Существуют довольно противоречивые взгляды на момент возникновения «массовой культуры”. Некоторые считают его вечным побочным продуктом культуры и поэтому находят его уже в древности. Есть еще много причин для попытки связать появление «массовой культуры» с научно-технической революцией, которая породила новые методы производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны, это демократизировало сферу культуры, с другой — облегчило проникновение коммерческих и политических интересов в эту сферу и погоню за прибылью.
Смешение культуры и политики может принять два разных направления. Оно может сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.
Массовая культура — это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, у нее нет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной скоростью в соответствии с потребностями моды. Популярная культура обращается к большой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на звание популярного искусства.
Модернизм, напротив, обращается к вкусам элиты, опираясь на различные области авангардного искусства. В настоящее время идет интенсивный процесс трансформации авангарда в искусство производства товаров народного потребления.
Феномен массовой культуры существует, и телевидение является наиболее эффективным средством воспроизведения и распространения этой культуры. Массовая культура влияет на массовое сознание, связана со средствами массовой информации, ориентирована на вкусы и инстинкты потребителей, носит манипулятивный характер. СМИ представляют большую опасность для независимого человека, они обладают опасным инструментом внушения, инструментом социального становления личности.
Популярная культура стандартизирует духовную деятельность человека. Человеческие массы были и всегда были отвращением к образованию и искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
В Америке «популярная культура приобрела двоякий характер: американский ум, не занятый практическими проблемами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занятая открытиями, производством и социальной организацией, напоминает водопад Ниагары. Американская воля воплощена в небоскребе, американская разведка — в колониальных зданиях.
Язык и речевая культура в жизни человека
... культуры речи Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик ... норму со стороны освобожденного потенциала разговорной речи, ее продвижение в публичную сферу, в массовое общение. И эта сила поддерживается процессами ...
С помощью ориентированного на рынок сырья мы изучаем поведение, отношение, общепринятые взгляды, предрассудки и ожидания, типичные для большого количества людей.
Одна из важных функций современной массовой культуры — мифизация общественного сознания. Произведения массовой культуры, как и мифы, не основаны на различении реального и идеального, они становятся объектами не знания, а веры.
Бытует мнение, что наиболее подходящим термином для выражения сути произведений массовой культуры является термин «икона. Именно икона соответствует русскому понятию образ. Этот термин характеризует этот тип художественной рефлексии, которая является символической, принципиально нереалистичной, это объект веры, поклонения, а не средство отражения и познания мира.
Исторические условия и этапы становления массовой культуры.
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы культурного существования: массовую культуру и элитарную культуру. Массовая культура — это вид культурного продукта, который ежедневно производится в больших количествах. Предполагается, что массовая культура потребляется всеми людьми, независимо от места и страны проживания. это культура повседневной жизни, представленная максимально широкой аудитории по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации.
Когда и как появилась массовая культура? В культурологии существуют разные точки зрения на истоки массовой культуры.
Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1.Условия для массовой культуры формировались с момента зарождения человечества и во всяком случае с момента зарождения христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, “Библия для нищих”), рассчитанные на массовую аудиторию.
2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе 17-18 веков приключенческого, детективного и приключенческого романа, значительно расширившего читательскую аудиторию за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) — автора широко известного романа “Робинзон Кру-зо” и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести о приключениях английского милорда Георга” и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3.Закон об обязательной всеобщей грамотности, принятый в 1870 году в Великобритании, также оказал большое влияние на развитие массовой культуры, что позволило многим овладеть основным видом художественного творчества 19 века — романом.
Культура как социальное явление
... глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, а ... дополнительные усилия. Но память народов складывается из памяти людей. Память культур складывается из памяти народов. Величественный и ... результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений ...
И все-таки все выше изложенное — это предистория массовой! культуры. И в прямом смысле массовая культура себя проявила | впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американскийj политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру”.
Феномен возникновения массовой культуры заключается в следующем. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы:
экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль масс людей в различных социальных сферах проанализирована в ряде философских работ ХХ века.
X. Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе “Восстание масс” (1930 г.) выводит само понятие “масса” из определения “толпа”. «Толпа количественно и визуально многочисленна, а множество с точки зрения социологии — это масса», — объясняет Ортега. И еще он пишет: «Общество всегда было мобильной единицей меньшинства и масс. Меньшинство — это совокупность индивидуумов, идентифицируемых отдельно, масса — ничем не идентифицируемая. Масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение — “многие” — переходит в качественное”
Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии” (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия “масса”:
1.Масса — как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию класс).
2.Масса — как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет).
3.Массы — как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).
4.Массы — как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности).
5. Массы — как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе — это варвар.
И Д. Белл заключает: массы — это воплощение стада, единообразия и стереотипов.
Еще более глубокий анализ “массовой культуры” сделал канадский социолог М. Маклюэн (1911-1980).
Он также, как и Д. Белл заключает, что средства массовой информации порождают новый тип культуры. В своих работах “Галактика Гутенберга” (1962 г.), “Понимание средств связи” (1964 г.), “Культура нагие дело” (1970 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи “индустриального и типографского человека” явилось изобретение И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Однако современные СМИ, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», также создают «нового племенного человека”. Этот новый человек отличается от «племенного» человека, когда-то жившего на земле, тем, что его мифы сформированы из «электронной информации”. По словам Маклюэна, Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной культуры.
Физическая культура в системе социальной работы с населением
... как “здоровый образ жизни” и “физическая культура”, углубиться в историю развития физической культуры, рассмотреть существующие типы и функции физической культуры. Мной были использованы такие источники – Яркина Т.Ф. “Теория и практика социальной ... именно, массовая физическая культура стала ... оптимальное взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бод ...
Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Более того, субъекты массовой культуры сегодня — это не только массы, но и индивиды, объединенные различными узами. Поскольку люди действуют одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных сообществ, предмет «массовой культуры» можно рассматривать как двойственный, то есть как индивидуальный, так и массовый одновременно. В свою очередь, понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление этой культуры!. При этом массовое производство культур понимается по аналогии с конвейерной промышленностью.
Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры.
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в “Капитале”. В этом сочинении К. Маркс рассматривал через призму понятия «товар» все многообразие общественных отношений в буржуазном обществе.
Желание увидеть продукт в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой информации привело к созданию нового явления — массовой культуры. Предопределенный коммерческий контекст, производство конвейерных лент: все это во многом означает перенос того же финансового и промышленного подхода в сферу художественной культуры, который царит в других отраслях промышленного производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь, потребление этих продуктов является массовым, потому что аудитория, воспринимающая эту культуру, — это огромная аудитория больших театров, стадионов, миллионы зрителей и фильмов.
С социальной точки зрения массовая культура образует новый социальный слой, именуемый «средним классом”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени” (1962 г.).
Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Популярная культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это создает личность, которой достаточно легко манипулировать. Другими словами, это манипулирование психикой человека и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы человеческих чувств, и прежде всего чувства одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
Реферат философия общества массового потребления
... массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Массовая ... человека. В немецкой классической философии культура - это область ... Мы полагаем, что явление массовой культуры не просто некая ... сти масс при парадоксальном снижении духовных запросов. К одной из ранних форм массовой ...
Массовое сознание, сформированное массовой культурой, отличается по своему проявлению. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Он не может охватить все процессы в развитии, всю сложность их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа — имиджа или стереотипа) — это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня у новых «искусственных олимпийцев» есть не менее фанатичные поклонники, чем у древних богов и богинь.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет определенные социальные функции. Среди них главная — иллюзорно-компенсаторная: введение человека в мир иллюзорных переживаний и несбыточных мечтаний. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой доминирующего образа жизни, конечной целью которого является отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм.
Отсюда и использование в массовой культуре таких художественных жанров, как криминал, вестерн, мелодрама, музыка, комедия. именно в этих жанрах создаются упрощенные «версии жизни», сводящие социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как “добродетель всегда вознаграждается”, “любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все”.
Несмотря на кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет очень четкую мировоззренческую программу, в основе которой лежит некая философская основа.
Проблема типологии культуры.
Для решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные закономерности развития этого важного социального феномена. Для этого используется концепция смены общественно-экономических формаций. Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания Общую схему исторических типов культуры можно представить следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура капиталистического общества, социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания.
Развитие конфликтологической компетенции среднего медицин- ского ...
... в профессиональной деятельности, что определяется конфликтологической компетентностью среднего медицинского персонала лечебного учреждения. Конфликтологическая компетентность является одним из важнейших качеств ... профессионалы, обладающие высоким уровнем развития конфликтологической компетентности. Именно поэтому формирование данной компетентности у среднего медицинского персонала лечебного ...
Первобытная культура возникла вместе с выделением человека из царства животных и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым обществом, которая происходила в различных регионах в разное время (от IV тысячелетия до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до нашей эры в Древней Греции).
В рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает искусство и религия. Величайшим достижением первобытного общества было формирование самого человека, его выделение из царства животных, что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.
Культура рабовладельческого общества отличается большим динамизмом. Эксплуатация огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения характерны здесь для многих областей культуры — этики, права, политики, философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма, поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения эстетической действительности. Формируется научная методология, познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств. Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется, личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений. Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции, находится под контролем государства.
В эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве, которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение основных потребностей, связь индивида с группой и относительная неотделимость его от природной среды. Эти особенности способа производства опираются на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный период характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение в культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются здесь подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением. Но, хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства, в эту эпоху были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры — сегодня мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми ансамблями средневековых городов Культура капиталистического общества во многих своих чертах формируется в эпоху Возрождения. В это время происходит бурная ломка общественных отношений и основ мировоззрения феодализма. Культура активно приобретает светский характер, человек рассматривается многими мыслителями как существо, равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов, оставивших глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.
Культура как социальный феномен
... всякой отваги. Медленность = анализу всех бездеятельных осторожностей. Скорость = презрению пре ... Свободомыслие, социальный активизм, творчество подавлялись не только инкви ... мерно”. Поэтому “вся наша европейская культура уже с давних пор движется в ка ... месел”, как выражались тогда) потребовало динамики человеческой природы ...
При капитализме формируется новая социально-этническая общность — нация. Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей теперь сильное национальное своеобразие.
Таким образом, теория общественно-экономических формаций позволяет уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между ними.
Личность как творец культуры, ее ценностей.
Кто же действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства, т. е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры.
Трудящиеся составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их деятельности человечество может существовать и нормально функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую роль в создании материальных культурных ценностей. Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.
Этика и деонтология работы с пациентами в акушерстве и гинекологии
... проводить с пациентом психотерапевтическую работу только по согласованию с лечащим врачом и со специализацией в области медицинской психологии. 3. Прин ... ми; повысить своевременность и надежность выполнения за ... хологической подготовки: учебно-методические материалы; ... и личные проблемы на профессиональную деятельность. Нежелательны тесные личные отношения ...
Ну а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод, сделанный рабами в Риме, но ведь и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая личность играет весьма заметную роль в развитии культуры. Но, прежде чем личность сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе. Это влияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами. Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития личности.
Каковы основные направления влияния личности на ход мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три основные возможности, предоставляемые личности историческим процессом.
Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность совпадает с направлением общественного прогресса, она может значительно ускорить темпы исторического развития, внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае говорят о прогрессивном воздействии личности на ход истории.
Во-вторых, ее деятельность может иметь направление, противоположное направлению общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощи социальных сил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств может оказать значительное тормозящее воздействие на ход истории и развитие мировой культуры. В таком случае говорят об отрицательном воздействии личности на историю.
В-третьих, личность может оказать противоречивое воздействие на исторический прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность которых может быть оценена однозначно — либо позитивно, либо негативно. Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности ускоряют ход истории, а на других — замедляют. Часто встречается ситуация, когда личность в одно и то же время одними сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими — регрессивное.
Философские основы массовой культуры .
Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа — киренаиков, основанная в V веке до н. э. другом Сократа — Аристипом. Это школа создала этическое учение — гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения является целью всего поведения человека. Идеи гедонизма развили эпикурейцы. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что только одни технические средства породили, якобы, в XX веке новый тип “глобальной культуры”. Но, конечно, наиболее интенсивно ми-ровоззренческо-методологические основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента восхождения на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента развлекательная ветвь гедонистической функции художественной культуры становится одной из определяющих в массовой культуре.
Ложь и её детекция криминалистическими средствами (стр. 1 )
... работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ §1. Понятие и классификация лжи Ложь ... исследованные возможности в области детекции лжи и использования полученной таким образом информации. Научная и практическая значимость работы заключается в разработке ...
В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому.
Примером художественного (практического) решения эстетических принципов, законов биологизма в позитивизме является серия западных детективных романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями стоит один социальный мотив — деньги. Но в финалах романов выясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологии от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений массового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место в подобных произведениях.
Обрела второе дыхание и практическое воплощение в массовой культуре ключевая идея английского позитивиста Г. Спенсера (1820-1903).
Суть ее состоит в том, что индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее приспособленных необходимы для поступательного развития общества. Спенсеровский социальный дарвинизм, в своих крайних формах, стал основой для расизма и экспансионизма. Идеи расизма, национал-шовинизма пустили глубокие корни в общественном сознании мира. И как следствие этого они существуют в продукции массовой культуры. Именно эти идеи пропагандируют теорию тотального противостояния культур, религий, рас, твердят о непримиримости, враждебности различных культур.
В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реанимируется и так назьтаемый “культ казенного оптимизма”, перерастающий, порой, в настоящей национал-шовинизм. По всему миру ведутся ожесточенные кампании за создание парадных произведений художественной культуры. Это, как правило, ведет лишь к появлению отлакированных картин вымышленной жизни, которые не всегда адекватны реальной ситуации. Данная позитивистская концепция реализует и концепцию так называемой “американской мечты”. Американская мечта — это совокупное представление об “исключительности” развития Америки и то, что каждый американец имеет равные возможности в достижении счастья и успеха. В контексте американской жизни содержание понятия “американская мечта” менялось, наполнялось различным смыслом, превратилось в официальный лозунг, в своего рода эквивалент “американского образа жизни”.
Ситуация по созданию псевдореалистических художественных произведений была характерна до недавнего прошлого и в нашей стране. Парадно-официальные книги, фильмы, спектакли о наших гигантских стройках, колхозах-миллионерах и прочее — это и есть проявление все той же позитивистской концепции социального дарвинизма, правда уже в нашей отечественной интерпретации.
Философия позитивизма явилась главной формой мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве (Г. Спенсер, Э. Ренан, И. Тэн).
Натурализм как метод художественного творчества оформился во второй половине XIX века в Европе. Среди наиболее известных деятелей искусства, широко использовавших натуралистический метод, были братья Гонкуры, Э. Золя, М. Арцибашев. В натуралистических произведениях искусства преувеличивается роль материально-вещественной среды ii недооценивается роль социальных факторов в формировании личности. Натуралистические школы привели, прежде всего, к бытописательству в художественных произведениях, к заострению внимания на физических подробностях жизни человека, однако меньше внимания уделялось социальным основам бытия.
Существует тесная связь философии прагматизма с массовой культурой. Наиболее полно идеи прагматизма реализовал в эстетике и культурологии массовой культуры американский философ Д. Дьюи (1859-1952).
Основные его работы были опубликованы между двумя мировыми войнами, когда феномен массовой культуры уже отчетливо вырисовывался, приобрел законченную форму и выработал целый ряд закономерностей. В своем программном труде “Искусство как опыт”, вышедшем в свет в 1932 году, Дьюи разработал культурологическую концепцию, которая во многом определила пути развития массовой культуры.
По мнению Дьюи, в основе художественного творчества лежит не отражение предметов и явлений действительности, а некий чувственный опыт, который он трактует как “результат взаимодействия организма и его окружения”. В своей теории Дьюи уходит от материального мира и погружается в субъективные эмоции. И эстетический опыт является продолжением обычного человеческого опыта. Дьюи активно защищал социально-интегрирующую способность искусства и открыто провозглашал свою приверженность натурализму в искусстве, противопоставляя его реализму.
Одно из основополагающих утверждений прагматизма требует признания истинности того, что имеет практическую пользу. Любая идея — научная, религиозная, художественная, прогрессивная, реакционная — может быть оправдана, если она обеспечивает успех деятельности людей. Не случайно прагматизм называют “философским выражением бизнеса”. Отпечаток духа делячества (а “прагма”, по-гречески, это дело, действие) лежит на многих высказываниях представителей эстетики прагматизма об искусстве. Практической реализацией прагматизма в массовой культуре является такая важная ее структура — как реклама. Она реализует основное кредо прагматизма, которое заключается в том, что истинным является то, что полезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.
Философия 3. Фрейда — фундамент современной массовой культуры. В начале XX века австрийский врач-психопатолог и философ 3. Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах — инстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют многие их поступки.
В своей теории бессознательного 3. Фрейд исходил из того, что супщость человека выражается в свободе от инстинктов. Отсюда и жизнь в обществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникает то, что Фрейд называл “фрустрацией” — то есть неосознанной ненавистью индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку общество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивности индивидов возможностями, человек находит выход своим неудовлетворенным страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности.
XX век войдет в историю человечества, как век страха. Разрушительные войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой художественной культуре образа “маленького человека”. В книге “Бегство от свободы” американский философ и социолог последователь 3. Фрейда Э. Фромм сравнивает человека нашего века с мышонком Микки Маусом — героем мультфильмов У. Диснея. Фромм подчеркивает, что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого. Зритель переживает с мышонком все его страхи и волнения, а счастливый конец, в котором Микки всегда избегает опасности, дает ему, зрителю, чувство удовлетворения. Древние греки создали в искусстве образ героя, который органично существовал с окружающим его миром, художественное творчество XX столетия широко эксплуатирует образ маленького человека, как героя нашего времени.
В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются: природные катастрофы (землетрясения, цунами, бермудский треугольник с его неразгаданными тайнами); просто катастрофы (кораблекрушения, авиакатастрофы, пожары); монстры (к ним относятся гигантские гориллы, агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т. д.); сверхъестественные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явлениях переселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр “трупомании”); инопланетяне.
Катастрофы находят отклик в душах людей потому, что все мы живем в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В условиях экономического и экологического кризиса, локальных войн, национальных столкновений, гарантий от жизненных катастроф не существует. Так, постепенно тема “катастрофы”, “страха”, порой даже не всегда осознанно, овладевает людьми.
В последние десятилетия XX века в качестве повода для изобра -жения катастрофы на кино — и телеэкранах все чаще стали использоваться трагические события политической жизни: акты жестокого терроризма и похищения людей. Причем в подаче и раскручивании этого материала прежде всего важны сенсационность, жестокость, авантюрность. И как результат — психика человека, натренированная фильмами-катастрофами, мастерски эстетизированная коммерческим экраном постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. И вместо того, чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.
Проблема реализации инстинктов жестокости, агрессивности в художественных произведениях массовой культуры не нова. О том, порождает ли жестокое художественное зрелище жестокость в зрителе, слушателе или читателе спорили еще Платон и Аристотель. Платон считал изображение кровавых трагедий общественно опасным явлением. Аристотель — наоборот — ожидал от изображения сцен ужасов и насилия очищения реципиентов катарсисом, т. е. он хотел видеть определенную душевную разрядку, которую испытывает реципиент в процессе сопереживания. Долгие годы изображение насилия в искусстве было характерно для задворок массовой культуры. В наши дни “сверхнасилие”, которым проникнуты книги, спектакли, фильмы вышло на первый план. Массовая культура беспрерывно выбрасывает на публику все более порочные и жестокие фильмы, пластинки, книги. Пристрастие к вымышленному насилию напоминает зависимость от наркотика.
Сегодня отношения у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие и ростом преступности было бы упрощением. Так же как и чтение романов А. Толстого и пристрастие к музыке П. Чайковского совсем не обязательно делают человека высоконравственным. Конечно, впечатления от восприятия художественных произведений составляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями его реальной жизни. Однако в обществе массового потребления фильмов, телепрограмм, пластинок — все это часть реальной жизни. Художественная культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства.
Элитарная культура как антипод массовой культуры.
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества — элита (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное).
Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однаков философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода — понятием элита обозначается не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита— это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
В своем основополагающем труде “Мир как воля и представление”, завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: “людей гения” (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и “людей пользы” (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).
В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах:” Рождение трагедии из духа музыки” (1872), “Человеческое, слишком человеческое” (1878), “Веселая наука” (1872), “Так говорил Заратустра” (1884), элитарная концепция проявляет себя в идее “сверхчеловека”. Этот “сверхчеловек”, имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.
В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название “Дегуманизация искусства”, посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого — по Ортеге — заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того “…радоваться или сострадать человеческим судьбам, — пишет Орте-га, — есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения” (Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 224).
Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни. “Дегуманизация” — и есть основа нового искусства XX века. “Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса — тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются.
Элита — по Ортеге — это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та часть общества, которая обладает особым “органом восприятия”. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, “…чтобы “лучшие” познавали самих себя,… учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством”.
Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”, которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение “Мир искусства”. Лидерами “мирискусников” были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о “самоцельности” и “самополезности” искусства, считая одновременно “правду в искусстве ”, декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры “мирискусничества” в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности. Причем это воззрение понималось как совестливое понимание художественного в человеке. Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начала “мирискусническая” декадентская претензия на вне-классовость и надклассовость своей идеологической позиции.
Лидер “мирискусников” А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило мировое признание. Аналогичных идейных установок придерживались представители западноевропейского модернизма и постмодернизма, о которых пойдет речь в соответствующем разделе данного пособия.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965.
Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988.