самооценка школьник отметка
Формирование нравственной, социально активной личности — главная задача образования. В исследованиях Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной отмечается, что центральной характеристикой любой личности является «Я — концепция». «Я — концепция» — это осознанная и относительно устойчивая система представлений личности о себе. На ее основе человек строит отношение к себе, свое взаимодействие с другими. Неотъемлемой частью «Я — концепции» является самооценка.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе, адекватную самооценку. Самооценка играет важную роль для маленьких детей, потому что она является ключевым фактором во всех отношениях жизни. Чем увереннее себя чувствуют дети в отношении своих общественных, физических и умственных успехов, тем скорее они сумеют их достичь. И наоборот, чем не увереннее себя ощущают дети, тем больше вероятность их неудачи.
Ребенок приходит в мир без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. На формирование самооценки большое влияние оказывают положительная (отрицательная) оценка своего внешнего облика в сознании ребенка, а также в оценка своих успехов и неудач.
Дискуссия на тему оценки знаний не раз проводилась в печати. Многочисленные рекомендации, а так же споры, продолжаются уже не один год по проблемам «отметочного» обучения в общеобразовательной школе. В первом классе оценивание учащихся отменено. Отметки не выставляются чтобы самооценка ребенка не пострадала. Ведь первоклассники не разделяют оценку себя как личности и оценку себя как учащегося.
Тема становления самооценки младшего школьника является очень актуальной в современном мире. Ребенок становится субъектом учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной самооценки, которая является частью фундамента для дальнейшего самопознания и самообразования. Считается, что на формирование самооценки младшего школьника огромную роль оказывает оценочная деятельность учителя. Данное влияние в формировании самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина, М. М. Безруких).
Исследование самооценки личности
... самооценка, Неадекватная самооценка неадекватную завышенную самооценку неадекватная Самооценка высокая (завышенная) адекватная Самооценка средняя адекватная адекватная Самооценка низкая неадекватная (заниженная) Рис. 5. Виды самооценки личности 2. Методика исследования самооценки личности Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, ...
Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников для педагогической оценки их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке, описывают переживания ребенка. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Школьники уже привыкли, что за свой труд они получают не только устное поощрение или замечание. Положительная отметка в дневнике и в классном журнале — огромный стимул, побуждающий ученика стараться больше работать на последующих уроках. Отметка на уроке должна иметь эмоционально-положительное направление и стимулирующий характер, побуждая ребенка к активной деятельности.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Младший школьный возраст — это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной адекватной самооценки. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. Важно отметить влияние школьной оценки на развитие самооценки ребенка в учебной деятельности. Оценка — это процесс оценивания, выражающийся в виде отметки и развернутом оценочном суждении. Отметка — это цифровое(бальное) выражение знаний учащихся [25].
Проблема исследования: влияние оценки и отметки на формирование самооценки младшего школьника.
Цель исследования: изучение влияния оценки и отметки на формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.
Предмет исследования: процесс формирования самооценки в младшем школьном возрасте.
«ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ...
... Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры: Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и ...
Гипотеза исследования: предполагается, что оценочная деятельность педагога относится к фактору, определяющему формирование самооценки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- изучить литературу, изданную ранее по данной тематике;
- определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
- рассмотреть младший школьный возраст как основный период развития самооценки;
- провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости формирования самооценки от оценок учебной деятельности;
- изучить роль оценки и отметки в развитии самооценки младшего школьника.
Глава 1. Влияние оценки и отметки на формирование самооценки младшего школьника
1.1 Самооценка и ее уровни. Самоосознание и самонаблюдение
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности.
Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [6].
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. В детстве у человека формируется самосознание и начинают складываться первые представления о себе. В связи с проблемой развития и формирования самосознания в отечественной психологии рассматривается и самооценка личности ребенка. По этому вопросу можно выделить работы таких психологов как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин.
В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И.Савонько, Е.А.Серебряковой, В.А.Горбачевой.
Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное, т.е. устойчивое, вне ситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
Р.Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения [5].
Особенности самооценки личности подростков в связи с их уровнем притязаний
... работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 1. Теоретические и методологические основания исследования самооценки личности подростков в связи с уровнем притязаний 1 Современные подходы к исследованию личности подростка самооценка притязание личность подросток Изучение особенностей развития личности ...
Достаточно очевидно, что оценка себя не существует, изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.
Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:
1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.
2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.
В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и вне ситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза [23].
Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.
Уровни самооценки — это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования[15].
Самооценка — результат сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляются качества его личности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:
Самонаболюдение — это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное (т.е. самонаблюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал).
«Влияние взаимоотношений родителей на формирование личности рёбенка»
... личности ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и ... ребенок потеряет интерес к своей деятельности, у него пропадет желание исправлять свои ошибки. Возникнет боязнь нового – ребенок ... личности ребенка- М.И. Буянов, С.В. Ковалёв и другие. Актуальностью работы ...
Важно обратить внимание на то, что самонаблюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение. Практическая деятельность одновременно и проверяет, и формирует качества личности.
Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет место при самовоспитании, это повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.
Для самооценки младших школьников свойственна несамокритичность. Они быстрее замечают ошибки и недостатки сверстников, чем собственные. По наблюдениям психологов, самосознания личности, без которого невозможны самокритичность и самоконтроль как сознательные волевые процессы, происходит опосредованно, через познание людей, которые его окружают. Осознание другого человека дается сравнительно легче, чем себя. Поэтому процесс самоосознания личности несколько отстает от способности осознавать других. На ранних этапах психического развития ребенка такое отставание довольно заметно. Эта закономерность свойственна разным формам проявления самосознания, прежде самокритичности [16].
Важной составляющей самосознания является уровень притязаний. В младшем школьном возрасте он зависит от успеха ребенка в учебной деятельности, а также от положения в системе отношений со сверстниками. Для школьников, которые хорошо учатся, имеют авторитет среди сверстников, характерен высокий и одновременно реалистичный, не завышенный уровень притязаний. Нередки случаи значительных индивидуальных отклонений в самооценке и уровне притязаний младших школьников, случается и существенное различие между самооценкой учащихся разных классов. Знание индивидуальных особенностей самооценки младших школьников является одной из важнейших предпосылок эффективности педагогического управления их социально значимой активностью в процессе обучения и воспитания. Развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе, результатом которого является определенная самооценка, происходит из-за отражения им реальных связей с окружающим миром, которые существуют только благодаря активности личности. При этом важно учесть, что самооценка как структурный компонент образа ребенка, определенная степень его эмоционально-ценностного отношения к себе является постоянно действующим мотивационным фактором в процессе жизнедеятельности личности. Поэтому, направляя активность ученика, предоставляя ей социальной значимости, можно влиять не только на сферу его сознания, а достичь гармонизации развития подрастающей личности в целом. [21].
В процессе формирования у учащихся начальных классов правильного самосознания важно учитывать, что лучше дети узнают себя в деятельности, которую выполняют. А для правильного понимания себя, постижение источников своего успеха в обучении им необходимо научиться видеть себя со стороны. Поэтому уже в младших классах рекомендуется направлять внимание детей на то, как они работают, достаточно старательные и дисциплинированные, не теряют своего времени или целесообразные приемы используют для достижения успеха.
Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности ...
... личность ребенка младшего школьного возраста. Предметом исследования стала самооценка младшего школьника. Задачами курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ роли обучения и воспитания в школьном возрасте; изучение различных факторов формирования и развития личности; анализ роли самооценки в ...
На формирование правильного самосознания влияет также совместная деятельность, что позволяет ученику почувствовать себя участником общественно полезного труда, сравнивать результаты своих стараний с успехами других, осознать свой вклад в общее дело. Работая в коллективе, школьник видит и понимает, на что он способен, осмысливает не только последствия своего труда, но и себя в ней. Совместная деятельность формирует у ребенка представление о себе среди других.
Правильная самооценка стимулирует учебную активность младших школьников, их стремление улучшать достигнутые результаты, быть на уровне требований учителя. Вследствие создания благоприятной нравственной атмосферы в школе, чуткого и одновременно требовательного отношения к ребенку учителей и родителей, положительного опыта школьника в учебной деятельности в структуре его образа закрепляются общественно значимые свойства, возрастает роль мотивации, направленной на повышение уровня уважения к себе, устанавливается согласованность между его притязаниями и возможностями. Благодаря этому он сам начинает менять внешние обстоятельства своего развития. По положительной направленности детской активности это является той психологической основой становления личности, которая способствует формированию потребности в постоянном самосовершенствовании [13].
1.2 Особенности самооценки младшего школьника. Формирование самооценки младшего школьника в ходе учебной деятельности
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно [1].
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению [10].
Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами
... препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Объект исследования: социально-педагогическая деятельность. Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами. Цель работы: проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами. Задачи исследования: Определить ...
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки.
В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего — пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.
Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться.
Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении — важнейший показатель самооценки личности.
Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе [6].
Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе [1].
Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки — один из важнейших факторов развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также собственной деятельности ребенка и собственной оценки ее результатов. Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания.
Самооценка детей младшего школьного возраста развивается своеобразно. А. И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию. Сначала дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, они стремятся сохранить высокую самооценку. Большинство детей, если им предложить оценить свою работу, оценят ее более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом эти дети ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не ставит четыре, а я оцениваю себя на четыре». «Я же не хуже всех, у меня тоже может быть четыре». Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус в классе постепенно ослабевает. Детей отстающих в учении, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, становится все больше, их количество возрастает почти в 3 раза от первого к четвертому классу. Завышенная самооценка, которая присутствует у детей в начале обучения, резко снижается [17]
1.3 Влияние оценки и отметки на самооценку младшего школьника.
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения — быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания — желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности — и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.
Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды. Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются представления о своих правах — праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания.
Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок. С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя — в отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки правильны — часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел. Ребенок — первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен. Но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий — малознающий, активный — пассивный).
Так в жизни школьника появляются новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. В начале он это плохо осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко. Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, с произведениями искусств, с миром природы не только расширяют у детей круг представлений о действительности. У них складывается определенное отношение к ним. В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина).
Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка» [11].
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — один из основных компонентов самооценки.В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность в общении удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений. По сравнению с дошкольным детством круг общения младшего школьника сужается. В первую очередь для него значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него — главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение прежде всего с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают складываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в процессе общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот сложный и противоречивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в общественной жизни, но мотив их деятельности — желание показать себя, выделиться.
На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, причем личность учителя становится менее значимой, но зато устанавливаются более тесные контакты с товарищами, одноклассниками, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в общественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, походами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Они начинают все глубже сознавать те или иные стороны личности сверстников.
В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представление о себе — основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Ориентируясь на оценку учителя, дети сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и т.п., наделяя представителей каждой группы соответствующими качествами. Оценка успеваемости в младших классах, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Поэтому следует помнить, что необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники еще слабо дифференцируют эти понятия. Поэтому негативный отзыв о своей работе они воспринимают как оценку: ты — плохой человек [20].
Если в учебной деятельности младший школьник не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Дети осознают важность компетентности именно в сфере обучения и, описывая качества наиболее популярных сверстников, указывают в первую очередь на ум и знания [12].
Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устный ответ, решение задач и т.п. Первоначально уровень притязаний носит неустойчивый характер (как часто неустойчивыми бывают получаемые в начале учения оценки).
Но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и насколько для него это значимо.
Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.
Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности.
Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
Причинами неадекватности самооценки младшего школьника являются определенные упрощения в тех сферах, которые способствуют развитию самосознания и самооценки, — учебной деятельности и общении. Этот вывод получил теоретическое и экспериментальное подтверждение. Результаты проведенного ею наблюдения позволили конкретизировать предпосылки формирования неадекватной самооценки у младших школьников:
1. Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые младшие школьники ограничивают сферу своей деятельности только увлечением, не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, студии, спортивные секции, не ведут общественную работу, не заняты работой по дому. У них может быть и ограничение контактов со сверстниками, как деловых (отношений «ответственной зависимости»), так и межличностных. Тем самым сужаются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить.
Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенное действие или совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.
Однако ограниченность сферы деятельности и общения не всегда приводит к занижению или завышению самооценки, если этот — пусть узкий — круг общения и деятельности удовлетворяет потребность в самопознании и способствует формированию объективных критериев самооценки.
2. Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно сильно действуют на тех детей, которые отличаются повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценку других. Эти дети верят в то, что мнение другого человека более объективно и беспристрастно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.
3. Слабое развитие оценочных отношений в коллективе, отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников. Нетребовательность коллектива может вызывать не только завышенную, но и заниженную самооценку, поскольку не формирует правильность критериев оценки и самооценки.
4. Случайные успехи или неуспехи — то, что называется везением и невезением. Хотя именно в силу случайности обстоятельств, их кратковременности этот фактор нужно признать менее значимым.
Все перечисленные факторы носят объективный характер, хотя и проявляются при определенных условиях. К субъективным факторам формирования неадекватной самооценки следует отнести, во-первых, отсутствие склонности и умения анализировать результаты и последствия своих действий и поступков, когда противоречия между притязаниями и действительными результатами своих действий осознаются в сглаженном виде и не вызывают внутреннего конфликта. Весьма вероятно, что потребность в самосознании еще не проявила себя. Во-вторых, к субъективному фактору могут быть отнесены уже сформировавшиеся, чересчур заниженные или, напротив, завышенные критерии самооценки.
Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Изучая научную литературу мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью «Я- концепции». Самооценка -это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция». Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность- это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Глава 2. Диагностическое исследование влияния оценки и отметки на самооценку младшего школьника с помощью различных методик
Самооценка — сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности. Это объясняется тем, что в самооценке интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект его будущего. Несмотря на несовершенство этого проекта, он имеет важное значение в регуляции поведения в целом, в том числе и в учебной деятельности.
С самооценкой тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех. Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнана.
Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.
2.1 Методики исследования самооценки младшего школьника
Результаты проведенного исследования.
В исследовании приняли участие учащиеся 3-х классов Алчевской информационно-технологической гимназии в количестве 30 человек.
В качестве методов исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной.
2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
3. Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
2.2 Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (Приложение 1)
По итогам данной методики можно сделать вывод, что 93% учащихся имеют высокий уровень притязаний. У 24 человек завышенная самооценка, что составляет 79%, при высоком уровне притязаний; у 4 человек (14%) — нормальный уровень самооценки при высоком уровне притязаний. У 2 человек (7%) — средняя самооценка и средний уровень притязаний. Учащихся с низкой самооценкой не выявлено.
Полученные результаты представлены в следующей таблице 1.
ТАБЛИЦА№1
Ф.И. |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Общ. показ. |
Кол. показ. |
Уров. самооц. |
|
Антипова У. |
90 |
60 |
40 |
35 |
90 |
95 |
410 |
68 |
Выс. |
|
Бахтин А. |
80 |
60 |
40 |
100 |
80 |
20 |
380 |
63 |
Выс. |
|
Беляев Д. |
50 |
70 |
60 |
60 |
80 |
90 |
410 |
68 |
Выс. |
|
Бронников |
70 |
90 |
45 |
100 |
60 |
60 |
425 |
71 |
Выс. |
|
Василенко |
50 |
40 |
80 |
60 |
50 |
100 |
380 |
63 |
Выс. |
|
Волчанский |
100 |
80 |
100 |
80 |
100 |
100 |
560 |
93 |
Ср. |
|
Гончар В. |
65 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
545 |
91 |
Выс. |
|
Гринберг К. |
90 |
100 |
40 |
50 |
90 |
40 |
410 |
68 |
Выс. |
|
Грищенко О |
80 |
90 |
80 |
70 |
90 |
100 |
510 |
85 |
Выс. |
|
Гусачева Д. |
90 |
100 |
30 |
70 |
100 |
90 |
480 |
80 |
Выс. |
|
Донченко М |
55 |
70 |
70 |
90 |
70 |
80 |
435 |
73 |
Выс. |
|
Заломский |
90 |
90 |
90 |
90 |
60 |
90 |
510 |
85 |
Выс. |
|
Иванов К. |
30 |
70 |
30 |
55 |
70 |
40 |
295 |
49 |
Ср. |
|
Пашин В. |
80 |
40 |
60 |
70 |
90 |
60 |
400 |
50 |
Ср.. |
|
Пивнев В. |
50 |
100 |
50 |
100 |
50 |
100 |
450 |
75 |
Выс. |
|
Петров М. |
65 |
95 |
90 |
65 |
55 |
85 |
455 |
76 |
Выс. |
|
Пономаренко |
50 |
10 |
30 |
90 |
90 |
80 |
350 |
58 |
Ср. |
|
Скридло Д. |
55 |
60 |
35 |
70 |
70 |
20 |
310 |
52 |
Ср. |
|
Стариков В. |
90 |
85 |
50 |
60 |
75 |
85 |
445 |
74 |
Выс. |
|
Шамшина К. |
100 |
90 |
90 |
100 |
100 |
100 |
580 |
97 |
Выс. |
|
Кашуба А. |
100 |
60 |
80 |
70 |
90 |
10 |
410 |
68 |
Выс. |
|
Кашпоров С |
50 |
30 |
30 |
10 |
100 |
40 |
260 |
43 |
Ср. |
|
Кыш М. |
20 |
100 |
100 |
100 |
100 |
50 |
470 |
78 |
Выс. |
|
Колодко М. |
50 |
85 |
75 |
90 |
65 |
60 |
425 |
71 |
Выс. |
|
Костылев Д. |
75 |
10 |
10 |
30 |
30 |
90 |
240 |
40 |
Ср. |
|
Марьенко Т. |
70 |
100 |
65 |
80 |
70 |
75 |
460 |
77 |
Выс. |
|
Мирошниченко |
80 |
100 |
35 |
90 |
85 |
90 |
480 |
80 |
Выс. |
|
Насрелинов |
75 |
85 |
80 |
90 |
80 |
90 |
500 |
83 |
Выс. |
|
Нестерский |
90 |
100 |
90 |
35 |
90 |
80 |
485 |
81 |
Выс. |
|
Шраменко А. |
50 |
100 |
10 |
85 |
55 |
100 |
400 |
50 |
Ср. |
|
2.3 Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
(Приложение 2)
В ходе анализа данной методики выявлено следующее.
Уровни самооценки:
Завышенная самооценка у 33% (10чел) учащихся, адекватная самооценка у 57% (17 чел), с заниженной самооценкой — 10% (3чел).
Отношения с близкими людьми:
Допускают давление над собой 43% (13 уч), довлеют над другими — 57% (17 уч).
Социальная заинтересованность выявлена у всех учащихся (100%), они заинтересованы в социальных контактах.
Индивидуализация:
Допускают свою схожесть с другими 47% (14уч), из них учащиеся с завышенной самооценкой — 5 чел.
Уверены в своей уникальности 53% (16уч), из них с завышенной самооценкой — 6 чел.
Полученные результаты представлены в следующей таблице 2
ТАБЛИЦА№ 2 Выявление эмоционального уровня самооценки
Ф.И. |
Уровень самооценки |
Отношение с близкими людьми |
Социальная заинтересованность |
Индивидуализация |
|
Антипова У. |
Средняя |
Допускает давление матери, отца и дедушки; оказывает давление бабушку, друзей |
Заинтересован в соц. контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Бахтин А. |
Высокая |
Допускает давление мамы и дедушки; оказывает давление на бабушку, брата и сестру. |
Заинтересован в соц. контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Беляев Д. |
Средняя |
Допускает давление мамы, отца, дедушки и бабушки; |
Заинтересован в соц. контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Бронников |
Средняя |
Допускает давление отца, матери, баб., дед., друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Василенко |
Высокая |
Оказывает давление на маму, папу, баб., дед., друзей,. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Волчанский |
Низкая |
Допускает давление друзей, папы, матери, учителя |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Гончар В. |
Высокая |
Оказывает давление на маму, папу, баб.,дед., друзей, |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Гринберг К. |
Средняя |
Допускает давление брата,баб., матери., сестры., друзей; |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Грищенко О |
Средняя |
Допускает давление брата, матери, отца, оказывает давление на бабушку, дедуш |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Гусачева Д. |
Средняя |
Допускает давление брата, матери, отца, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Донченко М |
Средняя |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Заломский |
Высокая |
Оказывает давление на бабушку и сестру. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Признает сходство с другими |
|
Иванов К. |
Высокая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Стариков В. |
Высокая |
Допускает давление брата, матери, отца, друзей. |
Заинтересован в соц.контактах |
Считает себя уникальным |
|
Шамшина К. |
Низкая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Считает себя уникальным |
|
Кашуба А. |
Низкая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Кашпоров С |
Средняя |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Считает себя уникальным |
|
Кыш М. |
Средняя |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Колодко М. |
Высокая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Костылев Д. |
Высокая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Марьенко Т. |
Средняя |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах |
Считает себя уникальным |
|
Мирошниченко |
Средняя |
Допускает давление матери и отца |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Насрелинов |
Средняя |
Допускает давление матери и отца |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Нестерский |
средняя |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Шраменко А. |
высокая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк.. |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Пивнев В. |
высокая |
Оказывает давление на маму, друзей, отца; баб., дедушк |
Заинтересован в соц.контактах |
Считает себя уникальным |
|
Пашин В. |
средняя |
Допускает давление учителя, сестры, баб., матери, отца |
Заинтересован в соц.контактах |
Признает сходство с другими |
|
Петров М. |
средняя |
Допускает давление матери, отца; Оказывает давление на бабушку, дедушку |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Пономаренко |
средняя |
Оказывает давление на бабушку, дедушку |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
Скридло Д. |
средняя |
Допускает давление сестры, отца, матери |
Заинтересован в соц.контактах. |
Считает себя уникальным |
|
2.4 Методика «Три оценки» А.И. Липкиной. (Приложение 3)
По результатам методики были сделаны следующие выводы.
Все учащиеся (100%) ориентированы, ожидают и радуются хорошим отметкам. Если учитель незаслуженно повысит оценку, то этому порадуется 23% учащихся остальные 77% предпочитают адекватную оценку своим знаниям. 63% учащихся считают себя «сильными» учениками. Из них 32% в реальности являются «средними». 37% считают себя «средними» учениками и 18% из них — слабо успевающие ученики.
Из этого исследования можно сделать вывод, что 50% учащихся уже имеют ад…