Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности , составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека, как личности, обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает усвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
Формирование человека, как личности, требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Социальный педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Эффективность воспитания состоит в самостоятельном выборе и осознанном принятии детьми содержания и целей деятельности.
Роль чувств в формировании личности. Воспитание чувств
... направлять и поддерживать активность человека на определённом уровне. В данной роли кроме чувств и страстей ... есть две стороны. Одна заключается в том, что эмоции могут явится отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут ...
Таким образом, воспитание представляет собой не только общественно необходимый процесс подготовки детей к общественной жизни , но и процесс формирования внутренней духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе.
Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном процессе.
Объект исследования:, Предмет исследования:
Задачи:
1.Раскрыть понятие воспитание и его специфику.
2.Раскрыть понятие закономерности воспитания и их сущность.
3.Раскрыть понятие принципов воспитания.
4.Изучить взаимодействие участников воспитательного процесса, как одной из форм реализации принципов воспитания.
5.Раскрыть сущность процесса самовоспитания.
6.Раскрыть сущность деятельности социального педагога в школе.
Методы исследования:, Структура работы:, Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы закономерностей и принципов воспитания.
1.1. Понятие воспитания, его специфика.
перехода первобытного человека от животнообразных
домашне-семейные фор
спартанской системы
В 17 веке педагогика была вычленена как особая наука в системе философских знаний. Предметом педагогики является целенаправленное влияние взрослых ( в первую очередь родителей и педагогов ) на развитие и формирование детей. Длительный опыт истории школьного и домашнего образования показал, что как бы хорошо не была организована передача знаний детям, одного учебного процесса недостаточно для формирования зрелой личности. Только соединение учебного и воспитательного процессов может привести нас к желанной цели.
Чтобы выяснить, что такое воспитание и как его организовать, целесообразно, прежде всего, разобраться в его специфике. Для этого сравним воспитание с обучением по некоторым параметрам.
Обучение направлено, прежде всего, на то чтобы дать человеку правильные представления, понятия, знания об окружающей среде. Поэтому в его основе лежит процесс познания. Задачи у воспитания другие — создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям общества, да и самого человека, формирование качеств его личности, характера, направленности, привычек, влияющих на поведение человека и его отношения с другими людьми ( 11; С.216).
Имеются различия и в последовательности совершенствования рассматриваемых процессов. Для обучения характерна довольно простая последовательность: сначала даются одни знания, затем следующие, и так в течении всего периода обучения. Формирование качеств личности не совершаются столь же последовательно. Какие-то из них вызревают одновременно, какие-то раньше или позже, но это длительный и вариативный процесс, и, соответственно, организация его не может строиться лишь в порядке простой последовательности. Воспитательный процесс совершается комплексно, во взаимосвязи многих элементов.
Программировать обучение не так уж сложно. Время от времени создаются программы. А вот программировать воспитание это куда сложнее и предпринятые до сих пор попытки нельзя назвать успешными.
Существенно отличается контроль за ходом и результатами обучения и воспитания. Проверить, усвоены ли детьми знания и как они усвоены, появились ли у них навыки, не так уж сложно. Для этого достаточно задать вопросы по изученному материалу и выслушать ответы, посмотреть, как они выполняют практические задания, — и все станет ясно. А как проверить сформировались лм необходимые качества личности или как развивается процесс формирования нужных качеств. Выяснить это сложнее, контроль здесь затруднен.
Роль чтения в воспитании личности
... Всего удивительного, что несет в себе чтение, в одном докладе не раскрыть. И все-таки трудно ... литературу. Что нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитие моральных навыков и ... Осознавая себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то из ... при чтении через процесс сопереживания и "подстановки". Осознание способности литературы открывать "психологическую дверь" в человека, ...
В целом можно сделать вывод, что организация процесса обучения проще и легче, чем процесса воспитания.
единого учебно-воспитательного процесса
Однако, для успешного формирования личности детей необходимо основательно разобраться в особенностях воспитания и найти удачные способы объединения его с обучением.
Термин «воспитание» в России в 17 в. имел иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскармливание, т.е. правильный рост и развитие. За последние века термин наполнен новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании.
Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей (14; С. 208):
- целенаправленность воздействия на воспитанника;
- социальную направленность этих воздействий;
- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение человеком комплекса социальных ролей.
Необходимо отметить также определенный дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили «тесном»).
В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория , так как оно существует с момента возникновения человеческой истории ( 5; С.23).
Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле, воспитание – целенаправленное влияние на развитие и формирование качеств личности ( 5; С.25).
Педагог оказывает влияние на формирование характера и личности школьника. Такой акт воздействия принято называть воздействием.
Но не надо переоценивать значение этого влияния. Все-таки личность ребенка формируется теми условиями, в которых он живет, и теми отношениями, которые у него складываются с окружающими его людьми. Из этого следует, что воспитание- содействие развитию личности, целенаправленное создание условий для правильного формирования качеств личности (13; С.18).
При этом чрезвычайно важно иметь в виду, что воспитания — не подготовка и проведение мероприятий, и нечто интимное, не поддающееся фиксации и измерению: оно направлено на внутреннее самоизменение личности ( 5; С. 27).
Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.
1.2. Закономерность воспитания, их сущность.
Раскрытие сущности воспитательного процесса предполагает обоснование его закономерностей. Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определения закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогической науки.
Роль семейного воспитания в развитии личности
... воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации - педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма - принцип ... мужчин, облеченных властью. Социальный характер формируется благодаря семейному воспитанию, важнейшими элементами которого могут быть: 1. ...
Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует принять в качестве закономерностей этого процесса. ( 23; С. 29-31)
Воспитание ребенка совершается
Говоря об активности ребенка, нужно знать, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка и определять, что является для ребенка главным на данный момент.
определяет единство образования
целостность воспита
Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию человека — развитию индивидуальности и социализации личности ( 10; С. 215).
Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.
1.3. Принципы воспитания и требования к ним.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения,в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса ( 1; С. 197).
Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательныхзадач.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания( 5; С 34-35) :
1. Обязательность.
2. Комплексность.
3. Равнозначность.
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов( 5; С.24).Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами ( 6; С.62-69) :
- Целеустремленность и общественная направленность.
Отсюда вывод: вся работа воспитателя с детьми должна быть подчинена воспитательной цели, отвечающей потребностям общества.
Влияние воспитания в семье на самооценку ребенка
... воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, поцелуи, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование ... 2. Формирование самооценки 2.1. Родом из детства Откуда самооценка вообще берется? Первоначально это - присвоение ребенком оценки ... отношение к собственной деятельности. 1.3. Завышенная самооценка Помимо высокой и низкой самооценки существуют их ...
- Связь воспитания с деятельностью и трудом.
Отсюда принцип: воспитание необходимо осуществлять через специально организованную деятельность детей. Воспитатель есть, прежде всего, организатор деятельности детей.
- Опора на положительное
- Принцип гуманизации воспитания
5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Отсюда еще один принцип: работа педагога с детьми должна строиться на гуманной основе, сочетая уважение, чуткость, внимание, доброжелательность педагога по отношению к детям с разумной требовательностью к ним.
— Личностный подход . Объединение школьников в коллектив основано на том, что у них немало общего, и это облегчает как их обучение, так и воспитание. Поэтому говорят, что школьное воспитание напоминает массовое производство. Однако все равно все дети разные. Они различаются полом, темпераментами, накопленным опытом, характерами, у каждого есть немало специфических черт. Для успешного общения и взаимодействия с ними педагог должен учитывать их особенности и, по возможности, приспосабливаться к ним. Школьникам известно, что если учитель их не понимает, если, обращаясь к старшеклассникам, полагает, что перед ним несмышленые малыши, то совместная деятельность с ним становится крайне трудной. Педагогу необходимо изучать особенности каждого ребенка. Каждого включать в активную, полезную для его воспитания деятельность. Каждому помогать преодолевать возникшие у него трудности. Стимулировать самостоятельность, самодеятельность и самовоспитание каждого ребенка.
- Принцип единства воспитательных воздействий.
- Принцип воспитания в группе и коллективе.
- Опосредованность и неявность воспитательного воздействия.
Классификация принципов воспитания по М.И. Рожковой :
-Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка, как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует заботу о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
-Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
-Принцип индивидуальности воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специфических задач, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
- Принцип социального закаливания требует включения воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия общества, у воспитанников вырабатывается социальный иммунитет.
- Принцип создания воспитывающей среды требует таких отношений чтобы у ребенка формировалась социальность ребенка.
Прежде всего важна роль идеи о единстве школы, педагогов, учащихся, сплочении коллектива.
Документационное обеспечение деятельности социального педагога ...
... работы социального педагога. Социальный педагог планирует свою деятельность по трем разделам: срочная (текущая) работа; перспективная (проектная); планы взаимодействия с различными социальными ... Журнал учета работы социального педагога 15 Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения. Социальный педагог ОУ может иметь следующую документацию (по согласованию ...
Отсюда вывод: собственно воспитательные намерения и действия педагогов должны проводиться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.
Выводы по 1 главе.
В данной главе рассмотрена специфика процесса воспитания, выделены некоторые исторические этапы развития педагогики и воспитания, как составной части данной науки. Сравнены процессы обучения и воспитания. Раскрыто понятие закономерность воспитания, выделена классификация закономерностей. Выяснено, что на основе закономерностей разрабатываются принципы воспитания. Рассмотрено несколько классификаций принципов, дана характеристика каждому принципу воспитания.
Процесс воспитания — это специально организованный педагогический процесс, в котором реализуются социально- педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Воспитание направлено на внутреннее самоизменение личности. Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.
В воспитательном процессе существуют различные принципы опираясь на которые воспитание приводится в действие.
Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.
Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Поэтому подходить к выбору и проведению принципов воспитания надо творчески и с ответственностью.
Таким образом, воспитание можно представить как процесс организации жизнедеятельности детей, в ходе которой обеспечиваются установление, закрепление и превращение в качества личности их собственных культурных отношений с окружающими людьми, природой и всем миром.
Глава 2. Механизмы реализации принципов воспитания в учебном процессе.
2.1. Взаимодействие участников воспитательного процесса, как одна из форм реализации принципов воспитания .
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.
Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осуществления преемственности поколений. В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имеющий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраняется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.
«Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного ...
... эстетического воспитания и формирование эстетической культуры школьников будет проходить более эффективно. 2. Формирование эстетического воспитания в развитии учащихся. Природа - эффективное средство эстетического воспитания учащихся. Эстетическое воспитание средствами ... вкуса и эстетического воспитания. Искусство пейзажа обращено ... соперничать педагогу». Нужно привлечь внимание учащихся неповторимым ...
В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет по крайней мере в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.
сотруднический тип взаимодействия
- сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе;
- создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности;
- позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалого вое взаимодействие . Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.
Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса.
В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.
Возрастные особенности музыкальной деятельности ребёнка
... ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте - через импровизацию. Итак, возможность импровизировать в дошкольном возрасте несомненна, как несомненна и польза таких занятий для личностного и музыкального развития ребенка. Может ... хочет сыграть домашнее задание?" она первой подняла руку и немало удивила своего педагога, благополучно исполнив сложную для себя пьесу. Я привожу этот случай, как пример ...
Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших).
Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит односторонний, опекающе-потребительский характер. (8 ; С. 29-30) …Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение( 22; С. 28).
Конфронтация может быть следствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, психологической несовместимости людей. Конфронтация характеризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к другим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.
Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как кон фликт , поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.
Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия(24; С.455) . В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием: а) поиска, когда сталкиваются новаторство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эгоистическими побуждениями, когда корысть подавляет все другие мотивы.
Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный конфликт. Неконструктивный он тогда, когда одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений(17; С. 174-175)
Подавление
Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данного типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Взаимодействие-подавление приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, неприязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимодействия, очень опасно, так как у одних формируется пассивность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других — деспотичность, агрессия по отношению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это нелегко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.
Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...
... «Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям «. Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей. Предмет исследования: технология социально педагогической работы с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова. Цель ...
Индифферентность
Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением условий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкретной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, проявлении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отношения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жесткие требования. Безусловно, применительно к конкретным условиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодействия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участников процесса.
Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности.
Коллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.
Взаимопонимание предполагает заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, педагогами и учащимися формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его. При этом существенное значение имеет не только знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысление конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит решать сообща. В школьных коллективах проводится ряд специально организованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию педагогов и учащихся, ускоряют эти процессы. Примером этого может быть беседа «Мир наших увлечений». Полезно провести подобный разговор с участием всех педагогов, работающих в данном классном коллективе, и детей со своими родителями.
Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между педагогами и учащимися стали традицией в школах, где взрослые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области литературы, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше понимать друг друга и в других видах деятельности.
Поменяться ролями, встать на место ученика и наоборот — необходимо, чтобы лучше понять друг друга. Так, в новой роли оказываются школьники в дни дублера. Можно спорить об их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситуации учителя в своем ученике увидят себя, а школьник поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учительского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих педагогов. Нужно находить и возможность включать учащихся в учебно-воспитательный процесс в качестве учителей и воспитателей не только в праздники, но и в повседневной жизни школы.
Развитию сотруднических отношений между педагогами и учащимися способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники.
Трудно осуществить сотрудничество педагогов и учащихся и добиться высокой его эффективности, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из самых слабых сторон выпускников педвуза, часто встречающейся трудностью является установление контактов с детьми, правильных взаимоотношений с отдельными школьниками и коллективами детей.
Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной деятельности надо готовить не только педагогов, но и школьников. Если в школе проводится планирование, важно предусмотреть обсуждение этого вопроса и с педагогами, и с детьми или хотя бы с активом учащихся. С педагогами пойдет речь об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о способах привлечения учащихся к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества детей. С активом школьников будут обсуждаться вопросы организации коллективного планирования, привлечения к этому процессу педагогов школы, родителей, тактичного поведения школьников в процессе коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсуждение педагогами и школьниками предстоящих дел, роли в них членов коллектива, взрослых и детей.
формы познавательной деятельности:
самовоспитания
Открывая перед учащимися перспективы их роста и развития, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностей. Работа учащихся над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит постоянный характер и дает ожидаемый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, становится недостижимой, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или практически к бездействию.
Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагогов задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы.
Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся.
Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.
2.3. Деятельность социального педагога в школе.
Социальный педагог- это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных, педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации, которые реализуются в педагогической деятельности разных специалистов школы. ( 25; С.66)
Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Еще задолго до прихода в школу ребенок включается в определенные отношения с людьми по месту жительства. Поэтому и работу с детьми в микрорайоне надо начинать с младшего школьного возраста, и в первую очередь с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей- и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.
Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики, тесты, опросники, анкеты и др.
Совершенно очевидно, что диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.
В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег — учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, наконец, родителей и самих учащихся. Для этого любое исследование начинается с предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя Учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначения исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда должны быть правдивыми. То есть, лучше не предавать широкой огласке какие-то данные, чем солгать. Кроме того, в процессе исследования социальный педагог может получить совершенно конфиденциальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Устанавливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и функционала административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронате, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся — сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения и того или иного обучающегося или сотрудника в судебных и административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в экстремальную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан.
Важное место в деятельности социального педагога занимает стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.
Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что во весь рост встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским культурным традициям.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социальной работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами населения, обществом.
Социально значимая деятельность детей — это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере ( 13; С. 31) .
В качестве авторов социальной инициативы выступают отдельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организатору практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объединить усилия разных людей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных будущим России.
Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по (13; С 33-34) :
- разъяснению государственной политики в области детско-молодежного движения, оказанию помощи в программировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;
—организации активного сотрудничества общественных объединений с государственными структурами, спонсорами, неправительственными организациями, средствами массовой информации:
- разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ;
- созданию эффективной системы материально-финансовой, организационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреждениях;
- обеспечению бюджетного финансирования, организации и координации детско-молодежного движения;
- установлению и развитию контактов с детскими и молодежными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями детско-молодежного движения;
- решению вопросов занятости детей и молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
- созданию системы подготовки будущих лидеров России;
- содействию молодежному предпринимательству;
- совершенствованию системы эстетического воспитания детей, способствованию развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи;
- поддержке талантливой молодежи, творчески способных детей в реализации их собственной художественной и созидательной природы.
Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам общественности, детям и взрослым в этом сложном деле. Следует отметить, что программирование — один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педагогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оздоровления и культурного обновления условий жизни. Поиск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени и деятельности социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом ( 13; С.35).
Неправильно полагать, что функция социального педагога состоит в том чтобы придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме.
Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать. Ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим аккуратно и квалифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэтому на первых этапах работы социальному педагогу нужен грамотный помощник — экономист или бухгалтер. Многочисленные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые разными ведомствами и фондами, знаменуют собой наступление нового этапа — рынка социальных проектов, на котором социально-педагогические проекты и программы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга социального педагога существенно повышают его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.
Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно, и мы сделали попытку лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога не вписывается ни в какие схемы и графики. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.
В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием.
Выводы по второй главе.
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе. …..Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Не стоит забывать что главным субъектом является сам ребенок, поэтому в качестве важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника.Ребенок обучается в классе, который является основным структурным элементом школы. Поэтому именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.
Только учитывая все эти составляющие можно построить учебно-воспитательный процесс результатом, которого будет воспитание современной, всесторонне развитой и гармоничной личности.
Заключение.
Цель курсовой работы — рассмотреть общие закономерности и принципы воспитания применяемые в современном обществе.
Нами была проанализирована специальная литература по проблеме исследования, рассмотрены основные принципы воспитания и механизмы их реализации в учебных заведениях. Выявлены основные пункты работы социального педагога в школе.
На основе проведенного исследования мы выяснили, что как бы ни была сложна область педагогической деятельности, как ни бесконечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, но совершенно определенные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагогики как науки.
В процессе воспитания, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов и решений. Это может быть достигнуто в тесном союзе теории и практики, в совместном поиске прогрессивных методов обучения и воспитания. Поэтому специалиста сегодняшнего дня должны отличать высокая общая культура, инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Список литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-zakonomernosti-i-printsipyi-vospitaniya/
1. Андреев, В. И.
Педагогика: [Текст] учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 2-е изд.–Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Бабанский, Ю. К.
Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. ; под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд. , доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.
3. Балл, Г. А.
Норма деятельности- категория педагогическая [Текст] / Г.А.Балл // .Педагогика.- 1992.- № 3.- с. 43-48.
4. Галагузова М.А.
Социальная педагогика [Текст] : курс лекций: учеб. Пособие для студентов .высш. учеб. Заведений / М. А. Галагузова; под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 416 с.
5. Гликман, И.З.
Теория и методика воспитания [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман – М.: ВЛАДОС., 2002.- 176с.
6. Дошкольная педагогика [Текст] Конспект лекций / Авт. сост. В.А. Титов.- ……М.: Приор-издат., 2002.- 192с.
7. Закатова, И.Н.
Социальный педагог в школе [Текст] / Под. ред. Сеневко.- М., 1996.- 70с.
8. Иванов, И.П.
Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П. Иванов.- М., .Просвещение, 1990.- 194с.
9. Караковский, В.А.
Воспитательная система школы: проблемы управления [Текст] / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.- М., 1997.- 112с.
10. Козлов, И.Ф.
Методика воспитательного процесса [Текст] / И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, …..Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин.- М.: Просвещение., 1969.- 336с.
11. Лихачев, Б. Т.
Педагогика: [Текст] курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей, ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992. – 528 с.
12. Нигматов, З.Г.
Нести энергетику культуры и знаний [Текст] / З.Г. Нигматов // Студенчество : Диалоги о воспитании .- 2005.- №1.- с. 2-3.
13. Никитина, Л.Е.
Социальный педагог в школе [Текст] / Л.Е. Никитина.- 2-е изд..- М.:
Академический проект, 2003.- 112с.
14. Обозов, Н.Н.
Психология межличностного познания [Текст] / Под ред. Н.Н.Обозов, А.А. Бадалаева .- М., 1981.-174с.
15. Основа общей педагогики [Текст]: учеб. Пособие для вузов. Ч. 2. / В. А. Сластенин; И. Ф. Исаев; Е. Н. Шиянов.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2002. – 256 с.
16. Осухова, Н.Г.
Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем [Текст] /Н.Г. Осухова // Педагогика.- 1995.- №3.- с. 60-65.
17. Петровский, М.Г.
Психология [Текст] словарь / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990.- 258с.
18. Пидкасистый, П.И.
Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998.- 598с.
19. Пидкасистый, П.И.
Педагогика [Текст] учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 470с.
20. Поляков, С.Д.
Психопедагогика воспитания [Текст] / С.Д. Поляков.- М. : Новая школа, 1996.- 160с.
21. Подласый, И. П.
Педагогика [Текст]: новый курс: учебник для вузов; В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1999. – 256 с.
22. Рожков, М. И.
Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / М. И. Рожков; Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 256 с.
23. Рожков, М. И.
Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / М. И. Рожков; Л В. Байбородова. – М.: Владос – Пресс, 2004. – 384 с.
24. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / В 2 томах.- М., 1993.- т.1,2.- 450с.
25. Методика и технология работы социального педагога [Текст] Учебное
пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Алмазов, М.А. Беляева,
Н.Н. Бессонова и др..- М.: Издательский центр «Академия» , 2002.- 192с.
26. Чекалова, Н.Н.
От сердца к сердцу [Текст] / Н.Н. Чекалова // Открытая школа.- 1997.- №5.- с. 23-24.
27. Шадриков, В.Д.
Духовные способности [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Магистр, 1996.- 98с.
28. Щуркова, Н. Е.
Собранье пестрых дел [Текст]: метод. материалы для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. – 2-е изд. – М.: Новая шк., 1994. – 96 с.