Коммуникативная компетентность студентов

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение — необходимое условие существования людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и потребность в общении определяется совместной деятельностью: чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Всегда общайтесь с активным человеком, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Коммуникация позволяет организовать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми.

Формирование коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов — один из необходимых факторов их профессиональной подготовки. Задача вуза — дать студентам необходимое для высококвалифицированного специалиста правильное понимание коммуникативных свойств человека, а также сформировать и улучшить эти качества за годы обучения.

На современном этапе среда приобретает ведущую роль в формировании человека нового типа. Одним из основных показателей социально активной личности является способность контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения становится все более сложным и обширным. Это способствует актуализации интереса к проблемам личного взаимодействия в сфере общения.

Значительный вклад в развитие проблемы личности и общения в их глубокой взаимосвязи внесли как отечественные (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.И. Крупное, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рыжов, И.М. Юсупов и др.), так и зарубежные исследователи (J. Bowlbi, J.S. Bruner, M. Hoffinan, С. Kelley, Т. Lipps, В. Skiner, R. Spitz).

Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблема развития коммуникативных свойств личности все еще требует дальнейшего изучения, так как в известных концепциях нет однозначного ответа на вопросы о природе, закономерностях развития и факторах формирования коммуникативных свойств личности, нет единого взгляда на феменологию, классификацию этих свойств. Следовательно, необходим систематический анализ научных знаний о коммуникативных характеристиках, чтобы обобщить основные концепции исследования коммуникативных свойств человека и определить наиболее значимые факторы в формировании этих свойств.

Актуальность исследования обусловлена терминологической неопределенностью понятия коммуникативных свойств личности; необходимостью анализа направлений в изучении этих свойств.

20 стр., 9824 слов

Методы изучения индивидуально-типологических свойств личности

... свойства личности и дать их обзорную характеристику; дать обзор методик по исследованию индивидуально-типологических свойств личности; спланировать и провести эмпирическое исследование по выявлению индивидуально-типологических свойств личности. Объект исследования - методы исследования в психологической науке. Предмет исследования - методы исследования индивидуально-типологических свойств личности ...

В данной работе под коммуникативными свойствами человека понимаются устойчивые характеристики характеристик поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Сами свойства имеют физиологическое и психическое происхождение и связаны между собой. Это позволяет нам, на основе трудов В.В. Рыжова и В.А. Богданова, условно выделить из структуры личности систему этих свойств, коммуникативную структуру личности, устойчивое целостное образование. Исходя из заявленного понимания коммуникативных свойств человека, мы сформулировали цели и задачи исследования.

Цель: Раскрыть представления студентов младших курсов ВГПУ о собственных коммуникативных способностях.

Предмет: коммуникативная компетентность студентов.

Объект: компетентность.

Гипотеза заключалась в том, что студенты младших курсов ВГПУ склонны оценивать уровень развития коммуникативных компетенций как высокий.

Задачи: 1. Проанализировать психолого — педагогическую литературу по проблеме исследования;

  • Систематизировать накопленные в психологической науке данные о понятии коммуникативной компетентности
  • Диагностировать уровень сформированости коммуникативной компетентности у студентов;
  • Изучить условия формирования коммуникативной компетентности.
  • Разработать рекомендации для студентов по развитию коммуникативной компетенции.

    Глава 1.

Исследование коммуникативной компетентности в психолого- педагогической литературе

1.1 Понятие коммуникативной компетентности

Понятие « коммуникативная компетентность » впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [3].

В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность — это «…ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на:

  • знаниях и чувственном опыте индивида;
  • способность эффективно взаимодействовать с окружающими,
  • благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды».

Куницина В.Н. определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» [7].

По определению В.И. Коммуникативная компетентность Жукова — это «психологическая характеристика человека как личности, которая проявляется в его общении с людьми или« способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека” [5].

Коммуникативная компетентность человека формируется в основном на основе опыта общения между людьми, она формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Кроме того, человек приобретает способность вести себя в общении на примерах из литературы, театра, кино и СМИ.

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица.

6 стр., 2865 слов

Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия

... выделяет следующие виды социальной компетентности: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность;социо-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность;самоидентификация (эго-компетентность). И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с ...

Комплексное исследование коммуникативной компетентности встречается в работах И.Н. Зотовой. По ее словам, коммуникативная компетентность — это комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационного, когнитивного и поведенческого.

Эмоционально-мотивационная составляющая формируется потребностью в позитивных контактах, причинами развития компетенции, смысловыми установками «быть успешным партнером» взаимодействия, а также ценностями общения и целями.

В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности.

На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения [6].

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, Зотова И.Н. делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:

  • коммуникативные знания;
  • коммуникативные умения;
  • коммуникативные способности.

Коммуникативное знание — это знание того, что такое общение, каковы его виды, фазы, модели развития. Это знание того, какие методы и приемы коммуникации существуют, какой эффект они оказывают, каковы их возможности и ограничения. это также знание того, какие методы эффективны для разных людей и разных ситуаций. Эта область также включает в себя знание степени развития определенных коммуникативных навыков и того, какие методы эффективны в работе, а какие нет.

Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, — и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные навыки как индивидуально-психологические свойства человека, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное выполнение. [17;6]

В работах других исследователей указанные компоненты и компоненты коммуникативной компетенции рассматриваются отдельно. Есть также исследования, в которых компоненты коммуникативной компетенции рассматриваются с другой точки зрения.

6 стр., 2848 слов

Коммуникативная деятельность педагога

... деятельностью педагога. 3. Коммуникативные особенности личности Эффективность коммуникативной деятельности (деятельности общения) обеспечивается комплексом индивидуальных коммуникативных особенностей человека. Эти коммуникативные особенности определяются отечественными учеными как «коммуникативные качества», «коммуникативные способности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный ...

Исследуя понятие коммуникативной компетентности, Лабунская В.А. выделяет в нем три составляющие:

  • точность (правильность) восприятия других людей;
  • развитость невербальных средств общения;
  • владение устной и письменной речью [11].

Емельянов Ю.Н. характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств:

  • способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли;

способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях,

умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;

  • способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми;
  • осознание своих ценностных ориентаций, потребностей;
  • техники работы с людьми;
  • перцептивные возможности [4].

Петровская Л.А. обращает внимание на три стороны коммуникативной компетентности. Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней пригодности партнеров: коммуникативного, интерактивного и восприимчивого. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении [12].

Петровская Л.А. так же отмечает, что коммуникативная компетентность (компетентность в общении) предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Иногда трудности могут быть связаны с владением одним из них и его реализацией везде, вне зависимости от характера партнера и оригинальности ситуации. Автор считает, что именно гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [12].

Езова С.А. так же рассматривает коммуникативную компетентность с точки зрения ее составляющих. Она считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества:

  • а) в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия;
  • б) в выстраивании отношений;
  • г) в формах общения с партнером [16].

Таким образом, Езова С.А., как и многие другие авторы, считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. Васильева Г.С. в состав коммуникативной компетентности включает три вида таких способностей: гностические, экспрессивные и интерактивные.

Крючкова О.В. под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей:

  • Умение точно воспринимать коммуникативную ситуацию и оценивать вероятность достижения поставленных целей.
  • Способность правильно понимать и оценивать людей.
  • Умение выбирать средства и способы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и задачам.
  • Умение подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая подходящие средства общения с ними как вербальные, так и невербальные.
  • Способность оказывать влияние на психическое состояние людей.
  • Способность изменять коммуникативное поведение людей.
  • Умение поддерживать и поддерживать хорошие отношения с людьми.
  • Способность оставлять у людей благоприятное впечатление о себе.

О высокоразвитой коммуникативной компетентности, по мнению О.В. Крючковой, речь может идти только в том случае, если человек обладает этими способностями и проявляет их в общении с людьми [9].

6 стр., 2869 слов

«Коммуникативная компетентность педагогов как фактор развития ...

... структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми [10]. Кроме того, коммуникативную компетентность педагога ...

Развитие коммуникативной компетентности в онтогенезе происходит при формировании характера и направленности психической и общей деятельности. Характер коммуникативной активности человека зависит от его коммуникативной компетентности, от коммуникативных ценностей, которые он признает, от специфики мотивации и потребностей в общении.

Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой целостное, относительно стабильное и целостное психологическое образование, проявляющееся в индивидуальных и личностных психологических особенностях поведения и общения конкретного индивида. Несмотря на различие в понимании компонентов коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что, по сути, коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

1.2 Особенности коммуникативной компетентности студентов педагогических ВУЗов и необходимость её развития в период обучения

В профессиях социономического типа особенно важен высокий уровень коммуникативной компетентности, т. к. коммуникация выступает одним из главных средств профессиональной деятельности, без которого не могут быть решены ее задачи.

Коммуникативная компетентность как часть культуры общения — это социально-психологическое условие, необходимое для достижения педагогических способностей и успешной профессиональной деятельности будущего учителя. Развитие навыков общения представляет собой процесс овладения культурными инструментами общения и нравственными нормами поведения, которые выработаны в ходе общественно-исторической практики и приняты в той социокультурной группе, к которой принадлежит тот или иной человек. В настоящее время в контексте внедрения в школьную практику идей педагогики «сотрудничество», «диалог», «соуправление» неизбежно возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности. В связи с этим актуальной проблемой высшего образования является подготовка студентов к продуктивному профессионально-педагогическому общению.

Ученые подошли к этой проблеме и рассмотрели ее в нескольких отношениях. Так, ещё в античной Греции, софисты одновременно с искусством убеждать (диалектика) преподавали искусство говорить. В этом они руководствовались заботой о практической пользе. Развитие коммуникативной компетентности через решение коммуникативной задачи общения, рассматривали В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н.В. Никандров и др. Факторы коммуникативной компетентности выделяли В.Л. Захаров, Ю.Ю. Хрящева. Компоненты коммуникативной компетентности рассматривали Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.А Лабунская, выделяя познавательный компонент. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, как наиболее важную и сложную составляющую, изучали А. А. Бодалев, Б.Ф. Ломов. Непосредственно изучением студенческого возраста и выделением характерных для него особенностей развития занимались Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин.

14 стр., 6979 слов

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

... процедуры. Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально малопригодной. Именно профессиональное общение медсестры с пациентом восстанавливает гуманистическую направленность медицины, утраченную ... при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного. Сама медицинская психология может помочь выровнять эти ...

В социальной психологии выделяют три основных компонента или аспекта в структуре общения: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из этого представления о структуре общения следует, что коммуникативная компетенция — это сложное и многомерное образование. Нами коммуникативная компетентность определяется как умение и ориентированность в области межличностного общения, основанные на знаниях, чувственном опыте и свободном владении средствами общения [1].

Педагогический вуз, ставящий перед собой задачу развития коммуникативной компетентности студентов, может использовать для этого как учебные планы, так и специальные методы обучения. Для формирования коммуникативных качеств человека подходят такие методы воздействия, которые позволяют человеку наблюдать тенденции в собственном поведении, понимать особенности его мотивов и установок. Эти методы воздействия на социально-психологическую структуру человека включают, в частности, социально-психологический тренинг. Теоретические основы влияния тренинговых занятий на развитие коммуникативной компетентности появились в исследованиях западных психологов Дж. Морено, К. Роджерса, Г. Шепарда. Позднее и отечественные исследователи обратились к данной проблеме, рассматривая возможные формы социально-психологического тренинга, классифицируя по разным основаниям (М.Р. Битянова, Л.А. Петровская, В.В. Петрусинский, А.В. Федотова и др.).

Развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности; крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе. В свете задач, стоящих перед педагогом, очевидно, что во многих вузах нашей страны проявляется научный интерес к проблеме повышения профессиональной подготовки будущего специалиста. Изучение структуры коммуникативной компетентности приобретает особый практический смысл для педагогического труда, т.к. общение выполняет в нем как одна из форм деятельности. Накоплено множество фактов, которые показывают, насколько много значит для ученика общение не только с учителями, но и со сверстниками. О.В. Николаева выделяла основные проблемы в области развития коммуникативной компетентности у студентов:

  • студенты (особенно младших курсов) недостаточно владеют навыками слушания. При этом они испытывают затруднения в тех случаях, когда требуется пояснить или продолжить уже высказанную сокурсником мысль;
  • студенты часто демонстрируют недоразвитие навыков делового общения.

Это проявляется в неспособности организовать сотрудничество с малоизвестными людьми (чаще на первом курсе), а также в устойчивом нежелании выполнять учебные задания совместно с неприятными в личном плане подобных стереотипов требуется много времени. Эта характеристика является следствием недостаточного опыта групповой работы в школе. Некоторые студенты признавались, что только в вузе впервые столкнулись с групповой формой обучения;

  • даже при высокой степени осознания учебной информации доля студенческих вопросов в содержании занятий занимает недостаточное место. Практически все преподаватели сталкиваются с необходимостью заставлять студентов (прямым или косвенным путем) формулировать вопросы. Приоритетной задачей вузовской коммуникативной подготовки будущих учителей считается перестановка акцентов с монологической речи и пассивного слушания на диалог;

— одной из актуальных проблем является неспособность большинства студентов аргументировано, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. Чаще всего это практически не связано с развитием языка, знаний или словарного запаса будущего учителя, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях. Этот недостаток усугубляется тем, что, на наш взгляд, требования к современному профессиональному педагогу чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога [18].

1.3 Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности

Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н. Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий.

Группы социально-психологического обучения осознают потребность человека в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Именно здесь, по Рудестаму К., «человек чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим». Особую ценность представляет помощь и поддержка людей со схожими проблемами и опытом. В таких условиях поддержки и контроля облегчается самораскрытие и самоисследование личности, против которых возможно только успешное обучение.

Специфическими чертами социально-психологического тренинга являются:

соблюдение ряда принципов групповой работе,

нацеленность на психологическую помощь участников группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только от ведущего, сколько от самих участников группы,

наличие более или менее постоянной группы,

определенная пространственная организация (чаще всего работа в удобном, изолированном помещении, участники большую часть времени проводят в кругу),

акцент на взаимоотношения между участниками группы, которые развиваются и активизируются в ситуации «здесь и теперь»,

применение активных методов групповой работы,

объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия,

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности [10].

В рамках этих особенностей существует огромное количество модификаций конкретных форм формации, которые отличаются друг от друга рядом особенностей. Одной из таких форм является тренинг развития компетентности в общении (коммуникативной компетентности, коммуникативных умений).

Основы тренинга коммуникативной компетентности подробно рассмотрены в работах Андреевой Г. А., Богомоловой Н. Н., Емельянова Ю. Н., Петровской Л. А., Хараша А. И. и др. Авторы отмечают, что в социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетенции происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Формирование коммуникативной компетенции заключается в развитии социальных и психологических навыков, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимного выражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

  • умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;
  • умение психологически точно определить «точку» завершения общения;
  • умение максимально использовать социально — психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
  • умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
  • умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;
  • умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;
  • умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
  • умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении [2].

В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д.

Таким образом, психологический тренинг — это набор активных методов практической психологии, которые используются как в контексте клинической психотерапии, так и для работы со здоровыми людьми с психологическими проблемами, чтобы помочь им.

Анализ литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности студентов с помощью тренинга позволил сделать следующие выводы:

— Коммуникативная компетентность рассматривается большинством авторов, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в ситуациях личностного взаимодействия. В состав компетентности включаются когнитивные (ориентированность, психологические знания и перцептивные способности), исполнительские (социальные установки, опыт, система отношений личности) компоненты.

— Коммуникативная компетентность в профессиях типа «человек — человек» становится профессионально значимой, а для профессии педагога коммуникативная компетентность является основополагающей, т. к. профессия педагога предполагает постоянное общение с людьми.

— Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Наилучший дидактический эффект сегодня дают групповые методы, так называемые учебные группы, или «Т-группы». В России они действуют под названием «группы социально-психологической подготовки».

— Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативной компетентности является тренинг, представляющий собой синтез всех активных средств обучения. Исследования влияния обучения на изменение уровня коммуникативной компетентности подтверждают его эффективность.

Таким образом, коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью профессии учителя. В связи с этим при обучении в университете студентам необходимо скорректировать свои коммуникативные навыки и повысить уровень коммуникативной компетенции, и одним из наиболее эффективных способов ее повышения является обучение.

Глава 2. Экспериментальное изучение представлений студентов о собственной коммуникативной компетентности

2.1 Описание методик исследования представлений студентов о собственной коммуникативной компетентности

В исследовании приняли участие студенты 2 курса филологического факультета и факультета технологий и услуг. Общее количество студентов: 33 человека. Возраст: от 17 до 21 года.

Исследование студентов проводилось с помощью следующих методик:

  • Биографическая анкета
  • « Опросник оценка коммуникативных умений»
  • Методика «Диагностика психологических трудностей общения» разработана В.А Лабунской.

Краткое описание методик исследования:

  • Биографическая анкета была составлена и проведена с целью выяснения о студентах дополнительных сведений, таких как наличие:

опыта публичных выступлений,

затруднений в общении со сверстниками,

желания развивать свои коммуникативные умения,

желания работать по профессии и т.п.

— « Опросник оценка коммуникативных умений» был проведён с целью выяснения представлений студентов о собственной коммуникативной компетентности, а именно, выявления представлений студентов о собственных коммуникативных умениях на разных этапах беседы.

3. Методика “Диагностика психологических трудностей общения”, разработанной В.А. Лабунской.

Методика “Диагностика психологических трудностей общения” разработана в виде опросника, в котором представлены пять групп характеристик общения. Первая группа включает экспрессивно-речевые (ЭР) особенности партнеров. Вторая группа характеристик отражает социально-перцептивные (СП) особенности партнеров. Третья группа включает суждения, описывающие отношения-обращения (ОО) партнеров друг к другу. Четвертая группа состоит из суждений, раскрывающих умения и навыки организации взаимодействия (НВ).

Пятая группа характеристик — “условия общения” (УО) дает представление о влиянии на возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, пол, возраст, статус. Каждая группа включает как позитивные, так и негативные черты, определяющие его эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных групп характеристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствительности к определенным сторонам общения (“профиль психологических трудностей общения”), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чертам общения, создать “портрет” оптимального или трудного партнера с точки зрения субъекта или группы.

Методика состоит из двух частей. Данные первой части методики позволяют работать с представлениями о другом как трудном партнере и корректировать в тренинге только эти представления. Данные второй части методики позволяют работать и с представлениями о себе как трудном партнере общения.

На основе анализа данных, полученных с помощью методики, определяются характеристики общения партнера, по отношению к которым наблюдается повышенная чувствительность, и устанавливаются количественные и качественные различия “портретов” в зависимости от изучаемых детерминант затрудненного общения

2.2 Описание результатов эмпирического исследования представлений студентов о собственной коммуникативной компетентности

В ходе исследования представлений студентов о собственной коммуникативной компетентности нами были получены следующие данные:

Биографическая анкета.

В ходе проведения биографической анкеты, было выявлено, что 67 % опрошенных устраивали взаимоотношения со сверстниками в школе. (27 % затрудняются ответить и 6 %недовольны взаимоотношениями).

42 % студентов выполняли общественные поручения в школе (в ВУЗе) Наиболее популярные среди них подготовка различных мероприятий, участие в концертах, оформительные работы, волонтёрская работа.

Опыт публичных выступлений есть у 33% процентов опрошенных. Периодичность выступления: редко.

Большинство опрошенных с большим интересом изучают гуманитарные науки — 35 % студентов; занимаются спортом 28 % студентов; общественной работой — 18% студентов.

Необходимо отметить, что 52 % опрошенных студентов, после окончания обучения в ВУЗе, хотят работать по специальности, 34 % не хотят работать по специальности; 12% ещё не думали о своём дальнейшем трудоустройстве.

При этом 70 % опрошенных планируют развивать свои коммуникативные навыки в дальнейшем.

« Опросник оценка коммуникативных умений»

На основе полученных с помощью опросника данных, нами была создана таблица, наглядно иллюстрирующая уровень коммуникативных умений.

Таблица «Уровень развития коммуникативных умений у студентов 2-го курса филологического факультета и факультета технологии и сервиса»

Уровень

Количество человек

%

Низкий

0

0

Средний

4

12%

Высокий

29

88%

Данная таблица наглядно иллюстрирует, что 12 % студентов оценивают свой уровень развития коммуникативных навыков как средний. На основании полученных представлений о собственной коммуникативной компетентности, можно предположить, что данной группе студентов необходимо обратить внимание на некоторые неудовлетворительные аспекты общения.

Большинство же студентов (88%) считают, что им присущ высокий уровень коммуникативных умений, т. е они предполагают, что уверенно владеют коммуникативным минимумом.

Также нами была составлена диаграмма, наглядно иллюстрирующая на каком этапе общения (беседы) у студентов возникают трудности.

Было выявлено, что у студентов возникают затруднения на подготовительной фазе беседы, затруднения с убеждающей коммуникацией, другими словами студентам трудно установить новые контакты с малознакомыми людьми, а также отстаивать свою точку зрения. Наибольшие трудности возникают на фазе завершения разговора, т. е многие студенты не могут дать обратную связь своему партнёру по общению.

Наиболее развиты коммуникативные умения на контактной фазе общения и фазе управления разговором, т. е умения по жестам, мимике распознать эмоциональное состояние другого человека и разговорить его, а также умение управлять ходом диалога и в нужный момент остановить его.

Методика «Диагностика психологических трудностей общения» разработана В.А Лабунской.

На основе полученных по методике данных, нами был составлен профиль психологических трудностей общения у студентов 2-го курса филологического факультета и факультета технологии и сервиса.

«Профиль психологических трудностей общения у студентов 2-го курса филологического факультета и факультета технологии и сервиса».

Глава экспериментальное изучение представлений студентов о собственной коммуникативной компетентности 1

Где:

ЭР — экспрессивно- речевые особенности партнёров

СП — социально- перцептивные особенности партнёров

ОО — отношения обращения партнёров друг к другу

НВ — навыки организации взаимодействия

ОУ — «условия общения»

На данном графике мы видим, что наибольшие трудности возникают в следствии определённого отношения, обращения друг к другу и экспрессивно- речевых характеристик.

Мы видим расположение графика характеризующего другого как трудного партнёра, по шкале ординат выше графика характеризующего себя как трудного партнёра — это дает вид субъект- объектной детерминации затруднённого общения относительно другого, т.е другой наделяется характеристиками субъектности, к нему предъявляются претензии в создании затруднённого общения, он наделяется ответственностью, активностью для изменения трудной ситуации.

На поведенческом уровне такие представления порождают богатый спектр разнообразных взаимных претензий, требований, советов, что приводит к усилению «затруднённости» общения.

На основе данных, полученных по методике, возможно решение задачи изменения представлений о себе и о другом как о трудном партнёре общения. Решение данной задачи может быть реализовано в рамках развивающей программы, которую мы в дальнейшем планируем провести. Целью развивающей программы будет являться осознание студентами того, что источником возможных трудностей могут являться как они сами так и партнёр по общению в равной мере. Осознание этого позволяет выйти на необходимость изменения представления не только о другом, но и о себе как трудном партнёре общения, что в свою очередь будет способствовать развитию коммуникативной компетентности в целом.

На основании данных, полученных по всем методикам, мы можем констатировать следующий факт, большинство студентов 2-го курса филологического факультета и факультета технологии и сервиса склонны оценивать свой уровень развития коммуникативных умений как высокий (88%), при этом партнёр по общению наделяется характеристиками субъектности, к нему предъявляются претензии в создании затруднённого общения, он наделяется ответственностью, активностью для изменения трудной ситуации. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования полностью нашла своё подтверждение, однако при этом мы можем предположить что представления студентов о собственной коммуникативной компетентности могут являться необъективными и не отражать действительный уровень развития коммуникативных умений.

2.3 Рекомендации по развитию коммуникативных умений

На основании полученных результатов исследования для студентов были разработаны рекомендации по развитию коммуникативной компетентности, и, в частности, по развитию умения правильно воспринимать людей, что имеет первостепенную важность для будущих психологов.

Для развития умения правильно воспринимать и оценивать людей, необходимо, во-первых, научиться внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую судить об индивидуальных особенностях людей, с которыми Вы вступаете в общение. Это означает, что необходимо вырабатывать привычку и постоянно действующую установку на психологическое оценивание людей. Эта установка, в частности, проявляется в том, что, встречаясь с новым человеком, нужно стремиться узнать о нем как можно больше, и в первую очередь то, что позволило бы правильно воспринять и оценить его как личность.

О характере человека свидетельствуют, например, его типичные реакции на складывающиеся жизненные обстоятельства и на действия других людей, причем наиболее показательными из них являются такие, которые возникают у человека тогда, когда он находится в обычном для него настроении, типичном расположении духа.

О целях, мотивах и намерениях людей можно судить по тому, какие эмоции они испытывают в случае удач или неудач. Если эти эмоции являются достаточно сильными, явно положительными или явно отрицательными, то на этом основании можно сделать вывод о том, что удачи или неудачи связаны с весьма значимыми для человека потребностями и мотивами.

О мотивах, в свою очередь, можно судить по анализу целенаправленности действий, приводящих, соответственно, к удаче или неудаче. Конечная цель этих действий выступает в качестве исходного мотива поведения человека. Что же касается настроения, то оно обычно хорошо идентифицируется по выражению лица человека, по его голосу и по реакциям на слова и действия других людей.

Умение психологически правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней вырабатывается в результате привычки осматриваться, обращая особое внимание на сложившуюся обстановку, особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора подходящего стиля, средств и способов общения.

Чем чаще Вы оказываетесь в различных ситуациях и чем больше наблюдаете за тем, как разные люди ведут себя в этих ситуациях, чем внимательнее оцениваете последствия предпринимаемых ими действий, тем быстрее сами учитесь правильно воспринимать ситуацию и разумно действовать в ней.

Умение выбирать адекватные стиль и средства общения, с наименьшими затратами сил и времени приводящие к намеченным целям и результатам общения, могут вырабатываться в личном опыте. Главное здесь — внимательно наблюдать за теми людьми, кому общение удается, стараться им подражать, обучаться на их примерах, а также чаще экспериментировать над самим собой, усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения.

Кроме того, выработка умения правильно выбирать стиль и средства общения предполагает экспериментирование над собой в самостоятельном использовании самых разнообразных приемов и средств общения, а также сравнительную оценку их эффективности, включая сопоставление достигнутых результатов с намеченными целями общения. Это значит, что Вы должны внимательно наблюдать за самим собой, за тем, что и как Вы делаете в процессе общения с людьми, быть всегда готовым ответить на вопрос, почему одни средства и приемы общения предпочтительнее других.

Развитая эмпатия — это умение сочувствовать, сопереживать людям. Она имеет большое значение в общении с людьми. Благодаря эмпатии между людьми возникает взаимопонимание, они становятся более открытыми и больше доверяют друг другу. В свою очередь умения располагать людей к себе, устранять или уменьшать силу психологических защитных реакций, снимать барьеры в общении, делать людей открытыми непосредственно связаны с эмпатией.

Развивать эмпатические способности вполне возможно. Если мы хотим сделать человека психологически открытой личностью, добиться взаимопонимания с ним, то прежде всего необходимо сделать так, чтобы мы сами стали достаточно открытыми по отношению к окружающим людям, демонстрировали им наше собственное стремление к взаимопониманию.

Этому может способствовать внимательный анализ тех специфических чувств, которые Вы испытываете по отношению к людям. Без такого анализа, без искренней убежденности в том, что наши собственные чувства в отношении других людей являются доброжелательными, мы сами вряд ли сможем рассчитывать на взаимность с их стороны и, следовательно, на эмоционально положительное, открытое общение с ними.

Таким образом, выполнение предложенных рекомендаций поможет студентам — психологам развить коммуникативные умения.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были решены все задачи. Решение первой задачи позволило сделать выводы на основе анализа литературы по проблеме развития коммуникативной компетентности студентов психологов с помощью тренинга.

Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативной компетентность — это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств в работе педагогов, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности.

Вторая задача также была решена в рамках курсовой работы, а именно, проведена диагностика представлений студентов младших курсов ВГПУ о собственной коммуникативной компетентности(2-х курсов филологического факультета и факультета технологии и сервиса).

На основании полученных данных, нами было выявлено, что большинство студентов склонны оценивать уровень развития собственных коммуникативных умений как высокий, что полностью подтверждает гипотезу исследования. Выводы, сделанные на основании данных позволили дать нам некоторые общие рекомендации по развитию коммуникативных умений.

Таким образом, задачи исследования решены полностью, цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/mesto-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-rabote-psihologa-kursovaya/

коммуникативная компетентность студент тренинг

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-пресс, 1998. — 376 с.

2. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. — М.: ФАИР-Пресс, 2002. — 352 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение — М, 1995 Бодалева А.А. Психологическое общение. — М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.

4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд. ЛГУ, 1985. — 166 с.

5. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М., 1991. — 96 с.

6. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества// Актуальные социально — психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века», Кисловодск: 2006.- С.109.

7. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с

8. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя. — М.: П., 1996-187с.

9. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2004. — 335 с.

11. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. — М.: Эксмо, 2003. — 352 с.

12. Сидоренво Е.В. Методы математической обработки в психологии. — С-Пб.: Речь, 2003. — 345 с.

13. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — С-Пб.: Речь, 2003. — 208 с.

14. Социально- психологический тренинг. Сб. научных трудов. / отв. Ред. Е. В. Руденский- Новосибирск, 1995

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: 2002.

16. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 4

17. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности// Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13(68), Таганрог: 2006.- С.225-227.

18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально — психологический тренинг. — М.: Издательство МГУ, 1989. — 216 с.

Диссертации и авторефераты диссертаций

Приложение 1

Стимульный материал к биографической анкете.

Уважаемые студенты!

Перед вами лежит анкета, внимательно прочитайте каждый вопрос и запишите ответы на этом листе бумаги. Если вопрос имеет готовые варианты ответов, выберите тот из них, который наиболее полно и точно отражает ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов вам не подходит, напишите свой ответ.

— Ф. И.О (или код)_____________________________Возраст________ Курс ______ Группа________

— Полностью ли Вас устраивали взаимоотношения со сверстниками в школе?

скорее нет, чем да; трудно определенно ответить; в общем, да

— Какие общественные поручения в школе, ВУЗе Вы выполняли? Когда? Опишите.____________________________________________

-Есть ли у Вас опыт публичных выступлений на собраниях, конференциях? Как часто? _____________________________________

— Чем Вы занимаетесь с большим интересом?

точными науками, гуманитарными науками,

спортом, общественной работой,

оформительскими работами, другое (укажите)_____________________________

— Как вы считаете, какие важные для вашей профессии качества развиты у вас хорошо?_____________

-Какие качества Вам нужно развивать, чтобы овладеть профессией?______________________________

— Хотите ли Вы работать по специальности?

да ещё не думал(а) об этом

затрудняюсь ответить нет

— Планируете ли вы развивать и совершенствовать навыки общения с окружающими людьми?

да нет не знаю

— Если да, то каким образом?___________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

Стимульный материал к «Опроснику оценки коммуникативных умений»

« Опросник оценка коммуникативных умений»

Уважаемые студенты!

Перед Вами приведен список различных коммуникативных навыков и умений человека вести диалог или переговоры. Вы можете оценить, насколько они справедливы для вас.Если, по вашему мнению Вы обладаете данным навыком или умением, то необходимо отметить цифру7, если это не совсем так, — 6 и так до цифры1, которая означает, что данный аспект в общении полностью отсутствует.

— обладаете данным навыком или умением

— это не совсем так

— отчасти так

— наверное обладаю

— качество и умения проявляются редко

— качества и умения практически не проявляются

— данные качества и умения отсутствуют

Суждения

Да/Нет

1. Всегда ли вы планируете результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения?

7654321

2. Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?

7654321

3. Способны ли вы разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор?

7654321

4. Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор?

7654321

5. Если ваш собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, можете ли бы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?

7654321

6. Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?

7654321

7. Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к интересующей вас теме или проблеме?

7654321

8. Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное вам решение?

7654321

9. Умеете ли вы так говорить, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?

7654321

10. Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?

7654321

11. После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?

7654321

12. Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?

7654321

13. Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели разговора или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?

7654321

14. Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?

7654321

Приложение 3

Стимульный материал к методики «Диагностика психологических трудностей общения» разработана В.А Лабунской

Методика «Диагностика психологических трудностей общения» разработана В.А Лабунской.

1.Тихая речь партнера. 2.Неумение партнера соотносить действия и поступки людей с их качествами личности. 3.Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).

4.Желание партнера больше говорить, чем слушать. 5.Застывшая поза, лицо партнера. 6.Неумение партнера поставить себя на место другого человека. 7.Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).

8.Привычка партнера перебивать разговор. 9.Длительные паузы в речи партнера. 10. Неумение партнера “читать” по лицу чувства и намерения другого человека. 11.Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).

12. Неумение партнера выйти из общения, вовремя его прекратить. 13. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт. 14.Ошибки партнера в оценке чувств и настроений другого человека. 15. Властное отношение к другим людям (ко мне).

16. Неумение партнера аргументировать свои замечания, предложения. 17.Отсутствие внешней привлекательности у партнера. 18.Неумение партнера продемонстрировать понимание особенностей другого человека. 19.Высокомерное отношение к другому человеку (ко мне).

20.Неумение партнера разнообразить речевые формы обращения к другому человеку. 21.Высокомерное отношение к другому человеку (ко мне).

22.Стремление партнера относить людей к определенному типу. 23.Требовательное отношение к другим людям (ко мне).

24.Стремление партнера занимать в общении ведущую позицию. 25.Несоответствие выражения лица партнера его словам. 26.Отсутствие проницательности у моего партнера. 27.Страх партнера быть смешным в глазах других людей. 28.Желание партнера навязать свою точку зрения. 29.Громкая речь партнера. 30.Стремление партнера делать заключения о личности на основе ее внешности. 31.Стремление партнера произвести на меня приятное впечатление. 32.Неумение партнера выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонации. 33.Систематическое передвижение партнера во время общения. 34.Умение партнера поставить себя на место другого человека.

35.Заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне).

36.Умение партнера меньше говорить, а больше слушать. 37.Стремление партнера систематически поддерживать зрительный контакт. 38.Умение партнера точно оценивать чувства и настроения другого человека. 39.Доверительное отношение к другим людям (ко мне).

40. Умение партнера слушать, вести диалог, беседовать. 41. Приятная внешность партнера. 42. Умение партнера “читать” по лицу чувства и намерения другого человека. 43. Дружеское отношение к другим людям (ко мне).

44. Умение партнера вовремя выйти из общения, прекратить его, учитывая ситуацию и состояние другого человека. 45. Быстрый темп речи партнера. 46. Умение партнера демонстрировать свое понимание особенностей другого человека. 47. Почтительное отношение к другим людям (ко мне).

48. Умение партнера принять точку зрения другого человека. 49. Интенсивная жестикуляция партнера. 50. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера. 51. Добродушное отношение к другим людям (ко мне).

52. Умение партнера объяснять, аргументировать свои предложения, замечания. 53. Соответствие выражения лица партнера его словам. 54. Проницательность партнера, способность видеть людей “насквозь”. 55. Умение партнера выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонации. 56. Умение партнера разнообразить речевые формы обращения к другому человеку. 57. Частые прикосновения партнера (кладет руку, постукивает по плечу и т.д.) 58. Стремление партнера оценивать людей на основе представлений, сложившихся в его окружении. 59 Стремление партнера занимать в общении подчиненную позицию. 60. Концентрация внимания партнера на собственных чувствах и мыслях. Теперь определите степень влияния обстоятельств и условий на возникновение трудностей общения. Оценку осуществляйте по той же шкале. 61. Длительное общение с одним и тем же человеком. 62. Присутствие посторонних лиц. 63. Большие временные промежутки в общении с партнером. 64. Общение с группой лиц одновременно. 65. Возрастные различия. 66. Половые различия. 67. Должностные различия. 68. Самочувствия (настроение, готовность к общению).

Инструкция: Вам предлагается определить, какие из ниже перечисленных характеристик принадлежат Вам, и, одновременно, оценить насколько эти характеристики затрудняют общение партнера (любая ролевая позиция) с Вами. Оценку каждой характеристики проводите в рамках шкалы: “очень сильно затрудняет” “не затрудняет”.

Если какая-либо из представленных характеристик Вам не присуща, то поставьте напротив номера знак “-” — “качество отсутствует”. Насколько затрудняет общение партнера особенности Вашего поведения:

— Моя тихая речь.

— Мое неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности.

— Мое безразличное отношение к другому человеку.

— Мое желание больше говорить, чем слушать.

— Мое неподвижное лицо.

— Мое неумение поставить себя на место другого человека.

— Мое подозрительное отношение к другим людям.

— Моя привычка перебивать разговор.

— Длительные паузы в моей речи

— Мое неумение “читать” по лицу чувства и намерения другого человека.

— Мое неприязненное отношение к другим людям.

— Мое неумение выйти из общения, вовремя его прекратить.

— Мое неумение поддерживать зрительный контакт.

— Мои ошибки в оценке чувств и настроений другого человека.

— Мое властное отношение к другим людям.

— Мое неумение аргументировать свои замечания, предложения.

— Отсутствие у меня внешней привлекательности.

— Мое неумение продемонстрировать понимание особенностей другого человека.

— Мое высокомерное отношение к другому человеку.

— Мое неумение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.

— Моя вялая невыразительная жестикуляция.

— Мое стремление относить людей к определенному типу.

— Мое требовательное отношение к другим людям.

— Мое стремление занимать в общении ведущую позицию.

— Неумение соотносить выражение лица с моими словами.

— Отсутствие у меня проницательности.

— Мой страх быть смешным в глазах других людей.

— Мое стремление навязать свою точку зрения.

— Моя громкая речь.

— Мое стремление делать заключения о личности на основе ее внешности.

— Мое желание произвести на партнера приятное впечатление.

— Мое неумение выразить отношение к партнеру с помощью жестов, мимики, интонации.

— Мое систематическое передвижение во время общения.

— Мое умение поставить себя на место другого человека.

— Мое заинтересованное отношение к другому человеку.

— Мое умение меньше говорить, а больше слушать.

— Мое умение поддерживать зрительный контакт.

— Мое умение точно оценивать чувства и настроения другого человека.

— Мое доверительное отношение к другим людям.

— Мое умение слушать, вести диалог, беседовать.

— Моя приятная внешность.

— Мое умение “читать” по лицу чувства и намерения другого человека.

— Мое дружеское отношение к другим людям.

— Мое умение вовремя выйти из общения, прекратить его, учитывая ситуацию и состояние другого человека.

— Быстрый темп моей речи.

— Мое умение демонстрировать свое понимание особенностей другого человека.

— Мое почтительное отношение к другим людям.

— Мое умение принять точку зрения другого человека.

— Моя интенсивная жестикуляция.

— Мое умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера.

— Мое добродушное отношение к другим людям.

— Мое умение объяснять, аргументировать свои предложения, замечания.

— Мое умение приводить в соответствие выражение лица с моей речью.

— Моя проницательность, людей вижу “насквозь”.

— Мое умение выразить отношение к партнеру с помощью жестов, мимики, интонации.

— Мое умение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.

— Мои частые прикосновения к партнеру.

— Мое стремление оценивать людей на основе представлений, сложившихся в моем окружении.

— Мое стремление занимать в общении подчиненную позицию.

— Концентрация моего внимания на собственных чувствах и мыслях.