Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук

В данной работе рассматривается тема «Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук». С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.

Современное российское социологическое знание стремится вобрать в себя всё лучшее, что есть в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. К актуальным проблемам отечественной социологии относятся: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и др. вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в стране.

Социология сегодня — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки.

Цель работы — анализ места социологии в системе общественных и гуманитарных наук.

§2. Социология как наука

Слово «социология» (от. лат. societas — общество и греч. logos — слово, понятие, учение) — «наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798-1857).

7 стр., 3306 слов

Социальная система и ценностные ориентации личности

... система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи). Если судить об обществе с точки зрения взаимосвязей и отношений между индивидуумами, то, как правило, совокупность таких связей накладывается на ... иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных ...

В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) — он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. Термин первоначально означал «обществоведение». Социология и обществознание понятия однопорядковые, хотя и не совпадающие по объему. Общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта социологии.

Существуют различные точки зрения на вопрос о времени и месте возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие — к XVII-XVIII вв., третьи — к XIX в., а четвертые — лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология — это явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или в Китае.

Некоторые исследователи не без оснований находят прообраз социологии в творчестве арабского историка и социального философа Ибн Халъдуна (1332-1406).

Он разрабатывал идеи, занимавшие впоследствии важное место в развитии социологического знания.

Возникновение социологии явилось результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного пространства. Этим периодом стала первая половина XIX в., а этой точкой — Западная Европа. В это время и в этом месте произошло рождение новой науки — социологии. Далее началось ее развитие и распространение в самых разных социокультурных ареалах земного шара.

Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология — одна из самых молодых областей знания. Среди других обществоведческих наук — истории, философии, права, политэкономии — именно социология поставила перед собой цель синтезировать знание о реальных процессах, раскрывающихся в обществе, причем это знание предназначалось для активного влияния на все стороны жизни общества. Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе… может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов” Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.

3 стр., 1314 слов

Роль среднего класса в социальной структуре общества

... достичь более высокого положения в обществе, тем самым развивая эту социальную систему и общество в целом. Главная роль среднего класса в обществе - прогрессивная. Во-первых, ... в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса ...

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. «Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь» Тощенко Ж. Т. Социология Общий курс. Москва «Прометей» 2001г. . Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно.

Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро — и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания. В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру.

Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

Основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность?

Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре «Ядро» — социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся «социумом» точном значения этого понятия. Социальные общности — источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система.

5 стр., 2395 слов

Роль и функции социологии в обществе

... направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др. Социология, изучающая общество как ... социологии Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологии можно ...

Социология изучает социальное. Это понятие является для социологии ключевым.

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит, имеет свой социальный аспект.

Когда индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия, либо когда люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. Вот что такое — социальное. Социология призвана именно это изучать.

§2.1 Функции и уровни познания социологии

Функции

Познавательная;

  • Прогностическая;
  • Управленческая;
  • Ценностно — ориентирующая человека;
  • Мировоззренческая;
  • Структура социологического знания.

Социология, развиваясь, усложнялась, в настоящее время в ней выделяются три уровня познания:

1. Макроуровень. В рамках этого уровня изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов.

Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие — современные), характер изменений общества. Выделяют, например, линейный характер, который по мнению его авторов заключается в постоянстве развития от низших к высшим формам, от простых к сложным обществам. Это путь прогресса. Другая точка зрения, что общество развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками, с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам — в одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже самое повторялось в другой части Земли.

2. Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

3. Микросоциология — третий уровень изучения общества. Приверженцы микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак, в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания.

В организационной структуре социологии как науки существует три независимых уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы;

11 стр., 5043 слов

Общество как социальный способ бытия человека

... общества как системы и выработке совместно с конкретными социально-гуманитарными науками теоретических моделей социума. 2. Понятие социума Стремясь познать общественную жизнь людей, социальная ... дисциплинарных концепциях. Второй путь заключается в познании общественного бытия как такового и составляет предмет социальной метафизики, ориентированной на раскрытие глубинных закономерностей и ...

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность;

3. социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.

Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

социология наука гуманитарный

§3. Социология в системе других наук

После того как мы в общих чертах для себя определили что же такое наука социология, можно приступить к поиску оптимального соотношения социологии с другими науками.

Как соотносится социология с другими, родственными ей науками? Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Подобно другим общественным “наукам”, социология является научной дисциплиной в том смысле, что она располагает систематическими методами сбора и анализа данных, методами оценки теорий в свете доказательств и логических аргументов. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются практически всеми другими гуманитарными науками. Так же в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук. Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию.

3.1 Социология и история

В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история. И история, и социология имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность. Основное различие между ними состоит в том, что история объясняет и описывает социальные процессы в прошедшем времени, а социология — в настоящем и будущем. История концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающих уникальными и неповторимыми во времени и пространстве. То социология же изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

17 стр., 8348 слов

Социология науки

... проблемам науки трудах Э.Маха, В.Оствальда, А.Пуанкаре и др. социальные аспекты развития науки были представлены меньше всего. Правда, были и исключения, например, работа АДекандоля [104|. Для социологии науки ... исследователя сводилась порой к единственной задаче - обнаружению социального существа изучаемых явлений, в том числе и науки, научной деятельности. Теоретические истоки этого явления - не ...

Вместе с тем любая человеческая общность — это не просто совокупность действующих индивидов, а общность или исторически сложившаяся, или возникшая в результате исторической традиции. Таким образом, исторически факты вплетаются в социальную реальность. Там где кончается история начинается социология; но ни исторический, ни тем более социологический анализ невозможен без взаимодействия обеих этих наук.

3.2 Социология и философия

Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология — социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Социология стремится преодолеть ту ограниченность, которая свойственна философии при анализе реальных социальных проблем. Эти науки помогают обществу не только выйти из кризисных ситуаций, но и прийти к разумному управлению и регулированию социальными процессами.

3.3 Социология и политология

В последнее время актуален вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Политология — это научная дисциплина, которая комплексно рассматривает политические проблемы общества. Её предметом является политический процесс как феномен и результат взаимодействия социальных сил. Однако взаимодействием социальных сил занимается социология. Специфика политологии проявляется в том, что она изучает социальные отношения по поводу политической власти. Следовательно, в узком смысле слова она является политической социологией, то есть одной из специальных социологических теорий. Однако в широком смысле политология это- совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук. Поэтому, наряду с другими, она включает в себя и политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы. Во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. Имея общий предмет исследования, они между тем серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более скромную и определенную задачу — выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений. Правовыми науками накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.

9 стр., 4111 слов

Функции и место социологии в системе общественных наук. Виды ...

... социальным группам и общностям. Социология опирается на систематизированные и постоянно обновляемые факты общественной действительности, используя для их установления специальные, свойственные только ей методы анализа. Полученная в процессе социологических исследований ... на общественные процессы. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК До недавнего времени место социологии среди других ...

3.4 Социология и экономические науки

По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника при решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и т.п. задач, связанных с функционированием форм собственности. Социология помогает экономическим наукам освободиться от бессубъектного рассмотрения производства, в полном объеме оценить возможности знаний, воли, мотивов, желаний человека и их влияния на рост производительности труда, качество продукции, повышение социальной эффективности народного хозяйства.

Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п. Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности можно во многом установить с помощью специфических методов, которые находятся в распоряжении социологии.

Социология и экономика. Общее в этих науках — понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях, каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

3.5 Социология и психология

Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социологии различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Коллективная или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее слабо организованную связь “ (толпа, театральная публика и т. д.) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соединенных “, которые изучает социология. Ясно, что они (социология и социальная психология) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главой социологии, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология — изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

21 стр., 10032 слов

Понятие и сущность социологии как науки

... социального познания, освободившего себя от социальных идеологических влияний, в частности, от клерикализма. 3. Социология в системе других наук общества. Её объект и предмет. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук ...

3.6 Социология и идеология

Стоит рассмотреть краткую характеристику связи социологии с идеологией. Это важно особенно в связи с тем, что если раньше считалось: гуманитарное знание не может быть идеологическим, что оно тождественно «научной идеологии» то теперь распространено положение о «чистой науке», свободной от всякой идеологии. Такая позиция — крайность, хотя и имеет под собой определенные основания. Прежде в нашей стране и другие общественные науки были настолько связаны с господствующей идеологией, что с её падением лишились своего основания — ядра научного знания.

Нужно выяснить значение, роль и функции идеологии, что бы определить отношение социологии к идеологии. Идеология это система идей и взглядов: политических, правовых, философских нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп. Главной функцией идеологии является идейное обеспечение её носителей, как отдельных личностей так и социальных общностей. Из этого следует, что идеология сохраняет определенного социального субъекта. Когда у личности, отсутствует или утрачены значимые духовные ценности это в подавляющем большинстве случаев ведет либо к расколу личности (шизофрения), либо различным формам отклоняющегося поведения (агрессия против окружающих или самого себя. суициду).

Если идеология ослабевает в социальной общности, то это ведёт к ослаблению общности, её распаду и даже гибели. Социология призвана способствовать формированию идеологии.

3.7 Социология с экологией и медициной

Некоторые социологи отмечают связь социологии с природными науками. Так, Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе — биологией. Богданов А. Основные элементы исторического взгляда на природу. СПб., 1899. С.151. Не малое место в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания, физической культуры, различных аспектов милосердия. Экология — наука изучающая отношение организма к окружающей его внешней среде, в смысле совокупности условий существования (органических и неорганических).

Экология, изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу (животные сообщества), и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу (растительное сообщество).

Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому, какой является предмет социология. И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов (человек тоже организм).

Здесь может возникнуть ощюшение, что социология тогда не имеет смысла существования. Но это не так. Ведь если люди ни чем не отличаются от амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением — тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив, 300 — и фито — социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.

8 стр., 3565 слов

Место социологии в системе общественных наук

... среди них занимают смысложизненные проблемы. Социология не является философской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, ... социологии. Аналогичные дискуссии были характерны и при рассмотрении взаимосвязи социологии и теории научного коммунизма. В 70 - 80-е годы появился ряд работ, в которых предмет ...

3.8 Социология и педагогика

Тесные связи отличают социологию и с педагогикой. Социальные факты нельзя сводить ни к экономическим, ни к физическим, ни к психологическим фактам и что рассматривать социальные и педагогические проблемы необходимо в органической связи. Это доказал основоположник французской социологической школы Эмиль Дюркгейм. Общим у этих наук является связь воспитания и социализации. А так изучение различных сторон взаимоотношений личности с обществом. Совпадение целей этих наук, методов сбора и анализа формации дает основание для того что бы считать эти науки родственными. Социологами была выделена отдельная отрасль — социология воспитания. Это связано с тем, что главная задача педагога — научить своего воспитанника жить в обществе, достигать гармонии в отношениях с другими людьми, научить реализовывать свою индивидуальность, не может быть выполнена без опоры на социологическое знание. Социология это опора и инструмент педагога. Проблема воспитания может найти решение только в результате совместных усилий разных наук. Методы педагогического воспитания только тогда эффективны, когда применяются на основе учета множества факторов.

3.9 Социология и Антропология

Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.

§4. Объект и предмет социологии

Что бы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования. Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся вопрос об объекте социологии. В поисках собственной специфики социология сталкивалась с серьезными трудностями. Определения типа «социология есть наука о законах и движущих силах развития общества» Социология в СССР. T . I . M ., 1966. С.13 ничего не проясняли, поскольку с таким же успехом можно было бы утверждать, что физика изучает физические законы, химия — химические и т.д.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социология, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.

Объект познания — все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.).

Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Каждая наука отличается от других предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов. Но каждая из них изучает: свою особую сторону или среду объективной реальности; специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности; особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей

Предмет любой науки — это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой больше.

Предмет социологии — социальная сторона жизни общества. Социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения — это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальные отношения — это выражение взаимной зависимости субъектов по — поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими субъектами.

Для полноты картины давайте рассмотрим, как отвечали на вопрос: «Что же такое социология и что составляет её предмет?», основатели социологии.

Огюст Конт (первый основатель социологии) считал: «Предмет социологии — общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие»

Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903) стал еще одним основателем социологии. По Спенсеру, предмет социологии — общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.

По Дюркгейму, предмет социологии — социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты “составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются” (Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990. С. 413.)

Карл Маркс (1818-1883) мыслитель и революционер в Германии и Франции. В середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера. Предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции.

В конце XX — начале XXI столетия возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актёр социальных процессов, изменений. Что можно сказать о предмете социологии сегодня?

П. Сорокин предлагает следующее определение: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой».

Свое понимание предмета социологии дают Ю.Волков и И.Мостовая. Их точка зрения заключается в том, что «социология — это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности, или социальных организаций». Понятие организации, или социальной общности, может трактоваться и как глобальное (мировое) сообщество, и как общество в его традиционном смысле (национальное сообщество), и как микросообщество (социальная группа, секта, клан).

С.Фролов полагает, что социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры он вводит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур автор понимает прежде всего окружающую среду и культуру. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

В.Н. Ковалёв рассматривает предмет социологии как познание социальных отношений людей, которые с наибольшей полнотой и конкретностью раскрывают специфику механизмов взаимосвязи и взаимодействия между общностями и индивидами.

По мнению российского ученого В.А.Ядова: «Социология — это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов; это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях…; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения»

И так вывод о предмете социологии можно сделать такой: предмет социологии — социальная деятельность человека, социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, их функции и структуры. Социология изучает состояния и динамику своего предмета, опираясь на социальные факты и эмпирические данные, получаемые с помощью социологических, а также иных научных подходов и методов.

§5. Заключение

Таким образом, теоретическая важность социология становится очевидной, так как она изучает свойства явлений, которых не имеется в других классах наук и не изучаются другими науками. Определяя место социологии в системе гуманитарных наук, необходимо подчеркнуть, что она как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции без взаимодействия с другими науками об обществе. В то же время социология является специфической наукой об обществе, включает в себя социологическую теорию, которая может использоваться другими гуманитарными науками. Она изучает определённую сферу действительности, имеющую относительную завершённость, наиболее общие свойства и закономерности, присущие всем социальным явлениям.

Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Отраслью знания, помогающей глубже и конкретнее познать социальные общности, в которых осуществляется социальное взаимодействие людей, стала социология.

С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это позволяет понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в современных условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут.

6. Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/mesto-sotsiologii-v-sisteme-sotsialno-gumanitarnyih-nauk/

1. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. «Социология» М. 1998г.

2. Визельман А.М. «Предмет и история социологии» М. 1999г.

3. Волков Ю.Т. Добреньков В.И. Нечипуренко В.Н. Попов А.В. «Социология» М. 2003г.

4. Гофмана.А.Б. «История социологии в памятниках» М.: Канон, 1995г.

5. Лапин Н.И. «Предмет и методология социологии» 2002г.

6. Осипов Г.В. «Социология» М. Мысль 1990г.

7. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт — М, 2001г.

8. Тексты по истории социологии ХIХ — ХХ веков. Хрестоматия. М., «Наука» 1994г.

9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994г.

10. Ядов В.А «Социология в России» М. 1998г.