Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Философия Нового времени — это период развития философии в западной Европе в XVI-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

В это время человечество шагнуло в новый период своей истории, отмеченный мощным цивилизационным рывком. За три столетия изменились экономические, политические, общекультурные формы человеческого бытия. В экономике большое распространение получило мануфактурное производство и связанное с ним разделение промышленного труда; всё больше и больше люди стали применять машины. В политической сфере складывались новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве, стали разрабатываться методы претворения этих идей в жизнь. В сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия, подготовившие научно-техническую революцию. Философия же стояла в авангарде всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала и обобщала их.

Философия, участвуя в развитии научного познания и нередко опережая его, стремилась стать «великим восстановлением наук». Философы, подобно Р. Декарту, Б. Паскалю, Г. Лейбницу, порой и сами были первооткрывателями в математике и естествознании. Вместе с тем они не пытались сделать из философии, фактически переставшей быть служанкой богословия, служанку наук о природе. Напротив, философии, как этого хотели ещё Платон и Аристотель, они отводили особое место. Философия должна была выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», сущности, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как «метафизические размышления».

Именно поэтому философов XVII в. называют «метафизиками». К этому надо добавить, что их метафизика не была простым продолжением традиционной метафизики, но стала её новаторской переработкой. Таким образом, новаторство — важнейшая отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой.

8 стр., 3788 слов

Эволюция понятия «материя» в философии и науке

... рассмотрим эволюцию понятия «Материя» в философии и науке. 2. История возникновения понятия «материя» в философии Трудно назвать такую философскую школу ... некоторой цели, а природа предстает как целенаправленная. Большую роль в развитии натурфилософии сыграли взгляды Демокрита (460 - ... и покой две противоположности, определяющие существование мира на основе неизменного закона - логоса. Гераклит является ...

Европейскую философию Нового времени XVII — XIX веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Философия нового времени включает в себя три этапа:

  • Философия XVII вв.;

Философия эпохи Просвещения

Немецкая классическая философия.

В данной работе будут рассмотрены первые два этапа философии Нового времени.

1. Общая характеристика философии Нового времени

1 Начало формирования философского мышления Нового времени

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, а также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени. Если окончательное расхождение мышления Ренессанса и его философии с томистски-схоластическим средневековьем проявлялось как отвержение тогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и «феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смысле слова является их программным выражением в значительной мере уже «осознанных» интересов и взглядов.

Впервые в цельной теоретической форме интересы и воззрения нарождающегося класса — буржуазии были выражены в философии Бэкона и Декарта. Период формирования их систем (приблизительно в последние годы XVI и в первой половине XVII в.) является временем постепенной стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию.

Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в. в Нидерландах. С развитием производства формируются новые общественные отношения и одновременно обостряются противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI в. происходит ряд выступлений и восстаний против испанской гегемонии, которой сопротивлялись практически все слои нидерландского общества. Эти выступления завершаются в 1609 г. первой буржуазной революцией в Европе.

Нидерландская буржуазная революция была первым политическим выступлением во многом еще не созревшего общественного класса — буржуазии.

Во второй половине XV в. державой первостепенного значения становится и Англия, она становиться значительной колониальной и торговой державой. Все это ведет к быстрому развитию мануфактурного производства, которое основывается на наемном труде, т. е. на тех общественных отношениях, которые в сущности чужды феодализму.

Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в буржуазное производство дворянство имеют не вполне тождественные, но совпадающие интересы, в частности в области экономического предпринимательства. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой (и не только в Англии) к ориентации на действительное познание мира, в частности природы, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но которое опиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитие научного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы как конкретная философия Бэкона, так и вообще вся философия Нового времени.

8 стр., 3594 слов

Философия научного познания

... - один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. ... более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму ... истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной фирмой - глубокое заблуждение. В ...

Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство. Поворот к чувственному познанию действительности приносит с собой небывалый рост фактических данных в различных областях как формирующейся науки, так и производственной и социальной (ремесленной) практики.

Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но определенных систем, целостностей. Одновременно с этим перед философами и учеными встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышенной значимости гносеологической ориентации новой философии.

Ориентация на чувственность и практичность познания не является, однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Нового времени, которая повлияла на характер философского мышления того времени. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Если ориентация на чувственность и практичность познания проецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения.

Поэтому с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени.

2 Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии Нового времени

В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами природы, которые раскрывают тайну своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает и исследует вещи.

Новое время — это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических установок и понятий требованиям жизни, философы 17 в. — Ф.Бэкон, Дж. Локк, Т.Гоббс — утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

10 стр., 4922 слов

Анализ научного метода познания Ф. Бэкона

... «философию природы» Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую философию» (т.е. политику). При этом Бэкон ... человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Ф.Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, ...

С другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии авторитаризм схоластической философии, для которой догматы христианского вероучения и положения содержащиеся в работах «отцов церкви» и Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического познания. Они — Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц — видели в истинах математики проявление «естественного света» человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и даже без помощи сверхъестественного «откровения божия» способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р.Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, которое получило название рационализма.

Таким образом, уже с первых шагов формирования новой философии наука поляризует философские воззрения: математика и математическое естествознание воздействуют на философию в направлении преобразования ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совершенно иную архитектуру философских представлений.

Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании был Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Его часто называют последним крупнейшим философом Возрождения и зачинателем философии нового времени.

Ф.Бэкон впервые сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

«Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным». Только истинное знание, по мнению Бэкона, дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира. Два человеческих стремления — к знанию и могуществу — находят здесь свою оптимальную равнодействующую. Английский мыслитель считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса.

Научный прогресс, полагал Бэкон, должен быть достигнут прежде всего за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Бэкон обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент и определенная методика их анализа и обобщения. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция. Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.

Английский мыслитель выделял два типа опытов — «плодоносные» и «светоносные». Первые — приносят непосредственную пользу человеку, вторые — приводят к новому знанию. Разработка методологии проведения таких экспериментов — несомненная заслуга Бэкона, хотя экспериментальный метод в естествознании был изобретен и применялся еще Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи, Галилео Галилеем. Ему же принадлежит заслуга введения в широкий интеллектуальный оборот требования эмпирического обоснования знания.

6 стр., 2625 слов

Проблема метода в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

... устремлены в будущее. В определенном смысле Бэкона можно назвать последним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени. Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития ...

Одной из важных проблем теории познания является проблема истины. При ее решении Ф.Бэкон исходит из того, что Бог создал человеческий разум подобно зеркалу, способному отобразить всю Вселенную. Поэтому истина — это точное отображение предметов и явлений природы, а заблуждение — искажение этой зеркальной «копии» вследствие воздействия различных факторов, которые засоряют сознание и которые Бэкон называет «идолами» (ложные представления, предрассудки, понятия).

Английский мыслитель выделяет факторы, которые порождают эти заблуждения. Среди них: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади», «идолы театра». «Идолы (призраки) рода» обусловлены человеческими чувствами и его разумом, которые часто обманывают нас, уподобляясь неровному зеркалу. Несовершенство органов чувств преодолевает, по мнению Бэкона, экспериментальный метод, который фиксирует явления природы в их независимости от чувств. Кроме «идолов», общих всему человеческому племени, у каждого человека имеется «своя особая пещера» — «идолы пещеры», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы» (индивидуальные особенности человеческой психики и физиологии, характер человека, его воспитание и т.п.).

По Бэкону исправить опыт индивида может коллективный опыт.

И, наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мнений (прежде всего, по мнению Бэкона, взглядов Аристотеля) -«идолы театра». Это оказывает тормозящее воздействие на развитие научного знания. Но как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они могут быть преодолены и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на основе построения новой науки и истинного метода.

Таким образом, учением об «идолах» Бэкон стремился очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.

Рационалистические традиции западноевропейской философии в 17 в. были представлены, прежде всего, Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, физик, физиолог, один из основоположников европейской и мировой философии Нового времени и родоначальник рационалистической методологии в теории познания.

В отличие от Бэкона французский мыслитель оружием непредвзятости сделал метод универсального сомнения, основанного на разумном скептицизме. Это сомнение не есть неверие в познаваемость всего сущего, а лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Декартово сомнение выполняло конструктивную роль, ибо с его помощью происходило очищение разума от стереотипов схоластического мировоззрения и поиск достоверных истин. Сомневающийся человек всегда мыслит, а если мыслит, значит существует. Отсюда знаменитое заключение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Этот принцип означал установку не на усвоение чужих мнений, а на создание своих собственных.

В «Рассуждениях о методе» Декарт всеми средствами рационалистической методологии стремится показать, что, только достигнув присущих математическому мышлению ясности и достоверности, можно надеяться и в других науках достичь абсолютно истинного, непреходящего знания.

Метод, как его понимал Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой.

10 стр., 4733 слов

Философия о природе и сущности человека

... философии определения природы и сущности человека можно систематизировать по-разному. Остановимся на варианте, разграничивающем три подхода: 1. субъективистский 2. объективистский 3. синтезирующий Последователи этих подходов либо разделяют понятия "природа" и "сущность" человека, ... абсолютного и вечного, с идеями, которые направляют мышление и дух человека через его веру. Сущность же человека - в ...

В отличие от Бэкона, который поставил в фокус своей методологии опытно-индуктивные исследования и апеллировал к опыту и наблюдению, Декарт обращался к разуму и самосознанию, а свою методологию ориентировал на математику.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение (величину), фигуру и движение.

Всеобщий и необходимый характер математического знания, по Декарту, вытекает из природы самого ума. Следовательно, главенствующую роль в познании играет дедукция, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

Согласно декартовскому рационализму решающим свидетельством истинности теории является ее внутренняя логичность, ясность и очевидность, а логическими признаками достоверного знания являются всеобщность и необходимость. Они не могут быть выведены из опыта и его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности человеческого ума в процессе постижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания.

Рационалистами были также Спиноза, Лейбниц и другие философы этой эпохи, которые в дедуктивно-математической деятельности человеческого ума, приводящей к необходимо достоверным, совершенно бесспорным, для всех очевидным, как им представлялось, истинам, усматривали основу философской методологии, ее решающее значение для всех наук.

Что же касается опыта, то они отнюдь не пренебрегали им, не игнорировали его. Это уподобило бы их схоластам. Однако они видели в опыте только средство подтверждения и иллюстрации истин, найденных, как они полагали, благодаря тому, что человеческий дух обладает собственным «естественным светом». Эту как бы априорную деятельность человеческого духа рационалисты противопоставляли его опытно-чувственной деятельности.

Таким образом, рационализм и эмпиризм выступают как главные альтернативные позиции в философии Нового времени, между которыми велась непрерывная полемика.

В средине 17 в. формируется альтернативная рационализму (в широком смысле слова) философская линия, которая «в полный голос» зазвучала только в 20 в. Имеется ввиду иррационализм который указывает на бесконечное качественное многообразие реального мира, которое ставит объективный предел для познавательных возможностей «количественно-математического», естественнонаучного разума.

И выражена эта альтернатива в работах одного из блестящих ученых 17 в., математические и физические открытия которого сохранили свою ценность и в наше время, французского писателя, естествоиспытателя и философа Блеза Паскаля (1623 — 1662).

Именно последовательное проведение рационалистических принципов естественнонаучного познания приводит Паскаля к пониманию того, что логико-математическое строгое размышление всегда исходит из каких-то начальных утверждений (аксиом, исходных принципов, постулатов), которые не имеют, и в принципе не могут иметь строгого (логического, математического) обоснования. Такие исходные положения, по Паскалю, человек принимает не «умом» (он их логически не обосновывает), а «сердцем» (верой).

6 стр., 2762 слов

Проблема человека в философии просвещения

... человеческого разума Французское просвещение Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения, решалась она ... над ней; понять, как протекает процесс познания внешнего мира и насколько обоснованы наши ... идей Гоббса, Локка, Юма. Далеко не последнее место в их творчестве занимала проблема человека. Гоббс , которого можно считать одним из ранних просветителей в ...

Если классический рационализм в лице Декарта при анализе познавательной деятельности апеллировал главным образом к активности мышления и сознания, проходя мимо активности бессознательного, то Паскаль по сути дела обращает внимание на эту последнюю. Причем «сердце» помогает разуму, а не противостоит ему, оно является, по мнению Паскаля, гуманистической основой разума.

2. Особенности философии эпохи Просвещения

1 Английские корни эпохи Просвещения

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Англия раньше других стран вступила на путь капиталистического развития. Она была первой страной, где произошла революция, закончившаяся казнью короля. Правда, в 1688 произошла реставрация монархии, но это не могло существенно повлиять на ее капиталистическое развитие. Поэтому не случайно в Англии идеи просвещения нашли благодатную почву. Эти идеи развивали Т. Гоббс (1588 — 1679), затем Дж. Локк и другие мыслители.

Для английских просветителей была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм.

Но английское просвещение было просвещением для избранных, носило аристократический характер. В отличие от него французское просвещение было ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества.

Родоначальником английского просвещения по праву считается Т. Гоббс. Ученик, некоторое время личный секретарь Ф.Бекона и продолжатель линии английского эмпиризма Т.Гоббс подверг жесткой критике дуализм Декарта в его учении о субстанциях.

Гоббс систематизировал учение Бэкона и создал новую форму материализма — механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсом как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понималось при этом, как чисто механическое, перемещение. К движениям и усилиям сводиться и духовная жизнь человека и животных. Они сложные механизмы всецело определяемые извне.

Внешние чувства — источник не только идей, но и всего человеческого познания. Действием окружающих предметов на органы чувств человека создаются первоначальные идеи, которые в дальнейшем перерабатываются умом посредством сравнения, сочетания и разделения идей. Никакой человеческой души как особой субстанции не существует, а вера в бога есть плод воображения.

7 стр., 3308 слов

Немецкая философия конца XVIII — середины XIX столетия

... философов эпохи Просвещения, с которой классическая немецкая философия была тесно связана преемственностью проблематики, мыслители данной школы никогда не стремились популяризировать свои идеи и ... Немецкая философия конца XVIII - середины XIX столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской ...

Однако в центре внимания главных сочинений Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и др. находятся проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, высказанную еще Эпикуром. По Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Для этого «естественного состояния», в котором долгое время пребывали люди, была характерна неограниченная личная свобода. И для обеспечения своей личной безопасности, охраны частной собственности и других личных прав. Люди сознательно решили поступиться ею, вверив ее государству.

Наиболее совершенной формой государственной власти Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его воззрение: религиозные нравственные и даже научные. И, тем не менее, по Гоббсу, каждый подданный имеет право защищать себя. Когда подданный перестает пользоваться покровительством прежней власти, он волен подчиняться новой власти. Так ярый монархист Гоббс логически приходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был.

Учение Гоббса, особенно его натуралистическая концепция государства и права сыграло огромную роль в развитие всего Просвещения.

Формирование просветительской идеи тесно связано и с именем Дж.Локка — первой философской величиной среди плеяды английских просветителей. Дж. Локк был другом Ньютона. Его философия стояла на тех же позициях, что и научная программа выдающегося физика.

Среди идейных источников философии Просвещения особенное место занимает труд Дж.Локка «Опыт человеческого разума» (1690).

Над этим произведением автор работал более 20 лет.

По Локку, не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все человеческое знание проистекает из опыта — внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемыми в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, вкус, запах, звук).

Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения).

Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей.

В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остается неизвестной, и что ум имеет дело с номинальными сущностями.

Познание Локк делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики) и сенситивное (существование единичных вещей).

Последнее оценивается им как наименее достоверное и ясное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент.

Кроме эмпирической теории познания в этом произведении философ разработал также принцип природного права, приложив тот правовой идеал, который в наибольшей степени отвечает потребностям зарождающегося капитализма. Это сочинение Локка содержало позитивную программу. Его идеи сыграли огромную роль в истории философии и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли, Юма; во Франции — на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов XVIII в. — Ламетри, Гельвеция, Дидро; в Германии — на Г.Лейбница, Г.Гердера, Г.Лессинга.

5 стр., 2396 слов

Философия П.А. Флоренского

... само собой разумеющейся в данной интерпретации, - основная идея русской философии есть "идея религиозная", считал П. Флоренский, то есть, ... пошли различными путями. "Русское философское просвещение, - пишет П. Флоренский в рецензии-отзыве на сочинение студента МДА ... Флоренский в своем автореферате в 1925 - 1926 годах. А несколько ранее, в январе 1924 года, Флоренский сделал замечательную запись в ...

2.2 Французский материализм ХVIII века

Хотя родиной Просвещения стала Англия, которая одной из первых стала на путь капиталистического развития, исторически сложилось так, что это движение получило наиболее широкое распространение во Франции в ХVIII веке.

Французское Просвещение возникает как результат понимания необходимости изменений в обществе прогрессивно мыслящей частью общества.

Представители Французского Просвещения разрушили устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявили новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии, и в конечном итоге, идеологически подготовили Великую Французскую революцию 1789 — 1794 г.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

  • деистическое;
  • атеистическо-материалистическое;
  • утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Деистическое направление в философии это направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма).

К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Франсуа Вольтер ( (1694 — 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который страстно выступал против религии, особенно католицизма, считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие. Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности. В отношении познания Вольтер выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому.

Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755) — французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который также выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы, он видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. При этом он отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы.

Монтескье считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения. Именно Монтескье выдвинул идею «разделения властей» — то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную, он также выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:

  • идея приоритета закона;
  • идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Следующим представителем эпохи французского Просвещения был . Жан Жак Руссо (1712 — 1778), который основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он:

  • видел в Боге мировую волю и мировой разум;
  • считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
  • считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);
  • выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т.

д.;

  • был сторонником эмпирического (опытного) познания;
  • считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
  • обосновал право народа на восстание и др.

Французский философ Этьенн Кондильяк (1715 — 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии).

Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии:

  • мир познаваем;
  • человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);
  • окружающий мир является источником всех знаний;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-filosofiya-novogo-vremeni-i-epohi-prosvescheniya/

  • в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);
  • самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует.

Следующим направлением философии французского просвещения является атеистическо-материалистическое.

Атеизм- направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.

Материализм — направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

Наиболее последовательные учения материализма, в том числе и французский материализм XVIII в. в лице Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, выступали и как атеистические учения.

Так, у Гольбаха мы находим одно из первых определений материи: материя — это то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает ощущения.

В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах и др.) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естественные причинно-следственные связи и законы которой являются выражением онтологической целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития.

Многие просветители развивали учение о материи как единства реальности, которой присуще бесконечное разнообразие свойств.

В XVIII в. углубляется метафизическая, механическая идея разрыва материи и движения. В ряде систем материализма усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделенные внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи.

В целом можно сказать, в материализме XVIII в. господствовали метафизика и механизм, но были и элементы диалектики (Дидро).

Дени Дидро (1713 — 1784) — один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:

  • он признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
  • движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
  • отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
  • в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
  • идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

В целом значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества состоит в том, что они:

  • во-первых — четко выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм;
  • во-вторых — освободили философию от многих религиозных предрассудков;
  • в- третьих — дали более реалистическое определение субстанции — материя;
  • выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
  • в — четвертых, подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;
  • в-пятых, обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
  • в — шестых, выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
  • в-седьмых, обосновали идеи социальной справедливости.

Конечно, французский материализм XVIII века отражал особенности естественных наук этого столетия. Он был механистическим, ибо в XVIII веке именно механика выделялась своими успехами в описании природы. В нем не было еще развернутых учений о развитии (хотя о самом развитии, об эволюции они говорили), ибо наука этого периода лишь подходила к основательному исследованию этой стороны природной действительности.

В последующем многие философы, и в частности представители диалектического материализма, отмечали как недостаток французского материализма его «идеализм» в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они, мол, и общественную жизнь и историю объясняют сознанием и волей людей. В последнее время такое понимание общественных явлений оценивается все большим числом философов не как недостаток, а как определенное приближение к истине.

И еще одним направлением философии французского Просвещения является социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв.

Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг.

Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.

Основными идеями социалистов-утопистов являлись следующие:

  • главным назначением философии считал распространение морали и нравственности;
  • этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия;
  • лучшим и практически осуществимым является общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней работает, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное, государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами;
  • коммунистическое общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого революционного порядка;
  • буржуазное общество имеет три основных вида противоречий — между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом), социально-экономические (несбалансированное, дающее то избытки, то кризис производства), моральные (буржуазный брак и т.

д.);

  • идеальное общество — это «общество гармонии», которое будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, высоком уровне экономики, свободе любви и нравов, уважении к Богу.

философия новый время просвещение

Заключение

Таким образом, рассмотрев философию Нового времени и эпохи Просвещения можно сделать следующие выводы:

— Философия Нового времени это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течении которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии — проблема тождества бытия и мышления. Новое время прошло под знаменем торжества рационального дискурса. Поскольку монополией на него обладала и обладает наука, то философия Нового времени может быть понята только как рефлексия над основаниями научного знания. Философия пыталась выяснить, насколько оправданы попытки науки стать господствующим мировоззрением и потеснить религию, искусство и саму философию. В литературе этот период называют иногда «эпохой модерна».

  • Философия Нового времени включает в себя три периода: философию XVII века, философию эпохи просвещения и немецкую классическую философию.

— XVII век — это век научного естествознания и научных открытий. Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

— Родина идей Просвещения — Англия конца XVII в., но особого взлета они достигли во Франции в XVIII в. Эпоха Просвещения ознаменовала новую стадию в развитии европейской классической философской мысли XVII-XIX вв. Философы-просветители выступали за совершенствование общества и человека под лозунгами торжества науки и прогресса. Они ратовали за распространение знаний, за продуманное воспитание человека

Просвещение не было только философским течением, оно соединило в себе идейное и политическое самосознание формировавшейся буржуазии. Деятели Просвещения в Англии и во Франции культивировали культ разума, критиковали феодальные пережитки, отстаивали свободу научного и философского мышления, мнений граждан, художественного творчества, разоблачали различного рода суеверия и предрассудки.

— Философия Просвещения сумела реализоваться практически — в лозунгах и идеалах Великой французской буржуазной революции 1789 1794гг. Это крупнейшее событие европейской истории XVIII в. в свою очередь дало мощный импульс процессу обновления самой философии. Принципиально новым этапом ее развития стало творчество классиков немецкого идеализма конца XVIII — начала XIX вв — наступил третий этап развития философии Нового времени — немецкая классическая философия.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-filosofiya-novogo-vremeni-i-epohi-prosvescheniya/

1. Андрейченко Г.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 380с.

Балашов Л.Е. Философия. Учебник. — М.: НОРМА, 2009. — 565с.

— Гриненко Г.В. История философии. Учебник. — М.: Спарк, 2007. — 655с.

— Кохановский В.П. Философия. Учебник. — М.: «Лань», 2007. — 355с.

— Попов В.Е. Философия. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. — 255с.

— Смирнов И.Н. Философия. Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. — 480с.

— Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.

— Философия. Учебник Под ред. О.А. Митрошенкова. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 455с.

— Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584 с.

— Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.

— Хрестоматия по философии / под ред. А.Р. Абдуллина. — М.: Кнорус, 2008. — 455с.

— Хрестоматия по философии / под ред. Л.Я. Аверьянова — М.: БЕК, 2004. — 656с.

— Штокало М. Философия французского Просвещения Вопросы философии. 2005. № 4.

— Огурцов А.Е. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: БЕК, 2003 — 480с.