В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений профессионального образования, как своеобразной ступени в формировании общественной нравственности личности.
Профессиональная школа призвана удовлетворять текущие потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные
Таким образом, данная тема исследования наиболее актуальна на сегодняшний момент, так как именно от воспитательной работы в учреждениях профессионального образования зависит уровень развития личности молодого специалиста, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.
Цель написания курсовой работы состоит в выявлении особенностей организации воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в учреждениях
Предмет исследования — сущность организации воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить
В написании курсовой работы использовались
При написании курсовой работы было использовано достаточно много разнообразной литературы. Опорную информацию в написании теоретической части курсовой работы составили следующие учебники: «Профессиональная педагогика» под редакцией С.Я. Батышева, «Педагогика профессионального образования» под редакцией В.А. Сластенина. Также было использовано много различной периодической литературы — это, в основном, журналы «Профессиональное образование» и др.
» Методическая работа в учреждении дополнительного образования»
... его профессиональные навыки. Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог ... исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога; доведение до сведения педагогов нормативных документов; организация системы повышения квалификации педагогов; руководство работой методических ...
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
основы организации воспитательного процесса в системе Профессионального образования
Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению организации воспитательного процесса, необходимо обозначить, что такое воспитание, воспитательный процесс и каковы особенности его организации.
«Воспитание» — одно из основных категорий педагогики, между тем существует множество определений этого понятия. Объясняется это тем, что воспитание многозначно по своему содержанию. Необходимо перечислить некоторые из этих значений.
Воспитание, Воспитание, Воспитание
воспитание
Воспитание рассматривается с двух позиций: как общественное явление и как педагогическое явление.
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, СМИ, церковью, семьей, разными типам образовательных учреждений. В данном определении воспитание отождествляется с социализацией.
Воспитание как педагогическое явление трактуется в широком и узком значениях.
В широком педагогическом смысле воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающий взаимодействие воспитателей и воспитанников.
С точки зрения целенаправленного воздействия старших поколений на младшие воспитание представляет собой взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших как сочетание двух типов отношений. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования является одним из двух ее компонентов.[12]
В узком педагогическом смысле воспитание — это целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств, отношений человека. В более конкретном значении воспитание — это и решение конкретных воспитательных задач (например, какого-то нравственного или эстетического качества), а также составные части целостного воспитательного процесса в виде умственного, нравственного, трудового и т.д. воспитания. [13-c.5-6]
Говоря о воспитании как педагогической категории, необходимо отметить следующее:
Духовно – нравственное развитие обучающихся в воспитательном ...
... по духовно-нравственному воспитанию учащихся. 3.2. Специфика организации социально-педагогической деятельности по нравственному воспитанию молодё ... процессе формирования духовно-нравственных ценностей. Таблица 1.Критерии и показатели уровня развития духовности личности учащегося Критерии Показатели Диагностический инструментарий Когнитивный Степень освоения студентами ведущих духовно-нравственных ...
— воспитание является
— воспитание не может
— воспитание — это не столько процесс трансляции социокультурного
1.2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника — происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.[5-с.11]
Воспитательный процесс образовательного учреждения — это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.
содержание всего учебно-воспитательного процесса
Педагог профессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний всегда выполняются там, где для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности. Посильность и постепенность позволяют использовать обучение как способ развития и воспитания личности. [20-с.10,11]
особенности организации воспитательного процесса
Во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т.е. назначения педагогической системы.
Творческое саморазвитие как процесс формирования личности учащихся ...
... Система работы по творческому саморазвитию учащихся заключалась в следующем: 1) на когнитивном уровне - систематическое стимулирование учащихся к самоценной образовательной практике, которая переходила бы в саморазвитие; моделирование учебного процесса и педагогического взаим
Во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.
Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Здесь идет продолжение воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного рабочего с наименьшим наследием вредных привычек.
Оптимальной считается такая организация учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает в максимально возможной мере решение всего комплекса задач обучения, воспитания и развития при минимально необходимых расходах времени, усилий педагога и обучающихся.