Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены. Большие перемены в нашей стране ставят и дошкольные образовательные учреждения перед множеством сложных проблем:
- обеспечение современного качества дошкольного образования;
- повышения ответственности педагогических коллективов
дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, это детский сад, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, через создание для этого организационно-педагогических условий; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; учреждение учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками образовательного процесса.
Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику, технологию преподавания.
Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обоснования с целью преодоле
В настоящее время каждый педагог, оказываясь перед необходимостью самоопределения, должен ответить на ряд принципиальных вопросов:
- в чем его цели и задачи;
- как он будет организовывать педагогический процесс;
- какими будут критерии успешности его деятельности.
Каждый педагог, какую бы конкретную должность он ни занимал, всегда ориентируется на основные типы взаимодействия с воспитанниками – сотрудничество, диалог, партнерство, сотворчество.
Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в образовании.
Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей разной степени преодолимое. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для инноваций, слабые материальное и моральное стимулирования, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются позитивные факторы. Для воспитателя – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Влияние ситуации развода родителей на развитие ребёнка
... материнской и отцовской любви, инверсии ролей приводят к нарушениям и искажениям развития ребёнка. Качество супружеских отношений влияет на качество ... любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребёнком. несколько вариантов отношений ... с этим можно выделить следующие роли . 2.2 Дети и развод: грани соприкосновения К типу проблемных семей можно отнести ...
Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательного учреждения, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности.
Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных инновационных технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело использовать инновации.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: использование инновационных технологий в дошкольном образовании.
Гипотеза исследования: в наиболее близких и естественных для ребёнка видах деятельности — игре, общении, экспериментировании, предметной и изобразительной, речевой и математической деятельности – происходит интеллектуальное, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие «инноватика», ее происхождение, классификацию и значимость для развития дошкольного образования.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «инноватика», ее происхождение, классификацию и значимость для развития дошкольного образования;
- раскрыть те стороны его педагогической
деятельности и системы дидактических взглядов, которые особенно актуальны на данном этапе развития российской педагогики; - проанализировать педагогически
е идеи инновационных технологий и целесообразность использования их в практике современного образования.
Методологической основой курсовой работы явились результаты исследований, обоснованные и представленные в научных трудах и публикациях представителей отечественной и зарубежной педагогической мысли. В 60-80-е гг. общие и специфические особенности творческой педагогической деятельности исследовались в трудах К.Я. Вазиной, Ф.Н. Гоноболина, СМ. Годника, В.И. Загвязинского, А.Е. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской, Л.М. Фридмана, А.И. Щербакова .
Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, К.Я. Вазиной, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики. Для отечественной педагогики традиционны исследования инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (А.А. Арламов, Ю.К. Бабанский, А.Н. Бойко, Г.В. Воробьев, A.M. Гельмонт, В.И. Гусев, В.И. Журавлев, П.И. Карташов, В.Ю. Кухарев, З.Е. Михайлова, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской ).
Методы психолого-педагогических исследований
... не делает никаких записей. 4. Методы опроса психолого-педагогического исследования Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях применяются в следующих формах: в виде ... процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сила в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях. Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных ...
Основные методы исследования: наблюдение, изучение программ и различных подходов к инновациям, изучение научных источников, анкетирование, обработка исследовательских материалов.
1ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Б. Т. Лихачев дает следующее определение. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
По И.П. Волкову педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
По определению ЮНЕСКО педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
- научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Технология конструирования педагогического процесса
... нет. Технология конструирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна ... педагогического процесса в целом. В передовых школах хорошо зарекомендовал себя метод "педагогического консилиума", предложенный Ю.К. Бабанским. § 3. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса ...
Понятие « педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
— общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
— частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
— локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)