актов. Так, статья 329 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает сроки уплаты таможенных платежей, в то же время санкция за несвоевременную уплату платежей содержится в статье 349 Таможенного кодекса Российской Федерации. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.: 2008.-с.134.
При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения необходимо отметить, что в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них. Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм Таможенного кодекса Российской Федерации выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.
Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности, так называемых диспозитивных норм. Так, лицо вправе в любое время выбрать таможенный режим, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, или изменить его на другой. В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенному таможенному режиму либо под процедуру внутреннего таможенного транзита. В этом случае лицо, перемещающее товары само определяет свои действия. По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы.
Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений.
В таможенном праве бланкетные нормы, т.е. нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее, они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие других норм, содержащихся в иных нормативных правовых актах. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу, не раскрывая их содержания. Чтобы убедиться в наличии таких запретов и ограничений следует обратиться к соответствующему законодательству, регулирующему, например, оборот наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.
Система образования Российской Федерации
... сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 2. Система образования в Российской Федерации Система образования в России включает в себя: * образовательные стандарты и федеральные государственные требования, * образовательные программы различных видов, ...
При этом необходимо отметить, что система таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и, соответственно порядок, осуществления таможенного контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или его часть, возможно статья.
Таможенный кодекс Российской Федерации рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2007.-с.165.
В круг таких нормативных правовых актов могут входить указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Таможенному кодексу Российской Федерации и иным законам.
На основании и во исполнение норм Таможенного кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы таможенного права.
В случаях, предусмотренных таможенным законодательством, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, организацией и осуществлением таможенного контроля, а так же уплатой таможенных платежей.
Выделяя группу нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, следует руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которыми правовое регулирование в установленной сфере деятельности осуществляется федеральными министерствами.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплаты таможенных платежей в случаях, предусмотренных актами таможенного законодательства, т.е. на основании Таможенного кодекса Российской Федерации и иных законов, иными правовыми актами Российской Федерации.
Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации
... по социальной работе с многодетными семьями. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть понятие и правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ; 2. проанализировать меры по социальной поддержке многодетных семей; 3. выявить актуальные проблемы в социальном обеспечении многодетных семей ...
Компетенция Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по правовому регулированию в таможенной сфере определена в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.08.2004 № 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации»: установление порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства; формы и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций и т.д.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нормативное регулирование по вопросам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»: издание актов, предусматривающих случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования; о форме акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа и т.д. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. -М.: Софт Издат, 2006.-с.234.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная таможенная служба, правовой статус которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной таможенной службе». Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Глава 2 Таможенный контроль
2.1 Понятие таможенного контроля
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.
Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.
Таможенный контроль предполагает определенные обязанности и права, которые вызывают совершение соответствующих действий со стороны таможенных органов в формах, указанных в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов, получение объяснений, осмотр и (или) досмотр товаров и транспортных средств и так далее.
Алиментные обязательства родителей и детей по законодательству ...
... и детей Проанализировать правовое регулирование алиментных отношений в Российской Федерации алиментный обязательство родители дети Рассмотреть алиментные обязательства родителей Определить алиментные обязательства совершеннолетних детей Выделить виды ответственности за нарушение алиментных и иных связанных с ними обязанностей. Методами исследования служат аналитико-синтетический метод работы ...
Таможенный контроль, сопровождая все таможенные операции и таможенные процедуры, также следует и всем другим действиям, которые совершают заинтересованные лица: контроль товаров после их выпуска, получение отчетности и так далее.
Таможенным Кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) установлено (п. 1 ст. 1 ТК РФ): «В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее — таможенная граница).
Конституция РФ 1993 г. М.,1996.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенным Кодексом Российской Федерации установлено следующее определение таможенного контроля: «Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 19 ст. 11 ТК РФ)». Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993г. М.,2006.
При этом необходимо отметить, что понятие «таможенный контроль» определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы» Понятие «таможенный контроль» раскрывается и в главе 2 «Определение понятий» Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции от 26.06.1999, — «Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (E7./F3.)».
Приведенные определения показывают, что содержащееся в Таможенном Кодексе Российской Федерации определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Конвенции Киото — основном международном документе в сфере таможенного регулирования.
Правовые основы таможенного контроля находят свое непосредственное закрепление в ряде норм Таможенного кодекса Российской Федерации — обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, установленных ТК РФ (ст. 15 ТК РФ).
2.2 Методы регулирования таможенного контроля
Анализируя понятие таможенного контроля, необходимо отметить, что таможенное право при осуществлении функции регулирования общественных отношений использует определенные правовые средства воздействия на таможенные правоотношения, на поведение участников этих отношений. Такие средства и составляют методы правового регулирования таможенных правоотношений. Методы регулирования тесно связаны с предметом регулирования, выступая дополнительным классификационным признаком таможенного права как специфического направления в регулировании общественных отношений. Необходимо также иметь в виду, что методы регулирования могут выступать в качестве определяющего критерия при разграничении правовых отраслей.
Способами воздействия на поведение субъектов таможенных правоотношений при осуществлении таможенного контроля являются предоставление права, возложение обязанности, запрет, которые применяются во всех отраслях права, но имеют свои особенности при их реализации в таможенном праве.
При применении такого способа как предоставление права законодатель дает субъектам права определенную возможность поведения, например, совершить те или иные действия, либо не совершать их. Так, Таможенным кодексом Российской Федерации предусматривается положение, согласно которому все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, предусмотренном законом, т.е. физическое или юридическое лицо вправе ввезти или вывезти какой-либо товар либо воздержаться по своему усмотрению от совершения таких действий. Другим примером может служить поведение участника таможенного правоотношения, который вправе обжаловать, по его мнению, неправомерное действие должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля, но может и не воспользоваться таким предоставляемым ему правом. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. -М.: Софт Издат, 2006.-с.256.
Возложение обязанности требует от субъектов должного поведения, например, предписание совершить те или иные действия. Таможенный кодекс Российской Федерации возлагает на перевозчика, выступающего в качестве субъекта таможенных правоотношений, после пересечения таможенной границы при ввозе товаров доставить их в ближайший пункт пропуска через Государственную границу и предъявить их для таможенного контроля.
Запреты определяют обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Например, Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность субъектов таможенных правоотношений соблюдать положения законодательства о запрещении ввоза определенных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Административно-правовой метод регулирования общественных отношений предполагает применение правовых средств распорядительного характера, т.е. возложение юридической обязанности совершить определенные действия. Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений предопределяется правовым положением таможенных органов, которые наделяются юридически-властными полномочиями. Другая сторона таможенного правоотношения обязана подчиняться предписаниям, исходящим от таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля.
Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает многочисленные положения, в соответствии с которыми таможенные органы вправе разрешать или запрещать совершение каких-либо действий, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Достаточно отметить, что перемещение товаров через таможенную границу носит разрешительный характер, таможенные органы, осуществляя таможенный контроль, могут в любое время принять решение, останавливающее движение товаров, которое другие участники правоотношения не вправе игнорировать. Они могут лишь обжаловать в установленном порядке соответствующие действия таможенных органов. Таким образом, в таможенном правоотношении отмечается наличие односторонности волеизъявлений одного из участников такого отношения, а именно таможенного органа.
Односторонность волеизъявления предполагает, что таможенный орган как участник правоотношения наделяется такими полномочиями, которыми не обладают другие участники такого правоотношения. Например, таможенный орган вправе распорядиться товарами, срок временного хранения которых истек. Таможенное право России под. ред. И.В. Тимошенко, Ростов, 2007.-с.184.
Особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, в том числе в рамках Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан.
В этой связи целесообразно привести определения таможенного контроля, которые даны в иных национальных Таможенных кодексах. Необходимо отметить, что в 2002-2003 годах приняты и введены в действие обновленные Таможенные кодексы республик Казахстан, Украина и Молдова — в которых осуществлена адаптация национального таможенного законодательства с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции от 26.06.1999, принятой Всемирной таможенной организацией, а также с другими международными документами в сфере таможенного регулирования.
В п. 22 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь приведено следующее определение таможенного контроля — «таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь». В Таможенном кодексе Республики Казахстан (ст. 7 п. 27) таможенный контроль — «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан».
В соответствующем кодексе Республики Украина (ст. 1 п. 15) под таможенным контролем понимается — «совокупность мероприятий, которые осуществляются таможенными органами в границах своей компетенции с целью обеспечения соблюдения норм настоящего Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке».
При этом необходимо отметить, что в Постановлении Совета Европейского экономического Сообщества об утверждении Таможенного кодекса Сообщества (№ 2913/92 от 12.10.1992) понятие таможенного контроля приведено в виде определения контроля осуществляемого должностными лицами таможенных органов (ст. 4 п. 14) — «Контроль должностными лицами таможенных органов — выполнение определенных действий по контролю за перемещением товаров, проверка наличия и аутентичности документов, проверка счетов предприятий и другой документации, осмотр транспортных средств, осмотр багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них, направление официальных запросов и осуществления других похожих действий с целью обеспечения соблюдение таможенных правил и, если необходимо, других положений относительно товаров, которые являются предметом таможенного контроля». Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. -М.: Софт Издат, 2006.-с.267.
Раскрывая понятие таможенного контроля целесообразно остановиться на его взаимосвязи с иными краеугольными определениями понятий таможенного права. При этом необходимо отметить, что выделение предмета таможенного права основывается на положении Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации без раскрытия содержания такого регулирования (ст. 71).
В то же время в этой же статье в перечне вопросов, находящихся в ведении федерального центра, упоминаются внешнеэкономические отношения Российской Федерации. В этой связи возникает необходимость разграничения предметов регулирования таможенного права и законодательства в сфере внешнеэкономических отношений, определив место и роль таможенного контроля.
При этом в Таможенном кодексе Российской Федерации не раскрывается и не развито соотношение понятий «таможенное регулирование», «таможенно-тарифное регулирование», «таможенное дело», «таможенное законодательство» и их связь с предметом регулирования таможенного права.
Таможенное дело согласно п. 2 ст. 1 Кодекса представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Между тем в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» таможенно-тарифное и нетарифное регулирование являются методами государственного регулирования, которые осуществляются применением ввозных и вывозных пошлин и количественных ограничений и запретов. Указанные методы регулирования в их правовой форме относятся к административному праву. Таким образом, если таможенное дело образует совокупность методов и средств, то остается не раскрытым его содержание с точки зрения таможенного права. Таможенное дело необходимо рассматривать с учетом такого понятия, как «таможенный контроль», которое определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (подп. 19 п. 1 ст. 11 Кодекса).
Достаточно сложно сделать вывод о совпадении этих понятий или самостоятельном их существовании, если следовать определениям данных понятий, содержащихся в Кодексе. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993г. М.,2006.
Обращает на себя внимание трансформация понятия «таможенное дело» в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, которое приведено выше. Между тем в ранее действовавшей редакции (1993 г.) Кодекса «таможенное дело» определялось как таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Столь существенная корректировка понятия «таможенное дело» говорит о том, что данное понятие требует продолжения работы по раскрытию его содержания.
Глава 3 Принципы таможенного контроля и их особенность
3.1 Принципы таможенного контроля
Основные принципы регулирования таможенных правоотношений содержатся в Конституции Российской Федерации, которые полностью распространяются на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля.
Важный принцип сформулирован в ч. 1 ст. 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Организационное построение таможенного контроля основывается на принципе, содержащемся в п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому таможенное регулирование отнесено к исключительной компетенции федерального центра.
Необходимо отметить, что целый ряд конституционных принципов более общего характера также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и соответственно к таможенному контролю:
- о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);
- о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации);
- о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации);
- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.
3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации формирует также такие принципы, непосредственно относящихся к таможенному регулированию, как законности (ст. 15); равенство всех перед законом и судом (ст. 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
Конституция РФ 1993 г. М.,1996.
Необходимо отметить, что глава 6 подп. 111 Руководства к Генеральному Приложению Конвенции Киото определяет, что принципами таможенного контроля являются обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.
3.2 Особенность принципов таможенного контроля
Исходя из конституционных принципов таможенного контроля необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:
Принцип законности — все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, — разрешено».
Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности — уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 365 Таможенного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.
Принцип выборочности таможенного контроля — использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Принцип гуманности — применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.
Принцип оперативности — установление Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (Минэкономразвития России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.
Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств — взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.
Принцип эффективности — таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.
При проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Исходя из указанного принципа выбор должностным лицом таможенного органа соответствующей формы таможенного контроля обусловлен необходимостью предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающих другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. -М.: Софт Издат, 2006.-с.271.
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Заключение
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, предусмотренных ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации — непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации.
Организация таможенных органов во многом зависит от задач, стоящих перед ними в определенный период развития. В настоящее время перед российскими таможенным и органами возникает новая задача — задача интеграции в процесс международного сотрудничества в области таможенно-правового регулирования.
Интеграция России в процесс мирового сотрудничества в области таможенного регулирования — это на сегодняшний день одна из важнейших внешнеэкономических и внешнеполитических задач нашей страны. Решение этой задачи позволит полностью устранить барьеры для экспорта российских товаров и избавиться от потерь в торговли.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osobennosti-konfliktov-v-tamojennyih-organah/
1. Конституция РФ 1993 г. М.,1996.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993г. М.,2006.
3. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. — М., 2006.
4. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. — М. Издательство «Бек», 2007.
5. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2007.
6. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.: 2008.
7. Таможенное право России под. ред. И.В. Тимошенко, Ростов, 2007.
8. Ноздрачев А.Ф.Таможенное право. — М.,2008.
9. Таможенный контроль: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шамахова. -М.: Софт Издат, 2006.
10. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. — М.: Издательство «Бек», 2007.