плавание организм осанка тренировка
Плавание возникло в глубокой древности. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура. Также плавание использовали и в разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград, как в мирное время, так и в ходе военных действий.
Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу человека.
Занятия детей плаванием в раннем возрасте благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации.
1. Теоретическая часть
1.1 Физиологическая характеристика плавания
Специфичность плавания как вида спорта заключается в том, что движения выполняются в водной, необычной для человека, среде. Сила земного притяжения в плавании в значительной степени уравновешена выталкивающей силой воды. Тело человека в воде весит всего 2-3 кг. Во время вдоха удельный вес тела становится меньше удельного веса воды, на выдохе удельный вес тела плавающего немного больше.
Уменьшение веса тела в воде намного облегчает работу плавающего человека. Но сопротивление воды, значительно превышающее сопротивление воздуха, затрудняет передвижение. Сопротивление воды зависит от скорости плавания: чем она больше, тем больше сопротивление.
Обучение плаванию детей дошкольного возраста
... ребенка. Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, ... в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, ...
Сенсорные системы.
При каждом движении в воде происходит раздражение тактильных рецепторов кожи, нервных окончаний в мышцах и суставах. При плавании во время движения головой раздражаются рецепторы вестибулярной сенсорной системы. Если имеются какие-либо нарушения со стороны вестибулярного аппарата, нельзя заниматься плаванием в связи с возможностью несчастных случаев. Нырнув в воду, человек не ощущает ослабленного в воде действия силы земного тяготения и вследствие этого теряет ориентировку. В процессе тренировки в плавании систематические повторные раздражения рецепторов вестибулярной сенсорной системы ведут к повышению ее функциональной устойчивости. Степень реакций, возникающих при воздействиях на вестибулярный аппарат, постепенно уменьшается.
Расход энергии.
Расход энергии во время плавания больше, чем при циклической работе в других видах спорта. Существуют две основные причины этого: во-первых, преодоление сопротивления воды требует дополнительных мышечных усилий (на 1 м пути расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с той же скоростью), во-вторых, большое количество энергии теряется в виде
1.2 Физиологическая характеристика отдельных систем организма детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
Развитие организма детей школьного возраста связано с деятельностью нервной и эндокринной систем. В соответствии с наследственными особенностями развития эти системы обеспечивают управление всеми функциями растущего организма.
Центральная нервная система.
В младшем школьном возрасте нервные процессы характеризуются значительной силой и уравновешенностью, условные рефлексы — достаточно стабильны. В этом возрасте отмечается недостаточность регулирующих влияний коры головного мозга на подкорковые образования. Это выражается в слабости активного внимания и незначительной сосредоточенности.
В младшем школьном возрасте быстро развивается речевая функция. Обучение чтению и письму способствует совершенствованию второй сигнальной системы. Словесная информация становится более полной, способность к отвлечению, абстрагированию повышается. Совершенствуется способность к полному и точному словесному выражению двигательных ощущений. Физическое воспитание обеспечивает более тонкое взаимодействие сигнальных систем и расширяет влияние речи и мышления на двигательную функцию.
Подростковый возраст проявляется в преобладании процессов возбуждения и в нарушении координации движений. У подростков нередко отмечаются угловатость, неловкость движений.
2. Практическая часть
2.1 Структура тренировочных циклов
Плавание является одним из естественных видов двигательной деятельности и представляет собой уникальное средство физического воспитания. Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.
При разработке программы можно охватить два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и лечебное плавание.
Занятия плаванием с детьми раннего возраста
... дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении младенцев плаванию и нырянию. Ежедневные систематические занятия плаванием позволяют научить грудного младенца плавать ... закалку начинайте заниматься с ним плаванием с первого же месяца жизни! Подготовительные занятия в домашних условиях плавание новорожденный упражнение физический Занятия в воде -- это комплексное ...
К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов, на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей).
Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния.
Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах.
Необходимость создания программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
2.2 Плавание как средство коррекции нарушения осанки
В настоящее время здоровые дети составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет. Увеличивается частота выявления разных форм сколиоза. Нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов и приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.
Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две проблемы: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Закаливание особенно важно для ослабленных детей, большинство из которых страдает нарушениями осанки.
Наилучший эффект обеспечивает вода температурой не ниже 28 — 29°С. Иначе не достигается желаемый эффект разгрузки позвоночника.
Продолжительная разгрузка позвоночника в воде дает возможность без ущерба выполнять самые разные упражнения, сочетая их с освоенными навыками различных стилей плавания.
Заключение
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на весь организм. Повышается общий тонус организма, увеличивается выносливость, совершенствуются движения, укрепляется нервная систем. Регулярные занятия содействуют росту и укреплению костной ткани.
Изучив данные первой главы, можно сделать вывод, что плавание с оздоровительной целью можно применять в занятиях со здоровыми детьми школьного возраста и, имеющими ослабленное здоровье и низкий уровень физического развития. В результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных целях плавание доступно и полезно практически всем возрастным группам.
Методика обучения плаванию детей школьного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Необходимо руководствоваться такими принципами, как сознательность, систематичность, наглядность, доступность. Принцип возрастания нагрузки и повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Обучение детей плаванию в раннем и школьном возрасте как средство ...
... здоровья детей реализуется на основе разработанной комплексной методики, базирующейся на средствах начального обучения плаванию и упражнениях общей физической подготовке в воде, систематизированной в программу оздоровительного плавания. Структура работы:, Основное содержание работы: Работа ...
Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.
Эффективной организационно-технологической основой являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей школьного возраста.
Проанализировав данные второй главы, можно сделать вывод, что комплексное применение методов обучения плаванию, способствует прохождению учебно-тренировочного процесса на высоком уровне.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-plavanie-detey-shkolnogo-vozrasta/
1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. — М.: Медгиз, 1956.
2. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. — М.: Просвящение, 1987.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание./ Пособие для инструктора-общественника. — М.: «Физкультура и спорт», 1984.
4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов./Учебное пособие. — М., 2001.
5. Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать./Учебное пособие. — М., 1977.
6. Васильева В.В. Физиология человека. — М.: «Физкультура и спорт», 1984.
7.Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию./Учебное пособие. — М., 1973.
8. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. — М.: «Советский спорт», 1990.
9. Епифанова В.А. Лечебная физическая культура. — М.: «Медицина», 2001.
10.Инясевский К.А., Никитинский Б.Н. Тренировка пловца./Пособие для тренеров. — Санкт-Петербург, 2000.
11.Карпман В.Л. Спортивная медицина./Учебное пособие для институтов. — М.: «Физкультура и спорт», 1980.
12. Коновалов Е. Ты — сильнее воды. — М.: «Молодая гвардия», 1983.