психологического
исследования:
- знакомство с работой предприятия.
- ознакомление со спецификой работы психолога в данном предприятии.
- ознакомление с документацией.
- изучение социально-психологического климата.
- выбор объекта для проведения диагностических работ.
- подбор методов и методик исследования.
- проведение диагностических работ.
- анализ полученных результатов.
- выработка рекомендаций и выводов.
- ознакомление руководства с полученными результатами.
- подведение итогов практики.
Цель практики
- закрепить теоретические знания и получить навыки их практического применения.
- ознакомление со спецификой деятельности психолога в организации.
- практическое проведение теоретической и экспериментальной работы в качестве психолога.
Задачи:
- углубить теоретические и практические знания.
- разработать план прохождения практики.
- исследовать социально-психологический климат коллектива.
- определить типы личности сотрудников.
- изучить удовлетворенность трудом.
- исследовать уровень эмоционального выгорания.
- изучить эмоциональное и депрессивное состояние сотрудников.
- написать доклад на тему «Этика и деонтология работы с пациентами в акушерстве и гинекологии».
- составить психологическую характеристику исследуемой личности.
- оформить отчет
Глава 1. Нормативные основы деятельности
психолога организации.
1. 1. Должностные инструкции психолога организации.
Квалификационная характеристика должности психолога организации.
На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.
Развитие конфликтологической компетенции среднего медицин- ского ...
... в профессиональной деятельности, что определяется конфликтологической компетентностью среднего медицинского персонала лечебного учреждения. Конфликтологическая компетентность является одним из важнейших качеств ... профессионалы, обладающие высоким уровнем развития конфликтологической компетентности. Именно поэтому формирование данной компетентности у среднего медицинского персонала лечебного ...
Должностные инструкции являются основным документом, регулирующим назначение и расстановку сотрудников в системе управления, их функциональные обязанности, права, обязанности и формы поощрений.
Должностные инструкции позволяют:
- рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;
- повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;
- улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;
- четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;
- повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
- повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;
- организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.
Должностные обязанности.
Должен знать:
Требования к квалификации
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
1.2. Рабочее место практического психолога
Организация его рабочего места способствует успеху практической деятельности психолога. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Однако это не означает, что большую часть рабочего времени он будет проводить в нем. необходимо достаточно часто общаться с людьми на рабочем месте, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.
кабинет нужен для хранения документации, учебных материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики.
Конечно, практическому психологу важно самостоятельно и творчески подойти к организации рабочего места. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога :
1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.
2. Комната психологической разгрузки для:
- проведения психологической релаксации;
- снятия нервно-психологического напряжения;
- эмоциональной разгрузки;
- индивидуального и группового психологического консультирования;
- психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;
- работы пункта, почты или телефона доверия.
3. Материальная база психотерапевтического воздействия:
Профессиональная подготовка психологов
... 8]. С этих позиций в качестве целей подготовки психолога рассматривают не обучение знаниям и умениям, а личностно-профессиональное развитие студента, где обучение выступает одним из ... которой разрабатывается и осуществляется профессиональное психологическое образование. Как Вы считаете, в рамках какой образовательной парадигмы необходимо проектировать и вести подготовку психолога? В. Я. Ляудис 1) ...
- аудиотехника;
- аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;
- проекционная аппаратура;
- проекционные материалы психотерапевтического характера;
- специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.
4. Материальная база психодиагностики:
- канцелярские принадлежности;
- аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;
- персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника.
5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:
- учебно-методические материалы;
- наглядные пособия;
- специально оборудованное помещение.
В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиагностических средств, диктофон, видеотехнику и др.
1.3. Этика профессиональной деятельности психолога
Этика — это совокупность норм поведения, морали любой социальной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности формируют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.
О значимости этики в деятельности врача знают многие. Они также знают, что этические заповеди врача сформулировал древнегреческий врач и философ Гиппократ. Теперь известные как клятвы Гиппократа, они составляют основу профессиональной медицинской этики.
Профессиональная деятельность психолога — работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. И это задание требует соблюдения особых этических принципов и правил. В распоряжении психологии есть такие инструменты, использование которых требует особой осторожности. Рассмотрим важнейшие принципы профессиональной этики психолога.
1. Принцип профессиональной компетентности.
Для организации целостной и грамотной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей: психиатрами, психотерапевтами, нейропсихологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не занимаюсь этими вопросами, лучше вам обратиться к другому специалисту» не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берет на себя любые проблемы без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует, чтобы психолог занимался только теми проблемами, о которых он профессионально осведомлен и для решения которых он знает практические методы работы. В связи с этим психолог должен проинформировать клиента о его реальных способностях в области вопросов, задаваемых клиентом, о пределах его компетенции.
Условия установления контакта психолога с клиентом
... с другой, – о готовности взять ответственность за собственную жизнь. В данном реферате я попробую разобрать проблему установления контакта психолога с клиентом, ... психотерапии), отношения между психологом и клиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможным вступление ... Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такого доверия ...
При решении психологических проблем психолог опирается на анализ литературных данных и практический опыт по поставленному вопросу. Результаты исследований сформулированы в терминах и концепциях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на зафиксированных первичных материалах, их правильной обработке, интерпретации и положительном мнении компетентных коллег.
Психолог формулирует выводы и рекомендации клиенту, передает психологическую информацию клиенту в соответствующей форме и на понятном ему языке. В то же время он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного использования технических терминов.
2. Принцип ненанесения ущерба человеку.
Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Психотерапевт может проводить с пациентом психотерапевтическую работу только по согласованию с лечащим врачом и со специализацией в области медицинской психологии.
3. Принцип объективности.
В своей работе психологу важно различать сферу личной и профессиональной жизни. Ему не следует переносить свои отношения и личные проблемы на профессиональную деятельность.
Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. важно, чтобы психолог сохранял объективное и беспристрастное отношение, необходимое для эффективного решения проблем клиента.
4. Принцип уважения клиента.
При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.
Оптимальный стиль взаимоотношений практического психолога и клиента — это взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из частых ошибок практических психологов — это адвокатская и опекунская позиция. В то же время психолог, считающий себя экспертом по жизни, начинает влиять на клиента, чтобы он принял его критерии: что «правильно», а что «неправильно». Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из повседневной психологии.
для практического психолога важно избегать оценочных заявлений о действиях клиента и воздерживаться от прямых советов ему, так как в этом случае он берет на себя ответственность за свою судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и демонстрировал личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к стереотипным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиента.
Виды диагностической деятельности педагога психолога
... теоретической основы одного из видов деятельности практического психолога, а именно диагностической деятельности. Характеристика психодиагностики как непосредственной теоретической основы диагностической деятельности психолога-практика означает, что она ... а также приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками. [4, с.14] Можно говорить, что ...
При проведении воспитательной работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидания, управленческий тон и поведение. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога клиенту должна быть рекомендательной, не навязчивой, а также деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетенции.
Психологу следует избегать провоцирования конфликтных отношений с клиентом. Например, профессиональный такт психолога также должен заключаться в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт некоторых психологов иногда выявляет эту тенденцию. По общему признанию, деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ создают основу для такого противостояния. Однако психолог не должен стоять между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов ученика. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, кем бы он ни был, не должен оставаться «в море» в осуществлении психологом своей деятельности. Еще важнее поведение психолога, когда он создает иллюзию, что учитель сам проводит психологическую работу среди своих учеников, он сам пытается узнать и понять психологические проблемы учеников.
5. Соблюдение профессиональной конфиденциальности.
Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.
полезно использовать систему шифрования для более надежного обеспечения конфиденциальности исследовательских материалов. При этом на всех материалах, начиная с протоколов и заканчивая итоговым отчетом, необходимо указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из определенного количества цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.
Психолог должен заранее согласовать с клиентом список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим предмет, место и условия их хранения, цель их использования.
Четкое различие важно при представлении психологической информации клиенту, клиенту и пользователю. необходимо тщательно взвесить возможность передачи клиенту определенной информации, полученной в ходе исследования. для психолога недопустимо разглашение данных психологического визита вне условий, согласованных с клиентом и субъектом. Информация, полученная от клиента на основе доверительных отношений, не может быть передана без его согласия какой-либо общественной, государственной или частной организации. Это особенно важно в тех случаях, когда анонимность результатов была согласована во время исследования и гарантирована обследуемому, а также когда информация может нанести ущерб репутации обследуемого. Это -профессиональная тайна психолога. особенно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальная информация, полученная в ходе психологического исследования, не доходила до сведения некомпетентных лиц и не использовалась явно в публикациях и конференциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. В этом случае важно заранее проинформировать субъекта и получить от официальных органов гарантии нераспространения сообщаемой информации.
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной ...
... сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности. Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности ... в деятельность коллектива учебной группы. Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной ... является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок. К факторам ...
При этом психолог должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения проблем организации и человека. Однако даже здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными людьми для достижения человеческих целей, а не для другой, хотя и очень важной цели.
Среди профессиональных психологов и социологов принято считать, что обязательство строго соблюдать профессиональную тайну теряет силу, если есть согласие субъекта на ее раскрытие. Однако следует подчеркнуть, что в этом случае психолог должен по возможности не разглашать информацию, если она может нанести вред испытуемому. Осознать меру вреда — профессиональный долг психолога.
При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.
Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.
Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: «Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду…»
1.4. Корпоративный кодекс МУЗ «Городская клиническая больница №1»
1. Общее содержание и цели Корпоративного кодекса
1.1. Настоящий Корпоративный кодекс является документом для ознакомления сотрудников с основными принципами корпоративного управления Учреждением.
1.2. Корпоративный кодекс принят в целях повышения качества обслуживания пациентов, обобщения и унификации профессиональных и этических норм, применяемых сотрудниками Учреждения.
1.3. Корпоративный кодекс определяет базовые этические основы деятельности Учреждения и его сотрудников, а также основные правила отношений с пациентами Учреждения.
2. Сфера применения Корпоративного Кодекса
2.1. Настоящий Кодекс разработан на основе общепризнанных принципов и норм законодательства Российской Федерации, Устава МУЗ «Городская клиническая больница №1».
2.2. Положения Кодекса изменяются и дополняются по решению общего собрания коллектива.
2.3. Положения данного Кодекса рекомендованы для соблюдения всеми структурными подразделениями Учреждения.
3. Миссия Учреждения
3.1. Учреждение стремится стать лидером, развивающим традиции Чувашской Республики путем обеспечения населения высококачественными и надежными услугами в сфере здравоохранения.
4. Принципы и цели профессиональной деятельности Компании
4.1. Принципы профессиональной деятельности Учреждения:
4.1.1. Команда
Коллектив МУЗ «Городская клиническая больница №1» — сплоченная команда профессионалов. Учреждение гордится своими людьми и стремится к тому, чтобы каждый сотрудник гордился тем, что он работает в «Городской клинической больнице №1». Мы направляем свои усилия на постоянное развитие профессионального потенциала работников. Мы добиваемся того, чтобы творческое и заинтересованное отношение к работе было повседневной нормой, чтобы каждый из сотрудников, разделял наши ценности и вносил свой вклад в достижение общих целей.
4.1.2. Пациент и его здоровье — главная ценность
Мы стремимся укреплять здоровье населения России путем повышения доступности и качества медицинской помощи.
4.1.3. Качество
Качество медицинских услуг и уровень обслуживания являются существенными факторами для достижения успеха. Повышение уровня медицинского обслуживания пациентов — основная забота всех сотрудников Учреждения. Учреждение полагает, что качество его работы является результатом того психологического климата, в котором трудятся ее сотрудники.
5. Наш девиз.
4.1. Здоровье — путь к счастливой жизни!
6. Приоритетные направления развития.
- внедрение новых медицинских технологий оказания специализированной медицинской помощи и создание центров, отделений и подразделений высокоспециализированной медицинской помощи прикрепленного к учреждению населению города Чебоксары, а также другим пациентам города Чебоксары и Чувашской Республики;
- разработка и внедрение технологий работы отделений и служб с использованием современных информационных систем и техники;
- разработка и внедрение экологически безопасных медицинских технологий;
- оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению;
- повышение объема и качества первичной медицинской помощи, применяя и вводя новые медицинские технологии;
- проведение профилактических мероприятий, внедрение современных методов обследования, лечения и реабилитации пациентов;
- проведение работ по улучшению, совершенствованию и расширению парамедицинских и сервисных услуг населению;
- расширение рынка медицинских услуг.
7. Деловая этика Учреждения
7.1. Руководитель МУЗ «Городская клиническая больница №1» стремится развить у своих коллег чувство сопричастности к достижению Учреждением высоких результатов, создавая коллектив единомышленников, нацеленный на достижение поставленных стратегических целей.
7.2. Руководитель должен со всем вниманием относиться к запросам работников учреждения.
7.3. Руководители (главный врач, заместители, заведующие отделениями, врачи, медицинские сестры) обязаны уважать личное достоинство подчиненного и не позволять себе яркой эмоциональной оценки его действий.
7.4. Сотрудники Учреждения должны принимать меры для немедленного устранения причин и условий, которые затрудняют или препятствуют нормальному выполнению работы и немедленно сообщать о таких случаях администрации Учреждения, а также не совершать действия, влекущие за собой причинение ущерба Учреждения, его имуществу и финансам.
7.5. Сотрудники обязаны планировать свою работу и должны координировать свои планы и действия с коллегами своего и смежных отделений.
7.6. Во всех служебных ситуациях сотрудник должен действовать преданно и честно по отношению к Учреждению. Во всех случаях, когда невозможно получить распоряжения или указания по какому-либо конкретному вопросу, действовать таким образом, чтобы это в максимальной степени способствовало интересам учреждения.
7.7. Любые вопросы по отношению к специфическим мероприятиям следует непосредственно обсуждать с руководителем. В ситуациях, когда сотруднику предстоит совершить действия, не описанные в должностной инструкции, учреждение рассчитывает на то, что сотрудник примет необходимые для Учреждения решения, а не сошлется на отсутствие инструкции.
7.8. Залогом успешной работы учреждения является согласованная и объединенная деятельность всех, без исключения, сотрудников на своих рабочих местах. Индивидуализм, невнимательное отношение друг к другу, отсутствие взаимной поддержки, провоцирование конфликтных ситуаций в коллективе не допускаются.
8. Стандарты рабочего поведения
8.1. Профессиональные знания и навыки.
8.2. Ориентация на пациента.
8.3. Мотивация на успех. Ставить амбициозные цели, намечать измеримые показатели успеха, не успокаиваться, пока цель не достигнута, поднимать планку, как только взята предыдущая, идти на разумный риск.
8.4. Творчество. Видеть новые возможности, предлагать новые подходы, находить нестандартные решения.
8.5. Организованность. Ставить четкие цели, точно планировать,
формализовать и стандартизировать процессы, четко взаимодействовать с
коллегами и клиентами.
8.6. Лидерство. Брать на себя ответственность за конечный результат, предлагать и осуществлять инициативы.
8.7. Командная работа. Работать на общую цель, доверять и помогать коллегам, постоянно взаимодействовать и координировать свою работу с коллегами, конструктивно разрешать конфликты.
8.8. Развитие. Постоянно обучаться, все время осваивать новое, выступать наставником для коллег
9. Нормы взаимодействия между руководителями и подчиненными.
1. Руководство учреждения предоставляет сотрудникам оборудованные рабочие места, необходимые материалы, рабочие инструменты; организует своевременную разработку и утверждение должностных инструкций, отражающих трудовые обязанности персонала. Руководство создает для сотрудника условия, необходимые для успешного выполнения принятых им обязательств.
2. Руководитель организует работу подчиненных, с учетом их знаний, специальности и квалификации, своевременно определяет основные задачи и обеспечивает загрузку на протяжении всего рабочего дня.
3. Руководитель поддерживает и поощряет инициативность и изобретательность при выполнении обычных функций и обязанностей, а также и при решении нестандартных заданий.
4. Роль и степень ответственности каждого сотрудника определена должностной инструкцией и распоряжениями вышестоящих руководителей.
5. Система вознаграждения основывается на учете достигнутых результатов работы каждого сотрудника и его вклада в общие результаты учреждения в целом.
6. Сотрудник учреждения должен работать честно и добросовестно, исполнять свои должностные обязанности, нести ответственность за результаты своей работы, соблюдать трудовую дисциплину, придерживаться правил корпоративного поведения, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации и непосредственного руководителя, использовать рабочее время для продуктивной работы, воздерживаться от действий, которые мешают другим сотрудникам выполнять их трудовые обязанности.
7. Если сотрудник не выполнил распоряжение руководителя, то последний обязан принять соответствующие меры к сотруднику с целью обеспечения выполнения в дальнейшем всех распоряжений и заданий.
8. Во время работы сотрудникам не разрешается оставлять свое рабочее место без разрешения своего непосредственного руководителя. Каждый сотрудник должен содержать свое рабочее место в порядке, а также соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов.
9. Учреждение оплачивает отпуска и периоды временной нетрудоспособности сотрудников в соответствие с действующим законодательством России, а также оказывает безвозмездную материальную помощь при важных событиях в личной жизни (свадьба, рождение ребенка, смерть близких).
10. Правила взаимодействия между сотрудниками Учреждения и
пациентами.
1. Главной ценностью для лечебного учреждения является пациент и его здоровье.
2. К пациенту должно быть внимательное и заботливое отношение.
3. Медицинский персонал обязан действовать исключительно в интересах пациента независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
4. Персонал обязан проявлять высочайшее уважение к жизни человека.
5. Медицинский работник в отношении к больным должен быть
корректным, внимательным, не допускать панибратства.
6. Медицинский персонал должен обладать знаниями в области практической психологии и иметь более гибкий подход к потенциальным и реальным пациентам, т.е. уметь вовремя скорректировать свою стратегию взаимодействия с ними.
7. Сочувствие пациенту должно выражаться в том объеме, в каком оно рождается в душе врача, т.е. медицинский работник должен быть искренним.
8. Врач должен периодически совершенствовать общение с больным.
9. Медицинское учреждение должно непрерывно улучшать и совершенствовать качество помощи, предоставляемой пациенту.
10. Пациент, медицинских услуг, нуждается в их получении своевременно, эффективно, экономично, доступно. На эти требования качеств может ответить только лечебное учреждение, которое:
- интегрирует внимание к вопросам качества с персоналом, функциями и условиями;
- объективно и регулярно контролирует услуги;
- оценивает услуги на основании всех элементов качества и со стремлением совершенствовать это качество;
- принимает эффективные меры для решения проблем и улучшения качества услуг.
11. Медицинский работник должен стремиться к длительным партнерским отношениям с пациентами и сохранению в его глазах репутации медицинского центра.
12. Врач должен отвечать на все вопросы пациента, возникшие при течении заболевания.
13. Врач не может проявлять сомнение по поводу поставленного им диагноза иначе это может повлиять на недоверие больного к врачу.
14. Чтобы не возникло конфликтных ситуаций между врачом и больным, врач должен уметь правильно вести себя с пациентом и завоевать к себе доверие.
11. Внешний вид сотрудников.
1. Основой рабочего имиджа персонала является медицинский костюм. Повседневный медицинский костюм персонала должен свидетельствовать об аккуратности и опрятности его владельца. Обувь должна быть чистая.
2. К медицинскому костюму относятся:
- юбки, жакеты, халаты (одежда администраторов),
- медицинские костюмы
- медицинские халаты
- медицинские туники
- специальная одежда для работы в подразделениях с особыми условиями труда.
3. На работе каждый сотрудник должен иметь рабочий вид, единообразную спецодежду.
4. Любые правила относительно внешнего вида сотрудников действуют для всех без исключения и в течение всего рабочего времени.
5. Сотрудники должны опрятно выглядеть и быть аккуратно причесаны.
6. Обязательным считается наличие у сотрудника бейджа с логотипом
учреждения, с указанием подразделения, фамилии, имени и отчества.
12. Ответственность за исполнение Кодекса.
Корпоративная культура является делом всех сотрудников, работающих в МУЗ «Городская клиническая больница №1» в одинаковой степени. Каждый сотрудник учреждения несет ответственность за исполнение настоящего Кодекса. Нарушение положений Кодекса рассматривается как действие, несовместимое со статусом сотрудника МУЗ «Городская клиническая больница №1».
Глава 2. МЕТОДИКИ, используемые в
исследовательской работе.
2.1. Цветовой тест Люшера (сокращенный вариант)
Каждый цвет несет в себе определенный энергетический заряд, вызывает у человека как физиологический, так и психологический эффект. Поэтому, в зависимости от состояния человека (ситуативного и долговременного), он может предпочитать различные цвета.
Например, X. Айзенк утверждает, что яркие цвета предпочитают субъекты с высокой активностью.
Тест Люшера и основан на том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.
По Люшеру, основные цвета символизируют следующие психологические потребности:
— синий — потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
- зеленый
- красный
- желтый
Инструкция:
Выводы:
2.2. Методика «Психогеометрический тест».
Методика предназначена для определения типа личности интересующего человека с подробной характеристикой его личных качеств и особенностей поведения на обыденном, понятном каждому языке.
Инструкция:
Теперь, в порядке вашего предпочтения, пронумеруйте оставшиеся четыре фигуры.
Интерпретация:
1 — это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить доминирующие черты характера и особенности поведения.
2, 3, 4 — это своеобразные модуляторы, которые окрашивают ведущую мелодию вашего поведения.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.
Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности.
КВАДРАТ — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные последовательно… Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.
Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам устанавливать контакты. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.
ТРЕУГОЛЬНИК символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичны и сильны. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. В противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на сути проблемы. Их прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения.
Треугольник — очень уверенный человек. Потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других, делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с трудом признают свои ошибки! Они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию, как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главного.
Треугольники честолюбивы. Из них получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя… Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
ПРЯМОУГОЛЬНИК — фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения.
Основное психическое состояние Прямоугольников — замешательство, запутанность в проблемах. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они часто имеют низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».
Прямоугольникам же общение с другими людьми необходимо. Это еще одна сложность переходного периода. У Прямоугольника есть и позитивные, привлекательные качества: любознательность, пытливость, интерес к происходящему и… смелость! Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!
КРУГ — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он стабилизирует группу. Круги — лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.
Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Однако их не слишком беспокоит, в чьих руках находится власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не последовательно, а скорее мозаично, прорывами. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто главная черта их мышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Круг — прирожденный психолог, но слабый организатор.
ЗИГЗАГ — самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Эта фигура символизирует креативность, творчество. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Вам свойственны образность, интуитивность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.
«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Зигзаги не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.
Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы.
Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты как непрактичность, наивность.
Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
2.3. Методика “Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»
Методика разработана Т.Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.
Инструкция:
Оцениваемые факторы | Баллы | |||||||
1 | Значимость профессии | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | Престижность профессии | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | Вид трудовой деятельности | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | Организация труда | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | Санитарно-гигиенические условия | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | Размер заработной платы | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | Возможность повышения квалификации | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | Взаимоотношения с коллегами | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | Потребность в общении и коллективной деятельности | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | Потребность в реализации индивидуальных особенностей | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | Возможность творчества в процессе работы | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | Удовлетворенность работы в целом | +3 | +2 | +1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Обработка результатов и выводы:
Показателем общей удовлетворенности являеться сумма набранных баллов (с учетом их знака).
2.4. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» МВI
Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек—человек». Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.
Инструкция:
Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов.
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов — «никогда», 1 балл —«очень редко», 3 балла —«иногда», 4 балла —«часто», 5 баллов —«очень часто», 6 баллов —«каждый день».
Ключ к опроснику.
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).
«Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).
«Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19,21 (максимальная сумма баллов — 48).
Выводы.
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Психологическая характеристика исследуемой личности.
По результатам методик можно сказать, что XX — вполне уверенный в себе человек, но не является лидером.
Упорная, настойчивая, энергичная. Критична по отношению к социальным явлениям и окружающим людям. Склонна подчинятся. Послушная, считает, что другие правы. Дружелюбная, стремится быть хорошим для всех без учета ситуации. Ответственная, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадает всем.
XX из геометрических фигур отдает предпочтение квадрату. КВАДРАТ — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные последовательно… Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.
Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам устанавливать контакты.
Доминирующий тип личности XX – «Эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Состояние на данный момент показывает, что тип XX «Эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
В перспективном развитии для XX предпочитаем тип личности «Ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. 325 — подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
По результатам тестирования видно, что в конфликтной ситуации XX выбирает из 5 основных стратегий поведения избегание. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.
По результатам исследования можно сказать, что у XX больше выражена направленность на альтруизм, чем на эгоизм. Четко выражена направленность на результат
Уровень удовлетворения работой высокий. Важны: значимость профессии, престижность профессии, организация труда, санитарно-гигиенические условия.
По результатам опросника видно, что «профессиональное выгорание» у XX не выражено.
У испытуемой актуализирована потребность «других посмотреть, себя показать». Тяга ко всему необычному, новому, мистическому. Жажда уйти от рутины, реальности, которая представляется скучной и тоскливой.
XX находится в хорошем рабочем состоянии, но пока больше это деятельность планирования и детального обсуждения. Может быть опасность сосудистых катастроф. Осознает свой отрыв от практической реализации планов.
В гордой жажде самоутверждения и готовности к самоограничениям ловит себя на малодушной мысли быть как все, чтобы обрести любовь. Депривация потребности в ласке, любви, гармонии и покое. Испытывает чувство одиночества, неудовлетворенность эмоциональными связями. Существующие отношения неудовлетворительны, но отказываться от них нельзя, поскольку мало надежды получить что-то взамен.
Доклад на тему «Этика и деантология работы с пациентами
в акушерстве и гинекологии».
Этика (от греч, ethos — обычай, характер) в медицине — это нормы, охватывающие вопросы взаимоотношений с больными и их родственниками, с коллегами, поведение в быту, высокие моральные качества.
Медицинская деонтология
В своей работе гинеколог, как и врач любой другой специальности, должен руководствоваться целым рядом этических норм.
Отношения медицинского персонала и пациентки.
Отношения врача и пациентки должны строиться в духе сотрудничества и равноправия, основа которых — правдивая и полная информация.
Кроме уже упомянутых, такие отношения дают еще одно преимущество. Пациентка, с самого начала полностью осведомленная о возможных методах лечения и принимавшая участие в выборе, в случае неудачи лечения не будет возлагать всю вину на врача.
Чтобы сотрудничать с пациенткой, необходимо создать соответствующие условия. Спешка, психологическое давление, требование односложных ответов («да» или «нет») недопустимы. С пациенткой нужно разговаривать, избегая медицинского жаргона. Врач, который вечно спешит, показывая всем своим видом, что «у меня есть дела поважнее», унижает или запугивает пациентку, не может рассчитывать на взаимопонимание и сотрудничество. Отношения сотрудничества (как и вообще повышение качества медицинской помощи) начинаются с уважительного и сочувственного отношения к пациентке.
Для получения по-настоящему информированного согласия с пациенткой нужно обсудить целый ряд вопросов. Чтобы не упустить ничего важного, можно использовать мнемоническое правило «ЛОЦМАН»:
Л — Лечение, которое предполагается проводить.
О — Обоснование, почему выбран именно этот метод лечения.
Ц — Цель и цена лечения.
М — Мнение пациентки. Чего она ожидает от лечения?
А — Альтернативы. Возможно ли другое лечение?
Н — Неудача лечения. Насколько она вероятна? Что грозит пациентке в этом случае?
Показано, что использование даже такого простого вопросника повышает активность пациентки и ее оценку качества медицинской помощи.
Руководствуясь принципами морали и этики, фельдшер-акушерка должна принимать решения, как с учетом собственного понимания ценностей, так и с выяснением их понимания женщиной и другими заинтересованными лицами (муж, родители и родственники беременной).
При общении с ними акушерка обязана быть выдержанной, приветливой, наблюдательной, умеющей находить выход из трудных ситуаций. Скромность и опрятный вид должны быть неотъемлемыми чертами внешнего облика медицинского работника.
Нельзя отвлекать внимание пациентки и врача во время осмотра, обхода. Средний и младший медицинский персонал не должен обсуждать диагноз, лечение, исход заболевания, давать объяснения, касающиеся операций и их результатов. По этим вопросам информацию дает врач. Все врачебные назначения обязательны к выполнению. Успех работы во многом зависит от слаженности действий, правильного понимания взаимоотношений врач — средний персонал — младший персонал, акушерка — акушерка, акушерка — медицинская сестра, от взаимовыручки и взаимопомощи.
Лечебно-охранительный режим направлен на создание оптимальных условий для лечебного процесса в стационаре.
Ограждение от волнений, стрессов, шума, атмосфера доброжелательности способствуют скорейшему выздоровлению больной. В основе лечебно-охранительного режима лежит четкое выполнение назначений врача, режима питания, дня, сна и отдыха. Соблюдение лечебно-охранительного режима важно и является правилом № 1 при лечении таких патологий, как гестозы, угроза прерывания беременности. В работе фельдшера-акушерки не должно быть места невнимательности к беременным, роженицам и родильницам, посторонним разговорам, неуместным вопросам, касающимся личной жизни, оскорбляющим чувства стыдливости, материнства, всего, что может ранить психику женщины.
В процессе сбора анамнеза, обследования, наблюдения, оказания помощи беременным женщинам следует руководствоваться принципами милосердия, справедливости, честности и конфиденциальности, соблюдать интересы матери и плода, хранить врачебную тайну.
Врачебная тайна
Пациентка, обратившаяся за медицинской помощью, должна быть уверена, что касающиеся ее сведения останутся в тайне. Без этого невозможно доверие, а следовательно, нормальные взаимоотношения между врачом и больной. Беседы врача и пациентки являются конфиденциальными и с юридической точки зрения. Даже в суде врач не имеет права рассказывать их содержание до тех пор, пока сама пациентка не разрешит сделать это. Право пациентов на конфиденциальность информации об их здоровье сохраняется до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с общественными интересами.
Важным законом акушерского и гинекологического отделений является такое воспитание персонала, когда информацию о состоянии пациентки, проведенном лечении и прогнозе дают только лечащий врач или заведующий отделением. В затруднительном положении оказывается врач, когда о характере проведенной операции спрашивает муж пациентки. Следует придерживаться правила: не сообщать мужу конкретную информацию. Лучше, когда сама пациентка расскажет супругу о том, какая именно операция ей сделана. Сведения о пациентке следует хранить в тайне даже тогда, когда это не кажется обязательным. Так, без разрешения больной недопустимо разглашать их ее родственникам, друзьям.
Согласие.
Пациентка должна давать согласие на все диагностические и лечебные процедуры. Получение согласия — это уважение к независимости больной и ее праву на принятие обдуманного решения. К сожалению, некоторые врачи сводят все к получению подписи пациентки в медицинской документации. Подчас за намерением получить согласие скрывается только желание избавиться от ответственности. Такое отступление от юридического и этического содержания данного действия абсолютно недопустимо.
Процесс получения согласия на те или иные процедуры подразумевает обмен мнениями двух равноправных собеседников, один из которых владеет медицинскими знаниями, другой — системой ценностей, на основе которой будет приниматься решение. Обязанность врача — объяснить пациентке суть ее заболевания, суть и цель предстоящей процедуры, ее риск и пользу, рассказать о возможных альтернативах. Это не требует многочасовых лекций и психоанализа. Нужно лишь в доступной форме в соответствии с уровнем образования больной сообщить ей необходимые сведения и внимательно отнестись к ее вопросам.
Информируя женщину в доступной форме о сущности заболевания, врач должен в оптимистическом тоне внушить ей веру в благополучный исход заболевания. Врач не должен сообщать диагноз, пока не будет в нем уверен: если диагноз не подтвердится, нанесенная женщине травма надолго оставит след.
Многие гинекологические операции связаны с последующим нарушением менструальной и репродуктивной функции. Поэтому необходимо очень серьезно решать вопрос о показаниях к операции и методах оперативного вмешательства, получить письменное согласие на операцию, на то или иное инвазивное исследование.
При расширении объема операции сообщение о радикальном, незапланированном удалении матки или придатков следует сделать перед выпиской из стационара. В случае невозможности деторождения вследствие врожденных или приобретенных изменений половых органов об этом необходимо сообщить пациентке.
Независимость.
Независимость — это возможность принимать решения и действовать без принуждения и насилия. Выбор медицинской помощи или отказ от нее совершается больной свободно, в соответствии с ее системой ценностей.
Независимость пациентки не означает, что врач должен исполнять ее желания в ущерб ее же здоровью. Для примера рассмотрим случай, когда больная раком шейки матки поздней стадии отказывается от лучевой терапии и требует операции, выполнение которой невозможно. Долг врача — не навредить пациентке. Врач не имеет права избрать опасный для нее метод лечения. Пациентка, в свою очередь, может отказаться от предложенного лечения, если сочтет его бесполезным. Таким образом, пациентка имеет право отказываться от лечения, но не имеет права получать по своему желанию лечение, которое ей не показано.
Принятие решения за пациентку.
Если пациентка не может принять решение из-за крайне тяжелого состояния, психического расстройства или нарушения сознания, а также, если пациентка — ребенок, это решение за нее принимают другие. Следует стремиться, чтобы оно было таким, какое приняла бы сама пациентка.Порядок передачи права на принятие решения установлен законодательно. Преимущественным правом принимать решение за взрослую пациентку пользуются назначенные судом опекуны, в отсутствие таковых — поверенные, а затем родственники (супруг, взрослые дети, родители).
Действие во благо.
Действие во благо — одна из самых древних норм врачебной этики. К сожалению, этой нормой нередко пренебрегают под давлением лиц, принимающих решение за больную, членов ее семьи, консультантов, а также в силу финансовых ограничений. Между тем врач должен постоянно задавать себе простые, на первый взгляд, вопросы. Каковы показания к использованию данного метода лечения? Насколько оно улучшит состояние пациентки? Насколько оно продлит ей жизнь?
Оценка риска и пользы лечения особенно важна сегодня, когда основной задачей медицины стало не только излечение пациентки, но и улучшение качества ее жизни. Перед началом лечения нужно тщательно проанализировать его последствия, учитывая четыре главные составляющие: показания (польза и риск лечения), предпочтения пациентки, ее качество жизни, возможные правовые и социальные проблемы
Итак, основные этические медицинские нормы:
Независимость
Действие во благо
Соблюдение тайны
Согласие
Знание — прежде чем получить
Доверие
Справедливость
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Факультет управления и психологии
Кафедра прикладной психологии
ДНЕВНИК
по прохождению учебно-ознакомительной практики
Выполнила:
студентка 2 курса, группы ВУП – 15 – 09
Мурзина А. Г.
Руководитель практики:
от кафедры: ____________________________________________________________
(должность; ученая степень; звание; фамилия, имя, отчество)
Руководитель практики
от организации: _________________________________________________________
(должность; ученая степень; фамилия, имя, отчество)
Чебоксары 2010
Дата |
Проведенная работа (содержание деятельности) |
Методы |
29.06. 2010 г. вторник |
Оформление документов для прохождения практики. Общее знакомство с работой психолога в организации. |
Наблюдение. Беседа. Работа с документами. |
30.06. 2010 г среда |
Методический день. Изучение корпоративного кодекса МУЗ «Городская клиническая больница №1» | Анализ документов. |
01.07.2010 г. четверг |
Составление плана проведения исследования. Подбор методик для проведения исследования. |
Работа с документами. |
02.07.2010 г. пятница |
Методический день. Написание доклада на тему: «Этика и деантология работы с пациентами в акушерстве и гинекологии» |
Работа с документами. |
05.06.2010 г. понедельник |
Составление характеристик медперсонала | Анализ документов. |
13.07.2010 г. вторник |
Участие в акции «Подари мне жизнь!» Проведение методик диагностики персонала в Поликлинике №2 |
Тестирование Наблюдение. Беседа. Анализ документов. |
14.07.2010 г. среда |
Анализ методик диагностики персонала Проведение методик диагностики персонала в Поликлинике №2 |
Тестирование Наблюдение. Беседа. Анализ документов. |
15.07.2010 г. четверг |
Проведение методик диагностики персонала в Поликлинике №2 |
Тестирование Наблюдение. Беседа. Анализ документов. |
16.07.2010 г. пятница |
Оформление отчетных документов по практике. Оформление отчета, путевки. | Работа с документами. |
Практика оценена на ______________
Руководитель практики ____________________/_______________________/
Характеристика
на практиканта Мурзину Анну Григорьевну.
Студентка 1 курса ЧГУ им. И. Н. Ульянова факультета управления и психологии Мурзина Анна Григорьевна проходила учебно-ознакомительную практику в качестве психолога менеджера по персоналу.
Практикант Мурзина А. Г. обладает качествами, необходимыми для работы психологом: уравновешенностью, отзывчивостью, добросовестностью, любознательностью, ответственностью, дисциплинированностью, порядочностью, обучаемостью.
Во время прохождения учебно-ознакомительной практики Мурзина А.Г. ознакомилась с нормативной документацией и со спецификой работы психолога в клинической больнице.
Провела следующие психодиагностические исследования: определение типа личности сотрудников (Психогеометрический тест), изучение удовлетворенности трудом (Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»), исследование уровня эмоционального выгорания (Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» МВI), изучение эмоционального и депрессивного состояния сотрудников (Тест Люшера) в Поликлинике № 2 МУЗ «Городская клиническая больница №1»
Обработала полученные результаты и их интерпретации, составила развернутую интерпретацию полученных данных.
Практика оценена на _____________
Руководитель практики _________________________ /__________________/
Заключение.
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно знакомиться с работой психолога менеджера по персоналу.
Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом. Во время прохождения практики я научилась проводить психодиагностические исследования, обрабатывать полученные результаты и их интерпретации, составлять развернутую интерпретацию полученных данных.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодится мне в дальнейшем при построении своей профессиональной деятельности.
Использованная литература.
1.Карандашев В.Н. Психология, введение в профессию./Карандашев В.Н. — М., 2000
2.Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).
— М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с, с. 33-35.
3.Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 638 с. — (Справочник).
4.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 640 с. Илл
5.Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005. -224 с.
6.Корпоративный кодекс МУЗ «Городская клиническая больница №1»
7.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002 — 512 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
8.Дуда Вл. И. Акушерство: Учеб. пособие / Вл. И. Дуда, В. И. Дуда, О. Г. Дражина; Под ред. И. В. Дуды. — 3-е изд., испр. — М.: Издательство Оникс, 2007. — 464 с: ил.
9.Кулаков В. И., Серов В. Н., Гаспаров А.С. Гинекология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2005. – 616 с.: ил.,табл.