- конфликт способствует развитию
взаимопонимания между участниками взаимодействия.
Позитивные функции конфликта;
- информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);
3 сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);
- стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);
- снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);
6 диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).
[ №11; стр. 76-87 ]
К негативным функциям конфликта относятся:
- большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;
- исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;
- уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
- неадекватное (завышенное) восприятие своей группы коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах.
1.6. Стили конфликтного поведения
Уклонение (избегание, уход)., Противоборство, конкуренция, Уступчивость, приспособление., Сотрудничество, При компромиссе
избегания и уступчивости
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Конфликт: понятие и виды. Конфликтная ситуация
... работы Предъявляемым требованиям и т. п.). 2. Виды конфликтов и конфликтная ситуация По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся ... сплоченности и единства в коллективе, разрушением коммуникационной сети и пр. Причины возникновения конфликтов. возникающие и процессе труда; вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; ...
Переговоры, Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
- отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
- соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать
Глава 2. Методы изучения конфликтного поведения. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).
2.1. Методы изучения конфликтного поведения.
Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой целостную систему методов и приемов. Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:
1) структурно – функциональный;
2) процессуально – динамический;
3) метод типологизации;
4) прогностический;
5) разрешительный.
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.
Каждый из указанных методов имеет свои особенности.
1 Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.
Однако слабое место структурно-
2 Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления,
Беседа, как метод психолого-педагогическиих исследований материал
... делает этот метод очень эффективным средством психолого-педагогического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и ... развитию познавательных сил учеников, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы. Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах ...
Важнейший инструмент процессуального анализа — определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.
3 Типологизация — еще один эффективный метод социально-психологического
4 Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.
5 Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.
2.2. Характеристика старшего школьного возраста (в контексте конфликтной ситуации).
В старшем школьном возрасте превалируют гипертимический, демонстративный, и аффективно- экзальтированный типы личности. Что касается темперамента, то абсолютное большинство относится к холерическому темпераменту, можно встретить и не ярко выраженного сангвиника. Мотивация достижения у школьников старшего школьного возрастав основном характеризуется как стремление к успеху. Рассматривая эмоциональное состояние, то здесь можно наблюдать все виды тревожности, но умеренная тревожность превалирует. Самую разнообразную картину можно наблюдать в исследовании поведения в конфликте.
Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации
... позднее было предложено такое представление конфликта: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо ...
Выделяются особенности:
-Стратегия поведения у старшеклассников, имеющих демонстративный тип личности, который характеризуется стремлением выделиться, быть в центре внимания, обладает способностью завоевывать расположение окружающих. —Тип поведения в конфликте напрямую связан с акцентуацией личности, ее темпераментом. Очень ярко можно проследить, что от эмоционального состояния школьника зависит и его мотивы достижения и его работы в стрессовой ситуации, и поведение в конфликтной ситуации. [ №15; стр. 98-101 ]
Глава 3. Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации
3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва
Шкалы обидчивости и мстительности
Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.
Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с соответствующим номером